Главная страница
qrcode

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al tkherr m berg r vel fl a i dr giperaktivnye deti korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница10 из 17
Каталог
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17
IIL Г И ПЕРА К Т ИВ Н Ы ЕДЕТ И И ПОДРОСТКИ ВСЕМ Ь Е , ШКОЛЕ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧТО НЕ ТАК У РЕБЕНКА-НЕПОСЕДЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВСЕМ ЬЕ И ШКОЛЕ. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
К. Нойхаус
Термин «гиперактивность» обязан своим возникновением наиболее бросающемуся в глаза симптому — беспокойному поведению. Отсюда и наибольший интерес специалистов к тому, как успокоить ребенка, гармонизировать его часто ненаправленные, бесцельные движения. Ниже приводится запись наблюдений учителя, в которой помимо непоседливости ребенка обнаруживаются и такие черты поведения, как отвлекаемость, инертность в выполнении заданий, вербальная неадекватность.
Бастиану, о котором идет речь, 11 лет ч мин
Бастиан опаздывает, пришел и оказался единственным, кто сидит в классе не на своем месте ч мин Он ест крендель и объявляет, что «сегодная еще ничего не ел ч 00 мин Подвигает стул сидящего передним ученика вместе с учеником к себе — возникает ссора ч 05 мин Класс сосредоточенно решает задачу, Бастиан громко, навесь класс, спрашивает А где Кристоф и Тим?»
8 ч 10 мин Подходит к учителю и просит у него лист бумаги, так как забыл дома свою тетрадь ч 15 мин Грызет ногти, громко, навесь класс, свистит ч 20 мин Громко, навесь класс, зевает, тянет себя занос кверху ч 25 мин Показывает, чтб он успел сделать за время урока (одна треть того, что следовало сделать ч 30 мин Громко издает неприличные звуки ч
35лш//.*Перемена. Бастиан ссорится с Томасом, не дает покоя Кри­
стиану.
8 ч 40 мин
Бастиан хочет в туалет (перемена только что закончилась ч 45 мин Громко комментирует ответ ученика Я бы тоже ответил ч 5 0 мин Постоянно вертится, отрыгивает ч 55 мин У одного ученика (сидит в первом ряду) закончились чернила. Бастиан кричит Осторожно, чернила летят, швыряет запасной патрон с чернилами вперед, патрон падает на пол и лопается. И т.д.
90

Бастиан должен как можно скорее покинуть школу, он более невыносим — таков вердикт педсовета.
В этой ситуации родители одиннадцатилетнего Бастиана чувствуют себя беспомощными. Они любят своего ребенка, знают его милые плутоватые повадки, ценят его большой интерес к технике, в которой он неплохо разбирается. Родители не могут понять, почему Бастиану не удается придерживаться простейших правил. Такие повседневные действия, как одевание—раздевание, чистка зубов и т. дон крайне растягивает, долго копается. Он неаккуратен, притом еще, что все вещи любит сваливать в кучу, создавая этим настоящие проблемы. Он слишком разговорчив, дает волю своему плохому настроению, обижается на критику, вспыльчив и агрессивен и все еще любит тихо поплакать.
Бастиану надо обязательно добиться того, что он вбил себе в голову, он нетерпелив, постоянно стремится к новым впечатлениям. Мальчику незнакомо чувство страха, он с трудом оценивает степень опасности, так что невольно возникает мысль а подумал ли он, прежде чем действовать Если к нему обращаются с просьбой или требованием, Бастиан может проявлять тупое уп­
рямство.
Он очень забывчив и ненадежен. При всем этом он способен воспринимать очень многое из того, что происходит вокруг. В щекотливых ситуациях он иногда быстро и хорошо реагирует. Родители также озадачены тем, что Б астиан, с легкостью устанавливающий контакты с одним человеком и не испытывающий при этом никаких трудностей в общении, становится невыносим, попав в группу. Родителей беспокоит, что Бастиан более прочные отношения завязывает только с теми, кто склонен к совершению асоциальных поступков, и очень подвержен влиянию таких лиц.
М альчик всегда был трудным. В раннем детстве он отличался тем, что легко приходил в ярость, в детском саду мог грубо вмешаться в игру, начинал командовать детьми, постоянно хотел быть на виду.
Теперь, в школьном возрасте, он с трудом засыпает и иногда встает среди ночи. Его почерк ужасен, он делает много ошибок по рассеянности. Сочинения пишет очень короткие, хотя может прекрасно рассказывать. Его затрудняют задания по математике, если они даны в виде текста. В математике он больше дает советов другим, нежели решает задачи сам.
Родители озабочены тем, что в последнее время у Бастиана чаще стали появляться головные боли, и особено тем, что временами он стал говорить о желании покончить с собой, так как ему ничего не удается. И з-за его необычного поведения постоянно возникают неприятности в классе. Бастиана уже дважды исключали из школы, и это грозит ему уже в третий раз
Родители пытались добиться от своего сына соблюдения правил поведения в школе и дома, прибегая для этого к уговорам, уступкам, то стараясь не замечать его выходок, то проявляя строгость и даже жесткость. Им непонятно, почему младшая сестра
Бастиана (разница в два года) притом же воспитании развивается совсем по-другому. И з-за постоянных трудностей с сыном, непрекращающихся упреков, которые в связи сего поведением приходится выслушивать от посторонних лиц, семейная жизнь супружеской пары подвергается серьезнейшему испытанию , а мать уже просто выбилась из сил. Отец все больше теряет терпение и раздражается при каждой мелочи, что начинает сказываться также и на его работе.
Родители обращались за консультациями в различные учреждения (консультационный пункт по вопросам воспитания, консультационный пункт по вопросам образования, нотам трактовали трудности с сыном преимущественно как следствие личных взаимоотношений родителей. Современный подход к феномену гиперактивности

К феномену гиперактивного поведения и нарушений внимания применялись разные подходы, по-разному расставлялись акценты, указывавшие на условия возникновения этого явления.
В Диагностическом и статистическом справочнике психических нарушений, в редакции 1989 г) гиперактивность отнесена к категории экспансивных нарушений поведения. Характерным признаком этого подвида нарушений поведения является то, что асоциальные моменты в поведении людей, имеющих такие нарушения, скорее вредят окружающим, нежели им самим.
К данному подвиду нарушений относятся расстройства внимания, чрезмерная активность, оппозиционное упрямство и нарушения социального поведения. Часто эти симптомы проявляются как комплекс. Согласно DSM III-R , нормально развивающийся ребенок, с учетом его возрастного умственного развития, может проявлять признаки нарушения памяти, а также неадекватные импульсивность и гиперактивность.
В DSM Ш , в редакции 1980 г, употреблялся термин «Attention
Deficit D isorder Syndrom», который указывал на нарушение внимания как на главный признак симптомокомплекса. Проводилось различие между нарушениями внимания, сопряженными с гиперак­
тивностью и не сопровождаемыми ею. Тем самым подчеркивалось, что двигательная беспокойность необязательно должна сочетаться с нарушениями внимания. (Этой части детей, не проявляющих признаков гиперактивности, исследователи, к сожалению, уделяют еще слишком мало внимания. Эти дети значительно меньше обращают на себя внимание окружающих они не суетливы, не выходят из себя, для них нехарактерна чрезмерная медлительность. Однако в остальному них проявляются те же самые симптомы они также непредсказуемы, шаловливы, забывчивы, реагируют на неожиданно предъявляемые к ним требования неповиновением и слезами или дают после мучительной паузы абсолютно глупый или наивный ответ. Как и гиперактивные дети, они не могут с пользой распорядиться своим потенциалом работоспособности и часто страдают от выраженной неспособности к социальной интеграции II1-R вводит в оборот понятие, объединяющее оба признака нарушение внимания и гиперактивность», и называет критериев, из которых как минимум 8 должны постоянно заявлять о себе на протяжении полугода наблюдений. Кроме того, обязателен еще один критерий наблюдаемый способ поведения должен проявляться у обследуемого значительно чаще, чему большинства людей того же возраста. В контексте трех главных симптомов — невнимательность, импульсивность и гиперактивность — называются следующие проявления- часто болтает руками или ногами или крутится на своем стуле в подростковом и юношеском возрасте это может быть выражено субъективным ощущением внутреннего беспокойства- с трудом сидит на месте, если этого от него требуют другие- легко отвлекается на внешние раздражители- вовремя игр и групповых занятий с трудом может дождаться, пока до него дойдет очередь- выпаливает невпопад ответ еще до того, как полностью выслушан вопрос- с трудом выполняет полученные задания (это не обусловлено оппозиционным поведением или несообразительностью, например не заканчивает выполнение домашних заданий- при выполнении заданий или вовремя игр не может долгое время удерживать внимание- часто перескакивает с одного недоведенного до конца делана другое- практически не может спокойно играть- часто говорит чрезмерно много- часто прерывает других или пристает к ним, например бесцеремонно вмешивается в игру других детей- производит впечатление неслушающего, когда с ним говорят другие- часто теряет предметы, которые нужны ему для школьных и домашних занятий (карандаши, игрушки, книги, задания- часто предпринимает физически рискованные действия без учета возможных последствий (ноне из желания приключений, например не глядя выбегает на проезжую часть улицы
Различают легкую, среднюю и тяжелую формы нарушения, которое должно проявляться до исполнения ребенку семи лет, не подпадая при этом под критерии глубокого нарушения развития. Острые психотические, а также острые и тяжелые невротические нарушения должны тщательно отделяться в процессе дифференциальной диагностики. Необходимо также проводить различие между гиперактивностью и обусловленной возрастом сверхактивностью, нарушениями внимания и гиперактивностью в тяжелых и (или) неструктурированных условиях, беспокойством в форме эретизма болезненной возбудимости) и тяжелыми нарушениями внимания при некоторых формах психических заболеваний. Тренинг родителей
К онцепция тренинга родителей была разработана автором с использованием модели тренинга П. Иннерхофера (Р. Innerhofer) в рамках мультимодального подхода к решению проблемы.
М ноголетняя работа с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания, сочетающегося с гиперактивностью и без нее, показала, что предпосылкой успеха является воспитательская компетенция родителей.
В семье ребенка с синдромом дефицита внимания неизменно наблюдается тяжелое нарушение отношений между родителями и ребенком.
Непредсказуемость, неадекватность поведения таких детей и его тяжелые последствия, в частности школьная неуспеваемость, становятся поводом для непрекращающихся бессистемных попыток родителей принять жесткие меры и наказанием принудить к послушанию. Окружение не принимает детей, они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками. В результате одни все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, иногда к их поведению примешиваются элементы клоунизма. Испытываемый детьми стресс часто вызывает у них головные боли, иногда тики и заикание.
При этом дети хотят быть принятыми в обществе, найти друзей, иметь хорошие отношения с родителями и учителями. Благодаря в цело сохранным интеллекту и эмоциям им часто удается уже слет вполне внятно выражать это свое желание. Входе индивидуальных бесед с такими детьми также выясняется, что они достаточно рано чувствуют и осознают свои недостатки. Дети переживают свою неспособность адекватно обстоятельствам регулировать свое поведение. Так, Тобиас, ребенок 8 лет, говорит Ах, знаешь, другие детине любят меня, потому что я никогда не могу сделать так, как они этого от меня хотят. Поскольку такой ребенок легко теряет самообладание, впадает в ярость, своими поступками или резкими словами провоцирует на грубые выходки других, — возникают конфликты.
Родительский тренинг проводится в группах, состоящих из 5 —
8 родительских пар, дети которых примерно одного итого же возраста. Методика групповой работы хорошо зарекомендовала себя. Занимаясь вместе, родители убеждаются, что они не одиноки в своей беде, создается основа для обмена опытом, в их душевном состоянии наступает облегчение.
Особенности детей и ожидания родителей
Занятия начинаются с того, что родители рассказывают о трудностях, которые доставляют им дети, о возникающих в семье конфликтах. Как правило, это повествования о том, как сложно, тяжело наладить в доме спокойную жизнь, когда ребенок постоянно и во чтобы тони стало хочет настоять на своем, портит вещи, вмешивается в разговоры и требует постоянного внимания.
У дошкольников большие трудности со сном, они чрезмерно шумны вовремя семейных праздников и любых общественных мероприятий, им свойственны непредсказуемые приступы ярости, они постоянно создают помехи другим детям.
В начальной школе к этому прибавляются проблемы с обучением чтению и письму, дети допускают многочисленные ошибки по невнимательности, возникают бесконечные дискуссии по поводу выполнения домашних заданий. Чтобы избавиться от обязанностей, дети прибегают ко лжи, кроме этого, происходят вечные неурядицы между братьями и сестрами.
В подростковом возрасте на первый план выходят такие феномены, как экспансивность, отсутствие усидчивости, отказ от выполнения школьных заданий и, как следствие — резкое снижение успеваемости. Отмечается и склонность к асоциальному поведению. Родители нуждаются в конкретной помощи в решении таких проблем их детей, как неорганизованность, невыполнение домашних заданий, расхлябанность, забывчивость, приступы ярости. Родители хотят обрести покой, так как они постоянно находятся во взвинченном состоянии ребенок возбужден, ведет себя шумно, агрессивно, мать тоже нервничает, пока не грянет гром при этом никому не удается вовремя остановиться.
У родителей вызывает недоумение и раздражение следующая особенность поведения их ребенка он сожалеет, что ведет себя неправильно, и даже согласен слушаться, но тотчас же оказывается, что он забыло своем намерении и ведет себя точно таким же непозволительным образом, как и прежде.
Очень трудно выносить общение с ребенком, который постоянно пребывает в дурном настроении, нетерпелив, упрям и непослушен. На желание родителей поговорить с ним ребенок не откликается, он не в состоянии рассказать, к примеру, как прошли занятия в школе или урок музыки.
М ного неприятностей доставляет отношение к ребенку со стороны окружения — родственников, соседей, воспитательниц и учителей. Их резкие, недоброжелательные отзывы не могут не огорчать родителей.
Родители должны понимать, что происходит сих детьми
Родителям рассказывают о нейрофизиологической основе дефицита внимания, который может быть связан с гиперактивно­
стью. Это нарушение объясняется недостатком в стволе головного мозга тормозящих субстанций, так называемых нейромедиаторов, и недостаточным усвоением глюкозы в передних отделах мозга
(Eichsfelder, 1986; Rothenberger, 1988; Zametkin, 1990; Wender, 1991). Наглядным подтверждением этого могут служить диаграммы измерений эмиссии позитронов и чрезмерное раздражение стимуль- ной области (Conners, Kinsboume, Цель этих объяснений — показать родителям, что у детей с синдромом дефицита внимания имеет место сниж еннная функция фильтрации внешних раздражителей при одновременном высоком пороге раздражения. Этому сопутствуют ослабленная функция импульсной регуляции и поверхностный характер восприятия, мгновенно переключающегося с объекта на объект мозг спонтанно стремится к постоянному поиску новых раздра­
жителей.
Процессы переработки информации сами по себе протекают без нарушений. Дети воспринимают много впечатлений, их внимание работает с большой интенсивностью . Они обладают гипер­
чувствительностью, в них как будто действует сейсмограф, отмечающий настроение окружающих людей, они чувствуют, любят их или нет.
М ультифакторная модель Дугласа (Douglas, 1979) основывается на обусловленности нарушения функциональными особенностями работы мозга (гипотеза конституциональной предрасположенности. Имеются ввиду прежде всего следующие симптомы данного нарушения- ограниченная способность к напряжению внимания- недостаточность торможения несущественных реакций- затруднения с сохранением адекватного уровня возбуждения вменяющейся ситуации.
Поскольку у детей укорочен интервал длительного внимания, они испытывают трудности при заучивании правили особенно в процессе создания схем высшего порядка, в усвоении концепций, стратегий и учебных операций
Указанные недостатки сказываются в тех случаях, когда повышаются объем и сложность воспринимаемой информации, возрастает скорость процессов восприятия, требуются основательность, точность и структурированность действий в процессе работы. Свойственный детям характер восприятия затрудняет им решение задач, требующих последовательного применения поисковых стратегий. Они гадают и прикидывают на глазок там, где от них, скорее, требуется систематический поиск информации, верификация всех возможных способов решения задачи, ретроспективное мышление и неуклонное продвижение к решению.
С казанное относится также к сфере социальных взаимоотношений. У детей наблюдается недостаток мобилизации длительного внимания на таких невербальных видах информации, как мимика, жестикуляция и интонация, в результате чего их реакция часто бывает ошибочной и, как правило, носит импульсивный характер.
Ввиду постоянно слегка повышенного уровня возбудимости, объясняемого сниженной фильтрующей функциональной способностью , гиперактивные дети пытаются более интесивно, чем дети с нормальной регуляторной способностью , дойти до пределов возможного и разрешенного. Такой стиль поведения часто выталкивает их на периферию общения, заставляя быть в классе то Петрушкой, то нарушителем спокойствия, то козлом отпущения. В особой степени им присуще стремление к немедленному вознаграждению . Неудачи оборачиваются у этих детей снижением мотивации к действиям. В частности, неудачи в общении приводят к подавленному настроению , доходящему до депрессии, к агрессивности или упрямству. Все больше начинает проявляться тенденция к избегающему поведению . Это выражается в нарастающей рассеянности, импульсивности, поиске все новых стимулов ив повышении уровня возбудимости, что неизбежно лишь умножает число неудач. Так возникает порочный круг. Вальтер
(W alter, 1991) говорит в этой связи о сужении канала информационного восприятия вследствие повышения уровня возбуждения с последующим ненаправленным действием или паникой и недееспособностью . Результатом всего этого является психическое утомление, когда дети предложенную задачу с порога оценивают как слишком трудную, непосильную для них.
Родителей следует целенаправленно обучать распознаванию и пониманию характерных симптомов у своих детей. В силу своей впечатлительности дети слышат, как растет трава, они за всем успевают следить, быстро, и спонтанно стремятся к контакту (со стороны это выглядит как отсутствие чувства дистанции, быстро во всем разбираются.
Эта впечатлительность объясняет так часто наблюдаемый феномен дети хотели бы послушать, что им говорят, но вдруг ока
Пассольт.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом