Главная страница

С 1а пецифика философского миропонимания. Понятие мировоззрения. Плюаризм философских учений


Скачать 40.5 Kb.
НазваниеС 1а пецифика философского миропонимания. Понятие мировоззрения. Плюаризм философских учений
Анкор1_Spetsifika_filosofskogo_miroponimania.doc
Дата18.09.2017
Размер40.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1_Spetsifika_filosofskogo_miroponimania.doc
ТипДокументы
#2435
Каталогtopic107087205_32901

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Plechevoe_spletenie.doc, Atlas_po_gistologii.pdf, Ответы на экзаменационные препараты (шпаргалка).doc, 1_Spetsifika_filosofskogo_miroponimania.doc, физикохимические свойства белков. Биохимия.doc.
Показать все связанные файлы

  1. С

    пецифика философского миропонимания. Понятие мировоззрения. Плюаризм философских учений.


Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних ци­вилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рацио­нального осмысления мира и человека привели к формированию сна­чала предфилософии, а затем и самой философии. В других регионах философия возникла значительно позже и развивалась на базе учений 1-й из этих стран.

Всякое познание имеет свой объект и предмет.

Объект — это познаваемый круг явлений, процессов, моментов действительности.

Например, объектом энтомологии является класс насе­комых, ядерной физики — атомное ядро, процессы радио­активного распада и ядерные реакции, а объектом фило­логии — письменные тексты во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей.

Предмет познания — специфические стороны, свойст­ва объекта познания, изучаемые данной областью позна­ния (наукой).

Так, предмет энтомологии — строение и жизнедеятель­ность насекомых, их индивидуальное и историческое раз­витие, многообразие форм, распределение на Земле во вре­мени и пространстве, взаимоотношения со средой.

Специфика науки определяется ее предметом. Объект же может быть один тот же для разных наук. Например, человек является объектом не только всех гуманитарных наук (истории, экономики, юриспруденции, филологии и проч.), но и ряда естественных (медицины, физиологии, морфологии и т. д.) и даже технических (пассажирский транспорт, оборудование и станки с непосредственным участием человека — все это должно учитывать и анато­мические, и физиологические, и психологические его осо­бенности).

С момента возникновения сознания начинается позна­ние человеком окружающего мира, самого себя и своего взаимодействия с этим миром, что определило три основ­ных объекта познания: 1) мир, 2) человек, 3) взаимодейст­вие мира и человека. То или иное представление об этих объектах является мировоззрением.

Мировоззрение — это обобщенное знание, система су­ждений о мире, человеке и их взаимодействии.

Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Философия — достаточно поздняя форма мировоззре­ния.

Отличительной особенностью философии с момента ее возникновения стало стремление, как это определил древне­греческий философ Платон, познать вечное в преходящем, единое (одно и то же) во многом (в различном).

Сегодняшняя философия — это наука о всеобщих за­конах и принципах развития природы, общества, позна­ния и мышления.

В этом определении есть указание и на предмет фило­софии — всеобщие законы и принципы развития, — и на совокупный объект — природа, общество, познание и Мыш­ление, Соединяя общий предмет философии с элементом ее совокупного объекта, получаем разделы философского зна­ния:

1. Онтология - теория бытия, раздел философии, по­священный изучению всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы.

2. Философия общества (философия истории, фило­софская социология, антропология, аксиология, этика и др.) — раздел философии, связанный с познанием все­общих законов и принципов развития общества и чело­века.

3. Гносеология — теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принци­пов познания человеком окружающего мира.

4. Логика — раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов мышления.

Философия несет на себе отпечатки предшествующих форм мировоззрения — мифологии и первобытной рели­гии, из которых наиболее существенным является пробле­ма связи и соотношения объективного мира и сознания, которая стала основным вопросом философии.

Т

е из философов, кто считает генетически первичной объективную реальность, а сознание признает высшей фор­мой отражения этой реальности, оказывающей мощное об­ратное воздействия на бытие, являются материалистами. Напротив, те, кто предполагает, что некоторое сверхъесте­ственное идеальное начало породило и продолжает опре­делять объективный мир — объективные, идеалисты, а те, кто полагают человеческое сознание творцом мира (а ино­гда и единственно существующей реальностью) — субъек­тивные идеалисты.

То или иное решение основного вопроса философии де­терминирует решение других философских проблем. На­пример, признание того, что человеческое сознание является определяющим фактором развития общества, приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в исто­рическом процессе. Это в свою очередь, порождает кон­кретное: решение и метод воздействия на общественную систему — «нужно поставить во главу государства такого-то человека». Так мировоззренческий постулат становится методом действия (в данном примере субъективно-идеа­листическое мировоззрение оборачивается методом, уво­дящим от цели).

В этом проявляется методологическая роль филосо­фии — определение основных направлений, методов и при­емов, которые нужно использовать для эффективного це­ленаправленного воздействия человека на любой процесс.

Методология — это мировоззрение в действии. Поэто­му идеализм и материализм являются не только противо­положными мировоззренческими системами, но и проти­воположными методами познания и преобразования мира.

Кроме того, в истории философии сформировались еще две противоположные философские мировоззренческие и методологические установки: диалектика и метафизика.

Диалектика — метод познания и преобразования дей­ствительности, основывающийся на положении о том, что все явления и процессы объективной и субъективной ре­альности представляют, собой единство противоположно­стей (необходимости и случайности; сущности и явления; изменчивости и устойчивости; внешнего и внутреннего и т. п.), борьба между которыми составляет основу их воз­никновения, существования и развития.

Метафизика — метод познания и преобразования дей­ствительности, противоположный диалектике и связан­ный с отрывом и абсолютизацией в качестве чего-то само­стоятельно существующего отдельной стороны, момента, свойства единого целого, системы (необходимости или случайности; сущности или явления; изменчивости или устойчивости; внешнего или внутреннего и т. п.).

В онтологии важнейшими являются классификации на основании характеристики первоначал бытия:

Монизм — философское учение, в котором признается существова­ние только одного первоначала бытия. (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс, Августин, Фома Аквинский, Гегель).

Дуализм — философское учение, в котором признается существо­вание двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеаль­ного). (Аристотель, Декарта и Канта).

Плюрализм — философское учение, в котором признается суще­ствование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюра­лизм встречался в философии Древнего мира: например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда). У Демокрита каждый из множества атомов является вечным (несотворимым и неуничтожимым), а значит, в каком-то смысле — самостоятельным «первоначалом». Тогда Демокрита Можно и нужно от­нести к плюралистам. Но если учесть, что все атомы обладают некой единой природой — это материальные частицы, то их всех можно считать единым первоначалом — материей. И значит, Демокрит все-таки монист. С другой стороны, Демокрит допускает исходное существова­ние не только атомов, но и пустоты, в которой атомы находятся и двига­ются. А пустоту можно считать вторым первона­чалом. Значит Демокрита надо отне­сти не к монистам, а к дуалистам.
перейти в каталог файлов
связь с админом