Главная страница
qrcode

Кононова Алиса Тезис. Реконструкция традиционного


Скачать 23.02 Kb.
НазваниеРеконструкция традиционного
Дата08.10.2019
Размер23.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКононова Алиса Тезис.docx
ТипРеферат
#65593
Каталог

МКУ «Управление образования Нюрбинского района»

МБОУ «Мальжагарская средняя общеобразовательная школа им.В.И.Максимова»

Тема: РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО

КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ

(Тезис)

Выполнили: ученицы 7 класса Кононова Алиса, Самсонова Алина

Руководитель: учитель технологии Алексеева Людмила Николаевна

2017 г
Введение

Актуальность: Наша работа посвящена основным художественным и технологическим особенностям изготовления предметов традиционного конского убранства. Но, без знания истоков традиционной культуры невозможно создать декоративно-прикладные работы с этническим содержанием. Как нам кажется, эта тема является актуальной в силу утраты некоторых традиционных представлений о конском убранстве.

Объект исследования: механизмы сохранения, распространения и популяризации материальной культуры якутов на примере реконструкции праздничного конского убранства.

Предмет исследования: особенности организации реконструкции предмета декоративно-прикладного творчества – праздничного конского убранства якутов.

Цель исследования: выявить образное содержание художественного оформления конского убранства у якутов и осуществить реконструкцию традиционного конского убранства.

Задачи: Произвести анализ культа коня в традиционной обрядовой культуре якутов по опубликованным материалам исследователей; Реконструировать традиционный комплекс конского убранства; Рассмотреть технологические приемы изготовления; Проанализировать работы художественного творчества современных мастериц.

1. Лошадь у якутов является культовым и почитаемым животным. Она является не только рабочей силой, но и источником продовольствия. Восприятие лошади как священного образа проходит через все устное и прикладное народное творчество. В ранних вариантах олонхо конь выступает в качестве предка. В более поздних вариантах конь-посланец божеств. Его огромная роль в хозяйстве, культуре и быте отразилась в традиционных верованиях. Как считает исследователь этногенеза и культуры якутов Г.В. Ксенофонтов, богом древних якутов был конь-небо, которого именовали «Уордаах Дьөhөгөй». Дьөhөгөй Айыы Тойон-божество, покровитель лошадей и жеребят. В древности конь являлся обязательным элементом погребального обряда у якутов. Якуты верили, что после смерти душа умершего отправляется на тот свет на своем коне. Таким образом, в традиционной обрядовой культуре образ лошади выступает в качестве культового символа.

2. Якутская порода - самая северная порода лошадей. Они некрупные, с большой головой, короткой толстой шеей, длинным и массивным туловищем, широкой спиной и короткими прочными ногами. От морозов их спасают очень густой и длинный волосяной покров, толстая кожа и слой подкожного жира. Очень густой пышный хвост достает до земли, грива покрывает не только шею, но и плечи лошади. Масть якутских лошадей преимущественно серая, саврасая, мышастая. Якутская порода лошадей, наиболее морозостойкая, имеющая подшёрсток и шерсть длиной 8-15 см. Нарядным убранством лошадь украшали в особо торжественных случаях: в летнем празднике ысыах и на свадьбе – уруу.

3. Комплект парадного конского убранства, изготовляемого женскими руками, состоит из чепрака, двух кычымов, наседелья и переметной сумы. Чепрак - имеет в основном трапециевидную форму, низ обязательно украшается отделкой из ровдужной бахромы или кисточками из цветной материи. Чепраки вышиваются серебряной ниткой или бисером в сочетании с металлическими бляшками или в традиционном лоскутном стиле шитья. Количество кисточек колеблется от трех до девяти. Комплект нарядного убранства изготавливали из следующих видов сырья: ровдуги, конского волоса, обработанной конской шкуры. С появлением привозных тканей распространение получило изготовление конского убранства из цветного сукна или бархата. В основном доминировали два цвета – красный и черный. Сырьем для ниток служили жильная нитка, конский волос и олений подшейный волос. Шитье чепрака начинают со средней части. Для того, чтобы вышитое изделие получилось аккуратным, предварительно, на изнаночную сторону ткани прикрепляется жесткая ткань или садится на флизелин. Далее с изнаночной стороны изделия необходимо наложить шов по основному рисунку. Ширина окантовки и внутреннее оформление чепрака зависят от дальнейшей задумки автора. Чепрак, кычым и дэпсэ должны быть выдержаны в едином композиционном и технологическом решении. Использование лоскутного шитья объяснялось материальными трудностями. Однако у якутов такое искусство было традиционно. В якутской культуре синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, с воздухом. В понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный, символизируют землю-матушку и олицетворяют «землю-душу» - (буор-кут человека. Насыщенный оттенками красный цвет символизирует жизнь, кровь, огонь и олицетворяет материнскую душу – ийэ-кут. Зеленый цвет мало эмоционален, связан со спокойствием, с окружающей средой: цвет травы, зелени. Таким образом, в прежние времена выбор определенного цвета в традиционном шитье был обязательным. В традиционном якутском шитье, каждый вид орнамента имел собственное предназначение. В предметах конского убранства доминируют лировидные и сердцевидные мотивы. Эта композиция выстраивается по определенным канонам: в центре главный лировидный узор и строго симметрично расходящиеся от него во все стороны спиралевидные завитки. Центральный мотив называется у мастериц - ийэ көђүөр, символизирует материнство, семейный очаг и является мощным оберегом в народном представлении. А название спиралевидных узоров – о5о көђүөр, которые принято считать символом зарождения новой жизни, плодородия. Итак, традиционная культура шитья и декорирования парадного конского убранства имела свои многовековые особенности. Продолжаются традиции использования техники лоскутного шитья, ручной вышивки цветными нитками, бисером и металлическими бляшками. Каждое культурное явление всегда включает в себя две тенденции – бережное использование накопленного опыта и создание нового.

4. Практическая работа заключалась в создании аналога конского убранства. Исходя из запланированных замеров будущего изделия были составлены чертежи и вырезаны детали будущих изделий. Далее были выбраны суконные материалы красного и черного цветов. Центральная часть – красного цвета. В качестве техники было выбрано бисероплетение и нашивка металлическими бляшками. В качестве центрального рисунка был выбран лировидный узор. Центральную часть чепрака должна окружать «изгородь» из металлических бляшек, бисера белого и зеленого цветов. Далее по конструкции центральная часть чепрака соединяется с полосками черного цвета. Эта часть становится олицетворением земли и связано с понятием плодородия, обильного урождая, богатства. Когда соединены все части чепрака для износостойкости, внешней красоты к нему пришивается подкладка. Внизу изделия пришиваются кисточки из бахромы, вырезанной из кожи или кожзаменителя. В такой же технике выполняются наседелье дэпсэ и боковые лопасти кычым. Еще сделан наузд, который имеет значение оберега.

Заключение:
рассмотренные нами якутские орнаментальные символы, воплощенные в нарядном конском убранстве, имеют знаковый характер. В предметах конского убранства доминируют лировидные и сердцевидные мотивы, которые лишь варьируются в основном рисунке, деталях, цветовой разработке и, благодаря своей нарядности и выразительности, занимают центральную часть в композиции убранства. Эта композиция выстраивается по определенным канонам: в центре главный лировидный узор и строго симметрично расходящиеся от него во все стороны спиралевидные завитки.

На основании вышесказанного следует заметить, что в современном развитом культурно-цивилизованном мире наше самобытное декоративно-прикладное искусство все стремительней меняется под воздействием внешних факторов, поэтому так важно обратить внимание на то этнокультурное наследие, которое нам оставили наши предки.
перейти в каталог файлов


связь с админом