Главная страница

Фактор понимания. У д кб б к 87 3-63 Оформление М. Медведь Зиновьев А. Л


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеУ д кб б к 87 3-63 Оформление М. Медведь Зиновьев А. Л
АнкорФактор понимания. pdf
Дата05.04.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFaktor_ponimania_pdf.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#11473
страница1 из 47
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
У Д КБ Б К 87
3-63 Оформление М. Медведь
Зиновьев А.Л.
3-63 Фактор понимания / А.А. Зиновьев. — М Алгоритм,
Эксмо, 2006. — 528 с. — (Философский бестселлер.
ISBN 5-699-18830-4 В книге известного русского философа А.А. Зиновьева рассматриваются проблемы, связанные с понятием интеллектуального фактора или фактора понимания. Автор считает, что это понятие имеет принципиальное значение при формировании различного рода политических и общественных учений. Он предлагает собственную теорию фактора понимания с единым понятийным аппаратом, организованным в целое по правилам разработанной автором логической концепции.
УДК 13
ББК 87
ISBN 5-699-18830-4
© А.А. Зиновьев, 2006
© ООО «Алгоритм-Книга», 2006
© ООО Издательство «Эксмо», 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ Действия людей и результаты этих действий определяются комплексами многочисленных факторов ( причин, условий, обстоятельств. В число этих факторов включается и то, что люди думают о ситуации, в которой совершаются их действия, о самих себе и о своих возможностях, короче говоря — фактор интеллектуальный, или фактор понимания. Изучение и усовершенствование его стало делом всей моей жизни с самой ранней юности (с конца тридцатых годов двадцатого века. И с первых же шагов в этом деле я стал замечать, что всё то, что мне приходилось читать и слышать, было непригодно для понимания наблюдаемых мною явлений социальной реальности. Мне пришлось вырабатывать удовлетворяющее меня понимание самому, причем води ночку и во враждебном моему пониманию окружении. Со временем я обнаружил то, что сами существующие средства познания, включая логику и диалектику в том виде, в каком они официально признавались и описывались в учебниках, были непригодны для выработки понимания, к которому я стремился. И мне пришлось в течением ноги х лет разрабатывать свою логическую теорию, без которой мой подход поворот мозгов) к социальным явлениям был бы невозможен. Моя деятельность осуществлялась последующим линиям логика и методология науки, социальные исследования социология, публицистика, художественная литература.
5
ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР Результаты моих исследований публиковались в многочисленных книгах и статьях на многих языках планеты. Основные из них суть следующие. Сочинения по логике
« Восхождение от абстрактного к конкретному (1954, 2002),
« Философские проблемы многозначной логики (1960), Логика высказываний и теория вывода (1962), Основы логической теории научных знаний, Очерк многозначной логики, Логическое следование (1968), Комплексная логика (1970), Логика науки (1971), Логическая физика Логические правила языка
(1975), « Очерки комплексной логики, Логический интеллект (2005). Сочинения пос о ц и о логи и и публицистике Без иллюзий Мы и Запад (1979), Коммунизм как реальность Ни свободы, ни равенства, ни братства (1983), « Сила неверия (1986), «Горбачевизм»
(1988), « Кризис коммунизма (1991), Гибель империи зла
(1994), Запад (1995), « Посткоммунистическая Россия
(1996), « Великий эволюционный перелом (1999), На пути к сверх обществу, Гибель русского коммунизма
(2001), « Логическая социология, Идеология партии будущего (2003), Распутье (2005). Литературные сочинения Зияющие высоты, Светлое будущее
(1978), « Желтый дом (1980), «Гомо советикус» (1982), Нашей юности полет (1983), « Иди на Голгофу (1985), Парабеллум Живи, «Катастройка» (1990), Исповедь отщепенца Смута, Русский эксперимент, Глобальный человейник» (1997), Русская трагедия (2002). Все упомянутые подразделения моих исследований образуют единое целое сточки зрения способа понимания соответствующих объектов (скажем — сточки зрения поворота мозгов. Каким словом назвать их именно как единое целое Употребляемые в таких случаях привычные термины философия, идеология, методология, мировоззрение и т.д. непригодны, поскольку они неоднозначны, плохо определены ивы з ы в а ют нежелательную ассоциацию, будто в моей книге будет говориться нечто подобное тому, что чи-
6
Александр ЗИНОВЬЕВ
татель найдет в сочинениях под такими названиями и что я сам отвергаю как непригодное для решения интересующих меня проблем. Поэтому я предпочел нейтральное выражение интеллектуальный фактор или фактор понимания. Фактор понимания описывается (выражается) в некоторой совокупности слов, фраз, текстов. Назову это языковое явление учением, не вкладывая в это слово никакого высокопарного смысла. Предметом внимания этого учения являются люди и их объединения. Люди при этом рассматриваются как существа, способные в той или иной мере понимать свое природное и социальное окружение (свою среду жизни, а также самих себя. Такого рода общие заявления вы найдете ив других учениях, претендующих на такие же функции. Но одно дело — общие заявления и обещания, и другое дело — как конкретно выполняются они. Фактор понимания в моем исполнении (мое учение) как в целом, так во всех его деталях принципиально отличается от всех известных мне учений такого рода. Все они (включая марксизм) строятся как компиляции из того интеллектуального материала, который насочиняли различные авторы. Я же предлагаю теорию седины мне компилятивным) понятийным аппаратом, организованным в целое поправила м разработанной мною же логической концепции. И это — непросто дело моего личного вкуса. В случае большого числа понятий, утверждений, идей и т.д., включаемых в фактор понимания, никакого другого средства объединить их веди но е целое по содержанию просто не существует, поскольку соответствующего единства нет в самих предметных областях, к которым этот интеллектуальный материал относится. Кроме того, в двадцатом веке ситуация в мире сточки зрения интеллектуального материала для фактора понимания изменилась настолько радикально, что добывание информации об эмпирических фактах перестало быть затруднительным. Такая информация теперь имеется виз обилии и доступна без особых усилий, причем — обычно уже в обработанном в какой- то мере виде. Так что главным в исследовательской работе стало теоретическое осмысление готового эмпирического ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР материала, логическая обработка последнего. Наконец, в двадцатом веке произошел великий перелом в самой социальной реальности. Он оказался настолько значительным, что все учения, в той или иной мере претендующие на ее понимание, стали неадекватными новым явлениями потеряли смысл. Предлагаемое мною учение с самого начала ориентировалось именно на эти перемены. Логическая обработка языка с такой ориентацией вышла, естественно, на первый план. Но логическая не в каком-то общепринятом смысле таковую я отвергали отвергаю для себя как непригодную, авто мс мыс лев каком она описана в моих работах. В этой книге яда ю по возможности краткое и упрощенное изложение, разъяснение фактора понимания именно в том виде, в каком он явился результатом моих исследований. Книга рассчитана на сравнительно высокообразованных читателей, интересующихся рассматриваемыми в книге проблемами, необязательно являющихся специалистами в соответствующих сферах интеллектуальной деятельности и готовых потратить время на обдумывание довольно нетривиального ( несмотря на упрощение) текста.
ЧАСТЬ 1 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИИ
Интеллектология В этой части книги яда ю популярное описанием о их исследований того, что я называю логическим аспектом интеллектуальной деятельности людей или, короче говоря, логическим интеллектом. Науку о логическом интеллекте я называю интеллектологией. Сточки зрения предметной области, интеллектология охватывает все то, что является предметом логики (учений омы ш лени ион тол о г и и (учений о бытии) и гносеологии (учений опознании. Ноя считаю целесообразным употреблять термин «интеллектология», чтобы подчеркнуть радикальное отличие моего решения проблем логики, онтологии и гносеологии от всего того, что читатель может найти в сочинениях других авторов в этих сферах сочинительства. Мои исследования по интеллектологии были осуществлены во снов ном в 1951-1975 годы ив свое время публиковались в многочисленных книгах и статьях нам ноги х языках. Они осуществлялись как критическое преодоление того состояния, в котором в те годы находились упомянутые сферы. Это состояние во снов ном сохраняется до сих пор. И мои исследования, как я могу констатировать сейчас, полностью сохранили свою актуальность и исключительность. Если что-то и сделано новое в направлении, начатом моими работами, это не выходит за рамки моих результатов и уж ни
9
ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР в коем случае не отменяет тот факт, что все это было сделано в моих работах несколько десятилетий тому назад. Яра с см ат р ива ю логику, онтологию и гносеологию как различные аспекты одной единой науки, исследующей человеческий интеллект одновременно в трех аспектах — языковом, бытийном и познавательном. Лишь винтере с ахи зло жени я (нельзя обо всем сказать сразу) приходится эти аспекты различать и относящиеся к ним суждения выделять во со бы е части текста и даже во со бы е подразделения науки. Но при этом в каждом шаге изложения читатель должен помнить, что все явления интеллекта суть языковые объекты, имеющие определенное бытийное содержание и создаваемые в определенных процессах познания, с помощью определенных исследовательских операций. Я здесь не претендую на то, чтобы изложить систематический курс интеллектологии, — для этого требуется много лет специального обучения желающих овладеть логическим аппаратом и имеющих для этого соответствующие способности. Ял ишь хочу познакомить читателя сосн о в н ы ми понятиями и суждениями моей интеллектологии, знание которых может оказаться полезным для решения целого ряда актуальных проблем современности, неразрешимых без достаточно высокого уровня логического интеллекта. Сознание В человеческом сознании надо различать содержание образы, мысли, идеи) и аппарат (механизм. Содержание сознания не существует без аппарата и вне его, подобно тому, как написанная на холсте масляными красками картина не существует без холста и красок или описание каких-то событий в книге не существует без бумаги и типографской краски, с помощью которой напечатаны буквы, слова и фразы. Аппарат сознания состоит из чувственного и знакового аппаратов. Чувственный аппарат является биологически прирожденным человеку и передаваемым по биологическому наследству. Он состоит из головного мозга, нервной сис-
10
Александр ЗИНОВЬЕВ темы и органов чувств (зрения, слуха и т.д.). Он неотделим от тела человека, есть часть тела. Он обладает способностью создавать в себе чувственные образы явлений реальности ( ощущения, восприятия, представления, сохранять их в себе (память, воспроизводить их без непосредственного воздействия явлений внешнего мира, комбинировать из имеющихся образов новые (воображение, фантазия) и т.д. Этот аппарат профессионально изучается психологами, психиатрами и физиологами. Знаковый аппарат не является биологически прирожденным человеку и не передается по биологическому наследству. Он является искусственно изобретенным. Он отделим от тела человека, не образует часть тела. Он возникает и функционирует на основе чувственного аппарата, невозможен без чувственного аппарата. Суть его, коротко говоря, заключается в том, что люди с помощью чувственного аппарата устанавливают соответствие между различными явлениями реальности и оперируют одними из них как своего рода заместителями или двойниками других, — как знаками других. Соврем е нем изобретаются или отбираются особого рода предметы, удобные для этой цели. Это становится их специфической функцией в жизни людей. Эти предметы- знаки отделимы от тела человека, легко воспроизводимы, могут накапливаться из поколения в поколения. Изобретаются особые правила оперирования ими. Люди обучаются этим правилам после рождения. Биологически они, повторяю, не наследуются. В своем чувственном аппарате люди оперируют чувственными образами знаков, а не непосредственно самими знаками. Люди оперируют чувственными образами знаков в их качестве заместителей (двойников) предметов, обозначаемых этими знаками. На рассмотренной основе изобретаются языки и способность оперировать языковыми знаками по особым правилам, высшим уровнем которых являются логические правила. Этот уровень сознания я и называю логическим интеллектом. Прошли многие тысячелетия, прежде чем возник логический интеллект. Мы здесь эту историю не рассматриваем,
11
ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР предполагаем как данность ее результат в том виде, в каком мы можем наблюдать его в наше время. Причем, наблюдать его непросто как интеллект отдельно взятых людей, а как интеллект человечества, аккумулирующий с я в совокупной языковой практике человечества, включая практику научных языков. Логический интеллект вообще не существует вне этих достижений языковой деятельности человечества. Так что идея создать искусственное устройство, равное пои н тел л е к ту аль ной силе человеческому логическому интеллекту и даже превосходящему его, есть вздорная утопия, сводящая этот интеллект к самым примитивным логическим операциям отдельно взятых людей. И тем более нелепой является идея производить людей, от рождения обладающих интеллектом в рассмотренном смысле, ибо он, повторяю, пос а мой своей природе не может передаваться по биологическому наследству, не может находиться нив мозгу, нив генах. И никто и ничто в мире немо же т избавить людей от необходимости длительного обучения ему и от различий отдельных людей посте пени его развитости. А различиям еж д у отдельными людьми в этом отношении могут даже превосходить различие людей по физической силе между тяжелоатлетом, подымающим более ста килограмм, и слабосильным человечком, с трудом поднимающим столовую ложку. Из сказанного также следует, что рассматривать человеческое сознание как особую идеальную (нематериальную) субстанцию, принципиально отличную от субстанции материальной, есть дань религиозному мракобесию и идеалистической философии, которые являются компонентом идеологической реакции, начавшейся в конце двадцатого века с крахом советского коммунизма и порождающей тотальное помутнение умов. Надеюсь, что излагаемое мною учение хотя бы в какой-то мере может помочь противостоять этому тотальному идеологическому оболваниванию людей ивы рабатывать способность к научному пониманию всего того, что представляет интерес для тех, кто стремится быть на уровне интеллектуальных достижений человечества.
12
Александр ЗИНОВЬЕВ
13 Исследователь Чтобы дать описание логического интеллекта, нужно с самого начала и напр от я жени и всего описания явно или неявно принимать во внимание тех, кто этим интеллектом обладает, те. тех, кто создает знаки и оперирует ими. Назовем их исследователями. Часто длят аки х целей употребляется слово субъект. Исключить исследователей при рассмотрении логических явлений неразумно, поскольку решение многих проблем при этом оказывается затрудненными даже в принципе невозможным. Мы допускаем, что исследователь обладает природным чувственным аппаратом, о котором говорилось выше, и что этот аппарат необходим и достаточен для осуществления описываемых здесь операций. Слово предмет будем употреблять в самом широком смысле предмет — все то, что может быть кем-то и как-то воспринято, представлено, названо и т.д. исследователем, короче говоря — все, что угодно (корова, стол, атом, царь, бог, вселенная, способность растворяться вводе, делимость числа на два без остатка и т.п. Предметы будем изображать буквами П, П, П, П. В философии употребляется слово объект в том же смысле, что и слово предмет. Будем и мы иногда употреблять его, отдавая дань традициями удобствам языковой практики. Мы допускаем, что наш исследователь, обладает изначальной способностью выделять или выбирать предметы, тес пос обнос т ь ю сосредоточить на них свое внимание. Термин выбор предметов (выбор) мы здесь принимаем как первичный, разъясняемый лишь на уровне обычного языка исп ом о щ ь ю примеров. Исследователь выбирает некоторый предмет, если видит, слышит, представляет, воображает его, употребляет его название, что-то говорит он ем, создает или разглядывает его схему, рисунок, фотографию. Так, исследователь выбирает электрон, разглядывая его след на фотопластинке выбирает флогистон, заявляя, что флогистон
ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР не существует выбирает тройку чисел х, у и z, записывая равенство х + у = z. Выбор предметов есть элементарное познавательное действие исследователя. Это всегда есть какое-то состояние его природного аппарата отражения. Наглядно это можно представить так на отражательном табло исследователя есть особая секция выбора, и если он выбрал некоторый предмет, тов ней зажглась определенная лампочка. Допускаем также, что исследователь умеет различать и отождествлять выбираемые предметы и никаких затруднений на этот счет не испытывает. Выбор предмета может быть результатом воздействия предмета на исследователя ( например, в случае зрительного или слухового его восприятия. Но исследователь может выбрать несуществующий предмет (употребив, например, выражение круглый квадрат) или предмет, непосредственно не воспринимаемый, благодаря природной способности создавать в своем отражательном аппарате некоторые состояния. Если исследователь выбирает два или более различных предмета, будем говорить, что он сопоставляет эти предметы (или осуществляет их сопоставление. Сопоставление предметов, очевидно, есть совокупность из двух или более различных актов выбора. Последние могут быть осуществлены одновременно или в какой-то последовательности. Мы допускаем, что у исследователя имеется какая-то способность, которая позволяет объединять два и более различных акта выбора в один сложный акт сопоставления. Обращаю внимание читателя на то, что с первых же шагов нашего изложения логической теории мы имеем дело сон тол о г и чески м понятием предмет и с познавательными операциями) мысленный выбор предметов 2) мысленное сопоставление предметов. Ив последующем изложении мы постоянно будем таки ли иначе держать в голове все три аспекта логических объектов, лишь отвлекаясь на время от одних при специальном рассмотрении других.
14
Александр ЗИНОВЬЕВ Пусть каждый раз, когда исследователь выбирает П он вслед за этим выбирает П будучи поставлен перед необходимостью выбрать какой-то предмет из некоторой совокупности предметов, среди которых имеется Пили будучи поставлен перед альтернативой выбирать или не выбирать П Будем в таком случае говорить, что исследователь установил соответствие предмета П предмету Пили что предмет П соответствует предмету Пс точки зрения данного исследователя или что предмету П поставлен в соответствие предмет П некоторым исследователем. Примеры соответствия. Ребенок установил соответствие отца звуку папа, если каждый раз, когда его просят показать папу, он, услышав звук папа ( выбран этот звук как особый предмет) и получив приказание выбрать какой-то предмет из числа окружающих его предметов покажи, выбирает именно отца (те. другой предмет, физически отличный отзвука папа. Гардеробщику становил соответствие определенного крючка на вешалке определенному номерку, если умеет каждый раз поданному номерку найти этот крючок на вешалке (когда требуется, например, выдать пальто. Переводчик с русского на английский выбирает слово «hat» вслед завы бором слова « шляпа каждый раз, когда нужно русскую фразу со словом « шляпа перевести на английский язык. Соответствие устанавливается как решение исследователя считать, что один предмет соответствует другому (и совершать определенные поступки в подходящих условиях вследствие этого своего решения) как стихийно сложившаяся привычка, как навязанная другими исследователями необходимость. Ново всех случаях это есть образование у исследователя способности осуществлять определенные действия, и не более того. Мы рассмотрели простейший случай соответствия. Через него определяются другие его формы. Например, будем говорить предметы Пи П взаимно соответствуют друг другу (имеет место их взаимное соответствие, если и только если каждый из них соответствует другому.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

перейти в каталог файлов
связь с админом