Главная страница
qrcode

Тема Медико-психологическая помощь населению, медицинским работникам и спасателям при чс


Скачать 358.99 Kb.
НазваниеТема Медико-психологическая помощь населению, медицинским работникам и спасателям при чс
Дата11.01.2020
Размер358.99 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла51.doc
ТипДокументы
#67442
Каталог

Тема 6. Медико-психологическая помощь населению, медицинским работникам и спасателям при ЧС.

1.Условия, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека в ЧС.

В ходе выполнения работ по ликвидации ЧС спасатели в зоне бедствия, так или иначе, контактируют с местным населением. Необходимо помнить, что в отличие от спасателей, население не проходит специализированной психологической подготовки к действиям в различных ЧС, и поэтому возникновение ЧС почти всегда застает местных жителей врасплох.

Для людей, оказавшихся в зоне ЧС, можно выделить две основных группы условий, оказывающих травмирующие воздействия на психику и вызывающих нарушения психической деятельности.

К первой группе относятся условия, связанные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья человека. Среди них можно выделить взрывы, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений, радиоактивное загрязнение, заражение химически опасными веществами, токсичные продукты горения и другие условия. Психические нарушения, возникающие в результате воздействия перечисленных условий, наблюдаются в основном на фоне общих физиологических (медицинских) нарушений, к которым относятся травмы, ожоги, радиационные поражения, химические отравления, болевой и травматический шок.

Вторая группа условий связана в первую очередь с условиями информационной природы. Причинами возникновения психических нарушений при их воздействии являются отсутствие достоверной информации о масштабах ЧС и ее последствий, степени их угрозы жизни и здоровью, незнание порядка действий в ЧС, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни, чувства бессилия перед обстоятельствами и неопределенности в будущем. К особенностям психотравмирующего воздействия информационных условий следует отнести то, что возникающие у человека нарушения психической деятельности не являются следствием нарушения физиологических (медицинских) процессов в организме, но, тем не менее, могут явиться их причиной.

Следует отметить, что воздействия на человека психотравмирующих условий обеих групп не могут быть полностью ликвидированы или нейтрализованы в ходе работ по ликвидации ЧС, но проведение медицинскими работниками и спасателями планомерной психологической и социальной работы с пострадавшими может значительно повысить психологическую устойчивость населения к этим воздействиям.

Для проведения такой работы спасателям необходимо знать каким образом у человека возникают и протекают наиболее типичные для ЧС психические расстройства, по каким признакам их можно отличить друг от друга, и какую посильную помощь необходимо оказать пострадавшему.

2.Особенности поведения населения в различные периоды ЧС.

Изучение и анализ психических расстройств, вызываемых различными условиями развития чрезвычайных ситуаций, позволяет выделить три основных периода последних, при которых у пострадавших наблюдаются разного рода психические нарушения:

первый период – от момента возникновения угрозы жизни до момента начала проведения аварийно-спасательных работ;

В это время мощные стрессовые воз­действия чаще всего вызывают у человека реакции страха, паники и оцепенения. при простых реакциях страха, наблюдается умеренное по­вышение активности: движения становятся четкими, экономичными, увеличивается мышеч­ная сила, что способствует перемещению значительного числа людей в безопасное место. Нарушения речи проявляются в увеличении ее темпа, запинках, повышении силы голоса. При сложных реакциях страха в первую очередь наблюдаются двигательные расстройства, протекающие в активной или пассивной формах. При активной форме человек бес­порядочно и бесцельно мечется, делая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение иукрыться в безопасное место. В ряде случаев наблюдается паническое бегство. Пассивная форма характерна тем, что человек впа­дает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке оказать ему помощь он либо пассивно подчиняется, либо реагирует негативно, оказывая сопротивление.

второй период соответствует периоду выполнения аварийно-спасательных работ;

Возникновение у населения психических нарушений связано в это период не только с личностными особенностями пострадавших, но и с появлением новых стрессовых воздей­ствий, обусловленных потерей или неизвестностью судьбы родных. Характерные для второго периода психические нарушения у пострадавших могут быть представлены различными видами расстройств психической дея­тельности (психозы и неврозы).

Психозы являются более опасными для состояния пострадавшего, требуют квалифи­цированной медицинской и психиатрической помощи в, как правило, не позволяют постра­давшим осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, возникающих в условиях ЧС, являются острые шоко­вые и реактивные подострые психозы.

Истерические неврозы имеют 4 типа проявлений:

1.Двигательные расстройства (припадки, параличи, парезы, которые могут сопровождаться стонами, криками, плачем). Могут проявляться заикание, утрата звучания голоса, дрожание отдельных групп мышц, неспособность стоять на месте или наоборот «врастание» в землю, при полной сохранности двигательного аппарата);

2.Нарушение работы органов чувств ( утрата кожной чувствительности, истерическая слепота, глухота, глухонемота);

3.Физиологоические нарушения («ком» в горле, истерическая рвота, сердечная аритмия, поносы)

4.Психические нарушения (страхи, внезапные перепады настроения, подавленность театральность поведения и др.)

третий период начинается после эвакуации пострадавших в безопасные районы или после ликвидации чрезвычайной ситуации, характеризуется возникновением так называемых посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР)

Структура расстройства психической деятельности включает в себя две взаимосвязанные подгруппы нарушений:

Симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств.

симптомы «избегания», проявляющиеся в стремлении устраниться от мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о психотравмирующем событии.
3.Психические расстройства у пораженных, медицинского персонала и спасателей при ЧС.

В соответствии с международной статистической классификацией болезней, травм и причин смерти психические нарушения, возникающие при ЧС, могут быть разделены на психотические и невротические.

 Психотические расстройства, включены в группу неорганических психозов и обозначены как «Острое реактивное возбуждение», включают следующие расстройства:

Ø эффективно-шоковая реакция с возбуждением и психомоторное возбуждение,

Ø «Реактивная спутанность»,

Ø «Острая параноидная реакция»,

Ø «Психогенный параноидный психоз»,

Ø «Истерический психоз» (на фоне двигательного возбуждения либо заторможенности),

Ø «Аффективно-шоковые реакции»

Ø «Психогенный ступор».

Невротические расстройства включены в группу невротических расстройств, психопатий и других психических расстройств непсихического характера, среди которых выделяют:

Ø «Невроз тревоги (страха)»,

Ø «Истерический невроз»,

Ø «Синдром Ганзера истерический»,

Ø «Фобии невротические»,

Ø «Невроз навязчивости»,

Ø «Депрессивный невроз»,

Ø «Неврастения»,

Ø «Синдром деперсонализации невротической»,

Ø «Ипохондрический невроз».

Из числа острых непсихотических реакций на стресс выделены реакции с преобладанием эмоциональных нарушений, нарушений сознания, психомоторных нарушений.

При ЧС схематически выделяют три основных периода, во время которых наблюдаются психические нарушения.

В острый (изоляционный) период у небольшой части лиц, находящихся в эпицентре катастрофы, могут возникнуть следующий виды психотических состояний:

1. аффективно-шоковая реакция,

2. психогенный ступор,

3. психомоторное возбуждение,

4. реактивная спутанность,

5. истерический психоз (его разновидности: истерический ступор, псевдодеменция, истерическое сумеречное помрачение сознания)

Аффективно-шоковая реакция – наиболее характерная для экстремальных ситуаций форма реактивных психозов, которая вызывается сильным аффектом, обычно страхом в связи с угрозой жизни. Аффективно-шоковая реакция проявляется своеобразным состоянием оцепенения, которая сопровождается снижением возможности восприятия внешних раздражителей и достаточно выраженной дезориентацией к окружающим.

Психогенный ступор проявляется в резко выраженной двигательной заторможенности, достигающей степени полной обездвиженности и незначительной речевой заторможенности.

Психомоторное возбуждение развивается остро и проявляется хаотично с бесцельными движениями. Пострадавшие бессмысленно мечутся в поисках выхода, кричат, молят о помощи. Эта картина возникает на фоне психогенного сумеречного расстройства сознания. При этом отмечается нарушение ориентировки к окружающим и собственной личности, а также неотчетливость восприятия окружающего. Впоследствии отмечается полная амнезия.

Реактивная спутанность проявляется речевыми расстройствами, которые характеризуются однообразными высказываниями и ускорением темпа речи. При этом в речи пострадавших выявляется определенная тематика, отражающая экстремальную ситуацию. Высказывания отличаются однообразием, носят стереотипный характер. Речевые расстройства возникают в рамках истерических нарушений на фоне аффективно суженного сознания и не резко выраженного психомоторного возбуждения.

Истерические психозы проявляются более разнообразными клиническими формами, нежели описанные выше психозы, и включают в себя следующие варианты: истерические сумеречные состояния, псевдодеменцию, истерический ступор.

Истерические сумеречные помрачениясознанияхарактеризуются прежде всего аффективным сужением поля зрения, дезориентировкой в окружающей обстановке, обманами восприятия (зрительные и слуховые галлюцинации) и избирательной фригментационностью последующей амнезией.

Псевдодеменция представляет собой «Мнимое слабоумие», возникающее на фоне суженного сознания и характеризуется мнимой утратой простейших знаний, неправильными ответами (мниморечь) и действиями (мнимодействия).

Истерический ступор проявляется обездвиженностью, мутизмом и явлениями помрачения сознания (истерическое суженное сознание). Однако при этой форме ступора поведение больного отражает напряженный аффект (страдание, отчаяние), мимика крайне экспрессивна. На лице выражение ужаса и страдания, иногда на глазах слезы.

В остром периоде у другой, значительно большей по количеству группы лиц психическое состояние во время ЧС определяется полиморфной психологической симптоматической невротического уровня, центральным элементом которой являются тревожно-фобическиерасстройства. Наряду с ощущением внутреннего напряжения, беспокойства и тревоги обычно отмечают учащенное сердцебиение, повышенную потливость, слабость во всем теле, сухость во рту, тремор рук и всего тела, что свидетельствует о нарушении функционирования вегетативной нервной системы.

В течение подострого периода, который начинается с момента организации спасательных работ и продолжается до момента эвакуации пострадавших в безопасные зоны, у большей части лиц, перенесших ЧС, происходит снижение интенсивности тревожнофобических реакций, что способствует и социальной адаптации. Однако у части пострадавших происходит трансформация тревожнофобических реакций в ряд других невротических состояний, которые обычно расцениваются как невротические реакции: гипоманиакальные, обиссивнофобические, истерические, астенические, депрессивные, ипохондрические. Перечисленные невротические реакции по своей клинической картине ничем не отличаются от аналогичных состояний, встречающихся в обычной психиатрической практике.

Гипоманиакальные реакции у лиц, попавших в экстремальные условия, проявляются гипервысокой, но плохо интегрированной активностью, отрицанием или объективно существующих трудностей, преувеличением своих возможностей, с которыми обычно сочетается или неадекватность прогноза или постановка нереальных целей, или нереалистическое планирование поведения.

Обессивно-фобические реакции представляют собой навязчивые переживания страха построения катастрофических явлений. Тревожнофобические реакции при этом эмоционально ярки, образны и чувствительно окрашены. Ощущение внутреннего напряжения заставляет людей постоянно контролировать изменения, которые могут даже отдаленно свидетельствовать о повторении ЧС. Они начинают вырабатывать для себя четкую систему поведения, ограждающую их от тяжелых последствий ЧС при возможном ее повторении. Лица с обессивнофобическими реакциями достаточно адекватно оценивают свое состояние, критически к нему относятся и активно ищут поддержки у окружающих и помощи у медиков с целью избавления от мучительно тревожных переживаний.

Истерические реакции крайне разнообразны и изменчивы. Наиболее явными признаками невротических реакций истерического круга являются демонстративные или конверсионные реакции. В поведении лиц с таким типом реагирования на ЧС (катастрофу) отмечаются драматизация ситуации, эмоциональная неустойчивость, бурная реакция на происходящие события, сопровождающиеся выраженным соматовегетативными нарушениями и изменениями не соответствующими чувствительности, зонами иннервации.

Астенические реакции проявляются у лиц, перенесших ЧС, в виде повышенной утомляемости, снижения трудоспособности, ухудшение памяти и внимания. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повышенной возбудимостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и лабильностью настроения.

Депрессивные реакции в виде колебания настроения характеризуются психологической понятностью переживаний и высказываний лиц, переживших катастрофу, психотравмирующих факторов. Депрессивный аффект в некоторых случаях может проявляться тоской, подавленностью, заторможенностью или, наоборот, двигательным возбуждением, сужением сознания – концентрацией на психотравмирующих факторах.

Ипохондрические реакции у лиц, переживших ЧС, проявляются фиксацией внимания на своем здоровье. Они легко сосредотачиваются на неприятных ощущениях, мыслях о наличии у них каких либо внутренних соматических нарушениях. Источником этих ощущений являются стертые, незначительно выраженные соматовегетативные нарушения, всегда имеющиеся при эмоциональном стрессе.

В период отдаленных последствий, которые начинаются после эвакуации пострадавших в безопасные районы и может продолжаться несколько месяцев, дальнейшая динамика состояния во многом определяется способностью данного контингента адаптироваться к изменившимся условиям существования. В тех случаях, когда социальная ситуация меняется в лучшую сторону (возмещение материального ущерба, предоставление жилья, оказание адекватной медицинской помощи и т. д.), происходит компенсация названных выше невротических расстройств. Однако у пострадавших, потерявших родных, близких, а также понесших значительные материальные потери, происходит стойкая фиксация перечисленных типов психических нарушений, что клинически выражается в формировании следующих невротических состояний: невроза, тревоги, (страха), невроза навязчивости, неврастении, депрессивного невроза, невроза со сверхценными образованиями.
Реакции и психогенные расстройства
Клинические особенности
Непатологические (физиологические) реакции
Преобладание эмоциональной напряжённости, чувства тревоги, страха, подавленности, небольшая продолжительность, сохранение или снижение работоспособности, критическая оценка происходящего, возможность общения с другими людьми и способность к целенаправленной деятельности
Психогенные патологические реакции
  Невротический уровень расстройств - остро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки происходящего, возможности продуктивного общения с другими людьми и целенаправленной деятельности
Психогенные невротические состояния
  Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства - неврастения («невроз истощения», астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в части случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности
Реактивные психозы
острые
  Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможённостью
  затяжные
  Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы

4.Основные принципы оказания помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате ЧС.

Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОCP - острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику (Сухов, Деркач 1998).

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

* безотлагательность;

* приближенность к месту событий;

* ожидание, что нормальное состояние восстановится;

* единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия - необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

- практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

- координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отличается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами (Ловелле, Машмонова, 2003):

* Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

* Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

* Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

* Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.

* Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо, поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

* Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. Можно утверждать, что психопатологический механизм травматического стресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами (Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации, 1998).

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое со здоровой частью населения - в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление - психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т. д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т. к. это одно из главных средств к их спасению;

3) необходимо оказывать себе самопомощь;

4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;

5) следует максимально экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;

7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме, и кислород в окружающем воздухе;

8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5-6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15-20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;

9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т. к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего - амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий:

* поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;

* экзистенциальные техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсных психологических возможностей.

Еще одна группа людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет на требования, предъявляемые к специалистам служб экстренной помощи. Специалисту необходимо владеть умением своевременно определять симптомы психологических проблем у себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение навыками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.

В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга (Lasogga, Gash 1997) разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Эти рекомендации полезны как психологам при непосредственной работе в местах массовых бедствий, так и для подготовки спасателей и сотрудников специальных служб (Ромек и др., 2004).

Правила для сотрудников спасательных служб:

1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.

Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет „Скорая помощь“. Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: „Скорая помощь“ уже в пути».

2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов. Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-нибудь поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

4. Говорите и слушайте. Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Избегайте упреков.

Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа с проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действию сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи.

3. Точно скажите кто вы и что делаете. Узнайте имена пострадавших, скажите что помощь скоро прибудет - вы об этом позаботились.

4. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший.

5. никогда не обвиняете пострадавшего. Расскажите, какие меры требуются принять для оказания помощи.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Посильное поручение придаст ему сил и чувство самоконтроля.

8. Дайте выговориться. Слушайте активно, пересказывайте позитивное.

9. Скажите, что останетесь с ним, уходя, оставьте заместителя.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения для оказания помощи. Давайте любопытным конкретные задания.

11. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Напряжение необходимо снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.


В основном для спасателей характерно возникновение состояний психоэмоционального напряжения, не выходящего за границы физиологической нормы; они подразделяются на следующие виды:

-психоэмоциональное напряжение по типу утомления со снижением физической и психической активности, характерное для категории руководителей, работающих практически без отдыха;

-психоэмоциональное напряжение по типу депрессии с ощущением неизбежной гибели, чувством неизбежности;

-психоэмоциональное напряжение с эйфоризацией, полным пренебрежением опасности, часто возникающие у лиц, работающих непосредственно в очаге поражения;

-психоэмоциональное напряжение с истероформным поведением, пренебрежительным отношением к опасности, с истероформными реакциями командного типа;

-только состояние утомления, наблюдающиеся в основном у медицинских работников и пожарных подразделений, что связано с установками личности, направленными на оказание помощи.

Для разработки адекватных форм и методов психиатрической помощи необходимо учитывать особенности самой катастрофы, размер и характер поражающих факторов.

Существуют 4 группы стихийных бедствий по степени ожидаемости:

1 группа - ожидаемые, прогнозируемые, привычные для данного региона (землетрясения, наводнения, и т.д.);

2 группа - предполагаемые, прогнозируемые, связанные с особенностями производства данного региона, с расположением в нем объектов повышенной опасности;

3 группа - неожиданные, непредсказуемые стихийные бедствия;

4 группа - непредсказуемые, неожиданные катастрофы;

В первых двух случаях возможно проведение целенаправленной психологической подготовки населения и спасателей, тогда как при неожиданных ЧС психологическая подготовка невозможна.

ЧС различаются по масштабам, кратности, продолжительности - все эти факторы определяют организацию медицинской помощи в целом, и психиатрической, в частности.

Население, пострадавшее при ЧС и спасатели были разделены по категориям для облегчения выбора вида помощи, которая должна различаться по объему, методу и организации:

1 группа - раненые с различными видами поражения (травматическое, ожоговое, химическое, радиационное), у которых помимо общей психической реакции могут быть нарушения психики, характерные для специфической травмы;

2 группа - лица, потерявшие родных и близких, понесшие материальный ущерб. Психические реакции пострадавших помимо общего шока усугубляются фактом потери;

3 группа - лица, психически травмированные самим фактом ЧС, не имеющие прямого ущерба или ранений;

4 группа - лица, имеющие сочетанные поражения (ранения и потери одновременно).

Универсальными формами реагирования являются страх и депрессия, проявление которых у каждого отдельного индивидуума различно. Несмотря на это существует определенная систематика психоневротических расстройств, базирующаяся в основном на времени их возникновения.

1 группа - нарушения, возникающие непосредственно в момент катастрофы;

2 группа - нарушения психики, возникающие спустя некоторое время после начала ЧС, еще в очагах поражения;

3 группа - состояния, осложняющие ранения и соматические нарушения, возникающие после катастрофы.

4 группа - нарушения, отсроченные во времени, возникающие иногда даже после полной ликвидации катастрофы.

6-Мероприятия по ослаблению психической напряженности среди населения и нормализации его психической деятельности.

ЧС получают в современных социально – политических у условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвигаются насилию, становятся заложниками . Поэтому интерес к психологии экстремальной ситуации в современном мире неуклонно растет. Психология экстремальных ситуаций включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего ЧС так и методы техники и приемы психологической помощи.

Исследуются разнообразные, негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, конфликт. Эти состояния характеризуются доминирование острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие этих состояния аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующие воздействия на деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительность, правильную оценку ситуации. Для ослабления психологической напряженности среди населения и нормализации его психической деятельности, делающих возможным привлечение части местных жителей для оказания помощи при выполнении АСР, личному составу спасательных подразделений необходимо выполнить комплекс мероприятий, включающий:

1.организацию системы информирования населения об обстановке в зоне ЧС, характере и объеме проводимых АСР, мерах само и взаимопомощи, местах расположения пунктов ока­зания медицинской помощи пострадавшим и эвакопунктов. Среди сообщений должны при­сутствовать сведения о фамилиях спасенныхи эвакуированных жителей, а также местах их эвакуации, что поможет части населения получить сведения о родных и близких, в значи­тельной мере способствующих улучшению психического состояния;

2.организацию системы медицинской сортировки пострадавших, изоляцию лиц, нахо­дящихся в тяжелом состоянии, оказание первой медицинской и психотерапевтической по­мощи, эвакуацию лиц, нуждающихся в госпитализации;

3.организацию обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, необходи­мыми медицинскими препаратами, а также разъяснение правил их применения.

4.Нормализации психического состояния населения способствует также четкая органи­зация выполнения АСР с привлечением местных жителей, сохранившихспособность к осоз­нанной целенаправленной деятельности.

Основными формами взаимоотношений спасателей с населением должны быть ува­жение, сочувствие личный пример, а в случае, когда пострадавшие находятся в состоянии оцепенения, шока или паники целесообразно использовать жесткий командный стиль обще­ния.

 
Коммуникативная сторона общения. Вербальное и невербальное общение.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные и невербальные. Установлено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению.


Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.

Запах относится к невербальным средствам общения)

Невербальное общение складывается:

1. кинесика – поза (положения тела в пространстве), мимика (выражение лица), походка (перемещения тела в пространстве), жест (движение руками головой). ( Поза закрытая, агрессивная, мыслителя, открытая – без скрещивания рук.) Походка легкая – у счастливых людей, семенящая, мелкая – с низким достоинством. Жесты бывают коммутативные (согласие, не согласие, приветствие и прощание), модальные (выражающие наши чувства), пояснительная.

2. Просодика – интонационное выражение речи: громкость, тембр, смех, плач, кашель, пауза, вздохи.

3. Такесика – прикосновение, рукопожатие, поцелуи.

4. Проксемика – изучает ориентацию и дистанцию (деловые отношения, конфронтация, независимая позиция.).

Дистанция – до 45см. – границы интимного, 45см. – 120см – отношения личностные, дружеские; 120 – 350см. деловые отношения, 350см. и более – публичные.

Тембр голоса: чем больше агрессии, тем громче голос; тихий голос – угнетение. Смех – может быть при перенапряжении, выражение радости. Вздох – человек хочет, чтобы ему посочувствовали. Паузы – надо уметь держать во время беседы. Кашель – «требует слова». Плачь – очищение, быстрее успокоится, но не надо требовать прекращения.

Визуальный контакт – ( при выражении мысли – надо смотреть в область лица, обращать внимание на зрачок.)

7

В настоящее время медико-психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях рассматривается как этап комплексной антистрессовой специализированной медицинской помощи, которая основана на комплексном подходе (медико-психологическом, психотерапевтическом и психиатрическом) в оказание медицинской помощи и профилактике психических расстройств в условиях чрезвычайных ситуаций.

Основные подходы к организации медико-психологической помощи в целом соответствуют, используемым при оказании психиатрической и психотерапевтической помощи.

Цель медико-психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации: профилактика острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; психопрофилактические и психогигиенические мероприятия, направленные на повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений, предотвращение трансформации адаптивной стрессовой реакции в посттравматические стрессовые расстройства, психопрофилактика у пострадавших, родственников и спасателей, а также психологическое сопровождение организационно-медицинских решений в зоне чрезвычайной ситуации
раннее выявление лиц с психическими расстройствами в очаге чрезвычайной ситуации, в том числе лиц, проявляющих деструктивную активность, мешающих проведению спасательных и иных работ;
  • раннее выявление лиц с психическими расстройствами в местах сосредоточения эвакуированных из зоны чрезвычайной ситуации, местах расквартирования сотрудников служб, осуществляющих спасательные и иные работы в зоне чрезвычайной ситуации;
  • решение вопросов эвакуации и госпитализации, оформление медицинской учетной документации для последующего наблюдения, психотерапевтического и психиатрического лечения;
  • осуществление экстренных лечебных и профилактических психотерапевтических и психиатрических мероприятий;
  • осуществление доступных мер профилактики расстройств психического здоровья у лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных из нее.
    Для организации помощи пострадавшим с психическими расстройствами в очаге спасатели, врачи и психологи проводят их сортировку в соответствии с оценками:
    состояния сознания (нарушение есть или нет);
  • двигательных расстройств (психомоторное возбуждение или ступор);
  • эмоционального состояния (возбуждение, депрессия, страх, тревога).
    Первая помощь в очаге чрезвычайной ситуации может быть представлена как строго ограниченный набор действий, направленных на предупреждение панических реакций и агрессивных форм поведения, т.е. принятия мер по «управлению хаосом».

    Большое значение при оказании первой помощи пострадавшим с острыми расстройствами психики имеет психологическое состояние медицинских работников и спасателей. Спокойное и уверенное поведение в сочетании с высокой профессиональной подготовкой гарантирует успех их работы в очаге чрезвычайной ситуации

    Общие правила общения с пострадавшими:

    1. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо вам сделать, это дать понять человеку, что он не один со своим горем. Вы здесь, что бы ему помочь.

    2. При работе в зоне чрезвычайной ситуации необходимо давать людям короткие, четкие команды в повелительном наклонении. Например: «Встань…», «Выпей воды…».

    3. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста ….», «Не могли бы Вы…».

    4. Избегайте в речи употребления частицы «не».

    5. В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.

    6. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения: «Ты не один, помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!» .

    7. Запрет на фразу: «Все будет хорошо»!

    8. Не давайте обещаний, которые вы не в состоянии выполнить, это приводит к затруднению взаимодействия с этим пострадавшим и повлечь за собой слухи, связанные с недоверием к спасателям.

    9. Все время разговаривайте с пострадавшим, выслушивайте все, что он хочет высказать.

    У человека, пережившего какую-либо экстремальную ситуацию, могут проявляться различные психические реакции.

    Дрожь. Человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно дрожит.

    Признаки:

    Дрожь начинается внезапно - сразу после инцидента или спустя какое-то время, человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь спичку.

    Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом: так организм «сбрасывает» напряжение.

    Человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию.

    Реакция может продолжаться до нескольких часов.

    После прекращения дрожи человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

    Помощь:

    Создать условия для нервной «разрядки». Без неё напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.


    Плач. После того, как дашь волю слезам, на душе становится легче. Когда человек плачет, в организме вырабатываются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

    Признаки: человек уже плачет или готов разрыдаться, подрагивают губы; в настроении пострадавшего ощущается подавленность; в отличие от истерики, нет возбуждения в поведении.

    Помощь:

    Создайте условия для нервной «разрядки» пострадавшего.

    Не оставляйте пострадавшего одного. Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, погладьте его по голове).

    Применяйте приемы "активного слушания": периодически произносите «да», «хорошо», кивайте головой. Повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

    Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» горе, страх, обиду.

    Истерика. Истерический припадок может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

    Признаки: сознание сохраняется; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания; после припадка наступает упадок сил.

    Помощь:

    Удалите зрителей и успокойте присутствующих. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас. Не удерживайте его.

    Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить пострадавшего (с грохотом уроните предмет, резко крикните на него). Дайте понюхать нашатырный спирт.

    Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном, например: «выпей воды», «умойся». Не потакайте его желаниям.

    Ступор. Одна из самых сильных защитных реакций организма. Она проявляется после сильнейших нервных потрясений, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

    Признаки: резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения); «застывание» в определенной позе, оцепенение или полная неподвижность; возможно напряжение отдельных групп мышц.

    Помощь:

    Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони; большие пальцы должны быть выставлены наружу.

    Кончиками указательных пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, четко над глазами, ровно посредине между линией роста волос и бровями.

    Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

    Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Помните: необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего!


  • перейти в каталог файлов


    связь с админом