Главная страница

(2000, Дюби Ж.) Трехчастная модель, или Предста... Tudiahistorica Georges Duby


Скачать 7.37 Mb.
НазваниеTudiahistorica Georges Duby
Анкор(2000, Дюби Ж.) Трехчастная модель, или Предста.
Дата05.04.2017
Размер7.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2000_Dyubi_Zh__Trekhchastnaya_model_ili_Predsta.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#10757
страница8 из 45
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   45
ordo
, того ордена, порядка, каким было бенедиктинское монашество. Во времена Григория Великого оно родилось из охватившего Запад искушения укрыться в воздержании и тишине прочнее всего оно утвердилось на Британских островах из тех краев как рази явились такие люди, как Бонифаций или Алкуин, трудившиеся в VIII в. над тем, чтобы реформировать франкскую Церковь, извлечь ее из невежества. Без сомнения, именно входе той реформы, в перекличке со словами Иеронима,
Августина и Григория Великого, была ясно сформулирована эта идея внутри самой Церкви, то есть на самом верху тех двух порядков, о которых говорил папа Геласий, следует тщательно различать два образа жизни, два способа служения. Уже в 751 г. реформаторский Верский собор предписал своим одиннадцатым каноном, чтобы одни были, в обителях, в порядке монашеском другие, под рукой епископа, в порядке каноников Два порядка. И конечно, была мечта, хотя еще и невысказанная, упорядочить и остальных, то есть мирян, тех, кто проливает кровь в сражениях, по чьим лицам струится пот в рабских трудах, кто спит с женами и рожает детей, сделать из них Иовов, добрых супругов, собрать и их тоже в некий порядок.
С этой целью епископы два поколения спустя, в разгар культурного возрождения, принялись сочинять зерцала, трактаты о праведной жизни для мирян, предлагая им особые обязанности и миссии. Епископ Теодульф Орлеанский в поэме о лицемерах утверждает, что существуют два порядка, священнический и монашеский, а к ним прибавляется простонародье но он признает, что на самом деле речь идет о трех порядках, объединенных одной верой. А Иона Орлеанский функцию правосудия отдает (уже) порядку мирян,
ordo laicorum.
Упорные усилия франкских прелатов, поддержанных G. Folliet, «Les trois categories de chretiens. Survie d ’un theme augustinien»,

Annee
theologique augustinienne,
1954, 77—96.
3 PL 75, 535.
4 PL 76, 976.

84
Происхождение
Людовиком Благочестивыми Карлом Лысым, их истовые старания вытащить все общество из бездны дикости, в которой оно пребывало, естественно вписываются в трехчастную схему. И когда западный мир снова подвергся испытаниям, когда в X в. его захлестнули насилие и алчность, когда снова, как и два столетия назад, добрые монастыри показались островками в море смуты, цитаделями совершенства, выдерживающими осаду зла тогда троичная и иерархическая конфигурация морального порядка укрепилась прочнее, чем когда бы тони было. К тысячному году она подпитывала все надежды на реформу. Когда епископ Бурхард Вормсский пытается удержать в священническом звании лучших своих каноников, охваченных презрением к миру, он ссылается натри степени заслуг. Чтобы понять, как мощно во времена Жесты о епископах Камбрейских» и Песни укоренялся этот способ делить людей не по функциям (на тех, кто молится, тех, кто трудится, тех, кто сражается, но по порядкам (на монахов, священников и мирян, я полагаю нелишним послушать после Адальберона и Герарда двух людей, говоривших незадолго до того, как заговорили епископы Ланский и Камбрей­
ский: один из них священник, Дуд он Сен-Кантенский, другой — монах,
Аббон из Флери.
Д удон Сен-Кантенский
Между 1015 и 1026 гг. Дудон написал книгу О нравах и деяниях первых герцогов Нормандских. Это первое в Северной Франции риторическое сочинение, которое рассказывает историю не королевского дома, а княжеской династии. Это тоже мы называем феодальностью: дробление монархии, которое не только учреждает самостоятельную власть в каждой провинции, но и движением более глубинным отнимает у суверена монополию на определенные доблести, определенные обязанности, определенные культурные атрибуты, и облекает ими местных владетельных особ, которые небыли помазаны. Дудон был каноником родом он из Вермандуа, старинного франкского края он принадлежал к той самой культуре, которую распространяла Реймсская школа и основу которой составляли книги, хранившиеся в Лане ив
Камбре. Место его должно было быть близ короля Франции, чтобы помогать ему своими знаниями, петь в его капелле, трудиться для его славы а он отправился служить герцогу пиратов. В тот самый момент, когда Роберт Благочестивый на ассамблеях вроде Компьенской изо всех сил старался восстановить мир, когда Герард отдавал повеление писать Жесту, когда Адальбе­
рон задумывал свою поэму, Дудон выполнял приказ Ричарда I, графа Нормандского. Он исполнял свою миссию под покровительством графа, собирал сведения у его родни, столовался в доме его брата, архиепископа, и наконец
Vita Burchardi, написанная в тоже время, что и Gesta, MGH, 88, IV, 840; цитируется в J. Batani, «Abbon de Fleury et les theories des structures sociales vers l’an mil
»,
Etudes
ligeriennes d'Histoire et d'Archeology medievales
(Colloque de Saint-Benoit-sur-Loire, 1969),
Auxerre, 1975.
6 Ed. Lair, Memoire de la Societe des Antiquaires de Normandie, XXIII, Caen, 1865.
7 G. Duby, «L’image du prince en France au е siecle», Cahiers d'Histoire,
1972.
8 Prentout, Etude critique sur Dudon de Saint-Quentin, Paris, 1910.

Троичность
85
представил свой труд наследнику владетельного титула, Ричарду II, чьим ка- пе.\ланом и нотарием он стал. Однако посвящена книга была Адальберону
Ланскому. Почесть, без сомнения, условная, но тем более многозначительная автор — и его патрон — выказывали тем самым желание приобщиться к корням высокой епископской культуры, культуры страны франков. На пороге XI в. подходило к концу долгое восстановление власти в том краю, где норманны обосновались, предварительно его опустошив. Оставалось завершить эту задачу, увенчав клиром ту систему управления, основу которой до тех пор составляли монастыри. Герцог Ричард занимался возрождением нормандских соборов ему нужны были хорошие помощники он их набирал как мог так он призвал к себе и Дудона. В тот момент, когда династия графов Нормандских завладела в Нейстрии герцогским титулом и тем утвердила свою независимость, этому канонику, этому знатоку в деле прославления властителей было поручено воздвигнуть памятник их величию. Было ли то случайностью, что он избрал в качестве образца для нормандских прелатов епископа
Адальберона, учителя, который своим словесным искусством помогал королям править мудро, что он начал похвалой ритору повествование, описавшее, во сла- в его патронов, последовательные этапы цивилизаторской деятельности?
Это и есть цель трактата О нравах. Четыре части, четыре образа властителей. Самый дальний предок, Гастинг, был еще совершенным дикарем первый шаг сделал Роллон, приняв крещение третий глава линьяжа, Вильгельм Длинный Меч, начал восстанавливать порядок, призвав себе на помощь монахов в 942 гон привез очень хороших монахов из Пуату; он повсюду учреждал монастыри, осыпал их своими дарами и таким путем провинция постепенно пришла к христианству и к миру, асам герцог готовился, подобно
Гильому Оранжскому, оставить земные заботы и закончить свои дни монахом. Его сын Ричард остается в миру, где, осуществляя в полной мере функции управления, достигает совершенства Дудон даже проводит параллель между его достоинствами и восемью блаженствами. Вот что имеет ввиду каноник властители Нормандии вышли из бездны варварства и поднялись по ступеням к христианской культуре и к божественной благодати, носительницей которой эта культура является. Сперва они опирались на монашество, а завершили свой цивилизаторский труд благодаря светской Церкви. Когда
Дудон это пишет, так оно и есть значение книги, повествующей о такой эволюции, положение ее автора верное тому свидетельство.
Дудон ссылается на традиционную модель трех порядков, трех степеней заслуг, когда описывает монашескую фазу развития. Он показывает, как герцог Вильгельм советуется с мудрецом точно тоже делает другой герцог, Гильом Аквитанский; в то самое время, когда Дудон сочиняет свой трактат, он зовет для совета по поводу вассальных обязанностей епископа Фуль- берта Шартрского. Нов Нормандии в середине X в. напрасно искать епископа, способного наставлять князя. Отвечает Вильгельму аббат, Мартин Жюмь- ежский. По отношению к воину, потрясающему мечом, обладающему грубой L. Musset, «Le satiriste Garnier de Rouen et son milieu»,
Revue du Moyen Age latin
,
1954, 240, 241.
10 K. F. Werner, «Quelques observations au sujet des d6buts du duch6 de Normandie»,
Melanges Yvery
Paris, 1976.
11 Ed. Lair, p. 201.

86
Происхождение
силой, желающему употребить ее как должно, согласно порядку, но плохо понимающему, в чем благо, Мартин играет роль ментора. Ту, что Алкуин играл при Карле Великом в отдаленную эпоху, когда страна франков тоже не вышла еще изначальной фазы, требующей искать в монастырях модели восстановления государства. Герцог беспокоится Церковь устроена по трехчастному порядку (tripartite ordine); люди различаются по разным обязанностям (dis­
pares officia). Может ли быть одна мзда для всех Речь идет о спасении души как обеспечить себе хорошее место в потустороннем мире Не забудем когда
Дудон пишет свой труд, христианский мир растревожен милленаризмом люди ждут конца времен, Страшного Суда. Заметим также, что Вильгельм, хотя они не помазан, не имеет, подобно королям, ключей от мистического знания, все же осведомлен об изначальной трехчастности; что ему известны понятия порядка,
ordo
, и функции что, следовательно, он, неученый, знаком стем, что говорили Августин и Григорий Великий. Ответ Мартина Каждый получит плату по труду своему Ответ ясный значение имеет
labor
, тяжесть труда (Адальберон, как мы помним, колебался между
labor
, трудом, и
dolor
, страданием. Христианин наемнику Бога он трудится в поте лица своего, и вознаграждена будет та ревностность, с какой он выполняет свой урок.
Аббат из Жюмьежа, как хороший педагог, поясняет свою мысль. Разумеется продолжает он существует порядок, и порядок этот троичен (у него, как ив Песни,
ordo
употребляется в единственном числе, в своем абстрактном значении распорядка
religio
, вера в Христа растет в цене (стоит отметить эту хозяйственную метафору) благодаря совместному труду мирян, каноников и монахов работу эту нужно вести согласно догмату Троица в лицах Бог единый в сущности. Три лица, три роли, одна сущность,
substantia
; похоже, это место из трактата Дудона— единственное из написанного в то время, когда идея трехчастного деления единого общества напрямую (в поэме Адальберона это делается лишь намеком, путем созвучий, перекличек между употребляемыми словами) связывается стайной Троицы. Следствие подобного единства таково, — развивает свою мысль Мартин все, кто несет службу, какая от них требуется, движутся к небу одинаковым шагом. Устами аббата из Жюмьежа Дудон здесь повторяет слова Григория Великого из Проповедей на Иезекииля». Хотя существует три порядка (тут
ordo
употребляется во множественном числе ив конкретном смысле, обозначающем три категории моральной иерархии, путей два. Чтобы дать им определение, Мартин (то есть Дудон, возможно, читавший в Ланской библиотеке книги, которые использовал Скот Эриугена) прибегает к греческим словам первый путь, практический, — это делание в миру его называют каноническим, так как власть
(ditio)
принадлежит каноникам (Дудон — не епископ, но они непростой священники это людей своего положения, своих собратьев, он здесь превозносит одновременно появляется геласианская тема, мысль о том, что порядок мирян подчинен порядку клириков. Второй путь, теоретический, — наиболее крутой, ибо не принадлежит к миру сему им следуют монахи.
Помещенное искусным ритором в ту часть его труда, цель которой — восславить монашеское состояние, это размышление о социальном порядке заслуживает нашего внимания. Оно делает очевидным безусловный разрыв между миром и тем, что его отвергает, от него бежит. В этой точке Дудон еще остается верным учеником Григория Великого разрыв, о котором он гово­

Троичность
87
рит, не социальный, аморальный речь идет о цели жизни, о видах праведности, об избираемых способах существования, о выборе между Марфой и Марией, между жизнью деятельной и жизнью созерцательной. Что касается социальных дел, функций, обязанностей, то они имеют место лишь на уровне практического, принадлежащего к земле, к плотскому. В этой области деление бинарное, геласианское: есть
clerus
и есть populus,

порядок каноников и порядок мирян. Речь идет о той сфере, управлять которой — миссия графа на него возложена задача поддерживать мир, законом и оружием. Такова его собственная функция ему, защитнику отечества, выпадает та роль, которую папа Захария в послании к Пипину отводил светским властям. Тут выясняется, что Вильгельма искушает путь теоретический. В этом заключается смысл его вопроса он хотел бы удалиться от легкого, войти тесными вратами его сделали графом против воли неон того хотел, но его отец и знать его страны. Мартин непреклонен Вильгельм должен оставаться на своем месте, на том месте, куда его поставил Бог, в своем звании, в своем порядке.
Итак, трактат, который Дудон посвятил Адальберону, провозглашает троичную систему социальной классификации. Ноне трифункциональную. Мы видим, как те речи, которые будут произносить спустя несколько лет Адаль­
берон и Герард Камбрейский, одновременно и продолжат сочинение Дудо- на, и отойдут от него. Дав похвалу первым нормандским князьям уже вставлены идея сущностной солидарности, через которую разрозненное возвращается к единству, двойное деление, из которого проистекает тройное и вот уже бинарность папы Геласия легко соединяется с троичностью святого Ие­
ронима, святого Августина и святого Григория. Однако Дудон рассматривает лишь две функции. Он видит социальное пространство, как видели его каро­
лингские епископы все миряне, включая герцога, морально подчинены порядку каноников,
ordo canonicus
, тому епископальному духовенству, которое Ричард Нормандский восстановил, в рядах которого каноник из Сен-Канте- наговорит, пишет, поучает и делает весьма успешную карьеру.
Аббон из Флери
За три десятка лет до этого Аббон из Флери играл в действительности ту роль, которую Дудон в своем воображении приписывал Мартину Жюмьеж- скому. Как и Мартин, Аббон был монахом. Как и Мартин, он объяснял князю, что такое три степени совершенства. А князем этим был сам король, вернее, два короля вместе Гуго Капет и его сын Роберт.
Родившись около 940 г, Аббон был лет на двадцать старше Адальберона; как и тот, он обучался в Реймсе, немного греческому языку, искусствам, входившим в
quadrivium
(и написал работу об искусстве счета, а прежде всего, риторике. Затем он поступил в знаменитое аббатство Флери-сюр-Луар. Два события, одно за другим, укрепили престиж этого меровингского заведения обретение мощей святого Бенедикта, украденных из аббатства Монте-Касси- но, — почитаемый святой, отец западного монашества, стал сразу же творить чудеса по всей стране франков и восхождение на королевский престол герцогов Французских, предков Гуго Капета, чьим главным городом был Орлеан, расположенный недалеко от Флери. В X в. Флери — его еще называли
Сен-Бенуа, аббатство святого Бенедикта воспринимается на Западе как

88
Происхождение
крупнейший очаг бенедиктинской традиции английские епископы искали там деятелей для реформирования монашества. Это был также важнейший учебный центр, где получали образование не только послушники, но и множество светских воспитанников. Аббон вскоре стал руководить этой школой.
Какое-то время он преподавал в Рэмзи, английском монастыре, восстановленном флерийскими монахами. Вернувшись, он неустанно заботился о развитии рукописного дела во Флери. После коронации 987 гон мечтал превратить свою обитель, аббатом которой теперь был, в большой королевский монастырь, вытеснить аббата Сен-Дени. Он хотел, как некогда Алкуин, наставлять короля, толковать ему тайны веры.
В этом честолюбивом стремлении он очевидно противостоял епископам Французского королевства, в первую очередь епископу Орлеанскому, который, как и другие, претендовал на контроль над монастырем Сен-Бенуа-сюр-
Луар, расположенным в его диоцезе. Конфликт этот обострился уже в 991 г, когда Аббон собрал для двух королей коллекцию юридических текстов. По сути эти каноны подкрепляли политическую проповедь, имевшую своей целью определить, в чем состоит функция короля и какова его роль в управлении Церковью. Они подкрепляли, короче, некое королевское зерцало. Здесь утверждается та идея, что король не может один обеспечивать нужды страны ему требуется помощь прелатов и первых лиц в королевстве. Таким образом, Аббон здесь говорит, подобно Геласию и Захарии, о двух порядках службы. О порядке
oratores
и порядке
bellatores.
Князьям земным надлежит продолжает он, — подавать королю советы и помощь, к чему понуждает их честь, со всей почтительностью. Слово это идет от Григория Великого он ставит порядок светских (ноне духовных) правителей в положение подчиненное по отношению к суверену. Мы видим, как в прямое продолжение каролингских идей (тех, что подтвердили Парижский собор в
829 г. и трактат О королевской власти Ионы Орлеанского) возникает накануне тысячного года такая модель государственного устройства, где король помещается во главе знатных, но под духовным руководством князей Церкви — в первом ряду которых, разумеется, Аббон видел самого себя. Ссора, разделившая его с франкскими епископами, разгоралась (дело дошло до драки монахи бились со священниками в Сен-Дени в 993 г, и аббат из Фле­
ри написал в свою защиту «Апологетик против Арнульфа, епископа Орлеанского, для Гуго и Роберта, королей Франции. Название говорит само за себя это защитительная речь, произнесенная перед государем, величаво восседающим в своем качестве судьи. Посреди этой речи оратор набрасывает схему трех порядков. Он пользуется ею как одной из главных опор для доказательства.
С помощью этого краткого, страстного, хлесткого сочинения (проницательный комментарий к которому дал Жан Батани14) Аббон пускается в контратаку. Его обвиняют в ереси он обращает обвинение против неприятеля. Он призывает бороться с ересью и вот уже в 993 г, за тридцать лете et les miracles de saint Benoit,
1965, pp.
104, 105; J.-F. Lemarignier, «L’exemption monastique et les origines de la reforme grego- rienne»,/!
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   45

перейти в каталог файлов
связь с админом