Главная страница

Как произносится звук Ж в норме. Ш, ж, ч, щ. Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука ж


Скачать 49.5 Kb.
НазваниеШ, ж, ч, щ. Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука ж
АнкорКак произносится звук Ж в норме.doc
Дата26.09.2017
Размер49.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКак произносится звук Ж в норме.doc
ТипДокументы
#9374
Каталог

Как произносится звук Ж в норме?

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;

  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

  • голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;

  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Постановка звука Ж.


После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.

Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)

После того, как ребенок научится произносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь.

Автоматизация звука Ж в открытом слоге.


Напоминаем, что открытыми называются слоги типа "согласный+гласный".

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук.

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у ребёнка.

Произносить слоги.

жа - жо - жу - жи - же
жи - жа - жо - жу - же
жо - жа - жу - жи - же
же - жа - жо - жи - жу
жу - жа - жо - жи - же


Произносить (читать) слова.

Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.

Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.

Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль.

Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

Слова со стечением согласных.

Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

Произносить предложения.

Жук жужжит: ж-ж-ж-ж.
Летом жарко.
У Жени ножик.
На Жоре пижама.
У ежа ежата.
Моржи лежат на льду.
У вожатого рожок.
Покажи ножик, Женя.
Жора выбежал на лужок.
Мой дружок бежит на бережок.
В саду крыжовник и ежевика.
Под дубом лежат желтокожие желуди.
Рядом с ежом бежали ежата.
Летят журавли, а впереди вожак.
Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок.
Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал.
Жора живет на пятом этаже.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Моржи живут на севере, а жирафы - на юге.
Дети не обижают животных, и животные любят их.
Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.


Загадки

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)

Потешки

Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка тоже.

Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.

Встретил в чаще еж ежа: - Как погода, еж? - Ой, свежа!
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.


Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

Ужа ужалила оса.
Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,
Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот!
А доктор еж сказал ужу: «Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне, лежать вам лучше на спине,
Пока живот не заживет, вот».


(Н.Воронель, Р.Муха)

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит.


(А. Стародубова)

Произносить текст.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.

Автоматизация звука Ж в закрытом слоге.

Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный".

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук. Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Произносить слоги.

ажма - ожма - ужма - ыжма
ыжма - ужма - ожма - ажма
яжма - ёжма - южма - ижма - ежма
жма - ижма - южма - ёжма - яжма


Произносить слова.

Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, булыжник, булыжник, южный, вьюжны, таежный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный.

Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.

Произносить предложения.

Ребята дружны. Нужно ценить дружбу.
Вова - вежливый ребенок.
Тетради на нижней полке.
Багажный вагон впереди.
Мама купила пирожное.
Между деревьев снежная баба.
Женя вытряхивает одежду.
У Гены бумажный голубь.
Не играй с ножницами.
Сапожник починил обувь.
В таежных районах много комаров.
Монтажники выполняют важную работу.
Победитель-лыжник награжден подарком.
В книжном магазине можно найти нужную книгу.
На этой неделе мы были в Лужниках дважды.
Булыжник был мокрый от дождя.


Послушай и подумай.

Слова: жаба, жатва, жать, рожь, жакет, бежать на пожар, уважать маму, нажать на кнопку, ежата, пижама, кожа, лужа, лыжа, поклажа, пропажа, жаворонок, жара, пожарный, лежать на пляже, держать флажок.
К каким из этих слов нужно поставить вопрос кто? И к каким - что? Какие слова обозначают действия? Поставьте вопрос к этим словам.

Слова: ожог, утюжок, медвежонок, ежонок, жеребенок, Женя, Жора, прыжок, Жанна, дружок.
Какими из этих слов можно назвать людей? Какие из этих слов обозначают названия животных? Какие из прочитанных слов вы еще не назвали?

Слова: ежевика, желоб, журнал, животное, жираф, Жучка, журавль, рыжик, моржи, ужи, жук, жаворонок, жужелица, чижи.
Какие из этих слов относятся и какие не относятся к животным? Где здесь птицы? Где насекомые? Где растения?

Слова: желе, желток, жилет, абажур, мороженое, оружие, пирожное, прыжок, рожок, пирожок, драже, журнал.
Что здесь можно есть и что нельзя?

Жора выполняет задание. Он изменяет слова: ёж - ежи, уж - ужи, морж - …, чиж - …, нож - …, этаж - …, пляж - …, гараж - …, чертеж - …, стеллаж - …
Помогите Жоре до конца выполнить это задание.

Жанна изменяет слова, которые обозначают действия: ходить - хожу, лежать - лежу.
Измените так же, как Жанна, слова: заказать, водить, глядеть, дружить, показать, рассказать, видеть, бродить, резать, мазать, уходить, приходить, переходить, находить, завязать, разбудить, сказать, заводить.

Мы правильно произносим слова: нож - ножи, ёж - ежи, уж - ужи, этаж - этажи, хожу, лежу, дружу, брожу, вяжу, сижу, кружу.
Какие из этих слов обозначают несколько животных или предметов? К каким из этих слов походит слово я?

Дифференциация звуков Ш и Ж.


После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией (т.е. различением) его с другими звуками, чтобы ребенок не путал их в речи.

Напоминаем, что положение органов речи при произнесении звука ж отличается от такого при произнесении звука ш лишь наличием голоса. Когда мы произносим ш, голосовые связки разомкнуты и струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними, а когда произносим ж, голосовые связки сомкнуты, воздушная струя колеблет их, образуя голос. Иными словами, звук ш - глухой, а звук ж - звонкий.

При работе над дифференциацией ж и ш прежде всего необходимо добиться того, чтобы ребенок различал эти звуки на слух

Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.
Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая?

Произносить слоги.
ша-жа     аша-ажа
шо-жо     ошо-ожо
шу-жу     ушу-ужу
ше-же     аше-аже
ши-жи     иши-ижи
 

Произносить слова.

шить - жить
шаль - жаль
шалить - жалить
шутка - жутко
уши - ужи


житьё - шитье
жито - шито
лежа - Леша
мажут - машут
наживка - нашивка
жар - шар


жаба - шапка
ежата - мышата
лежать - мешать
ложа - лошадь
лужа - Луша
кожа - ноша
лужок - пушок
дружок - вершок
рожок - горшок
пирожок - порошок
дружок - петушок
Женя - шея
ложечка - кошечка
бумажечка - букашечка
пружинка - пушинка
ужин - уши
лыжи - мыши


Произносить предложения.

Луша обходит лужу.
Ты бежать мне не мешай.
Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.
Летит снежок, легкий, как пушок.
Мой дружок от земли вершок.
Малыши встали на лыжи.
Сереже подарили карандаши.
Без этой пружин не поедет машина.
Подальше положишь - поближе возьмешь.


Произносить тексты.

Дождик.

Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.


Живой уголок.

В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Маша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.
перейти в каталог файлов
связь с админом