Главная страница

Справочник сотрудника ДПС часть3. Разрывы в следе скольжения. Разрывы в следе скольжения могут быть вызваны отрывом колеса от поверхности дороги либо кратковременным прекращением нажатия на педаль тормоза


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеРазрывы в следе скольжения. Разрывы в следе скольжения могут быть вызваны отрывом колеса от поверхности дороги либо кратковременным прекращением нажатия на педаль тормоза
АнкорСправочник сотрудника ДПС часть3.docx
Дата15.10.2017
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСправочник сотрудника ДПС часть3.docx
ТипДокументы
#25152
Каталогvictrpaich

С этим файлом связано 51 файл(ов). Среди них: DZR_Russkoe_narodnoe_iskusstvo_Severa_1968g.pdf, DZR_Bobrikhin_A_A__Konovalova_O_D_i_dr_-_Narodnoe_iskusstvo_Ural, DZR_Kalmykova_L_E_-_Narodnoe_iskusstvo_Tverskoy_zemli.pdf, Справочник сотрудника ДПС часть5.docx и ещё 41 файл(а).
Показать все связанные файлы

Разрывы в следе скольжения. Разрывы в следе скольжения могут быть вызваны отрывом колеса от поверхности дороги либо кратковременным прекращением нажатия на педаль тормоза. В первом случае разрывы очень короткие и множественные. Они вызваны малой нагрузкой на заднюю ось, в результате чего колеса подпрыгивают на неровностях дороги. До и после каждого отрыва тормозной эффект колеса весьма велик, что компенсирует его потерю во время отсутствия контакта шины с дорогой. Поэтому штрихи следа и разрывы между ними измеряются вместе, хотя следует указать длину и расположение каждого штриха. В вычислениях используется полная длина. Разрывы в следах шин, вызванные периодическим нажатием на педаль тормоза, обычно длиннее вызванных отрывом колес от дороги. Расстояния между видимыми частями довольно большие, так как реакция водителя недостаточна для столь частого прекращения и возобновления торможения, чтобы возникший прерывистый след был похож на изображение, создаваемое периодическим отрывом задних колес. В этом случае каждый отрезок следа данного колеса должен быть измерен отдельно. В расчетах используется фактическая сумма этих отрезков. Рисунок 9 отражает специфику следов шин и их замер.

Рисунок № 9





 



Осмотр иных следов. На месте ДТП осмотру подлежат также другие вещественные доказательства:

  • осколки стекла (фар, ветровые или боковые стекла автомашины), которые следует сфотографировать, а затем принять меры к их идентификации;

  • отдельные детали автомашины (колпак капота, ободок фары, подфарники и т.д.), в том числе отломанные, — их также надлежит подробно описать в протоколе осмотра, сфотографировать, затем приобщить к уголовному делу; краска, облупившаяся с автомашины, скрывшейся с места происшествия, или следы вещества, которым была нагружена автомашина.

Эти вещества должны быть изъяты и сохранены для будущей криминалистической экспертизы. В одних случаях простое сличение формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова автомашины, с соответствующим повреждением окраски на кузове подозреваемой автомашины позволяет прийти к неоспоримому выводу, что краска отпала именно от данной машины. В других случаях химическая экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов веществ, оставшихся на месте происшествия, с составами веществ, имеющихся на подозреваемой автомашине.

• отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, участвовавшей в ДТП и скрывшейся с места происшествия.

Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного.

«грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.д.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомобилем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т.д. (Осмотр перечисленных «иных следов» подробно изложен в следующих главах данной книги, в том числе в главе «Судебные экспертизы».)

Установление модели шиныосуществляется по следу, оставленному на дорожном покрытии шиной транспортного средства (рисунку протектора, ширине беговой дорожки).

Идентификация транспортного средствапроводится по признакам следов протекторов шин, обусловленных: дефектом протектора; признаками, связанными с производством шин, с использованием средств противоскольжения (шипов, цепей, траков), а также случайных признаков (посторонние предметы, застрявшие в углублениях протектора или внедривши в резину и др.).

Определение технического состояниянекоторых агрегатов транспортного средства происходит по оставленным на месте происшествия (например, на месте стоянки) следам моторного масла, тормозной жидкости и т. п.

Определение вида и маркитранспортного средства осуществляется по ширине колеи и размерам его базы.

Определение направления движения и места стоянкитранспортного средства производится по следующим признакам в следах колес и на дороге:

- на асфальтовом покрытии с лужами, рассыпанном грунте (брызги воды и частицы грунта выбрасываются вперед, образуя веер в стороны направлении движения);

- на пыльной или песчаной дороге (частицы пыли (песка) располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде дуг, концы которых направлены в сторону, противоположную движению);

- по высокой траве (стебли ее наклоняются в сторону движения, при движении по низкой траве при пробуксовке стебли наклоняются В сторону, обратную движению);

- на рыхлой поверхности, например, глине, мокром снегу (на дне объемного следа образуются выступы треугольной формы, пологие края которых обращены в сторону движения);

- при переезде предмета, препятствия (например, ветка, палка ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения);

- по грунту (камень сдвигается в сторону движения, а выемка от камня остается в стороне, противоположной движению);

- при торможении и юзе на мягком грунте (почва сдвигается в сто рону движения);

- острый угол рисунка протектора шин повышенной проходимости направлен в сторону, противоположную направлению движения;

- угол расхождения передних и задних колес в начале поворота больше угла схождения в конце поворота;

- при торможении след юза резко усиливается по ходу движения и резко обрывается;

- разрывы на одежде потерпевшего от протектора направлены в противоположную движению сторону.

Установление признаков, свидетельствующих об остановке транспортного средства,к которым относятся:

- потеки масла, воды, следы бензина и др.;

- следы ног человека около транспортного средства и на обочине:

- следы домкрата, если производились ремонтные работы или замена колес.

Установление факта наличия в кузове транспортного средства груза и его характера.Об этом может свидетельствовать часть груза или его фрагменты, оставшиеся на проезжей части дороги или обочине, при столкновении или наезде на препятствие.

§6. Особенности осмотра грузовых автомобилей иностранного производства.

При их осмотре следует обращать внимание на специальный прибор — тахограф, который выглядит как спидометр со встроенными часами, он закрыт на ключ с двумя положениями (по одному на каждого водителя). Прежде чем открывать прибор, необходимо зафиксировать, в каком положении находится ключ, затем открыть прибор и изъять тахограмму, которая представляет собой круглый лист бумаги, на котором этот прибор фиксирует в графическом виде время в пути и скорость автомобиля. Естественно, что эти действия должны производиться и фиксироваться в протоколе.

При установлении в ходе осмотра данных о дорожной обстановке определяются и фиксируются:

1. Видимость дороги с рабочего места водителя, обзорность (в темное время суток с включением света фар). Дальность видимости определяют экспериментально:

- при определении дальности общей видимости наблюдатель с места водителя замечает место, до которого в свете фар просматривается дорога перед автомобилем. Ориентирование облегчается при наличии продольной разметки на проезжей части или столбиков ограждения на обочине. При отсутствии отчетливых ориентиров один из участников эксперимента медленно уходит от автомобиля вперед, держа на высоте 15—20 см от поверхности дороги лист белой (зимой на заснеженной дороге — красной, зеленой) бумаги. Лист попеременно поворачивают к наблюдателю плоскостью или ребром. Когда наблюдатель перестает различать бумагу на общем фоне, он дает сигнал остановиться. После чего замеряется расстояние до передней части автомобиля;

- при определении конкретной видимости на препятствие автомобиль с небольшой скоростью (1—1,5 м/с) приближается к данному препятствию. Наблюдатель, сидящий на месте водителя, и расположенные рядом понятые наблюдают за проезжей частью. Когда препятствие хорошо различимо по внешним признакам, автомобиль останавливают и замеряют расстояние между его передней частью и препятствием;

  1. Интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов.

  2. Наличие неподвижных препятствий.

  3. Наличие дорожных знаков, их расположение и видимость при движении транспортного средства, зона их действия.

§7. Признаки наезда на пешехода.

Расположение места наезда на пешехода является одним из отправных данных для исследования этого вида происшествия. Данные о расположении места наезда в продольном направлении позволяют установить, когда произошел наезд — до начала торможения или в процессе торможения и на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до наезда. Это необходимо знать при решении вопроса о технической возможности у водителя предотвратить наезд на пешехода. Данные о расположении места наезда в продольном направлении дают возможность также судить о действиях пешехода - соответствовали ли они требованиям Правил дорожного движения.

Важное значение также имеют данные о расположении места наезда по ширине проезжей части дороги, позволяющие определить время, которым располагал водитель для принятия мер, и решить вопрос о технической возможности предотвратить наезд.

Основные признаки места наезда:

  1. Следы сдвига обуви на дороге в момент удара наиболее точно определяют место наезда. Они хорошо заметны на влажном грунте, грязи, песке, снегу и малозаметны на асфальте, щебеночном и гравийном покрытии. Эти следы возникают, как правило, на большом удалении от места расположения других причастных к происшествию объектов, быстро затаптываются и поэтому редко фиксируются при осмотре места происшествия.

  2. Следы отброшенного ударом тела пешехода при скольжении его по поверхности дороги также хорошо видны на грунте, грязи, песке, снегу и малозаметны на твердых покрытиях, если не остается следов крови. Пересечение этих следов или их направлений со следами колес ТС указывает на место наезда, когда при скользящем ударе тело пешехода отбрасывается под углом к направлению движения ТС.

  3. Следы перемещения находившихся у пострадавшего вещей в виде царапин и потертостей обнаруживаются только на мягкой или рыхлой поверхности. Пересечение направления нескольких следов между собой либо с направлением следов колес ТС достаточно точно указывает на место наезда.

  4. Следы колес ТС позволяют определить расположение места наезда по ширине полосы движения, если на ТС установлено место, которым нанесен удар.

  5. Участок осыпавшихся с нижних частей ТС пыли и земли располагается в непосредственной близости от места наезда. Этот признак можно обнаружить в некоторых случаях (сравнительно редких) при сильном загрязнении нижних частей ТС, на чистой поверхности асфальта, при наезде ТС с высокой скоростью.

  6. Расположение отделившихся от ТС в момент удара частиц ЛКП.

  7. Участок рассеивания осколков стекол, находившихся в вещах пешехода, сыпучих тел, жидкости, других предметов, отделившихся при ударе. По месту расположения таких участков место наезда можно определить исходя из условия, что эти объекты смещаются от места удара по инерции за время свободного падения.

§8. Признаки места столкновения транспортных средств.

Место столкновения ТС может быть установлено по признакам, зафиксированным в материалах дела (протоколах осмотра, схемах, фотоснимках). Информативность этих признаков различна. Некоторые дают возможность установить место столкновения с достаточной точностью, другие — приближенно, третьи могут быть лишь дополнительным подтверждением расположения места столкновения, определенного другими путями. Вывод о расположении места столкновения должен быть основан на исследовании совокупности всех таких признаков.

Основные признаки, с помощью которых устанавливают место столкновения ТС, могут быть подразделены на 5 групп: следы перемещения ТС; следы перемещения отброшенных объектов; расположение отделившихся от ТС объектов; расположение ТС после происшествия; повреждения ТС полученные при столкновении.

Первая группа следов характеризуется следующими признаками:

-резкое отклонение следа колеса от первоначального направления (при эксцентричном ударе по ТС или по переднему колесу);

-боковой сдвиг незаблокированного колеса или боковой сдвиг следа юза колеса (наиболее точно определяет положение ТС при столкновении);

-прекращение следа юза возникает при ударе в результате дополнительной нагрузки на колесо;

-образование следа проскальзывания колеса при заклинивании деформируемыми частями;

-образование следа колеса при выходе воздуха из шины, поврежденной ударом;

-следы колес обоих ТС перед столкновением (определяют положение ТС в момент столкновения по месту их пересечения с учетом взаимного расположения при ударе);

-следы трения деталей ТС о дорожное покрытие при деформации кузова или при разрушении ходовой части в момент удара.

Вторая группа следов характеризуется следующими признаками:

- следы тяжелых объектов (отделившихся от ТС частей, упавшего груза и др.) в виде царапин, притертостей. В начале их образования они имеют направление к месту отделения от ТС (близкое к месту столкновения).

Определение места столкновения по месту пересечения направлений таких следов тем точнее, чем их больше установлено.

Третья группа следов характеризуется расположением отделившихся от ТС объектов:

- осыпи земли (грязи) с деформируемых ударом и других нижних поверхностей ТС. Осыпь мельчайших частиц остается практически непосредственно на месте удара. Более крупные частицы могут смещаться по инерции в направлении движения ТС. Для более точного установления расположения ТС в момент удара необходимо знать, какому ТС принадлежит опавшая земля;

- участка рассеивания частиц лакокрасочного покрытия (ЛКП). Эти частицы, обладая малой инерцией, опадают в непосредственной близости от места столкновения и частично рассеиваются в направлении движения ТС после удара. Возможно их смещение потоками воздуха;

- участка осколков стекла. Позволяет приближенно судить о месте столкновения, когда их свободному падению не препятствовали поверхности, от которых могло происходить рикошетирование. Расположение наибольшего числа отделившихся от ТС при ударе объектов позволяет судить о месте столкновения приближенно, с учетом возможного их смещения от места столкновения после удара. Расположение отдельных крупных частей, как правило, не может служить признаком для установления места столкновения.

Четвертая группа следов — расположение ТС после происшествия:

- расположение обоих ТС после продольного встречного столкновения на одной стороне проезжей части — признак того, что столкновение произошло на этой же стороне проезжей части;

- расположение обоих ТС в непосредственной близости от места столкновения при движении во встречном направлении параллельными курсами до столкновения позволяет определить поперечное смещение центра тяжести одного их них от места, где был нанесен удар.

Пятая группа следов— повреждения ТС, полученные при столкновении:

- расположение повреждений ТС от контакта друг с другом дает возможность определить их взаимное расположение в момент столкновения и уточнить место столкновения, если установлены расположение и направление движения одного из них в момент столкновения;

- направление деформаций, определяющее направление удара, позволяет установить возможное смещение ТС от места столкновения и по его расположению после происшествия уточнить место столкновения;

- характер деформаций дает возможность установить угол столкновения ТС и расчетным путем определить значение интервала между двигавшимися параллельными курсами ТС перед поворотом одного из них на полосу другого (исходя из предельного по сцеплению радиуса поворота). Это позволяет уточнить место столкновения по ширине полосы движения;

- расположение повреждений на нижних частях ТС, которыми были оставлены трассы на дороге при столкновении, дает возможность уточнить положение ТС по ширине полосы его движения при образовании этих трасс у места столкновения.

Объективная оценка данных о механизме ДТП позволяет сформировать версию о происшествии в целом или его возможных вариантах
§9. Осмотр транспортных средств.

Для того чтобы разобраться в аварийной обстановке, автомобиль (автомобили) должен быть подвергнут тщательному визуальному обследованию с целью обнаружить и зафиксировать факты, имеющие значение для дела (не только те, которые в момент обследования кажутся важными).

Осмотр транспортных средств производится либо на месте ДТП, либо на месте обнаружения транспортного средства. В первом случае осмотр производится в рамках осмотра места ДТП, второй случай — это самостоятельное процессуальное действие.

Для чего проводится осмотр транспортных средств:

• чтобы выявить следы, образовавшиеся во время аварии;

• восстановить механизм происшествия;

• установить техническое состояние транспортного средства.

Выявление явных следов и повреждений автомашины зачастую не представляет трудностей — они достаточно хорошо видны. Надлежит описать размеры, форму, расположение и характер повреждения разбитой фары, подфарника, бампера, крыла, лобового стекла, выступающих частей автомашины. Но так как словесная характеристика повреждений не дает полного представления о них, они должны быть обязательно сфотографированы.

Обнаруженные на автомашине следы крови и пальцев рук (если не известно, кто управлял автомашиной), частицы мозгового вещества, обрывки одежды — все подобные следы необходимо осмотреть, сфотографировать, закрепить, изъять и процессуально оформить в протоколе осмотра вещественных доказательств.

Анализ следов с целью восстановления механизма происшествия целесообразно проводить с участием специалиста-автотехника и криминалиста-трассолога, которые могут оказать помощь в уяснении механизма образования следов по взаимному расположению объектов на местности, по повреждениям автомашины (автомашин). Установление технического состояния транспортных средств требует специальных познаний. Осмотр проводят, как правило, с участием специалиста-автотехника (автоэксперта), которому предстоит зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных средств.

Описание повреждений аварийного происхождения с указанием механизмов и деталей, влияющих на безопасность движения, с приложением фотографий общего вида разрушений, а также серии узловых снимков — отдельных агрегатов, в том числе, должно быть конкретным и доступным для восприятия всеми участниками процесса.

В протоколе осмотра отмечается еще и вид автомобиля, распределение грузов в кузове.

Общее правило осмотра транспортного средства проводится с целью определения его механического состояния и стоимости возможного ремонта.

Практический осмотр ТС преследует также иную, не менее (если не более) важную цель:

• получить достаточные данные для представления в суд четкого описания общего состояния транспортного средства;

• определить, мог или нет тот или иной узел ТС способствовать возникновению происшествия;

• зафиксировать размеры первичных, возникших при ударе, и вызванных вторичных повреждений, сравнить их с повреждениями других транспортных средств и объектов;

• обнаружить следы, на основании которых можно судить о контакте с другими физическими объектами, и в том числе с транспортными средствами, особенно в случаях, когда один из водителей с места происшествия скрылся;

• выявить существенные различия между заводской инструкцией (технической характеристикой) и фактическими параметрами;

• убедиться в том, что системы и механизмы, в отношении которых имеются сомнения, действительно могли выполнять свои функции;

• идентифицировать, изъять, обеспечить сохранность и процессуально закрепить предметы и объекты, подлежащие исследованию;

• закрепить необходимые данные с целью их использования при производстве следственного эксперимента с привлечением транспортного средства такой же марки, но в исправном состоянии.

Фиксировать факты необходимо в форме записей, фотографий, видеосъемки, зарисовок и т.д. Необходимо отобразить наличие и характер повреждений столкнувшихся автомобилей, высоту расположения и размеры вмятин, царапин и т.д., чтобы при необходимости иметь возможность воссоздать модель повреждений с помощью эксперта-специалиста. Так, при фиксации недостаточно зафиксировать что повреждено правое переднее крыло. Рисунок № 10



Например, следует сделать запись следующего содержания: крыло было повреждено в на правлении от правой фары и рулевой колонки; все вмятины, определяющие деформацию металла в этом направлении, имеют свежий и четкий вид, таких вмятин две, крыло сместилось на 15 мм к двери, нижняя вмятина находится на расстоянии 50 см над дорогой, вторая — на расстоянии 58 см и т.д.

Вмятина - это такое повреждение автомобиля, глубина которой больше ее длины. По направлению вмятин следователь может определить:

• направление движения автомобиля, нанесшего вмятину при столкновении;

• какие вмятины были получены при первоначальном, а какие при повторном столкновении, что может указывать на участие в столкновении двух и более автомобилей (рис. 10);

• автомобиль при столкновении опрокинулся и ему были нанесены повреждения в разных местах одним и тем же транспортным средством;

• автомобиль мог участвовать в двух разных ДТП.



 Царапины обычно идут параллельно поврежденной поверхности и могут быть направлены:

• параллельно дороге (могут указывать на боковой удар);

• вниз - могут говорить о том, что автомобиль при столкновении резко снизил скорость из-за торможения и как бы «присел»;

• вверх - признак того, что данный автомобиль резко снизил скорость.

Начало и конец царапины определяются соскабливанием краски или грунтовки, которые имеют форму капли, широкий конец которой направлен в сторону движения объекта, сделавшего царапины. Зная направление движения объекта, нанесшего царапины, следователь может определить, какой из автомобилей двигался с большей скоростью.

Автомобиль, двигавшийся с меньшей скоростью, будет иметь следы царапин, направленные от его задней части к передней, в то время как на автомобиле, движущемся с большей скоростью, царапины будут направлены в противоположную сторону - от передней части к задней.

Задиры - следы повреждения кузова автомобиля: глубина их больше ширины. Это вмятины или разрывы металла, занимающие большую площадь (рис. 12).

Рисунок № 12



По задирам можно определить:

• каким предметом нанесены повреждения, ибо они образуются от воздействия твердого металла на более мягкий (при боковом столкновении ручной двери на крыле и т.д.);

• направление движения автомобиля, наносящего задиры, так как может быть прорезано крыло, дверь, образованы задиры металла и заусеницы.

Для правильного описания обнаруженных повреждений необходимо мысленно разделить автомобиль на отдельные зоны и тщательно обследовать каждую из них. Предлагаемое деление на зоны:

• передняя часть - бампер, облицовка радиатора, фары, габаритные и стояночные фонари;

• левая сторона - переднее крыло, дверь водителя, зеркало бокового вида, дверная стойка, окна, задняя дверь, заднее крыло;

• правая сторона - то же;

• задняя часть - задний бампер, задние фонари, выхлопная труба, прицепное устройство, крышка багажника, багажник, заднее стекло;

• зона капота - капот, лобовое стекло, стеклоочистители;

• отсек двигателя - радиатор, вентилятор, приводные ремни, блок цилиндров, гидравлический усилитель рулевого механизма и тормозов, воздухоочиститель;

• рулевой привод - рулевая колонка, рулевой механизм, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевая сошка и т.д.

• тормоза - главный тормозной цилиндр, разделитель тормозов, трубопроводы, гибкие шланги, рабочие тормозные цилиндры, тормозные колодки, барабаны, стопочный тормоз;

• зона переднего сиденья - панель приборов, рулевое колесо, педали тормоза, сцепления газа, ручка стопочного тормоза, светозащитные козырьки и т.д.;

• нижняя часть - передняя подвеска, задний мост (подвеска), рама, топливопровод, рулевые тяги и т.д.

При изучении повреждений, образовавшихся на автомобилях при ДТП, можно получить немало информации о расположении автомобилей до столкновения и в их конечном положении исходя из состояния кузова и степени коррозии.

С учетом характера повреждений прежде всего нужно определить: автомобиль был поврежден до или во время столкновения. Места старых повреждений обычно покрыты ржавчиной или засохшей грязью. Или же подкрашены и отличаются от основной окраски.

Повреждения по различным признакам можно классифицировать по четырем категориям:

• первичные повреждения, которые явились результатом незначительного соприкосновения, однако вызваны основным столкновением;

(Например, вмятины на дверной ручке и бампере от соприкосновения с деревом или другими придорожными объектами, могут свидетельствовать о пути движения автомобиля до столкновения.)

• повреждения, полученные от предыдущего ДТП;

• повреждения, полученные вследствие неправильной эксплуатации и хранения транспортного средства;

• повреждения, явившиеся результатом ремонтно-восстановительных работ после ДТП.

Вот почему следует правильно классифицировать повреждения ТС при ДТП и объективно отразить это в протоколе осмотра ТС.

Следует иметь в виду, что в процессе расследования ДТП, связанных с наездами, столкновениями, опрокидыванием, не исключено проведение транспортно-трасологической экспертизы. Поэтому недопустимо каким-либо образом изменять характер, величину и направление деформаций элементов каркаса, панелей и обшивки кузовов, кабин — например, для освобождения заклиненного переднего колеса, рулевых тяг и т.д.

Если на месте происшествия полный осмотр транспорта произвести нельзя, то его следует продолжить в приспособленном месте, отразив это в протоколе.

В необходимых случаях проводится дополнительный осмотр с составлением нового протокола.

Наиболее распространенной ошибкой является неосторожная буксировка с места ДТП поврежденных ТС. При этом разрушенные детали рулевого управления или подвески, соприкасаясь с поверхностью дорожного покрытия, изменяют характер и структуру поверхностей излома. Детали ТС получают дополнительные повреждения и деформации, полностью скрывающие признаки, которые дали бы возможность установить действительную причину их разрушения.
перейти в каталог файлов
связь с админом