Главная страница
qrcode

(2000, Дюби Ж.) Трехчастная модель, или Предста... Tudiahistorica Georges Duby


НазваниеTudiahistorica Georges Duby
Анкор(2000, Дюби Ж.) Трехчастная модель, или Предста.
Дата05.04.2017
Размер7.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2000_Dyubi_Zh__Trekhchastnaya_model_ili_Predsta.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#10757
страница7 из 45
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   45
ecclesia
, этой армии, сражающейся со злом, на марше или на бивуаке в час перед битвой, результат сочетания многих порядков. До Хин- кмара, до Льва III, до Алкуина, который этими идеями вдохновлялся, за два с половиной столетия до Герарда и Адальберона Бонифаций, англосакс и бенедиктинец, в обоих этих качествах духовный сын Григория Великого, громогласно заявил в проповеди, цитированной чуть раньше В Церкви лишь одна верау которую любовь должна осуществлять повсюду, но различные чины имеют каждый свою особую обязанность есть порядок повелевающих и порядок повинующихся, порядок богатых и порядок бедных, порядок старых и порядок молодых (порядок, вступающий вдело, чтобы откорректировать природу, вводит тройное основание превосходства одно по власти, другое по богатству, третье по возрасту, и у каждого свой ход, как в теле у каждого члена своя обязанность Бонифаций продолжает свою мысль, но относительно лишь одного 19, 13.

5
De exhortatione castitatis,
PL 2, 922.
6
A d uxorem,
I, 7 (PL 1, 1398);
De monogamia,
XII (PL 2, 997).

Порядки
11
порядка, порядка начальствующих. Слушатели его речи к этому порядку и принадлежат следует раскрыть, как он организован, как соединяются в нем различные функции долг епископов в том, чтобы воспрещать зло, поддерживать слабеющих,
возврагцать заблудших на путь истинный затем следуют обязанности короля, который должен быть предметом страха для народов,
ибо
“нет власти не от Бога равно как и начальствующие и судьи, поставленные королем, должны быть верными, смиренными, великодушными они должны судить по справедливости, а не в зависимости от полученных подарков,
защигцать вдов, сирот, бедных, повиноваться епископам, никому не чинить насилия, искать неправедного богатства, давать неимущим, а отбирать у другого.»
Разные порядки. Однако слово ordo обозначает непросто каждый из них, но и ту власть, которая их разделяет и упорядочивает. Для каждого порядка есть свои задачи, свои обязанности, выстроенные в иерархию. Уже вырисовывается троичность. Нов том единственном ordo, который имеет значение, в порядке правителей, епископы не смешиваются с земными князьями, безусловно им повинующимися на линии раздела король Бонифаций него ворит прямо, что король тоже должен повиноваться епископам однако он отваживается ясно указать, что король следует затем. По обе стороны от короля уже стоят
oratores
и
bellatores
, те, кто молится, и те, кто сражается. Очевидна преемственность между тем, что заявлял около 750 г. ученик Григория Великого, реформировавший франкскую Церковь по бенедиктинскому и папскому образцу, и тем, что заявляли Герард и Адальберон. Оба они, однако, были более осторожны в употреблении слова
ordo.
Они относили его только к тому, что было сакрального в социальном устройстве, к служителям
Божиим и к королям. Они никогда не прилагали его к тем, кто во всеобщем порядке исполняет плотские функции. Зато настаивали на распределении обязанностей. И громче говорили о трех функциях

IV. Функции молиться и сражаться
А вовсе не о двух, каких предшественники. Ведь если Бонифаций, к примеру, пользовался понятием троичности для обоснования неравенства, то, как и Григорий Великий, человечество он видел разделенным на две части. Оба они различали тех, кто отдает повеления, и тех, кто их исполняет, отделяли тех, кто, идя впереди
(pre-positi
), открывает шествие и снисходит любить остальных, от тех, кто, позади них, или, вернее, подними старается за ними следовать, испытывая почтение, готовое превратиться в страх. Тому, кто смотрит на эту картину социального мира бесхитростным взглядом, открывается преобладание ряда бинарных оппозиций. Что мы видим Рабов и господ, старых и молодых, старших и младших, не говоря о естественной субординации, естественной настолько, что ни один говорящий о неравенстве не дает себе труда хоть одним словом упомянуть о женщине, подчиненной мужчине, своему «господину».
Одно из этих двухчастных делений привлекло внимание людей книжной культуры, которые в эпоху Каролингов задумывались о распорядке вещей и прямыми наследниками которых были Адальберон и Герард (как где Тор­
ка, менее осознанно, наследует Луазо: будем помнить о явлениях преемственности и последействия, которые оказывают решающее влияние на долгую эволюцию идеологических образований и переплетение которых распутывать нелегко. Они принадлежали к Церкви. В их глазах христианское общество делилось надвое порядок и простонародье, как говорил Тертул- лиан одна часть, упорядоченная,—духовенство; другая — народ. И эта основополагающая структура, учрежденная божественным законом, отсвет глубинного распорядка, отделяющего небо от земли, дух от тела, в свой черед отзывалась на порядке прелатов, правителей, требуя разделять начальствующих в Церкви, епископов, и следующих затем, как говорит Бонифаций, начальствующих над народом. Так что в конце концов эти два способа бинарной классификации перекрещиваются, поднимая, с одной стороны, держателей власти над остальными, с другой—духовенство над народом. Две ступени, две функции. Но второе различие на верхней ступеньке лестницы стирается на небе, каким созерцает его Герард Камбрейский, Иисус Христос, который через структуры родства подчинен Отцу, принимает на себя и священническую, и царскую функцию
Функции молиться и сражаться
79
На разделении двух функций, священнической и царской, останавливаются все те концепции социально-политического порядка, следы которых до нас дошли и которые, воспринятые каролингскими прелатами, занимали воображение Герарда и Адальберона. Современные историки, изучающие эти вопросы, называют такое разделение «геласианским». Папа Геласий
(492—496) действительно провозгласил его перед императором Анастасием: То, что прежде всего правит миром, двойственно свягценная власть понтификов и могущество щ рей »1.

Две особы, две роли две сферы действия два порядка, которые должно различать благоразумие, — как повторяет вслед за Цицероном Геласий:
modestia utriusque ordinis
, благоразумие сохранять оба порядка. Две обязанности, самостоятельные, хотя и связанные между собой императоры нуждаются в епископах для спасения души епископы ждут от императоров мира на земле. Они, однако, неравны два слова, выбранные для обозначения двух функций, подчеркивают иерархию, власть,
potestas
, могущество иерархия эта вытекает из самого устройства вселенной, которое, поместив небо наверху, землю внизу, учредило верховенство клира. Так образуется трещина между начальствующими. Но она проходит дальше, через все общество, поскольку власть, как и могущество, передается ниже взрослые мужчины, не рабы, свободные, граждане, выстраиваются таким образом в две отдельные группы в зависимости оттого, носят ли они оружие среди граждан одни сражаются, другие, безоружные, иным способом содействуют поддержанию божественного порядка.
После того, как переселение народов военизировало все, что в римском мире избегло рабства, граница между двумя функциями казалась одновременно столь необходимой и столь хрупкой, что в середине VIII в, когда складывалось каролингское государство, ученые люди старались укрепить ее своим словом. На соборе, работавшем в 742 г. над реформой франкской Церкви, Бонифаций добился запрещения служителям Божиим в любых случаях и с любой целью носить оружие, или сражаться, или участвовать также в конных вылазках и нести военную службу С этого момента можно заметить при разговоре о правителях тенденцию подменять антиномические термины
auctoritas-potestas
,
clerus-populus
другой парой Эти два слова вместе встречались у Цицерона. Мы знаем, как использовали их Адальберон и Герард. В 747 г. если не эти два существительных, то два соответствующих им глагола оказываются в средоточии политической речи, созвучной речи
Геласия, которую папа Захария обратил к Пипину Короткому Князьям, людям мирскими воинам (bellatores) надлежит заботиться о том, чтобы остерегаться вражеских козней и защигцать страну епископам,
свягценникам и служителям Божиим подобает действовать спасительными советами и молитвами

да­
бы милостию Божиейу мы молясь ‘(orantibus), а те сражаясь (bellantibus), хранили бы страну в безопасности Эти слова не пропали даром. При встрече с па Scewanz,
Publizistische Sammlung zum acacianischen Schisma
, Munich, 1934, p. 7 et ss.
2 MGH
yEpist.
3, 56.
3
Tusculanes
IV, 24.
4 Тогда как слово
ordo
там не встречается, вопреки тому, что позволяет думать Е. De-
laruelle, «Essai sur la formation de l’idee de croisade»,
Bulletin de litterature ecclesiastiquey
1944; «En relisant le
De Institutione Regia
de Jonas d’Orleans»,
Melanges Halphen
, 1951.
5
Codex CarolinuSy
MGH, Ер. K. Aevi, 480:

80
Происхождение
пой Львом III Карл Великий их не выслушивает он самих произносит. На сей раз, чтобы подтвердить, что ему одному принадлежит право вести мирские дела, и чтобы отослать папу в молельню.
В этой формуле выражен каролингский политический идеал. Идеал этот в основе своей монархический. На земле, как и на небе, царствует один. Он занимает место Христа, исполняя, как и Он, две функции, играя один две роли, воплощая два лица
(personae
). Об этом и напоминают в 829 г. императору Людовику Благочестивому франкские епископы, прямо ссылаясь на папу Ге- ласия6: Тело общины поделено прежде всего между двумя важными лицами, ибо тело короля само таким же образом поделено, и эта изначальная двоичность делит пополам все тело народа Божьего Вот суть
bifrons
, двуликий, государь, помазанник Божий, смотрит с двух сторон на тех, кем правит, справа, слева, и этот двойной взгляд, эти повеления с обеих сторон определяют деление общества, во всяком случае, того, которое берется в расчет, той части человечества, что не попала в рабство. Идея эта укрепляется во Франкском государстве в IX в. Послушаем Валу Есть лишь одна община, но управляется она двумя порядками (828—829). Послушаем еще раз Валафрида Страбона, говорящего о каждом из порядков, соединение которых и взаимная любовь дают единство дома Божьего. Послушаем Хинкмара Реймсского, который исходит из этой идеи при описании королевского дворца два порядка, две функции, две категории услуг, два войска. Увещевая короля в 833 г, как будет это делать два века спустя Адальберон, епископ Лионский Агобард, чья речь, быть может, наиболее точно предвосхищает
Carmen
, советует заботиться о том, чтобы перед лицом смут века сего был в готовности каждый из порядков, военный и церковный, то есть те, кто служит в мирском воинстве и кто служит деланию священному, одни сражаясь железом, другие борясь глаголом Железо, глагол оружие, слово. Вот оно одни сражаются, другие молятся».
Эту двойственность каждый может увидеть своими глазами. В распорядке церемоний когда королей IX века коронуют в Реймсе, светские чины стоят слева от них, чины церковные справа, на лучшем месте Христос восседает одесную Отца. А поскольку молящимся,
oratores
, надлежит наставлять других, указывать воинам,
bellatores
, где зло, а где благо, устанавливать для них запреты, определять ценности, то такая работа подготавливает появление нового
ordo
, призванного занять свое место рядом с порядками вдов, единобрачных, клириков это порядок воинов. Образцовый персонаж этой соци­
ально-этической категории, разумеется, — король. Ибо если король прежде всего,
principaliter
, вбирает в себя две функции, то одна из его ролей, одно из его лиц, воинственное, пыл его молодости, груз плоти отделяют его от клириков, неудержимо влекут его налево, к земле, в битву. Государь ведет за собой другой отряд, земной что и показывают художники, рисующие Церковь,
ecclesia
(пока сохраняется традиция изображать ее в виде человеческих существ, расставляя одних позади папы, других позади императора. И ко
MGH, Leges,
II, 2.
7 Рассказано в его жизнеописании Пасхазием Радбертом, PL 120, 1609.
8
Liber de exordiis
(841), MGH, Cap. II, 515.
9 MGH, Ер. K. Aevi, 3, 226.
10 W. Ullmann, The growth of legal government in the Middle Ages, Lnd 1955, p. 143.
11 M. Averi, The Exultet Rolls of South Italy, Princeton, 1936, II, planche 169.
Функции молиться и сражаться
81
гда Седулий Скот в своем Трактате о правителях создает символическое изображение короля, то помещает его, невозмутимого, в большом дворцовом зале, как самое прекрасное, что есть в видимом мире, как солнце и море, сидящего одиноко и неподвижно, принимая подношения, раздавая полными пригоршнями благодеяния, и долг его состоит в справедливости и щедрости. Но если он щедр и справедлив, если он излучает мир, то это потому, что прежде он хорошо сражался. Его главный долг — вести войну, более необходимую для людей, чем покой мир усыпляет, война побуждает к доблести Основная миссия Захария предназначает ее тому, кого считает истинным королем франков. Зерцала государевы в IX в. предназначают ее всем «знатным».
То есть людям, которые, не принадлежа к Церкви, тем не менее призваны руководить другими. Две функции — это две функции управления. В ка­
ролингской культуре существует понятие некого поля власти, разделенного на два участка. Это поле, однако, не покрывает всего социального пространства. Алкуин в конце VIII в. говорил уже вполне ясно — а для его ученых друзей это само собой разумелось что не все миряне — воины, и призывал кентское духовенство исправить свои нравы, дабы теизм ирян
, кто занят у вас воинским делом, стали через вас сильнее, а народ вступил на путь спасения. Духовенство, воины, народ. Функциональная двучастность делит надвое единый корпус правителей,
rectores.
И оставляет прочих — подданных. В геласи- анскую дуалистическую схему вписана трехчастность, то деление натрое, которое Луазо считает самым совершенным во всех случаях. Всякая игра играется на троих, всякое социальное взаимодействие по сути треугольное, а не линеарное даже если встреча это дуэль, то она проходит на глазах у зрителей, и роль свидетелей может в любую минуту превратиться в роль участников (что и происходило в Дуэ в 1024— 1025 гг., когда епископ Герард и граф Фландрский спорили перед многолюдным собранием, и каждый из антагонистов, обращаясь к народу, старался привлечь его на свою сторону, ив бесчисленных сцепленных между собой триадах, которые образуют общество, существует постоянное чередование активных пари господствующих коалиций. Само использование идеи, завещанной политической моралью IX в, привело к делению социального поляна три части обладатели власти, обязанные вести духовную битву обладатели могущества, обязанные вести битву земную наконец, все те, кто не носил меча, символа могущества, но кто и не молился, кто имел лишь одно право — право молчать, кто имел лишь один долг долг повиноваться, пассивно и покорно «сервы», или рабы,
servi.
Разве Адальберон говорил что-то другое MGH, Ер. К. Aevi, 191, 192.
13 Th. Chaplow,
Deux contre un. Les coalitions dans les triades
, 1971.

V. Троичность
Адальберон не говорит ничего другого. Но он прямо утверждает принцип троичного деления. Трехчастность— и не та, какой обычно пользовались со времен поздней античности мыслящие люди в латинской Церкви.
Делить верных в
ecclesia
натри группы им было привычно. Но они это делали не в зависимости от действия, исполняемых ролей, возложенных на себя обязанностей, оказанных взаимных услуг. Они это делали в зависимости от заслуг. Они выстраивали по тройственной модели шествие к спасению, которое вели лучшие, самые чистые, наименее отличающиеся от ангелов, и они, естественно, шли во главе. Такой порядок коренным образом отличается оттого, который возвещает геласианская формула критерий здесь — не отношение к оружию, а отношение к сексу. Подобное представление, следовательно, в противоположность другому, касается и женщин, как и мужчин. Существенная разница. Она не мешала тому, чтобы два способа классифицировать людей сближались, пересекались в памяти мыслителей ив дискурсе, который они выстраивали. Этот процесс от поколения к поколению постепенно, неудержимо сдвигал систему морального разделения, явно троичную, в сторону мужского, социального, функционального начала. Бесспорно, что утверждение социальной трифункциональности на пороге XI в. было облегчено длительным присутствием другой трехчастной фигуры, ее движением, теми поправками, которые в определенных узловых точках ее передачи изменяли понятие о троичной иерархии заслуг.
В исходной точке все те же Григорий Великий и святой Августин. Однако тут им предшествует святой Иероним, который в своем трактате «Adversus
Jovinianum» (Против Иовиниана»), восхваляющем девственность и порицающем брак, различает три степени сексуальной чистоты девственность, воздержание и супружество. Августин и Григорий развили эту тему. Так, святой Августин, размышляя о трех праведниках Ветхого Завета, Ное, Данииле и Иове, о тех трех образцах, которых предлагает Иезекииль (14, 14), делит членов христианской общины натри рода правителей — своим превосходством они обязаны своей чистоте, — воздержных и верных, состоящих PL 23,213,214.

Троичность
83
в браке. Григорий Великий эту мысль продолжили повторил ее в своих
«Moralia» (I, 14)3. Впрочем, он говорит о порядках, а не о родах, и главное вносит уточнение. Уточнение это решающее. Оно дает толчок к смещению всей схемы. Кто такие правители Епископы. А воздержные Монахи. Что до третьих, добрых супругов значит, есть и дурные то их роль в том, чтобы трудиться в миру. Вернувшись к этой идее водной из гомилий4, Григорий начинает выстраивать из этого наброска те самые формы, в которые Герард Камбрейский и Адальберон Ланский пять столетий спустя впишут трифункциональную фигуру. Он подчеркивал два пункта этой концепции иерархичность и единодушие Хотя прелаты далеко превосходят тех кто живет в воздержании ив молчании (по мнению Григория, который в этих делах толк знал, монахи должны молчать это не ораторы, а превосходство воздержных далеко удаляет их от живущих в супружестве, мера у всех троих одна ибо если есть великое различие в заслугах, тонет расстояний в вере, к коей и те, и другие стремятся».
Идею подобной трехчастности ученые страны франков усвоили еще на заре Каролингского возрождения. Она приносила прямую пользу. Она позволяла найти во франкском обществе место для того четко очерченного, целостного, самостоятельного, ограниченного своей задачей, своим уставом, своей дисциплиной, того истинного
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   45

перейти в каталог файлов


связь с админом