Главная страница

Учись учиться Л. Рон Хаббард. Ты можешь научиться всему, чему захочешь!


Скачать 3.27 Mb.
НазваниеТы можешь научиться всему, чему захочешь!
АнкорУчись учиться Л. Рон Хаббард.pdf
Дата26.04.2017
Размер3.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUchis_uchitsya_L_Ron_Khabbard.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19677
Каталог

Ты можешь научиться всему, чему захочешь!

Учиться — это не значит просто узнавать всё больше и больше фактов.
Факт — это что-то, что нам точно известно.
Узнавать всё больше и больше фактов — это не значит учиться.

Учиться — значит понимать что-то новое и узнавать, как правильно делать что-то.

Прежде чем ты сможешь чему-то научиться, нужно захотеть научиться этому.

Если ты думаешь, что ты о чём-то уже всё знаешь, то ты ничему не научишься.

Первое, что тебе нужно решить, — это то, что ты хочешь чему-то научиться.

Он хочет чему-то научиться.

Она хочет чему-то научиться.

А ты хочешь чему-нибудь научиться?

Когда ты решил, что ты хочешь чему-то научиться, нужно это изучать.

«Изучать» — означает смотреть на что-то,
спрашивать об этом
и читать об этом.

Так ты можешь чему-то научиться.

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.
Что значит слово «учиться»?

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.
Что значит слово «изучать»?

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.
Как ты мог бы научиться правильно ухаживать за собакой?

Упражнение
Выбери что-то, чему ты хочешь нау­
читься. Напиши на листе бумаги, как бы ты стал этому учиться.

Зачем нужно учиться
Многие люди думают, что они учатся, чтобы сдать экзамен.

Но это не то, ради чего обучаются.
Учатся не для этого.

Ты изучаешь что-то для того, чтобы исполь­
зовать то, чему ты научился.

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.
Как ты будешь использовать то, чему ты научился, читая эту главу?

Трудности в обучении
Некоторые люди не знают, как учиться, поэтому им бывает трудно чему-то научиться.

Он не знает, как учиться.

Она не знает, как учиться.

Он не знает, как учиться.

Если ты поймёшь, откуда берутся эти трудности, и научишься с ними справляться, тебе будет легко учиться,
Ты можешь стать очень умным!

Эта книга поможет тебе научиться тому, как учиться.
Она может научить тебя тому, как надо что-то изучать.

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответы на вопросы. а. Чему бы ты хотел научиться? б. Чем эта книга может помочь тебе в этом?

Препятствия в обучении
Когда ты учишься, то иногда ты сталкива­
ешься с препятствиями.
Препятствие — это что-то, что стоит на пути и не даёт тебе двигаться дальше.

Если ты хочешь научиться шить, но никогда не видела, как кто-то шьёт,
у тебя могут быть трудности.
Это может быть препятствием в обучении.

Когда в обучении есть препятствия, учиться может быть трудно.

Но когда ты знаешь, какие бывают пре­
пятствия в обучении, можешь видеть их и справляться с ними, они не смогут тебя оста­
новить!

Ты можешь научиться всему, чему захочешь!

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.
Что такое препятствие?

Первое препятствие
в обучении - отсутствие
массы
Первое препятствие в обучении — это когда перед тобой нет того, что ты изучаешь.

Вещи и предметы, которые ты изучаешь, называются массой.

Если ты изучаешь машины, ты можешь получить массу, когда подойдёшь к настоящей машине, посмотришь на неё и потрогаешь её.

Если ты читаешь про животных, ты мо­
жешь получить массу, если пойдёшь в зоопарк или на ферму.

Как ты мог бы получить массу, если бы читал о том, как надо готовить еду?
Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.

Если ты изучаешь что-то и не имеешь массы того, что ты изучаешь, у тебя могут быть трудности.

Если ты учишься и не имеешь массы того, что ты изучаешь, ты можешь почувствовать, что тебя сдавило,
можешь почувствовать, что тебя согнуло,
почувствовать головокружение,
почувствовать, что в тебе угасла жизнь,
тебе может быть скучно
или ты можешь разозлиться.

У тебя может заболеть живот.

У тебя может заболеть голова.

Иногда у тебя будет кружиться голова,
и очень часто у тебя будут болеть глаза.

Чтобы этого не было, нужно получить массу того, что ты изучаешь.

Иногда невозможно получить ту вещь, которую ты изучаешь.

Когда ты не можешь получить саму вещь, которую ты изучаешь, тебе помогут картинки или фильмы.
Но если ты будешь просто читать книги или слушать кого-то, то это не даст тебе массы.
Слова не заменят того, что ты изучаешь.

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответы на вопросы. а. Нарисуй человека, который чувствует, что его сдавило, человека, который чувствует, что его согнуло, человека, который чувствует голово­
кружение, человека, который чувствует, что в в. Как можно помочь человеку, ко­
торый так себя чувствует? б. Почему человек так себя чувствует при обучении? нём угасла жизнь, человека, которому скучно, человека, который разозлился.

Упражнение
Найди массу для всего, что пере­
числено ниже, и потрогай это или укажи на это: а) вода, б) цифры, в) Земля, г) люди, д) лампа.

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответы на вопросы. а. Что бы ты сделал, если бы сидел со своим братом у себя в комнате и он объ­
яснял тебе, как устроен мотор в машине твоего отца, а тебе стало бы скучно и у тебя начала болеть голова? б. Что бы ты сделал, если бы твой друг читал книгу о том, как ухаживать за хо­
мячками, и он почувствовал головокру­
жение?

Второе препятствие
в обучении - слишком
высокая ступенька
Когда кто-то учится чему-то или делает что-то не сразу, а шаг за шагом, о нём говорят, что он делает это по ступенькам. Ступеньки могут быть низкими, и на каждую будет легко подняться.

Или ступеньки могут быть высокими, и тогда подниматься на каждую ступеньку будет трудно.

Чтобы научиться делать что-то, нужно учиться этому постепенно, шаг за шагом.
Сначала нужно научиться делать первый шаг.

Затем нужно научиться делать второй шаг.

Нужно научиться хорошо делать каждый шаг, и тогда ты сможешь сделать то, чему ты хотел научиться.

Учиться чему-то надо не сразу, а шаг за шагом, по ступенькам.

Если какой-то шаг кажется тебе слишком трудным или ты не можешь понять тот шаг, который ты делаешь, значит, ты забрался на слишком высокую ступеньку и пропустил какой-то шаг.
Если ты пропустил какой-то шаг в том, что ты изучаешь, или не понял какой-то шаг, ты забрался на слишком высокую ступеньку.
Слишком высокая ступенька — это пре­
пятствие в обучении.
Если ты забрался на слишком высокую ступеньку, ты можешь запутаться или у тебя голова пойдёт кругом.

Когда говорят, что у человека «голова идёт кругом», это означает, что он не может думать ясно или он чувствует себя так, будто всё во­
круг кружится и он может упасть.

Например, человек пытается что-то сма­
стерить.
Он запутался, и у него голова идёт кругом.

Он перепрыгнул с одного на другое слиш­
ком быстро. Он не понял то, что он делал,
и перешёл к следующему действию, и это был слишком большой шаг.

Он будет думать, что трудности вызваны тем действием, к которому он перешёл.
Но это не так.

Трудности возникли в конце того шага, который он не очень хорошо понял.
Выясните у него, что, по его мнению, он понят хорошо, перед тем как он совсем запутался.

Вы обнаружите, что на самом деле он не понял этот шаг как следует.

Добейтесь, чтобы он понял этот шаг хорошо,
и тогда он сможет сделать следующий шаг.
Ступенька уже не будет слишком высокой.

Упражнение
Нарисуй на листе бумаги человека, который забрался на слишком высокую ступеньку.

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответы на вопросы. а. Зачем нужно изучать что-то новое шаг за шагом? б. Что будет, если этого не делать?

Упражнение
а. Вспомни случай, когда ты учился чему-то шаг за шагом. б. Возьми лист бумаги и нарисуй кар­
тинку, на которой показаны все шаги, ко­
торые ты сделал.

Упражнение
Ты читаешь книгу и совершенно запу­
тался в том, что ты читаешь, и у тебя голо­
ва идёт кругом. Что тебе нужно сделать?
Напиши свой ответ на листе бумаги.

Третье и самое важное
препятствие в обучении —
непонятое слово
Третье и самое важное препятствие в обу­
чении — это непонятое слово.
У него есть непонятое слово.

«Непонятое» означает «такое, которое не
было понято или было понято неправильно».
«Непонятое слово» — это слово, которое
не было понято,
или слово, которое понято неправильно.

У неё есть непонятое слово.

У него есть непонятое слово.

У неё есть непонятое слово.

У него есть непонятое слово.

Непонятое слово может быть длинным
алфавит
или коротким.
он

Было ли у тебя так, что ты дошёл до конца страницы и понял, что не помнишь того, что ты прочитал?
Если ты дошёл до конца страницы и не помнишь, что ты прочитал, значит, на этой странице было слово, которое ты не понял.
Если ты пропустишь слово, которое ты не понимаешь,
у тебя может возникнуть чувство пустоты в голове,
или ты почувствуешь себя усталым, или ты можешь почувствовать, что ты
«не здесь».

А ещё ты можешь почувствовать беспокойство или расстроиться.

Такое бывает не только при чтении.
Такое может случиться, когда ты слышишь слово, которое не понимаешь.

Человек прекращает учиться, или у него бывает путаница в голове, или он не может учиться только из-за того, что он пропустил слово, которое не понял.

Из-за непонятого слова ты можешь совершать неправильные действия.

Непонятое слово может помешать тебе делать то, что ты изучаешь.

Из-за непонятого слова ты можешь захотеть бросить учёбу.

Для того чтобы справиться с этим пре­
пятствием, нужно поискать непонятое слово раньше в том тексте, который ты читаешь.

Вернись назад к тому месту, которое ты читал ПЕРЕД тем, как у тебя начались труд­
ности,
и найди непонятое слово.

Затем посмотри его значение в словаре.
Словарь — это книга о словах. В словаре можно узнать значения слов, как надо произ­
носить слово, как оно правильно пишется, как надо употреблять слова, и многое другое о словах.

Символы могут быть не поняты, также как и слова.
Символ — это знак (рисунок, буква), который что-то означает.
Значение символов тоже нужно знать.

Непонятое слово — это самое важное из трёх препятствий в обучении, потому что может получиться так, что из-за этого препятствия ты вообще не сможешь ничему научиться.

Поэтому, если ты чувствуешь пустоту или усталость
или ты «не здесь» или беспокоишься и расстраиваешься во время обучения,
это всегда бывает из-за непонятого слова или символа.

Упражнение
Нарисуй на листе бумаги человека, который: а) чувствует пустоту в голове, б) устал, в) «не здесь», г) беспокоится и расстраивается.

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответы на вопросы. а. Почему человек чувствует пустоту или усталость или находится «не здесь» во время обучения? б. Если человек чувствует пустоту или усталость или находится «не здесь» во время обучения, что ты можешь сделать, чтобы ему помочь?

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.
Ты сидишь дома и читаешь книгу. Ты дочитал до конца страницы, но не пом­
нишь, что на ней было написано. Почему так получилось?

Как понять значение слова
Если ты учишься и чувствуешь, что тебе стало труднее соображать,
или обучение у тебя идёт слишком медленно,
или ты зеваешь, или рисуешь что-то и даже не думаешь о том, что рисуешь,
или мечтаешь, это значит, что ты пропустил непонятое слово.

Если у тебя есть непонятое слово, тебе нужно выполнить несколько шагов.
1. Вернись назад и найди слово, которое ты не понимаешь.

2. Найди это слово в словаре.

3. Просмотри все определения.
В определении говорится, что означает слово.
Найди определение, которое подходит к тому, что ты читаешь.
4. Прочитай это определение.

5. Составляй предложения с этим словом в этом значении до тех пор, пока ты не поймёшь это определение полностью.
Может быть, тебе придётся составить много предложений. Может быть, десять или больше.
Это нормально.
Важно, чтобы ты понял, что значит это слово.

6. Когда ты поймёшь то определение, кото­
рое подходит к тому, что ты читаешь, проделай те же шаги со всеми остальными определениями по очереди.

7. После того как ты поймёшь все определения этого слова, вернись к тому, что ты читаешь. Если ты не чувствуешь, что тебе снова легко соображать и ты готов учиться, значит, есть ещё одно слово, которое ты не понимаешь.
Выполняй шаги с 1 по 7 до тех пор, пока ты снова не почувствуешь, что тебе легко соображать и ты готов учиться.
8. Затем начни читать с того места, где было не­
понятое слово.
(Если ты нашёл несколько непонятых слов, начни читать с того места, где было первое из них — ближнее к началу текста.)

Дополнительная
информация о понимании
новых слов
Иногда слова вместе значат совсем не то, что они значат по отдельности.
Например, когда говорят: «Он тебя водит за нос», это означает, что он тебя обманывает.
Это не значит, что он действительно берёт тебя за нос и ведёт куда-то. Несколько слов, кото­
рые употребляются вместе таким образом, — это «идиома».

«Водить за нос» означает не это:

«Водить за нос» означает вот что:

Ты слышал, как кто-нибудь говорит: «Он не в своей тарелке»?
«Не в своей тарелке» не означает, что чело­
век сидит в чужой тарелке.

Быть «не в своей тарелке» значит чув­
ствовать себя не так, как обычно.

«Не в своей тарелке» может также означать, что человек оказался там, где он быть не привык или где ему не­
приятно находиться.

В словарях идиомы можно найти после определений слова.

Если ты пытаешься понять какое-то слово, у которого есть идиомы, то после того, как ты понял все значения слова, тебе нужно понять идиомы.
Составляй предложения с идиомами, как ты делал это с определениями слова.

Когда ты пытаешься понять какое-то слово, в определении этого слова тебе может встретиться другое слово, которое ты не по­
нимаешь.

Тебе нужно найти в словаре и это слово и понять все его определения.

Затем надо вернуться к первому слову, ко­
торое ты пытался понять.
Если ты понимаешь все слова в том, что ты изучаешь, то ты можешь понять то, что ты из­
учаешь.

Упражнение
Найди в словаре слово «лес». Покажи другому человеку, как бы ты смог понять, что значит слово «лес», выполнив шаги, ис­
пользуемые для того, чтобы понять значе­
ние слова.

Упражнение
В том, что ты изучаешь, найди слово, значение которого ты не понимаешь.
Возьми словарь и узнай, что значит это слово. Для этого выполни восемь шагов, которые нужны, чтобы понять значение слова.

Демонстрации и обучение
Слово «демонстрировать» означает «показы­
вать» или «показывать, как что-то работает». Слово
«демонстрация» означает «действие, сделанное, чтобы показать что-то или чтобы показать, как что-то работает».
Демонстрация — это хороший способ научить кого-то чему-нибудь. Демонстрация — важная часть обучения.

Когда ты учишься, ты можешь сделать де­
монстрацию с помощью «демонстрационного набора», или «демонабора». Демонабор состо­
ит из разных предметов, таких как пробки, крышки, скрепки, колпачки от ручек, резино­
вые колечки, или других подобных предметов.
Ты можешь продемонстрировать идею, прави­
ло и вообще всё, что ты изучаешь, передвигая руками предметы из своего демонабора.
Вот демонабор.

Если ты столкнёшься с чем-то, что ты не можешь понять, демонабор поможет тебе понять это. Разные предметы из демонабора будут обозначать то, что ты изучаешь. Ты можешь передвигать эти предметы, чтобы увидеть, как что-то работает.
Когда ты сделаешь это, ты получишь
массу, а масса поможет тебе понять идеи, которые ты изучаешь.

Упражнение
Собери себе демонабор.

Упражнение
С помощью своего демонабора пока­
жи другому человеку, как ты добираешься из дома в школу.

Упражнение
С помощью своего демонабора проде­
монстрируй другому человеку первое пре­
пятствие в обучении.
Продемонстрируй, как бы ты помог человеку, который столкнулся с первым препятствием в обучении.

Упражнение
С помощью своего демонабора про­
демонстрируй другому человеку второе пре­
пятствие в обучении.
Продемонстрируй, как бы ты помог человеку, который столкнулся со вторым препятствием в обучении.

Упражнение
С помощью своего демонабора про­
демонстрируй другому человеку третье препятствие в обучении.
Продемонстрируй, как бы ты помог человеку, который столкнулся с третьим препятствием в обучении.

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.
Зачем нужно делать демонстрации во время обучения?

Пластилиновые
демонстрации
Есть ещё один способ продемонстрировать то, что ты изучаешь. Ты можешь вылепить это из пластилина. Это называется «пластилино­
вая демонстрация». Если ты продемонстриру­
ешь что-то, вылепив это из пластилина, это может помочь тебе понять, из чего это состо­
ит, как оно выглядит или как оно работает. Это может помочь тебе лучше понять то, что ты изучаешь.
Если ты сталкиваешься с чем-то, что ты не можешь понять, ты можешь вылепить это из пластилина.
Есть много способов использования пла­
стилина.

Люди, которые создают новые машины, делают модели машин из пластилина, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть.

Генерал может вылепить поле битвы, чтобы придумать, как он может выиграть сражение.

Ты можешь лучше понять что угодно, вы­
лепив это из пластилина. Допустим, ты хочешь понять, как лучше расставить мебель в твоей комнате, чтобы туда можно было поставить новый стол. Ты можешь вылепить комнату, мебель и другие вещи. Затем ты можешь пере­
двигать эти модели, чтобы понять, как лучше расположить мебель.

Как делать пластилиновую
демонстрацию
Пластилиновые демонстрации делают из пластилина, чтобы получить массу чего- нибудь. Затем делается ярлычок, на котором будет написано, что это такое. Давай посмо­
трим, как это делается.
Если ты захочешь сделать пластилиновую демонстрацию карандаша, то сначала надо будет вылепить из пластилина тоненький стер­
жень. Стержень — это предмет, похожий по форме на палку. Это будет грифель. Затем надо сделать ярлычок с надписью «ГРИФЕЛЬ» и воткнуть его в этот стержень.

Затем надо обернуть ещё один слой пласти­
лина вокруг этого стержня так, чтобы один конец стержня слегка торчал наружу Это деревянная часть карандаша, поэтому надо сделать ярлычок с надписью «ДЕРЕВО» и воткнуть его в этот слой пластилина.

Затем надо прикрепить ещё один маленький кусочек пластилина с другого конца. Это резинка, поэтому к нему надо прикрепить ярлычок с над­
писью «РЕЗИНКА».

И, наконец, надо сделать ярлык для всей демонстрации. На нём должно быть написано:
«КАРАНДАШ».

Пластилиновые демонстрации должны быть большими. Если пластилиновая демон­
страция слишком маленькая, тогда то, что ты изучаешь, может не стать для тебя достаточно реальным. «Реальный» означает «настоящий, существующий на самом деле». Если ты вы­
лепишь из пластилина то, что ты изучаешь, это может стать для тебя более реальным.
Его пластилиновая демонстрация большая.
Её пластилиновая демонстрация слишком маленькая.
Если ты будешь делать БОЛЬШИЕ пласти­
линовые демонстрации, это лучше поможет тебе понять то, что ты изучаешь.

Даже мысль можно вылепить из пласти­
лина. Ты можешь сделать тонкое колечко из пластилина, чтобы показать мысль или идею.
Вот пластилиновая демонстрация человека, который думает о мячике.
Если в жизни тебе встретилось что-то непо­
нятное, ты сможешь лучше понять это, когда вылепишь это из пластилина. Из пластилина можно вылепить всё, что угодно.
Пластилиновые демонстрации — важная часть умения учиться.

Зарисовки
Зарисовка — это картинка, на которой что-то нарисовано приблизительно, без подробностей.
Зарисовка — это один из видов демонстрации и один из способов что-то понять.

Иногда ты можешь увидеть, как люди де­
лают зарисовки на работе. Они делают это, чтобы что-то понять.

Упражнение
Покажи с помощью зарисовки, как добраться от твоего дома до дома твоего друга.

Подведём итоги
Люди, которые добиваются успеха вжизни, никогда не перестают учиться.
Есть много того, чему можно научиться.

Учиться нетрудно, и это может быть очень интересно.

Теперь, когда ты знаешь, какие могут быть препятствия в обучении и как с ними справ­
ляться, ты можешь научиться всему, чему за­
хочешь.
И ты можешь помочь учиться другим!

Упражнение
Возьми лист бумаги и напиши ответ на вопрос.
Зачем тебе нужно уметь учиться?

Упражнение
Возьми простую, небольшую книгу о том, чему тебе интересно научиться.
Прочитай эту книгу Если при чтении ты столкнёшься с каким-нибудь из препят­
ствий в обучении, используй то, чему ты научился из книги «Учись учиться», чтобы справиться с препятствием.
Напиши на листе бумаги о том, что ты сделал.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Ты завершил чтение книги «Учись учиться».
Знания о том, как учиться, очень полезны и очень важны. Поэтому ты молодец!
Применяй эти знания, чтобы научиться всему, чему тебе захочется. Для этого они и нужны. И пусть тебе будет интересно!

Важная информация
для родителей и учителей
Эта книга была издана, для того чтобы дать людям нужные им инструменты для обучения.
В современном обществе мы постоянно имеем дело с разного рода учебниками, руко­
водствами и пособиями. Мы живём в мире тех­
ники.
В наше время человек заканчивает полу­
чать образование в возрасте между двадцатью и тридцатью годами, когда он прожил уже почти треть жизни. Но что происходит после того, как он получит диплом? Умеет ли он делать то, чему он учился? На самом деле человек начи­
нает учиться до того, как он начнёт говорить, и он продолжает делать это на протяжении всей своей жизни. Умеет ли он делать то, чему он учился, за пределами школьных стен?
Будущий успех ребёнка и его счастье за­
висят от его способности учиться. Врождённые способности к обучению очень велики. У детей почти безграничное воображение во всех об­
ластях жизни. Любопытство и стремление зна­
комиться с окружающим миром и учиться в раннем детстве очень высоки.
При этом дети сталкиваются со множе­
ством вещей, которые они пока не понимают.
Им говорят, что учёба — это ключ к будущему.
Но с ними не очень хорошо поступают, когда говорят им, что они должны учиться, но не учат их тому, КАК это делать.
Книга «Учись учиться» содержит осново­
полагающие принципы всех форм обучения, которые были открыты в результате исследо­
ваний Л. Рона Хаббарда в сфере образования.
Итогом этих открытий стала технология обуче­
ния, предметом которой впервые стал вопрос о том, КАК учиться. Технология обучения яв­
ляется основой для любого образовательного
предмета, поскольку она имеет дело с самим процессом обучения, с препятствиями в обуче­
нии и способами устранения этих препятствий.
В книге «Учись учиться» даны основы тех­
нологии обучения на таком уровне, что ребёнок может их понять, усвоить и использовать. Пу­
бликация этой книги — огромное достижение в сфере обучения детей среднего и младшего школьного возраста.
Получение максимальной пользы
от чтения этой книги
Уровень подготовки читателя
Книга написана так, чтобы ребёнок мог читать её самостоятельно. Она рассчитана на детей в возрасте от восьми до двенадцати лет, хотя были случаи, когда дети уже в шесть лет могли прочитать книгу, понять её содержание и успешно использовать его.
Упражнения
После каждого раздела книги приведены упражнения, выполняя которые ребёнок начина­
ет применять прочитанный материал. Эти упраж­
нения необходимы для получения максимальной пользы от чтения книги, и ребёнка следует побуждать к тому, чтобы он выполнял их как следует.
Знакомство с книгой
Если Вы занимаетесь по этой книге со своим ребёнком или используете её в классе, будет лучше, если Вы сами предварительно прочитае­
те её. Хотя книга написана очень простым язы­
ком, приведённых в ней данных нет ни в одной ранее изданной книге, посвященной обучению или образованию. В данной книге изложены совершенно оригинальные идеи, явившиеся результатом исследований Л. Рона Хаббарда в сфере образования, а также его открытий в этой области: какие умственные явления препятству­
ют обучению, какие физиологические реакции могут быть вызваны этими препятствиями и каковы способы с ними справиться.
Обеспечение понимания
Если вы дали своему ребёнку эту книгу и работаете по ней или если вы используете её в классе, вам необходимо знать одно очень важ­
ное данное, касающееся обучения:

ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА, ПО КО­
ТОРОЙ ЧЕЛОВЕК БРОСАЕТ УЧЁБУ, ИЛИ
ЗАПУТЫВАЕТСЯ, ИЛИ СТАНОВИТСЯ НЕ­
СПОСОБНЫМ К ОБУЧЕНИЮ, ЗАКЛЮЧА­
ЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН ПРОПУСТИЛ СЛОВО,
КОТОРОЕ НЕ ПОНЯЛ.
Замешательство или неспособность понять или изучить что-то возникают ПОСЛЕ того, как человек встретил слово, которое он не понял.
С вами когда-нибудь случалось такое, что, дойдя до конца страницы, вы осознали, что не помните, о чём читали? Что ж, где-то раньше на этой странице вы пропустили слово, опреде­
ления которого вы не знали или для которого у вас было неправильное определение.
Вот пример: «Наше внимание привлекли ропаки, ослепительно сверкавшие в лучах вос­
ходящего солнца». Смотрите, что получается: вам кажется неясным всё предложение, тогда как на самом деле ваше непонимание произо­
шло исключительно от одного слова, которое вы не поняли, — «ропак», что значит «льдина, стоящая вертикально или наклонно среди срав­
нительно ровной поверхности».
Данное о том, что нельзя пропускать непо­
нятые слова, является наиболее важным во всём обучении, и этот вопрос подробно обсуждается на стр. 101—127 этой книги. Каждый предмет, который человек начал изучать и бросил, со­
держал слова, значения которых он не знал. Это самое важное препятствие в обучении, поэтому учителя и родители должны знать это данное.
Проявления, вызванные тем, что человек, сам не осознавая того, столкнулся со словом, которое он не понимает, вполне определённы и их не­
трудно заметить, когда знаешь, что перед тобой.
Каким бы простым это ни казалось, можно обнаружить, что в основе многих бед и невзгод, которые выпадают на долю наших детей, лежат непонятые слова, с которыми дети столкнулись в тех материалах, которые они читали, или в каких-либо жизненных ситуациях.
Использование в качестве справочного пособия
После того как ребёнок прочитает эту книгу и овладеет навыками обучения, при необходи­
мости во время дальнейшего обучения можно и нужно рекомендовать ему обращаться к этой книге. Как это ни удивительно, до того как
Л. Рон Хаббард провёл свои исследования, в
сфере образования не существовало эффектив­
ной технологии обучения. Книгу «Учись учить­
ся» можно использовать снова и снова, как напоминание об основах успешного обучения.
Дополнительная информация
Во всём мире сейчас есть множество школ, ис­
пользующих разработанную Л. Роном Хаббардом технологию обучения, для того чтобы добиться более быстрого обучения и лучшего усвоения материала.
Если у вас, у вашего ребёнка или ученика возникнут какие-либо затруднения при чтении этой книги или применении содержащихся в ней данных, вы можете обратиться в одну из школ или учебных заведений, перечисленных в конце этой книги. Эти организации используют только данную технологию обучения и будут рады оказать вам любую необходимую помощь и предоставить дополнительную информацию по этим новым разработкам в сфере образования.
Когда ребёнок знает, как он может получить больше знаний, его тяга к знаниям никогда не ослабеет. То, что сказано в этой книге, справед­
ливо не только для детей, но и для всех людей вообще. Когда ребёнок научится использовать инструменты, описанные в этой книге, это ста­
нет неотъемлемой частью его подхода к жизни и он будет использовать их во всём, что он делает на протяжении своего дальнейшего существо­
вания.
Основополагающие данные, содержащиеся в книге «Учись учиться», — это открытия, имею­
щие огромную область применения, и теперь путь к обучению и применению полученных знаний полностью свободен.
Если ребёнок будет уметь учиться, ему будут доступны все знания, которыми владеет челове­
чество, и какова бы ни была сфера его интере­
сов, у него будут максимальные шансы на то, что он добьётся успеха и сможет реализовать себя.

Об авторе
Л. Рон Хаббард был знаком со сферой об­
разования не понаслышке. Несмотря на то что его основным занятием была писательская дея­
тельность, в своей долгой, продуктивной и на­
полненной событиями жизни он провёл тысячи часов, занимаясь исследованиями в области об­
разования, выступая с лекциями и занимаясь преподаванием.
Л. Рон Хаббард родился в г. Тилден, штат Не­
браска, 13 марта 1911 года. Его детство прошло на ранчо его деда в глуши штата Монтана. По­
скольку его отец был офицером военно-морских сил США, Рон уже к восьми годам совершил не­
мало путешествий. А когда ему исполнилось 19, за его плечами лежало уже почти полмиллиона километров.
В 1930 году он поступил в университет имени
Джорджа Вашингтона, где занимался математи­
кой и инженерным делом. Но он не проводил всё своё время, сидя за книгами. Он стал пилотом на заре авиации, сначала научившись управлять планерами, а затем и самолётами. Он работал внештатным корреспондентом и фотографом, руководил экспедициями в Карибском море и
Пуэрто-Рико, а позже — на Аляске. Весь мир был его школой, и он учился неустанно, нака­
пливая опыт, который позднее лёг в основу его писательской деятельности, а также его иссле­
дований и открытий.
Некоторые из его первых опубликованных статей не были вымыслом: в их основе лежали ре­
альные события из его карьеры авиатора. Вскоре он начал использовать свой опыт путешествен­
ника для написания множества разнообразных художественных произведений различных жан­
ров — приключенческих, детективных, вестернов, научно-фантастических, а также фэнтези.
Средства, полученные от писательской дея­
тельности, он использовал для финансирования основного направления своих исследований — поисков ответа на вопрос: как можно улучшить состояние человека? Его работы, не относящие­
ся к художественной литературе, посвящены таким разнообразным темам, как избавление от наркомании, брак и семья, успех в работе, ста­
тистический анализ, связи с общественностью, искусство, маркетинг, и многим, многим другим.

Он не только писал книги — он прочитал более
3000 лекций, а также проводил курсы обучения, чтобы поделиться своими открытиями с други­
ми людьми.
Однако, для того чтобы чему-то научиться, нужно уметь читать и понимать. Поэтому Л. Рон
Хаббард нашёл решение этой проблемы, позво­
лявшее научить людей тому, как нужно учиться.
Его исследования привели к обнаружению основ­
ной причины, по которой учащийся неспособен усвоить какой-либо предмет. Л. Рон Хаббард об­
наружил препятствия, которые не дают человеку полностью понять изучаемый предмет, и разра­
ботал методы, используя которые любой чело­
век может повысить свою способность учиться и применять полученные знания на практике.
Из-под его пера вышло огромное количество материалов, посвященных тому, что он назвал
«технологией обучения».
Необычайно эффективную технологию обу­
чения Л. Рона Хаббарда сейчас применяют около двух миллионов учащихся и тысячи преподавате­
лей в университетах и школах во всём мире. Его работы, посвященные образованию, переведены на десятки языков, для того чтобы удовлетво­
рить существующую во всём мире потребность в первой действительно эффективной технологии обучения. Организации, которые используют технологию обучения, разработанную Л. Роном
Хаббардом, созданы в России, США, Австра­
лии, Южной Африке, Канаде, Австрии, Велико­
британии, Мексике, Германии, Дании, Франции,
Италии, Венесуэле и на Тайване.
Л. Рон Хаббард ушёл из жизни 24 января
1986 года. Его вклад в сферу образования принёс новую надежду, лучшее понимание и большие способности миллионам учащихся и педагогов во всём мире.

Другие книги
Л. Рона Хаббарда
для учащихся
Руководство по основам обучения. Книга содержит основные принципы успешного обу­
чения в любой области и важнейшие открытия в этой сфере. Рассчитана на людей любого воз­
раста, от подростков и старше, и любого уровня образования. Имеется на русском языке.
Общение — это радость. В книгу включе­
ны практические упражнения, которые обучают ребёнка правильному общению, что позволяет ему чувствовать себя комфортно в любой ситуа­
ции. Имеется на русском языке.
Навыки обучения для жизни (Study Skills for
Life). Книга учит детей применять то, что они изу­
чают, для достижения своих целей. С помощью этих навыков они могут справляться с препят­
ствиями в обучении. Рассчитана на детей средне­
го и младшего школьного возраста. Имеется на английском языке.
Как пользоваться словарём. Книга в картин­
ках для детей (How to Use a Dictionary Picture
Book for Children). Одним из необходимых эле­
ментов качественного образования является предоставление учащемуся инструментов, с помощью которых он сможет успешно обучать­
ся самостоятельно. Вне зависимости от учебно­
го предмета или области образования учащий­
ся должен уметь пользоваться словарём, чтобы иметь чёткое представление о значении слов.
Эта книга содержит секреты того, как можно заставить работать систему образования. Имеет­
ся на английском языке.
Грамматика и общение (Grammar and
Communication). Способность общаться — необ­
ходимое условие счастья и уверенности в себе.
Но чтобы человек мог общаться так, чтобы его понимали, он должен быть способным говорить и писать правильно. Благодаря уникальному подходу к грамматике эта книга может открыть для ребёнка мир слов и дать ему стабильное чувство собственного достоинства, основанное на способности читать и ясно выражать свои мысли, как письменно, так и устно. Имеется на английском языке.

Когда дети могут учиться и думать само­
стоятельно, мир для них становится открытой
книгой.
ЧТОБЫ ЗАКАЗАТЬ ЭТИ КНИГИ ИЛИ
ПОЛУЧИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОР­
МАЦИЮ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ,
РАЗРАБОТАННОЙ Л. РОНОМ ХАББАРДОМ,
ЗВОНИТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: (495) 507-87-09.

Глоссарий
беспокойство: когда ты испытываешь беспокойство,
ты не можешь перестать думать о своих трудностях или неприятностях, которые могут произойти.
голова идёт кругом: когда у кого-то голова идёт кру­
гом, это означает, что он не может думать ясно или он чувствует себя так, будто всё вокруг кружится и он может упасть.
голова кружится: когда у кого-то кружится голова, то он чувствует, что шатается и может упасть, или же он путается в мыслях.
головокружение: когда кто-то чувствует головокруже­
ние, он чувствует, будто всё вокруг кружится.
демонстрационный набор: называется также демона-
бором. Состоит из разных предметов, таких как пробки, крышки, скрепки, колпачки от ручек, резиновые колечки, или других подобных пред­
метов. Ты можешь продемонстрировать идею, правило и вообще всё, что изучаешь, передвигая руками предметы из демонабора. Когда ты сдела­
ешь это, ты получишь массу, а масса поможет тебе понять идеи, которые ты изучаешь.
демонстрация: действие, сделанное, чтобы показать что-то или показать, как что-то работает.
демонстрировать: показывать что-то или показывать,
как что-то работает.
запутаться: когда кто-то запутывается, это значит, что он перестаёт понимать что-то и не может разобраться с этим, как если бы всё было пере­
мешано.
зарисовка: картинка, на которой что-то нарисовано приблизительно, без подробностей. Зарисовка—это один из видов демонстрации и один из способов что-то понять.
идиома: иногда слова вместе значат совсем не то, что они значат по отдельности. Несколько слов, которые употребляются вместе таким образом, называют идиомой. Например, когда говорят: «Он тебя водит за нос» — это означает, что он тебя об­
манывает. Это не значит, что он берёт тебя за нос и ведёт куда-то. изучать: смотреть на что-то, спрашивать об этом и читать об этом.
использовать: когда ты используешь свои знания, ты делаешь то, для чего эти знания нужны, причём так, как ты знаешь. Например, ты знаешь, как за­
вязывать шнурки, и, когда ты завязываешь их, ты
используешь свои знания.
масса: вещи и предметы, которые ты изучаешь, на­
зываются массой.

Глоссарий
беспокойство: когда ты испытываешь беспокойство,
ты не можешь перестать думать о своих трудностях или неприятностях, которые могут произойти.
голова идёт кругом: когда у кого-то голова идёт кру­
гом, это означает, что он не может думать ясно или он чувствует себя так, будто всё вокруг кружится и он может упасть.
голова кружится: когда у кого-то кружится голова, то он чувствует, что шатается и может упасть, или же он путается в мыслях.
головокружение: когда кто-то чувствует головокруже­
ние, он чувствует, будто всё вокруг кружится.
демонстрационный набор: называется также демона -
бором. Состоит из разных предметов, таких как пробки, крышки, скрепки, колпачки от ручек, резиновые колечки, или других подобных пред­
метов. Ты можешь продемонстрировать идею, правило и вообще всё, что изучаешь, передвигая руками предметы из демонабора. Когда ты сдела­
ешь это, ты получишь массу, а масса поможет тебе понять идеи, которые ты изучаешь.
демонстрация: действие, сделанное, чтобы показать что-то или показать, как что-то работает.
демонстрировать: показывать что-то или показывать, как что-то работает. запутаться: когда кто-то запутывается, это значит, что он перестаёт понимать что-то и не может разобраться с этим, как если бы всё было пере­
мешано.
зарисовка: картинка, на которой что-то нарисовано приблизительно, без подробностей. Зарисовка—это один из видов демонстрации и один из способов что-то понять.
идиома: иногда слова вместе значат совсем не то, что они значат по отдельности. Несколько слов, которые употребляются вместе таким образом, называют идиомой. Например, когда говорят: «Он тебя водит за нос» — это означает, что он тебя об­
манывает. Это не значит, что он берёт тебя за нос и ведёт куда-то. изучать: смотреть на что-то, спрашивать об этом и читать об этом.
использовать: когда ты используешь свои знания, ты делаешь то, для чего эти знания нужны, причём так, как ты знаешь. Например, ты знаешь, как за­
вязывать шнурки, и, когда ты завязываешь их, ты
используешь свои знания.
масса: вещи и предметы, которые ты изучаешь, на­
зываются массой.

мечтать: думать о приятных для тебя вещах и не об­
ращать внимания на то, что происходит вокруг тебя.
не здесь: когда о ком-то говорят, что он не здесь, хотят сказать, что он не думает о том, о чём он должен думать, или не слушает того, что он должен слу­
шать, а вместо этого он думает о чём-то ещё.
непонятое слово: слово, которое не было понято или было понято неправильно.
непонятый: такой, который не был понят или был понят неправильно. определение: определение говорит тебе, что значит слово. отсутствие: если что-то отсутствует, то этого нет там, где находишься ты, ты не можешь его увидеть или потрогать руками.
пластилиновая демонстрация: есть ещё один способ продемонстрировать то, что ты изучаешь. Ты мо­
жешь вылепить это из пластилина. Это называется
«пластилиновая демонстрация». Если ты проде­
монстрируешь что-то, вылепив это из пластилина, это может помочь тебе понять, из чего это состоит, как оно выглядит или как оно работает. Это может помочь тебе лучше понять то, что ты изучаешь.
подводить итоги: когда кто-то собирается подводить
итоги, то это означает, что он хочет ещё раз очень кратко сказать о том, о чём раньше было сказано много и подробно. Таким образом вновь расска­
зывают о важном.
препятствие: то, что закрывает путь или не даёт идти дальше.
пустота в голове: если у тебя пустота в голове, значит, у тебя нет никаких мыслей.
разозлиться: когда кто-то разозлился, он очень не­
доволен чем-то и нетерпелив, хочет кричать на кого-то и причинить ему боль.
расстроиться: когда кто-то расстраивается, ему что- то не нравится и у него портится настроение.
сдавило: если предмет выглядит не как обычно, если его сжали и он стал меньше, то говорят, что его
сдавило.
символ: это знак (рисунок, буква), который что-то означает. Например, плюс (+), или точка (.), или
обозначение температуры (°) — это символы.
скучно: когда кому-то скучно, ему не интересно то, чем он занимается.
слишком высокая ступенька: если ты пропустил какой-то шаг в том, что ты изучаешь, или не понял какой-то шаг, ты находишься на слишком высокой
ступеньке.
словарь: книга слов. Когда хотят узнать, что значит слово, как слово используется, как его произнести
или написать, или же хотят узнать о нём что-то ещё, то для этого смотрят в словарь.
согнуло: когда говорят, что кого-то согнуло, имеют в виду, что он сгорбился и его спина перестала быть прямой.
соображать: думать или понимать. Если тебе легко
соображать, это значит, что ты очень хорошо по­
нимаешь то, что хочешь понять, и у тебя с этим нет никаких трудностей. Если тебе трудно сооб­
ражать, это значит, что ты плохо понимаешь то, что пытаешься понять, и у тебя с этим есть труд­
ности.
ступенька: когда кто-то учится чему-то или делает что-то не сразу, а шаг за шагом, о нём говорят, что он делает это по ступенькам.
угасла жизнь: когда в тебе угасла жизнь, это значит, что ты не весёлый и не активный, как если бы у тебя не осталось никаких сил.
усталый: усталым называют человека, который не может продолжать заниматься чем-то потому, что ему нужно отдохнуть.
учиться: понимать что-то новое и узнавать, как пра­
вильно делать что-то.
факт: то, о чём нам известно, что это правда.
шаг за шагом: когда вы делаете что-то шаг за шагом,
то вы сначала выполняете один шаг, затем другой шаг, затем следующий шаг и так далее.

перейти в каталог файлов
связь с админом