Главная страница
qrcode

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al tkherr m berg r vel fl a i dr giperaktivnye deti korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница6 из 17
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
6. Экскурс в историю гиперкинетического синдрома
В конце XIX в. проблематикой детского беспокойного поведения и гиперкинетичностью занимались, в частности, невролог Чар- кот (Charcot, годы жизни) и педиатр Хенох (H enoch, годы жизни. В 1885 г. ученик Чаркота Type (Tourett) описал так называемый синдром Туре. Эти встречающиеся у взрослых проявления гиперкинетичности выступают в форме навязчивых двигательных, большей частью тикообразных импульсных разрядок. В настоящее время предполагают, что эти явления связаны с неврологической дисфункцией, вызываемой избытком медиаторов возбуждения — допамина (Saks, 1990) в таламусе, гипоталамусе ив лимбической системе.
В начале XX столетия Циен (Ziehen, 1902) отличал естественную детскую тягу к двигательной активности от болезненной моторной активности с ее ненаправленностью и импульсивностью . В 1904 г. клиницист Хеллер (Heller) в своей книге Очерк лечебной педагогики описал картину детского двигательного беспокойства, ненаправленной импульсивности, отвлекаемости и недостаточной способности к длительной концентрации внимания. Примечательными для того времени являются его советы. Он рекомендует воспитание самообладания и занятия спортом.
Б ерлинский педиатр Черни) в своем труде о трудновоспитуемом ребенке (1917) также описал симптоматику ги­
п ерактивны х детей. Подобно Хеллеру, он предлагал, в частности, упражнения по развитию сил торможения. Крам ер и П олль- нов) дали ш и рокои звестн ое описание симптоматики и отграничения гиперактивности в детском возрасте, которую они назвали термином «дрангэретизм». По их мнению, которое отчасти опиралось на анатомические данные, с большой степенью вероятности это явление вызывается органическими церебральными изменениями. Согласно Хайнце (H ein- ze, 1932), любой вид гипермоторики связан с повреждениями мозга.
Одну из форм эретизма безучастия органической патологии мозга представляет собой выявленный Ледерером (Lederer) и Эде- рером (Ederer) в 1934 га также Ледерером и Кёнигом (Konig) в
1938 г. гиперкинетический невроз. При этом упоминаются также нарушения двигательной координации и регулирования тонуса как следствия двигательного беспокойства. Л емке (Lehmke, 1953) отмечает, что среди гипермоторных детей нередко встречается легкое хореиформное нарушение моторики, включая нарушениями мики, иногда выражающиеся в непроизвольном гримасничанье, но он не относит эти проявления к болезненным. Эти нейровеге- тативные явления возбуждения обычно проходят сами после пубертатного периода. В подобном же ключе высказывается Гёльниц
(Gollnitz, 1954) в связи с импульсивным, ненаправленным двигательным беспокойством, которое он рассматривает как явление, типичное для раннего детского возраста, имеющее, однако, различные степени выраженности. Гипотеза недостаточной активности мозга

В противоположность гипотезе, которая усматривает причину гиперактивности в чрезмерном повышении возбудимости центральной нервной системы, в настоящее время некоторые исследователи, скорее, склонны видеть эту причину в незрелости и функциональной недоразвитости мозга у гиперактивных детей (Specht,
1986). Гипотеза недостаточной активности мозга опирается наряд исследований. Так, картина электрической активности мозга у ги­
перактивного ребенка обнаруживает медленную, со значительной амплитудой кривую, которая свойственна детям в гораздо более младшем возрасте. Лоу и другие (Lou et al., 1984) установили у гиперактивных детей пониженную степень кровоснабжения мозга, что свидетельствует о сниженном обмене веществ во фронтальных его отделах. Эти отделы контролируют, с одной стороны, процессы двигательного возбуждения, ас другой — они оказывают влияние на регулирование эмоциональной сферы и внимания. Роль нейромедиаторов, в частности допамина, который действует на нервную систему как возбуждающе, таки тормозящ е, пока еще далеко не изучена.
В пользу гипотезы о недостаточной активности свидетельствует также тот факт, что такой стимулятор, как риталин, действует на гиперактивных детей успокаивающе. Тоже самое относится, в сущности, и к сильным, ярким внешним раздражителям визуального, и прежде всего вестибулярного, плана
Этим объясняется тот факт, что у гиперактивных детей излюбленными являются такие простые виды двигательной активности, как покачивание, раскачивание, соскальзывание по наклонной плоскости, катание на карусели и вращение вокруг собственной оси.
Ремшмидт и Ш мидт (Remschm idt, Schm idt, 1986) усматривают в гиперактивности отчаянную попытку ребенка привести свой мозг в необходимое состояние активации должного уровня. Особенно положительно реагирует на все виды примитивном оторной деятельности, которые применяются, согласно Эйру (Ayres), в сенсорной интеграции, недостимулированная и слабореагирующая вестибулярная система. Тоже самое относится и к стимуляции кожного покрова.
Слиш ком слабореагирую щ ая вестибулярная система нуждается в большом количестве примитивных тактильных и вестибулярных раздражителей в целях ее постепенной сенсибилизации, чтобы она соответственно реагировала на раздражители. В поисковом поведении ги перактивны х детей можно наблюдать их стимульный голод, их физиологические и психологические потребности. Наряду с вестибулярными визуальным сенсорным голодом у гиперактивного ребенка имеется еще и неутолимый эмоциональный голод, жизненная потребность в соответствующих сверхраздражителях. Здесь перед кинезиопедагогикой открываются возможности организации ярких, эмоциональных переживаний и приключений. Но сначала нужно заложить для этого основу.
Прежде чем я расскажу о практических упражнениях для гипер­
активных детей, я хотел бы подчеркнуть, что применение мотор­
но-педагогических методик представляет собой хотя и очень важное, но лишь одно из мероприятий по содействию развитию детей. Однако ввиду своего основополагающего значения и, кроме того, ввиду их доступности для детей эти методики занимают первое место в общем комплексе медико-психолого-педагогических ме­
роприятий.
Воздействие только с помощью стимулирующих медикаментов, как это, к сожалению, все еще достаточно часто происходит, представляет собой, по мнению Альтхерра (Altherr, 1989), профессиональную ошибку врача.
М ероприятия по содействию двигательной активности хотя и не могут сами по себе обеспечить длительного избавления от гипер­
активности, нов любом случае они приносят улучшение состояния и тем самым облегчают положение ребенка. Со временем наступает улучшение уже потому, что отступает чувство бессилия перед проявлением мощных подкорковых импульсов, равно как и чувство вины из-за неспособности контролировать моторные импульсы и шокирующие эмоциональные всплески

8. Общие методические принципы системы коррекции
психомоторики
В соответствии с нашей программой тренировки поведения и моторики гиперактивные дети проходят шесть ступеней, что позволяет им в течение года все лучше овладевать контролем за своим поведением- При этом мы учитываем старый принцип специальной педагогики, гласящий, что неадекватная форма поведения детей должна ложиться в основу методического подхода при проведении мероприятий педагогической поддержки. Как и любое так называемое неадекватное поведение, двигательная буря гиперактивных детей вызывается действием вполне целесообразных механизмов компенсации.
Программы, рассчитанные специально на гиперактивных детей, требуют тщательного планирования. Они учитывают формы и интенсивность проявления индивидуальных нарушений. Поэтому не может быть единственной, пригодной для всех детей системы занятий. Любое действие со стороны педагога требует от него большой чуткости, фантазии, творческого подхода и гибкости. Он должен быть готов к постоянному пересмотру и адаптации первоначальных концепций, как это характерно вообще для работы с психомоторикой.
Кроме того, имеется ряд методических принципов, которые обязательны в кинезиотерапии с гиперактивными детьми. Нив коем случае не следует допускать наступления эмоционально бедных ситуаций, например, ожидания, когда ничего не происходит. Следует избегать также ограничения активности и сильной регламентации поведения детей. Требования к соблюдению порядка и дисциплины не могут исходить только извне, в виде чего-то навязанного детям все это должно произрастать изнутри, а для этого требуется время.
Система открытых занятий, как показывает опыт, снижает степень гиперактивности в поведении детей. Тем не менее следует остерегаться перекармливания детей внешними стимулами. Направленные действия лучше воспитывать, применяя немногие отдельные виды тренировочного материала, который создает сильный изначальный импульс. При всей свободе действий, предоставляемой детям, нельзя обойтись без определенной структуризации движения детей. Это касается выбора уже упомянутого тренировочного материала и снарядов, а также их расположения и четкой ориентации в пространстве. Программа тренировки движения и поведения

Ниже мы представляем программу занятий по снижению гипер­
активности, разработанную в рамках мотопедагогики. Она состоит из шести фаз, или последовательных этапов. Продолжительность той или иной фазы зависит от потребностей конкретного ребенка
и не имеет строгих временных ограничений. Лучше дать детям возможность вволю подвигаться, чтобы они испытали полное насыщение движением. Это касается прежде всего первой фазы, характеризующейся деятельностью на примитивно-моторном уровне. Согласно Пиаже, примерно с четырех лету ребенка можно отметить тактильно-кинестетически управляемую активность с постепенным переходом управления в визуальную сферу. У гиперактивных детей такое поведение вырабатывается только в течение длительного времени.
Фаза L Активизация вестибулярно-моторной активности фаза предоставления свободы)
Как уже было сказано, на этом этапе речь идет прежде всего о предоставлении гиперактивным детям возможности свободно действовать, выполняя простейшие движения, которые стимулируют их обычно недогруженную вестибулярную систему. Эйр (1979, 1984) называет этот род тактильных и кинестетических стимуляций сенсорной интеграцией, причем эти процессы ощущений и восприя­
тий являются базовыми и интегрирующими по отношению к более высоким уровням сенсорной модальности, таким, как зрение и речевая активность. Таким путем происходит координированное образование сенсомоторно-неврологических структурных связей в центральной нервной системе.
Уникальность подобных моторных упражнений, сих многочисленными возможностями совершения вращений, с возникающим ощущением действия центробежной силы, заключается в том, что они самым непосредственным образом отвечают потребности гипер­
активных детей в удовлетворении их вестибулярного сенсорного голода. Если исходить из того, что центральной нервной системе и особенно вестибулярной системе гиперактивных детей свойственно состояние гипофункции, то вестибулярная стимуляция означает начало постепенного повышения общей активности. В свою очередь — подобно медикаментозной стимуляции — она ведет к снижению гиперактивности и повышению степени активности ума и внимательности.
Во всех нижеприводимых упражнениях в мозг постоянно передаются витальные, жизненно необходимые для гиперактивных детей проприоцептивные информационные сигналы. Это происходит прежде всего при быстрых перемещениях тела в пространстве. Для этого необходимы соответствующие снаряды роликовые доски, лечебные центрифуги, всевозможные качели, трамплины, надувные маты, а также вращающиеся и качающиеся ручные приспособления Имея все это в своем распоряжении, дети могут передвигаться, выбирая движения по вертикали или по горизонтали. Перемещения по вертикали вверх и вниз возможны на всех пружинящих
снарядах — от батута до трамплина это и свисающие эспандеры, а также разного рода качели. Кроме того, простое спрыгивание вниз на мягкие маты или прыжки вводу, соскальзывание вниз по разного рода наклонным плоскостям обеспечивают почти вертикальные прямолинейные перемещения (рис. 3, 4). Двигаясь на самокатах, роликовых досках, дети то внезапно трогаются с места,
Рис. 3. Подготовка к соскальзыванию
Рис. 4. Соскальзывание, прыжки, падения
то также внезапно останавливаются, и это, похоже, стимулирую­
ще действует на вестибулярный аппарат. Играя в одиночку, вдвоем или целой группой, дети, взяв роликовые доски, могут построить лодку, а положив на них небольшие гимнастические маты, сделать «плот».
Следующая группа упражнений связана с использованием качелей и каруселей- Катание на качелях относится к числу излюбленных детских удовольствий маятниковые возвратно-поступатель­
ные движения обеспечивают вестибулярному аппарату важные активационные и развивающие стимулы. Катание на качелях наряду с вращательными движениями, о которых речь пойдет ниже, следует использовать как средство для насыщения вестибулярного сенсорного голода. Для этого годятся обычные качели с дощатым сиденьем, кольца, трапеции, подвешенные автомобильные шины, гамаки. На этих снарядах движение может быть как в прямолинейном, таки в круговом направлениях. Вращение, при котором дети испытывают действие центробежной силы, вызывает у них особый восторг.
Вращения тела в разных плоскостях дополняет комплекс упражнений по моторной стимуляции. Чаще всего это вращение вокруг своей продольной оси, что, например, происходит вовремя танцев под музыку. Вращаясь вокруг собственной оси, дети, сгруппировавшись, скатываются вниз по склону. Еще одно упражнение с вращением вокруг своей продольной оси, которое делают все дети, выполняется с помощью колец (кольца должны висеть на досягаемой высоте. Тоже самое можно проделывать, используя качели. Можно применять также прыжки на месте с поворотом вполоборота, позднее — на полный оборот вокруг своей оси. Эти прыжки можно разучивать и на трамплине. Более ловкие дети могут овладеть пируэтами, выполняя их на роликовых коньках.
Кувырки или перевороты вперед на перекладине относятся к упражнениям на вращение и раскачивание вокруг поперечной оси. Их можно делать также, находясь вводе по грудь. Взрослый приподнимает ребенка за руки, стем чтобы он мог делать кувырки, вращаясь вокруг своей поперечной оси. При поддержке опытного инструктора ребенок может выполнять сальто и перевороты как на полу, таки на трамплине.
Более старшими более ловким детям можно упражняться и во вращении вокруг глубокой оси, проходящей через пупок до спины. Для этого нужна роликовая доска (рис. 5), годится также лечебная центрифуга или вращающееся кресло.
С методической точки зрения важно, чтобы дети по возможности сами выбирали способы проявления своей активности. Но при этом не должно быть проявлений неудовольствия, тем более страха. Настоятельно рекомендуется вовремя упражнений на качелях, карусели или при вращательных движениях пристально следить за
выражением лица детей, своевременно замечая вегетативные реакции в виде появления бледности, пота или головокружения, чтобы сразу же остановить ребенка. В целом чувство головокружения у гиперактивных детей появляется нескоро. Оно является первым признаком вестибулярной активации.
Уже говорилось о том, что первая фаза упражнений в рамках всей программы кинезиотерапии имеет огромное значение. Ее роль заключается в разгрузке психики ребенка, в освобождении от напряжения, которого требуют от него попытки соблюдать обычные нормы поведения. Вместо адаптации к нормам взрослых, что им плохо удается, детям предоставляется право свободно двигаться в пространстве, проявлять свою физическую активность, не испытывая при этом чувства вины. Это укрепляет их подорванное самосознание, возвращая им чувство самоценного члена детского со­
общества.
Ф ростиг и М алов (Frostig, Malow, 1978) описали поведение гиперактивного ребенка, который пытался умерить свою бьющую через край энергию в школе импульсивным рисованием каракулей. Вместо запрещения, казалось бы, бессмысленной и ненаправленной деятельности учитель дал этому мальчику большой блокнот, в котором он мог чертить что угодно. Поведение мальчика было встречено пониманием со стороны взрослого, и школьнику не надо было больше чувствовать себя виноватым.
Вышеупомянутая свобода действий в рамках выбора тех или иных видов вестибулярно-моторной активности со временем выходит за пределы удовлетворения чисто функциональной потребности, приобретая характер самостоятельно планируемой деятельности, которая утоляет любопытство ребенка, служащее движущей пружиной его развития. Воспитание, — говорит Фростиг, — должно
удовлетворять присущую детям потребность в познании и освоении окружающего их пространства путем предоставления им возможности для игр и труда в атмосфере, которая поощряет поиск.
Креативность основывается на поиске. И то и другое представляет собой формы исследования и то и другое требует изобретательности, воображения и творческого духа и то и другое ведет к открытиям Фаза 2. Развитие умения управлять своими движениями

Во вторую фазу нашего поведенческого тренинга путем обучения двигательной активности ребенок постепенно вступает после некоторого насыщения примитивными видами моторики, когда произошло уже знакомство детей друг с другом и с новой для них окружающей обстановкой. Задача второй фазы состоит в переживании детьми внутренних сил торможения и управления своими действиями. Эти переживания должны приносить им удовольствие и радость. Упражнения, используемые в это время, носят постоянно меняющийся игровой характер. Структурирование и направление в нужное русло до сих пор несдержанной и неизбирательной подвижности требуют от педагога чуткости. Тут не следует проявлять поспешности и нельзя форсировать события. Необходимо уметь определять момент, когда детине справляются с собой. Умение сдерживать себя и говорить себе стоп воспитывается у детей шаг за шагом.
Полезна, например, такая игра, когда детям в конце занятия разрешается под музыку носиться по кругу, изображая диких, необъезженных лошадей. По условию, лошади, как только смолкнет музыка, должны не спеша возвращаться в конюшню (ложиться на маты. Тот, кто сделает это, получает похвалу или поощрение в виде конфеты и д . п. (корм для лошадки. Существует множество вариаций подобных упражнений на торможение (рис. 6). Важно, чтобы дети приняли правила игры и умели самостоятельно останавливаться. Изображая всадников, которые по сигналу умеют внезапно остановить скакуна, или играя в индейцев, которые в бешеном темпе мчатся на своих диких лошадях к краю ущелья (обозначается толстым канатом или меловой чертой, чтобы резко обуздать над краем пропасти своих лошадей, гипер­
активные де неизменно переживают счастье оттого, что им удается изобразить умелого наездника.
Упражнения в торможении, которые не следует начинать слишком рано, те. не ранее чем вначале второй фазы нашей программы, должны обязательно сопровождаться переживанием успеха у детей. Эти игры дополняются упражнениями в управлении своим телом при передвижении в пространстве. Дети учатся передвигаться под контролем зрения, не наталкиваясь на предметы или лю -
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом