Главная страница

Справочник Характеристика литературных героев в соответствии с кодификатором егэ по литературе


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеСправочник Характеристика литературных героев в соответствии с кодификатором егэ по литературе
АнкорKharakteristika_literaturnykh_geroev.pdf
Дата12.04.2019
Размер0.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKharakteristika_literaturnykh_geroev.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#62305
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1
Справочник
«Характеристика литературных
героев в соответствии с
кодификатором ЕГЭ
по литературе »
2
Из древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве»
Князь Игорь Святославич - сын Святослава. Он был великим князем, обладал большой властью над людьми и землями. Игорь был очень смелым и амбициозным. Он хотел завоевать себе славы с помощью воинских подвигов.
Так как его отец, Святослав, был очень знаменит своей смелостью и мудростью в боях, Игорь хотел показать, что он тоже может постоять за свои земли и защитить их от набегов врагов. Именно поэтому он собирает войско и отправляется в поход. Но он не глуп и понимает, что один он не справится, поэтому он зовет себе в помощь своего брата, Всеволода, который также готов повоевать за родные земли и имеет большое храброе войско. Игорь обладает даром убеждения и харизмой, это помогает ему собрать войско и отправится в путь для того, чтобы добыть славы и почестей и защитить русские земли от половцев. Но Игорь не только смел для того, чтобы участвовать в бою, он также осмеливается бросить вызов природным явлениям. В то время, природным явлениям уделялось очень большое внимание, поэтому то, что Игорь не обратил внимания на затмение солнца, говорит о его большой храбрости, даже безрассудности. Это также говорит о том, что он умеет убеждать, так как его дружина пошла за ним, несмотря на то, что придавала большое значение всему, что связано с предсказаниями.
Игорь очень храбр, так как выступает на защиту своей земли с небольшим отрядом и бьется с врагами очень смело. Но так как войско половцев было многочисленнее, то, в конце концов, их побеждают. Игорь уважал и любил своего брата, поэтому очень переживал его потерю. Но он обладает сильным характером и не любит сдаваться, поэтому, когда его берут в плен, он сбегает с помощью своего слуги. Он любит свободу, поэтому несмотря на все лишения, которые ему приходится пережить в пути, Игорь рад, что наконец освободился.
Князь Всеволод Святославич – брат Игоря и сын великого Святослава. Он, не думая ни секунды, откликнулся на призыв своего брата, Игоря, отправиться на защиту земель русских. Он отправился на войну вместе с братом, чтобы не только защитить свои земли и людей, но и добыть себе воинской славы. Это говорит о его честности и храбрости, о его большой отваге и любви к брату.
Он говорит, что они с Игорем оба дети Святослава и должны помогать друг другу, быть друг для друга оплотом в таком тяжком деле, как война. Он
3 собрал свою дружину, потому что считал себя защитником земли русской и понимал, что кроме них никто не станет защищать их земли. Всеволод не только был смелым и верным братом и другом, он был хорошим военачальником, так как помог брату победить в первой битве. Дружина его уважала и слушалась, потому что он первый шел в бой и старался показать пример того, как воюют настоящие мужчины. Автор показывает Всеволода не только как человека бесстрашного, но, даже, как отчаянного. Он показывает сцену, где Всеволод бьется с врагами, забыв обо всем на свете, забыв о своей жене, забыв даже о своей жизни. И именно эта его черта помогает продержаться достаточно долго, потому что его боятся половцы и нападают только большой толпой. Всеволод был очень привязан к брату и считал своим долгом помогать ему в походе, поддерживать его в трудной битве, поэтому, когда Всеволод погибает, Игорю приходится очень тяжело.
Помощь Всеволода и его храброй дружины поддерживала дух не только всей армии, но и самого Игоря, который глубоко уважал и полагался на брата.
Князь Святослав Всеволодович Киевский – отец Игоря и Всеволода, был очень известен на Руси тем, что прекратил бессистемные набеги половцев и намного облегчил жизнь русского народа. Он был не только смел, но и мудр, так как не только защитил от половцев русские земли с помощью силы и меча, но также объединил некоторые города для общей защиты. Он был спокоен тем, что оставил после себя покой и мир, он гордился своими сыновьями, которые хорошо руководили, но он не ожидал, что его сыновья могут его так подвести. По сути, поход Игоря и Всеволода, хотя и показывал их храбрость, но не был очень умным поступком. И Святослав это понимал, как поняли это все после их поражения в бою и последующих невзгод. Если
Игорь и Всеволод не были настолько умны, чтобы посмотреть в будущее и просчитать варианты, то Святослав, учитывая его опыт и могучий ум, понимал, к чему привела их жажда показать себя и стремление воевать. Он глубоко переживает неудачу своих сыновей, также как и их судьбу. Он понимает, что они были слишком молоды, чтобы отправляться на такой подвиг. Кроме того, Святослав переживает за судьбу русской земли, так как
Игорь и Всеволод разбудили силы половцев, которые дремали уже довольно давно. Он умен и понимает,­ как и многие другие,­ что поражение русских витязей стало значимым событием для половцев, так как дало им уверенность, которой раньше не было. Они поняли, что могут воевать с русскими бойцами и побеждать, так как они уже победили в битве с Игорем.
А так как он и его брат Всеволод, были сыновьями Святослава, то противники считают, что они победили и Святослава тоже. Святослав видит,
4 что спасение русской земли только в объединении, но никто не хочет его слушать, все стремятся к своей собственной выгоде, никто не хочет объединяться и воевать. Святослав, человек старых принципов, не понимает этого, такое положение вещей его глубоко расстраивает. Он горюет о том, что прежние времена прошли, он оплакивает своих сыновей и участь русской земли.
Княгиня Ярославна – жена князя Игоря. Третья часть «Слова о полку
Игореве» начинается с ее песни, которая носит название «Плач Ярославны».
Это песня о том, как мать и жена горюет о своих близких, о мужчинах, которых она потеряла в той знаменитой битве. Эта битва обернулась не только для русской земли большой бедой, но она также принесла много горя в семьи, откуда сыновья и мужья ушли на эту битву. Ярославна представляет собой всех женщин русской земли. Она является олицетворением всех подруг, матерей, жен, сестер русской земли, у которых друзья, сыновья, мужья и братья не вернулись домой. Она показывает плач и страдание всех, кто перенес потерю, но, обращаясь к силам природы, спрашивая их, не теряет надежды. Она все еще надеется увидеть своих близких и говорит о том, что бы она сделала ради этого. Ярославна является настоящей русской женщиной, способной на любовь и самопожертвование. Она ждет своего мужа из плена, хочет верить, что он вернется и исправит ситуацию, в которой все оказались в данный момент. Автор сравнивает Ярославну с птицами, с кукушкой, которая одиноко ждет. Он показывает через ее песню не только страдания всех русских женщин, но и страдание матушки Руси, которая скорбит о своих сынах, ушедших и не вернувшихся. Ярославна обращается к силам природы, к ветру, солнцу, она спрашивает их, как же так получилось, что Игорь не вернулся домой, а она потеряла покой и утратила веселье. Она старается передать ему на расстоянии все, что ее тревожит и все, о чем она думает.
5
Из литературы XVIII века
Д.И. Фонвизин – комедия «Недоросль»
Госпожа Простакова - одна из главных персонажей и движущее лицо в пьесе
Д. И. Фонвизина «Недоросль». Она мать Митрофанушки и сестра Тараса
Скотинина. Простакова участвует практически во всех событиях пьесы, так как действие происходит в доме, где она является хозяйкой. По положению она дворянка, имеет крепостных и представляет собой типичный образец русской помещицы середины XVIII века. Её отличают беспринципность, невежество, безграмотность и желание все контролировать. Муж героини не осмеливается перечить ей. Такие понятия, как совесть и честь ей чужды. Для достижения своих целей она готова пойти на любые уловки, включая подлость и обман. Всё, что её интересует, - это её личное благосостояние и благополучие сына. Ради Митрофанушки она готова пойти на всё. Так, например, узнав о богатом приданном воспитанницы Софьи, она сразу же решает женить своего сына на ней, несмотря на то, что первоначально было решено выдать её за брата помещицы Тараса Скотинина и, несмотря на протесты самой Софьи. Даже когда её планы рушатся, она все равно пытается тайно обвенчать молодых.
Митрофан Простаков – сын помещиков Простаковых и один из главных отрицательных героев комедии «Недоросль». Будучи несовершеннолетним подростком, он является ярким представителем дворянской молодежи и одним из многочисленных «недорослей», населявших Россию в 18 веке. По натуре он груб и жесток, не желает учиться или служить, ни во что не ставит отца и, пользуясь безграничной любовью матери, манипулирует ею, как пожелает. Его отличают тупость, невежество и лень, что указывает на его схожесть с матерью. Он открыто издевается над крепостными и учителями. С одной стороны, он кажется тираном, с другой стороны, автор показывает и его рабское поведение, привитое ему всем семейством ПростаковыхСкотининых и крепостной нянькой Еремеевной. Когда все планы
Простаковой женить его на богатой воспитаннице Софье рушатся и ему приходится готовиться к службе в армии, он безропотно просит прощения и принимает свой приговор. На примере этого персонажа автор пьесы пытается
6 показать невежество дворян того времени, а также социальную деградацию в стране. Благодаря образу Митрофанушки слово «недоросль» стало нарицательным. Впоследствии так стали называть людей глупых и невежественных.
Тарас Скотинин - один из действующих лиц комедии «Недоросль», родной брат госпожи Простаковой. Такая фамилия подобрана автором не случайно.
Тарас любит и разводит свиней. Хозяйственные животные — единственный интерес персонажа. Узнав, что воспитанница Стародума, Софья, является богатой наследницей, он пытается добиться её расположения и жениться на ней. По этой причине даже вступает в соперничество со своим племянником
— Митрофаном. По натуре Скотинин грубый невежда, подлый и деспотичный человек. Он воспитывался в той же среде, что и Простакова.
Несмотря на то, что они относят себя к дворянству, оба интеллектуально неразвиты и лишены всяческого воспитания. При этом отличаются самовлюбленностью и любят важничать своей необразованностью. На его примере показана нравственная и моральная деградация мещанства того времени. В конце пьесы его планы, как и планы его честолюбивой сестры рушатся. Более того, он и ему подобные наказаны за грубое отношение к крепостным.
Стародум – один из главных персонажей комедии Дениса Фонвизина
«Недоросль». Его фамилия указывает на то, что он человек «старой» эпохи, то есть эпохи Петра I. Его роль в произведении очень важна, в особенности его речи и наставления. Отец Стародума служил при Петре Великом и всегда говорил сыну, что нужно оставаться человеком в любое время и в любой ситуации. Будучи убежденным, что истинное воспитание начинается с воспитания души и сердца, Стародум передает это знание другим как нравственную исповедь. На его попечении находится племянница-сирота
Софья. Он появляется в пьесе не сразу, но в итоге освобождает девушку от тирании и влияния Простаковых. Этой необразованной семье, принадлежащей к сословию «новых» дворян он дает своеобразную оценку и прямо высказывается о плохом воспитании их сына Митрофана. Стародум считает, что нравственное воспитание и просвещение всецело зависят от государства и от того, насколько разумно оно устроено. Однако без души любой даже самый просвещенный умница превращается в «жалкую тварь».
На момент происходящих в пьесе событий ему 60 лет. Ранее он служил при дворе и ушел в отставку. А также, он провел долгое время в Сибири, где тяжким трудом приобрел свое благосостояние. Стародум хорошо относится к
7 своей воспитаннице и желает ей лишь счастья. Для этого он находит ей достойного жениха и завещает свое наследство.
Софья – одна из главных положительных персонажей в пьесе Фонвизина
«Недоросль». Она – племянница Стародума, оставшаяся сиротой. В его отсутствие имением управляют Простаковы. Они же присматривают за
Софьей и одновременно обкрадывают её. Узнав, что у девушки богатое наследство, они начинают бороться за её руку и сердце. Однако у девушки есть возлюбленный по имени Милон, которому она остается верна. По натуре Софья благоразумна и добродетельна. Она наделена острым умом, мудростью и добрым сердцем. Также для нее характерны кротость и уважение к старшим. Девушка происходит из рода честных дворян, которые дали ей хорошее воспитание и образование. В отличие от Простаковой она считает, что богатство должно доставаться трудом. Основная сюжетная линия пьесы образуется вокруг сватовства Митрофанушки, Скотинина и
Милона к Софье. Простакова в погоне за наживой прилагает все усилия, чтобы на Софье женился её сын Митрофан. Однако девушка смело отстаивает свою любовь к Милону. В этом ей поддерживают другие положительные герои пьесы. Группируясь вокруг неё, они помогают Софье освободиться от назойливой опеки Простаковых и воссоединиться с любимым. В конце комедии планы Простаковой похитить девушку рушатся.
Даже после этого Софья не держит на неё зла и прощает её.
Милон – жених Софьи, молодой человек больших достоинств, офицер с доблестным характером. Милон скромный и не высокомерный человек. Он очень нравится Софье и Стародуму. Благодаря ему, Софье удается избежать брака с сыном - «недорослем» госпожи Простаковой и ухаживаний со стороны Скотинина. Милон храбрый и отважный мужчина. Стародум понимает, что Софья будет в надежных руках, если выйдет за него замуж.
Помимо этого, он добродетельный и честный человек с хорошими манерами и воспитанием. Взгляды Милона в пьесе перекликаются с взглядами чиновника Правдина, поэтому они хорошие друзья. С Софьей он не виделся уже полгода и вновь находит ее у Простаковых, приезжая с солдатами в
Москву. Поначалу он думает, что у девушки появился достойный жених в лице Митрофана, но узнав о лицемерии Простаковой и о том, что она хочет завладеть наследством девушки, он искренне возмущен и решает принять меры. Именно он препятствует тому, чтобы девушку увезли силой на венчание. Обнажив свою шпагу, герой преграждает путь Простаковым и высказывает свое негодование.
8
Правдин - один из второстепенных героев пьесы Д. И. Фонвизина
«Недоросль». Фамилия персонажа выбрана не случайно. Правдин является честным и благородным чиновником, призванным разобраться в деяниях
Простаковых-Скотининых. Он служит бюрократом в наместничестве, созданном Екатериной II. Такие учреждения были созданы во второй половине 18 века в каждой губернии. Их целью являлось наблюдение на местах за выполнением правительственных указов. Такова же и задача
Правдина. Однако в данном деле он разбирается не только для выполнения государственного указа, но и из личных чистосердечных побуждений. Он желает пресечь своеволие помещиков, которые злоупотребляют данной им властью. В итоге, узнав о злодеяниях и мошенничестве Простаковой в отношении Софьи, он отбирает у неё имение в пользу государства и лишает её возможности самостоятельно распоряжаться крестьянами. В этом ему помогают Стародум и Милон.
Пафнутьич Цыфиркин - второстепенный персонаж пьесы Д. И.
Фонвизина «Недоросль», отставной сержант, подрабатывающий тем, что помогает неграмотным чиновникам научиться счету. Цыфиркин, в соответствии со своей фамилией, является учителем арифметики. По натуре он добрый и честный человек. Это можно понять по тому, как он отказывается от денег, не научив ничему Митрофана. Двадцать лет он прослужил в армии, а затем решил переквалифицироваться в учителя, хотя сам не имеет никакого опыта преподавания и является малограмотным человеком. За два года он так ничему и не научил своего ученика, хотя это во многом вина самого Митрофана, который во время уроков бездельничал.
Именно за лень Цыфиркин недолюбливает его. Примечательно то, что когдато этот персонаж служил под началом у офицера Милона. Внешне он крупный, крепкий и сильный мужчина. Сам по себе он неглупый человек.
Сидорыч Кутейкин - второстепенный персонаж комедии Фонвизина
«Недоросль», один из учителей Митрофана, бывший семинарист. Кутейкин сам малограмотный человек, но назначен обучать сына Простаковой грамоте, то есть письму и навыкам чтения. В свои шестнадцать лет Митрофан так и не научился элементарной грамоте. Он с трудом складывает простые числа и не может прочесть пару строк из книги. Как учитель Кутейкин ничего не стоит.
Он и сам бросил учебу в семинарии, потому что боялся «заумных» наук. Он малообразованный, невежественный, трусоватый человек. Уже три года они мучаются над грамотой и все безрезультатно. Будучи человеком расчетливым, в конце пьесы он просит возместить ему ущерб за стоптанные сапоги. Правдин и Стародум рекомендуют ему обратиться за платой к
9
Простаковой, после чего он отступает от своих денежных претензий.
Фамилия героя взята от старославянского блюда «кутя», которым нередко угощали попов.
Вральман - гувернер Митрофана и самый высокооплачиваемый работник в доме Простаковых. Адама Адамыча Вральмана наняли как учителя французского языка и других наук. На самом деле, он бывший кучер Стародума, а никакой не учитель. По натуре он нехороший, хитрый и ленивый человек. Он только создает видимость, что учит Митрофана. В его обязанности входит обучить «недоросля» всем премудростям светских манер. С Простаковой он общается на равных и получает отличное жалование от нее. У героя прирожденный дефект речи и он единственный из всех учителей Митрофана, кто даже не пытается его чему-нибудь научить.
Фамилия Вральман, соответственно образована от слова «враль» и суффикса
«манн», присущего немецким фамилиям. Простакова наивно полагает, что учитель ее сына немец по происхождению. Он ей нравится больше остальных, потому что единодушен с ней в вопросах воспитания и образования, то есть считает, что незачем «ребенку» забивать голову излишней наукой. В конце пьесы Стародум зовет его обратно к себе на работу кучером.
Еремеевна - одна из второстепенных героев пьесы Фонвизина «Недоросль».
Она является няней и кормилицей Митрофана. На примере её образа автор пытается показать, как извращало крепостное право дворовых прислуг, как уродовало оно их и унижало. Несмотря на присущие ей хорошие человеческие качества, рабская приниженность берет верх. Еремеевна уже более 40 лет прислуживает для Простаковых-Скотининых. По этой причине она рабски привязана к членам этой семьи и считает прислуживать им своим первейшим долгом. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. А когда
Скотинин набрасывается на мальчика, Еремеевна заслоняет его собой и защищает. Однако эта рабская преданность приобретает искаженный характер, что автор изображает с особой художественной силой. На фоне повышенного чувства долга перед семьей Простаковых у няни теряется чувство собственного достоинства. Она не только безропотно переносит хамское отношение к себе, но и не проявляет никакого протеста. А в это время Митрофан с Простаковой позволяют себе оскорблять пожилую женщину такими словами, как «бестия», «старая ведьма», «хрычовка», и даже поднимают на неё руку. В результате судьба Еремеевны довольно тяжела, так как ей приходится всю жизнь прислуживать неблагодарным и деспотичным хозяевам.
10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом