Главная страница

Психологические вопросы формирования умений навыков


НазваниеПсихологические вопросы формирования умений навыков
АнкорIlin_Psihologiya_sporta_1.pdf
Дата20.06.2017
Размер3.6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIlin_Psihologiya_sporta_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#24025
страница1 из 29
Каталогid84819191

С этим файлом связано 27 файл(ов). Среди них: Gormony_i_ikh_effekty_Verin_V_K__Ivanov_V_V__2011_pdf.pdf, Obschaya_fizioterapia_kniga_2.pdf, Kogda_khudet_opasno.pdf, Manualnaya_meditsina.pdf и ещё 17 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Психология спорта Книга крупного российского психолога профессора Е. П. Ильина включает в себя четыре раздела Психология деятельности спортсмена, Психология тренировочного процесса, «Социально-психологические аспекты спорта и Психология деятельности тренеров и спортивных судей. В отличие от предыдущих тематических изданий в данном учебнике рассмотрен и ряд новых вопросов психологические аспекты
«спортивной формы, психология общения в спорте, психология спортивной карьеры,
психология зрителей, психология спортивного судейства Для спортивных психологов, тренеров, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического проф илей.
Е. П. Ильин
Предисловие
Введение. Психология спорта как учебная дисциплина
Раздел I Психология спортивной деятельности
ГЛАВА 1 Психология деятельности спортсмена
ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности
Раздел II Психология тренировочного процесса
ГЛАВА 8 Психологические основы эффективности тренировочного процесса
ГЛАВА 9 Психологические вопросы формирования умений (навыков
ГЛАВА 10 Спортивная форма как проявление высшей готовности к соревнованию
Раздел III Социально-психологические аспекты спорта
ГЛАВА 11 Личность и ее формирование в процессе занятий спортом
ГЛАВА 12 Общение в спорте как социально-психологическое явление
ГЛАВА 13 Спортивные команды как малые группы и коллективы
ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды
ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности
ГЛАВА 16 Психология спортивной карьеры
ГЛАВА 17 Болельщики как социально-психологическое явление
Раздел IV Психология деятельности тренеров и спортивных судей
ГЛАВА 18 Психологические особенности деятельности тренеров
ГЛАВА 19 Общение тренера со спортсменами
ГЛАВА 20 Психология конфликтов в спортивных коллективах
ГЛАВА 21 Психология деятельности спортивных судей
Список рекомендуемой литературы
Приложения
Приложение Приложение Приложение Приложение Приложение Приложение Приложение Приложение Е. П. Ильин Психология спорта Предисловие

Со времени издания последних учебных пособий по психологии спорта прошло уже несколько десятилетий. За это время в нашей стране произошли важные политические,
экономические изменения, которые повлияли и на спорт. Изменилась психология спортсменов и тренеров. Все меньше стали говорить об их патриотизме, все больше о выгодных контрактах и материальном обеспечении будущего. На этом фоне наработки спортивных психологов, созданные в х годах, на какое-то время как бы утратили актуальность. В х годах резко снизилась интенсивность научных исследований по психологии спорта и как следствие – количество публикаций, а монографии практически исчезли. Остается надеяться, что застой, в котором оказалась спортивная наука, в частности спортивная психология – явление временное.
Изучение спортивной психологии в высших физкультурных учебных заведениях никто не отменяла посему для студентов нужны новые учебники, тем более что старые уже стали библиографической редкостью Данный учебник включает в себя четыре раздела Психология деятельности спортсмена, Психология тренировочного процесса, «Социально-психологические аспекты спорта и Психология деятельности тренеров и спортивных судей. В отличие от предыдущих изданий в данном учебнике рассмотрен и ряд новых вопросов:
психологические аспекты спортивной формы, психология общения в спорте,
психология спортивной карьеры, психология зрителей, психология деятельности тренера, психология спортивного судейства. В тоже время в учебнике отсутствует раздел Психологическая подготовка спортсмена, которая во многих учебниках и
учебных пособиях по психологии спорта выделяется в самостоятельный вид подготовки наряду с физической, тактической и технической. Мне представляется, что делать это нецелесообразно, так как психологической подготовкой являются и мобилизация спортсмена перед соревнованием, и регуляция состояний спортсмена, и развитие его волевых качеств, и тактическое обучение спортсмена, и его техническая подготовка
(ф ормирование навыков, и его воспитание. То есть все, что делают тренер и психолог со спортсменом в плане развития его как личности, – и есть психологическая подготовка. Поэтому то, что отражено в этом учебнике, имеет к ней самое непосредственное отношение Читатель также может заметить, что в учебнике нет раздела, посвященного стрессу.
Это может показаться странным на фоне того бума, который имел место в х годах прошлого века в отношении стресса в спорте. Я придерживаюсь точки зрения, что стресс – это нелюбое физическое или психическое напряжение человека, [1] а реакция организма на патологические (травматические) факторы Это не значит, что в спорте стресс не встречается. Умирают от инфаркта болельщики на футбольных матчах, спортсмены вовремя шоссейной велогонки или марафонского бега в случае применения допинга и т. п. Но это исключительные случаи, в целом нетипичные для спорта. Понятие стресс в настоящее время стало слишком неопределенным, поэтому я предпочитаю использовать термин психическое напряжение В учебнике нет и раздела, посвященного надежности спортсмена, то есть безошибочной и стабильной деятельности спортсмена в условиях соревнований. Это понятие, пришедшее в психологию спорта из инженерной психологии и ставшее в х годах довольно модным, едва ли добавило ясности к тому, что понимается под психологической устойчивостью и физической, технической, тактической подготовленностью спортсменов (что определяет успешность соревновательной деятельности. Критерием надежности стало либо количество срывов, ошибок
(отказов, как принято говорить в инженерной психологии) спортсменов на соревнованиях (то есть количество неудачных выступлений, либо ухудшение результатов на соревнованиях по сравнению с тренировками. [2] Но и то и другое определяется множеством факторов, в том числе и не имеющих отношения к психике спортсмена, учесть которые практически невозможно. Стало быть, говоря о надежности спортсменов, надо снова говорить обо всех психологических аспектах спортивной деятельности Основной текст учебника оформлен врезками, содержащими дополнительную информацию из разных источников по рассматриваемому вопросу. В конце учебника даны приложения, которые могут быть использованы тренерами и практическими психологами при изучении спортсменов и тренеров.
Введение. Психология спорта как учебная
дисциплина
...
Мы не можем получить полное представление о спортсмене, базируясь
только на уровне потребления кислорода, запасах гликогена и
биомеханических измерениях… Главное, что нужно принять во внимание, это психология, понимание тех личностных качеств, которые определяют
высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять
стрессом, устойчив к помехами умеет адаптироваться к изменяющимся
условиям, то мы имеем полный набор… Исследования и прикладные
разработки должны проводиться комплексно, с учетом различных аспектов,
но особенно психологических Питер Снелл,
-7-

трижды олимпийский чемпион, доктор физиологии Пройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли
психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного
внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и
спортсмена, в чем сильно проигрывали. Нередко одержимый тщеславием
тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью
замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не
дошли до своей цели. <…> Роль психолога в команде у нас принижается, нона практике мне приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя
рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих
спортсменов в команде, но и добиться значительных результатов. Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой – через общение с
психологом – дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные
возможности.
Хмелев А А, заслуженный тренер СССР Раньше я очень ревностно относился к появлению чужого человека в
сборной. Считал, что я сам лучший психолог. Также до меня думал Гайич. Но
видно, не справляюсь… Я могу рассказать о важности матча. Аубрать
чувство ответственности за результат, которое убивает искры в глазах,
не получается… Мы с моим помощником пойдем на специальные курсы.
Может, после них проще будет понять психолога. А то порой обращаются
какие-то люди, а тыне понимаешь, что они делают и зачем. Так было в
«Динамо», когда ребятам предлагали вместе кубики складывать, парашют
разбирать, чтобы командой себя почувствовать. Но для меня очевидно:
психолог команде необходим В. Олекно,
главный тренер сборной мужской команды России по волейболу Предмет психологии спорта. Психология спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта – это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе, большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками Психология спорта как научная и учебная дисциплина включает в себя ряд общих и
специальных разделов, это 1) мотивы спортивной деятельности 2) психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей 3) психомоторика;
4) психология обучения и воспитания в спорте 5) психологические особенности физической, технической и тактической подготовки спортсменов 6) психологические особенности личности спортсменов 7) психология спортивного коллектива 8) состояния спортсмена и их психорегуляция;
9) стили спортивной деятельности 10) психологические особенности личности и деятельности тренеров

11) психологические особенности личности и деятельности спортивных судей 12) психологическая характеристика различных видов спорта 13) психологическая характеристика болельщиков К сожалению, не все перечисленные аспекты изучены одинаково полно. Например, к изучению психологических особенностей болельщиков психологи приступили только недавно, а психология спортивного судейства до сих пор остается практически нетронутой темой Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как ив общей психологии. Их разделяют на четыре группы организационные, эмпирические,
количественно-качественного анализа Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный.
Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалиф икации,
специф ики тренировочного процесса и других факторов Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного итого же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно ив динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих,
эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах. Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона, стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура. Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер,
стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (реф лексометром,
кинематометром, тремометром и пр естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура
(переносная или дистанционная Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности,
диагностики состояний
(предсоревновательных, соревновательных и
послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности Методы количест венно-качест венного анализа используются для математико- статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа

Краткий экскурс вист орию возникновения и развития психологии спорта Термин психология спорта введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижем
(см.: Психология спорта. СПб., 1910), хотя еще раньше, в самом начале XX века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные ученые, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А. П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию Психология физической культуры, А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, ПА. Рудик. В
довоенные годы были разработаны программы спецкурса Психология спорта для институтов физической культуры Интенсивное развитие психологии спорта началось во многих странах после Второй мировой войны. Это было связано с ростом престижности спорта, а также борьбой двух политических систем – социалистической и капиталистической, стремившихся доказать свое преимущество, в том числе и через спортивные достижения Немногим позже стали регулярно проводиться Международные конгрессы по психологии спорта, в 1970 году был учрежден Международный журнал по психологии спорта, в х годах ХХ века возникли Европейская и Североамериканская ассоциации психологов спорта В нашей стране в 1952 году А. Ц. Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта, а затем появились монографии, посвященные исследованиям в этой отрасли психологии, авторами которых были ГМ. Гагаева, СЧ. Геллерштейн, А. А.
Лалаян, В. Г. Норакидзе, А. Ц. Пуни, О. А. Черникова. В последующие годы большой вклад в развитие психологии спорта внесли многие ученые О. В. Дашкевич, Е. А. Калинин, Р. А.
Пилоян, В. М. Писаренко, А. В. Родионов, О. А. Сиротин, В. А. Толочек, И. П. Волков, Г. Д.
Горбунов, Т. Т. Джамгаров, Р. М. Загайнов, Ю. Я. Киселев, В. Л. Марищук, АН. Николаев, В.
К. Саф онов, Б. Н. Смирнов, Н. Б. Стамбулова, Е. Н. Сурков, ЮЛ. Ханин, Б. А. Вяткин, А. Д.
Ганюшкин, А. А. Лалаян, Ю. А Коломейцев и многие другие. Уже в течение десяти лет на факультете психологии
Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка психологов по специальности Спортивная психология».
В настоящее время психология спорта стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменами тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов.
Раздел I Психология спортивной
деятельности ГЛАВА 1 Психология деятельности
спортсмена
Спорт – это специфический вид человеческой деятельности ив тоже время социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства В настоящее время спортивная деятельность делится натри категории массовый спорт, спорт высших достижений и профессиональный спорт. Если главной целью людей, занимающихся массовым спортом, является укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, проведение досуга, тов спорте высших достижений главным является выявление и сравнение предельных физических и психических возможностей людей в процессе выполнения разнообразных физических упражнений.
Проф ессиональный же спорт превратился в шоу и стал сферой бизнеса, способом
зарабатывания больших денег, и речь об укреплении здоровья там уже не идет. Подчас,
наоборот, здоровье губится ради денег. Все эти категории являются для многих спортсменов ступенями роста 1.1. Особенности и этапы спортивной деятельности Несмотря на существенные различия массового спорта от спорта высших достижений и особенно профессионального спорта, спортивная деятельность по своим основным характеристикам везде остается одной и той же, со всеми присущими ей закономерностями и особенностями. Поэтому даваемая ниже характеристика спортивной деятельности относится к любой категории спорта Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена на достижение максимального результата независимо от уровня квалификации спортсменов Без состязательного момента спортивная деятельность утрачивает свой смысл. В
связи с этим взаимодействие спортсменов на соревнованиях имеет два аспекта по отношению к сопернику – как противоборство, а по отношению к партнерам по команде как сотрудничество,

взаимосодействие. Противоборство регламентируется правилами соревнований, нарушение которых ведет к штрафным санкциям, вплоть до дисквалификации спортсмена Деятельность спортсменов – это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития, то есть тренировочных занятий с использованием больших, а порой и предельных, физических нагрузок Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом режима жизни в целом, а не только режима тренировок и соревнований. Режим жизни спортсмена связан со многими ограничениями, лишением себя многих удовольствий, в том числе и общения сродными и близкими в течение длительного времени Известный спортивный психолог Р. М. Загайнов пишет Сколько я видел
тоскующих глаз спортсменов, заброшенных (пусть даже ненадолго) „в
дальние дали от родного дома (особенно сильна тоска по дому у семейных!).
Таких успокоить почти невозможно. Единственный путь – как-то отвлечь»
(Загайнов Р. М. Психолог в команде. М ФиС, 1984. С. 77).
Продуктом спортивной деятельности является изменение спортсмена как личности и индивида, спортивные достижения (рекорды, чемпионские звания) и зрелища Для соревновательной деятельности характерны следующие особенности публичность со всеми вытекающими отсюда последствиями (оценка зрителями,
средствами массовой информации и т. п. [3] Поэтому занятия спортом стали престижным делом, дающим возможность прославиться на всю страну и мир значимость ее для спортсмена, так как он стремится либо к победе, либо к рекорду,
либо к выполнению спортивного разряда или норматива ограниченность числа зачетных попыток, поэтому часто нет возможности исправить неудачное действие или выступление ограниченность времени, в течение которого спортсмен может оценить возникшую соревновательную ситуацию и принять самостоятельное решение непривычность условий ее осуществления при смене мест соревнования:

климатические, временные, метеорологические различия, новые спортивные снаряды,
спортивные залы и площадки Все это приводит к возникновению у спортсменов состояния нервно-психического
напряжения, которое на тренировочных занятиях, как правило, отсутствует. Имеются данные, что мужчины лучше реагируют на условия соревнований, чем женщины В современный спорт кроме самих спортсменов вовлечены тренеры, спортивные руководители, врачи, психологи, массажисты, менеджеры, судьи, журналисты. Поэтому подготовка выдающегося спортсмена требует больших финансовых затрат и использования последних научных достижений в области теории и методики
спортивной тренировки, физиологии, медицины, психологии, ф армакологии,
менеджмента. Однако центральной фигурой остается спортсмен, остальные действующие лица занимаются поиском талантов и созданием условий для реализации имеющихся у спортсмена возможностей Соревновательная деятельность как широкое понятие включает в себя ряд этапов,
различающихся и организационно, и психологически подготовка к деятельности,
принятие старта, осуществление деятельности, проведение восстановительных процедур и оценка достигнутого результата. Каждому этапу спортивной деятельности соответствуют определенные психологические состояния, которые возникают в зависимости от условий и специфики деятельности. Однако следует иметь ввиду, что строгого соответствия состояния и этапов деятельности может и не быть. Например,
состояние страха в большей мере характеризует подготовку к деятельности, но оно может проявиться и вовремя врабатывания, и на этапе непосредственного осуществления деятельности. Состояние монотонии может возникать не только вовремя деятельности, но и при подготовке к ней и т. д. Поэтому соотнесение какого-либо состояния к определенному этапу деятельности условно, и его нужно рассматривать лишь как структурную организацию материала На каждом этапе соревновательной деятельности перед спортсменом стоят определенные задачи, в том числе и психологического плана 1.2. Психологическая характеристика предстартового этапа Непосредственную подготовку к конкретному соревнованию опытные спортсмены начинают за несколько дней до старта. На этом этапе осуществляются 1) сбор информации о месте и условиях соревнований, о возможных соперниках 2) прогноз успешности выступления на основе исследования функционального состояния спортсмена на данном отрезке времени 3) постановка реальной цели 4) планирование будущей деятельности (разработка тактики, выбор средств достижения цели 5) отбор и использование способов сохранения мобилизованности спортсмена,
оптимального уровня возбуждения путем рациональной организации свободного времени В отношении сбора информации о соперниках следует иметь ввиду, что спортсмены реагируют на нее по-разному. Одних знание о высоком результате соперника,
показанном на последних соревнованиях, может мобилизовать, заставит усерднее трудиться на тренировках, а на других, наоборот, подействует угнетающе Выдающий тренер по легкой атлетике Виктор Ильич Алексеев нередко

использовал стимулирование своих учеников следующим образом – Галя Тыне слышала по радио спортивные известия – Нет – И газеты не просматривала – Нет – А ты знаешь, такая-то (основная конкурентка Галины Зыбиной,
олимпийской чемпионки по толканию ядра) вчера на соревнованиях в Праге
показала такой-то результат Ион называл результат, на 15 см превышавший рекорд Зыбиной. После
этого тренировочного энтузиазма спортсменке хватало на две недели.
Лишь потом она узнавала, что вся эта информация была придумана
тренером, чтобы завести спортсменку и лучше подготовить ее к
соревнованию.
Весьма важной задачей, стоящей перед тренерами на этом этапе, является отбор спортсменов в состав команды для выступления на соревновании. Для этого проводятся прикидки, контрольные старты, бои, схватки. Это вызывает психическое
напряжение у спортсменов, и им требуется определенное время для восстановления затраченной психической энергии. В сборные команды США отбор заканчивается затри месяца до крупного международного соревнования, какими являются Олимпийские игры и чемпионаты мира. В нашей стране сроки окончания отбора значительно приближены к началу соревнования. Больше того, во многих видах спорта, несмотря на закончившиеся сроки официального отбора, оставляют свободные места с наличием нескольких претендентов. Между ними устраиваются многочисленные прикидки. И почтив случаев именно у этих спортсменов наблюдаются неудачные выступления на соревнованиях. Спортсмены в трудных условиях подготовки, связанной с дополнительной нервно-психической нагрузкой, истощаются раньше времени.
Подобный отбор является для претендентов во многих случаях даже более напряженным, чем участие в соревнованиях Такую картину мне пришлось наблюдать на сборе фехтовальщиков

команды Российской федерации при подготовке к Спартакиаде народов
СССР: после утренних тренировок и послеобеденного отдыха устраивались
ежедневные бои между спортсменами, не имевшими твердого места в
команде. Все это сопровождалось бесконечными совещаниями тренерского
состава и жаркими спорами тренеров, отстаивавших своих учеников.
Естественно, это еще больше усугубляло нервозность спортсменов О том, в каком нервно-эмоциональном напряжении находятся спортсмены
перед крупными соревнованиями, показывает и следующий эпизод один из
болельщиков, увидев идущего ему навстречу знаменитого отечественного
штангиста, решил его сфотографировать. Заметив это, штангист
выхватил у болельщика фотоаппарат и разбил его об асфальт Организация досуга спортсменов накануне соревнований. Для успешного выступления спортсмена на соревнованиях важна организация досуга накануне.
Необходимо заполнить свободное время делами, культурными мероприятиями, чтобы спортсмен не томился от безделья и тягостных изматывающих раздумий и переживаний о предстоящем итоге выступления. К сожалению, именно это и наблюдается чаще всего Использование самими спортсменами перед соревнованием каких-то способов сугубо индивидуально. Одни спортсмены уединяются, уходят в себя, другие становятся повышенно общительными, разговорчивыми. Известная американская бегунья Кэтти
Хэдмонт за сутки перед стартом на Мюнхенской олимпиаде говорила следующее Ищу грохота. Без шума не могу настроиться. В тишине руки опускаются и ноги не бегут».
Другие отвлекаются от предстоящих соревнований например, будущий чемпион олимпиады в беге на короткие дистанции В. Борзов бродил по залам выставок картин.
Третьи стараются не нарушать привычный ритм жизни – тренируются как обычно Тренер сборной СССР по баскетболу А. Гомельский писал «Многие

считают, что тренировки вдень игры нецелесообразны. Я придерживаюсь
противоположной точки зрения. И вот почему утренняя тренировка в
значительной мере снимает психологическую нагрузку перед матчем, в
конце концов, просто занимает игрока до обеда. После обеда – отдых, сон,
для тех, кто привык спать, прогулки – для тех, кто не спит перед играми.
Иногда накануне матча, а иногда за два-три часа до матча – собрание
команды. Особо хочется отметить следующее. Разбор является не сугубо
технической операцией, когда баскетболисты и тренер заняты только тем,
что разрабатывают технико-тактические средства ведения игры. Ведь в
большинстве случаев, особенно если речь идет о командах высокого класса,
баскетболисты в технике игры разбираются достаточно хорошо. Разбор –
-13-
это прежде всего психологическая подготовка спортсменов, идущих на
трудный поединок вместе с тренером. Это их объединение, сплочение. Это
и, не побоюсь сказать в высоком стиле, патриотическая подготовка. Ибо
команда, находящаяся далеко за пределами Родины, должна объединяться и
высоким патриотическим духом. При таких разборах очень важны
интонации, слова, вдохновляющие на победу. Об этом никогда не забывают
тренеры наших сильнейших команд, об этом всегда помнили и тренеры
наших сборных. В оставшееся время игроки успевают успокоиться,
переварить, воспринять и продумать предстоящий план игры. И еще. Не
оставляйте впечатлительных игроков одних. Старайтесь расселять их в
гостинице так, чтобы они психологически поддерживали друг друга»
(Советский спорт. 1971. 23 января Накануне соревнования можно успешно использовать зрелищные мероприятия (театр,
кино, цирк, однако для лиц впечатлительных следует отбирать по содержанию спектакли и кинофильмы, чтобы не сорвать нормальный ночной сон. Ноне все тренеры относятся к таким культпоходам положительно. Вспоминаю, как вовремя вечернего обследования ленинградской хоккейной команды СКА ее тренер, выдающийся в прошлом вратарь В. Пучков, взглянув на часы, прервал беседу со мной, сказав:
«Извините, но, к сожалению, я должен везти команду в кино. – Почему к сожалению спросил я. Потому что я, когда был игроком, накануне матча сидели думал, как я буду завтра играть Основными мероприятиями, проводимыми тренерами за 24 часа до начала

соревнований с целью повысить психическую надежность спортсмена,
являются: индивидуальные и коллективные беседы – «установки»,
индивидуальные и коллективные беседы на отвлеченные темы Тренеры считают, что чтение лекций и докладов как на специальные, таки отвлеченные темы нецелесообразно В отношении организации зрелищных и культурных мероприятий 65 тренеров считают, что направленность их должна быть общего плана, а не
специально-спортивного.
Очень важным является вопрос о целесообразности проведения
тренировок за 24 часа до соревнований. Все 100 % тренеров полагают, что
проведение тренировок целесообразно, но 68 % из них считают, что они
должны быть по своему виду спорта, а 32 % – по другим видам спорта Аутогенную тренировку как успокаивающую часть и психотоническую как
возбуждающую часть психорегулирующей тренировки (ПРТ) в своей работе
со спортсменами всегда применяют 46–47 % тренеров, иногда применяют, никогда не применяют 17–19 % тренеров. Оптимальным считается
проведение ПРТ в период от 30 минут до 1 часа до начала соревнований под
непосредственным руководством тренера Плахтиенко В. А, Блудов Ю. МВ сб.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1975. СВ качестве одного из приемов борьбы с преждевременным сильным волнением спортсмена и сохранением его психической энергии можно использовать
«неожиданное» включение его в стартовый состав команды или в состав участников соревнования накануне его. Тогда эмоциональный спортсмен не успеет «перегореть».
Руководствуясь этим, опытные тренеры объявляют стартовый состав команды вдень игры

Из шахматных чемпионатов известно, что спортсмены, включенные за
несколько дней до соревнования вместо заболевшего участника, выступают
очень успешно и нередко становятся даже победителями, хотя и не
занимались специальной подготовкой к этому турниру. В футболе известен
случай, когда сборная команда Дании в самый последний момент была
включена в состав участников чемпионата Европы
вместо
дисквалифицированной команды другой страны. В результате выиграли
чемпионат именно датчане, а не те, кто долго готовился к этому
чемпионату. Эти факты можно объяснить отсутствием предстартовой
напряженности и сохранением нервной энергии В психологическом плане важен и другой вопрос следует ли спортсменам,
участвующим, предположим, в вечерних соревнованиях, посещать место соревнований утром и следить за выступлением соперников до начала своего выступления?
Бесспорно, ознакомление с местом будущих соревнований необходимо по возможности провести заранее, накануне или еще раньше. При попадании в новые и необычные условия у человека нередко возникает ориентировочная реакция, рефлекс Что такое (по И. П. Павлову). Такая реакция может увеличить предстартовое возбуждение, но при повторении ситуации или обстановки ориентировочная реакция угасает. Именно из-за наличия ориентировочного рефлекса, как полагает КМ. Смирнов,
сдвиги перед предварительными забегами могут быть выражены больше, чем перед финалами Наблюдать за выступлением соперника перед собственным выходом, очевидно, не следует, потому что это увеличивает психологическую нагрузку. Так, по мнению тренера волейболисток ЦСКА, спортсменки провели в турнире матч значительно хуже, чем накануне, потому что до матча они внимательно наблюдали за игрой команды, с которой нужно было играть в последний день. Фактически это были два матча, двойная доза психологической нагрузки, что очень нелегко выдержать 1.3. Психологическая характеристика этапа исполнения деятельности Этот этап связан с исполнением намеченного плана, контролем и регуляцией параметров деятельности и состояний спортсмена, волевым преодолением препятствий, возникающих на пути достижения цели Сосредоточение спортсмена наст арт е. Важным моментом начала деятельности является сосредоточение спортсмена на ней. Сосредоточение – конечный этап психической подготовки, оно продолжает разминку, а часто и сочетается с ней.
Сосредоточение начинается задолго до того, как спортсмен встает на старт, но самый важный этап сосредоточения – на старте. В сосредоточении выделяют две ф азы:
воспроизведение образа действия и определение момента готовности к началу действия. Эти фазы отражают динамику предметно-пространственной направленности сознания спортсмена и находят отражение в изменении биоэлектрической активности коры больших полушарий головного мозга. Сосредоточение помогает спортсмену решить несколько задач 1) саморегуляция состояния (например, борьба со страхом, неуверенностью,
рассеянным вниманием 2) повторение программы действия (вовремя сосредоточения активизируются ранее сформированный образ действия, мышечно-двигательные ощущения 3) сосредоточение внимания на начале действия, волевая мобилизация и определение момента готовности к началу действия 4) обеспечение помехоустойчивости, то есть нечувствительности к сбивающим факторам Остановимся на способах реализации этих задач Самоорганизация внимания, связанная с повторением программы действия мысленное воспроизведение упражнения. Каждый опытный спортсмен стремится на старте еще и еще раз повторить упражнение или его фрагменты хотя бы мысленно. При этом возникает идеомоторный акт, то есть изменение возбудимости нервных центров и мышц в точном соответствии с программой предстоящего действия

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

перейти в каталог файлов
связь с админом