Главная страница
qrcode

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al tkherr m berg r vel fl a i dr giperaktivnye deti korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница12 из 17
Каталог
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
1. Грудной возраст
В грудном возрасте эти дети чрезмерно крикливы их крик необычно долог и резок. Новорожденные непрерывно двигаются, они капризны, плаксивы и раздражительны, быстро приходят в ярость. Они редко бывают расслаблены, чаще всего у них плохое настроение, ночью они плохо спят, доставляя много беспокойства родителям. Ласку такой ребенок не принимает, отстраняясь от матери. Поведение ребенка приводит родителей в недоумение, они начинают ощущать психический дискомфорт. В семье может возникнуть напряженность, нервозность, нередко приводящие к разладу между родителями. Постоянные недосыпания усиливают раздражительность. В семьях с нарушенным психологическим климатом существует опасность нанесения ребенку телесных повреждений (типичным является травмирование в результате сотрясения тела ребенка).
Не требующие особого к себе внимания послушные дети, которые целый день спокойно лежат в своей кроватке и много спят, встречаются редко. Для них, скорее, характерно раннее замедленное развитие, на котором сказывается дефицит общения и недостаток внимания со стороны родителей.
Помощь
Консультирование. Родителям необходимо помочь понять потребности, физиологические особенности их ребенка. Им надо знать, как идет развитие маленьких детей, поскольку они могут не иметь
опыта воспитания часто ребенок в семье бывает единственным. Естественно, они испытывают большую неуверенность со своим первенцем, толком не зная, что и как с ним делать. Дополнительным источником их неуверенности и даже страхов является поток медицинской и псевдомедицинской информации, к тому же часто подаваемой сенсационно.
При нарушениях сна нужно объяснить родителям, что прежде всего речь идет о нарушении их сна, а не ребенка, так как ребенок компенсирует дефицит сна сам, если только ему не мешать. Следует объяснить, какие фазы сна существуют у грудных детей, каков у них ритм сна.
При нарушениях питания часто достаточно показать родителям диаграмму веса и роста для доказательства того, что ребенок нормально развит. Бывает полезно попросить родителей вспомнить о том, какие трудности с кормлением были у них самих в детстве, привести и тот довод, что питание — вещь добровольная, а не принудительная. На причуды и капризы малышей вовремя кормления надо обращать внимание лишь в том случае, если эти трудности длятся уже несколько недель. Тогда следует вместе с педиатром выработать необходимые меры и последовательно их применять.
Нужно исключить органические заболевания.
Следует выявлять у ребенка и лечить нарушения зрения, слуха, координации и движения, заболевания мускулатуры и центральной нервной системы, так как они могут вызывать или усиливать гиперактивное поведение. При необходимости в этом возрасте ребенку может быть рекомендована лечебная гимнастика. При нарушениях зрения и слуха проводится соответствующая медицинская терапия.
Распределение обязанностей. Есть такие маленькие крикуны, которые способны довести до отчаяния и самых терпеливых родителей. Положение особенно осложняется, если к этому добавляются еще и нарушения питания и телесного контакта. И все-таки самое главное в таких случаях — терпение и выдержка. Распределение обязанностей между родителями по договоренности (прикормлен и и , при укачивании ночью , вовремя прогулок) помогает снять нервное напряжение, получить хотя бы небольшую передышку. Отца следует привлекать к выполнению родительских обязанностей, а не снимать с него всякую ответственность по той причине, что он занят работой, ему надо рано вставать и т. п. Если родители будут вести себя в деле воспитания как партнеры, сменяя друг друга, отец будет дежурить ночами, по крайней мере, в выходные дни (если в иные для него это совершенно невозможно, то обстановка в семье будет гораздо более спокойной. В неполных семьях следует позаботиться о привлечении посторонней помощи (няня и т.д.).
Распорядок дня. Режим должен соблюдаться, и это особенно важно. Любое изменение в распорядке дня становится для ребенка
причиной беспокойства, ибо такие дети плохо привыкают к новым ситуациям.
Телесный контакт Несмотря на то что гиперактивны й младенец избегает телесного контакта, он имеет для него важное значение. Часто крепкое объятие для него приятнее нежного прикосновения. Вовремя игр нужно стараться почаще сажать его на колени, совершать движения его ручками, ножками и ступнями, крепко нажимать на ладони и нижнюю поверхность ступней. Ребенку можно позволять спать в родительской постели или, по крайней мерена ходиться в спальне. (Представление о том, что у ребенка как можно раньше должна быть собственная спальня, ни на чем не основано. Большая часть пятилетних здоровых (!) детей каждую ночь приходят к родителям в постель, присутствие родителей дает им, очевидно, ощущение покоя и защ ищ енности.)
Аллергия и диета Непереносимость некоторых продуктов питания, особенно в сочетании с нейродермитом, может вызывать у ребенка беспокойное поведение. Консультации по вопросам питания имеют важное значение, хотя не следует думать, что диета может избавить от всех неприятностей. Следовать ей имеет смысл только под врачебным контролем, лишь в этом случае она может улучшить как физическое, таки психическое состояние пациента.
Ранняя педагогическая помощь Такая помощь может оказаться полезной, и, если родители имеют возможность получить необходимые консультации по уходу за ребенком и обучиться играм с ним, надо прибегнуть к ней.
Педагогу, к которому мать обратилась за советом, необходимо проявить понимание, терпение и доброжелательность. Воспитание во всех случаях представляется сложной задачей не все, что родители делают, является ошибкой, как это они часто слышат от своих родных и знакомых. Их ребенок более трудный, чем остальные, но это не значит, что- он плохой или неправильно воспитывается. Поскольку задачи воспитания в этом случае более сложные, приходится прилагать и больше усилий. Именно этому ребенку требуется больше родительской любви и внимания. Дошкольный возраст

«
Среди детей в так называемых ползунковых группах встречаются дети, приносящие чрезвычайно много беспокойства они дерутся, царапаются, кусаются. Мать и дитя скоро попадают под обстрел родительских упреков и становятся нежеланными в этой группе. Такой ребенок упрям, без видимых причиним овладевают приступы ярости, он все разрушает, иногда наносит самому себе травмы, проявляет агрессивность по отношению к другим детям, а иногда и к взрослым, становясь просто невыносимым
Физическое развитие этих детей протекает по-разному: есть такие, кто уже в 9 — 10 мес может ходить, а в 15 мес они хорошо говорят. Другие, напротив, развиваются медленно, начинают ходить смеси научаются говорить только к двум-трем годам. Но как только они пошли, близкие лишаются спокойной жизни. Все, что попадает в руки этих детей, разбирается на части, бросается, раскидывается. Созидательная, конструктивная игра у таких детей практически отсутствует. Деструкция и хаос характеризуют их игровое поведение. Ребенок выбегает из дома на улицу, лазает через заборы, подвергает себя опасности, его приходится постоянно искать, словом, он доставляет родителям бесконечное бес­
покойство.
Родители перестают ходить в гости и стараются не принимать гостей у себя, им стыдно за свое буйное дитя, к тому же они устали от постоянных советов. В конце концов семья все более попадает в изоляцию.
В детском саду ребенок не занимается конструированием или строительством домиков и башенок. Об этих занятиях он говорит Мне так скучно. Он опрокидывает строительные сооружения других детей, пристает к ним, не может играть один, не может играть долго. Ни одна игрушка не задерживается в его руках больше одной минуты, да и то она используется не по назначению. Такие детине могут играть в коллективные игры, они не знают покоя, постоянно дергаются, ерзают, перебегают с места на место. Стоит им только где-то появиться, как тотчас возникает ссора. Родителям делают замечания ребенок их невоспитан, плохо себя ведет. Дают совет Надо быть к нему строже».
У родителей обычно бывают жалобы на нарушения питания Он ничего не ест, а если ест, то только сладости. Есть жалобы и на нарушения сна Он долго не засыпает, ведет себя так беспокойно, что мы тоже не можем спать, Находясь в своей кровати, он так ее раскачивает, что она ходит ходуном. Беспокоит и то, что ребенок не может одеваться самостоятельно, все надевает как попало, никогда не застегивает пуговицы. Кроме того, ребенка трудно приучить содержать себя в чистоте.
Тот, кто имеет дело с такими детьми лишь изредка или случайно, не видит причин для недовольства. Дело в том, что если ребенок остается на полдня со своей бабушкой, он вполне может быть милым существом, а его родители слышат Вот видите, ребенок послушный. Нужно быть только последовательными строгим».
Помощь
Концепция воспитания. Проблемы с поведением ребенка и следующие один за другим добрые советы окружения приводят родителей в крайнее замешательство. Их взгляды на воспитание, и
без того достаточно сумбурные ввиду всех выпавших на их долю испытаний, становятся еще более шаткими. Уставших и изнервничавшихся родителей нужно успокоить и помочь им найти свою собственную концепцию воспитания. Родителям следует сообща выработать четкую линию поведения, определить правила и последовательно их придерживаться. Не должно быть так, чтобы отец, усталый, приходил домой и выслушивал от супруги уже надоевшие ему жалобы. Это неизбежно приведет к взрыву Ты сидишь целый день дома и не можешь справиться с одним ребенком Рекомендуется каждый вечер, после того как ребенка уложили в постель, отвести 10 мин для беседы о событиях прошедшего дня. Мать (поскольку на ее долю в основном выпадают все неприятности) может рассказать о своих волнениях, и супруги сообща решают, каким быть дальше.
Семейные консультации Совет психотерапевта или семейного консультанта часто бывает необходим родителям трудного ребенка. Специалист помогает супругам найти взаимопонимание, которое порой бывает утрачено, участвует в составлении семейного распорядка, в упорядочении ритма жизни. Нужно приучить ребенка следовать заведенному порядку, в этих условиях в известной мере он лишается возможности проявлять упрямство и своеволие.
Родители лучше поймут терапевта, если почувствуют, что он проникся их трудностями и что он тоже не знает ответа на все вопросы.
Прием торможения и «тайм-аут».
В случае острого приступа ярости у ребенка помогает так называемое торможение, ас детьми постарше может быть применен прием «тайм-аута»: ребенка отводят в другую комнату и говорят «Давай-ка успокоимся и потом приходи снова. Телесное наказание как метод воспитания него дится. Родители могут рассчитывать на понимание, ноне на поддержку со стороны терапевта, если иногда поднимут руку на ребенка. Однако им следует усвоить ту истину, что даже шлепок по пальцам или губам приносит вред, так как провоцирует агрессивное поведение.
Приемы из области поведенческой терапии.
Хорошо, если каждый день в определенное время с ребенком проводится игра. Ребенок достает и раскладывает настольную игру, взрослый играет вместе с ним, затем ребенок убирает игру сам, причем всегда на одно и тоже место. Каждый день игра понемногу продлевается, ребенок учится быть Усидчивым. Если он намочил штанишки, то надо проявить терпение и помнить, что до пятилетнего возраста это может повторяться. Не надо принимать никаких мер, если за этим не скрывается органических причин, кроме проведения простого поведенческого тренинга. И никаких наказаний!
Условия воспитания в детском саду.
В детском саду должны соблюдаться следующие правила порядок, режим, спокойствие, структурированные помещения и игры. Очень плохо, если вдет ском саду шумно, дети беспорядочно играют, хватая то одну, то другую игрушку. Строгая, но любящая детей воспитательница наилучшим образом справится со своими обязанностями, если возьмет расходившегося ребенка на руки и прижмет его к себе, вместо того чтобы многословно увещевать его.
Коррекция сенсомоторики. Часто лишь в младшем детском возрасте обращают на себя внимание нарушения восприятий: зрительных (ребенок никогда не смотрит туда, где его руки, смотрит мимо предмета слуховых (не слушает, что ему говорят понимает сказанное совсем по-другому; не понимает смысла требования со стороны взрослого нарушения координации тела (на шведской стенке передвигается вверх только с помощью рук, перехватывая перекладины, и лишь после этого переступает ногами нарушение ощущения тела (спотыкается о собственные ноги, постоянно на что-либо наталкивается. Многие из этих детей неуклюжи, движения их резки, угловаты, лишены плавности им не хватает базального двигательного опыта, приобретаемого в грудном и раннем детском возрасте. В данных ситуациях хорошие результаты приносят упражнения для улучшения сенсомоторной интеграции. Дети начинают лучше управлять собой и своими импульсами. Можно наблюдать, как многие из них успокаиваются уже в процессе этих занятий.
Движение, игра, спорт. Движение и подвижные игры имеют большое значение в младшем детском возрасте. Родителям важно понять, что шумная возня, которая нам, взрослым, часто действует на нервы, — необходимое условие развития ребенка, ведь он таким образом ощущает себя, изучает пространство, в котором находится, физические законы ив конце концов просто радуется, испытывая возможности своего тела. Для подвижных игр в условиях города у детей почти не осталось места. И кроме того, компьютер, телевидение, видеоигры вытеснили такие занятия, как катание обруча, прыжки через скакалку, ходьба на ходулях, кружение в хороводе, требующие ловкости, координации, быстроты. Вместо этого — пассивное сидение в кресле перед экраном и нажимание кнопок. Беспокойные дети испытывают потребность в движении, иона должна быть удовлетворена не в беспорядочной возне и суете, ас помощью организованной игры. В небольших группах по занятиям психомоторикой, где участвуют и родители, они могут научиться умению управлять энергией ребенка. Можно сначала давать ей выплеснуться, но затем необходимо упражнять ребенка в торможении импульсов и владении собой (Kiphard, Диета. Определенная диета, которая составлена с учетом индивидуальных показателей, может уменьшить проявление нарушений у некоторого числа гиперкинетичных детей. Подобные наблюдения были сделаны многими родителями и практикующими врачами, нов научных публикациях мы не находим пока таких данных. Однако есть серьезные исследования в области бедного аллергенами питания (Egger, 1991; Karch, 1988). Бросается в глаза упоминание названий вредных субстанций, которые встречаются в самых разных видах диеты (Feingold, 1975; Hafer, 1986; Egger,
1991). Составление идивидуальной диеты затруднено большим разбросом предположительно вредных для пациента веществ.
Заметим, что иногда родители находят возможным извинять гиперактивное поведение ребенка ошибками в диетическом питании, что вряд ли правомерно. Школьный возраст

С поступлением ребенка в школу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, тов большой группе детей, например вовремя коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам. Он пытается по-своему изменить правила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Уже очень скоро товарищи отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этому ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают. Аффективная лабильность и неустойчивость к фрустрации сохранились у школьника со времени раннего детства он плачет по пустякам, моментально приходит в ярость, его настроение внезапно меняется, изливаясь в потоке непристойных, провокационных, агрессивных слов.
Ребенком овладевает хроническое недовольство на фоне ощущения себя несчастным. Это фоновое настроение скрывается за наигранной беззаботностью.
Проявляемая им агрессивность обостряет положение ребенка в социальной среде. И з-за недостаточной внимательности мимика и жестикуляция сверстников остаются для него вне поля зрения или превратно истолковываются. Это влечет за собой ошибочные реакции, часто сопровождаемые ругательствами или рукоприкладством. Такое поведение, естественно, лишь усугубляет социальную изоляцию Чувство страха у такого ребенка часто отсутствует. Будучи трехлетним, не умея плавать, Людвиг прыгнул в самую глубину в 4 года он спрыгнул с четырехметровой вышки. Езда на велосипеде неоднократно приводила к несчастным случаям, так как он воображал себя гонщиком. Однажды он разбил себе голову, потому что, представив себя каскадером, хотел проехать сквозь стенку — головой вперед
Импульсивность обострена настолько, что школьник поднимает руку еще до того, как учитель договорил, задавая свой вопрос. При этом детям свойственно стремление дать любой ответ, пусть даже неправильный. Если учитель их не вызывает, то они просто выкрикивают ответ. Удержать на чем-то внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им не удавалось достроить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и сейчас бросается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы готовы начать все — но ничего не заканчивают. Кругом лежат десятки начатых моделей судов, самолетов и т.д., но ни одна из них таки не плавает и не летает.
То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое он то почешет себе ногу, то должен поднять упавшую на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточить карандаш, выглянуть в окно (ласточка пролетела, распрямить загнутую страницу в книжке или загнуть другую, посмотреть, какое задание было вчера, и покормить хомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из рук вон плохо, отнимая массу времени.
Похожая ситуация ив школе не будучи способным концентрироваться на одном, ребенок предпринимает все время ч тони будь новое. Поэтому он не схватывает самые важные вещи на уроке, воспринимает материал лишь частично. Почерки ведение тетрадей просто ужасны, а выполнение домашних заданий для школьника и его родителей — это многочасовая пытка. Матери рассказывают, что после домашних заданий они бывают совершенно измотаны и находятся в полном отчаянии. Успеваемость в школе становится все хуже, наголову ребенка постоянно сыплются предупреждения и выговоры. Самооценка его от этого становится все ниже.
Не все дети, относящиеся к этой группе, действительно демонстрируют гиперактивное поведение. Бывает и совсем наоборот дети ведут себя спокойно и производят впечатление, скорее, апатичных. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гипер- акгивностью, ноу них есть все остальные симптомы нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Эта другая форма чаще встречается у девочек, но ее реже относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении.
Н акопление трудностей дома ив школе создает постоянные поводы для возникновения споров о воспитании. Часто разлад между матерью и отцом настолько серьезен, что они склонны считать его собственно причиной отклоняющегося поведения ребенка. Споры между родителями не утихают, даже когда ребенка нет дома, когда, например, он уехал на каникулы. Это говорит о том, что эти дети — настоящий динамит, взрывающий семьи!
У очень многих детей с нарушениями внимания дополнительно отмечаются частичные затруднения в обучении Можно назвать наиболее распространенные на первом месте стоят трудности в овладении чтением и письмом у девочек, кроме того, чаше — нарушение овладения счетом. Эти затруднения сильно сказываются на общей успеваемости в школе и мешают в дальнейшем. Отмечаются долгие колебания в определении ведущей руки, наблюдаются нарушения речи и нервные тики, у этих детей можно наблюдать проявления клоунизма в поведении.
Характерны постоянные проблемы с успеваемостью Некоторых детей направляют в диагностические классы. Хотя уровень их интеллекта вполне позволяет находиться в обычной начальной школе, их успеваемость все время ниже ожидаемой. Перевод изначальной школы в следующей класс проблематичен несмотря на приемлемые оценки, посещение школы следующего уровня не представляется возможным, так как отношение детей к учебе и их поведение не отвечают существующим требованиям. Кроме того, многие учителя гимназий отказываются работать с этими детьми.
Д ля выбора правильного подхода к лечению комплексного нарушения в этом возрасте необходим врачебный диагноз. Обращающиеся ко мне родители заполняют подробную анкету, где должны быть отражены их биографические данные и данные их ребенка. Кроме того, я располагаю анкетами (см. с. 123— 125), которые по моей просьбе заполняют учителя, обучающие ребенка. Я прошу родителей принести мне дневники, тетради по разным предметами рисунки.
Первая беседа с родителями проводится мною вечером после приемных часов, но без ребенка. Сначала родителям предоставляется возможность свободно высказаться, рассказав обо всех трудностях и проблемах. После этого мы вместе просматриваем принесенные родителями документы и обсуждаем заполненные ранее анкеты. На этой стадии часто возникает необходимость в уточнениях. Если поданным анамнеза создается впечатление вероятности гиперкинетического синдрома, я представляю родителям свое видение нарушения врожденная особенность восприятия, передачи и переработки информации, которая под воздействием внешних влияний может быть либо улучшена, либо еще более ухудшена. После этого я называю те терапевтические средства, которые считаю целесообразными и которые возможны в данных условиях. На такую беседу отводится приблизительно два часа. Однако часто уже после окончания встречи родители сообщают вещи, о которых они не решались рассказать раньше. Это становится возможным только после того, как установилось доверие. Родители рассказывают о том, в каком отчаянии они пребывают
о том, что их посещают суицидальные мысли, что бывают состояния, направленные против собственного ребенка (Мы часто его били, потому что просто уже не знали, что нам делать, Мне приходится стискивать зубы, чтобы держать себя в руках и не прибить или не придушить его, когда он доводит нас до белого каления, — но после этого он опять очень милый!»).
Длительная беседа успокаивает родителей, они убеждаются в том, что они поняты , что помощь возможна. Это хорошая основа для принятия в дальнейшем предложений по коррекционной работе. Далее проводится терапевтический и неврологический осмотр ребенка, изучается его моторное развитие, дополнительно устраивается проективное тестирование. Нет тестов, которые бы доказывали существование гиперкинетического синдрома диагноз возможен только на основе анамнеза, собственных наблюдений, а также обследования.
Констатация нарушения у ребенка ничего не имеет общего с неоднократно упоминавшимся наклеиванием ярлыков. Она лишь открывает доступ к получению помощи. Медицинский диагноз уменьшает чувство вины родителей за ошибки в воспитании большинство родителей считают, что они все делали неправильно) ив тоже время помогает занять активную позицию , способствующую решению проблемы. Депрессивность уступает место деятельности, ориентированной на определенную цель
(Schneider, Уважаемая учительница (учитель)\

Родители этой школьницы (этого школьника) дали Вам эту анкету, так как у них имеются трудности со своим ребенком. Для оценки проблем, существующих в школе, нам нужна Ваша помощь. Пожал унта, внимательно заполните эту анкету. Мы будем благодарны Вами за дополнительную информацию, более детальные наблюдения и замечания. Мыс удовольствием ответим на Ваши вопросы по телефону.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

перейти в каталог файлов


связь с админом