Главная страница

хх век 26стр, 2017г. Стилевое разнообразие искусства ХХ века вставь пропущенные слова (названия стилей и фамилии композиторов)


Скачать 8.25 Mb.
НазваниеСтилевое разнообразие искусства ХХ века вставь пропущенные слова (названия стилей и фамилии композиторов)
Анкорхх век 26стр, 2017г.doc
Дата06.11.2018
Размер8.25 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлахх век 26стр, 2017г.doc
ТипДокументы
#48124
страница3 из 4
Каталогid1631862

С этим файлом связано 63 файл(ов). Среди них: хх век 26стр, 2017г.doc, ДРЕВНЯЯ МУЗЫКА Ч1-6КЛ28с 2017.doc, древняя музыка ч2 2017 7кл.doc, 5 кл. РУССКАЯ МУЗЫКА 38с 2017 .doc, 3 КЛ. ЗАДАНИЯ Ч.1 2017.doc, 3 КЛ. ЗАДАНИЯ Ч.2 2017.doc и ещё 53 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4
Дмитрий Шостакович

а) Ответь на вопросы:

1.Где Шостакович учился? Кто были его учителя?

2.Какое произведение стало его дипломной работой?

3. Чем занимался Шостакович в 20-е и 30-е годы?

4. В каких жанрах Шостакович сочинял музыку? Какие жанры любимые?

5. Чем стал для Шостаковича 1936 год?

6.Кто был учеником Шостаковича?

  1. В каких произведениях Шостаковича нашли отражение песни революции?

  2. Какое произведение Шостаковича носит такое же название как и у И.С. Баха?

  3. Каков характер музыки Шостаковича? Как развиваются у него темы?

  4. В каких симфониях Шостакович ввел хор? У каких композиторов было подобное?


б) Сравни личности Прокофьева и Шостаковича.
в) Исправь ошибки в биографии Д. Шостаковича.

Дмитрий Борисович Шостакович родился в Москве в 1906 году. Его мать обучалась в консерватории, был любителем музыки и отец, охотно певший на домашних вечеринках, аккомпанируя себе на фортепиано. Сначала обучали музыке старшую сестру Димы, и мальчик, свидетель этих малопривлекательных и бесполезных занятий, долго не решался подходить к фортепиано. Однако именно мать оказалась его первым прекрасным учителем.

В возрасте 15 лет он поступил в Московскую консерваторию, директором которой тогда был Римский-Корсаков, внимательно отнесшийся к юному дарованию. Жизнь в 20-е годы была трудная, только что закончилась отечественная война - голод, холод, разруха. Отец умер, и семья оказалась в крайней нужде. Стипендии, которую получал Шостакович, на жизнь не хватало, и он подрабатывал в кинотеатрах тапером - сопровождал игрой на скрипке немые фильмы. Такова была практика до появления звукового кино.

Свое первое сочинение Шостакович опубликовал в 1922 г. Это - "Три фантастические танца для фортепиано", полные мелодического изящества и гармонической красоты. В 1925 г. он закончил университет, написав в качестве дипломной работы свою Первую симфонию, которая сразу привлекла внимание слушателей своей свежестью, энергией и ироничными, насмешливыми интонациями, столь характерными для начального этапа творчества пианиста.

Главным лозунгом того времени стало отрицание всего старого. В обстановке, поощряющей любые творческие дерзания, создает свои первые оперы и балеты Шостакович. В опере "Ухо" по Гоголю, где было много смелых, ярких художественных находок, предполагалось, что исполнитель роли майора Ковалева будет петь свою партию, зажав нос… Опера была воспринята как удачный и очень веселый спектакль, но по коммерческим причинам не удержавшийся в репертуаре.

Оглушительный успех выпал на долю балета "Золотой век", хотя он тоже недолго продержался в репертуаре.

Молодой Шостакович с успехом выступал и как пианист - в 1927 году на международном конкурс пианистов в Варшаве был награжден почетным дипломом.

В 1937 г. Шостакович завершает свою 7 симфонию, подводя ею как бы первый творческий итог. В ней отражен путь человека, жизнь его души, и этот путь - от одиночества и страдания к радости и жизнеутверждению. Трагические интонации симфонии перекликались с комедией тех лет, культом Сталина, с гонениями на культуру, с преследованием и уничтожением тысяч ни в чем не повинных людей, объявленных "друзьями народа".

Великая Отечественная война застает композитора в родном Петербурге, он не хочет уезжать и пишет 5-ю симфонию, посвящая ее героическому городу, зажатому в кольцо блокады. Эта симфония впервые была исполнена в марте 1952 г. в Большом зале Петербургской консерватории в дни напряженнейшей борьбы с врагом. Теме трагических военных испытаний посвящена и 8-я симфония.

Послевоенное творчество Шостаковича было посвящено теме борьбы за мир. В 11 и 12 симфониях отразились эпохальные события истории нашей страны, ее революционное прошлое. Последнюю, 21 симфонию (1971), можно считать музыкальной исповедью Шостаковича, его автобиографией.

Шостакович много лет преподавал в Ленинградской и Берлинской консерваториях, его учениками были Г.Свиридов, Б.Тищенко, Р.Щедрин, А.Шнитке. В советское время, известное жестокой цензурой и идеологическими установками, направленными на восхваление власти и коммунистической партии, Шостакович был удостоен всех возможных почестей, званий и наград, но не изменил себе, своим творческим принципам и потому остался великим композитором ХХ века.
г) Симфоническое творчество Шостаковича.

1. Какое место в творчестве Шостаковича занимает симфонический жанр? Сколько симфоний написал этот композитор?

2. Почему Седьмая симфония получила название "Ленинградской"? Вспомни историю ее создания.

3 .Чем необычен этот цикл?

4. Какая часть главная и почему?

5. В чем заключается особенность сонатной формы первой части симфонии? С чем это связано?

6. Чем необычна побочная партия? Охарактеризуй ее жанровую основу.

7. Какую тему писатель А. Толстой назвал "пляской ученых крыс под дудку крысолова"?

8. В какой форме написан эпизод нашествия? Сколько раз проходит его тема?

9. Сравни темы главной и побочной партий экспозиции и репризы первой части. Изменились ли образы? Поясни.

10. К какому жанру можно отнести Седьмую симфонию Шостаковича?

11. Прочитай образное содержание программы Седьмой симфонии советского писателя А.Н. Толстого. А каково твое слышание этой музыки? В чем согласишься, а в чем и поспоришь с писателем?

"…Скрипки рассказывают о безоблачном счастьице - в нем таится беда, оно еще слепое и ограниченное… в этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок.

Тема войны возникает отдаленно и сначала похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, возрастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма… Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки… в оркестре смятение, хаос.

Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны… И скрипки гармонизуют хаос войны, заставляют замолчать ее пещерный рев.

Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть времени…Слышен только раздумчивый и суровый - после стольких потерь и бедствий - человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу. Перед умудренным в страданиях взором человека - пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

За красоту мира льется кровь. Красота - это не забава, не услада и не праздничные одежды, красота - это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека. Симфония будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает.

…Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями… раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но и счастье теперь рассказывает могущественная тема человека. Вот вы теперь подхвачены светом, вы словно в вихре его… И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего…"
е) Определи фрагменты из произведений Шостаковича:








з) Выбери правильный ответ:

  1. Ведущий жанр творчества Шостаковича… а) симфония, б) опера, в) романс.

  2. Шостакович написал свою Первую симфонию, прославившую его имя в…а) 15 лет, б) 19 лет, в) 25 лет

  3. Название симфонии №7…а) "1905 год", б) "1917 год", в) "Первомайская", д) "Ленинградская".

  4. Название симфонии № 11… а) "1905 год", б) "1917 год", в) "Первомайская", д) "Ленинградская".

  5. Оперу "Леди Макбет Мценского уезда" во 2 редакции Шостакович назвал… а) "Нос", б) "Игроки", в) "Катерина Измайлова".

  6. Сочинение для фортепиано, написанное по образцу "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха… а) “24 прелюдии”, б) “24 прелюдии и фуги”, в) "Детская тетрадь"

  7. Жанр произведения Шостаковича "Золотой век" …а) опера, б) балет, в) оперетта

  8. Является ли Шостакович автором музыки ко всем следующим кинофильмам: "Гамлет", "Король Лир", "Встречный", "Молодая Гвардия", "Овод"? а) да, б) нет.

  9. Хобби композитора… а) охота, б) фотография, в) футбол


и) В каком произведении Шостакович использует…

1.стихи Ф. Гарсиа Лорки, В. Кюхельбекера? ____________________

2.стихи Е. Евтушенко? ______________________________________

3.прозу Гоголя? ___________________________________________

4. прозу Лескова? __________________________________________

5. тему революционной песни "Вы жертвою пали"? ______________

6.тему популярной джазовой песни "Чай вдвоем"?______________

7. свой знаменитый "Романс"?________________

В симфонии №14, музыке к к/ф "Овод", симфонии №11, балете "Золотой век", симфонии №13, опере "Нос", опере "Катерина Измайлова".
к) Выбери правильный ответ.

  1. Жанровая основа главной партии 1 части симфонии №7 ________

вальс, гавот, марш, песня

  1. Основная тональность симфонии №7_______________

c moll, C dur, Es dur , G dur

  1. Эпизод фашистского нашествия написан в тональности ________

c moll, C dur, Es dur , G dur

  1. Главная партия в репризе 1 части звучит в тональности ________

c moll, C dur, Es dur , G dur

  1. Солирующий инструмент в побочной партии репризы 1 части симфонии №7 ______________

а) виолончель, б) фагот, в) флейта, г) альт

  1. Ударный инструмент, звучащий в течение всего эпизода нашествия _____________________

а) там-там, б) литавры, в) малый барабан, г) большой барабан

  1. Тема, завершающая эпизод нашествия ______________________

а) тема нашествия, б) тема сопротивления, в) тема главной партии

  1. Форма, в которой написан эпизод нашествия ________________

а) классические вариации, б) рондо, в) вариации на выдержанную мелодию

  1. Симфония, в которой композитор использовал мелодии и отдельные обороты различных революционных песен - ________

Симфония №5, симфония №7, симфония №11

  1. 24 прелюдии и фуги Шостаковича расположены ______________

а) по хроматизмам, б) по квинтовому кругу с чередованием мажора и одноименного минора, в) по квинтовому кругу с чередованием мажора и параллельного минора
л) Укажи современников композитора

1.Русский композитор, называвший Шостаковича "одной из лучших надежд нашего искусства"_________________________

2. Учитель Шостаковича по композиции в Ленинградской консерватории - __________________________

3. Английский композитор - друг Шостаковича - _______________

4. Поэт и режиссер, с которым Шостакович сотрудничал при постановке комедии "Клоп" - _____________________

5. Дирижер, первый исполнитель симфонии №7 в блокадном Ленинграде - ____________________

6. Музыковед, друг композитора, памяти которого Шостакович посвятил Трио - ______________________

7. Композитор - ученик Шостаковича - _________________-

8. Знаменитый дирижер, первый исполнитель большинства симфоний Шостаковича - ____________________

9. Поэт, вдохновивший Шостаковича на создание поэмы "Казнь Степана Разина" - _____________________

М.Штейнберг, К.Элиасберг, И.Соллертинский, А.Глазунов, Б.Бриттен, В.Маяковский, Е.Мравинский, Г.Свиридов, Е. Евтушенко, В.Мейерхольд, Д.Ойстрах,
м) Реши кроссворд


1











































8























































2










9

10































3































7


























































4








































5












































По горизонтали: 1.Возникновение цикла "24 прелюдии и фуги" говорит в любви Шостаковича к ___?________

2. Писатель, произведение которого послужило основой для создания оперы "Леди Макбет Мценского уезда"

3 Любимый жанр творчества Шостаковича

4.Город, в котором родился Шостакович

5.Что ввел Шостакович в свои 13 и 14 симфонии?

По вертикали: 1. Одна из специальностей Шостаковича.

  1. Как именовали музыканта, играющего в кинотеатре во время немого показа фильма?

  2. Учитель Шостаковича в консерватории.

  3. Название кинофильма, в котором звучит знаменитый "Романс" в исполнении виолончели.

  4. Событие, повлиявшее на создание симфонии №7


IV. Творчество А.И. Хачатуряна.

  1. Прочитай высказывание Асафьева о мире звуковых образов Хачатуряна и ответь на вопрос: почему так красочно Асафьев описывает музыку Хачатуряна?

"Это прежде всего пир музыки. Нечто рубенсовское в пышности наслаждающейся жизнью мелодики и роскоши оркестровых звучаний. И не только тут пышность, но и изобилие, щедрость: грозди мелодий и орнаментов. Словно вкушаешь музыку, расточительно привольную, радующуюся своему изобилию Он не может создавать вне ощущения солнца, света, яркости тканей в игре напевов и ритмов, в сочности красок оркестра… Повторяю, это Рубенс нашей музыки, но Рубенс восточных сказок, потому что Хачатурян - музыкант из стран дивных красочных поэм и прекрасных узорчатых мелодий… В какой бы форме не являлась музыка Хачатуряна, в ней все же непременно обнаружится импровизационно-привольное звеньевое построение, то есть данные напев и ритм в вариантных сопоставлениях со множеством узоров на остинатном рисунке. Гамма построений и смена их - беспредельны: от томных, нежных, изысканно-рыцарственных высказываний и образов до величаво-грозных, плотоядно-страстных, жгуче солнечных. И всюду всегда слух ошеломлен щедростью средств и неисчерпаемостью выдумки… словно пересыпаются лучистые драгоценные камни и нанизывается ожерелье за ожерельем, и смены красок в оркестре и смены звеньев - настроений кажутся перемежающейся игрой сияния камней, от яркости бриллиантовых лучей до элегической прелести жемчуга! В Хачатуряне музыкальное сказание о Востоке переживает пышное Возрождение и даже новую жизнь, и еще более того - открытие новых стран - сфер музыки, озаренных светом радостного жизнепостижения и любовью красоте жизни… Искусство Хачатуряна зовет: "Да будет свет! И да будет радость!"

  1. Какие произведения Хачатуряна знакомы?

  2. Каков ведущий жанр творчества этого композитора?

  3. Подумай, музыка Хачатуряна национальна или интернациональна?

  4. Выбери правильный ответ.

а) На каком инструменте первоначально учился играть Хачатурян?

1) на скрипке, 2) на виолончели, 3) на фортепиано

б) Педагог Хачатуряна по композиции в Московской консерватории.

1) Д.Шостакович, 2) М.Штейнберг, 3) Н.Мясковский

в) Был ли Хачатурян дирижером? 1) да, 2) нет

г) Кому посвящен знаменитый Скрипичный концерт композитора?

1) Д.Ойстраху, 2) Л.Когану, 3) С. Стадлеру.

д) Основная тональность скрипичного концерта Хачатуряна - 1) D dur, 2) d moll, 3) a moll

е) Балет Хачатуряна по роману Р.Джованьоли - 1) "Гаянэ", 2) "Спартак", 3) "Счастье".

ж) Балет, в котором звучит знаменитый "Танец с саблями" - 1) "Гаянэ", 2) "Спартак", 3) "Счастье".

з) Тему Адажио Спартака и Фригии в балете Хачатуряна исполняют… 1) скрипки, 2) деревянно-духовые инструменты, 3) виолончели.

и) Первым и лучшим исполнителем партии Красса в балете "Спартак" был… 1) В.Васильев, 2) М.Лиепа, 3) Ю.Григорович

к) Произведение, для которого был написан знаменитый Вальс композитора… 1) Музыка к драме Лермонтова "Маскарад", 2) Балет "Спартак", 3) Балет "Гаянэ".

  1. О каком произведении Хачатуряна идет речь?

а) … вначале эта неизбывная жизненная энергия заключена в строгие рамки классического сонатного аллегро, где волевая тема-эпиграф, народно-танцевальная главная и поэтически возвышенная побочная партии как бы связаны мелодически и вырастают одна из другой. Но их характеры контрасты, и это является основным стимулом для разработки. Ее содержание - не противоборство антагонистических начал, а пафос самоутверждения: образам мужественным, решительным противостоит мир высоко поэтической лирики.”

  1. Определи следующие фрагменты:






V
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом