Главная страница
qrcode

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al tkherr m berg r vel fl a i dr giperaktivnye deti korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница2 из 17
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
х Мототерапия — одно из направлений коррекционно-педагогической помощи в зарубежной специальной педагогике, целью которой является формирование и развитие тех или иных двигательных функций у детей с нарушениями движения

I. ОП Р И ЧИНАХ Г И ПЕР КИНЕТИЧЕСКОГО СИНДРОМА КАК БОЛЕЗНЬ
ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Х.Лукерт
В настоящее время считается, что симптом детской гипер­
активности может иметь самые разные органические, психические и социальные причины. В этом контексте можно говорить о гетерогенных, многофакторных, или н есп ец и фи чески хм еханизмах взаимодействия.
Благодаря исследованиям , в центре внимания которых находятся главным образом неврологические или метаболические факторы, становится возможным получать все более дифференцированные данные. Так, удается выделять отдельные формы проявления гиперактивности и составлять более подробные описания синдрома.
Подобные исследования дают материал для обоснования специфических форм лечения и коррекции, таких, как диета, медикаменты, сенсорная интеграция, мототерапия, тренировка внимания и т.д.
Если же речь идет о вероятном влиянии социальных, средо- вых факторов, то данные в большинстве своем носят весьма неопределенный характер.
Например, в духе общепринятого мнения о том, что жизнь становится все лихорадочнее и сложнее, говорится о нарушенной в целом среде обитания. Таким образом, вопрос незаметно переносится в общекультурный контекст, приобретая критическую окраску.
Подобные глобальные рассуждения довольно быстро находят отклик, но они не могут нас удовлетворить, поскольку их общий характер не открывает перспектив для конкретных действий. Исходя из этого, в данной статье предпринимается попытка установить связь между конкретно названными цивилизационными факторами и симптомом гиперактивности.
И ны ми словами, речь идет о раскрытии микроструктуры социокультурных влияний на возникновение психомоторных нарушений Нарушения как характерное явление нашего времени

С течением времени появляются все новые подтверждения того, что эпохальные сдвиги и резкие повороты в истории являются причиной всевозможных нарушений у людей. Так, например, эпидемия энцефалита и массовые травмы головного мозга в Первую мировую войну явились причиной неврологических нарушений и обусловленных ими отклонений поведения. Такая же картина наблюдалась десятилетиями позже вследствие массового развития индивидуального моторизированного транспорта.
Распространение дебильности у детей на почве браков между близкими родственниками в отдаленных, относительно изолированных деревнях также обусловлено социокультурными факторами, как и постепенное исчезновение этого феномена. Огромное количество инвалидов после войн, техногенных катастроф — все это очевидные и прямые последствия человеческих деяний. И невозможно сейчас сказать, насколько широкое распространением о­
гут получить различные формы нарушений вследствие существенного повышения фона радиоактивности.
Тем не менее благодаря успехам медицины и гигиены некоторые факторы риска, грозящие инфекционными заболеваниями, или даже целые виды нарушений, в частности детский паралич, все более отступают на задний план.
Таким образом, социальные, политические процессы и прогресс медицины всегда играли существенную роль в распространении определенных ограничений возможностей. Этими факторами обусловливалось преимущественное распространение или ограничение распространения в тот или иной конкретный отрезок времени совершенно определенных видов наруш ений.
В настоящее время возникает вопрос не существуют ли в обществе конкретно определяемые социальные и культурные факторы, благоприятствующие появлению психомоторных нарушений, в частности гиперактивности, которые могут лечь в основу объяснения их широкой распространенности и их вероятного еще большего распространения в будущем Итак, в чем можно было бы усмотреть определенные опасности для развития детей в наше время?
Успехи неонатологии
Ш ансы на выживание недоношенных детей, в том числе с экстремально низким весом, благодаря успехам современной медицины существенно повысились. Улучшение и интенсивное развитие акушерства, послеродового медицинского обслуживания и терапии позволяют спасать жизни или существенно уменьшать последствия неблагоприятных родов для многих детей, отягощенных пренатальными патогенными факторами (дородовые повреждения. В итоге подвергнутые ранней терапии дети, которые, возможно, имели бы впервые годы жизни серьезнейшие нарушения, часто сохраняют лишь слабовыраженные отклонения в сфере восприятия и моторики. Благодаря современному акушерству и послеродовой помощи сегодня выживают значительно больше детей с тяжелейшими врожденными нарушениями, чем еще несколько десятилетий назад.
Новые экологические проблемы
Если существует гипотеза о том, что психомоторные нарушения могут возникать вследствие использования пищевых добавок
(Hafer, 1984), то почему бы не предположить, что распространение гиперактивных нарушений в известной степени может быть объяснено воздействием искусственного света Вполне вероятно, что и у этой гипотезы есть право на существование. Есть наблюдения, дающие основание думать, что искусственный свет может вызывать целый ряд заболеваний — от общего истощения до нарушений иммунной системы и гиперактивности (M ander, Изменения в семейных условиях жизни

В период с х дох гг. средняя численность семьи в США снизилась с 4,1 до 2,8 человека. Одновременно возросло число детей, вырастающих в условиях неполной семьи, где есть только один из родителей. Поданным переписи в ФРГ от 1987 г, каждый третий ребенок не имеет братьев и сестер, а 54% всех семей с детьми имеют лишь одного ребенка. Что касается неполных семей, тов них 75
% детей не имеют братьев и сестер (Rolff, Zim m er- m ann, Одинокие дети лишены родственной поддержки, обделены эмоционально, не получая достаточного внимания со стороны родителей. Все это происходит в наше время на фоне главенствующего стремления родителей к самореализации. Таким образом, современная малочисленная семья характеризуется утратой своей первоначальной функции, и особенно ограничены ее возможности в воспитании ребенка с задержкой в развитии или с нару­
шениями.
Во врачебной практике все чаще отмечается процесс хаотиза- ции семейных условий жизни. Он выражается в пренебрежении к необходимой ребенку стабильности отношений, недостатке упорядоченности в семейном быту и отсутствии ритмичности в организации дня. Как показала дискуссия Исчезновение детства
(Postm ann, 1983), создается впечатление, что пространство, где дети могли бы развиваться без помех, все более сужается.
Преобладание общественных форм воспитания и рост профессионализма воспитывающих
Количество воспитательных концепций, предлагаемых родителям , огромно. Среди этого многообразия трудно сориентироваться и выбрать определенную линию воспитания ребенка.
Сущ ественная причина этого кроется, конечно же, в наблюдаемой профессионализации воспитания и его обнаучивании. Педагоги предстают перед родителями прежде всего в роли высококвалифицированных и специализированных экспертов. Семейное воспитание все более отходит на второй план. Наблюдается заметный рост предложений со стороны специализированных воспитательных учреждений (детские сады, школы продленного дня, игровые группы, курсы и т.д.), что усиливает тенденцию к универсальному контролю и управляемому детству (Rolff, Zim m erm ann, Предполагается при этом, что у ребенка будут устранены все недостатки, получат развитие все задатки. Гонка за первые места в нашей общественной иерархии начинается вовсе более раннем возрасте. Характерно, что с учебным компьютером дети знакомятся уже в дошкольном возрасте. Вся семья находится под гнетом проблем воспитания. Разве удивительно при этом, что ответной реакцией детей являются стресс, нервозность и беспокойство?
Роль жилищных условий
Рольф и Ц иммерман (Rollf, Zim m erm ann, 1985) описывают изменения в жилищных условиях ив связи с этим в условиях социализации детей, произошедшие со времени Второй мировой войны в Германии. Эти авторы обратили внимание на то, что современное жилищное строительство и планировка городов вынуждают детей оставаться в стенах квартиры. Каждая девятая семья в крупных городах проживает ныне в домах с пятью и более этажами. Существуют данные, свидетельствующие, что дети тем больше остаются и играют дома, чем выше расположена их квартира. Родители не имеют возможности следить за своими маленькими детьми, играющими во дворе или на улице, из окон своих высотных домов.
Детям выделяется обычно самая маленькая комната в квартире, и, кроме того, другие помещения в доме все более обретают функциональное значение, что также ограничивает свободу движения детей. Так, кухня, которая раньше была и местом приготовления пищи, и общения, и игр, теперь превратилась в высокоспециализированную кухню коротких расстояний, где больше нет места для других видов деятельности, тем более для детских игр. Интересным в этой связи представляется и наблюдение Гартунга
(Hartung, 1979), который подметил зависимость между нарушениями осанки у ребенка и небольшой площадью квартиры, в которой живет семья.
Если даже наши дети играют на открытом воздухе, тов городских условиях возможности для игр ограничены. Тут нет места для развития фантазии и игровых ситуаций. Тоже самое можно сказать и о современных игрушках, которые представляют собой либо полуфабрикаты, либо технические изделия. Вытеснение детей в специализированные помещения и тенденция к времяпрепровождению в замкнутом пространстве не оставляют им никакого выбора, кроме игрушки с заданными свойствами, неспособными стимулировать детскую фантазию. Возможности проявления детьми самостоятельности ограниченны. Так, централизация школ и враждебная для велосипедистов и пешеходов городская среда заставляют детей добираться до школы на моторизованных средствах транспорта.
Изменения в восприятии ребенком окружающего
пространства
Вплоть дох гт. дети совершали свои странствия все расширяющимися в радиусе концентрическими кругами, те. исследовали окрестности своего дома, все дальше уходя от него. Это требовало от них проявления самостоятельности и активности при сохранении постоянной связи с домом.
Н ы неш няя среда обитания, и это касается прежде всего городских детей, приняла совершенно иные формы, жизнь детей можно сравнить с обитанием на островах. Квартира — это остров, откуда ребенок отправляется на другой остров, именуемый детским садом, в других случаях — школой. Отсюда же совершаются поездки на другие острова за покупками, к друзьям, на курсы или в места свободного времяпрепровождения. При этом расстояния между этими островами все чаще преодолеваются с помощью транспорта. Таким образом, пространство между островами исчезает из поля зрения детей, превращаясь просто в дистанцию , которую необходимо преодолеть.
Характерными чертами такого панорамного восприятия пространства (Rolff, Zim m erm ann, 1992) являются беглость и невозможность узнавания, запоминания и воспроизведения деталей. Такое островное и панорамное видение пространства, рождаемое условиями жизни в городе, обнаруживает структурное сходство с определенными проявлениями психомоторных нарушений, в частности с гиперактивностью. Сходным является невозможность концентрации внимания ребенком из-за огромного количествам но­
гих быстро сменяющих друг друга раздражителей, навязываемых ему извне. Самостоятельная активность и дискретное восприятие малосовместимы друг с другом.
Если исходить из этих наблюдений, гиперактивность можно понять как самостимуляцию и компенсацию отсутствующего целостного переживания впечатлений от окружающей среды.
Мир детства и телевизор
Дискуссия о пользе применения аудиовизуальных технических средств детьми вращается главным образом вокруг вопросов их использования в учебном процессе, в организации свободного времени, о последствиях их воздействия на социальное поведение детей. При этом часто упускаются из виду принципиальные, относительно независимые от содержания и формы материала антропологические результаты воздействия аудиовизуальных средств на зрителей, в особенности на детей.
В 1961 г. в Германии имели телевизор 29 % семей, в 1973 г. таких семей было уже 90 %, а в 1982 г. — более 96 %. Согласно исследованиям Федерального министерства образования, проведенным в 1985 г, 36 % всех детей в возрасте от трех до семи лет более 1 ч вдень проводят перед включенным телевизором. Рольф и Ц им - мерманн (1985) ряд лет вели исследование, согласно которому
1200 школьников в г. Касселе в 1980 г. в среднем проводили у телевизора 2,5 ч вдень. Винн (W inn, 1979) приводит данные по США. Опросы выявили астрономическую цифру дошкольник ч вне делю сидит у телевизора, так что просмотр телепрограмм этой возрастной категорией следует считать уже образом жизни.
М андер (1979) и Винн (1979) своими радикальными выступлениями подзаголовками Отмените телевидение и Наркотик в домашних условиях оживили дискуссию об антропологии телезрителя. Оба автора исходят из тезиса, что независимо от содержания программ телевидение само по себе оказывает определенное воздействие, влияя на двигательную активность телезрителей. М андер пишет Человек устраивается перед телевизором как можно удобнее, чтобы не было необходимости двигаться. занимает позу, исключающую движение ног или рук. Лишь время от времени он переваливается на другой бок или приносит себе что-нибудь пожевать, но практически все время тело его перед экраном находится в покое. Такое затухание активности относится и к внутренним органам
Приходится говорить и о снижении двигательной активности глаз. Активный процесс адаптирования и фиксирования зрения вовремя телепередач отсутствует, тем более что телевизор работает чаще всего в затемненном помещении. Таким образом, телезритель быстро погружается в состояние бессознательного поглощения зрительных образов его взгляд как бы устремляется в пустоту. Ограничивается не только зрительная рецепция, звуки также определяются весьма скудными возможностями воспроизведения телеприемника, в тоже время обоняние, органы вкуса и осязания отключены полностью, тоже происходит с вестибулярными опор­
но-двигательным аппаратом. Говоря точнее, вовремя просмотра телепередач речь идет не о выключении названных органов чувства об отсутствии их естественных раздражителей. То, что в данный момент происходит на телеэкране, может быть никак не связано стем, что человек в данный момент обоняет, осязает или пробует на вкус, не говоря уже о том, что телодвижения при этом отсутствуют почти полностью. Относительно акта потребления телевидения можно, таким образом, говорить о декорреляции различных областей восприятия или активности и восприятий органов чувств.
В связи стем что телевидение стало занимать в нашей жизни излишне большое место, нередко можно слышать об опасности десенсибилизации в результате перегрузки восприятия. Только что сказанное позволяет увидеть проблему несколько с другой стороны. Последние неврологические исследования показали, что у человека, сидящего перед телевизором, волновая активность головного мозга входит в характерный режим. Мозг реагирует на среду и лишь во вторую очередь на содержание воспринимаемого. Волновая деятельность мозга замедляется тем больше, чем дольше работает телеприемник. То, что происходит со зрителем, вернее будет назвать не десенсибилизация, происходящая в результате перегрузки рецепторов, а недостимуляция ре­
цепторов.
Состояние, в котором пребывает человек, сидя перед телевизором в затемненной комнате, забывая о других людях, воспринимая происходящее только с помощью двух органов чувств, да и то работающих в ограниченном диапазоне, очень близко к состоянию сенсорной депривации.
Наука хорошо изучила последствия искусственного лишения раздражителей. Первое из них заключается в потребности самости- муляции путем включения собственной фантазии, за этим следует хаотизация восприятия, а затем переживание угрозы, приводящее к дезориентации и резкому Нарастанию интереса к любому другому раздражителю (M ander, 1979).
Ремш мидт и Ш мидт (Rem schm idt, Schmidt, 1985) интерпретируют гиперактивность как попытку оптимизировать недостаточный уровень стимуляции, идущей из центральной нервной системы, эксцессивны м поведением. Если понимать телевидение как средство, вызывающее сенсорную и моторную депривацию , то легко напрашиваются некоторые параллели с определенными формами психомоторных нарушений. Постоянно сменяющие друг друга через короткие промежутки времени картинки и центры фокусировки внимания зрителя, похоже, программируют краткосрочность работы внимания. Гиперактивный, несобранный ребенок прямо дублирует своей быстрой переменчивостью в ориентировании восприятия динамичное качество телеизображения на экране. (М ан ­
дер высказывает также гипотезу о том, что гиперактивность у детей провоцируется совместным воздействием мигающего и флуоресцирующего излучения цветного телевизионного изображения и употребления химических пищевых добавок.)
Хотя нет достаточных оснований, позволяющих устанавливать прямую причинную связь между потреблением телепродукции и психомоторной беспокойностью , но между теми другим можно отметить много общего. В обоих случаях существует опасность подчинения ребенка воздействию привносимых извне образов. Если ДМ андер предполагает, что для телевизионной зависимости характерна неспособность к производству собственных духовных образов, то именно эта неспособность является кардинальной проблемой у многих детей с психомоторными нарушениями. Феномены двигательной беспокойности, как и двигательной заторможенности и двигательной неловкости, являются видимыми проявлениями этой неспособности производить внутренние образы, переносить этот внутренний идеальный мирна внешний, чувственно воспринимаемый мири наоборот.
Как уже было сказано, связи между изменением условий повседневной жизни детей и проявлением у них психомоторных нарушений еще недостаточно исследованы и поняты. Тем не менее вполне можно обнаружить зависимость между определенными исторически обусловленными явлениями социальной жизни итак же исторически возникшими симптомами известных отклонений в поведении.
За вышеописанными факторами изменениями в семейной жизни, в условиях проживания и игры, профессионализацией воспитания, монотонностью чувственно воспринимаемой внешней среды, пассивнйстью и раздроблением восприятия внешнего мира вследствие широкого внедрения в жизнь аудиовизуальных средств информации скрывается общий феномен обеднения сенсорных и социальных стимулов и вытеснения собственной активности и целостного восприятия мира всеми органами чувств. Если теперь, следуя мысли Ремшмидта и Ш мидта, понимать детскую гипер­
активность как отчаянную попытку ребенка установить жизненно необходимый для него уровень стам уляции и утвердить собственную способность к проявлению активности, то становится понятным, насколько нормальными являются непоседливость и беспокойность как средства самоутверждения в нашем современном, столь же богатом, сколь и бедном раздражителями внешнем мире.
Каждая историческая эпоха рождает адекватные ей стили поведения. Наиболее явно и непосредственно это прослеживается на детском поведении. Гиперактивность обнаруживает как нельзя более заметно воздействие на человека определенных общественных веяний и процессов. При наличии известных предпосылок личностного характера описанные выше изменения социокультурных условий могут оказывать влияние на возникновение психомоторных нарушений, ив частности гиперактивности. Последняя представляется поэтому уже в качестве болезни цивилизации. Психомоторные нарушения следует, таким образом, воспринимать как известную плату за сформировавшиеся определенные аспекты современной цивилизации. Эту связь можно констатировать если не как строго причинно-следственную , то как опосредованную ила тентную.Разумеется, только влиянием цивилизационных факторов не следует объяснять любой конкретный случай таких симптомов, как отвлекаемость, раздражительность, нарушения концентрации внимания, эмоциональная лабильность и беспокойность. Однако знакомство с представленными здесь наблюдениями, мы надеемся, поможет взглянуть более широко на возможные причины данных отклонений, увидеть за ними нечистом едицинский феномен, но и зависимость от бытовых условий и побудит оказать воздействие и с этой стороны путем изменения обстановки повседневной жизни и развития ребенка, усиления своеобразной гигиены чувственного мира ребенка
СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Д. Маттнер
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом