Главная страница
qrcode

рисунок Художественный портрет. Рисунок художественный портрет джованни чиварди москва 2006


Скачать 32.95 Mb.
НазваниеРисунок художественный портрет джованни чиварди москва 2006
Анкоррисунок Художественный портрет.pdf
Дата05.04.2017
Размер32.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаrisunok_Khudozhestvenny_portret.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#9668
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

РИСУНОК
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ
ДЖОВАННИ ЧИВАРДИ
МОСКВА
2006

Чиварди Д.
4 58 Рисунок. Художественный портрет. — М.: Эксмо, 2006. — 64 с, ил. — (Классическая библиотека художника).
ISBN 5-699-18557-7
Портрет всегда был и остается одной из основных тем в изобразительном искусства.
Художники часто обращаются к портретным изображениям — ведь это не только хорош востребованный и высоко ценимый в обществе живописный жанр, но и весьма интересна возможность изучить физическую, а в особенности психологическую сущность человека.
В этой книге художник с мировым именем, преподаватель Миланской академии изобрг зительного искусства Джованни Чиварди попытался упростить и свести воедино все ОСНОЕ ные проблемы, с которыми обычно сталкивается человек, начинающий осваивать «общиР рисунок головы, а затем и портрет как таковой, то есть имеющий сходство с натурой.
Основанная на богатой практике, методика Д, Чиварди предполагает последовательно изучение рабочих инструментов, затем пропорций, анатомии, элементов лица, композ1/
ции, освещения, процесса исполнения (с упором на «общий вид» головы).
За семь лет книга выдержала двенадцать переизданий на пяти языках.
ББК85.1
ISBN 5-699-18557-7
Печатается по изданию
Giovanni CIVARDI
«IL RITRATTO: COME DISEGNARE VOLTI E FIGURE*
Перевод Олега Семенова

П о д словом «портрет» обычно подразумевают изображение человека, то есть его лица или всего силуэта. Портрет всегда был и остается одной из основных тем в изобразитель­
ном искусстве. Художники часто обращаются к портретным изображениям — ведь это не только хорошо востребованный и высоко ценимый в обществе живописный жанр, но и весьма интересная возможность изучить физическую, а в особенности психологическую сущность человека. Именно психологическую сторону портрета можно назвать главной в наши д н и , когда фотография, как известно, лишила рисованный или художественный портрет роли единственного средства изображения и передачи черт лица человека. Но речь т у т , конечно, идет только об одном, «документальном» аспекте художественного портрета.
Исходя из личного опыта портретиста, иллюстратора и преподавателя, я попытался упро­
стить и свести воедино все основные проблемы, с которыми обычно сталкивается чело­
век, начинающий осваивать «общий» рисунок головы, а затем и портрет как таковой, то есть имеющий сходство с натурой.
Некоторые особенно важные виды портретного изображения (например, изображение рук, детские портреты, портреты пожилых людей, портрет в полный рост, «характерные лица» и т. д.) обязательно требуют более глубокого изучения, а потому им будут посвяще­
ны следующие книги этой серии.
Д л я того чтобы вы могли сделать первые шаги в освоении портретной техники и быстро добиться результата, в каждой главе я даю краткий комментарий и привожу иллюстраци­
онные схемы в последовательности, эффективность которой я проверил на практике. Сна­
чала мы изучим рабочие инструменты, затем пропорции, анатомию, элементы лица, ком­
позицию, освещение, процесс исполнения (делая упор на «общий вид» головы).
Разумеется, эти основополагающие элементы техники могут лишь направить вас при на­
коплении первого опыта, они д о л ж н ы восприниматься как советы и дополнительный с т и ­
мул к самостоятельному изучению: ваши дальнейшие «художественные» успехи зависят от наблюдательности, а также упорства и старательности, с которыми вы будете рисовать.
С этой целью д л я создания первых рисунков вполне оправданным является использование фотографий (которые вы сделаете сами или найдете в газетах и книгах) или же рисунков других художников. А как только вы будете уверенно изображать основные контуры го­
ловы, я вам советую попытаться рисовать с натуры, избрав в качестве натурщика терпе­
ливого человека из своего окружения. В последней части книги я собрал несколько порт­
ретных этюдов, нарисованных мною в разные годы, которые могут подсказать вам неко­
торые способы художественного письма при изображении различных сюжетов.

Д л я того чтобы нарисовать портрет, можно взять самые простые и известные инструменты: карандаш, уголь, пастель, пе­
ро и чернила, акварель, фломастер и т. д. Однако использование разных инструментов дает различные эффекты, и не только в зависимости от характерных особенностей каждого из них, но и в сочетании с характеристиками основы, на ко­
торую будут ложиться линии: глянцевая или шероховатая бумага, картон, белая или цветная бумага и т. д. Рисунки, при­
веденные на этой и на следующей страницах, были сделаны с использованием некоторых самых распространенных инст­
рументов, специально подобранных для наиболее эффективного изображения всех оттенков лица и человеческого тела.
Перо и черная тушь на глянцевой бумаге
Художники часто работают с тушью. Ею можно рисо­
вать при помощи пера и кисти, но особенно эффектив­
ным является использование туши при рисовании бам­
буковым пером, более или менее остро очинённым пе­
ром, «вечным» пером, «техническими» перьями (рапи- дограф), фломастерами, трубчатыми перьями. Обычно насыщенность тонов достигается за счет большей или меньшей концентрации продольных и поперечных ли­
ний, поэтому во избежание расслоения поверхности или неравномерного впитывания туши советую вам ри­
совать на глянцевой бумаге или картоне.
Карандаш (твердость В и 2В)
на шероховатой бумаге
При создании рисунков различных жанров наиболее ча­
сто используют карандаш. Удобный в работе, он прида­
ет портрету своеобразную экспрессивность и жизнен­
ность. Этот инструмент можно применять как для соз­
дания детальных рисунков, так и для рисования небо­
льших этюдов и эскизов, используемых в качестве чер­
нового материала; в последнем случае предпочтитель­
но работать тонким грифелем, в то время как для д е ­
тальных рисунков лучше выбирать грифель потолще: он более точно передает оттенки. Грифели, вставляе­
мые в механический карандаш, как и обыкновенные ка­
рандаши (в которых грифель заключен в деревянную оболочку), различаются в зависимости от плотности: начиная с 9Н, очень твердых, оставляющих тонкий свет­
лый след, до 6В, очень мягких, след от которых более жирный и темный.

Уголь на бумаге
Уголь, наверное, можно назвать идеальным средством для рисования портретных этюдов, так как при его при­
менении вы можете легко передавать тона и более чет­
ко прорисовывать детали; однако уголь лучше исполь­
зовать «щедрее», то есть для создания общего портрет­
ного «массива»: именно в этом случае проявляются его лучшие качества поливалентного и довольно необычно­
го инструмента. Вы можете выбрать прессованный или древесный уголь, но в обоих случаях старайтесь не ис­
пачкать бумагу. Для затемнения и передачи оттенков нужно немного растирать, например пальцем, остав­
ленные углем линии. Смягчения тонов можно добиться при помощи мягкого ластика (хлебного мякиша). Сразу по завершении работы рисунок следует закрепить фик­
сатором.
Одноцветная акварель на полушероховатой
бумаге
Для рисования портретных этюдов кистью хорошо при­
способлены акварель, водорастворимые чернила, раз­
веденная в воде тушь: они придают тонам насыщен­
ность и выразительность. Для «быстрых» этюдов мож­
но использовать химические стержни или химические цветные карандаши (линии легко размываются, если провести по ним влажной кистью); предпочтительно ра­
ботать на плотной бумаге с картонной основой или на картоне, чтобы поверхность рисунка не коробилась от влаги.
Перо и чернила, акварель, белая пастель
на цветной бумаге
«Смешанная» техника создания рисунка состоит в ра­
боте с различными инструментами для получения не­
обычных эффектов. Речь идет о «графических» выра­
зительных средствах, однако их комплексное использо­
вание требует твердой руки и хорошего знания инстру­
ментов — в противном случае результат будет неудачен и весьма далек от эстетического совершенства. Сме­
шанная техника очень эффективна на шероховатой или цветной, преимущественно темного оттенка, основе.

Как мне кажется, на первых страницах книги полезно высказать несколько замечаний, касающихся практической сторо­
ны создания портрета. В следующих главах некоторые из этих вопросов будут разъяснены более подробно при помощи схем и рисунков.
• Типы портретов. Огромное количество поз, которое может принять человеческое тело, и богатство внутреннего ми­
ра каждой личности ставят всякого художника перед необходимостью выбора позы, которую следует придать натурщи­
ку, чтобы эти черты проявились в полной мере и подчеркивали сходство портрета с оригиналом. Более того, каждому человеку присущ набор характерных особенностей позы и привычных движений, которые становятся выражением его
«сущности». С другой стороны, нужно упомянуть о внешней, если так можно сказать, стороне положения тела, то есть о выражаемых художником общественных условностях и социальном статусе человека, реальных или являющихся объ­
ектом его стремления. Таким образом, можно выделить два типа портретов: «формальный», где поза объекта соответ­
ствует традиционным схемам, уходящим корнями в историю искусства, с тщательно выверенной композицией, в окру­
жении специально подобранных декоративных элементов, порою символических; «неформальный», где поза натурщи­
ка произвольна, так как художник застает его врасплох или при осуществлении привычной деятельности, в обычном для него окружении. Это эффективный и современный метод создания портрета, в основе которого лежит практика «мгно­
венного» фото; он требует от художника большого мастерства и вкуса. К этой же категории относятся и «экспрессив­
ные» портреты, объект которых «пойман» в движении или с естественной улыбкой.
• Композиция. Какой бы тип портрета вы ни собрались рисовать, следует также выбрать, как будет представлен объ­
ект: можно изобразить лишь голову (или только часть лица), а можно нарисовать всю фигуру. В определенных услови­
ях для большей выразительности портрета может оказаться полезным нарисовать только часть тела, например голову, плечи, грудь и руки. В этом случае, чтобы найти наилучшее положение тела (см. стр. 24), а также создать эффектную, хорошо подобранную и не «монотонную» композицию, вам придется сделать множество эскизов. Избегайте такого раз­
мещения объекта, при котором внимание зрителя рассеивается. Не забывайте, что в любом случае центральной точкой портрета должно быть лицо, прежде всего глаза. Помните, что руки могут быть не менее выразительны, чем лицо: и в жесте, и по форме, и по их роли в композиции. И если, по вашему мнению, руки натурщика «характерны», не колеблясь включайте их в композицию рисунка.
• Объекты. Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с ориги­
налом, но и передать характер и состояние души натурщика: именно в этом состоит художественная ценность портре­
та. Может оказаться полезным временно остановиться на изображении наиболее часто рисуемых объектов: напомню, что копирование лица каждого человека определяется законом («права на изображение»), поэтому вы должны получить у натурщика(цы) разрешение на воспроизведение черт его (или ее) лица и возможную публичную демонстрацию его (ее) портретов.
— РЕБЕНОК (СМ. стр. 47). Голова ребенка по пропорции больше головы взрослого, в основном в области черепа, гораз­
до более объемного, чем лицо. Глаза и уши кажутся большими, нос, напротив, маленький и вздернутый кверху; костяк тонкий, челюсть округлая. Ребенка рисовать трудно, так как он с трудом сохраняет неподвижность и не любит быть объ­
ектом пристального внимания, поэтому вам часто придется обращаться к фотографиям, сделанным неожиданно (в про­
тивном случае ребенок может начать гримасничать). Изображение мягких черт детского лица требует слабого и рассе­
янного света: сильное искусственное освещение или прямые солнечные лучи создают отчетливые тени, которые могут изменить выражение лица или заставить ребенка закрыть глаза.
— ЖЕНЩИНА. При создании женского портрета, помимо поиска личностных свойств объекта, нередко наблюдается тен­
денция к выделению эстетического аспекта. Для молодых натурщиц лучше выбирать неофициальные, случайные позы, в то время как для зрелых женщин больше подходят более строгие и спокойные: во всяком случае, избегайте слишком манерных или чересчур «театральных» поз. Может оказаться полезным нарисовать всю фигуру, чтобы сочетание оде­
жды и окружающих предметов оттеняло личность объекта.
— МУЖЧИНА. Мужской портрет традиционно носит скорее формальный характер, так как несет в себе «официальное» отображение не только черт лица, но и социального положения объекта. Иногда боковое освещение, создающее инте­
ресные контрасты, придает характерность чертам и объемам мужского лица. Молодые люди получаются лучше, когда
они принимают случайную позу и выражение, тогда как характер более зрелых мужчин наилучшим образом проявляет ся скорее в принужденных и «преисполненных достоинства» позах. Следует избегать того, чтобы натурщик скрещиваг руки на груди или имел слишком властный и надменный вид.
— АВТОПОРТРЕТ (СМ. стр. 44). Почти все художники рисовали, изображали в красках или в скульптуре самих себя: еде лав это, вы поймете, что подобная практика очень интересна д л я улучшения ваших способностей портретиста. Встань те перед зеркалом и изучите свое лицо при различных типах освещения и в разных позах; затем выберите положение которое кажется вам наиболее удобным и в котором вы лучше всего «узнаете» себя. Потом следуйте указаниям, приве денным на странице 32.
— Пожилой ЧЕЛОВЕК. Рисовать пожилых людей довольно интересно, так как их лица, отмеченные печатью времени и об ладающие характерными привычными выражениями, рассказывают «историю» жизни и накопленного опыта. Таким об разом, в лицах пожилых людей легче, чем в лицах молодых, найти черты, позволяющие добиться портретного сходства
Выбирайте позы, отражающие мудрость и терпимость, которые приходят с годами. Избегайте слишком сильного и пря мого освещения объекта: оно придает эффектность, но может привести вас к изображению «характерных голов» вме­
сто портретов, а также неудачно подчеркнуть неровности кожи. Кроме того, обращайте внимание на некоторые «анато мические» изменения головы пожилого человека: морщины на лбу, возле глаз и рта, на шее; редкие волосы; впавшие глазные яблоки; удлинение ушей и т. д.
• Размеры рисунка. Размеры лица на рисованном портрете не должны превышать реальные размеры более чем не две трети, в противном случае возможно нарушение пропорций. Вы можете использовать листы размером не более чем
40x50 см, если на портрете будет изображена только голова, и не более чем 50x70 см для изображения всей фигуры
Обратите внимание на то, что лицо не должно размещаться прямо по центру листа — его следует сместить немного Е
сторону или вверх (см. стр. 24).
• Выбор позы (СМ. стр. 25). По общему правилу, под портретом понимается рисунок, изображающий «бюст», то есть голову и плечи, однако он может также включать в себя предплечья и руки или даже всю фигуру.
Если вы рисуете с натуры, учтите, что натурщик(ца) должен (должна) сидеть в естественной и удобной позе, чтобы егс
(или ее) лицо находилось примерно на уровне вашего, и что выражение лица должно быть расслабленным и в то же вре­
мя ясно отражать характер человека — это позволит вам ухватить не только физическое, но и психологическое сходст­
во. Следует выбрать положение, подчеркивающее соматические характеристики объекта. Для этого расположитесь на расстоянии примерно двух метров от натурщика(цы) для снижения эффекта ракурса: в принципе оптимальным считает­
ся положение в три четверти оборота, но интересными могут оказаться и изображения в профиль или анфас.
• Освещение (см. стр. 30). Оно должно быть немного рассеянным и исходить из одного источника света (окна, лампы) немного вверх и в сторону. Именно таким образом черты лица будут четко выделены, но это будет сделано «мягко», без образования неприятных теней под носом, под губами и вокруг глаз. Избегайте сильного искусственного освещения (на­
пример, фотоосветителя) или прямого солнечного света, которые дают именно такой эффект; они подчеркивают каж­
дый небольшой дефект кожи и лишают объект изящества. Кроме того, они заставляют натурщика(цу) напрягать мыш­
цы лица, придавая ему неестественное выражение.
• Одежда. При создании портрета в полный рост одежда имеет немалое значение: по своей композиционной и эстети­
ческой функции, по информации, которую она несет о личности, ее социальном положении, эмоциональном состоянии объекта, а также об эпохе и окружении. Поэтому предоставьте натурщику(це) самостоятельный выбор костюма, дав лишь совет, что лучше отдать предпочтение той одежде, которая по своей форме и за счет своего материала могла бы быть полезна для композиции рисунка. Обратите внимание на расположение складок ткани, и вы увидите, что они раз­
личны в зависимости от ее структуры: мягкая и легкая (на ней образуются маленькие складочки) или плотная и тяжелая
(на ней образуются более крупные и малочисленные складки). В обоих случаях складки «ниспадают» из «точек напря­
жения»: плеч, локтей, колен и т. д. Рисуйте только основные и самые значительные по направлению и объему складки, игнорируя мелкие, которые могут внести в рисунок некоторую сумбурность. В определенных условиях частичное обна­
жение тела (например, плеч, груди и спины) на женском портрете может подчеркнуть наиболее яркие и красивые осо­
бенности натурщицы (см. стр. 56).
• Прическа. Волосы (как в целом, так и в зависимости от их цвета и количества, а также стрижки) являются очень важ­
ным элементом рисунка, характеризующим лицо: художник может использовать их форму для лучшей композиции порт­
рета, по контрасту смягчая или выделяя черты лица натурщика(цы). Если вы рисуете женщин (у которых обычно более пышная шевелюра), отдавайте предпочтение простым, скромным, аккуратно уложенным прическам. Волосы следует изображать как «массу»: нужно ухватить цвет и объем всей шевелюры, попытаться выделить основные пряди. Для это­
го необходимо передать затемненные и освещенные участки, линии разделения, игнорируя незначительные отблески и сами волосы: для их изображения достаточно нескольких тонких и четких линий. Используйте мягкий карандаш и реши­
тельно проводите широкие линии, а если вы хотите создать необычный эффект «текстуры» — проводите их в разных направлениях. Особое внимание уделяйте изображению нечетких и нерезких линий, обозначающих границу волос, пре­
жде всего на лбу и висках.

  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом