Главная страница
qrcode

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al tkherr m berg r vel fl a i dr giperaktivnye deti korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница4 из 17
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
32
В качестве исходной позиции в процессе понимания поначалу непонятного явления — в том числе неистовства, неугомонности так называемого гиперкинетичного ребенка — может быть полезен промежуточный антропологический прием, в принципе запрещающий наблюдателю априорно отмахнуться от противоестественного, на первый взгляд, проявления как не имеющего значения. Зигенталер (Siegenthaler, 1983) внедряет такой подход в работу с пациентами, имеющими тяжелейшие формы психических нарушений, и задает вслед за Болльновом вопрос Какими же чертами в целом должна обладать человеческая сущность, чтобы это особенное, данное в конкретных жизненных обстоятельствах явление могло быть постигнуто в качестве исполненного смысла и необходимого элемента (Bollnow, Вопрос о сущности конкретного человека не позволяет, к примеру, просто окрестить определенные проявления в его поведении «манерничаньем» и отмахнуться от них как несущественных. Как это часто происходит на практике, эти отклонения можно поправить с помощью мероприятий по корректировке поведения. Кажущееся бессмысленным поведение для Зигенталера представляет собой значимую и, может быть, единственную возможность, которой пользуется страдающий нарушением человек для общения с окружающим миром, эм ф ати чески восприняв которое, можно проникнуть в суть этого человека (Siegen­
thaler, В свете вышесказанного стремление назвать (это соответствует духу монологической медицины) на первый взгляд непонятное, странное, причудливое поведение нарушением, поскольку такое поведение мешает другим, можно расценить как недостаточно ответственное отношение к ребенку. Для диалогового подхода несу ществует стереотипий, не существует гиперкинетического синдрома или минимальной мозговой дисфункции. И не только потому, что эти понятия вряд ли поддаются диагностической верификации, но еще и потому, что они мешают пониманию индивидуальных проявлений, имеющих для ребенка жизненно важное значение. В соответствии с этим подходом существуют только Петер, К арин, другой ребенок со своими специфическими особенностями, проявляющимися совершенно индивидуально, которые мы обязаны понимать также индивидуально, в их неповторимости.
Если Эссер и Ш мидт (Esser, Schmidt, 1987) подчеркивают в своих исследованиях, что наделенные ярлыком ММ Д отклонения в поведении объясняются в первую очередь ошибками в воспитании, а
Штайнхаузен говорит о психогенной гиперактивности», о «гиперак­
тивности при эмоциональной депривации или «гиперактивности как следствии дефицита социализации (Steinhausen, 1982), то это может означать, что в силу определенных жизненных обстоятельств все большее количество детей дают проявления нарушений в поведении
Пассольт
33

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
К. Ф иш ер. Тим — чрезмерно активный ребенок

Вместо введения я процитирую наблюдение воспитательницы, касающееся одного мальчика. Подобных ему сегодня можно встретить в любом детском саду.
Тим был принят в наш детский сад в августе 1990 г. В то время ему было 3 г. 1 мес. Мы работали по традиционной методике, поэтому он был помещен в группу из 25 детей. Через короткое время мы смогли наблюдать следующее- крайне беспокойный, Тим бегал по комнате и лишь на короткое время предавался какому-нибудь занятию- он был очень нетерпелив и не мог ждать- часто он что-нибудь опрокидывал (игрушки, настольные игры- он не мог сидеть на одном месте, слушать и принимать участие в общем пении и играх- казалось, что он не мог критически оценивать свои умения, например, он ездил на велосипеде по игровой площадке и наезжал тона дерево, тона стену дома, тона других детей- дети исключали Тима из совместных игр (он вынужден был играть главным образом один, говоря при этом «Тим все ломает, «Тим слишком буйный, «Тим слишком шумный. Если случалось другому ребенку что-нибудь опрокинуть или сломать, то можно было услышать Совсем как Тим».
После перехода на систему открытого детского сада в январе 1991 г. его поведение изменилось следующим образом впервые недели Тима можно было видеть только в комнате для подвижных игр, его излюбленными занятиями были лазание, бег, прыжки. Тим все реже попадался на глаза в связи с какими-нибудь происшествиями (например, опасная езда на велосипеде. Он гордился своими достижениями, все чаще переживал положительные эмоции, получал значительно меньше замечаний.
Примерно после 3 —4 мес интенсивных занятий в комнате для подвижных игр он чаще стал вступать в более тесные контакты с другими детьми. К этому времени Тим начал открывать для себя мир труда, научился обращаться с инструментом, у него появились некоторые идеи, которые он старательно и с выдумкой воплощал в жизнь. Другие дети обращались к нему за помощью, так что у него появилось законное право на ощущение успеха. Примерно через 6 мес Тима можно было увидеть уже участвующим в ролевых играх или занятым в строительстве. Теперь
Тиму 5 лети мес. Это активный ребенок, у которого много тесных контактов с другими детьми. Он уверенно передвигается по всему детскому
саду и с охотой участвует в самых разных занятиях. Все мы отмечаем, что
Тим очень живой ребенок, номы нив коем случае не стали бы относить его к числу детей с отклоняющимся поведением (Dehlfmg, В задачу данной статьи не входит обсуждение концепций дошкольной педагогики. Вышеприведенный эпизод обращает наше внимание на феномен, который стал постоянным в жизни детских садов ив последние десять лет вошел в число объектов междисциплинарных исследований. От 10 до 20 % всех детей дошкольного возраста обнаруживают более или менее своеобразное поведение
(Barth, 1992; Schmidt, 1992), при этом такие формы поведения, как двигательное беспокойство, бесцельная активность, сопровождаемые импульсивностью, а иногда и агрессивностью, стоят напер вом плане (Steinhausen, 1982). Позднее таким детям грозит неуспеваемость в школе. Как только речь заходит о школьной карьере ребенка, так тут же родители, психологи, педагоги и терапевты настораживаются. Тогда встают вопросы Что это за дети, которых детский врач Гофман 150 лет назад впервые описал в своей книжке “Дер Ш труввель-П етер” в образе Ц аппель-Ф и- липпа (русский “ С тепка-растрепка”)», В чем причины того, что Филиппу не сидится на месте И прежде всего Как мы можем предотвратить или смягчить жизненные неудачи этих детей. Содействие развитию идентичности

Н аш Тим, по всей вероятности, не был тяжелым случаем, если через полтора года он нашел свое место в обычной группе детского сада. И все же надо отдать должное интуиции и профессионализму воспитательниц, которые активно поддерживали Тима в его развитии Он гордился своими достижениями, все чаще переживал положительные эмоции, получал значительно меньше замечаний. Похвала и признание со стороны детей и взрослых — это, пожалуй, важная составляющая в процессе содействия становлению самосознания личности.
Отважиться на что-либо можно только если ты уверен в себе. Но для того чтобы эта уверенность появилась у ребенка, нужна определенная атмосфера. Открытая обстановка в детском саду и личная открытость воспитательниц, вероятно, содействовали тому, что через некоторое время Тим с охотой участвует в самых разных занятиях и его никак нельзя отнести к числу детей с отклоняющимся поведением. Раскрепощенная атмосфера общения между воспитателями и детьми, когда отпускаются поводья и детям дается возможность полазать, побегать и попрыгать, чтобы они узнали возможности своего тела ив процессе подвижных игр набирались опыта общения с другими детьми, — это элементарные условия формирования идентичности. Свобода движения не только физическая, но прежде всего психологическая категория. Применительно к проблематике непоседливого Филиппа это означает, пожалуй, что мы должны разрешить Филиппу быть непоседливым, должны дать ему возможность проявлять свою активность.
А нализ биографии гиперкинетичны х детей показывает, что феномен гиперактивности сообразно его комплексности нуждается в многомерном изучении. Многие дети, по наблюдению их родителей, всегда были активны сверх всякой меры. Спонтанность их поступков и любопытство для заорганизованного мира взрослых часто представляют собой проблему. Приходится отметить, что специфически детское, с бьющей через край двигательной энергией поведение часто представляется отклоняющимся только сточки зрения взрослых кипучая детская двигательная активность не всегда подходит под определение гиперактивности, являясь выражением жизнерадостности и жажды движения (Zim mer, К проблемным относятся, однако, те дети, поведение которых характеризуется следующими признаками (по Oehler, 1990):
1) избытком двигательной активности) нарушением внимания) недостаточным контролем за импульсами) неадекватностью эмоциональной реакции (легкая возбудимость).
Это дети, проявляющие хаотичную избыточную двигательную активность, что для них является способом расходования двигательной энергии и удовлетворения сенсорного голода, при этом они не в состоянии отделять важные раздражители от второстепенных (Kiphard, 1987). В этом случае можно говорить о гиперкинети­
ческом синдроме, применяя этот медицинский термин. Такие дети нуждаются в пристальном внимании специалистов. Пути содействия развитию гиперактивных детей
П едагогико-терапевтическая система оказания помощи детям на ранней стадии развития, имея междисциплинарный характер, в настоящее время получила целостность. Это означает прежде всего отказ от примата медикаментозного и диетического лечения гипер­
активных детей, которое долгое время занимало господствующие позиции. План содействия развитию ребенка может отвечать его потребностям в том случае, когда в центре внимания находится личность ребенка и учитываются особенности его окружения.
3Л. Личность ребенка, или движение в поисках идентичности
С точки зрения развития знакомство с собственным телом представляет для ребенка главнейший элемент процесса установления персональной идентичности (Paulus, 1986). Человеческие переживания связаны с внутренним бытием тела (соматический опыт) и бытием вне тела (социальный и материальный опыт содержанием переживаний является опыт самости и опыт внешнего мира.
В деятельном интерактивном взаимодействии индивида с окружающим миром моторика становится основой дееспособности и коммуникабельности человека. Именно это учитывается при организации содействия психомоторному развитию в рамках принципиально целостной и многомерной концепции поддержки.
Человеческая деятельность преимущественно основывается на опыте, который приобретается, непрерывно дифференцируется и расширяется, при этом постоянно взаимодействуют чувственное восприятие, движение, переживание и переработка информации, Подход к развитию ребенка, подчеркивающий центральную роль тела и субъективно-эмоционального переживания деятельности, обязан своим возникновением прежде всего Эриксону (Erikson,
1950). Он описывает человеческое развитие как развитие личности с целью установления собственной идентичности. Выходя за рамки фрейдистского учения, где основной упор делается на отражение психосексуальных аспектов в развитии, Эриксон подчеркивает роль социально значимых лиц и окружения, считая важнейшим фактором развития личности взаимодействие между ребенком и окружающей средой.
П оиск идентичности характеризуется борьбой противоречивых тенденций. С одной стороны, он сопряжен со стремлением индивида к сохранению себя как индивидуальности, к обретению чувства собственной неповторимости через размежевание с другими. С другой стороны, он находится во власти необходимости развития и адаптации к постоянно меняющимся требованиям окружающего мира и значимых для него социальных групп.
Э риксон исходит их того, что развитие совершается по основному плану универсально повторяющихся этапов и кризисов развития. Оно несет на себе отпечаток специфических для каждого этапа конфликтов, которые характеризуются, во-первых, растущими способностями индивида и связанными сними потребностями и желаниями, а во-вторых, изменением требований со стороны социального окружения. Каждый психологический кризис определяется наличием двух конкурирующих друг с другом полюсов (см. табл.).
Адекватное разрешение конфликтов заключается в установлении баланса столь противоречивых тенденций и составляет задачу развития Отсутствие их разрешения затрудняет дальнейшее развитие. Однако, по Эриксону, существует возможность разрешения застарелых психосоциальных конфликтов на более поздних этапах развития (Erikson, 1989). Именно здесь и есть исходный пункт для работы по оказанию поддержки в развитии детей. Для этой цели
Развитие и психосоциальные конфликты по Эриксону, необходимо найти такие темы или содержание, овладение которыми будет содействовать разрешению конфликтов и тем самым — поиску идентичности.
На первом году жизни ребенка, согласно Эриксону, в психо­
социальном плане речь идет о первичном доверии и преодолении чувства недоверия. Какие виды движения и игры могут способствовать устранению психосоциального конфликта между обретением доверия и формированием основного чувства недоверия Ham mer,
Denzer, Twellmeyer (1989), а также Seewald (1989, 1991) рекомендуют в этих целях такие движения, как мягкое покачивание и несколько более сильное раскачивание с мягкими переходами и небольшой интенсивностью. Эти движения могут своей размеренностью и гармоничностью внушать ребенку чувство стабильности и безопасности.
Позднее, когда дети подрастут, можно создавать им условия, когда они, играя, будут, к примеру, заворачиваться в одеяла или кусок материи или строить из простых материалов домики, пещерки, палатки и тому подобные укрытия, которые рождают ощущение тепла, уюта и вызывают у них чувство защищенности. К этим видам деятельности д£ти стремятся сами, и такие игры входят в репертуар мотопедагогики, ибо они способствуют развитию эмоционального компонента детской психики.
На втором и третьем годах жизни дети, по мнению Эриксона, развиваются между полюсами автономия и стыд, сомнения. Задача развития заключается в том, чтобы в известной мере освободиться от влияния первичной референтной персоны и преодолеть чрезмерное чувство стыда и сомнений. Это стремление поддерживается прежде всего теми новыми возможностями, которые возникают в области владения своим телом (ходьба, речь, контроль функций дефекации. Возможность передвижения в пространстве означают для ребенка невиданное расширение горизонта и новые, доселе небывалые возможности освоения мира (Conzen, Теперь ребенок знает, что есть внутренний и внешний мир, есть Я и ь, что можно активно воздействовать на окружающий мир. На этом этапе утверждение собственной воли имеет особое
значение. Неизбежно начинаются столкновения с близким окружением. Приобретенное на первом жизненном этапе первичное доверие и чувство защищенности в отношениях с родителями впервые подвергаются серьезной проверке (Mahler, Pine, Bergmann, 1991). В это время важно, чтобы ребенок по возможности без страха мог экспериментировать со сближением и удалением, уходом и приходом. Речь идет о том, чтобы найти баланс между сохранением хороших отношений с близкими людьми и опытом отдельного и автономного существования. Сточки зрения моторики в это время подходящими являются игры в прятки и догонялки.
И гр а в прятки дает возможность отделиться от других, в тоже время в ней содержится элемент уверенности в том, что тебя снова найдут (Holter, Салки, пятнашки, догонялки характеризуются сменой состояний близости и дистанции их прелесть состоит в чередовании убегания и преследования, причем маленькие дети сами дают себя поймать (Seewald, Дети этого возраста (и старше) полны желания испробовать возможности и пределы способностей своего тела, даже если это сопряжено с известным риском. В это время вполне можно предлагать им такие упражнения, которые связаны сбалансированием, лазанием и соскальзыванием по наклонной плоскости, ибо они вполне отвечают потребностям этого возраста.
В дошкольном возрасте, когда в развитии ребенка обозначается противоречие между стремлением к инициативе и чувством вины, задача заключается в открытии у себя индивидуальных особенностей и способностей, в установлении отличия себя от других. Теперь ребенок твердо усвоил значение Я отныне он должен узнать, каким человеком он хочет стать (Erikson, 1989). Стремление ребенка к независимости, по Эриксону, питается тремя моментами развития. Теперь ребенок в состоянии двигаться более свободно и энергично, обретая тем самым широкое, субъективно неограниченное поле деятельности. Его речевые навыки совершенствуются, развивается символическая функция речи, а также появляются первые признаки интериоризации схем действия в форме представлений (Piaget, 1969).
3. Языки свобода передвижения в совокупности расширяют мир представлений ребенка.
Характерными для этого возраста являются идентификация себя с теми ролями и деятельностями, которые присущи взрослым, а также мечты о том, чтобы стать большими сильным. Ребенок старается с помощью приобретенной во второй фазе своей жизни автономной воли претворять в жизнь конкретные цели (Conzen, Главная тема, интересующая ребенка на этом отрезке его жизни это развитие собственной инициативы. Речь идет о том
чтобы принимать новые вызовы и решать новые задачи, открывать в себе индивидуальные черты, сравнивая себя с другими и отличая себя от них, и тем самым формировать собственную идентичность. Однако позитивная ^ концепция выстраивается только в том случае, если успех какого-либо действия связывается с собственной активностью , а не воспринимается как случайность или как результат чужой воли. На этой основе следует создавать такие ситуации, в которых ребенок может действовать, проявляя самостоятельную активность, что является существенным предварительным условием формирования положительной концепции, Чувство вины — противоположный полюс инициативы, — согласно Эриксону, оказывает тормозящее воздействие на неустанную тягу к исследованиями инициативность дошкольников. Если до сих пор ребенок стыдился, когда его заставали врасплох за запрещенными занятиями, то теперь чувство вины может возникать на основе осознания норм и ценностей, которые привиты семьей и обществом. В этой связи Эриксон (1989) указывает на негативные последствия чрезмерных запретов, одергиваний и ограничений деятельности со стороны референтных лиц, которые в итоге могут привести к формальному послушанию в виде буквального и чересчур усердного следования правилам, чрезмерной зажатости и запуганности.
Существует множество разных видов деятельности и игр с целью развития инициативы. Это, например, подвижные игры, игры на местности, удовлетворяющие жажду приключений, роликовые и колесные средства передвижения (Fischer, Wendler, Ролевые игры (например, мама, папа и я разбойники полицейский индеец и ковбой) позволяют ребенку идентифицировать себя стем или иным персонажем. Катаясь на роликовых или колесных средствах передвижения (самокаты, роллеры, велосипеды, затем скейт-борды), дети одновременно учатся владению своим телом и самоконтролю, в то время как они осваивают мир».
И гр ы нам ест нос т и ставят ребенка перед необходимостью осваивать такие движения, как лазание и преодоление высоты, что предъявляет к нему значительные требования, так как ребенок открывает для себя третье измерение и отрывается от твердой опоры под ногами, какой является для него мать-зем ля
(Seewald, 19^1). Игры соревновательного характера дают возможность помериться собственными силами с другими ребятами.
Для практической работы по оказанию содействия гиперактив­
ным детям с ориентацией на их развитие можно выделить три темы (по Эриксону).
1. Создание доверия. Формирование автономии. Развитие инициативы
Переживания ребенка, связанные сдвижением, окрашены радостью он может свободно принимать решения, как ему действовать. Доверие, автономия и инициатива играют при этом роль решающих факторов. Ребенок должен проникнуться доверием к себе и другим, принимать решения и контролировать себя (автономия, браться за выполнение новых задач (инициатива. И все это требует поддержки и уважения со стороны взрослых. Для выполнения этих задач развития, для работы по содействию развитию идентичности гиперактивных детей особое значение имеют такие категории, как движение и тело.
Современная психология развития признала значение выдвинутых Эриксоном положений о кризисах и типичных жизненных задачах. Однако генетически детерминированную универсальную смену кризисов в течение жизни человека следует оспорить. Индивидуальные действия и способы поведения, в том числе странности в поведении детей, можно понять только с учетом уровня общественной опосредованности (Passolt, 1989), внимание должно быть обращено как к самому ребенку, таки к условиям окружающей его среды. Роль окружающей среды, или экологический аспект в работе по оказанию помощи ребенку
Экологический подход восходит отчасти к понятию жизненное пространство, введенному Л евином в контекст психологии развития (Lewin, 1936). Такой подход прослеживается также у Бар­
кера и Райта (Barker, Wright, 1954), оперировавших в своих исследованиях экологических сред понятием Setting (окружение, об­
рамление).
Понятие жизненное пространство обозначает субъективную интерпретацию индивидом своего окружения. По Левину, содержание этого понятия составляет выраженное в умственных категориях знание о своем бытии и действия человека на основе продиктованной субъекту окружающим миром смысловой структуры пос. Если понятие жизненное пространство включает прежде всего субъективные компоненты, то понятие окружение больше касается объективных реалий среды обитания.
Развитие человека протекает в пределах различных жизненных пространств, в которых индивид приобретает многообразный жизненный опыт. Жизненные пространства влияют на индивидуальное развитие, в свою очередь сам индивид воздействует на них, поскольку он является частью их.
По аналогии с биологическими экосистемами Б ронф енбрен- нер (Bronfenbrenner, 1981) предпринимает попытку описывать развитие человека в экологических системах. Он представляет себе окружающую среду в виде входящих друг в друга концентрических
Рис. 2. Экологическая система (по Бронфенбреннеру, 1981):
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом