Главная страница

Справочник для подго- товки к егэ Е. В. Савинкина. Москва Изда- тельство аст, 2017. 253, 3 с. ил. (Карман- ный справочник для подготовки к егэ)


Скачать 1.93 Mb.
НазваниеСправочник для подго- товки к егэ Е. В. Савинкина. Москва Изда- тельство аст, 2017. 253, 3 с. ил. (Карман- ный справочник для подготовки к егэ)
Анкорхimia_sprav2017.pdf
Дата05.10.2018
Размер1.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkhimia_sprav2017.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#46701
Каталогid174321497

С этим файлом связано 12 файл(ов). Среди них: 212-_Testy_po_biologii_8kl_k_uch_Soninoy_i_dr_Kraeva_E_V_2008_-2, 351-_Khimia_8kl_Rab_tetr_k_Gabrielyanu_Mikityuk_2015_-128s.pdf, Egorov_A_S__Shatskaya_K_P_i_dr_Repetitor_po_khimii_2010.pdf, Genetika_Zadachi_Goncharov_O_V_2005_-352s.pdf, khimia_sprav2017.pdf и ещё 2 файл(а).
Показать все связанные файлы

НОВЫЙ ПОЛНЫЙ
СПРАВОЧНИК
Е.
В. Савинкина
ХИМИЯ
Москва
АСТ
для подготовки
к
ЕГЭ

© Савинкина Е.В.
© ООО «Издательство АСТ»
УДК 373:54(03)
ББК 24я2
С13
Савинкина, Елена Владимировна.
Химия : новый полный справочник для подго- товки к ЕГЭ / Е. В. Савинкина. — Москва : Изда- тельство АСТ, 2017. — 253, [3] с.: ил. — (Карман- ный справочник для подготовки к ЕГЭ).
ISBN 978-5-17-100943-4
Справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает все элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ по химии, и помо- гает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы.
Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень под- готовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приво- дятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и аби- туриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.
Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.
УДК 373:54(03)
ББК 24я2
ISBN 978-5-17-100943-4
С13

3
ëéÑÖêÜÄçàÖ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
ВАЖНЕЙШИЕ ХИМИЧЕСКИЕ
ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ . . . . . . . . . . 18 1.1. Современные представления о строении атома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18 1.1.1. Строение электронных оболочек атомов элементов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Примеры заданий
24 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева . . . . . . . . . . . . . . . . .
25 1.2.1. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Примеры заданий
28 1.2.2. Общая характеристика металлов IА—IIIА-групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
28
Примеры заданий
29 1.2.3. Характеристика переходных элементов
(меди, цинка, хрома, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов . . . . . . . . . .
30
Примеры заданий
30

4 1.2.4. Общая характеристика неметаллов
IVА—VIIА-групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов . . . . . . . . .
31
Примеры заданий
31 1.3. Химическая связь и строение вещества . . . . . . .
32 1.3.1. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования.
Характеристики ковалентной связи
(полярность и энергия связи). Ионная связь.
Металлическая связь. Водородная связь . . . . . .
32
Примеры заданий
36 1.3.2. Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность химических элементов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
Примеры заданий
39 1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки.
Зависимость свойств веществ от их состава и строения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
41
Примеры заданий
43 1.4. Химическая реакция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43 1.4.1. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
Примеры заданий
45 1.4.2. Тепловой эффект химической реакции.
Термохимические уравнения . . . . . . . . . . . . . . . .
46
Примеры заданий
48 1.4.3. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов . . . . . . .
48
Примеры заданий
50

5 1.4.4. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.
Смещение химического равновесия под действием различных факторов . . . . . . . . . .
50
Примеры заданий
1.4.5. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах.
Сильные и слабые электролиты . . . . . . . . . . . . .
53
Примеры заданий
54 1.4.6. Реакции ионного обмена . . . . . . . . . . . . . . . . . .
54
Примеры заданий
56 1.4.7. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
Гидролиз солей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
57
Примеры заданий
59 1.4.8. Реакции окислительно-восстановительные.
Коррозия металлов и способы защиты от нее . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
60
Примеры заданий
64 1.4.9. Электролиз расплавов и растворов
(солей, щелочей, кислот) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
65
Примеры заданий
66 1.4.10. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
67
Примеры заданий
69
2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 2.1. Классификация неорганических веществ.
Номенклатура неорганических веществ
(тривиальная и международная) . . . . . . . . . . . . .
71
Примеры заданий
75

6 2.2. Характерные химические свойства простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов
(меди, цинка, хрома, железа) . . . . . . . . . . . . . . .
76
Примеры заданий
79 2.3. Характерные химические свойства простых веществ — неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния . . . . . . . . . . . . . . . .
81
Примеры заданий
83 2.4. Характерные химические свойства оксидов: осноЂвных, амфотерных, кислотных . . . . . . . . .
84
Примеры заданий
86 2.5. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов . . . . . . . .
87
Примеры заданий
88 2.6. Характерные химические свойства кислот . . . .
90
Примеры заданий
93 2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, осноЂвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) . . . . . . . . . . . . .
94
Примеры заданий
96 2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
97
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 3.1. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная).
Взаимное влияние атомов в молекулах . . . . . . . . 102
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105

7 3.2. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал.
Функциональная группа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 3.3. Классификация органических веществ.
Номенклатура органических веществ
(тривиальная и международная) . . . . . . . . . . . . . 109
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) . . . . . . . . . . . 116
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола . . . . . . . . . . . . 121
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот . . . . . . . . . . 129
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 3.8. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 3.9. Взаимосвязь органических соединений . . . . . . . 139
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

8
4. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 4.1. Экспериментальные основы химии . . . . . . . . . . . 145 4.1.1. Правила работы в лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование.
Правила безопасности при работе с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 4.1.2. Научные методы исследования химических веществ и превращений.
Методы разделения смесей и очистки веществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 4.1.3. Определение характера среды водных растворов веществ.
Индикаторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 4.1.4. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы . . . . . . . . . . 153
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 4.1.5. Качественные реакции органических соединений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 4.1.6. Основные способы получения
(в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) . . . . . . . . . . . . . . 165
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167

9 4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих соединений
(в лаборатории) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ . . . . . . . . . . . 171 4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов . . . . . . . . . . 171
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия . . . . . . . . 174
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 4.2.4. Высокомолекулярные соединения.
Реакции полимеризации и поликонденсации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 4.3.1. Вычисление массы растворенного вещества,
содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе . . . . . . . . . . . 184
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 4.3.2. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187

10 4.3.3. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ . . . . . . . . . . 187
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 4.3.4. Расчеты теплового эффекта реакции . . . . . . . . . 189
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 4.3.5. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке
(имеет примеси) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 4.3.6. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 4.3.7. Нахождение молекулярной формулы вещества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 4.3.8. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 4.3.9. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси . . . . . . . . . . . . 196
Примеры заданий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196

11
Приложение
ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Водород
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Элементы IA-группы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Элементы IIA-группы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Элементы IIIA-группы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Элементы IVА-группы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Элементы VA-группы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Элементы VIA-группы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Элементы VIIA-группы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
ИЮПАК: Периодическая таблица элементов . . . . . . . . . . . . . 232
Растворимость оснований, кислот и солей в воде . . . . . . . . . 234
Валентность некоторых химических элементов . . . . . . . . . . 235
Кислоты и названия их солей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Атомные радиусы элементов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Некоторые важнейшие физические постоянные . . . . . . . . . . 237
Приставки при образовании кратных и дольных единиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Распространённость элементов в земной коре . . . . . . . . . . . . 238
Ответы на задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240

12
è ‰ËÒÎÓ‚ËÂ
Новый справочник включает весь теоретический материал школьного курса по химии, необходимый для подготовки и сдачи единого государственного эк- замена.
Содержание книги основано на контрольно-изме- рительных материалах, определяющих объем учеб- ного материала, который проверяется государствен- ной итоговой аттестацией.
Теоретический материал справочника изложен в краткой и доступной форме. Четкость изложения и наглядность учебного материала позволят эффектив- но подготовиться к экзамену.
Каждый раздел книги соответствует четырем со- держательным блокам, проверяемым на ЕГЭ: «Тео- ретические основы химии» — Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева, химическая связь и строение ве- щества, химическая реакция; «Неорганическая хи- мия», «Органическая химия», «Методы познания химии. Химия и жизнь» — экспериментальные ос- новы химии, общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ.
В приложении дана основная информация о хи- мии главных элементов, изучаемых в школе. Приве- дена необходимая краткая информация о водороде,
элементах IA-группы (литий, натрий и калий), эле- ментах IIA-группы (магний и кальций), элементе
IIIA-группы (алюминий), элементах IVА-группы (уг- лерод и кремний), элементах VA-группы (азот и фос- фор), элементах VIA-группы (кислород и сера), эле- ментах VIIA-группы (фтор, хлор, бром, иод), пере- ходных элементах побочных (Б) групп (3–12-й групп) Периодической системы (хром, железо, медь и цинк).

13
Рассмотрены физические и химические свойства этих элементов, а также их соединений, все химичес- кие реакции их получения в промышленности и ла- боратории.
Практическая часть спрвочника содержит приме- ры тестовых заданий с развернутым ответом, анало- гичных экзаменационным.
В конце справочника даны ответы на задания, ко- торые помогут объективно оценить уровень знаний,
умений и навыков выпускников.
Пособие поможет учащимся выпускных классов и абитуриентам самостоятельно повторить и систе- матизировать материал школьного курса химии,
познакомиться с формой экзаменационных тестовых заданий ЕГЭ и самостоятельно решить типовые тре- нировочные задания.

14
ÇÄÜçÖâòàÖ ïàåàóÖëäàÖ
èéçüíàü à áÄäéçõ
Химический элемент — это определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра.
Относительная атомная масса (A
r
)показывает,
во сколько раз масса атома данного химического эле- мента больше
1
/
12
массы атома углерода-12.
ç‡Á‚‡ÌËfl ˝ÎÂÏÂÌÚÓ‚, Ëı ÒËÏ‚ÓÎ˚
Ë ÓÍ Û„ÎÂÌÌ˚ ÓÚÌÓÒËÚÂθÌ˚ ‡ÚÓÏÌ˚ χÒÒ˚,
A
r
Название
Символ
A
r
Название
Символ
A
r
Азот
N
14
Литий
Li
7
Алюминий
Al
27
Магний
Mg
24
Барий
Ba
137
Марганец
Mn
55
Бериллий
Be
9
Медь
Cu
64
Бор
B
11
Мышьяк
As
75
Бром
Br
80
Натрий
Na
23
Висмут
Bi
209
Никель
Ni
59
Водород
H
1
Олово
Sn
119
Железо
Fe
56
Платина
Pt
195
Золото
Au
197
Ртуть
Hg
201
Иод
I
127
Рубидий
Rb
85
Калий
K
39
Свинец
Pb
207
Кальций
Ca
40
Селен
Se
79
Кислород
O
16
Сера
S
32
Кобальт
Co
59
Серебро
Ag
108
Кремний
Si
28
Стронций
Sr
88

15
Химическое вещество — совокупность любых хи- мических частиц.
ïËÏ˘ÂÒÍË ˜‡ÒÚˈ˚
Формульная единица — условная частица, состав которой соответствует приведенной химической фор- муле.
Ar — вещество аргон (состоит из атомов Ar)
H
2
O — вещество вода (состоит из молекул H
2
O)
KNO
3
— вещество нитрат калия (состоит из кати- онов K
+
и анионов NO )
Окончание табл.
Название
Символ
A
r
Название
Символ
A
r
Сурьма
Sb
122
Фтор
F
19
Теллур
Te
128
Хлор
Cl
35,5
Титан
Ti
48
Хром
Cr
52
Углерод
С
12
Цезий
Cs
133
Фосфор
P
31
Цинк
Zn
65
Название
Заряд
Число
неспаренных
электронов
Примеры
Атом
= 0
≥ 0
О, Ва, He
Молекула
= 0
= 0
N
2
, CO
2
Катион
> 0
= 0
Na
+
, NH
Анион
< 0
= 0
Cl

, CO
Радикал
= 0
> 0
•OH, •NO
2
+
4 2–
3

3

перейти в каталог файлов
связь с админом