Главная страница

Бекарюков М.В. Сущность и содержание понятия эзотерика. Сущность и содержание понятия эзотерика


Скачать 73.5 Kb.
НазваниеСущность и содержание понятия эзотерика
АнкорБекарюков М.В. Сущность и содержание понятия эзотерика.doc
Дата11.11.2017
Размер73.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБекарюков М.В. Сущность и содержание понятия эзотерика.doc
ТипДокументы
#33504
Каталогolegthelemskiy

С этим файлом связано 61 файл(ов). Среди них: Позорное Дитя Алистера Кроули. Я назову тебя Сулемой..docx, Pozornoe_Ditya_Alistera_Krouli_Tayna_Nizeli_Ploti.pdf, Глава 7 Прошлые жизни.doc, Сексуальность и сексуальная магия.doc, Ставка.doc, Andre_Padu_Chto_takoe_Tantra.pdf, Bekaryukov_M_V_Konstruirovanie_ezotericheskoy_realnosti_bazovye_, Бекарюков М.В. Сущность и содержание понятия эзотерика.doc, Афиша конференции.doc, Bekaryukov_M_V_Sotsiokulturny_fenomen_ezoteriki_Izvestia_AltGU_2 и ещё 51 файл(а).
Показать все связанные файлы

М.В. Бекарюков

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭЗОТЕРИКА»1

Вопрос определения эзотерического в последнее время активно обсуждается философами и учеными, но, несмотря на их усилия, до сих пор не сложилось единого определения, которое могло бы стать общеупотребительным.

В данной статье мы рассмотрим недостатки существующих определений эзотерики и попытаемся дать определение, позволяющее наиболее полно раскрыть сущность и содержание понятия «эзотерика».

В данном исследовании мы будем опираться на разработки современных исследователей эзотеризма и на идеи феноменологической социологии знания, предполагающей феноменологический, субъективистский подход к рассматриваемому явлению.

Для обозначения рассматриваемого нами явления чаще всего используют понятия «эзотерика» и «оккультизм», однако их содержание уже давно не раскрывается их первоначальным значением. Долгое время эти термины использовались как взаимозаменяемые, поскольку их первоначальный смысл практически идентичен. Слово эзотерика происходит от греческого ͗εσώτερος – внутренний, внутри, а слово оккультизм латинского происхождения от occultus – тайный потаенный. Однако в последнее время многие исследователи стали их разделять, понимая под эзотерикой теоретические построения, а под оккультизмом – астрологические, магические, алхимические и другие практики.

Современное определение оккультизма было предложено Э. Тирьякяном в 1972 году, и с тех пор стало широко употребляться в работах исследователей, не вызывая особых возражений. Тирьякян определил оккультизм как: «целенаправленные действия, методы и процедуры, которые: а) привлекают тайные или скрытые силы природы или космоса, не поддающиеся измерению и пониманию средствами современной науки, и б) имеют целью получение результатов, таких, как эмпирическое познание хода событий, или изменение их по отношению к тому, какими они были бы без этого вмешательства» (Элиаде М., 2002, с. 82-83).

Важно отметить, что теоретические построения эзотерических учений и их практическую сторону можно разделить только в теории, в реальности это разделение не присутствует. Теоретические построения обязательно определяют образ жизни адептов определенным набором практик и правил, которые упорядочивают, ритуализируют жизнь. Точно также любые магические и мистические практики опираются на определенные, хотя бы минимальные, теоретические построения, определяющие цель и средства ее достижения. Тем не менее, теоретическое разделение эзотерики и оккультизма является очень важным для исследователя.

Задача определения эзотерики является более трудной.

Эзотерическое учение (по определению в словаре) – это тайное учение, доступное только посвященным, которые не имеют права распространять его дальше (Философский энциклопедический словарь, 2003, с. 447).

Но, как мы знаем, это определение подходит не только учениям, которые мы имеем ввиду, например, секрет изготовления определенного рода оружия также может храниться в тайне и быть известен только определенному кругу лиц, которые не имеют права его разглашать, тем не менее мы не говорим о том, что секрет изготовления оружия является эзотерическим. Следовательно, данное определение не раскрывает сути рассматриваемого явления.

На неточность классических словарных определений эзотерики указывал и Мирча Элиаде. В своей работе «Оккультизм. Колдовство и моды в культуре» он пользовался определением, предложенным Э. Тирьякяном, называя эзотерическими: «религиозно-философские системы представлений, которые лежат в основе оккультных методов и ритуалов; то есть речь идет об отображениях в сознании природы и космоса, эпистемологическом и онтологическом отражениях истинной реальности; эти отображения образуют определенный объем знаний, дающий основание для оккультных процедур» (Элиаде М., 2002, с. 83). Как мы можем увидеть, подобное определение также не раскрывает сущности эзотерических учений, а лишь указывает на то, что эзотерика является теоретической основой оккультных практик и является определенным отражением реальности в сознании оккультиста.

Ещё одно современное определение эзотерики было предложено В.Н. Назаровым. Назаров считает, что эзотерические учения – это особый вид знания, основными признаками которого являются: а) трансцендентный, сверхчеловеческий источник; б) инициатический опыт и в) символизм языка и текста (Назаров В.Н., 2008, с. 44). Данное определение также не лишено недостатков. Признаки, выделяемые автором, не являются присущими исключительно эзотерическим учениям, и не иллюстрируют особенность эзотерики как особого вида знания. Последние два признака могут быть присущи как философским, так и научным сообществам. Сумма этих признаков также не может гарантировать нам, что рассматриваемое учение является эзотерическим, поскольку все эти признаки могут быть присущи религиозным учениям.

Как мы можем увидеть, ни одно из предложенных определений не отражает сущности рассматриваемого явления, и не раскрывает его содержания.

Для того чтобы дать удовлетворительное определение эзотерики и раскрыть его содержание нам будет необходимо рассмотреть основания выделения эзотерики как отдельного явления sui generis, её отличия от науки и религии, и выделить основные сущностные характеристики присущие только эзотерике и отличающие её от других областей человеческой культуры.

Эзотерика как реальность sui generis

В определениях эзотерики рассмотренных выше прослеживается мысль, что эзотерика является особым видом знания или особым способом видения мира. Такую точку зрения разделяют многие современные исследователи: Е. Г. Балагушкин говорит, что: «на основе исследований последних лет сложилось единое мнение, что эзотерика (эзотеризм) представляет собой целостный культурно-исторический феномен, является относительно самостоятельной сферой общественной жизни, имеет немаловажное значение для личности и общества, поскольку оказывает специфическое воздействие на их духовную и социально-политическую активность» (Балагушкин Е.Г., 2001, с. 214); О том же говорит в своей статье и Г.Г. Копылов: «в методологическом смысле эзотерические учения рядоположны науке и онтологическим подсистемам религиозных учений (и то, и другое, и третье – объясняющие онтологические комплексы) ... Все они суть системы реализации ядерных онтологических построений, формирующие свои миры, внутри которых существующие картины мира являются (локально) истинными» (Копылов Г.Г., 2001, с. 72).

Таким образом, мы можем рассматривать эзотерику как особую социокультурную реальность suigeneris, имеющую собственные механизмы конструирования и представляющую собой объясняющий онтологический комплекс, рядоположный науке и онтологическим подсистемам религиозных учений.

Далее мы попытаемся выделить особенности эзотерики, отличающие её от религии и науки.

Эзотерика и религия

Взаимоотношения эзотерики и религии достаточно сложны. На протяжении истории нам часто приходилось видеть, как эзотерические представления проникают в религию и перемешиваются с ней. Такая ситуация особенно характерна для религий Востока и для дохристианских культур Запада. О чётком разделении религии и эзотерики мы можем говорить только с появлением христианства, догматика которого запрещает любые оккультные практики и, как мы увидим далее, противоречит основным положениям эзотерических учений.

Подобная ситуация смешения эзотерических и религиозных форм мышления привела к тому, что некоторые учёные стали считать различные формы эзотерики своеобразной предрелигией. Так, например, Дж. Фрэзер полагал, что магия предшествовала религии в эволюции мышления (Фрэзер Дж., 2003, с. 41). Он аргументировал это тем, что каждое общество в своем становлении проходит этап развития, связанный с магией, и что в современном обществе магические представления свойственны только интеллектуально отсталым слоям общества.

Мы не можем сказать, что религия возникает из магии, то есть, что магия с развитием общества полностью переходит в религию, как правило, эти два явления существуют параллельно. Кроме того мы не можем согласиться с Фрэзером в том, что магия пользуется популярностью только у наименее образованных слоев населения, в современной ему Англии существовал магический орден «Золотого Рассвета», в который входило большое количество людей, имевших хорошее образование и высокий социальный статус, среди которых можно выделить поэта и нобелевского лауреата У.Б. Йейтса. И самым главным здесь является тот факт, что Фрезер исходил в своих идеях из теории эволюции Ч. Дарвина, полагая, что сознание развивается и эволюционирует подобно биологическому организму. Говорить о том, что магия появилась раньше религии, у нас также нет никаких оснований. Таким образом, мы можем сказать, что эзотерика не является предрелигией.

Дж. Фрэзер называл магию попыткой взять штурмом Царствие Небесное. Он говорил о том, что история знает два типа человекобога – религиозный и магический. В первом случае человек является лишь хрупким сосудом, наполненным божественным духом, во втором случае, человекобог–маг – есть не более чем человек, но человек, обладающий необычайной силой, которую он черпает из физической общности с природой (Фрэзер Дж., 2003, с. 69). Как в магии, так и в эзотерике в целом, основной упор делается на способностях и потенциальных возможностях человека. Во всех эзотерических учениях человеку отводится особое, центральное место, часто он объявляется микрокосмом, малым подобием вселенной.

Различие между эзотерикой и религией зависит и от их взгляда на управляющие миром силы, в религии эти силы носят сознательный и личный характер, в то время как в эзотерике они бессознательны и безличны. Эзотерики верят, что духовный мир подчиняется определенному набору законов, зная которые можно управлять своей судьбой и духами, населяющими этот мир. В таких представлениях мы можем наблюдать обезличивание духов и Бога. Для примера здесь можно указать на представления о Боге в «Христианской каббале», где Бог остается непознаваемым – Эйн Соф, а его проявления в мире – Сефирот – являются безличными силами, которые обладают определенными свойствами и подчиняются космическим законам.

Эти особенности эзотерики отличает её и от мистики, с которой, по словам Е.А. Торчинова, их часто путают. Подлинной мистикой, Торчинов называет трансперсональные переживания, предполагающие переживание непосредственного общения, единения или слияния с божеством, безличным Абсолютом или иным типом первоосновы бытия (Торчинов Е.А., 2005, с. 25).

Ещё одним важным отличием эзотерики от религии является отличие по целям. Целью любой религии будет спасение (как бы оно не понималось). Эзотерика также может говорить о спасении, как о конечной цели развития человека, однако это спасение понимается не так как в религии. По мнению В.М. Розина: «религиозное спасение предполагает соборное усилие, обращение к Богу (как бы он не понимался), признание невозможности кардинального изменения своей души (творит и изменяет душу только Бог). Тогда как эзотерическое спасение мыслится как индивидуальное, обращенное к самому себе» (Розин В.М., 2001, с. 116). Спасение в эзотерике достигается усилиями самого человека посредством овладения тайными знаниями позволяющими влиять на мир и изменять его, то есть фактически приобретением власти особого рода, которая, в отличие от власти политической часто не имеет ограничений. Это власть над своей судьбой и миром посредством управления космическими законами, известными только посвященным. Большинство эзотериков считает, что человек, достигший высших уровней посвящения, уже не подчиняется влиянию звёзд, судьбы и смерти, он постигает абсолютную истину и становится равным богу. При этом адепт, достигший такого уровня развития, не покидает этот мир, он продолжает участвовать в эволюции вселенной, но уже в другом качестве – в качестве Великого учителя или человекобога.

На основании вышеизложенного, мы можем выделить три характеристики эзотерики, отличающие её от религии, это: а) антропоцентризм; б) обезличивание трансцендентной реальности и в) воля к власти – как основная цель эзотерики.

Эзотерика и наука

Взаимоотношения эзотерики с наукой не менее сложны, чем её отношения с религией. На протяжении истории их пути часто пересекались. Эзотерикой занимались многие известные учёные и врачи, например, Д. Ди, И. Ньютон и Парацельс.

Как было показано выше, эзотерика, характеризуется утилитарным подходом к миру, в центре ее внимания находится человек и его возможности, а также некие «силы» природы (мана) или космические законы, которые исследуются ей для практического применения в жизни, эта особенность придает ей сходство с наукой. Кроме того, следует отметить, что сами эзотерики часто рассматривают свои доктрины как особую науку или как научно-философские подходы к религии, дополняющие или объясняющие религиозные доктрины.

Эзотерика, как и наука, пытается выделить универсальные законы, вот только предметы исследования той и другой существенно отличаются. Эзотерика исследует явления нефизической реальности, традиционно относящейся к сфере религии и мистики, не входящей в область исследования науки, которая зачастую не признаёт даже возможность её существования. Как говорит Л.В. Фесенкова: «Течения эзотерической мысли подходят к духовным явлениям с мерками естествознания и дают им объяснения через материалистические процессы» (Фесенкова Л.В., 2001, с. 28).

Таким образом, мы можем сказать, что эзотерика является попыткой рационализации иррационального.

Дж. Фрэзер называл магию незаконнорожденной сестрой науки, в основе которой лежат те же принципы ассоциации, которые используются наукой, только магия их неправильно применяет. И действительно, используемые в эзотерике методы схожи с научными, но не тождественны. Это отличие четко видят и сами эзотерики, в большинстве случаев они четко разделяют методы научных и эзотерических исследований. Например, известно, что Роберт Фладд – герметист эпохи возрождения, сделавший также ряд научных открытий пользовался в научных исследованиях обычной, а не каббалистической математикой. Каббалистическая математика отличается от обычной тем, что имеет дело с абстрактными формами чисел, т.е. с числами как особыми символами трансцендентной реальности (Макгрегор Мазерс С.Л., 2009, с. 39).

Различение в отношении науки и магии существует и у представителей первобытных обществ. М. Мосс и Б. Малиновский говорили о том, что магия занимает особое место между наукой и религией. Б. Малиновский отмечает, что: «научные учения диктуются логикой, а учение магии – ассоциацией идей под воздействием желания. Эмпирическим фактом является то, что совокупность рациональных знаний и совокупность знаний магических, каждая, включены в различные традиции, в различный социальный контекст, в различные виды деятельности. И все эти отличия ясно осознаются дикарями (Курсив мой – М.Б.)» (Малиновский Б., 1998, с. 87). То есть они, пусть даже и не дискурсивно, а практически, различают ситуации, в которых нужно использовать магию, от тех, в которых необходимо применение научных знаний. Магия применяется в особых экстремальных случаях, а маг – это то лицо, на которое возложена функция определения такой ситуации и ее разрешения.

Еще одним важным отличием эзотерики и науки является то, что в основании любой эзотерической доктрины лежит иррациональная компонента – мистическое откровение, озарение, или просветление. Эта составляющая может предельно уменьшаться, но никогда не исчезает совсем.

На основании вышеизложенного, мы можем выделить три характеристики эзотерики, отличающие её от науки, это: а) иррациональность базовых постулатов, основанных на откровении; б) нефизическая реальность, как область исследования и в) особые методы исследования, отличные от тех, что применяются в естественных и гуманитарных науках.

Таким образом, можно сделать вывод, что эзотерика представляет собой особую социокультурную реальность suigeneris, имеющую собственные механизмы конструирования и представляющую собой объясняющий онтологический комплекс, рядоположный науке и онтологическим подсистемам религиозных учений. Её основными характеристиками являются: а) антропоцентризм; б) обезличивание трансцендентной реальности; в) воля к власти – как основная цель; г) иррациональность базовых постулатов, основанных на откровении; д) нефизическая реальность, как область исследования и е) особые методы исследования, отличные от тех, что применяются в естественных и гуманитарных науках.

По отдельности эти характеристики не являются присущими исключительно эзотерике, однако их сумма, позволяет говорить нам о том, что мы имеем дело с эзотерическим учением.
Библиографический список:

  1. Балагушкин Е.Г. Эзотерика в новых религиозных движениях // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. М., 2001. С. 214–239.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.

  3. Копылов Г.Г. Эзотерика, наука, экстрасенсорика: как не быть «лженаукой» // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. М., 2001. С. 54–78.

  4. Макгрегор Мазерс С.Л. Разоблаченная каббала. М., 2009. 400 с.

  5. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М., 1998. 290 с.

  6. Назаров В.Н. Введение в эзотерику: учебник. М., 2008. 303 с.

  7. Розин В.М. Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. М., 2001. С. 114–130.

  8. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2005. 544 с.

  9. Фесенкова Л.В. Теософия сегодня // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. М., 2001. С. 10–35.

  10. Философский энциклопедический словарь. М., 2003. 576 с.

  11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 2003. 781 с.

  12. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. М., 2002. 224 с.

1 Бекарюков М.В. Сущность и содержание понятия «эзотерика» / М.В. Бекарюков // Актуальные проблемы развития социально-политического и религиозного пространства России: сб. ст. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. – Вып. 5. С. 144-151.

перейти в каталог файлов
связь с админом