Главная страница
qrcode

Давид Палант - Тайны Еврейского Алфавита. Тайны еврейского алфавита


Скачать 358.52 Kb.
НазваниеТайны еврейского алфавита
АнкорДавид Палант - Тайны Еврейского Алфавита.pdf
Дата06.04.2019
Размер358.52 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDavid_Palant_-_Tayny_Evreyskogo_Alfavita.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#61556
страница3 из 4
Каталог
1   2   3   4
ЛАМЕД
Над всеми буквами, почти в середине алфавита, высится буква ламед. Буквы, составляющие ее название, образуют слова лмад – «учись» – и ламед – «обучай». Таким образом, буква ламед воплощает в себе
идею учебы, краеугольный камень еврейской традиции. Человек обязан учиться сам и обучать своих потомков. В учебе – основа преемственности поколений, это залог выживания еврейского народа – и физического, и духовного.
В самой форме буквы есть намек на объединяющую силу учебы. Она похожа на пастуший рожок, звуками которого в старину созывали стадо пастухи. Этот рожок назывался меламед бакар. Еврейский народ уподоблен стаду, а учение – рожку, при помощи которого можно собрать народ воедино.
Начертание буквы, напоминающее фигуру человека, устремленного ввысь, символизирует духовный поиск, стремление возвыситься над повседневностью. Один из величайших еврейских мыслителей, раввин Кук, уже упоминавшийся здесь, указывал на то, что верхняя часть буквы, символизирующая высшие, духовные сферы, поднимает за собой ее нижнюю часть, которая также увлекается вверх. В мидраше говорится: «Cлово ламед – аббревиатура выражения лев мевин даат – “сердце, разумеющее знание” (“Отийот де-раби Акива”); как сказано в
Торе: “…будут слова эти... в сердце твоем” (“Дварим”, 6:6)». Выученное должно проникать в сердце, и, подобно сердцу, которое поддерживает жизнь тела, буква ламед, находящаяся чуть левее середины алфавита, символизирует учебу, поддерживающую жизнь души. Учеба влияет на личность человека и представляет в новом свете все узнанное им ранее. В грамматике иврита буква ламед исполняет функцию предлога направления – «к», ведь именно учеба направляет человека на верный путь.
Ламед – последняя буква в тексте Торы, который завершается словом Исраэль. Первая же буква в Торе – бет, в слове брейшит. Эти две буквы образуют слово лев – «сердце». У человека, который удостоился изучать Тору и жить в соответствии с ее законами, – чистое сердце. Слово Исраэль – Израиль – начинается с буквы йод, самой маленькой в еврейском алфавите, и заканчивается самой большой его буквой – ламед. Это говорит о том, что
Израиль, отнюдь не самый многочисленный среди народов, удостоился величия и возвышения, как сказано в книге пророка Йешаяѓу: «...поднимется, и вознесется, и возвысится чрезвычайно» (52:13).
Гиматрия слова ламед – 30, то есть три раза по десять. Как уже было сказано, число десять выражает совершенство, а три – способность к синтезу, свойству истины. Таким образом, буква ламед выражает идею достижения истинного совершенства путем изучения Торы, сопряженного с проблемами и сложностями, лишь преодолев которые человек может по-настоящему освоить изучаемое и достичь идеала.
Буквы, соседствующие с ламед в алефбет, – каф и мэм, – являются первыми буквами в словах кетер малхут
«царская корона», а вместе с гордо возвышающейся ламед они образуют слово мелех – «царь». Изучение Торы и исполнение воли Всевышнего – «И узнаешь ты в тот день, и примешь сердцем своим, что Г-сподь – Б-г, от небесных высей до земных глубин ничего кроме Него не существует» («Дварим», 4:39) – вот абсолютное подчинение себя власти Б-га, коронация Его человеком.
МЭМ
Буква мэм – воплощение зрелости, физической и духовной самостоятельности. Достижение этого состояния – мучительно долгий и трудный процесс, каждый из этапов которого отличается от предыдущего, но ни один из них не может считаться законченным, пока весь процесс не завершен. Зрелость гармонично обобщает все качества, возникшие и развившиеся в течение жизни. В идеале, они не должны мешать и противоречить друг другу. На свом жизненном пути человек переходит от одного состояния к другому, преодолевая детский эгоцентризм, невежество, незрелое мировосприятие и максимализм, на каждом этапе, в любом возрасте по- разному реализуя свой потенциал. В оптимальном варианте зрелый человек не должен отказываться от качеств, которые были свойственны ему в юности, от своих прежних мыслей и системы ценностей; его личность формируется таким образом, что все качества и желания эволюционируют пропорционально и последовательно.
Числовое значение буквы мэм – 40. Гмара говорит, что закладка основных органов эмбриона человека в чреве матери завершается к сороковому дню от зачатия, с этого момента он получает статус живого существа.
Странствия еврейского народа по пустыне, во время которых Израиль возмужал и сформировался, также продолжались сорок лет. Тору, которая содержит в себе все составляющие бытия и является образцом
совершенства, Всевышний передавал Моше в течение сорока дней пребывания вождя еврейского народа на горе
Синай.
Слово маим – «вода» – пишется так же, как название буквы мэм с добавлением буквы йод. Наши мудрецы сравнивают Тору с водой. Комментируя стих из книги пророка «Все, кто жаждет, – пусть идут к воде…»
(Йешаяѓу, 55:1), они утверждают, что в любом месте Священного Писания, где упоминается вода, иносказательно говорится о Торе. У Торы, дарованной евреям через Моше, имя которого также начинается с мэм, есть важное свойство, присущее и воде: способность изливаться с высоты, не изменяясь при этом. Тора, источник мудрости и чистоты, спускается из высших сфер на уровень каждого из нас, вплоть до уровня малого дитяти, при этом оставаясь Торой Всевышнего и гармонично соединяя в себе все элементы бытия. Р. Кук объясняет, что Тора, воплощением которой является срединная буква алефбет мэм, – объединяет в себе две сферы бытия: маамар
«речь», духовную область, и мифаль – «деяние», область действия. Обе они объединяются Торой, источником духовности в мире действия, в единое целое.
Буква мэм имеет две формы написания: открытую и закрытую; вторая, конечная форма, используется в конце слова. Исходя из сравнения этой буквы с Торой, один из классических комментариев, «Торат-хаим», утверждает, что открытая форма соответствует тому уровню понимания текста, который доступен человеческому разуму; тот уровень Откровения, смысл которого непостижим для творений, соответствует закрытой форме написания мэм.
НУН
Буква нун – четырнадцатая в алефбет. Как мы уже неоднократно говорили, число семь указывает на завершенность материальной составляющей нашего мира. Согласно кабалистическому учению, существуют семь
сфирот (ед. сфира) – семь способов Б-жественной эманации, форм проявления Творца в мире. Эти сфирот называются Хесед («доброта»), Гвура или Дин («могущество», «суровость» или «правосудие»), Тиферет
(«великолепие»), Нецах («вечность»), Ѓод («сияние»), Йесод («основа»), Малхут («царство»). Возможны любые их сочетания, например «доброта в суровости» – проявление доброты посредством действия, которое выглядит как проявление суровости. Примером может быть наказание с целью воспитания и исправления. Существуют сорок девять возможных комбинаций сочетаний сфирот, именно они и создают все свойства нашей реальности.
Числовое значение буквы нун – 50. Следуя по порядку за числом 49, воплощающем в себе сложность и полифонию мира, число 50 символизирует завершенность. Помимо этих семи так называемых эмоциональных
сфирот существуют и три интеллектуальные сфиры: Хохма («мудрость»), Бина («понимание»), Даат
(«постижение»).
Число пятьдесят соответствует структурирующей, придающей формы действующим в мире Б-жественным силам,
сфире Бина. Соответственно и буква нун символизирует переход от абстрактного мира интеллекта к конкретному миру практического действия. По начертанию буква нун, начинаясь сверху, спускается вниз и, завершаясь горизонтальной линией, символизирует переход из духовного мира в мир материальный. Эту мысль подтверждает кабалистическая концепция о том, что и источником мира душ, того духовного уровня, с которого в наш мир приходят души человеческие, также является Бина. Поэтому в кабале ее часто называют «Матерью детей». Ведь в
сфире Бина – потенция к порождению себе подобного, сила воспроизведения и размножения.
Интересно, что само слово нун на арамейском языке означает «рыба». Согласно объяснению р. Кука, вода, среда обитания рыб, – материальное воплощение идеи абсолютного единообразия мира, существующего только абстрактно, – мира интеллекта. Рыбы в ней – символ перехода от абстрактного к конкретному, от общего к частному. В иудейской символике рыбы – символ плодовитости. Яаков, благословляя сыновей Йосефа, пожелал:
«И да расплодятся они на земле, как рыбы [в море]» («Брейшит», 48:16).
В Гмаре («Брахот», 4) мы встречаем следующее рассуждение о падении еврейского народа и надежде на возрождение. В знаменитом 145-м псалме, в котором все предложения расположены по порядку алефбет, нет такого, которое начиналось бы с буквы нун. Гмара связывает его отсутствие с пророчеством Амоса о катастрофическом духовном упадке еврейского народа: «Пала, не встанет вновь дева Израиля…» (5:2). В соответствии со сказанным в ней, слово нафла («пала») начинается на иврите с буквы нун, но, расставив иначе знаки препинания, можно прочесть этот стих как «Пала, но не падет более. Вставай, дева Израиля!» Гмара
подтверждает правомочность такого прочтения словами из того же псалма: «Поддерживает Г-сподь всех падающих…» (14), – утверждающими, что Творец сможет поднять и выпавшую букву нун в псалме, и споткнувшуюся «деву Израиля»
САМЕХ
Самех – пятнадцатая по счету буква, ее числовое значение – 60. Это число можно представить как произведение шести и десяти. Число шесть, как уже писалось выше, символизирует шесть пространственных ориентаций: север, юг, запад, восток, низ, верх. Число десять указывает на цельность, совершенство. Шестьдесят, таким образом, является символом совершенной целостности материального мира. Сама форма буквы самех представляет собой окружность, которая, как бы ограничивая материальную реальность, не дает ее составляющим выйти за определенные пределы. Буквы самех, мэм, хаф, из которых состоит название буквы самех, составляют корень, от которого образован глагол лисмох – «опираться», «поддерживать». В этом смысле буква самех символизирует основу реальности нашего мира, опорой и поддержкой которой является Всевышний. Слово мах –
«нищий», «упавший духом» – входит в название буквы, напоминая нам о необходимости поддержки слабых и обездоленных. Не случайно буква самех следует в алефбет за буквой нун, символизирующей падение. Сказано:
«Поддерживает Г-сподь всех падающих и выпрямляет всех согбенных» («Теѓилим», 145:14). А составленные вместе буквы нун и самех образуют слово нес – «чудо». Там, где человек не в состоянии прийти на помощь или его сил недостаточно, нас спасает чудо: помощь и поддержка Всевышнего. В «Песни песней» содержится намек на это значение числа шестьдесят: «Вот ложе Шломо; вокруг него – шестьдесят отборных воинов Израиля… ночью [охраняют они царя] от опасности» (3:7,8).
Буква самех включает в себя всю материальную реальность, но вместе с тем и указывает на ее границы.
Невозможно, однако, представить себе, что нечто, определяющее рамки и границы, имеет только положительные стороны. Это утверждение в полной мере относится и к букве, о которой идет речь. Самех впервые появляется в
Торе в рассказе о сотворении человека, в описании создания женщины: «...и срастил [ве-йисгор, букв. «закрыл»]
плоть на том месте» («Брейшит», 2:21). Создание женщины как помощника (эзер) мужчины, но вместе с тем и как его потенциального противника (ке-негдо), раскрыло в этом мире злое начало и определило возможность выбора между добром и злом. Наши мудрецы сказали в мидраше: «Когда была создана женщина, Сатан был создан вместе с нею» («Мидраш раба»).Факт существования рядом с тобой другой личности может восприниматься и положительно, и отрицательно, в зависимости от того, к чему стремится человек – к сотрудничеству или к противоборству. На этом уровне рассмотрения Сатан – животное начало, которое служит источником как конфликтов между людьми, так и их влечения друг к другу. Да и само влечение приводит, с одной стороны, к заповеданному продолжению рода, но с другой – к распущенности и падению. Слово Сатан начинается с буквы
син, которая чередуется с буквой самех и произносится так же, как она. Реальность зла обусловлена ограниченностью материального мира. На эту мысль наводит и форма буквы, напоминающая скорлупу плода, существование которой без него бессмысленно. Скорлупа на иврите – клипа; этим же словом кабала называет отрицательные стороны реальности, подобно скорлупе не имеющие самостоятельного значения. В букве самех
выражается также идея сокрытия Лика Всевышнего. Те же буквы, что составляют название буквы самех,
образуют также слово масах – «завеса», «экран», – указывая на материальность, которая, будучи конечной, служит преградой между человеком и Б-жественным светом. Из тех же букв состоит и слово камус – «скрытый».
АИН
Смысловое значение буквы аин передает уже ее название, которое переводится как «глаз» – орган зрения. Но понятие «зрение» включает в себя два аспекта: материальный и духовный. Буква аин совмещает внутренний мир человека с окружающим его внешним миром. Каким образом? Намек на это есть уже в самой
форме буквы: ее образует буква йод, вытянутая вниз и соединенная с нижней половиной буквы заин. Йод символизирует абстрактное совершенство как своей формой – точкой, не имеющей материального воплощения, – так и гиматрией. Число десять объединяет частности в единое целое; девять точек, расположенных на плоскости прямо и по диагонали, и точка центра соединяются в единую букву йод. Это отображение двухмерного, абстрактного мира, не имеющего прямой связи с реальностью. Буква заин, символизирующая связь Небесного и земного, с числовым значением семь, смысл чего объяснялся ранее, объединяет стороны света, верх и низ с центром, являясь воплощением конкретной действительности во всей ее полноте. А это уже трехмерный мир, данный нам в ощущениях. Сочетание этих букв, не только по форме, но и по произведению своих гиматрий образующих букву аин, совмещение абстрактной духовности с конкретной материальностью символизирует идеальный взгляд на мир. Только Тора дает возможность сформировать такое видение мира. В трактате «Шабат»
Гмара говорит: «Семьдесят ликов у Торы», – то есть семьдесят подходов к любому явлению, семьдесят способов восприятия есть у «глаза» Торы – буквы аин. В высшем законодательном и судебном учреждении еврейского народа, Санѓедрине, заседали семьдесят старейшин Израиля. И в этом числе – намек на еврейское миропонимание, основанное на учении Торы. Между прочим, еврейских мудрецов и раввинов называют «глазами общины», имея в виду, что они адекватно воспринимают мир и ясно видят, в чем состоит благо для нашего народа. И это их видение – воплощение внутреннего смысла буквы аин.
ПЭЙ
После буквы аин, символизирующей взаимосвязь внутреннего и внешнего, духовного и материального в человеке, следует буква пэй, отражающая это соотношение уже в чисто практическом аспекте.
Посредник между обоими мирами – речь, а пэ в переводе с иврита означает «рот», отсюда и название этой буквы.
В книге «Брейшит», в рассказе о сотворении человека, сказано: «…и вдохнул [Г-сподь] в ноздри его дух жизни»
(2:7). В классическом комментированном переводе Торы на арамейский язык, выполненном около двух тысяч лет назад Онкелосом, слова «дух жизни» переведены как «дух речи». То есть отличие человека от прочих творений как раз в его способности осмысленно говорить, которая скрыта в самой форме буквы пэй, сочетающей в себе начертания букв каф и йод. О символике буквы йод уже много раз говорилось в этом тексте, она символизирует идеальную духовность: точка без опоры, как бы свободная от всего материального, – в то время как каф (на иврите «ладонь»), наоборот, – символ физического действия, структурирования всего материального. Сама же форма буквы пэй напоминает раскрытый рот человека, произносящего слова.
Дуновение жизни, которое вдохнул в человека Г-сподь, – самое великое из чудес творения. Оно нашло свое выражение в числовом значении буквы хэт – восемь, с которой на иврите начинается слово хаим – «жизнь»
(буква хэт, повторим, – символ всего сверхъестественного). Числовое значение буквы пэй – 80, то есть восемь, помноженное на десять, число, символизирующее совершенство.
Речь как посредник между материальным и духовным упоминается впервые в рассказе о творении: «И сказал Г- сподь: “Да будет свет!” И возник свет» («Брейшит», 1:3). Об этом сказано в мидраше: «Десятью изреченными повелениями сотворен мир». Еще одно выражение этой функции речи – в даровании Торы на горе Синай, когда весь народ слышал голос Б-га, возвещавшего Десять заповедей. И здесь речь действует как инструмент преобразования абстрактной духовности в объект конкретной реальности – Тору.
Между двумя этими событиями, в первом из которых Г-сподь творил мир, а во втором говорил с народом
Израиля, свершился исход из Египта, о котором мудрецы говорят, что именно он дал евреям свободу слова, – ведь рабы не имеют права на самовыражение. Название праздника исхода – Песах – состоит из двух слов: пэ и сах – т.е. «говорящие уста». А свобода была условием для получения евреями Торы, ведь только свободный человек может сделать выбор – принять ему Тору или нет.
ЦАДИ

`
Цади – восемнадцатая буква еврейского алфавита. Вместе со следующей за нейбуквой коф название этой буквы образует слово цадик – «праведник». Цадик – воплощение в человеке Б-жественной справедливости –
цедек.
Числовое значение цади – 90. Как сказали мудрецы: «…в девяносто – [человек] сгибается [под грузом лет]…»
(«Пиркей-авот», 5:22). Напоминающая склонившуюся фигуру форма буквы – символ смирения праведника пред
Творцом. Но прямая форма буквы цади,когда она стоит в конце слова (цади софит), намекает на награду цадику в конце времен, когда праведность будет превознесена и прославлена.
По форме букву цади образуют буква нун, являющаяся символом смирения, и буква йод, символизирующая
Источник творения, Его покровительство цадику.
Р. Кук пишет, что цедек – «правосудие» – необходимо постольку, поскольку есть различные сущности (вещи, люди, концепции, государства и т.п.). Так как они разные и ограниченные (граница на иврите цад – «сторона»,
«грань»), между ними возможны конфликты. Но высшая, Б-жественная справедливость, цедек, обеспечивает сосуществование и взаимодействие потенциально конфликтных сторон.
Та же идея отражена в числовом значении буквы цади – 90, девять помноженное на десять. Как мы уже говорили в разделах, посвященных буквам тэт и йод, девятка символизирует выбор, индивидуальность, в то время как десятка указывает на единство как на качественно новую ступень после разделения. Взаимодействие этих чисел и порождает праведность.
Соотношение между индивидуальностью и единством – это точка соприкосновения разобщенного мира с высшей, духовной реальностью, не ограниченной привычными рамками. В этом соединении и заключен смысл существования праведника.
1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом