Главная страница

Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( Протокол от 22 декабря 2015 г. 4 15) Примерная


НазваниеРешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( Протокол от 22 декабря 2015 г. 4 15) Примерная
АнкорPrimernaya_adaptirovannaya_osnovnaya_obscheobrazovatelnaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovania_obuchayuschikhsya_s_rass.
Дата09.03.2019
Размер2.6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла
оригинальный pdf просмотр
ТипРешение
#58692
страница1 из 34
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(
Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Примерная
адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .....................................................................................
6
2.
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.1) ...........................................
27
2.1 Целевой раздел ................................................................................................
27
2.1.1.
Пояснительная записка
27
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с
расстройствами аутистического спектра адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
29
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с расстройствами
аутистического
спектра
планируемых
результатов
освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
38
2.2.
Содержательный раздел ..............................................................................
39
2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
39
2.3. Организационный раздел ............................................................................
42
2.3.1. Учебный план
42
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования обучающихся
с расстройствами аутистического спектра
43
3.
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2) ...........................................
53
3.1. Целевой раздел ...............................................................................................
53
3.1.1.
Пояснительная записка
53 2

3.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с
расстройствами аутистического спектра адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
55
3.1.3.
Система оценки достижения обучающимися с расстройствами
аутистического
спектра
планируемых
результатов
освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
61
3.2.
Содержательный раздел ..............................................................................
66
3.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
66
3
.2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-
развивающей области
68
3.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания
116
3.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
120
3.2.5. Программа коррекционной работы
123
3
.2.6. Программа внеурочной деятельности
126
3
.3. Организационный раздел ..........................................................................
129
3
.3.1. Учебный план
129
3
.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
142
4.
ПРИМЕРНАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.3)
166
4
.1. Целевой раздел .............................................................................................
166
4.1.1.
Пояснительная записка
166
4
.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с
расстройствами аутистического спектра адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
169 3

4.1.3.
Система оценки достижения обучающимися с расстройствами
аутистического
спектра
планируемых
результатов
освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
184
4
.2. Содержательный раздел ............................................................................
190
4
.2.1. Программа формирования базовых учебных действий
190
4
.2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-
развивающей области
200
4
.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания
246
4
.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
256
4
.2.5. Программа коррекционной работы
266
4
.2.6. Программа внеурочной деятельности
273
4.3. Организационный раздел ..........................................................................
281
4.3.1.
Учебный план
281
4.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
291
5.
ПРИМЕРНАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.4)
322
5
.1. Целевой раздел .............................................................................................
322
5.1.1.
Пояснительная записка
322
5
.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с
расстройствами аутистического спектра адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
324
5.1.3.
Система оценки достижения обучающимися с расстройствами
аутистического
спектра
планируемых
результатов
освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
338 4

5
.2. Содержательный раздел ............................................................................
340
5
.2.1. Программа формирования базовых учебных действий
340
5
.2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-
развивающей области
341
5
.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания
394
5
.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
397
5
.2.5. Программа коррекционной работы
398
5
.2.6. Программа внеурочной деятельности
406
5
.3. Организационный раздел ..........................................................................
408
5.3.1.
Учебный план
408
5
.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
414 5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение
и
назначение
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП начального общего образования обучающихся с РАС самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществ- ляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.
АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования
обучающихся
с
расстройствами аутистического спектра
Основная образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей
1
:
- обязательной части;
- части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования детей с РАС.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с РАС образовательная организация может создавать варианты АООП с учетом
1
Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-
ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
6
особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
В структуре примерной вариативной АООП НОО детей с РАС представлены:
1.
Целевой раздел, включающий:
- пояснительную записку, в которой раскрываются:

цель реализации АООП;

принципы и подходы к формированию АООП;

общая характеристика АООП НОО;

психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС;

особые образовательные потребности обучающихся с РАС;
- планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
- систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО.
2.
Содержательный раздел, включающий:
― п рограмму формирования универсальных (базовых) учебных действий;
- программу отдельных учебных предметов;
- программу духовно-нравственного развития обучающихся;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- направления и содержание программы коррекционной работы.
3. Организационный раздел, содержащий:
- учебный план;
- систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с
РАС (кадровые, финансовые, материально-технические условия).
7

Принципы и подходы к формированию
адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП ОО для обучающихся с РАС предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП (8.1, 8.2, 8.3 или 8.4) создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в
ФГОС НОО обучающихся с РАС к:
― структуре образовательной программы;
― условиям реализации образовательной программы;
― результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с РАС.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-
8
практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП общего образования для обучающихся с
РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с РАС положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования
2
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
― принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
2
Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
9

― принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с РАС на всех ступенях образования;
― принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков.
Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
Внастоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра.Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз
10
социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития. Приводим характеристики, наиболее значимые для организации начального обучения, начиная от самых тяжёлых форм к более лёгким:
Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как
отрешенность от происходящего.
Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать явно даже на физический дискомфорт. Тем не менее, пользуясь в основном периферическим зрением, они редко ушибаются и хорошо вписываются в пространственное окружение, бесстрашно карабкаются, ловко перепрыгивают, балансируют. Не вслушиваясь, не обращая ни на что явного внимания, в своем поведении могут показывать неожиданное понимание происходящего. Полевое поведение, которое демонстрирует ребенок в данном случае, принципиально отличается от полевого поведения умственно отсталого ребенка. Ребенок с РАС отличается от гиперактивных и импульсивных детей: не откликается, не тянется, не хватает, не манипулирует предметами, а скользит мимо. Отсутствие
11
возможности активно и направленно действовать с предметами проявляется в характерном нарушении формирования зрительно-двигательной координации.
Этих детей можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, он может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, он успокаивается. Негативизм в этих случаях не выражен активно, дети не защищаются, а просто уходят от неприятного вмешательства.
При столь выраженных нарушениях организации целенаправленного действия дети с огромным трудом овладевают навыками самообслуживания, также как и навыками коммуникации. Они мутичны, хотя известно, что многие из них время от времени могут повторить за другими привлекшее их слово или фразу, а иногда откликнуться и неожиданно прокомментировать происходящее.
Эти слова без специальной помощи плохо закрепляются для активного использования, остаются эхом увиденного или услышанного. При явном отсутствии активной собственной речи, их понимание обращенной речи остается под вопросом. Так, дети могут проявлять явную растерянность, непонимание простой и прямо адресованной им инструкции и, в то же время, эпизодически демонстрировать адекватное восприятие значительно более сложной речевой информации, прямо им не направленной и воспринятой из разговоров окружающих.
При овладении навыками коммуникации с помощью карточек с изображениями, словами, в некоторых случаях письменной речью с помощью клавиатуры компьютера, эти дети могут показывать понимание происходящего значительно более полное, чем это ожидается окружающими. Они также могут показывать способности в решении сенсомоторных задач, в действиях с досками с вкладышами, с коробками форм, их сообразительность проявляется и в действиях с бытовыми приборами, телефонами, домашними компьютерами.
Даже про этих, глубоко аутичных детей нельзя сказать, что они не выделяют человека из окружающего и не имеют потребности в общении и привязанности к близким. Они разделяют своих и чужих, это видно по
12
меняющейся пространственной дистанции и возможности тактильного контакта, радуются, когда их кружат, подбрасывают. Именно со взрослым эти дети проявляют максимум доступной им избирательности: могут взять за руку, подвести к нужному им объекту и положить на него руку взрослого.
Существуют отработанные методы установления и развития эмоционального контакта с такими детьми. Задачами последующей работы является постепенное вовлечение их во все более развернутое взаимодействие со взрослыми, в контакты со сверстниками, выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков, и максимальная реализация открывающихся в этом процессе возможностей эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов
связь с админом