Главная страница
qrcode

Справочник сотрудника ДПС часть5. Рис. 10. Фрагмент схемы дтп с трупом. 11. Действия инспектора-дежурного на месте дтп с незначительными последствиями


НазваниеРис. 10. Фрагмент схемы дтп с трупом. 11. Действия инспектора-дежурного на месте дтп с незначительными последствиями
АнкорСправочник сотрудника ДПС часть5.docx
Дата18.10.2017
Размер0.97 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСправочник сотрудника ДПС часть5.docx
ТипДокументы
#28419
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3



При составлении схем ДТП с трупом необходимо отразить на схеме привязку трупа к неподвижным ориентирам (нанесенной осевой и разделительной полосами дороги, ее краям, бордюрному камню тротуара, столбам на обочине и т.п.). Производятся замеры от двух и более точек на трупе до неподвижных ориентиров дорожной инфраструктуры (см.: рис. 10). Как правило замеры осуществляются от центра теменной части головы трупа, а также от центра пятки одной из ног, в некоторых случаях от центра тыльной части ладони одной из рук.



 

Рис. 10. Фрагмент схемы ДТП с трупом.
§11. Действия инспектора-дежурного на месте ДТП с незначительными последствиями.

При нарушении Правил дорожного движения, в результате которого произошли повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, (т.е. был причинен материальный ущерб или пострадавшему нанесены легкие телесные повреждения) дежурный по подразделению ДПС ГИБДД дает указание инспектору-дежурному ДПС самостоятельно оформить данное дорожно-транспортное происшествие как административный материал в соответствии с действующим законодательством. При этом инспектор-дежурный ДПС в присутствии понятых и с участием водителей составляет схему места ДТП и административный протокол, в котором имеются графы для описания обстоятельств происшествия, окружающей обстановки, места учета и внешних повреждений участвовавших в ДТП транспортных средств. Получает объяснений от участников и очевидцев происшествия.

ГЛАВА 5. Первоначальные оперативно-розыскные мероприятия при раскрытии ДТП со скрывшимися водителями.

§1. Организация оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии ДТП со скрывшимися водителями.

Организация раскрытия ДТП, места которых водители оставили и тем самым нарушили установленные правила, во многом определяется особенностью этих происшествий, для которых характерны:

- внезапность;

- быстротечность;

- некоторые специфические действия преступника;

- ограниченный объем информации, который главным образом зависит от результатов осмотра местa происшествия и от того, наблюдалось ли это событие посторонними лицами или нет;

- определенный разрыв во времени с момента совершения ДТП до момента обнаружения раненого или погибшего, когда обстановка на месте ДТП претерпевает значительные изменения.

Оперативно-разыскные мероприятия по обнаружению скрывшихся водителей представляют собой комплекс заградительно-поисковых и иных мероприятий, проводимых различными службами криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Комплекс включает следующие основные мероприятия:

- организация охраны места ДТП;

- обеспечение немедленного выезда на место происшествия следственно-оперативной группы;

- выявление очевидцев и других свидетелей происшествия;

- выявление примет скрывшегося водителя и его ТС;

- ориентирование личного состава ОВД о приметах скрывшегося водителя, вероятного направления его движения;

- преследование скрывшегося водителя;

- проведение заградительных и поисковых мероприятий;

- выборка ТС и сведений о предполагаемом лице управляющем не установленным транспортным средством по АИПС «Документ», «Водитель».

Успех розыска скрывшихся водителей во многом зависит от своевременности и быстроты осуществления перечисленных мероприятий, четкого взаимодействия служб, участвующих в розыске, максимального использования средств связи, научно-технических средств, возможностей средств массовой информации, а также помощи общественности.

Необходимо учитывать и тот факт, что розыск скрывшихся водителей выходит за пределы одного района и проводится в масштабе нескольких районов, а порой - территории близлежащих субъектов федерации.

Задача розыска и установления разыскиваемого ТС «по горячим следам» облегчается, если известен хотя бы частично его государственный номерной знак. В этих случаях производится выборка по АБД, устанавливается принадлежность ТС и ведется его розыск по месту стоянки.

При осмотре ТС особое внимание необходимо обращать на повреждения, которые могли образоваться в результате ДТП (свежие вмятины, царапины, отслоения частиц краски, повреждения стекол, следы крови и т.д.), а также на вновь отремонтированные, замененные, покрашенные части, узлы агрегаты.

Необходимо учитывать и возможность укрытия ТС, причастных к ДТП, в закрытых помещениях (мастерских, гаражах, складах и т.д.).

Установить разыскиваемое ТС можно путем исследования документов, отражающих маршруты и время эксплуатации транспорта. В этих целях осматриваются путевые листы, накладные на груз, другие транспортные документы. Для выявления машин, подвергшихся ремонту, следует осмотреть заявки на ремонт, книги текущего ремонта, накладные на запасные части и т.п.

Важное значение имеет проверка станций технического обслуживания автомобилей, мастерских, лиц, занимающихся частным ремонтом.

§2. Охрана места ДТП

Охрана места происшествия преследует две основные цели:

- сохранить неизменной обстановку происшествия, материальные объекты и следы, имеющие значение для расследования обстоятельств дела;

- обеспечить безопасность движения транспорта и пешеходов на участке места происшествия.

В условиях интенсивного движения транспорта сложно сохранить первоначальную обстановку на месте наезда. Поэтому, прежде всего, следует направлять транспортные потоки в объезд местa происшествия. При этом участок дороги, на котором произошло происшествие, необходимо оградить специальными средствами (переносными стойками, щитами, знаками аварийной остановки и т.п.), либо применить подручные средства.

Одной из сложнейших задач инспектора-дежурного ДПС считается охрана мест ДТП, которая сводится к сохранению следов и различных объектов на месте происшествия и состоит в принятии необходимых мер, исключающих утрату вещественных доказательств и возможность изменения обстановки места происшествия до ее фиксации в условиях интенсивного движения или при образовании транспортного затора. Выполнение этой задачи под силу только нескольким сотрудникам ОВД, имеющим специальное снаряжение и приспособления, которым активно помогают граждане и соответствующие должностные лица.

Прежде чем приступить к охране мест ДТП необходимо определить его примерные границы, исходя из вида, характера происшествия, признаков, указывающих направление движения ТС и показаний очевидцев. Границы ДТП должны охватывать места расположения:

а) точки наезда (столкновения, опрокидывания);

б) пострадавших;

в) ТС;

г) частей и грузов ТС;

д) вещей участников ДТП;

е) следов на дорожном покрытии, деревьях и других объектах;

ж) точек, в которых участники ДТП находились во время ДТП и имели возможность наблюдать происходящее (происшествие).

Если водители скрываются с места ДТП, то в границы ДТП необходимо включать прилегающую к нему территорию, где могут быть обнаружены следы участников ДТП и управляемого им ТС.

Посторонние лица должны быть полностью удалены с места ДТП. При этом следует обращать внимание на их внешний вид, поведение, реплики, эмоциональное и физическое состояния с целью выявления признаков причастности к данному ДТП. Такие меры, безусловно, требуют корректности, настойчивости и сопровождения своих действий разъяснением важности сохранения обстановки для установления виновных в данном происшествии.

Для того, чтобы на место ДТП не проникли посторонние ТС, помимо использования красных мигающих фонарей и знаков аварийной остановки желательно применять ограждения из пластиковых сигнальных конусов, переносных барьеров, подходящих для этих целей малоценных и легких компонентов перевозимых транспортными средствами грузов, веток деревьев и других подручных предметов.

Серьезную проблему для сохранения обстановки ДТП создают прохожие, многие из которых стремятся осмотреть поврежденные ТС, отделившиеся от них детали, пострадавших, разрушенные элементы строений. Эти потоки необходимо своевременно пресекать, не привлекать внимание других участников движения, во избежание их скопления на проезжей части и тротуарах.

Фиксация следов ДТП и их защита от неблагоприятного воздействия атмосферных осадков требует особой тщательности. В этих целях могут применяться любые штатные и подручные средства (доски, ящики, полиэтиленовая пленка, рубероид, фанера, брезент, жесть и т.п.). При этом необходимо соблюдение мер предосторожности, чтобы не повредить следы. Так, защищающие средства или предметы укладываются таким образом, чтобы они не касались поверхности следов. В условиях дождя или снеготаянья объемные следы окружают валами из инертных материалов, а также сооружают навесы над следами, оставленными на вертикальных поверхностях и т.п.

Когда подобные защитные меры осуществить невозможно, то контуры следов, предметов и пострадавших, находящихся на проезжей части, а также других предметов, имеющих отношение к ДТП, обозначают мелом, кусками красного кирпича, красящими веществами или очерчивают острыми предметами.

Следует учитывать, что даже незначительные по своим последствиям ДТП могут существенно нарушить ритм дорожного движения и вызвать ряд нежелательных социальных проявлений (массовые опоздания на работу, учебу, срыв графика доставки продуктов и материалов, задержку прибытия аварийных служб на место производства восстановительных работ и др.). В таких случаях инспектора-дежурные ДПС должны как можно быстрее зафиксировать обстановку на месте ДТП (с участием понятых составить схему, подписать ее и освободить проезжую часть от участников ДТП, ТС, пострадавших и других предметов). В сложных ситуациях необходимо организовать объезды для исключения движения через предполагаемую зону ДТП посторонних ТС. При этом следует особо отметить, что установка необходимых для этих целей временных дорожных знаков на переносных стойках, указателей, ограждений и проблесковых фонарей не освобождает сотрудников ДПС, ОВД от активного регулирования дорожного движения во избежание транспортного затора.

§3. Информирование старшего СОГ

По прибытию на место ДТП следственно-оперативной группы (СОГ) сотрудник обязан доложить старшему этой группы следующие сведения:

1) когда и от кого получено сообщение о ДТП;

2) время своего прибытия на место ДТП;

3) расположение ТС, пострадавших и следов в зоне ДТП на месте прибытия;

4) в каком состоянии находятся пострадавшие;

5) когда, на чем и куда были эвакуированы пострадавшие;

6) какие меры приняты по установлению участников и очевидцев ДТП, обеспечению сохранности следов и других вещественных доказательств, а также по восстановлению дорожного движения.

После доклада дежурному о начале работы СОГ инспектор-дежур-ный сотрудник ДПС, как правило, поступает в распоряжение следователя, выполняет его поручения и, применяя ручное регулирование, временное ограничение или запрещение дорожного движения и другие распорядительные действия, обеспечивает безопасность работы лиц, занятых осмотром места ДТП.

По завершению работы СОГ инспектор-дежурный ДПС представляет следователю письменный рапорт с изложением известных ему обстоятельств ДТП и предпринятых мерах. Рапорт должен быть достаточно подробным, особенно в части описания обстановки, сложившейся на месте ДТП ко времени прибытия инспектора. При этом важно указать данные о лицах и организациях, принимавших участие в ликвидации последствий ДТП, включая медицинских работников, сотрудников аварийно-спасательных служб, родственников пострадавших лиц и т.д.

§4. Особенности осмотра места ДТП со скрывшимися водителями и транспортными средствами.

Основная задача остотра места ДТП - полное всестороннее изучение, фиксация обстановки, мест происшествия с целью уяснения ее механизма.

1. Обнаружение, фиксация и изъятие следов происшествия (ТС, перевозимого груза, участников происшествия).

2. Обнаружение и фиксация следов, указывающих на направление движения, необходимых для розыска транспортных средств.

3. Установление места, откуда можно было воспринимать происходящее событие.

4. Выдвижение розыскных версий.

В тактике осмотра места ДТП сложным является вопрос о правильном определении объектa осмотра. Надо определить, какие объекты имеют главное значение для установления и розыска транспортных средств, исходя из этого и решается вопрос о последовательности осмотра.

Объекты осмотра:

- участок проезжей части дороги, улицы, шоссе;

- окружающая и близлежащая территории, на которых могли сохраниться следы и предметы, имеющие значение для розыска;

- транспортное средство, участвующее в происшествии;

- труп и его одежда;

- следы транспортного средства:

- различные предметы, относящиеся к происшествию (осколки стекол, фар, частицы краски, обломки деталей ТС, предметы).

При осмотре места ДТП со скрывшимися водителями решаются следующие задачи:

1. Обнаружение и фиксация следов, указывающих на направление движения, важное значение имеет при этом фиксация их особенностей.

2. Такие следы могут быть оставлены колесами ТС, следует обратить внимание на особенности рисунка протектора, следы пыли, разбрызгивание луж и грязи в форме капель жидкости.

3. В следах протектора надо попытаться обнаружить характерные индивидуальные признаки (порезы, надрывы и т.д.), замерить расстояние между ними, что облегчит розыск ТС и позволит определить его индивидуальную принадлежность.

4. При осмотре дорожного покрытия в случае наезда на пешехода на нем могут быть обнаружены микрообъекты (стекла, краски, перевозимого груза).

По следам, оставшимся на месте, можно судить о повреждениях некоторых механизмов, влияющих на возможность передвижения автомобиля (например, по подтеканию охлаждающей жидкости можно судить о неисправности радиатора и т.д.).

Данные результаты могут быть использованы для преследования и задержания ТС по горячим следам.

Тактика розыска - это совокупность специальных способов, приемов, действий, проводимых сотрудниками в форме поисково-заградительных и оперативно-разведывательных мероприятий (специальными силами, средствами и методами) в целях установления, обнаружения, преследования и задержания скрывшихся с местa происшествия водителей и транспортных средств.

Осмотр места происшествия и опрос свидетелей идет параллельно оперативно-розыскной деятельности (личный сыск и разведывательный опрос):

- определение времени, направления движения, повреждений; места съезда; места возможного укрытия; места вынужденных остановок.

§5. Осмотр трупа, обнаруженного на месте ДТП и осмотр транспортных средств.

При дорожно-транспортных происшествиях, сопровождающихся человеческими жертвами, осмотр мест происшествия и пострадавших позволяет не только реконструировать обстановку происшествия и получить данные о скрывшемся ТС, но и определить, какие характерные повреждения могли образоваться на ТС.

Осмотр трупа по делам о ДТП имеет важное значение для установления обстоятельств происшествия. По характеру и форме ран, их расположению и высоте можно восстановить механизм происшествия:

- особое внимание при осмотре трупа необходимо обратить на состояние одежды и имеющиеся на ней следы. Необходимо учитывать, что рисунок строения самой одежды может отобразиться на поверхности машины;

- при осмотре тела нужно осторожно обращаться с одеждой, чтобы сохранить следы и различные наслоения;

- при ударе часто на одежде возникают разрывы на краях, по которым можно обнаружить микрочастицы краски или отпечатки деталей кузова;

- сами повреждения на теле потерпевшего бывают как наиболее характерные, так и менее характерные для автомобильных травм.

Наиболее характерны такого рода повреждения тела:

а) деформация головы с выдавливанием головного мозга – наезд может быть совершен грузовым автомобилем, так как кости взрослого человека выдерживают давление 426 кг, в то время как колесо легкового автомобиля при полной загрузке не имеет такого веса;

б) поперечные переломы трубных костей нижних конечностей - от удара бампером легкового автомобиля (граница удара будет колеблется от 37 см до 45 см), грузового (граница удара будет колеблется от 55 см до 72 см). Таким образом можно судить о типе скрывшегося с места происшествия автомобиля.

Необходимо осматривать обувь потерпевшего.

Существенным является положение потерпевшего по отношению к окружающим предметам, разметке дороги, к следам колес и т.д. Для этого производится тщательный осмотр тела и одежды потерпевшего, так как на них могут остаться следы протектора, отпечатки отдельных частей автотранспорта, частицы стекол, краски и других веществ, которые могут служить вещественными доказательствами причастности подозреваемого ТС к событию преступления.

Особое внимание уделяется характеру, форме, размеру возможных телесных повреждений, выступающих деталей ТС.

Расстояние, на котором находится повреждение от подошвы обуви, позволяет судить о высоте выступающей части автомобиля, например, бампера, что является характерным для определенного вида автомобилей.

Классификация распространенных механизмов возникновения автомобильных травм:

- наезд с ударом потерпевшего;

- наезд с отбрасыванием;

- наезд с ударом и протаскиванием:

- наезд с ударом и переездом колесами;

- падение из кузова автомобиля.

Наличие обрывков и волокон ткани на дороге или на одежде потерпевшего дает основание полагать, что они могут находиться и на ТС, причастном к ДТП.

Обнаруженные кровь, волосы, обрывки и волокна ткани изымаются для последующего направления на экспертизу.

Тактику проведения осмотра ТС, подозреваемых в совершении ДТП, можно подразделить на общую и детальную.

При общем осмотре определяется цвет, государственный номерной знак, характер груза, а также ТС фотографируется в четырех ракурсах с тем, чтобы все его стороны были отражены на фотоснимках.

В стадии детального осмотра устанавливаются и фиксируются индивидуальные особенности ТС - отыскиваются следы и предметы, которые могут стать вещественными доказательствами. Определяется техническое состояние транспорта.

На ТС могут быть обнаружены различные следы, свидетельствующие о его причастности к ДТП. К наиболее характерным признакам относятся деформация частей в виде вмятин и разрывов металла. Так, при наездах на людей часто образуются вмятины овальной формы на крыльях, облицовке радиатора, капоте, крыше кузова, дверях, лобовом стекле и т.д.

На деталях ТС могут быть обнаружены следы крови, частицы мозгового вещества, волосы, части или волокна одежды потерпевшего, следы краски и некоторые иные следы, которые могут иметь силу вещественных доказательств.

Поиск следов крови на ТС осложнен тем, что они находятся обычно на нижней или ходовой части машины, нередко под слоем грязи. Выявить их можно, предварительно обработав поверхность люминалом.

Важное доказательное значение имеют осколки стекол ТС. К ним относятся осколки стекол рассеивателей фар, подфарников и лобового стекла. Сравнительное исследование таких осколков, обнаруженных на автомобиле и на одежде потерпевшего, помогает идентифицировать ТС и подтвердить его причастность к ДТП.

При осмотре автомобиля вне места происшествия в обязательном порядке должны учитываться данные, полученные при осмотре места происшествия. Например, если на месте ДТП были обнаружены следы тормозной жидкости или масла, в этом случае при осмотре ТС обращается внимание на состояние тех узлов и механизмов, из емкостей которых могла происходить утечка этих жидкостей.

В тex случаях, когда задержанный водитель отрицает факт поездки на автомобиле, при осмотре последнего следует обратить внимание на признаки, свидетельствующие о недавнем выезде. К таким признакам можно отнести повышенную, по сравнению с температурой окружающего воздуха, температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения, не засохшую грязь или воду.

§6. Изучение следов ТС на месте ДТП

При изучении следов ТС рекомендуется следующий порядок:

1. Установить по следам общие и частные признаки автомобиля.

2. Выбрать по справочным таблицам признаки, имеющие наименьшую частоту встречаемости.

3. Определить по редко встречающимся признакам следообразующего элемента автотранспортное средство (модель шины или рассеивателя, размер обода, наименование выступающей части).

4. Установить с учетом применяемости или наличия этих элементов тип, марку, модель автомобиля.

Информацию, собранную посредством предварительного исследования, помещают в ориентировки, которые в основном нужно заполнять по неочевидным преступлениям. Если же преступление произошло при свидетелях, то некоторые из пунктов ориентировки уточняются путем допросов.

Вначале по следам колес определяется направление движения ТС.

На практике зачастую приходится сталкиваться со следами торможения. Поскольку мгновенно заблокировать колеса ТС невозможно, то начало следа торможения всегда менее насыщено, чем конец (рис.1). Если ТС переехало лужу, жидкую грязь и т.п., то выброс массы и уменьшение интенсивности окраски следов колес всегда с очевидностью укажут направление движения (рис.2). Об этом же можно судить по формам капель жидкости, отделившихся oт ТС (рис.3).

Сухие хворостинки и стебли травы обычно ломаются, образуя угол, вершина которого указывает откуда двигалось ТС (рис.4). Направление движения можно определить и в местах поворотов по величине углов, образованных между следами передних и задних колес (рис.5). Эта задача упрощается, если следы оставлены автомобилями повышенной проходимости, имеющими протекторы с направленным рисунком (рис.6). Во избежание ошибки нельзя, определяя направление движение ТС, пользоваться каким-то одним признаком, необходимо выявлять и исследовать их совокупность.





Зная направление движения ТС, не представляет труда определить, какие следы оставлены передними, а какие задними колесами. Далее можно приступать к определению величины колеи (рис.7), выявлению индивидуальных признаков каждого из колес.

Если в ходе осмотра удается найти место остановки или разворота, то по этим следам можно установить еще одну чрезвычайно важную величину - базу ТС (рис.8), расстояние между осями автомобиля (рис.9).



В условиях современного города на месте ДТП чаще всего остаются лишь следы торможения в виде черных полос на асфальте, не передающих не только особенностей и дефектов, но и рисунка протектора. Однако из них можно извлечь розыскную информацию: определить ширину беговой дорожки, колею, а иногда и базу автомобиля. По рисунку протектора можно установить, каким автомобилем оставлен след: легковым, грузовым, микроавтобусом, автобусом или автомобилем повышенной проходимости.

Ориентировка на розыск ТС составляется лишь тогда, когда государственный номер автомобиля неизвестен. В противном случае необходимо организовать преследование и задержание водителя.

Когда скрывшееся ТС видели свидетели, которые не запомнили его государственный номер и серию, их следует допросить для установления марки и модели автомобиля, его отличительных особенностей. Ряд последних вообще невозможно воспринять в движении, например, рисунок протектора, характер и степень его изношенности и др. Они устанавливаются при изучении следов колес.

Работа по сбору розыскной информации по следам ДТП проводится в определенной последовательности. Так, по следам колес определяют модель шины, а затем группу моделей ТС, на которых монтируются аналогичные шины.

Цвет автомобиля определяют по осколкам и наслоениям лакокрасочного покрытия, локализованным в месте контакта ТС с преградой. При этом целесообразно использовать криминалистический определитель цвета.

В ходе предварительного исследования лакокрасочного покрытия (ЛКП), проведенного в лабораторных условиях, специалист может ответить на следующие вопросы:

- отделились ли обнаруженные на месте происшествия частицы ЛКП от автомобиля;

- какого цвета скрывшийся автомобиль;

- подвергался ли он ремонтной окраске (подкраске);

- к какому типу (марке) ТС могли принадлежать найденные частицы ЛКП.

Если в месте наезда ТС на преграды есть осколки стекла, то по их виду легко определить, какие стеклянные детали автомобиля разбиты. Светотехнические стекла осветительной арматуры автотранспортных средств - это рассеиватели фар и подфарников. Фары бывают ближнего и дального света, противотуманные и дополнительные фары-прожекторы. К сигнальной арматуре относятся указатели поворотов, сигнал торможения, габаритные фонари, освещение номерного знака и катафота. Каждое из названных изделий имеет специфическую конструкцию и комплектующие изделия.

По осколкам стекла удается определить тип (назначение) разрушенной детали. При этом нужно учитывать, что рассеиватели разных марок не различаются по некоторым размерам и посадочным диаметрам - так, рассеиватели ФГ-122 в различных модификациях устанавливаются на всех отечественных автомобилях с фарами, встроенными в корпус. Поэтому для облегчения розыска ТС и установления его модификации в Казахстане наносят регистрационный номер на рассеиватели краской того же цвета, что и на автомобиль. В Волгограде, Омске и ряде других городов на лобовом стекле частных автомобилей с помощью бормашины гравируют цифры номерного знака как метку для изобличения вора, укравшего стекло. По осколкам таких стекол иногда можно установить номер ТС.

Обнаруженные при осмотре места ДТП осколки стекла дифференцируются по внешним механическим особенностям. Стекла фарных рассеивателей, подфарников, стоп-сигналов, указателей поворота и другой осветительной арматуры имеют гладкую выпуклую внешнюю поверхность. Эти признаки позволяют отнести обнаруженные осколки к светотехнической арматуре. Кабины и салоны ТС остеклены листовым стеклом, прошедшим дополнительную обработку – молирование (изгиб) или склеивание (триплекс). По форме осколков и наличию склеивающей ленты специалисты определяют вид стекла.

По форме, размерам, особенностям и высоте oт земли следов на поврежденной преграде (другом автомобиле, велосипеде, заборе, дереве и т.п.) можно определить тип (марку) ТС, которым они оставлены.

По характеру следов-отображений, возникших в момент контакта автомобиля с препятствием, можно судить о тех повреждениях, которые остались на ТС. При этом следует указать, на каких частях (крыле, капоте и т.п.) и какие повреждения (вмятины, царапины и т.п.) имеются. Для этого следует учитывать высоту локализации от уровня дороги следов разрушений, их контуры и размеры. Проанализировав эти сведения, можно ориентировочно определить место расположения повреждений на разыскиваемом автомобиле.

Такую особенность, как подтекание жидкости из узлов и агрегатов ТС, можно с успехом использовать для его розыска. При эксплуатации автомобиля может возникнуть подтекание: топлива (бензин, солярка) - из топливного бака, карбюратора или топливного насоса, фильтров очистки, топливного трубопровода; охлаждающей жидкости (вода, тосол, антифриз) - из радиатора, водяного насоса, водяного трубопровода; тормозной жидкости - из главного тормозного цилиндра трубопровода и тормозных цилиндров; смазочного масла - из картера, ведущего моста, фильтров, масляного трубопровода. Все они имеют определенные особенности (цвет, запах, вязкость и др.), по которым различаются. Для ориентировочного определения рода (вида) жидкости, предположительно вытекшей из ТС, нужно использовать ультрафиолетовые осветители ОЛД-41, поскольку в Уф-лучах эти вещества люминисцируют. Цвет и интенсивность люминисценции некоторых жидкостей приведены в таблице.

Таблица 1

Цвет и интенсивность люминисценции некоторых жидкостей

Наименование

жидкости

Интенсивность

свечения

Цвет

люминесценции

Бензин

Слабая

Бледно-голубой

Керосин

Слабая

Голубовато-фиолетовый

Дизельное топливо

Слабая, но сильнее, чем у керосина

Бледно-фиолетовый

Автомобильное масло

Умеренная

Светло-синий

Автол

Яркая

Молочно-голубой

Тосол

Яркая

Голубой

Сведения о свете (при естественном освещении), запахе, вязкости, оттенке и интенсивности люминесценции, обнаруженные в ходе осмотра места происшествия вещества, должны быть отражены в ориентировке.

Предварительные определения рода жидкости большой трудности не вызывают. Если же род вещества на месте происшествия выяснить не удалось, то ограничиваются указанием: светлое оно или темное.

Если установлено место стоянки автомобиля и установлены следы подтекания жидкости, то центр капель или лужиц нужно изобразить на схеме (вид сверху), отметив расстояние между центрами, а также от центра до ближней кромки следа колеса. Нa схеме возле каждого центра нужно указать род жидкости либо ее цвет.

В момент наезда на пешехода на автомобиле остаются капли крови, волокна одежды потерпевшего и др. Некоторые из этих следов хорошо заметы, их следует использовать при розыске.

На дороге с твердым покрытием трудно обнаружить следы протекторов и, тем более, установить по ним модель шин и размерные характеристики ходовой части. При этом важно помнить, что шины одной модели монтируются на разных транспортных средствах: так, покрышки семи смежных размеров (от 5.20-13 до 6.95-13) эксплуатируются на легковых автомобилях «Запорожец», «Москвич», «Жигули». Поэтому только по модели шины зачастую трудно определить модель и марку транспортного средства. Эта задача намного упрощается, если в следах отобразились ширина колеи передних и задних колес и расстояние между осями.

Некоторый процент легковых автомобилей имеет на своих колесах шины разных моделей. Обычная ситуация, когда на передних колесах стоят шины одной модели, а на задних - другой. Значительно реже ставятся три шины одной модели, а четвертая - другой. В любом случае наличие на колесах шин разных моделей является ценным розыскным признаком.

При обнаружении объемных следов можно определить характер и степень износа протектора. Известно, что глубина рисунка у новых шин одинакова, так как регламентируется ГОСТом. В справочной литературе имеются данные о глубине рисунка для каждой модели, выпускаемой шинными заводами страны. Определив глубину выступов и сравнив ее со стандартной для данной модели, можно ориентировочно судить о степени износа протектора.

По объемному следу протяженностью несколько метров посредством предварительного исследования можно определить характер износа (равномерный, неравномерный, пятнистый, односторонний внутренний или односторонний наружный). На передних колесах наблюдается равномерный односторонний (внутренний или наружный) износ шин из-за неправильной их установки (большая или малая величина развала или схождения). На задних колесах чаще бывает неравномерный пятнистый износ из-за неправильной балансировки или регулировки тормозов. Однако по виду износа, отобразившемуся в следе, зачастую нельзя определить, передним или задним колесом оставлен след, поскольку многие водители переставляют задние подносившиеся шины на передние колеса.

При осмотре места наезда (столкновения) иногда удается обнаружить высыпавшийся груз, информацию о котором нужно использовать для розыска автомобиля, скрывшегося с места происшествия.

В результате наезда или столкновения на месте происшествия могут остаться отделившиеся от автомобиля различные части (колпаки от колес, щетки стеклоочистителей, крышка бензобака и т.п.).

К числу особенностей действий инспектора-дежурного на месте ДТП следует отнести также и строгую последовательность (очередность) первоначальных действий, иначе могут быть серьезные проблемы в дальнейшем, как в самих последствиях ДТП, так и в процессе проведения по нему расследования (например, своевременная помощь пострадавшим, выявление намеревающихся уехать свидетелей и т.п.).

Важно подчеркнуть, что качественный осмотр места ДТП, а также полная и правильная фиксация его результатов имеют решающее значение для установления причин, обстоятельств происшествия. Они служат основой, на которой строится вся последующая работа органов предварительного следствия, экспертов, специалистов и судов. По ним моделируется ДТП, проверяются и уточняются показания свидетелей, проводятся следственные эксперименты, осуществляется розыск скрывшихся ТС и их водителей.

Также важно отметить, что при невозможности своевременного прибытия СОГ на месте ДТП дознаватель, инспектор по выезду на место ДТП, имеющий соответствующую подготовку, может, по согласованию с дежурным или руководством подразделения ДПС, самостоятельно произвести осмотр места ДТП и другие сопутствующие ему следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

 

§7. Источники информации о дорожно-транспортном происшествии.

Основным источником информации о дорожно-транспортном происшествии на первоначальном этапе расследования является опрос водителя.

Независимо от вида ДТП и исходной ситуации сведения, получаемые при опросе от водителя, можно разделить на четыре группы:

- о личности водителя и особенностях транспортного средства;

- дорожных условиях и дорожной обстановке;

- об обстоятельствах совершения происшествия;

- о действиях водителя после ДТП.

При изучении личности водителя, кроме биографических данных, необходимо выяснить водительский стаж участника ДТП, его квалификацию, наличие прежних нарушений Правил дорожного движения, за которые он был привлечен к административной или иной ответственности.

Транспортное средство является важным элементом системы обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому информация о техническом состоянии транспортного средства имеет важное значение при расследовании ДТП. Если при осмотре места происшествия обнаружена неисправность транспортного средства, то следует выяснить, было ли оно исправно перед выездом, когда возникла неисправность. Необходимо также установить характер этой неисправности, ее конкретное проявление и установить причину продолжения водителем движения на неисправном транспортном средстве.

Информация о дорожной обстановке и дорожных условиях связана с установлением следующих вопросов:

- видимость, т.е. возможность различать водителем конкретные объекты (пешехода, транспортное средство, поворот дороги) с определенного расстояния;

- освещенность проезжей части в условиях естественного или искусственного (фонари уличного освещения, ближний или дальний свет фар) освещения;

- профиль проезжей части, тип и состояние дорожного покрытия.

Следует иметь в виду, что показания водителя относительно этих обстоятельств могут не совпадать с теми сведениями, которые отражены в протоколе осмотра месте административного правонарушения, т.к. нередко от момента ДТП до его осмотра проходит определенное время, в течение которого в обстановке места происшествия происходят различные изменения. Поэтому во время опроса водителя необходимо выяснить следующие вопросы:

- состояние проезжей части в момент происшествия;

- когда и какие произошли в нем изменения;

- каково было состояние проезжей части в момент осмотра;

- какое время прошло от момента ДТП до начала осмотра.

Важно также установить, по каким признакам водитель сделал вывод о состоянии проезжей части (по цвету покрытия, движению транспортного средства во время торможения и т.д.)

К другим сведениям, характеризующим дорожные условия, следует отнести обустройство дороги и средства регулирования уличного движения. Здесь следует выяснить: ширину проезжей части, количество полос для движения транспортных средств и способы разделения их, наличие дорожных знаков, светофоров и их расположение.

Дорожная обстановка – понятие, которое определяется скоростью движения транспортных средств, характером и интенсивностью движения, расположением их на проезжей части относительно друг друга, строения и особенности окружающей проезжую часть местности (деревья, пустырь, т.д.) Особенно важно при опросе водителя иметь в виду влияние дорожной обстановки на обзорность, т.е. возможность с рабочего места водителя обозревать определенное пространство проезжей части, т.к. она не остается постоянной, а меняется в зависимости от дорожной обстановки. В силу этого во время опроса, важно установить, какому состоянию дорожной обстановки соответствовала обзорность.

Наиболее сложной является часть опроса водителя относительно обстоятельств совершения происшествия и развития механизма происшествия. При этом, основное внимание при опросе уделяется механизму, касающемуся процесса движения объектов, непосредственно перед столкновением или наездом. Только на основе результатов опроса водителя такие процессы познать невозможно, т.к. необходим совокупный анализ сведений, полученных при опросе водителя, других лиц и заключений экспертов (автотехника, трасолога, медика и др.).

Круг обстоятельств, выясняемых при опросе свидетелей, можно подразделить на четыре группы:

- об условиях восприятия события;

- о дорожных условиях и дорожной обстановке;

- об обстоятельствах совершения ДТП;

- о действиях водителя и других лиц после совершения происшествия.

На восприятие свидетелем обстоятельств ДТП существенное влияние оказывают такие объективные факторы, как удаление от места происшествия, условия освещенности, скоротечность процессов ДТП, а также субъективные факторы определяемые состоянием здоровья свидетеля (дефекты зрения, слуха), профессиональными навыками, возрастом и т.д.

Предмет опроса свидетеля определяется особенностями исходной ситуации. В ситуации когда известны водитель, транспортное средство и потерпевший, основное внимание при опросе уделяется выяснению дорожных условий, дорожной обстановки и обстоятельств происшествия.

У потерпевших, находившихся в транспортных средствах, при столкновениях, опрокидываниях и других видах ДТП, необходимо выяснить:

- кто находился за рулем транспортного средства;

- на каком месте находился потерпевший;

- с какой скоростью вел водитель транспортное средство и как оно располагалось на проезжей части;

- время и место происшествия;

- какой сигнал включался на светофоре и на каком расстоянии от светофора в этот момент находилось транспортное средство;

- где находилось другое транспортное средство, какова была скорость его движения и на каком расстоянии оно находилось;

- в каком месте произошло столкновение (опрокидывание), какие действия выполнил водитель для предотвращения возникновения ДТП;

- какие следы образовались на проезжей части, транспортном средстве;

- как располагались транспортные средства после ДТП.

Содержание опроса водителей, свидетелей и потерпевших различаются в зависимости от вида ДТП. При наездах транспортных средств на пешеходов основное внимание при опросе участников происшествия следует уделять выяснению характера движения транспортного средства и пешехода – в каком направлении, относительно друг друга они передвигались, с какой скоростью (в каком темпе), а также условий, в которых развивалось дорожно-транспортное происшествие.

Имеет важное значение выяснение у водителя расположения управляемого им транспортного средства непосредственно перед происшествием. Выяснение расположения на проезжей части дороги транспортного средства позволяет установить места наезда на пешехода. Выяснение дорожной обстановки необходимо связывать с движением пешехода. Например, с началом его движения от тротуара, появлением из-за движущегося автомобиля и т.д. Относительно характера движения пешехода необходимо выяснить:

- с какой стороны по направлению движения транспортного средства появился пешеход и на каком расстоянии перед ним;

- под каким углом он пересекал проезжую часть и каков был темп его движения (медленный, спокойный или быстрый шаг, спокойный или быстрый бег);

- не останавливался ли он и не менял ли темп движения;

- в каком месте произошел наезд на него.

Если пешеход появился из-за неподвижного или движущегося препятствия, которое могло ограничивать обзорность водителю, то следует установить его размеры, расположение, а также положение транспортного средства по отношению к нему при появлении пешехода из-за препятствия.

При анализе механизма наезда следует установить, какие действия предпринимал водитель для предотвращения наезда (торможение, объезд, подача звукового или светового сигналов) и на каком расстоянии от пешехода. Важно установить поведение потерпевшего на проезжей части: смотрел ли он в сторону приближавшегося транспортного средства; как реагировал на сигналы водителя. Возможно, установить и механизм причинения телесных повреждений, т.е. выяснить момент первоначального контакта транспортного средства и тела человека (какими деталями автомототранспортного средства был нанесен удар). Нередко такой анализ действий и потерпевшего обеспечивает правильное принятие решения по делу.

Если водитель с места ДТП скрылся, оставив, оставив транспортное средство, а потерпевший известен, то при опросе свидетелей прежде всего следует получить сведения о приметах водителя, поведении на месте ДТП, которые необходимы для установления его личности.

Когда водитель на транспортном средстве скрывается с места ДТП, то первоочередной задачей опроса является получение сведений о транспортном средстве, водителе и других лицах, находившихся в нем. С этой целью следует получить подробную информацию о марке, модели, цвете транспортного средства. Если свидетель плохо ориентируется в транспортных средствах, то лучше всего использовать справочные пособия, с помощью которых можно уточнить марку, модель, цвет транспортного средства. В числе других вопросов, следует установить, может ли свидетель опознать транспортное средство, водителя и по каким именно признакам.

При столкновениях транспортных средств на первоначальном этапе расследования, как правило, не представляется возможным даже предположительно высказаться, кто из водителей допустил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому круг вопросов, подлежащих выяснению при опросе каждого водителя – участника события аналогичен и определяется обстоятельствами конкретных происшествий, таких как: столкновения в попутном направлении, столкновения на пересечении дорог, встречные (лобовые) столкновения, касательные столкновения.

Если водители участвующие в ДТП дают правдивые показания, то в зависимости от сложившейся дорожной обстановки следует выяснить:

- скорость движения транспортных средств;

- дистанцию между транспортными средствами;

- расположение транспортных средств на проезжей части перед столкновением;

- расстояние, на котором находились транспортные средства от какого-либо ориентира (границ проезжей части, мачты уличного освещения, светофора);

- когда водители обнаружили пересекающее путь их следования транспортное средство;

- какие объекты ограничивали возможность своевременного обнаружения транспортного средства;

- какие меры принимались по предотвращению столкновения;

- применялось ли торможение и на каком расстоянии от места столкновения эти действия были выполнены;

- какой из автомобилей отклонился от линии первоначального движения.

При выяснении места столкновения следует выяснить координаты места столкновения, наличие и характер свидетельствующих об этом следов и расстояние, на которое переместилось каждое транспортное средство после столкновения, расположение их после остановки, какой сигнал был включен в светофоре в момент наезда, столкновения. Вместе с тем устанавливаются наличие, характер и расположение повреждений на транспортных средствах, имеются ли пострадавшие и какие они получили телесные повреждения.

Если водитель с места ДТП скрылся, оставив, оставив транспортное средство, а потерпевший известен, то при опросе свидетелей прежде всего следует получить сведения о приметах водителя, поведении на месте ДТП, которые необходимы для установления его личности.

Когда водитель на транспортном средстве скрывается с места ДТП, то первоочередной задачей опроса является получение сведений о транспортном средстве, водителе и других лицах, находившихся в нем. С этой целью следует получить подробную информацию о марке, модели, цвете транспортного средства. Если свидетель плохо ориентируется в транспортных средствах, то лучше всего использовать справочные пособия, с помощью которых можно уточнить марку, модель, цвет транспортного средства. В числе других вопросов, следует установить, может ли свидетель опознать транспортное средство, водителя и по каким именно признакам.



§8. Меры безопасности при осмотре места дорожно-транспортного происшествия.

Работа по осмотру места дорожно-транспортного происшествия проводится, как правило, на проезжей части, по которой продолжается движение транспортных средств. Как правило, последствиями ДТП является причинение вреда здоровью участников ДТП, повреждение транспортных средств и грузов. Поэтому сотрудник ГИБДД, по прибытии на место ДТП обязан обеспечить оказание первой помощи пострадавшим. Наиболее эффективным в такой ситуации является вызов скорой медицинской помощи или обеспечение ее оказания медицинскими работниками из ближайших медицинских учреждений, а так же медработниками из числа участников дорожного движения.

Во время несения службы по охране места происшествия он должен соблюдать правила безопасности. К таким правилам прежде всего следует отнести:

- принимать меры по предупреждению возгорания горюче-смазочных материалов, вытекающих из емкостей, узлов и агрегатов поврежденных в ходе ДТП транспортных средств. Категорически запрещать курение на месте ДТП и пользование источниками открытого огня. Для этого следует отключить электропитание поврежденных автомобилей. Обеспечить присутствие на месте ДТП сотрудников противопожарной службы с соответствующим оборудованием, а при невозможности, назначить из числа членов СОГ или участников дорожного движения лиц, которые должны находится на месте ДТП с оборудованием для пожаротушения;

- в случае значительного загрязнения проезжей части и участков местности легко воспламеняющимися, взрывоопасными, другими опасными для жизни и здоровья предметами и веществами принимать меры для обеспечения личной безопасности, эвакуации людей на безопасное расстояние и обеспечить присутствие на месте ДТП сотрудников специальных служб для дезактивации и разминирования таких предметов и веществ;

- выбирать место расположения так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения, следить за обеспечением безопасности сотрудников, производящих осмотр места, а так же за сохранностью обстановки на месте ДТП, следов и вещественных доказательств. При личном производстве осмотра, поручать проведение вышеуказанных мероприятий должностным лицам, входящим в состав следственно-оперативной группы;

- в темное время суток и в условиях ограниченной видимости нести службу при обеспечении освещения места ДТП (в том числе за счет фар патрульного автомобиля), иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение;

- избегать нахождения на скользких участках дорожного покрытия;

- избегать попадания на кожу, одежду и обувь горюче-смазочных и ядовитых веществ, вытекающих из емкостей, узлов и агрегатов поврежденных транспортных средств;

- находиться рядом с транспортным средством следует так, чтобы исключить водителю возможность нанесения сотруднику удара при резком открытии двери или внезапном начале движения, наезда на сотрудника мимо следующим транспортным средством (не рекомендуется стоять перед или позади транспортного средства, а так же рядом с поврежденным транспортным средством или грузом из-за угрозы его обрушения);

- при проведении на проезжей части дороги осмотровых мероприятий обеспечить объезд места ДТП другими транспортными средствами, не имеющими отношения к дорожно-транспортному происшествию;

- включать специальные световые сигналы на патрульном транспорте для предупреждения участников движения о совершенном ДТП;

- останавливать транспортные средства для предупреждения в устном порядке участников дорожного движения о работе на проезжей части сотрудников СОГ и разъяснения им направления объезда;

- в процессе общения с участниками ДТП и проверки документов у других участников дорожного движения выбирать безопасную дистанцию между собой и водителем, не поворачиваться к нему спиной и той стороной тела, на которой находится оружие, и вести наблюдение за лицами, находящимися в транспортном средстве, рядом с ним и поблизости от места ДТП. Другие сотрудники, находящиеся в составе наряда, должны занимать положение, позволяющее обеспечивать взаимную страховку;

- по окончании осмотра места ДТП следует принять меры к эвакуации поврежденных ТС, очистки проезжей части от загрязнений горюче-смазочными материалами, другими предметами и восстановлению движения:

  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом