Главная страница

5 кл. РУССКАЯ МУЗЫКА 38с 2017. Русская музыка до


Скачать 11.41 Mb.
НазваниеРусская музыка до
Анкор5 кл. РУССКАЯ МУЗЫКА 38с 2017 .doc
Дата29.08.2018
Размер11.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла5 кл. РУССКАЯ МУЗЫКА 38с 2017 .doc
ТипДокументы
#44815
страница1 из 6
Каталогid1631862

С этим файлом связано 63 файл(ов). Среди них: хх век 26стр, 2017г.doc, ДРЕВНЯЯ МУЗЫКА Ч1-6КЛ28с 2017.doc, древняя музыка ч2 2017 7кл.doc, 5 кл. РУССКАЯ МУЗЫКА 38с 2017 .doc, 3 КЛ. ЗАДАНИЯ Ч.1 2017.doc, 3 КЛ. ЗАДАНИЯ Ч.2 2017.doc и ещё 53 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6




РУССКАЯ МУЗЫКА ДО XVIII ВЕКА.


  1. Ответь на вопросы:

а) какие русские народные инструменты пришли к нам из глубокой древности?

б) Где развивалось музыкальное искусство на Руси в средние века?

в) Как записывали древнерусскую музыку?

г) Как называются древнерусские песнопения?

д) Какие музыкальные инструменты допускались в православной церкви?

е) Что такое киноварные пометы и где они применялись?

ж) Что такое партесное пение, партесный концерт, кто их сочинял?

з) Какие композиторы творили в XVII веке?
2. О каком виде пения идет речь в отрывке из книги К.Ковалева "Глагол таинственный…"?

_____ ______ было органичной частью миросозерцания древнерусского человека. Оно существовало параллельно с народной музыкой - песнями, танцами. Песни не записывались на ноты, а передавались из поколения в поколение изустно, по памяти. _____ _____ требовало большей строгости и правильности в исполнении, потому что было связано с духовной жизнью людей того времени, родилось в недрах православной церкви. Поэтому, дабы не было ошибок и разногласий, его тщательно записывали.

Если взять в руки старинную нотную книгу, то первоначально может показаться, что перед нами обычный древнерусский текст…Но если внимательно присмотреться, то нетрудно заметить, что над каждой строкой текста терпеливая рука писца нанесла еще один ряд замысловатых значков, похожих на малопонятную грамоту. Это и есть древняя нотная запись. Она изображена в виде крючковатых иероглифов. В самом деле, такие ноты называли еще и "крюками". Крюки эти, непонятные для нас, прекрасно разбирал и воспроизводил по ним мелодию любой образованный россиянин...

______ _____ содержит громадное количество знаков - в различных комбинациях их может быть до ста. Названия этих _____ - как греческие, так и чисто русские наименования. Среди них мы встречает такие: "стопица", "голубчик", "статья", "стрела", "тряска", "запятая" и т.д.

Начертание знаков было предельно простым. Заучить их не составляло труда. Называли же знаки зачастую в соответствии с начертанием или по аналогии с предметами быта или окружающего мира…

Каждому знаку, конечно же, соответствовал определенный звук или даже сочетание звуков. Кроме того, в некоторых из их была "запрограммирована" длительность звука, его высота и характер воспроизведения. Последний мог быть четырех видов: "простой", "мрачный", "светлый" и "тресветлый"…Наставления по певческому делу разъясняли характер воспроизводимой мелодии:…"Крюк простой возгласить мало выше строки. Мрачный - мало просто выше возгласить. Светлый - мрачного выше возгласить. Стрелу светлую - подержав, повернути вверх дважды. Громосветлую - из низу подернути кверху. Голубчик малой - гаркнуть из гортани. Запятую изнизка взять"…

На Руси последовательность пения, в зависимости от календарных недель, праздников, регулировалась в рамках "осьмогласия". Попеременно, каждую неделю, песнопения исполнялись в одном из восьми гласов - это была традиция, идущая еще из Византии, развил ее в начале 8 столетия выдающийся песнетворец Иоанн Дамаскин. Запомнить все гласы, с учетом комбинаций крюков, было непросто. Для этого и вырабатывались "памятогласия" - своеобразные стихи для запоминания осьмогласной последовательности.

3. Составь вопросы к кроссворду































П







П






















К

О

Н

Ц

Е

Р

Т

А




Р

Р

А

С

П

Е

В

Щ

И

К

С







Р




О

Г




К

Р

Е

С

Т

Ь

Я

Н

И

Н

Т




Г

У

Д

О

К




Г










Я







Е




О

С




М

Ц

Е

Р

К

О

В

Ь







С




В

Л




О




К

О

Л

О

К

О

Л




Н







И

К

Р

Ю

К

З

Н

А

М

Е

Н

Н

О

Е

Т

И

Т

О

В




Н



















Е




С

Т

И

Х

И

Р

Ы


































И







Й


























4. Как понимаешь роль новгородского распевщика И.Шайдурова для истории записи музыки на Руси (подсказкой может служить фрагмент из книги Ковалева "Глагол таинственный…")

"… после середины 16 столетия были изобретены новые, добавочные знаки для нотной грамоты - так называемые "пометы".

Идея создания их принадлежит новгородскому распевщику Ивану Акимовичу Шайдурову…

Иван Шайдуров решил сделать крюковую грамоту более понятной. Он разработал специальные указательные знаки, которые писались рядом с прежними нотами, но другим цветом - красным. В древности красная краска называлась киноварью. Поэтому пометы Шайдурова окрестили "киноварными". Подробности задуманного автор изложил, в частности, в своем "Сказании о помете красной, получающейся во всем пении столповом"…

Дополнительными знаками служили те же буквы. Теперь певчий имел перед глазами совершенно конкретные указания - когда и где петь. Окончилась эпоха исполнения "понаслышке". "Аще стоит знамя У, то ударить гласом", - указывает помета Шайдурова. "А где Б, тамо пой борзо", "аще К на верху знамени, там гакни".

Осмыслив древнерусскую музыку, Шайдуров в некоторой степени упорядочил всю ее систему, которая в отличие от систем многих других именитых теоретиков, безуспешно пытавшихся создать свое "пометное знамя", была принята сразу же и широко - по всей России".
5. Выбери правильный ответ:

а) Для записи знаменного пения использовались… а) ноты, б) знамена, в) крюки.

б) Знаменные распевы были… а) многоголосными, б) одноголосными.

в) Распевщик являлся… а) творцом новых гимнов, б) исполнителем уже хорошо известного, в) интерпретатором, вносящим при переписывании изменения, дополнения, поправки.

г) Краткие молитвенные песнопения, певшиеся после каждого стиха при чтении псалма назывались… а) кондак, б) тропарь, в) стихира..

РУССКАЯ МУЗЫКА В 18 ВЕКЕ

1. Ответь на вопросы:

а) Какие новые формы быта появились в петровскую эпоху?

б) Какая музыка звучала на ассамблеях и другие увеселения в начале века?

в) Что сделал Петр I для развития русской музыки?

г) Что такое "пещное действо", о чем оно?

д) Чем необычен роговой оркестр? Кто его создал?

е) Каких знаешь известных русских композиторов второй половины 18 века?

ж) Когда произошло становление русской (петербургской) композиторской школы? Кто являлся ее главой?

з) В чем заключалась трагедия жизни М.С.Березовского?

и) Какой оперный жанр был наиболее популярен в конце 18 века?

к) Кто стал автором первой русской оратории? Как она называлась?

л) Кто выпустил в свет "Собрание простых русских песен с нотами" в 1776 г.; "Собрание народных русских песен с их голосами" в 1790г.?

м) Какой жанр является наивысшим достижением творчества Д. Бортнянского?

н) В творчестве большинства русских композиторов 18 века ведущая роль принадлежит опере. Каковы особенности первых русских опер?
2. Выбери правильный ответ:

а) академиком Болонской академии в 1771 году стал… 1) Мысливечек, 2) Моцарт, 3) Березовский, 4) Бортнянский, 5) Фомин.

б) Директором Придворной певческой капеллы в конце 18 века был… 1)М.Ф. Полторацкий, 2) М.С.Березовский, 3) Д.С.Бортнянский, 4) В.А.Пашкевич.

в) Композитором, служившим цензором и имевшим право на нотах духовного содержания ставить свою подпись - "Печатать позволяется", был… 1) С.Дехтерев, 2) М.Березовский, 3) Д.Бортнянский.

г) Композитором, оказавшимся в опале после постановки оперы-балета "Новгородский богатырь Боеславович", стал… 1) В.Пашкевич, 2) Е.Фомин, 3) Д.Бортнянский.

д) Первым профессиональным композитором мирового масштаба стал…1) М. Березовский, 2) Д.Бортнянский, 3) С.Дехтерев.

е) Камерную инструментальную музыку писали… 1) В.Пашкевич, 2) И.Хандошкин, 3) М.Березовский, 4) Д.Бортнянский.

ж) Комические оперы писали… 1) Матинский, 2) Пашкевич, 3) Бортнянский, 4) Фомин

з) Автор русского скрипичного концерта и сонаты …1) Фомин, 2) Хандошкин, 3) Батов, 4) Березовский.
3. Кто является автором следующих опер:

"Мельник - колдун, обманщик и сват" Ф.Арайя

"Ямщики на подставе или Игрище невзначай" Д.Бортнянский

"Сын-соперник" В.Пашкевич

"Орфей" М.Соколовский

"Несчастье от кареты" Е. Фомин

"Санкт-Петербургский гостиный двор"

"Цефал и Прокрис"
4. Реши кроссворд:





10







12










13

1

14



















2









































































9










3



















15













4












































































5




11




















































6





































7


































8





















































































































По горизонтали: 1. хоровая 3-хголосная песня популярная в начале 18 века

2. композитор с трагической судьбой, автор хоровой музыки

3. оркестровый инструмент, издающий только один звук

4. страна, в которую отправляли учиться русских музыкантов

5. автор самой знаменитой российской песни 18 века

6. глава санкт-петербургской композиторской школы

7. партесное пение - это пение по …

8. музыкантами и актерами в русских оркестрах и театрах были…

По вертикали: 2. Самый универсальный русский композитор 18 века

9. Знаменитый русский композитор и скрипач-виртуоз

10. Самый крупный музыкальный центр России

11. русский "Страдивари"

12. император, много сделавший для развития светского искусства в России

13. автор мелодрамы "Орфей" на текст Я.Княжнина

14. как назывался в петровскую эпоху вечер, на котором звучала светская

танцевальная музыка

  1. русский просветитель в содружестве с И. Прачем, издавший в 1790 г. "Собрание народных русских песен с их голосами"



5. Определи названия следующих фрагментов:



РУССКАЯ МУЗЫКА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 19 ВЕКА


  1. Ответь на вопросы:

а) какой жанр музыки был самым любимым в это время и почему?

б) Кого можно назвать предшественниками и современниками Глинки, что общего между ними?

в) Чьи идеи оказали влияние на мировоззрение Алябьева?

г) Кто из композиторов родился в семье крепостного дирижера? Чьим крепостным он был?

д) У кого из композиторов была самая трагическая судьба?

е) Кто является автором слов песни Алябьева «Соловей»?

ж) Какие песни создал Алябьев на стихи поэта Огарева?

з) Какой автобиографический романс Алябьев создал в ссылке?

и) Где родился Варламов и на каких музыкальных инструментах научился по слуху играть маленький Саша?

к) Как называлась должность, которую получил Варламов после переезда из Петербурга в Москву?

л) Кто был первым учителем музыки Гурилева? У кого Гурилев брал уроки фортепианной игры?

м) Кто такой А.Верстовский? Что он создавал?

н) Кто из композиторов, живя в Голландии, впервые выступил в концертах как певец и гитарист?
2. Расскажи о музыкальной жизни Санкт-Петербурга первой трети 19 столетия.

3. Русские композиторы часто использовали в бытовых романсах ритмы танцев. Каких? Приведи примеры.

4. Составь вопросы к кроссворду:











В







С




Ф






















Б




Р

О

М

А

Н

С

О




И













Т

О

Р

О

П










Р







Л




Л






















Р







К

О

Л

О

К

О

Л

Ь

Ч

И

К

Г










Т







А




А







В




Д







П

У

Ш

К

И

Н







Ш




М







Е

Д

Е

Г

Т

Я

Р

Е

В




Я







И




О







Й
















И










Н







Н




В

























Л










С

























А

Л

Я

Б

Ь

Е

В







К








































В










И




















































Й





5. Выбери правильный ответ:

а) "Русская песня" - ведущий жанр творчества… 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева

б) В сочинениях 40-х годов ясно слышится тема "маленького человека", бесправного и задавленного судьбой, страдания которого вызывают глубокое сочувствие, в творчестве… 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева.

в) Романтические сюжеты, навеянные личными настроениями разочарования и безысходной тоски ("Зимняя дорога", "Два ворона", "Узник", "Гроб"), характерны для творчества 1) Алябьева, 2) Варламова, 3) Гурилева.

г) У Д.Фильда учился… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев

д) В традиционный жанр "русской песни" часто привносит вальсовый ритм… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев.

е) Алябьев сочинил… 1) 1 оперу, 2) 7 опер, 3) 10 опер

ж) Первую в России работу по методике преподавания вокального искусства, которая называлась «Школа пения» создал… 1) Алябьев, 2) Варламов, 3) Гурилев

з) Романс ____?_____ «На заре ты ее не буди» написан на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера

и) Песня _____?_____ «Разлука» написана на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера

к) Романс _?_____ «Иртыш» написан на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера

л) Песня ____?______ «Красный сарафан» написана на слова… 1)Пушкина, 2) Цыганова, 3) Кольцова, 4) Фета, 5) Дельвига, 6) Веттера

м) Сопровождение романса ___?_____ «Белеет парус одинокий» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро

н) Сопровождение романса ___?_____ «На заре ты ее не буди» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро

о) Сопровождение песни ___?_____ «Колокольчик» написано в ритме… 1) мазурки, 2) вальса, 3) болеро
6. Определи следующие фрагменты:



7. Из каких произведений и каких авторов взяты эти слова:

"Что ищет он в стране далекой…"

"А я, лишенный здесь свободы…"

"Дитя мое, дитятко, дочка милая…"

"Ты куда, куда летишь, где всю ночку пропоешь…"

"И уныло по ровному полю заливается песнь ямщика…"

"И подушка ее горяча, и горяч упоительный сон…"

"Погоди, постой! Дай время мне заглушить боль…"

"Подайте ж милостыню ей…"

"Эй, жги, жги, говори, договаривай…"

"Между небом и землей…"

  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом