Главная страница
qrcode

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al tkherr m berg r vel fl a i dr giperaktivnye deti korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница11 из 17
Каталог
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17
97
зываются вовлеченными совсем в другие действия. Чрезвычайная открытость к внешним раздражителям ведет к тому, что учитель, объясняющий урок, для ребенка не более важен, чем сидящая на стене муха. Дети многие вещи регистрируют одновременно, не умея отделить главное от неглавного. В этом сказываются их эмоциональный голод, гиперчувствительность и эгоцентризм.
Высокой восприимчивостью к раздражителями недостаточностью функции регуляции импульсов объясняется чрезвычайная противоречивость реакций собственное шумное поведение и одновременно чувствительность к громким звукам, издаваемым посторонними источниками, трудности с дозировкой приложения грубой силы и одновременно чувствительность к тактильным ощущениям, неумение оценивать опасность, которая должна была бы настораживать, и импульсивность, с которой совершаются рискованные поступки.
Той же причиной (недостаточность функции регуляции импульсов вкупе с высокой восприимчивостью к раздражителям) объясняются высказывания, возникающие в результате множества поверхностных мыслительных ассоциаций, бесконечные споры, не прошенное вмешательство в разговоры, спонтанное командир- ство». На уровне деятельности тем же объясняется наблюдаемая нерешительность ни один стимул не может достаточно долго взвешиваться (он быстро и импульсивно отбрасывается, ни одно чувство хотя бы на короткое время не удерживается (неприятный раздражитель сразу же отвергается. Ребенок все время ориентированна очередной возникающий раздражитель.
Трудности в регуляции возникающих возбуждений отражаются в том, как быстро вспыхивает и скоро угасает восхищение чем- нибудь, как быстро ребенок впадает в ярость или быстро блокируются действия, если что-нибудь не получается сразу. Часто эти неудачи сопровождаютя приступообразным плачем.
Скользящ ий по поверхности, перепрыгивающий с одного на другое стиль восприятий отражается в ошибках, допускаемых по невнимательности, в неспособности прочесть до конца заданный текста также в неспособности все понять в устно поставленной задаче. Следствием этого являются импульсивное гадание, спонтанный образ действий, при котором невидно включенности мышления. (В группе двенадцатилетних дается задание записать всем о­
менты в поведении учителей, отметив их знаком плюс или минус. На уточняющий вопрос, что он должен сделать, мальчик отвечает Поставить учителям плюсы».)
Родителям важно понять, что колебания настроения могут быть вызваны ассоциациями, внезапно возникающими у детей в процессе восприятия, что сила проявления нарушений у детей может иметь колеблющийся, фазовый характер.
Определенный стимул может приобретать для детей значение сверхважного раздражителя. В этом случае, очевидно, мобилизуется вся их энергия, внимание их концентрируется и кажется, что они регулируют свое поведение. Но это относится только к одному раздражителю, который они субъективно воспринимают как очень важный.
Вывод: родители должны понять, что их дети, конечно же, хотят, например, быть послушными, ноу них не получается!
Почему сейчас так много детей с синдромом гиперактивности?
Родителям следует рассказать о том, что этот синдром существовал всегда. Но сегодня детям с этим вариантом личности, к сожалению , приходится все хуже. Это обусловливается такими факторами, как постоянное увеличение потока раздражителей, нарастание темпа жизни, преобладание вербализма и морализма в воспитании, одновременное уменьшение терпимости к детским ошибкам, проказами шалостям, притом что считается, будто дети очень рано обретают способность к сознательному учению
(Postm an, 1983; Elkind, 1990, Пищевая аллергия. В процессе обсуждения проблемы с родителями отмечается повышение возбудимости детей при аллергической реакции на определенные продукты питания. Оцениваются возможности так называемой эли мин ац ионной диеты
(Egger, Медикаментозное лечение. Подробно обсуждается также возможность фармакотерапии с использованием стимуляторов в том случае, если у ребенка, страдающего комплексным нарушением, возникают проблемы, ставящие под угрозу его личностное развитие. Родители часто выражают опасение по поводу возможного привыкания детей к этим медикаментам, задержки роста, расстройства личности под действием психотропных препаратов и т.д. Хотя вопрос о назначении медикаментов — это компетенция лечащего врача, специалист, ведущий тренинг для родителей должен иметь основательные знания относительно лекарственных препаратов, их эффективности, побочных действиях и необходимости применения прежде всего при наличии у ребенка существенных нарушений в учебе.
Как сказать ребенку о том, что у него не так»?
Если возникает необходимость в коррекционной или медикаментозной помощи, обязательно следует доступным ребенку языком объяснить, что с ним происходит. Сделать это нужном акси­
мально простои честно, используя при необходимости понятную для ребенка символику и сравнения. Так, например, маленький ребенок вполне может представить себе тигренка, сидящего в его теле, или пугливого олененка Бэмби. Дети постарше могут представить, что центр управления, который находится в голове, не знает, на что ему обращать внимание, и переключается с одного на другое. Это похоже на то, что происходит, когда нажимаешь разные кнопки телевизионного пульта (G arber S. W., G arber М. D.,
Spizman R .F ., Школьнику, знакомому с компьютером, можно сказать следующее У тебя в голове находится компьютер сочень большим жестким диском, минимум на 80 мегабайт. На нем находится оперативное запоминающееся устройство (ОЗУ, которое, к сожалению, тоже получилось великовато (великовато детям всегда по нраву, поэтому иногда некоторая часть информации, которая, собственно говоря, должна бы находиться на жестком диске, выпадает с ОЗУ. Мы будем тренироваться, чтобы провода между ОЗУ и жестким диском работали лучше (или мы для этого будем давать тебе лекарства. Такое объяснение детям понятно, и они охотно к нему прислушиваются.
М ногие трудности в воспитании детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью обусловлены неосведомленностью родителей относительно развития когнитивных и психических способностей их детей. Заостряя эту мысль, скажем так на все нужна лицензия, и на воспитание тоже.
Используя модель развития интеллекта, предложенную Пиаже
(Piaget, 1975), мы знакомим родителей с картиной нормального развития и вооружаем их суммой знаний о том, что должен уметь их ребенок в своем возрасте в когнитивном и эмоциональном отношении, и развитие моторики.
Что следует учитывать родителям?
У ребенка имеются особенности (высокая степень открытости к восприятию раздражителей при одновременной функциональной недостаточности их фильтрации, недостаточность импульсной регуляции, а также легкая возбудимость, которые не поддаются изменению и которые должны приниматься родителями как «цен­
ностно нейтральный вариант личности ребенка, тени плохой, ни хороший следует принимать ребенка таким, какой он есть.
Ввиду своей гиперчувствительности эти дети личностно ориентированы и сразу же чувствуют, нравятся ли они человеку и есть ли возможнЬсть общения с ним на равных. Кроме того, у них ярко выражено чувство справедливости, причем не только в отношении себя, но и применительно к другим они сразу же протестуют против проявлений несправедливости.
Благодаря своей восприимчивости к раздражителям они все впитывают и понимают (часто также те вещи, которые не предназначены для их ушей, им все нужно, это охотники и собиратели, им присущи высокая степень потребности в автономии и ярко выраженный сенсорный голод. Дети страдают от своей эмоциональной лабильности (это свойственно и взрослым сданным синдромом в остаточной форме, их настроения меняются быстро, каждая смена настроения сопровождается импульсивными решениями, так что задним числом дети часто бывают недовольны собой. Эмоциональная лабильность и впечатлительность обусловливают их внушаемость. (Только во взрослом возрасте — и тоне всегда — людям удается лучше регулировать свои импульсы однако им тоже требуется определенная помощь.)
Недостаточность стимульной фильтрации в комбинации с вытекающей отсюда гиперчувствительностью обусловливает, например, появление желания у детей ласкаться только тогда, когда они на это настроены в целом им всегда требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к новой для них ситуации. У детей и подростков, вплоть до достижения возраста молодости, отсутствуют внутренние побудительные мотивы к работе, поскольку они не приспособлены к длительному усилию, направленному на достижение определенной цели и предполагающему преодоление трудностей. Они ориентируются на непосредственно действующий краткосрочный сигнал и нуждаются на протяжении долгого времени во внешних мотивационны х стимулах.
Рот и другие (Roth et al., 1990) говорят о так называемой неустойчивости различных функциональных систем, которая является причиной недостаточной адаптированное™ к внешним требованиями соответственно сниженной работоспособности. К сказанному добавляется еще и перегруженность воспринимающих центров мозга раздражителями, в результате чего он не справляется с потоком информации, а это приводит в заметному отставанию гиперактивных детей в умственном развитии (как правило, на 1 — 2 года. Дети и подростки выглядят младше своего возраста, они надолго сохраняют шаловливость, из-за неадекватного реагирования в той или иной ситуации у них часто нарушаются контакты со сверстниками. Со значительно более старшими или младшими ребятами у них, напротив, складываются вполне приемлемые отнош ения.
С трудом устраняются также нарушения сна, прежде всего это касается позднего засыпания в школьном возрасте. Мозгу нужно долгое время, чтобы «отключиться».
Н аш собственный опыт работы более чем с 2000 детей показывает, что склонность к гиперкинетическому синдрому, как правило, наследуется по прямой линии. (Дуглас (1984) также исходит из конституциональной предрасположенности) Однако не следует делать поспешный вывод о том, что хаотичное окружение создает хаотичного ребенка. Скорее, наличие похожей проблематики у одного из родителей создает возможность настроиться на общение с ребенком на основе действительного взаимопонимания. В тоже время, судя по опыту многих семей, усыновивших детей, ив так называемых «нормосообразных семьях гиперактивные дети очень быстро как бы сами формируют себе патогенную среду своими неординарными поступками.
Но есть и светлые стороны...
П ринять гиперактивного ребенка таким , каков он есть, поможет ориентация на его положительные качества. Эти дети часто бывают милы и обаятельны, они веселы и оптимистичны. У них есть чувство юмора. Они могут быть очень предупредительны , охотно помогают нуждающемуся в помощи, заботливы и отзывчивы. У многих детей прекрасное чувство ориентации им ол­
ниен осная реакция на ситуацию при хорошем обзоре происходящего вокруг. Как правило, они смышлены, любознательны, креативны , нередко обладают хорошей фантазией, расторопны и азартны , охотно выполняют физическую работу. Они незлопамятны и не застревают на обидах. У многих из них отмечаются ярко выраженная любовь к животными большой интерес к при ­
роде.
Что происходит в душе ребенка Метод имитационного познания
М ы предлагаем родителям участвовать в ролевых играх, при этом взрослых ставят на место детей, стем чтобы они вжились в положение ребенка, которога без конца порицают, позорят и одер­
гивают.
«Игра в поощрение и наказание позволяет родителям получить представление о том, что происходит в душе ребенка при внимательном, спокойном , дружелюбном обращении и, наоборот, при негодующем, уничижительном отношении к нему. Внимание фокусируется на типичных ситуациях, начиная, например, со злосчастной проблемы выполнения домашних заданий. Проводится игра в оказание плохой помощи демонстрируются предъявление явно завышенных требований, высокомерие, непонимание, ученику адресуются обидные шутки, настойчивое требование решить задачу, призывы напрячь свои мозги. В конечном счете такая ситуация порождает чувство неуверенности, униженности ив конце концбв отказ что-либо делать вообще. Затем в противоположность этому для достижения эффекта контраста проводится игра в оказание хорошей помощи».
Родителям разъясняется метод имитационного научения. При этом подчеркивается, что дети именно в силу особенностей их восприятия и личностных особенностей нуждаются в ясной, предсказуемой, прозрачной, но прежде всего искренне доброй позиции воспитателя
Полезные техники для повседневного воспитания
Наиболее важным приемом является обращение с ребенком при выключенных эмоциях. Чем более спокойным будет в общении с ребенком его родитель, тем легче будет ребенку погасить свое возбуждение и вернуться в состояние регулируемой работоспособности. В этой связи необходимо пояснить родителям, что все люди могут управлять своими действиями только в том случае, если возбуждение, которое они испытывают, не переходит определенного порога. Это относится как к когнитивной, таки к моторной активности. За пределами среднего уровня, будь то страх или ярость, уровень работоспособности резко снижается. У гиперактивных детей исходно высокий уровень возбуждения, который очень быстро переходит верхнюю планку.
За образец спокойствия взрослые воспитатели могут взять себе, к примеру, обитателя джунглей — медведя Балу, который не склонен быстро двигаться и часто урчит про себя любимую песенку Спокойно и уютно, всегда спокойно и уютно. Ему нет охоты, в отличие от маленького гиперактивного карлика-ш им панзе, внезапно кидаться к пальме, взбираться по ее стволу и бросаться оттуда кокосовыми орехами. Действенность приема выключенные эмоции демонстрируется родителям на практике.
Представление о маленьком суслике помогает родителям выработать дружелюбное, окрашенное юмором отношение к ребенку и вместе с этим ту необходимую дистанцию , которая позволяет не принимать близко к сердцу поток сердитых слов. (Этот поток, кстати, мысленно можно отправлять в сточную трубу) Иногда маленькому суслику следует четко указать на границы, за которые его действия не должны переходить. Тут может помочь представление о таком внушительном животном, как дикий кабан, который, недовольно хрюкнув, сразу же ставит суслика на свое место.
Если потребуется, следует повторить ребенку наставление, как себя нужно вести, сделав это более кратко, чем в первый разно сохраняя спокойный деловой тон. Призывать ребенка к соблюдению правил следует, прибегая к технике д .я.ж .» , те. сказать один раз дружелюбно, второй раз ясно и третий раз жестко. Требования формулируются на доступном для понимания детей языке. Вслед за словами должно идти конкретное действие, это поможет усвоить элемент правильного поведения.
Важно уметь вовремя пользоваться приемом удаления с поля деятельности. Дело в том, что дети очень любят навязывать взрослым дискуссию, они ершатся, противятся, так что очень легко поддаться искушению ввязаться сними в морализирующие словопрения. Чтобы сбить накал чрезмерного возбуждения у ребенка, можно на некоторое время самому покинуть комнату или выслать ребенка за дверь. После того как воспитатель успокоился и убедился, что
и с ребенком произошло тоже, следует сразу же продолжить начатое дело, не предаваясь нравоучениям. Пока нет ребенка, полезно сделать несколько движений для собственного успокоения и снятия раздражения поправить постель, открыть окно и т.д. Причем можно позволить себе сделать это более активно и резко, чем требуется.
М ы не устаем повторять, что нельзя при непослушании ребенка читать ему мораль или делать наставления. Вместо этого можно показать ребенку, что его недовольство понятно, но выполнить требование взрослого все же придется. Очень важно также не цепляться к каждой мелочи и не пытаться тут же воспитывать ребенка. Лучше прдерживаться такого правила Все видеть, но воспитывать только на самом важном».
Гиперчувствительность детей должна сдерживать воспитателя, склонного к наклеиванию ребенку ярлыков. Эти детине злопамятны, они могут забыть выговор, простить эмоциональный взрыв или окрик, но их очень ранят обидные формулировки Тыне способен, Тыне можешь. Следует навсегда оставить ворчание.
Важно давать некоторое время на то, чтобы дети привыкли к новым обстоятельствам, поскольку они резко реагируют на неожиданные изменения ситуации и даже могут при этом испытать ступор, внезапное оцепенение.
Ориентация на проблемы ребенка
Итак, ясно, что воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью требует от родителя ориентации на его проблемы. Это означает, что нужно распрощаться со своей любовью к покою и инертностью. Личность воспитателя должна характеризоваться такими качествами, как искренность, чуткость, предсказуемость и прямота. Необходимо быть готовым к любым неожиданностям. Синдром проявляется с разной степенью выраженности, в его развитии имеются различные фазы , и было бы нереально, наблюдая хорошую фазу, считать, что все плохое позади и теперь все будет в порядке. Это время надо использовать как передышку, чтобы набраться сил для трудной фазы , которая может вскоре последовать.
Надо быть готовым к внезапной перемене в состоянии гиперак­
тивного ребенка, принять это состояние как закономерность идей ствовать спокойно и как можно более эфф ективно.
Родителям следует еще раз напомнить, что гиперактивному ребенку свойственна недостаточность функции стимульной фильтрации при одновременно высокой чувствительности к восприятию раздражителей. Следовательно, нужно научиться с этим жить. Кроме того, дети отличаются функциональной недостаточностью импульсной регуляции. Все это чрезвычайно осложняет их жизнь в сегодняшнем социальном и культурном контексте. При этом не
надо забывать, что они абсолютно незлобивы, неагрессивны, их провокации не носят преднамеренного характера. Им необходимо научиться структурировать свое поведение, организовывать свои действия и управлять собой. Для этого им необходима помощь родителей. Они зависят от участия родителей в решении своих проблем не меньше, чем дети с заболеваниями обмена веществ, например с сахарным диабетом.
Средства психологической разгрузки родителей
В рамках родительского тренинга важное место занимает тема психической разгрузки родителей. В семье должны понимать, что матери, постоянно занятой ребенком, бывает необходимо расслабиться, пусть даже на 10 мин. Родители могут договариваться между собой и давать передышку друг другу на полдня, на выходной день. Это может быть и короткий отпуск. Рекомендуется пользоваться и услугами третьих, нейтральных, лиц, например при выполнении домашних заданий. Это необязательно должен быть профессиональный педагог, важно, что между этим человеком и ребенком устанавливается необходимая дистанция, которую родители порой утрачивают.
Н а родителей сыплется бесконечное множество упреков и советов со стороны. Они должны иметь возможность выбирать из числа профессионалов того, кто мог бы участвовать в организации их взаимоотношений с ребенком.
Может быть полезным совет остаться с ребенком один на один, чтобы винтим ной обстановке получше присмотреться к его хорошим проявлениям. Знание этой стороны его личности поможет решению сложных вопросов воспитания.
Следует оказывать поддержку родителям также в их отношениях со школой, которая постоянно предъявляет те или иные претензии. У родителей должно быть право заявить, что их воспитательная компетенция заканчивается у порога собственного дома, а сфера воспитальной компетенции школы начинается у порога школы. Хотя отношения с учителями должны быть добрыми — именно к этому надо стремиться, — следует поддерживать родителей в том, что часть трудностей школа должна взять на себя, так как не все вопросы воспитания могут быть решены дома.
Очень может помочь посещение собраний родительских общественных организаций, где можно получить поддержку от единомышленников и товарищей по несчастью.
Возможные конфликты с братьями и сестрами и их разрешение
Братья и сестры ребенка, поведение которого отличается импульсивностью, хорошо знают, где у того находится кнопочка, нажав на которую можно вызвать взрыв. Иногда достаточно малейшего
жеста или одного взгляда — и возникает ссора. В таких случаях родителям невольно приходится брать на себя роль арбитров. Однако обычно они не знают, как развивались события, и поэтому часто не могут рассудить детей справедливо. Решение не в его пользу вызывает в гиперчувствительном ребенке бурю протеста с сильным желанием отомстить, что влечет за собой бесконечную цепь конфликтов. Если отказаться от вмешательства в детские ссоры, просто разводя детей по разные стороны баррикады, если игнорировать их постоянные мелкие стычки и вместо этого давать детям какие-то задания по дому, тов семье мира станет намного больше.
Однако братья и сестры, иногда очень страдающие от постоянных помех со стороны гиперактивного ребенка, должны иметь право сообщить свою жалобу и почувствовать внимание к себе и понимание со стороны взрослых. Вовремя прогулки с детьми, в которой гиперактивный ребенок не участвует, можно разъяснить им особенности обращения со своим братом или сестрой, чтобы попытаться хотя бы на короткое время наладить их взаимоотношения. Заметим, что делать это приходится часто.
Последовательность и единство действий в воспитании
Воспитание гиперактивных детей следует строить на основе любовного к ним отношения при четком понимании их трудностей. Родители должны учитывать уровень развития ребенка, не требуя от него невозможного, соблюдать в воспитательной стратегии определенную направленность и последовательность. Ребенка следует принять таким, каков он есть, не мучаясь постоянными ожиданиями, что из него в конце концов получится ребенок с «нормосообраз­
ным» поведением. Отношения должны строиться таким образом, чтобы ребенок понимал, почему родители ведут себя с ним так, а не иначе он знает, что есть границы дозволенного и есть правила, которые необходимо соблюдать в совместной жизни. Он должен быть осведомлено последствиях нарушения правил. Отметим, что родителям следует соблюдать единый подход к воспитанию.
Последовательный стиль воспитания нуждается в четкой проработке последовательность — это не синоним строгости, твердолобости, жесткости и авторитарности. Между этими понятиями существует грань. Последовательность означает, что родители верны своему слову, и ребенок знает, что объявленные последствия не подлежат оспориванию . Нельзя давать детям возможности с помощью той или иной уловки вывернуться из неприятного положения. Дети должны понимать, что слово воспитателей — вещь незыблемая. При этом следует исключить из обращения импульсивность и спонтанные угрозы наказания. Имея нарушения вобла сти саморегулирования, дети нуждаются в предсказуемости и последовательности воспитательного воздействия. Установленные правила помогают им учиться регулировать свое поведение при этом сокращается число поводов для постоянного возникновения трений и конфликтов, климат в семье может улучшиться.
У становление и соблюдение режима дня также помогают в выработке навыков регулирования поведения ребенок нуждается в спокойной обстановке без лишних внешних раздражителей следует позаботиться о том, чтобы никто без надобности не приходил в домине звонил во входную дверь, чтобы никто не звонил ребенку по телефону, когда он занят делом, чтобы на письменном столе не было ничего лишнего. При известных обстоятельствах очень полезной может оказаться такая мера, как четкое определение времени, отведенного для выполнения того или иного задания. Идет на пользу также выполнение рутинных повседневных действий, соблюдение ритуалов и следование установившимся в семье обычаям. Дети привязываются к заведенному порядку ив дальнейшем стремятся его выполнять.
«
Планирование» воспитательных требований к ребенку

О пера ц иона ли за ц и я поведения. На последнем этапе тренинга родителей обсуждается и составляется подробный план регулирования поведения ребенка. Вырабатывается шкала, согласно которой ребенок получает определенное количество баллов, если он усвоили правильно воспроизвел ожидаемый от него образ действий. За набранные баллы ребенок может получить вознаграждение, и это оправданно, так как выполнение программы поведения стоит ему больших усилий. Программа может разрабатываться совместно родителями и ребенком, если это ему по силам. В программе необходимо совершенно точно описать целевые установки, те. ожидаемые формы (способы) поведения, указать количество баллов, которое полагается за достижение пели, а также последствия невыполнения поставленной задачи. Точно оговаривается также регламент подведения итогов.
Родители выделяют те моменты в жизни ребенка, которые вызывают особые затруднения (например, совершение утренних процедур в течение 15 мин, причем от ребенка ожидается точная формулировка совершаемых действий (умылся, причесался, пришел завтракать и т.п.). Затрудняющие ребенка действия фиксируются письменно и обсуждаются с ним в спокойной обстановке, Ребенок имеет право оценить действие тем или иным количеством баллов в зависимости оттого, насколько трудным оно ему представляется. Время подведения итогов выбирается таким образом, чтобы это происходило ежедневно в тот момент, когда можно еще успеть вознаградить ребенка (прежде всего это касается детей до
10 лет) или выполнить дополнительные задания
Стимулирование и дополнительные задания. В дошкольном и младшем школьном возрасте поощрительным стимулом для достижения максимального количества баллов может быть разрешение поиграть, чтение любимой книжки вслух. Для большинства детей с десятилетнего возраста это уже не является привлекательным стимулом, поэтому следует переходить к материальному поощ рению.
Д ополнительное задание должно быть сходно с основным, вызвавшим трудности. Прежняя неудача компенсируется выполнением дополнительного задания. На него следует отводить небо лее 10 мин.
С лед о ван и е принятой программе. Твердое следование избранной программе и установленному порядку ее выполнения необходимое условие работы с ребенком. Принятая программа должна выполняться каждый день, родители следят за соблюдением регламента, отпущенного на то или иное задание, и оценивают его выполнение. Выдается награда или предлагается дополнительное задание всегда водно и тоже время дня, тут желательно проявлять педантичность.
Если дети забывают о плане, родители спокойно и дружелюбно напоминают о нем. Баллы начисляются сразу же после выполнения задания, данному правилу родителям надо следовать неукоснительно, со временем это принесет положительные результаты.
Выполнение заданий по программе с начислением баллов служит хорошим средством выработки привычки к саморегулированию. Рекомендуется начинать с небольшого количества целевых заданий, постепенно расширяя их круг. Это лучше, чем, перегрузив ребенка, потом отступать от задуманного. Программа занятий ребенка должна быть согласована с распорядком дня родителей.
Опыт работы с детьми говорит, что они, вначале упорно про­
тивясь введению программы регулирования, скоро сами начинают просить родителей начислять им баллы. Со временем становится возможным отказаться от помощи третьих лиц, ребенок заметно прибавляет в самостоятельности, что чувствуется и им самим.
Ворчание ребенка, сопровождающее иногда выполнение той или иной задачи, не должно смущать, важно при этом только одно — чтобы он придерживался плана. Чем может помочь школа?

Ж елательно, чтобы учителя принимали во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое поведение, его постоянно что- то отвлекает, он всегда более возбужен, чем другие дети
Поднимать руку или ждать, пока его вызовут, такой ребенок может только с V или VI класса. Замечания и одергивания ничего не дают, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики вовремя занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины , коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его Стоп, Мне кажется, это начинается снова. Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.
Употребление таким учеником бранных уличных выражений часто доставляет педагогам немало неприятностей. Учащиеся прибегают к ним как к средству регуляции, помогающему выдержать долгое сидение на уроке. Тут надо понимать, что такая вербализация не имеет персональной адресации и не носит сознательного характера. В первую очередь она выполняет роль канала для выражения гиперактивным школьником своего недовольства. Учитель в полной мере сохранит свой престиж, если в подобной ситуации будет вести себя уверенно, директивно, останется невозмутим и таким образом покажет классу, что он владеет ситуацией.
М орализаторство и уговоры не могут помочь гиперактивному ребенку справиться с собой. Постоянные одергивания действуют лишь раздражающе. Наказания, наложение штрафов не оказывают воспитательного воздействия, скорее — наоборот. Более всего страдает при этом мать провинившегося. Проблема, разрастаясь, переносится из школы в семью.
Телефонны е звонки домой, сделанные в пылу гнева, жалобы на ребенка способны лишь еще больше травмировать и без того задерганных родителей. Они хорошо знают трудности своих гипер­
активных детей, но они не могут из дома руководить их поведением в школе. Применение навыков поведения, приобретенных дома, в школе часто не представляется возможным, так как такие дети всегда в новой для них обстановке исследуют границы своих возможностей и пределы допустимого. Надо иметь ввиду, что частые жалобы на ребенка его родителям лишь обостряют ситуацию, уровень нервного возбуждения всех вовлеченных в конфликт людей, неуклонно повышаясь, может дойти до предела.
Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.
П роисш едш ий вовремя урока конфликт следует тотчас погасить, и если виновник его через 3 —4 мин успокоился, то можно продолжить занятия без каких либо моральных проповедей, так как они могут вызвать лишь новый прилив возбуждения, обусловленный теперь уже состоянием нечистой совести у виновного. В очень трудных ситуациях можно перевести гиперактивного ребенка на время в другой класс, занятый выполнением какого-нибудь тихого
задания. Такая перемена обстановки сыграет для нарушителя спокойствия роль «сверхраздражителя», ион сможет взять себя в руки.
Учителю в школе, как и родителям дома, не следует брать на себя роль судьи в ребячьих спорах. Рекомендуется разнять детей и продолжить урок, пошутить, может быть, сообразно возникшей ситуации, словом, повести себя так, чтобы дети, чувствуя к себе доброе отношение, ощутили все же, кто в доме хозяин».
Гиперактивным детям нравятся воспитатели, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок (наводящих вопросов. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.
Учитель окажет помощь ребенку, если проследит затем, чтобы тот переписал для себя с доски задание на дом (иногда полезно завизировать эту запись).
Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.
Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться.
Ребенку с нарушением внимания и гиперактивностью желательно оставаться в обычной школьной среде. Ведь он хочет успевать также хорошо, как и другие дети. При легком или среднем нарушении он, как правило, способен к этому, надо только, чтобы окружение приняло его. Это, конечно, не относится к случаям тяжелых нарушений, сопровождаемых существенным расстройством социального поведения или хронической тяжелой неуспеваемостью по ряду предметов
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ И ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ИХ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРОБЛЕМ
К. С кродцки
Комплекс отклонений в поведении ребенка, который сегодня принято называть термином «гиперкинетический синдром, был подробно описан немецкими и французскими врачами еще в XIX в. Так, в 1881 г. фон Ш ерпф (Scherpf) назвал этот феномен импульсивным безумием и относил его к числу наиболее распространенных психических нарушений в детском возрасте. Черни
(Czerny) в 1917 г. говорило таких детях как о трудновоспитуемых. Стали разрабатываться советы педагогами воспитателям, а в
1937 г. Брэдли (Bradley) впервые описал медикаментозное лечение психостимуляторами. С тех пор этой проблемой занимаются многие авторы, возник целый ряд концепций относительно причин данного явления, а также методов лечения. Каждое направление заявляло о своем монопольном праве на истину, что, естественно, рождало жаркие споры. Однако каждому, кто занимается такими детьми, независимо оттого, какую концепцию он разделяет, очевидно, что детям нужна помощь страдают и они сами, и их родители.
К ак частный практикующий педиатр, автор настоящего сообщения уже более 10 лет занимается такими детьми разных возрастных групп. Большинство из них находятся в поле нашего зрения в течение нескольких лет.
Уже в раннем грудном возрасте, и особенно в раннем детском возрасте, могут возникать определенные трудности, заставляющие задуматься о наличии у детей отклонений. Однако следует проявлять чрезвычайную осторожность в постановке диагноза «гиперки­
нетический синдром, так как у детей этого возраста очень трудно провести грань между нарушением и физиологической активностью, которая не выходит за рамки представлений о норме.
Нельзя не сказать и о том, что иногда родители с излишним волнением воспринимают нормальные проявления жизнедеятельности своих детей — беспокойность, плач, просыпание ночью — всего лишь потому, что естественные требования маленького человека вступают в противоречие со стремлением его родителей сохранить привычный распорядок жизни. Другие придают преувеличенное значение своим наблюдениям, особенно если это первый ребенок. Наконец, есть родители, которые все свое время посвящают ребенку, балуя его, ухаживая за ним , лишая его всякой свободы и этим вызывая у ребенка протестную реакцию.
Тем не менее следует прислушиваться к жалобам родителей и обсуждать сними их тревоги, стем чтобы они, опираясь на свою интуицию, могли оказать помош ь детям на ранней стадии их развития (Papousek, Papousek, Игнорировать бросающиеся в глаза особенности в поведении детей не следует, в особенности если отмечаются нарушения в восприятии внешних раздражителей. Раннее обнаружение этих отклонений позволит своевременно принять меры по содействию детскому развитию.
Далее мы остановимся на проблемах гиперактивности у детей разных возрастных групп и возможных мерах по оказанию им помощи. Сразу оговоримся, что автор не претендует на полноту освещения проблемы.
На наш взгляд, имело бы смысл отказаться от термина «гиперки­
нетический синдром и говорить лучше о нарушении внимания с гиперактивностью» (следуя английскому термину Attention Deficit
Disorder Syndrom, A D D S), как оно описано в DSM IV, 1995.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом