Главная страница
qrcode

общяга социалогия. Социальная сфера общественной жизни


Скачать 66.54 Kb.
НазваниеСоциальная сфера общественной жизни
Анкоробщяга социалогия.docx
Дата14.10.2017
Размер66.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаобщяга социалогия.docx
ТипДокументы
#23211
Каталог

Социальная сфера общественной жизни


Часть А. Выберите один из вариантов ответа.

  1. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:

а) малой группой,

б) большой группой,

в) формальной группой,

г) неформальной группой.

  1. По какому признаку образованы социальные группы католики, православные и протестанты?

а) территориальному,

б) этническому,

в) социально-классовому,

г) конфессиональному

(Конфе́ссия (лат. confessio — испове́дание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.)

  1. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

а) социально-классовый,

б) этнический,

в) демографический,

г) территориальный.

  1. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как

а) сельчане,

б) москвичи,

в) рабочие,

г) католики.

  1. К этническим общностям относятся:

а) общины,

б) элиты,

в) маргиналы,

г) народности.

Этнос или этническая общность

Род — группа людей, которая основана на кровных связях.

Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

Народность — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

Нация — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. Нация понимается в двойном смысле

  1. Тождественно народности, только с учетом более развитых экономических и информационных связей

  2. Все общество данной страны (например, американская нация это и негры, и латиноамериканцы – граждане США)

  1. Современное понимание социального равенства выражается в

а) равенстве всех перед законом,

б) отсутствии привилегий для отдельных групп,

в) уравнительном распределении материальных благ,

г) одинаковом уровне природных задатков людей.

  1. Касты, сословия, классы – это

а) типы социальной стратификации,

б) этапы развития государства в новое время,

в) социальные группы, присущие средневековому обществу,

г) элементы социального статуса личности.

  1. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой является:

а) нация,

б) каста,

в) класс,

г) род.

  1. Классовый тип стратификации:

а) присущ европейскому средневековому обществу,

б) характерен для древневосточной цивилизации,

в) носит универсальный характер,

г) свойственен индустриальному обществу.

  1. Сословное деление общества отражает

а) вид государственного устройства,

б) тип социальной стратификации,

в) характер экономических связей,

г) особенность политической системы.

  1. Кастовый строй является разновидностью:

а) политического режима,

б) государственного устройства.

в) социальной стратификации,

г) экономической системы.

  1. В экономически развитых странах большую часть населения составляют (-ет):

а) маргиналы,

б) средний класс,

в) синие воротнички,

г) пролетариат.

  1. К высшему классу в экономически развитых странах относятся:

а) собственники крупных предприятий,

б) инженерно-технические работники,

в) профессура высших учебных заведений,

г) сотрудники научных учреждений.

  1. К среднему классу в экономически развитых странах относятся:

а) неквалифицированные рабочие,

б) менеджеры предприятий, (может быть менеджер большой фирмы)

в) владельцы небольших фирм,

г) лица, занятые физическим трудом,

  1. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?

а) рост числа занятых в сфере информационных технологий.

б) ослабление позиций среднего класса,

в) увеличение притока сельского населения в города,

г) ликвидация люмпенства как социального явления.

  1. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к

а) маргиналам,

б) социальным низам,

в) синим воротничкам,

г) пролетариям.

  1. Какой статус относится к предписанному статусу?

а) водитель,

б) студент,

в) мужчина,

г) депутат.

  1. После расторжения брака гражданин Сидоров продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности:

а) выполнения социальной роли,

б) соблюдения социальной нормы.

в) осуществления социальной политики,

г) проявления социальной мобильности.

  1. Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.

В. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей. ( учителя Р.Ф.. учитель Петров из Магадана может никак не взаимодействовать с учителем Ивановым из Тулы)

В. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. В неодинаковом доступе к богатству, благам, власти проявляется:

а) социальная мобильность,

б) общественный престиж,

в) социальное неравенство,

г) личный авторитет.

  1. Социальный статус личности – это

а) поведение, ожидаемое от индивида,

б) положение человека в обществе,

в) оценка занимаемой индивидом позиции,

г) характеристика социальных качеств личности.

  1. Княгиня Ольга определила размеры дани для древлян и новгородцев. В этом историческом факте проявилось (-лась) ее

а) социальное происхождение,

б) социальная адаптация,

в) социальная мобильность,

г) социальная роль.

  1. Великий философ Н.Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?

а) социальное неравенство,

б) социальную мобильность,

в) социальную коммуникацию,

г) социальные движения.

  1. Сидоров уехал из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Сидорова является миграцией?

а) он уехал в командировку,

б) он поменял место жительства,

в) города находятся далеко друг от друга,

г) города расположены в разных странах.

Миграция (лат. migratio, от migro — перехожу, переселяюсь), ) перемещения населения, связанные с переменой места жительства

  1. После окончания института Сидоров устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример:

а) социальной стратификации,

б) горизонтальной социальной мобильности,

в) профессиональной дифференциации,

г) вертикальной социальной мобильности.

  1. Средневековая пословица «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин» отражает:

а) глубокое социальное расслоение общества,

б) высокий престиж крестьянского труда,

в) классовый тип социальной стратификации,

г) низкую степень социальной мобильности.

  1. В 20-30-е годы ХХ века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс:

а) социальной мобильности,

б) экономической дифференциации,

в) политической стабилизации,

г) социальной стратификации.

  1. Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при Александре III и ограничивавший поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, лавочников и тому подобных людей», объективно вел к:

а) снижению вертикальной мобильности в обществе,

б) повышению вертикальной мобильности в обществе,

в) улучшению качества (конкурентоспособности) субъектов социальной мобильности,

г) отмене всякой социальной мобильности в обществе.

  1. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это

а) престиж,

б) статус,

в) авторитет,

г) роль.

  1. Что является примером вертикальной социальной мобильности?

а) переезд на новое место жительства,

б) получение рабочим водительских прав,

в) получение титула баронета мелкопоместным дворянством,

г) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк.

  1. Что является примером вертикальной социальной мобильности?

а) переезд из одного района в другой,

б) выход на пенсию,

в) повышение в должности,

г) рождение ребенка.

  1. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример.

а) отклоняющегося поведения,

б) социальной стратификации,

в) социализации,

г) социальной мобильности.

  1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности.

В. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желаниям человека.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения. (миграция – это горизонтальная географическая мобильность, она может сопровождаться и вертикальной социальной мобильностью , а может и не сопровождаться).

В. Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?

А. Авторитет – это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

В. Престиж – это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны. (все наоборот)

  1. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

В. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

В. Между понятиями «социальная роль» и «социальные статус» различия существуют.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.

В. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

В. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания.

В. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей ее соблюдения.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

В. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.

В. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

В. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

1) верно только А,

2) верно только В,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. К социальным нормам относятся:

а) научные идеи,

б) обычаи,

в) экономические законы,

г) философские взгляды.

  1. Нравственные (моральные) нормы

а) возникли позднее правовых норм,

б) фиксируются в нормативных актах,

в) устанавливаются и поддерживаются государством,

г) отражают представления о добре и зле.

  1. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть

а) традициям,

б) этическим нормам,

в) эстетическим нормам,

г) правилам этикета.

  1. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры

а) норм этикета,

б) норм морали,

в) традиций,

г) народной мудрости.

  1. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

а) опираются на силу общественного мнения,

б) обеспечиваются силой государственного принуждения,

в) поддерживаются моральным сознанием,

г) осваиваются в процессе социализации.

  1. За добросовестный многолетний труд гражданин Сидоров был награжден орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится (-ятся):

а) вручение грамоты,

б) комплименты,

в) аплодисменты,

г) слава.

  1. Пианистка Сидорова получила почетную грамоту на конкурсе молодых исполнителей. Это пример

а) социального статуса,

б) социальной роли,

в) социальной нормы,

г) социальной санкции.

  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:

а) всенародная слава,

б) всеобщий почет,

в) награждение грамотой,

г) доброжелательное отношение.

  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:

а) вручение грамоты,

б) лестный отзыв товарища,

в) премирование,

г) вручение памятного подарка.

  1. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций:

а) неформальных позитивных,

б) формальных позитивных,

в) неформальных негативных,

г) формальных негативных.

  1. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример

а) адаптивного поведения.

б) конформистского поведения,

в) экономического поведения,

г) девиантного поведения.

  1. Примером позитивного отклоняющегося поведения в традиционном обществе может служить:

а) увлечение спортом,

б) отшельничество,

в) погружение в науку,

г) коллекционирование.

  1. Отклоняющееся поведение – это

а) любые изменения в жизни человека,

б) перемещение человека в пределах своей группы,

в) несоблюдение принятых в обществе норм,

г) изменение статуса человека.

  1. Отличительным признаком семьи традиционного типа является:

а) добровольное распределение обязанностей между супругами,

б) главенствующее положение отца семейства,

в) активное участие женщин в общественном производстве,

г) посильное участие детей в домашних делах.

  1. Патриархальной семье присуще:

а) отсутствие жесткого разделения обязанностей на мужские и женские,

б) совместное принятие решений,

в) заключение браков между близкими родственниками,

г) совместное проживание нескольких поколений родственников.

  1. Отличительным признаком партнерской семьи является:

а) выполнение функции социализации детей,

б) главенствующая роль отца семейства,

в) отсутствие отношений господства и подчинения,

г) регулирование поведения всех членов семьи.

  1. Демократическая семья, в отличие от патриархальной семьи, характеризуется:

а) совместным проживанием как минимум трех поколений,

б) справедливым разделением домашних обязанностей, (это неправильно, но так считает автор, у которого стереотипные воззрения на патриархальною семью)

в) экономической зависимостью женщины от мужчины,

г) главенствующей ролью мужчины в семье.

  1. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?

а) регламентация поведения,

б) воспроизводство социальной структуры,

в) организация семейного досуга,

г) распределение домашнего труда.

  1. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:

а) воспитательную,

б) репродуктивную,

в) эмоционально-психологическую,

г) социально-статусную.

  1. Репродуктивная функция семьи проявляется в:

а) организации потребления,

б) моральной регламентации поведения,

в) воспитании детей в традициях семьи,

г) биологическом воспроизводстве.

  1. Что характеризует досуговую функцию семьи?

а) опека над малолетними,

б) социализация молодого поколения,

в) организация семейного отдыха,

г) укрепление дружеских основ брачного союза.

  1. Какая функция семьи проявляется в организации совместного летнего отдыха?

а) воспитательная,

б) рекреационная,

в) эмоционально-психологическая,

г) репродуктивная.

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”.

  1. Взрослая внучка ухаживает за бабушкой, помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

а) воспитательную,

б) социального контроля,

в) хозяйственно-бытовую,

г) социально-статусную.

  1. Молодежь как социальную группу отличает (-ют):

а) общность быта,

б) сходные черты сознания и поведения,

в) однородность, отсутствие дифференциации,

г) единство политических взглядов.

  1. Общность исторического пути, единство территории, литературного языка, устойчивых экономических связей являются признаками:

а) нации,

б) государства,

в) народности,

г) класса.

  1. Род, племя, народность – это

а) демографические группы,

б) кровнородственные общности,

в) национальные группы,

г) этноисторические общности.

  1. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является:

а) единое гражданство,

б) единство убеждений,

в) общность социального статуса,

г) общность языка.

  1. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

а) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность,

б) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими,

в) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств,

г) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

  1. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

а) деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена,

б) ограничены возможности воспитывать и обучать на родном языке,

в) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национального большинства,

г) указание и определение гражданином своей национальной принадлежности обязательно.


Часть В. Запишите краткий правильный ответ.

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Виды социальной стратификации















политическая




профессиональная






Ответ: экономическая стратификация

    1. Запишите слово, пропущенное в схеме.







Виды этносов










род




племя




нация






Ответ: народность

  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.

Социальная норма, право, добро и зло, нравственность, санкции.

Ответ: право

  1. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

Ответ: консерваторы

  1. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

Ответ: католики

  1. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

а)

поведение человека, соответствующее его социальному положению

1)

социальная мобильность

б)

предписание, определяющее рамки поведения

2)

социальная стратификация

в)

перемещение из одной социальной группы в другую

3)

социальная роль

г)

разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

4)

социальная норма




а

б

в

г

3

4

1

2

Ответ: 3412

  1. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТИП СТРАТИФИКАЦИИ

а)

юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными нормами

1)

кастовая

б)

преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества

2)

сословная

в)

запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

3)

классовая

г)

в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплаты







д)

запрет на браки с представителями других групп










а

б

в

г

д

2

2

1

3

1

Ответ: 22131

  1. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) С. присвоили звание Заслуженный учитель РФ,

2) друзья похвалили С. за подготовленный праздник,

3) С. получил на заводе премию за свое изобретение,

4) С. получил степень доктора физико-математических наук,

5) выступление учеников 11 класса на школьном мероприятии вызвало аплодисменты,

6) заметка в газете получила одобрение коллег.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 134

    1. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

      1. обучение детей трудовым навыкам,

      2. материальная поддержка близких,

      3. распределение домашнего труда,

      4. наделение наследственным статусом,

      5. организация досуга,

      6. семейное предпринимательство.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 236

    1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья – это основанная на ____ (1) и/или кровном родстве малая ____ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____ (4), то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, то есть сексуальные отношения, деторождение и первичная ____ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ____ (6) и лицам пожилого возраста.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

а) дети, б) брак, в) социализация,

г) коллектив, д) обязанности, е) группа,

ж) отношения, з) институт, и) любовь,

к) уважение.

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.

1

2

3

4

5

6

б

е

д

з

в

а

Ответ: БЕДЗВА


  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____ (1). Это явление получило название социальной _____ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, то есть _____ (4). _____ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и так далее. Каналами мобильности выступают социальные ____ (6): семья, школа, церковь, армия и другие.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

а) миграция, б) мобильность, в) горизонтальность,

г) институт, д) статус, е) вертикальная,

ж) группа, з) стратификация, и) маргинализация

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.

1

2

3

4

5

6

д

б

в

а

е

г

Ответ: ДБВАЕГ

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

В социальной психологии под ____ (1) понимается двое или более _____ (2), имеющих общие черты и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этого объединения.

Люди объединяются в социальные группы по разным ____ (3). Прежде всего группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, _____ (4) во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной _____ (5)!

Группы помогают в достижении ____ (6), которыми мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас ____ (7), которая в противном случае была бы для нас недоступна.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

а) образование, б) потребность, в) группа,

г) социум, д) причина, е) социализация,

ж) цель, з) информация, и) изоляция,

к) индивид

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами словом. Получившуюся последовательность букв перенесите на строку ответа.

1

2

3

4

5

6

7

в

к

д

б

и

ж

з

Ответ: ВКДБИЖЗ
Часть С. Запишите развернутый ответ на вопрос.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,

Информация о социальных группах в обществе:

  • социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),

  • по числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,

  • в группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

      • группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,

      • в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,

      • в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

  • наличие ролевой системы (ученик, учитель),

  • наличие совокупности учреждений (институт, школа),

  • наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),

  • наличие важных общественных функций (социализация молодежи).

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три фактора социализации личности.

  • семейные воспитательные традиции,

  • социальное окружение,

  • социальные нормы,

  • коммуникативные способности.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:

    • ограниченность потребностей и интересов,

    • искаженное представление о том, "что такое хорошо и что такое плохо",

    • отсутствие чувства социальной ответственности,

    • привычка к некритической оценке собственного поведения,

    • психические отклонения.

Максимальный балл – 2.

С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

  • семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,

  • школа (образование) как социальный институт дает необходимые знания,

  • средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Максимальный балл – 3.

С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.

Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.

Максимальный балл – 3.

С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

  • традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,

  • обычай – празднование юбилея, празднование Нового года в ночь на 1 января,

  • церемония – коронации, инаугурации.

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ

Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:

  • интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),

  • стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, корейское меньшинство в Японии),

  • противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Максимальный балл – 3.

С6. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Ответ

Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:

  • отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),

  • активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),

  • усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),

  • проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).

Максимальный балл – 3.

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ

Примеры функций:

  • социализация детей,

  • хозяйственно-экономическая,

  • социально-статусная.

Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.

Максимальный балл – 3.
перейти в каталог файлов


связь с админом