Главная страница
qrcode

1_Анкалин_рабочая_программа_2018. Рабочая программа учебной дисциплины дополнительного образования национальный танец Анадырь 2018 г


НазваниеРабочая программа учебной дисциплины дополнительного образования национальный танец Анадырь 2018 г
Дата24.03.2019
Размер171 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1_Анкалин_рабочая_программа_2018.doc
ТипРабочая программа
#60275
Каталог

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2018

Лист /12





рабочая программа учебной дисциплины дополнительного образования

национальный танец

Анадырь 2018 г.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)


Разработчик:

Гайфуллина Лиана Владимировна, педагог дополнительного образования ГАПОУ ЧАО «ЧМК»


Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии

предметно-цикловой комиссии

педагогов дополнительного образования

Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.

Председатель ________/А.А. Мамросенко/

Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.

1. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для учебной дисциплины дополнительного образования «Национальный танец».

Цель: изучение и исполнение танцевального искусства народов Чукотки и других народов Северо-Востока Рос­сии.

Задачи его формирования:

  • умение ориентироваться в пространстве, двигаться в различ­ных рисунках и ракурсах;

  • навыки координации;

  • развитие чувства позы;

  • культура общения с партнером, навыки ансамблевого испол­нения;

  • эмоциональная отзывчивость и выразительность;

  • умение передавать в движении темпо-ритмические, стилевые особенности народной музыки;

  • чистота стиля исполнения;

  • манера исполнения.

Основными методами преподавания национального танца явля­ются словесные, наглядные, практические. Форма проведения заня­тий – групповые (практические) занятия. Самостоятельная работа студентов заключается в закреплении знаний, умений и навыков, по­лученных на практических занятиях по национальной хореографии.

Программа курса охватывает материал по танцевальной куль­туре коренных малочисленных народов Чукотки и Северо-Востока России и строится на овладении профессиональных навыков испол­нения национальной хореографии.

Предмет «Национальный танец» представляет собой учебно- тренировочные занятия: постановка корпуса; позиции ног; рук; дви­жения головы, корпуса, рук; шаги, подскоки, соскоки, прыжки.

Большая часть отводится изучению и испол­нению народных танцев. В начале учебного процесса планируется изучение и исполнение простого этнографического танца, т. е. испол­нение танца в том виде, в котором он исполняется в народе. Следует обратить внимание на форму исполнения этнографического танца, например, эскимосские танцы в женском участиии исполняются си­дя и стоя. Это способствует сохранению этнографических образцов национальной танцевальной культуры. Репертуарным планом могут служить народные танцы народных танцевальных коллективов Чу­котки. В последующих годах обучения программа изучения нацио­нального танца углубляется за счет:

  • усложненного и лексически обогащенного тренажа, вводят­ся локальные особенности традиционного танцевального исполни­тельства;

  • вводятся сценический обработанный танец, танцевальная сценка;

  • вводится тренаж, обогащенный современной тематикой, це­лью которой станет приобретение новой сценической формы вы­разительности. Активно вводится работа над образом. Вводятся танцевальные сюиты, танцы с применением музыкальных инстру­ментов и традиционного музыкального исполнения. Репертуарным материалом могут служить танцы со сложным ритмическим рисунком, пантомимой, более высокой техникой исполнения, танце­вальные композиции, сочиненные разными авторами – народными балетмейстерами, концертные номера Государственного чукотско- эскимосского ансамбля «Эргырон», эскимосских ансамблей и других хореографических коллективов, чей материал привлекается с обоюдного согласия.

Обучение прово­дится по принципу дидактики. Тренаж изучаемой лексики нацио­нального танца должен сохранять национальный колорит. Особое внимание уделяется правильной манере исполнения и чистоте стиля. Воспитываются простота, скромность, непосредственность и естес­твенность. Для этого комбинации упражнений должны быть доступ­ны и логичны. При обучении важное значение имеет практический показ педагогом элементов, движений и комбинаций изучаемого тан­ца. Для воспитания профессионального мастерства особое внимание педагог должен уделять точному и пластически завершенному дви­жению и позы, как то: в движении головы – это взгляд, в движении корпуса – плечи, в движении рук – пальцы. Большое внимание следует уделять отбору соответствующего музыкального материа­ла для сопровождения. Активнее вводить такие музыкальные инс­трументы, как саяк, лыгэярар, эскимосские перчатки с костяными пластинками, тэлитель, ванныярар (варган, хомус). При подготов­ке и составлении урока педагог исходит из выбранного им му­зыкального материала. Особенно это касается мелодий эскимос­ских миниатюр, где каждому жесту соответствует определенный 118 музыкальный акцент, ритмический удар в ярар или музыкальная пауза. Каждый урок следует начинать с вольного танца в сопровож­дении мелодии вольного танца и аккомпанемента на традиционных музыкальных инструментах. В течение урока исполнители могут петь вместе с вокальной группой. Таким образом, участники луч­ше запоминают исполняемый танец и мелодию, а главное, происхо­дит естественная передача навыков, умений и знаний музыкальной культуры исполнительства. В связи с отсутствием нотной записи и аудиозаписей многих национальных мелодий, ярко выраженной локализации определенных напевов на уроки приглашаются само­деятельные мастера фольклорного песенного исполнительства.

Структура урока:

    1. Поклон.

    2. Вольный танец.

    3. Учебно-тренировочный тренаж.

    4. Народный танец (1-2) изучаемой лексики.

    5. Поклон.

По пройденному материалу в конце каждого года проводится класс-концерт, который должен содержать небольшую концертную программу в определенной сюжетно-игровой форме. Темы могут быть разными:

      1. Имитация трудового процесса.

      2. Ассоциативное подражание повадкам зверей, птиц и пласти­ческое воплощение окружающей природы.

      3. События, имевшие место в истории Чукотки: ярмарки, песен- но-танцевальные соревнования, игры, обрядовые отправления.

      4. Отдельные эпизоды, имевшие место в традиционных праз­дниках чукчей, эскимосов, коряков, эвенов и других народностей, населяющих Северо-Восток Сибири.

Разработка и коллективное участие в постановке этих тем углу­бят и обогатят восприятие познания национальной культуры в це­лом.

В связи с необходимостью и неотложностью мер по сохране­нию, развитию и пропаганде танцевального искусства коренных ма­лочисленных народов Чукотки, передаче духовного наследия и пре­емственности в обучении молодого поколения курс «Национальный танец» занимает одно из приоритетных дисциплин профессиональ­ного образования.

В предлагаемой программе курса «Национальный танец» зало­жен принцип творчества, содержание и форма каждой темы может варьироваться, усложняться в зависимости от исполнительской тех­ники студента, высокой требовательности к знаниям особенностей и манеры исполнения учебных заданий и танцев.
По окончании курса студент

должен знать:

        1. Значение духовно-нравственных ценностей как одной из фун­кций Чукотки и Северо-Востока.

        2. Уникальность национальной хореографии.

        3. Танцевальный диалект.

        4. Технику, манеру, характер и особенности исполнения танце­вальной культуры Чукотки.

должен уметь:

1. Осуществлять сохранения и развития лучших танцевальных традиций

корен­ных малочисленных народов Севера.

2. Определять и различать характер исполнения северных танцев.

3. Использовать характер манеры исполнения танцевальной культуры Чукотки.

Настоящая программа рассчитана на учебный материал в объеме 612 часов в год. Из этого общего количества занятий 600 часов отводится на практические занятия по овладению хореографического искусства Севера. Форма обучения - занятия по 3 часа 6 раз в неделю.

Программа предназначена для студенческого национального ансамбля «Анкалин».


2. Основное содержание программы

Введение (3 часа)

Краткая характеристика, цель и задачи курса, техника безопасности на занятиях. Двигательный режим, значение физических нагрузок для организма.
Тема 1. (3 часа)

Правила личной гигиены, приемы самоконтроля, биомеханические основы физических упражнений. Режим дня, питание, правила гигиены. Приемы контроля и самоконтроля. История танцевального искусства на Чукотке, основы и принципы хореографии.
Тема 2. Практическое обучение экзерсиса Чукотский танец (280 часов)

Основные позиции рук, ног, положения корпуса, головы. Движения корпуса в женском и мужских исполнениях. Положения рук при вольных импровизациях, при изображении птиц, животных. Имитация трудового процесса или природных явлений. Приседания и толчкообразные движения ног, прыжки и повороты в прыжках. Женское и мужское исполнение в традиционных танцах тундровых и прибрежных жителей Чукотки

Индивидуальная работа, работа в парах, работа в ансамбле со сменой мест и рисунка танца. Отработка различных танцевальных миниатюр, хореографических постановок.
Тема 3. Эскимосский танец (280 часов)

Основная техника исполнения танца – статичная (на месте). Женское исполнение сидя или стоя на месте с небольшим продвижением. Танец – шутка, охота, природное явление, имитация животных и птиц. Танцы вошедшие в золотой фонд песенно-танцевальной культуры Чукотки. Совершенствование техники и исполнительского мастерства, сольное исполнитеьство, и комбинирование в танце.
Тема 4. Обучение и совершенствование сольного и ансамблевого исполнительства. (40 часов)

Общий рисунок танца, четкие линии, слаженность в массовом исполнительстве, артистизм, характер танца и его образ. Законы сцены, композиция и постановка танца. Для сольного – характер исполнения, артистизм и образ темы. Проведение и участие на праздниках, концертах и массовых мероприятиях.
Тема 6. Общефизические и общеразвивающие упражнения (6 часов)

Растяжка, выворотность ног, гибкость, музыкальность, чувство ритма, исполнение игры на бубне. Подкрики, похрипы и вокальное сопровождение.

4. Календарно-тематический план


Номер занятия

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение (3 часа)



Краткая характеристика, цель и задачи курса

сентябрь






Техника безопасности на занятиях

сентябрь






Двигательный режим, значение физических нагрузок для организма

сентябрь




Тема 1. История танца (3 часа)



Форма одежды. Допуск врача.

сентябрь






Обряды и праздники Чукотки.

сентябрь






История хореографического искусства Севера и Дальнего Востока.

октябрь




Тема 2. Чукотский танец (280 часов)



Позиции ног

октябрь






Движения головы, плеч

октябрь






Движения корпуса в женском и мужском исполнительстве

октябрь






Позиции рук

октябрь






Положения рук при вольной импровизации

октябрь






Положения рук при изображении птиц и животных

ноябрь






Движения рук

ноябрь






Толчкообразные движения ног

ноябрь






Переступания с ноги на ногу

ноябрь






Повороты на полупальцах

декабрь






Шаг с одним и двумя толчками в коленях

декабрь






Шаг с присогнутыми в коленях ногами

декабрь






Шаг с притопом, не выпрямляя ног в коленях

декабрь






Боковой приставной шаг

январь






Шаг на крест

январь






Подскоки, соскоки

январь






Пенкомляв (прыжковый танец) женское и мужское исполнительство

январь






Прыжки с дух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на две, с переводом рабочей ноги в продвижении с добавлением углубленного приседания в повороте на 90 градусов,180 и сопровождение на бубне.

февраль




Тема 3. Эскимосский танец (280 часов)



Движения головы

февраль






Движения корпуса и плеч

февраль






Положения рук пори исполнении вольного танца

март






Исполнение рук при изображении птиц и животных

март






Движения рук

март






Толчкообразные движения ног

март






Притопы (мужское исполнительство)

март






Шаг с присогнутыми в коленях ногами в сторону и по диагонали

апрель






Низкие, скользящие, боковые прыжки в стороны (мужское исполнительство )

апрель






Двойной притоп с одновременным подскоком на опорной ноге (мужской, аляскинский вариант)

апрель






Исполнение сидя с выдвинутой правой ногой, левая согнута в колене ( женское исполнение)

апрель






Исполнение с атрибутами ( борода оленя, маски ит.д.)

апрель






Исполнение с бубном (саяк)

апрель




Тема 4. Обучение и совершенствование сольного и ансамблевого исполнительства (40 часов)



Композиция постановка танца

май






Рисунок танца и лексика хореографии

май






Образ исполнения, характер, артистизм.

май




Тема 5. Общефизические и общеразвивающие упражнения (6 часов)



Растяжка, гибкость, выворотность

май






Прыжки, выносливост, сила, дыхательная система.

май




Итого

612 часов



5. Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература

  1. Арутюнов, С.А., Сергеев Д.А. Древние культуры азиатских эскимо­сов. –М., 1969.

  2. Жортцкая, М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. – М., 1983.

  3. Каргин, А.С. Народная художественная культура. – М., 1997.

  4. Леонтьев, В.В. Этнография и фольклор кереков. – М., 1983.

  5. Рулътынэут, Е.А. Чукотские и эскимосские танцы. – Магадан, 1989.

  6. Богораз, В.Г. Чукчи. – Л., 1934-1939, ч. 1-2.

Дополнительная литература

  1. Айвэрэтгэ – Анадырь. Репертуарно-методический сборник №1-11.

  2. Богораз, В.Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составлен­ный на основании коллекций Н.Л. Гондатти. – СПб, 1901.

  3. Вдовин, И.С. Ваегские чукчи / Сиб. этнографический сборник. Вып. 4. –М., 1962.

  4. Вдовин, К.С. Очерки истории и этнографии чукчей. – М., 1965.

  5. Вдовин, И.С. Эскимосские элементы в культуре чукчей и коряков / Сиб. этнографический сборник. Вып. 3. – М., 1961.

  6. Диков, Н.Н. Древние костры Камчатки и Чукотки. – Магадан, 1961.

  7. Дьячков, А.Е. Анадырский край. – Магадан, 1992.

  8. История и культура чукчей: историко-этнографические очерки. – Л., 1987.

  9. История Чукотки с древних времен до наших дней. – М., 1989.

  10. История и культура народов Севера Дальнего Востока. – М., 1967.

  11. Крашенинников, С.П. Описание земли Камчатки. Т. 2. – СПб, 1819.

  12. Крашенинников, С.П. Описание земли Камчатки. – М., 1949.

  13. Кривошапкин, А.В. Эвены. – СПб., 1997.

  14. Кузнецов, В.Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей / Сиб. этнографический сборник. Вып. 2., 1957.

  15. Леонтьев, В В., Новикова К.А. Топонимический словарь Северо- востока СССР. – Магадан, 1989.

  16. Леонтьев, В.В. По земле древних кереков. – Магадан, 1976.

  17. Лымнылтэ. Сост. Беликов Л.В. – Магадан, 1961.

  18. Лыткин В.А. «Звените, не смолкая, песни Крайнего Севера». – Ма­гадан, 1976.

  19. Меновщиков, Г.А. Эскимосы. – Магадан, 1989.

  20. Митлянская, Т.Е. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. – М., 1983.

  21. Митлянская, Т.Е. Художники Чукотки. – М., 1976.

  22. Попова, У.Г. Эвены. Магаданская область. – М., 1981.

  23. Сарычев Г.А. Путешествие капитана Биллингса через чукотскую землю от Берингова пролива до Нижне-Колымского острога... в 1791 году. – СПб., 1954.

  24. Туголуков В.А.Кто вы, юкагиры?М., 1979.

Аудио-видео и мультимедийные материалы

  1. Аудиозаписи авторских песен Е.А. Рультынэут кассеты № 9, № 6.

  2. Аудиозаписи концертных выступлений разных лет Государственно­го чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» кассеты № 8, № 11.

  3. Аудиозаписи концертов самодеятельных коллективов Чукотки кассеты № 2, № 8, № 7.

  4. Аудиозаписи фольклорных экспедиций «Мелодисты – песенники Чукотки» – кассеты № 4, № 5, № 6, № 8, № 10.

  5. Бродский, И. «Чукотская и эскимосская музыка», 1970 (Аннота­ция к записям грампластинки 1970).

  6. Вслед за солнцем. Видеозаписи фестиваля детского творчества. Ха­баровск (2002 г.), Улан-Удэ (2003 г.).

  7. Грампластинка «Инуиты Канады, конференция 1СС 1982 г.» – сто­рона С (эскимосское горловое пение).

  8. Золотые родники. Видеозаписи фольклорного фестиваля в Петро- павловске-Камчатском 2000-2004 гг.

  9. Лазерные диски: О виртуозах САХА «Пой, мой хомус», «Сайынкэлиэ».

  10. Уйкоаль. Видеозаписи концерта молодежного студенческого ан­самбля. Рук. Кевевтегин С.В.

  11. Чукотская и эскимосская музыка – грампластинка с аннотациями И. Бродского, запись 1970 г.

  12. Эргав. Видеозаписи фольклорного фестиваля 2011-2017 гг.


перейти в каталог файлов


связь с админом