Главная страница

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


Скачать 6.62 Mb.
НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница8 из 17
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17
2. Базовые условия для практической работы структура занятий
В процессе работы с гиперактивными детьми в Институте ки- незиотерапии и психомоторики в Мюнхене были выявлены оптимальные численность и состав группы в ней должно быть не более
5 детей одного уровня развития (в возрасте 6 — 8 или 9 — 12 лет, из которых двое — гиперактивные; хорошо, если в той же группе присутствуют также боязливые или заторможенные дети. Благодаря такому составу можно привести в действие интегративные силы.
Определены требования к помещению и его оснащению Желательно иметь зал площадью не менее 100 кв. м при высоте
4 —5 мВ нем необходимо иметь такое оборудование, как качающиеся и вращающиеся снаряды, громоздкие предметы длинные скамьи, ящики, шведские стенки, канаты, разнообразные средства для психомоторных упражнений.
Необходимая для занятий среда создается при соблюдении некоторых условий. Не должно быть лишних раздражителей, таких, как яркий свет, яркая окраска стен или находящиеся вблизи детей отвлекающие их внимание предметы и снаряды.
Речь педагога должна быть простой, четкой, лаконичной и спокойной следует избегать повторений.
Детям необходимо постоянно чувствовать контакт с педагогом — зрительный, эмоциональный, при необходимости и телесный.
Педагог и дети устанавливают свои ритуалы уславливаются о месте для встреч, обсуждений и окончания занятий уговариваются о непременном соблюдении некоторых правил, например устанавливается запрет на применение насилия согласуются с детьми последствия нарушения правил. Допустим, устанавливаются такие меры предупреждение, когда указывается на допущенное нарушение вручение желтой карточки (как в футболе) ивы яс­
нение отношений с участием сторон удаление, когда ребенок на 2 мин лишается права участия в игре.
Педагогу-мотологу необходимо иметь ясную позицию, вести себя честно, предсказуемо и последовательно, быть открытым.
Занятие по коррекции психомоторики с гиперактивными детьми строится последующему плану

- краткое приветствие- достаточно продолжительные и интенсивные игры, включающие бег (например, салочки- игровые эпизоды полет на луну, авторалли, аэропорт и т.д.,
- расслабление- завершение, строящееся с учетом использованной на уроке ситуации.
В процессе занятий возможны проявления детьми собственной активности и изобретательности, они ищут и находят свою тему. Индивидуально и каждый в своем ритме обучается тем или иным видам движения и способам поведения, которые постепенно доводятся до автоматизма. В поведении гиперактивных детей особенно бросается в глаза их тяга к телесному переживанию таких ощущений, которые им дают скорость, ускорение и замедление, вращение и возникающие при этом центробежные силы. Возможные варианты игр

Тематически ориентированное содержание игр — хорошая основа для психомоторной практики. Двигательный акт может быть связан с внутренними мотивационными структурами и биографиче­
ски значимыми фактами. Он дает возможность поставить в контекст биографии ребенка до сих пор непонятые и неадекватные моменты в его поведении и придать им смысловое значение. Внимание педагога все более направлено на переживания и самоопределение ребенка, им отводится все более значительное место по сравнению с развитием отдельных каналов восприятия и программ координации. Развитие происходит в ситуациях, важных для детей. Дети имеют чутье на это, ив условиях свободного выбора игровых ситуаций они находят темы, которые для них важны и интересны.
Поэтому я придаю особое значение первой фазе в концепции
Кипхарда, поскольку двигательная активность детей имеет тематическую направленность. По характеру движений ребенка можно судить о внутренних механизмах регуляции, о внутренних потребностях и субъективных смысловых связях. Казалось бы, бессмысленное, мешающее окружающим, нерегулируемое поведение в действительности является единственной возможностью найти ключ к пониманию состояния ребенка, к выстраиванию с ним диалога.
Основой для этого может служить в соответствии с концепцией
Кипхарда какой-нибудь сюжет, например полет на луну, экспедиция в джунгли, праздник в зале для подвижных игр и т.д. Главное заключается в том, чтобы предложить игру, которой бы соответствовали потребности детей в движении. Так, качели могут на время превратиться в пиратский корабль, на котором можно проплыть через семь бурных морей и пережить массу опасных приключений на вертикальном канате можно проделывать захватывающие дух номера можно попасть в страну загадок и прекрасных тайн, для чего придется пройти над ущельем по висячему мосту.
В таких тематически ориентированных игровых ситуациях действуют другие условия, чем при проделывании простых упражнений для улучшения сенсорной интеграции, развития чувства равновесия, приспособляемости и координации движений. Проигрывая ситуацию на заданную тему (пираты захватывают сокровища на таинственном острове, дети осваивают и одновременно разыгрывают определенное содержание. Улучшение моторики наступает при этом в качестве побочного эффекта. Дети принимают в этом процессе деятельное участие. Они сами активно действуют и управляют собственной программой действий.
Рекомендуется вовремя интенсивных игр делать коротенькие паузы, стем чтобы дети могли почувствовать переход от физического напряжения к ощущению расслабленности.
Выключают музыку, уменьшают свети предлагают выполнить, например, такие задания- дети напрягают только правый кулак, только левую ногу и т.д. или все мышцы, изображая силача (Liebisch, D annhauer, 1989);
- мотопедагог договаривается с ребенком, что какая-то часть его тела будет служить выключателем (например, правая коленная чашечка. Ребенок движется, изображая робота. Его движения скованны и напряженны. Дети идут за ними прикасаются ток его плечу, ток руке и т.д., отыскивая выключатель. Когда он найден, робот выключается, его движения становятся вялыми, голова опускается, руки повисают и слегка покачиваются- дети изображают надувной матрац- дети изображают, как из надутого пакета выпускают воздух.
Важно, чтобы дети чувствовали свое тело и научились произвольно управлять той или иной его частью. Для этого подходят прежде всего такие переживания, которые ощущаешь буквально кожей- «Сэндвич». Часть детей лежат на мягком мате, разостланном на полу, их накрывают другим матом, получается «сэндвич». Другая часть детей ходят, осторожно ползают сверху, изображая приправу к сэндвичу;
- Я твоя погода. Ребенок лежит в расслабленном состоянии на животе. Другой ребенок описывает различные состояния природы Светит солнце надвигаются тучи, падают капли дождя начинается гроза с громом и молнией, сопровождая рассказ то погла­
живанием, то постукиванием и т.д.;
- «Автомойка». Две длинные скамейки ставятся параллельно, так что они образуют коридор. Дети проезжают по нему лежа животом на роликовых досках, в то время как на этих скамейках стоят на коленях другие дети. Ребенок на входе в «автомойку» сообщает
какая машина заезжает, как с ней следует обращаться. В зависимости от этого машина моется или осторожно, или вовсю мочь- массаж, который делают ребенку ежиком или теннисным мячом- обкладывание ребенка мешочками с песком.
П рактика показывает, что выключение зрительного восприятия может способствовать концентрации внимания гиперактивных детей и восприятию ими информации через другие каналы. Так, рассказывая какую-нибудь историю, очень полезно стимулировать при этом вестибулярную систему. Для этого можно, например, использовать качели или гимнастический мат, под который подкладываются теннисные мячи или роликовые доски.
М ожно удивляться тому, как внимательно слушают гиперак­
тивные дети фантастическую историю о самой быстрой улитке в мире (Friedrich, Friebel, 1991), когда они покачиваются на качелях с закрытыми глазами.
Автору удавалось также получать хорошие результаты, используя в качестве средства расслабления классическую музыку. Характер отношений между ребенком и мотопедагогом

Для проведения работы нужен определенный психологический климат. Манера поведения педагога играет определяющую роль в появлении у ребенка готовности открыться и быть пластичным. Сначала царит непонимание. Лишь желание педагога понять ребенка открывает возможность начать диалог-знакомство. Чтобы этот диалог имел развитие, необходимо установить взаимное доверие и уважение, взаимное участие, равноправие в выражении своих желаний, аутентичность, прозрачность, предсказуемость действий.
В процессе работы в центре внимания педагога находится не поведение ребенка и не его собственное поведение, а отношения между ними ребенком!
Педагог всем своим существом участвует в диалоге с детьми, вживаясь в процесс изменений, шаг за шагом понимая состояние того или иного своего подопечного.
Установление точек контакта между ребенком и педагогом — взаимный процесс. Часто дети идут на диалог после ряда разыгранных сюжетов, при этом ни оглушительно громкие крики, ни беготня на бешеной скорости не осуждаются и не наказываются. Напротив, ребенку дают место, где он может с ревом носиться по залу, как самолет-ш турмовик или гоночный автомобиль агрессивность не наказывается наложением запрета или выдворением с места игр, наоборот, предлагается выплеснуть агрессию, орудуя, например, мечами из поролона
После этого в большинстве случаев становится возможным разговор о причинах агрессивной вспышки. Педагог говорит, что он многое может понять в состоянии ребенка, однако никак немо жет допустить проявления насилия, нанесения кому бы тони было телесных повреждений. Педагог выражает уверенность в способности ребенка самому преодолевать агрессивность. Можно предложить ему в качестве объектов таких выплесков агрессивной энергии альтернативные варианты в виде битья какого-нибудь фантома».
В таких ситуациях может завязаться ниточка контакта. У ребенка возникает чувство, что его принимают таким, каков он есть, что имеются точки соприкосновения с окружением. Переживание этого пробуждает интерес к другому человеку и мотивацию к совместному времяпрепровождению.
Этот момент наиболее важен в процессе созидания отношений мотопедагога с ребенком. Так открывается доступ к детской душе. Раз открывшись, ребенок постепенно расскажет и о том, что его дразнят в школе, и о том, как неуютна и безутешна бывает его жизнь и какие раны она успела ему нанести. Многоплановый подход к коррекции психомоторики
Нельзя ограничить работу с гиперактивным ребенком только занятиями с ним. Это может облегчить его положение, укрепить его силы в противостоянии окружению. Однако такой подход односто- ронен, и гиперактивность как продукт социального контекста лишь цементируется. Необходимо помнить, что причины наблюдаемого состояния следует искать ив окружающей среде, стем чтобы попытаться исправить положение, изменить отношения между системами, находящимися друг с другом в диалоге. Проблема требует мультимодального подхода, для осуществления которого необходимо участие целого коллектива. При таком подходе ребенок, родители, воспитатели, учителя и специалисты — мотопедагоги, дефектологи, врачи и психологи — находятся в процессе постоянного общения друг с другом с целью создания климата, который позволил бы сделать жизнь не только более сносной, но и приятной.
В данной работе изложен многолетний опыт работы с группами гиперактивных детей и подростков. В основу системы положено использование такого средства, каким является движение, притом что занятия движением представляют собой только часть целостной коррекционной концепции. Работая в команде, мы пытаемся найти индивидуальный смысл в поведении ребенка. При этом мы стараемся определить связь между внешними проявлениями ребенка и влиянием окружающей его среды, фактами его биографии. Успех зависит от степени доверия к нам ребенка и его родителей, только оно может открыть нам доступ в интересующие нас сферы жизни
НЕКОТОРЫЕ КИНЕЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ И МУХОБОЙКОЙ
М. Пассольт
У воздушных шариков своя прелесть. Они послушны, сними можно упражняться в балансировании на пальце, ноге или носу, их можно подбрасывать, наносить по ним удары рукой и т.д. Своей невесомостью они прям о-таки побуждают к различным манипуляциям, в целом же это хорошее средство для развития координации между зрением и движениями рук, ног, тела. Играя с воздушными шарами самостоятельно или с товарищами, можно вволю набегаться и напрыгаться.
Игры с шарами увлекают и детей, и подростков, и взрослых, хотя есть и немногие неприятные моменты образование статического электричества на поверхности шара, возможность внезапного хлопка и, как следствие, реакция испуга у окружающих. В комбинации с мухобойкой — этим бытовым предметом, который мы используем в игровых целях, можно создавать целую серию новых, увлекательных занятий, требующих подвижности и смекалки. К тому же воздушные шарики и мухобойки дешевы, их покупка неразорительна.
Ниже мы приводим целый перечень игровых идей с использованием воздушных шаров и мухобоек. Эти идеи несложно осуществить в индивидуальной и групповой практической работе с гипер­
активными детьми. Иногда их хорошо использовать и просто для поддержания эмоционального тонуса.
М ы сгруппировали игры с воздушными шарами в соответствии с шестью фазами кинезиотерапии по ослаблению гиперактивного поведения, разработанными Кипхардом.
Фаза 1. Развитие вестибулярно-моторной активности фаза предоставления свободы) 1
1. Свободный бег в помещении. Дети могут- бегать по залу, ударяя мухобойкой по воздушному шарику рис. 7);
- делать тоже самое, подпрыгивая вверх- стараться ударом послать воздушный шарик как можно дальше и как можно выше- сбегать по наклонной плоскости, стараясь ударить как можно по большему количеству летающих вокруг шариков
Рис. 7 2. Свободная езда в помещении. Можно предложить- быстро ездить по залу на роликовой доске, роликовых коньках и других средствах передвижения- лежа на роликовой доске (на животе или на спине, а также сидя или стоя на коленях, стараться попасть рукой по воздушному шарику. Передвижение в зале с использованием снарядов, дающее ощущение свободы- лежа на спине на роликовой доске, перемещаться по залу, ведя перед собой с помощью мухобойки воздушный шарик- качаясь на качелях, стараться попасть по летающим вокруг воздушным шарикам- прыгая на трамплине, стараться попасть по летающим в помещении воздушным шарикам.
Фаза 2, Развитие умения управлять своими движениями 1 1. Двигаться по улицам города, выстроенного на полу зала с помощью ящиков и канатов ящики это дома, а канатами выкладываются улицы- как можно быстрее ходить по улицам, ведя перед собой воздушные шарики- ходить, не позволяя воздушным шарикам перелетать за левую и правую сторону улицы

- стараться избегать столкновений с автомобилями наперекрест ках и при обгонах (автомобили — это роликовые доски, управляемые детьми. Ударять мухобойкой по воздушному шарику, соотнося силу удара с задачей- ударить с такой силой, чтобы шарик коснулся стены- ударить так, чтобы воздушный шарик опустился в баскетбольную корзину;
Рис. Рис. 9
75

- ударить по воздушному шарику, перепасовав его товарищу по игре- ударить по воздушному шарику, отправив его вверх на такую высоту, чтобы другой ребенок успел трижды коснуться мухобойкой пола, прежде чем воздушный шарик опустится. Управлять движением- играть с воздушным шариком сидя, стоя или лежа, ударяя по нему мухобойкой (можно для этого использовать и ее рукоятку) рис. 8, 9);
- играть.с помощью воздушных шариков в теннис или бадминтон в темпе замедленной киносъемки- воздушный шарик с помощью ударов в соответствии с командой доставить в угол, к двери, к боковой стене, к другому ребенку- по команде, не теряя шарики, как можно быстрее образовать группы по два-три человека- в игре «старт—стоп» вести перед собой воздушные шарики с помощью мухобойки, варьируя скорость от нуля до самой большой то ускоряя движение, то замедляя его, то совсем останавливаясь.
Фаза 3. Упражнения для улучшения концентрации внимания. Ударять по воздушному шарику определенным образом- стараться попасть мухобойкой по возможности в середину воздушного шарика- попасть по воздушному шарику с возможно большим шумом- ударить по воздушному шарику так, чтобы он лопнул- ударить по воздушному шарику так, чтобы он поднялся как можно выше- ударить по воздушному шарику так, чтобы он ударился о пол- подпрыгнуть и ударить по воздушному шарику, когда он находится в наивысшей точке полета- попасть по воздушному шарику мухобойкой с закрытыми глазами (рис. 10).
2. Балансировать воздушным шариком- удерживать воздушный шарик в равновесии с помощью одной или двух мухобоек, слегка ударяя по нему- удерживать воздушный шарик в равновесии в воздухе, неуда ряя по нему- удерживать воздушный шарик, зажав его между двумя мухобойками или их рукоятками- взять в каждую руку по мухобойке и стараться попеременно вести воздушный шарик тов одну сторону, тов другую- взять две мухобойки за рукоятки в одну руку и перебрасывать воздушный шарик с одной хлопушки на другую- как можно быстрее вращать воздушный шарик вокруг оси, используя при этом как хлопушку, таки рукоятку мухобойки
Рис. 10
- подбросить воздушный шарик вверх с помощью мухобойки и снова мягко поймать его мухобойкой. Двигаться вместе с воздушным шариком- лежа удерживать воздушный шарик навесу с помощью мухобойки- попеременно ударять по воздушному шарику то мухобойкой, то какой-нибудь частью тела- при громком назывании какого-нибудь цвета производить соответствующее движение (например, голубой означает лежать, красный — стоять на коленях, желтый — подпрыгивать, зеленый — сидеть, удерживая при этом шарик навесу- по команде собираться вместе, жонглируя воздушными шариками, бежать в угол зала, образовать круг, квадрат, прямоугольники т.д.;
- закрыть глаза мотопедагог, руководящий игрой, касанием определяет ребенка, который должен, ритмично постукивая по воздушному шарику, послать сигнал.
Дети совершают следующие действия:
указывают направление, в котором находится источник звука,
указывают направление и сами идут туда,
пытаются воспроизвести услышанный звук (ритмическое чередование звуков),
сидя зажимают воздушный шарик между ногами, как барабан, берут две мухобойки в руки, как барабанные палочки, и выбивают на воздушном шарике заданный ритм (рис. 11).
77
Рис. П. Определить предмет на ощупь- покрывалом накрыть воздушные шарики разных размеров дети щупают шарики, сравнивают их размер с открыто лежащими рядом воздушными шарами и сортируют их по размерам- из мухобоек выложить какую -нибудь фигуру, например четырехугольники накрыть покрывалом дети нащупывают эту фигуру ивы клады ваю т такую же рядом. Мысленно путешествовать вместе с воздушным шариком- детям предлагается лечь на пол и закрыть глаза им рассказывают историю о воздушном шарике, который летит вокруг света, убегая от мухобойки которая его преследует- предложить детям продолжить эту историю.
Фаза 4. Тренировка зрительного внимания. Детям предлагают понаблюдать за воздушными шариками рис. 12):
- какого цвета воздушные шарики у других детей- у кого самый маленький и у кого самый большой воздушный шарику скольких детей голубой шарик желтый красный Как зовут этих детей- - следить за траекторией полета воздушного шарика. Как только шарик коснется пола, дети садятся на пол- следить за полетом воздушного шарика в темноте с помощью карманного фонарика
Рис. 12
2. Все воздушные шарики кладутся под покрывало. Покрывало быстро приподнимается и снова опускается- сколько воздушных шариков под покрывалом- какого цвета эти воздушные шарики- сколько вообще цветов представлено- сколько воздушных шариков одного цвета- какого цвета самый маленький, самый большой воздушный шарик Фаза 5. Преодоление импульсивности. Не касаясь воздушного шарика, нужно сказать, как и куда следует ударить по нему мухобойкой, чтобы он пришел в движение. Устроить с помощью мухобоек воздушный вихрь над шариком. Можно ли произвести такой ветер, чтобы воздушный шарик на полу пришел в движение Можно ли им также управлять. Ударами мухобойкой рядом с воздушным шариком создать движение воздуха. Как создать такой воздушный вихрь, чтобы шарик улетел. Попытаться сделать так, чтобы воздушный шарик, лежащий на полу, начал подпрыгивать. Можно ли сделать так, чтобы он подпрыгивал высоко. Попробовать, стуча мухобойкой по полу, устроить такую воздушную бурю, чтобы шарик устремился вверх так быстро, как будто
Рис. его пнули ногой. Решить, сколько же мухобоек нужно использовать, чтобы создать такой вихрь. Перегонять воздушные шарики с одного места на другое. Кто сможет перегнать 3 воздушных шарика с одного места зала на другое Сколько может быть вариантов выполнения такого задания?
Фаза 6. Спортивные занятия как средство самодисциплины. Воздушный шарик через веревочку. Над площадкой натягивается веревочка (или сетка, и дети перебрасывают воздушный шарик мухобойками с оДНой половины площадки на другую (рис. 13).
2. Игра в теннис воздушным шариком на трамплине. Два игрока, подпрыгивая на трамплине, играют в теннис воздушным шариком, стараясь с помощью мухобоек перекинуть его через натянутую веревку. Подстегивание воздушного шарика. Дети делятся на две команды. Каждая команда, пользуясь мухобойками, пытается перегнать шарик на сторону противника, чтобы он коснулся противоположной стены зала. За это дается очко. Воздушный шарик в цель. Играют две команды. Игроки стараются загнать воздушный шарик в цель, находящуюся на стороне противника, например в баскетбольную корзину. За попадание — очко. Игра в воздушный шарик сидя. Играть в возушный шарик, пользуясь мухобойками, можно только сидя. Вариант игра возможна также в положении сидя на роликовых досках (рис. 14).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

перейти в каталог файлов
связь с админом