Главная страница
qrcode

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al tkherr m berg r vel fl a i dr giperaktivnye deti korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница7 из 17
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17
58
Рис. 6. Беги торможение дей, сначала медленно, а потом все быстрее и наконец бегом. Поначалу дети учатся обходить лишь несколько препятствий. Создается небольшая группа играющих. Дети, движущиеся в самых разных направлениях, представляют друг для друга препятствия. Перемещаясь, дети стараются не натолкнуться на товарища.
Есть множество игровых и спортивных упражнений, с помощью которых дети могут осваивать управление своими движениями. На полу зала можно, например, выложить скакалками или волшебными шнурами более или менее узкие проходы с поворотами и перекрестками и предложить передвигаться по ним вперед или назад, шагом, бегом или на роликовых досках. Для координации зрения и движения прекрасно подходят слалом по трассе, обозначенной кеглями, или движение по полосе препятствий, где приходится пролезать сквозь ящики, открытые с двух сторон, или перебираться через них. Позднее, если ребенок достаточно ловок, можно давать задание проехать на самокате или на роликовых коньках через узкие ворота, обозначенные двумя кеглями.
Фаза 3. Упражнения для улучшения концентрации внимания
Следует постепенно снижать зависимость гиперактивных детей от визуальных раздражителей, которую они постоянно испытывают. К этому можно переходить после определенного насыщения их двигательной жажды (после «стихания двигательной бури) и после того, как появились признаки структурирования их двигательной активности. На этом этапе необходимо побуждать их к кратковременному добровольному закрыванию глаз. Таким образом они смогут научаться сначала непродолжительному, а затем все более долгому сосредоточению внимания на сигналах, воспринимаемых с помощью слуха и осязания. Можно заметить, как поведение гипер­
активных детей меняется к лучшему, когда на короткое время удается исключить источники зрительного раздражения. В этих условиях они начинают понимать, что есть еще и другие источники получения чувственной информации. Им удается удивительно быстро ориентироваться в различных ситуациях, опираясь на осязание и слух. Чем прощена первых порах структурирована окружающая среда, тем быстрее дети учатся мобилизовывать внимание на требуемый промежуток времени.
Сначала следует предоставить ведущую роль в ориентировании осязанию. Помещение и находящиеся в нем препятствия дети сначала внимательно осматривают, а затем исследуют и опознают с закрытыми глазами, только с помощью рук. Впоследствии можно давать задание и без предварительного визуального приготовления ощупывая предметы, определять их положение в помещении. Кроме описанных упражнений необходимо предлагать детям сначала приблизиться к изучаемым предметам шагом или ползком. Если при этом надо найти источник звука, они стараются напрячь слух. Можно дать задание определить материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, поролон, находящийся перед ребенком в данный момент. Он узнает это по звуку, ударяя гимнастической палкой по предмету.
Сначала задание включает движение и простые задачи на восприятие, а затем упор делается на участие тактильных и слуховых анализаторов. При этом элемент движения временно, но лишь на короткое время, опускается, например, при ощупывании вслепую фит
7
р, букв, определении свойств материалов, веса и т.д. или при опознавании всевозможных звуковых сигналов (звуки, шорохи. При выполнении таких заданий дети сами должны выбирать, каким способом они на время выключают зрение то ли зажмурив глаза, то ли закрыв их ладонями, то ли наложив на глаза повязку. Любая форма принуждения исключается. Педагогам придется сталкиваться стем, что у некоторых детей при отсутствии зрительного контроля на первых порах наблюдаются полная беспомощность и дезориентация, сопровождаемые сильным чувством страха. Избавиться от этих неприятных ощущений им помогает разрешение вначале немного подглядывать. Любая попытка добровольно закрыть глаза, естественно, поощряется похвалой, пока детине начнут прилагать максимум старания как можно дольше держать глаза закрытыми.
Подобный опыт восприятия, приобретаемый в игровой форме, систематически, на протяжении длительного времени, положительно сказывается на выработке у гиперактивных детей умения
контролировать свое поведение. Они становятся заметно спокойнее и внимательнее. В практике работы хорошо зарекомендовал себя такой прием, когда после фазы интенсивного движения дети расслабляются, некоторое время лежа на спине с закрытыми глазами. Эти периоды расслабления удобно использовать для повышения слухового внимания, например, можно рассказывать коротенькие занимательные истории с продолжением. При проведении игр подходящим является и такой прием, как использование слов-сигналов, на которые дети должны ответить определенным образом подпрыгнуть и дотронуться до стены руками и т.д.
Фаза 4. Тренировка зрительного внимания

Только после того, как гиперактивные дети успокоятся и покажут значительное удлинение периода акустического внимания, на что нередко уходит несколько недель, а то и месяцев, может иметь смысл тренировать зрительное внимание при помощи прямых и сильных раздражителей, а также опираясь на внутреннюю мотивацию детей. В арсенале кинезиотерапии имеется множество увлекательных задач, при выполнении которых каждый ребенок будет изо всех сил стараться первым что-либо идентифицировать или дифференцировать. Такие занятия на концентрацию внимания можно проводить, только когда дети находятся в спокойном состоянии, например, после расслабления, так как собственные движения ребенка будут сильно мешать целенаправленному визуальному восприятию.
Одна из занимательных задач может, в частности, заключаться в том, чтобы узнать предметы (их может быть несколько, которые демонстрируются в течение всего лишь нескольких секунд. Названия узнанных предметов дети могут по памяти записывать на доске или на листе бумаги или же шепотом сообщать на ухо педагогу. Водном случае педагог объясняет детям содержание задачи с помощью пантомимы. Например, он показывает, что нужно делать с мячом принести его, катать, бросать его вверх, стучать по нему или пытаться попасть им в цель. Воспринимая этот язык жестов, дети проявляют часто удивительное внимание. Разумеется, задачи могут касаться и живых объектов. Например, надо уловить, как изменилась поза модели. На эту тему может быть множество предложений и идей.
При условии успешного выполнения в состоянии покоя самых разных заданий на концентрацию визуального внимания можно постепенно переходить к решению тех же задач в движении. Если, скажем, до сих пор дети стояли или сидели, выполняя задание на узнавание объектов, тона следующем этапе им предлагается сделать это, двигаясь вокруг объектов, которые на короткое время будут им открыты для обозрения. Еще сложнее выполнить это задание вовремя бега. Роль визуально воспринимаемого объектам о­
жет играть и сам педагог. Например, он подает руками сигнал, по которому дети должны остановиться, или принимает различные позы, которые дети должны как можно быстрее скопировать.
Фаза 5. Преодоление импульсивности
Майхенбаум (M eichenbaum , 1979) разработал когнитивно-по­
веденческие программы, которые можно предложить недисциплинированным детям для улучшения контроля за своим поведением. Дети дают себе самопредписания или команды, которые вначале произносят вслух, а затем вводят в память молча, проговаривая монолог внутренне (последний способ со временем закрепляется. Если при этом ребенку удается сдержать свои спонтанные импульсы, то он должен каждый раз похвалить себя Это я сделал хорошо Такое психотерапевтическое подкрепление поведенческого акта со временем улучшает самоконтроль.
Аналогичным образом предлагает действовать и Ф ростиг (1974), которая, подобно Дуглас (1972), между актом восприятия стимула и двигательной реакцией считает необходимым включить небольшую паузу для обдумывания. Соответствующий сигнал звучит так Стоп Вовремя этой паузы импульсивные дети приводят себя в состояние неподвижности. Второй сигнал, согласно формуле Дуг­
лас, — Смотри Это сигнал, по которому дети должны учиться зрительно оценивать новую ситуацию. Затем идет сигнал Слушай, за которым следуют, если они необходимы, указания педагога. Последняя команда Думай дает детям возможность для продумывания и планирования своих действий.
«Стоп!— Смотри — Слушай!—Думай!» — эту формулу следует закреплять в памяти гиперактивных детей всеми способами. Мы использовали для этого разнообразные визуальные образы. Например, сигнал Стоп — это нарисованная на листе картона рука, подаюшая сигнал остановки, или макет светофора со встроенными световыми сигналами. Дети сами выбирали тот или иной знак. Большой глаз, нарисованный на листе белого картона, обозначал команду Смотри, изображение уха — команду Слушай. Эмблему для команды Думай дети предлагали сами, причем обычно это была человеческая голова с изображением молнии, что должно было символизировать острый ум. Зрительный образ мы дополняли словами Включить черепок После некоторого периода адаптации оказалось, что подобные словесные комментарии усваивались настолько, что приобрели форму мысли.
П рименявш ееся вначале проговаривание зарекомендовало себя как отличное средство структурирования и осознания собственных стратегий действия. То, что во многих случаях живет в сознании на уровне довольно расплывчатых и темных представлений
после словесно сформулированного плана действий обретает форму четко очерченной структуры. Мы ставили, к примеру, задачу достать из открытого ящика мяч или воздушный шарик, не прибегая к помощи рук. Ребенок, у которого блеснула догадка или созрел план, как это сделать, сообщал об этом шепотом взрослому на ухо. Можно действовать и наоборот, те. сначала методом проб и ошибок дети выполняют саму задачу и лишь потом педагог просит рассказать, как была решена проблема.
Предварительное проговаривание плана действий вслух или шепотом применяется длительное время, и только позже детям предлагают проговаривать ход выполнения задачи про себя. Так протекает переход к мышлению как интериоризированному говорению с самим собой».
Фаза 6. Спортивные занятия как средство самодисциплины

Когда дети достигли некоторого умения сдерживать собственную импульсивность и планировать действия при решении всевозможных двигательных задач, можно постепенно включать в занятия спортивные и цирковые элементы. Так, пространственно-дис- циплинирующ ее значение имеют упражнения в прыжках на большом трамплине. При всей своей кипучей энергии и подвижности детям приходится координировать свои движения, рассчитывая их так, чтобы приземляться на полотне трамплина, а не рядом с ним. Таким образом постепенно вырабатывается регуляторная способ­
ность.
Прыжки вводу также требуют умения владеть своим телом надо войти вводу ногами или головой, а не упасть животом или спиной. Вода вообще оказывает успокаивающее действие на избыточно темпераментных гиперактивных детей.
Успокаивающ ий эффект, оказывает и игра в верховую езду или вольтижировку. Вовремя таких игр роль лошади исполняет один из партнеров, к движениям которого должен приноравливаться другой. Заметим, что поза всадника уже сама по себе требует хорошей осанки, которая становится привычной. Действительно, чтобы управлять лошадью, нужно прежде всего самому уметь держать себя в руках.
Дисциплинирую т детей парные акробатические упражнения, выполняемые на полу, а также участие в таких групповых построениях, как пирамида, когда приходится контролировать себя и одновременно следить за действиями партнера. Эти упражнения, как никакие другие, тренируют приспособляемость и острое вни­
мание.
Позднее под соответствующим руководством можно проводить занятия по балансированию на низко натянутом тросе, учить езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, ходьбе на ходулях
и т.д. Танцевальное направление брейк-данс также развивает как физические данные, таки координацию движений. Для этой же цели — развития ловкости и координации — можно использовать и элементы йоги.
Ж онглирование представляет собой великолепное средство для развития зрительного внимания. Первые успехи в освоении жонглирования проявляются довольно быстро. Например, детям удается удерживать перо павлина на руке в вертикальном положении или, подбрасывая вверх один за другим легкие платки, затем их ловить.
Во всех вышеописанных видах упражнений гиперактивные дети через некоторое время приобретают артистические навыки, которыми они могут блеснуть перед сверстниками. Благодаря этому повышается их нередко существенно подорванное самосознание. Дети становятся интереснее для своего окружения, развиваются их способности к социальному общению. Психомоторика — та сфера, успехи в которой производят порой настоящие чудеса
Я ПРОСТО НЕ МОГУ выключить СВОЙ МОТОР!»
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ИГР
Ю. Ш индлер
В своей работе с гиперактивными детьми я исхожу из того положения, что действия, поведение, концепция и личность являются результатом сложного взаимодействия целого комплекса объективных и субъективных факторов, что движение человека всегда отражает его внутреннее ощущение жизни (Bronfenbrenner,
1981; Нбкег, 1984; M anner, 1988; Seewald, При нашем подходе внимание сосредоточено не только на поведении человека, мы пытаемся понять его самого — ив этом состоит наша принципиальная позиция. Это отказ от линейно- монокаузального мышления, когда выстраивается цепочка причина симптом —воздействие—результат. Поведение человека выводится из совокупности его жизненных условий и биографических данных. Неадекватность поведения, будучи сигналом бедствия (VoB, Wirtz, 1990), указывает на неполадки в жизненной ситуации ребенка, когда такой способ поведения необходим ему для поддержания внутреннего психического равновесия.
Такая точка зрения на первых порах, естественно, не делает задачу выстраивания отношений с гиперактивным ребенком проще. Ввиду необозримого количества взаимодействующих факторов, процессов, систем регулирования общая ситуация не поддается охвату и пониманию с первого раза. В центре внимания оказывается не поиск виноватых, а отслеживание закономерностей, возникших взаимоотношений между всеми системами. Этот комплекс может быть выявлен лишь шаг за шагом в сотрудничестве с ребенком, его семьей, близким окружением и при участии междисциплинарной команды специалистов по моторике, медицине и психологии. И это необходимое условие для инициации изменений.
Развитие каждого ребенка протекает индивидуально, в зависимости от сочетания большого количества разнообразных факторов. Поэтому не существует гиперактивных детей как таковых, существуют конкретные дети- которых зовут М аркус, Г анс-П етер, М ихаэль и Кристина, которым наряду с другими качествами свойственны также гиперактивные черты.
Лукерт показывает на многих примерах, что социальные, политические и медицинские процессы развития. всегда играли су Пассольт
65
щественную роль в распространенности тех или иных физических недостатков и нарушений (Luckert, 1988, с. Глядя на вещи под таким углом зрения, мы можем увидеть определенную связь между гиперактивным поведением и духом нашего времени.
Господствующая тенденция общественной культуры — ориентация на материальный успех. Экономический рост и повышение нормы прибыли возводятся в оптимум функциональной продуктивности. Сопутствующими явлениями на субъективном уровне становятся материальная ориентация людей, выражающаяся в ф иксированности на результат, конкурентное мышление и стремление к индивидуальной материальной успешности. Спешка, стресс, неуверенность, угрозы природных катаклизмов, растущее отчуждение и накапливание агрессивного потенциала (Glockler, 1988) становятся чертами современной жизни.
Несмотря на отмеченные негативные тенденции в развитии окружающей среды, я не хотел бы распространять панические настроения. Моя цель — лишь указать на факторы окружающего мира, влияющие на детское поведение. Необходимым при этом остается исследование ребенка на предмет обнаружения у него возможных функциональных и морфологических изменений в организме, поскольку следует учитывать и эти факторы при анализе поведения.
Больны ли гиперактивные дети и, следовательно, им необходимо соответствующее лечение, или они просто слишком подвижны и невнимательны Наладится ли их поведение само собой, или им нужна помощь со стороны?
Каковы бы ни были факты, обусловливающие нарушения поведения, гиперактивный ребенок нуждается в помощи. Он испытывает трудности с самим собой ив общении со своим окружением в семье, детском саду, школе, на игровой площадке. Реакция окружения — поразительно, но факт — всегда одна и та же. Если вначале люди еще проявляют терпение, тов конце чаще всего от гиперкине- тиков отворачиваются. Опасность их социальной изоляции велика. Связанные с этим переживания оставляют в их душе глубокий след.
Дальнейш ее развитие ребенка находится под угрозой, и без изменения всей ситуации вокруг ребенка возможности раскрытия его потенциала настолько стеснены, что последствием этого может быть хроническое нарушение поведения. Начало коррекционной работы с гиперактивными детьми

Гиперактивный ребенок часто бывает невыносим, однако в его беспокойном поведении есть определенный смысл. Ребенок как бы говорит окружающим Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, чтобы меня любили. Я заставлю вас меня заметить Ребенок посылает вновь и вновь сигналы, усиливая их в надежде, что кто-то на них отреагирует. Смысл этих эскапад непонятен окружающими между ожиданиями ребенка (хочет завоевать внимание и любовь) и действительностью (окружающие видят только назойливую суетливость, шумность, неловкость) образуется пропасть. Диалог нарушена это ведет только к усилению нарушения поведения. Так может возникнуть порочный круг.
Н а наших занятиях можно наблюдать, как налаживается этот диалог дети шумят, носятся сломя голову и буянят, не опасаясь, что будут наказаны. Здесь можно быть другими тебя признают, несмотря на все твои чудачества и причуды. К тебе проявляют внимание, в котором ты нуждаешься, оно выражается входе активного взаимодействия, оно подкрепляется пристальными, направленными на тебя взглядами. Методика коррекции, таким образом, состоит не в поисках кнопки, которая бы позволила выключить мотор, напротив, для начала создаются условия, в которых гиперактивный ребенок в полной мере может проявить свою активность. Напомним строки Б. Брехта о насилии Ревущий поток называют насилием, / но русло, которое держит его взаперти, / насилием не называют. Что касается гиперактивных детей (не имеющих органических изменений мозга, то, если продолжить метафору, неисправность надо искать не в работающем непрерывно двигателе, а в условиях, в которых он работает не годится узкая улица, тормозящая движение. Отсюда вытекает важное правило следует сначала предложить ребенку гоночную трассу в качестве двигательного пространства!
Необходимо разорвать порочный круг, который так или иначе создается поведенческими стереотипами и реакциями как гипер­
активных детей, таки их окружения.
Укажем наряд возможностей, которые для этого следует использовать- выяснение факторов, обусловливающих гиперактивность, и причин нарушения диалога между ребенком и окружением- предоставление ребенку свободы действий, снятие у него напряжения ожидания- создание условий для переживания успеха и формирования положительной Я -концепции в процессе игры, где степень трудности решаемой задачи выбирается самими детьми- формирование положительного отношения к собственному телу путем приобретения телесного опыта- усвоение и закрепление новых форм социального поведения в небольшой группе- игровые упражнения на преодоление конфликтных ситуаций и негативного социального опыта- наверстывание отставаний и ликвидация дефицитов в проблемных областях

- осторожное стимулирование усидчивости и работоспособности- просвещение родителей, педагогов и других представителей окружения относительно особенностей гиперактивного ребенка с целью изменения отношений и создания единой концепции воспитания, решения вопросов школьного обучения, свободного времяпрепровождения и т.д.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом