Главная страница
qrcode

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al tkherr m berg r vel fl a i dr giperaktivnye deti korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница9 из 17
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
80

6. Жонглирование воздушными шариками. Дети жонглируют двумя или тремя воздушными шариками с помощью мухобойки. Вариант дети бьют по воздушным шарикам так, что они подпрыгивают, ударяясь о пол. Летающие воздушные шарики. Воздушные шарики все время должны находиться в воздухе. Дети стучат по ним, стараясь не допустить, чтобы они коснулись пола.
Рис. 14
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ И ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА:
УП РАЖ Н ЕН И Я С ПАЛКОЙ И БАРАБАНОМ
А. Вёльфль, П Уф ф ельм анн
Представляемая читателю система занятий прошла в своем становлении множество этапов им одиф икаций, долгое время апробировалась и наконец заняла прочное место в коррекционных программах психиатрической клиники для детей и юношества. Этот проект требует от 8 до 14 сдвоенных часов и рассчитан на участие юных пациентов с различными психопатологическими отклонениями. Входе работы мы следили затем, чтобы дети, составляющие группу, имели приблизительно одинаковый уровень концентрации внимания, восприятия и выносливости. Желательно, чтобы в группе, с которой занимаются два мототерапевта, было не более четырех гиперактивных подростков при общей численности группы 8 — 12 человек. Далее мы излагаем примерное содержание курса занятий, состоящего из 4 сдвоенных часов, отмечая особенности работы с гиперактивными подростками. Основная идея коррекционного курса

Общ ение с гиперактивны ми подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы , непоседливы, их движения непроизвольны . Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центре внимания группы, но их собственное внимание никак не сфокусировано на своем ЯД вижения их дезориентированы и не имеют четкой направленности. Пространство при этом не структу­
рируется.
Наши наблюдения заставили нас обратиться к попыткам улучшить способность детей более осмысленно обращаться с пространством и временем. В качестве подручных средств, пригодных для этой цели, нам показались подходящими ударные инструменты и палочки. Работая над системой упражнений, мы сгруппировали по определенным критериям танцевальные движения, элементы ритуальных танцев, элементы движений, принятых в театре масок, атак же используемых при игре на барабанах и на различных других
ударных инструментах. Кроме того, мы разработали ряд собственных упражнений.
Чтобы приблизиться к решению нашей задачи, мы считали' необходимым- развить у детей чувство ритма- воспитать уверенность в себе- развить контактность и общительность- выработать способность концентрировать внимание- развить невербальную выразительность- подготовить выступление перед публикой.
М ы решили сосредоточиться прежде всего на выработке нескольких основных навыков. Нате или иные нарушения порядка мы договорились отвечать предложением упражнений, которые могли бы разрешить инцидент. Нам было ясно — об этом мыска зали также подросткам, — что работа в рамках проекта потребует высокой степени дисциплинированности. Проект должен был завершиться представлением спектакля. Авторами его, как предполагалось, будут сами дети, которые используют для этого материал, усвоенный ими входе учебы.
То, что должно было начаться как процесс, управляемый извне, по мере реализации проекта планировалось переводить в русло инициативы и самостоятельных действий детей. Задача руководителей проекта должна была все более приобретать направляющий характер и концентрироваться на предоставлении и обеспечении детям условий, необходимых для выполнения задуманного. Воспитание чувства ритма
П ри обучении детей игре на барабане и ударных инструментах главная задача — добиться той сплоченности группы, которая позволяет соблюдать определенный размер и такт при совместной игре. Тут могут возникнуть различные трудности у кого-то отсутствует чувство ритма, некоторые не слышат своих товарищей, у других возникает осознанное или неосознанное нежелание участвовать в общем действии. Процесс интеграции индивида в группу требует длительного времени. Способность группы выдерживать единый ритм в стабильном темпе дает отдельному ее участнику возможность на время выбывать из ансамбля и вновь в него встраиваться. На фоне стабильно удерживаемого ритма выполняющий роль солиста может проявлять свою свободу. Входе импровизации он определяет, насколько возможно отойти от ритмического фона, насколько при этом он сам будет слышен.
С ольная игра требует преодоления неуверенности и страхов. В центре внимания педагога при этом стоит задача воспитания в
членах группы взаимного уважения, готовности участвовать в обеспечении ритмического фона и уверенности в том, что тебя поддержит группа, если ты отважишься участвовать в сольном эксперименте. Мы хотели, чтобы каждый участник нашел свое место в общем музыкальном действе, мог на время выделиться своей игрой на общем ритмическом фоне и снова слиться с ним. Этой цели служили разнообразные эксперименты , участие в которых помогало нашим пациентам развить и укрепить в себе чувство принадлежности к группе, а также найти свой личный стиль. Освоение структурированных действий
П онятие движение предполагает такие измерения, как сила, пространство, время и способы их структурирования (Dropsy, 1982). На нарушенные отношения в вышеназванных аспектах указывает возникновение таких психосоциальных проблем, как- расстроенное отношение к самому себе как физическому организму и к своей внутренней жизни- нарушенное отношение к физической реальности пространства (трудности в ориентации, проблемы с пониманием ситуации) и времени (ритмические трудности- нарушенные отношения с другими людьми.
Дисгарм ония проявляется во всех названных измерениях. Точный анализ двигательной активности выявляет либо неконтролируемое расходование силы, либо недостаточную координацию во времени, либо дезориентированное обращение с пространством. Двигательные упражнения призваны улучшить отношения с физической и социальной средой. Им придается характер ритуала, они ориентированы на пространственные геометрические структуры. Условие двигаться по контуру четырехугольника, треугольника или круга накладывает определенные ограничения, но вместе стем дает возможность четкого структурирования пространства. Вводятся ритмические элементы обращается внимание на то, чтобы каждый проходил по контуру геометрической фигуры водном темпе со всеми и укладывался в заданное количество шагов.
Отрабатываются навыки выполнения движений по своему контуру, который сливается с путями передвижения других, и, если это возможно, — переносятся на повседневные ситуации. Эти феномены слияния принадлежат к числу ценных данных, полученных опытным путем. Участники курса часто немало удивляются тому, как быстро они теряют ориентировку при выполнении простых структур. У некоторых это вызывает недовольство, которое снимается путем предложения более простого учебного материала и оказания помощи в его освоении. При всех трудностях отрадно
бывает видеть, как растет мотивация подростков, когда они добиваются успеха. Действительно, только то, что достигается путем собственных сознательных усилий, обретает вид реального жизненного опыта, являясь в полном смысле слова завоеванием. Вначале освоение структурированных действий вызывает большое сопротивление, так как многим подросткам этот процесс напоминает военную муштру. Требуется немало времени и терпения, чтобы они поняли, что выстраивание действий в данном случае означает не подавление их воли, но ее дисциплинирование.
Д виж ения выполняются в определенном ритме, который задается и поддерживается ударами палки о пол. В процессе такого совместного отбивания ритма устанавливается контакт между участниками движения.
Такие упражнения с палкой, как подбрасывание ее и ловля, балансирование ею на пальце, требуют высокой степени концентрации внимания и контроля за своими движениями. Для некоторых гиперактивны х детей эта нагрузка оказывается предельной, у других же пациентов при этом повышается психическая выносливость. Внешний мир — пространство и время — для участников занятий становится до некоторой степени управляемым — переживание, которое пациенты вряд ли испытывали до сих пор. Практическое выполнение упражнений
Ниже следует примерное описание реализации проекта на основе избранных упражнений.
Первое занятие
В начале занятия каждый участник выбирает себе инструмент и занимает свое место в круге. После краткого введения каждый может поиграть на своем инструменте 15 с как ему заблагорассудится. Можно заметить, что возникающий при этом невообразимый шум приводит некоторых участников занятия в замешательство. После короткого обсуждения — отклика на такое начало — педагог дает задание сыграть определенную ритмическую фигуру и просит выдерживать ее. Один из участников решается начать и постепенно к нему присоединяются остальные. При помощи условных знаков варьируется динамика совместной игры, чередуются громкость и темп. Затем меняются инструменты и ритмические фигуры.
И гра прерывается для того, чтобы обсудить возникшие трудности. Гиперактивные дети, которые вообще отличаются большой экспрессивностью , выполняя это упражнение, стремятся играть как можно громче, ведут себя шумно и довольно бестактно по
отношению к товарищам. Педагог обращает их внимание на то, что совместная ритмичная игра — а она требует известной самодисциплины намного приятнее, чем беспорядочное извлечение звуков.
По ходу занятия каждый участник может выбрать себе собственную ритмическую фигуру, сыграть ее, а все остальные, как слаженный ансамбль, должны повторить ее. Такое упражнение дает каждому подростку возможность занять прочное место в группе. Процесс усвоения ритма состоит из трех элементов слышать понимать повторять. Чтобы ритмическую фразу могли скопировать другие, она должна быть четкой. Педагог обращается к участникам с просьбой выражаться на своем инструменте понятно, исполняя простые ритмические фигуры. Затем, беседуя с детьми, он проводит параллели с повседневными ситуациями иногда детине умеют выразить свою мысль достаточно четко и вразумительно. В большинстве случаев подростки считают, что затруднять себя попытками говорить яснее не стоит, поскольку окружающие итак их поймут. Это мнение приходится оспаривать.
Вторая часть урока проходит следующим образом. Каждому пациенту вручается палка, педагог предупреждает, что ее нельзя использовать во вред другим. При несоблюдении этого работа тут же прерывается, чтобы найти способ разрешения конфликта.
В целях повышения сплоченности группы мы проводим ритуал ямы. Дети образуют круг. Каждый должен, держа палку обеими руками, крепко ударить ею о пол и громко крикнуть Я Затем, держа свою палку в левой руке, подросток берется правой за палку своего соседа, тот, в свою очередь, за палку своего соседа и т.д. Таким образом круг участников игры замыкается. Теперь все вместе, ударив палками о пол, кричат Мы После этого каждый берет палку у своего соседа справа и, держа ее обеими руками, стучит по полу «Я!»..Движения постепенно становятся все ритмичнее и быстрее. Чередование позиций ямы подчеркивает равноправие каждого как участника коллектива и как индивида и дает всем вместе чувство защищенности и ощущение коллективной энергии. В конце упражнения каждый выбивает палкой заданную ритмическую структуру и удаляется от группы, двигаясь шагом назад.
%
Второе занятие
Выш еописанные упражнения повторяются в различных вариациях. Когда в группе установились стабильные отношения, начинается исследование пространства зала с помощью звуков и слуха. Первое задание выполняется в парах. Каждая пара выбирает себе какой-нибудь инструмент и решает, кто из них будет ведущим, а кто — ведомым. Один закрывает глаза и следует за другим, который идет по залу, выбивая определенный ритм на барабане. Сначала каждая пара движется отдельно, чтобы привыкнуть к звуку своего инструмента и выработать свой, отличный от других ритм, на который должен по слуху ориентироваться партнер с закрытыми глазами. Таким образом включаются в игру все пары и движутся одновременно, но каждая — на своем участке зала. В конце упражнения эти ограничения снимаются, и партнеры могут передвигаться по залу в любом направлении.
В работе с робким подростком педагог поначалу сам проводит его по залу. Рекомендуется также сыграть педагогу роль ведомого, в то время как подросток выступает в качестве ведущего. Это повысит его уверенность в себе ив своих лидерских способностях.
Вторая часть урока начинается с повторения ритуала ямы, после чего участники распределяются по залу и каждый пытается балансировать палкой, поставив ее на ладонь, а затем — на палец. Дети учатся управлять палкой. Эти упражнения требуют большой концентрации внимания, и дети скоро устают, поэтому такие задания рекомендуется предлагать в разных вариантах через короткие интервалы времени.
Затем дети начинают упражняться в подбрасывании и ловле палок надо подбросить палку вертикально вверх и поймать ее рукой. Кстати, упражнение, выполняемое по очереди то одной, то другой рукой, очень хорошо помогает развивать двурукость.
После этого образуются пары, и партнеры бросают друг другу свои палки. Здесь можно дать волю фантазии, и каждая пара придумывает для себя свою маленькую хореографическую вариацию. При выполнении этого упражнения необходимо следить затем, чтобы подростки не слишком увлеклись игрой (с гиперактивными детьми это часто случается) и чтобы перекидывание палок не стало слишком рискованным.
Третье занятие
Каждое последующее занятие мы начинаем с повторения элементов предыдущего. Вначале третьего занятия дети выполняют упражнение с подбрасыванием и ловлей палок, но далее к перебрасывающим друг другу палки партнерам присоединяется третий участник, который игрой на барабане создает ритмическое сопровождение диалогу жонглеров, а затем и определяет ритм дви­
жений.
На некоторое время (на 3 — 4 мин) центр тяжести работы смещается на ориентирование в пространстве. Дети, передвигаясь по залу с произвольной скоростью, выполняют команды инструктора Ходить, делая повороты только под прямым углом двигаться спиной назад, стараясь не толкаться пройти четыре шага, а потом сменить направление и т.д.».
87
Далее педагог очерчивает большой квадрат, по углам которого парами становятся дети. Путь каждого заранее определен. Каждый участник тандема ходит по периметру своего квадрата со стороной не более четырех шагов, так, что сделав 12 шагов, он возвращается на свое исходное место. Первый делает два шага, за ним следует второй. Инструктор задает ритм хлопками в ладоши или с помощью небольшого барабана. Дети повторяют потом это движение с закрытыми глазами, идя друг за другом, задний при этом держится за переднего. Здесь также возможны самые разные вариации ходить по тругольнику; двигаться назад повороты совершать только вправо или только влево ходить с палками, ударяя ими о полна углах и т.д.).
Важно, чтобы каждый участвующий точно знал, что от него требуется, и не ориентировался на движения других. Часто бывает так, что участник игры не может выполнить своего задания ивы падает из структуры. В таких случаях мы прерываем упражнение и сообща ищем выход, чтобы успешно довести игру до конца. Практика показывает, что при ясной и четкой постановке учебных задач именно гиперактивные дети способны высказывать весьма конструктивные соображения и бывают очень изобретательны в поиске решения проблем.
Четвертое занятие
Н а этом занятии мы начинаем разучивать приемы извлечения звуков из ударных инструментов. На заданном ритмическом фоне каждый игрок выступает со своим коротеньким приветственным солона тему Вот какой я сегодня молодец. После этих сольных выступлений на общем ритмическом фоне могут разворачиваться различные музыкальные диалоги, пока все не выговорятся. При этом к барабанщикам обращаются с просьбой свою мысль выражать коротко и ясно. Долгое сохранение однообразного фонового ритма может оказаться некоторым не по силам, превысив их способность к концентрации внимания. Поэтому вовремя короткого перерыва мы обсуждаем введение двух новых элементов динамики и паузы. Вслед за Хеги (Hegi, 1986) под термином динамика мы понимаем смену громкой и тихой, быстрой и медленной музыки.
Группа выстраивается вкруг, у каждого в руках ударный инструмент. В полной тишине дети осторожно начинают игру. Бой становится все громче и громче, доходя до крещендо. Затем постепенно громкость звучания снижается. Вовремя этого упражнения мы пытаемся сохранить начальный ритм и темп. Это дается непросто. По мере нарастания силы звука непроизвольно возрастает темп игры, и, наоборот, при затихании звука темп невольно замедляется. Гиперактивные дети обычно нервно реагируют на указание инструктора следить за сохранением темпа, поскольку это им дается
с трудом. Тем не менее нам представляется, что предлагаемые упражнения имеют смысл, так как при этом вырабатывается умение внимательно слушать и управлять своими движениями ритм требует выполнения определенного количества движений в заданный отрезок времени.
На следующей стадии подросткам дается возможность самим выступить в роли дирижера оркестра, управляющего сменой динамики игры (громко — тихо и быстро — медленно. Для этого дети должны договориться между собой о значении тех или иных жестов, с помощью которых дирижер будет управлять оркестром. Выступление на публике
П роект завершается выступлением группы перед публикой. Такое представление — конечная, целевая точка проекта, венчающая собой учебный процесс. Оно же является и существенным стимулом для проявления необходимого упорства и выдержки подростков. При этом наряду с мотивирующими все больше начинает сказываться действие тормозящих факторов, рождающихся из страха провала. Работе со страхами и скованностью должно уделяться большое внимание, ибо их преодоление определяет конечный успех программы. Если подростки способны в течение 10 мин воспроизводить на сцене сложный комплекс движений, то это следует расценивать как достижение в развитии самоконтроля и самоопределения. Поддерживающая роль проекта раскрывается здесь полностью, ибо подростки освобожаются от неизбежного на уроке регламента и создают для сцены свою собственную хореографию и ритмику. Они обретают чувство ответственности и раскрывают свою индивидуальность в обращении с такими реалиями, как движение и ритм

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом