Главная страница
qrcode

Учебник для вузов е изд, перераб. Спб. Питер, 2009. 304 сил Серия Учебник для вузов


НазваниеУчебник для вузов е изд, перераб. Спб. Питер, 2009. 304 сил Серия Учебник для вузов
АнкорSmirnova E O Detskaya psikhologia.pdf
Дата21.05.2017
Размер1.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSmirnova_E_O_Detskaya_psikhologia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#20485
страница1 из 29
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
психология Основные понятия и теории детской психологии Младенчество (первый год жизни) Ранний возраст (от 1 года до 3 лете издание, переработанное Дошкольный возраст ДОПУЩЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ББК я
УДК 159.922.7(075) С Рецензенты Б. Д. Эльконин — доктор психологических наук, профессор Т. Д. Марцинковская — доктор психологических наук, профессор Смирно в а Е . ОС Детская психология Учебник для вузов. е изд, перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 сил (Серия Учебник для вузов.
ISBN 978-5-388-00494-9 Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми. Издание предназначено в первую очередь для студентов педагогических и психологических специальностей, но может быть использовано в целях повышения квалификации работников образования специалистами дошкольных учреждений и всеми, кому интересны вопросы психического развития и воспитания детей.
ББК я
УДК 159.922.7(075) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-388-00494-9
© ООО Питер Пресс, 2009
^ ^ . ^ Л ' _ _
^
II Содержание их . *v*> . « ' м ^ аи Ь л си Ш ' Г , u ' w w . 14*
Ob—.. ы 1
MI r J^V * и ' I V - M J . г «• • . 149 ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 8 Детская психология — наука о душе ребенка. 8 Понятия роста и развития 9 Что дает ребенку природа 11 Специфика развитая человеческого ребенка 13 Детство как социокультурный феномен 14 Место детской психологии в системе смежных наук. 16 Глава 2. Методы детской психологии 21 Метод наблюдения 21 Метод эксперимента 24 Вспомогательные методы детской психологии 27 Глава 3. Основные теории детского развития 31 Этологический подход к психическому развитию ребенка 32 Психоаналитическая теория 34 Развитие идей психоанализа. Периодизация Э. Эриксона 37 Теория привязанности 40 Теория когнитивного развития Жана Пиаже 43 Бихевиоризм и теория социального научения 46 Теория конвергенции двух факторов 49 Глава 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка 53 Сознание как сущностная характеристика человека 53 Знаковое опосредствование высших психических функций человека Основной закон развития высших психических функций 57 Проблема обучения и развития 59 Понятие ведущей деятельности 61 Концепция генезиса общения ребенка со взрослым 64 Периодизация психического развития в онтогенезе 67 Рекомендуемая литература 75

4 Содержание ЧАСТЬ II МЛАДЕНЧЕСТВО ( ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ) Глава 1. Общая характеристика младенчества 77 Особенности социальной ситуации развития младенца 77 Влияние общения со взрослым на развитие младенца 80
Микропериоды младенческого возраста 82 Глава 2. Характеристика периода новорожденное Кризис рождения 85 Врожденные рефлексы новорожденного 87 Сенсорные способности и компетентность новорожденного 90 Становление потребности в общении со взрослым 92 Глава 3. Первое полугодие жизни 98 Комплекс оживления младенца 98
Ситуативно-личностное общение со взрослыми его роль в развитии младенца 101 Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни 104 Становление целенаправленных движений младенца 105 Глава 4. Второе полугодие жизни 110
Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым 110 Развитие отношения к взрослому на первом году жизни 111 Предпосылки развития речи 114 Развитие манипулятивных действий младенца 117 Развитие познавательной активности во втором полугодии 119 Становление образа себя 121 Кризис первого года жизни 123 Рекомендуемая литература 128 ЧАСТЬ III РАННИЙ ВОЗРАСТ ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ) Глава 1. Предметная деятельность ребенка раннего возраста 131
Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка 131 Овладение орудийными действиями 133 Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 139 Развитие восприятия 139 Содержание
5 Особенности мышления в раннем возрасте 142 Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 144 Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте 148 Роль речи в развитии ребенка 148 Различные взгляды на природу речевой способности ребенка. 149 Феномен автономной детской речи 152 Возникновение первых активных слов ребенка 155 Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни. 158 Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка. 161 Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте 163 Глава 4. Развитие игры в раннем возрасте 167 Процессуальная игра ребенка второго года жизни 167 Психологическое значение символических игровых замещений ребенка 169 Становление игровых замещений в раннем возрасте 172 Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста 175 Глава 5. Становление потребности в общении со сверстником 179 Отношение детей раннего возраста к сверстнику 179 Специфика общения детей раннего возраста 182 Роль взрослого в становлении общения со сверстником 185 Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет 189
Ситуативность как главная характеристика раннего возраста 189 Основные феномены кризиса трех лет 191 Личностные новообразования в период кризиса трех лет 193 Рекомендуемая литература 198 ЧАСТЬ IV ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Глава 1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника 200 Новообразования дошкольного возраста и роль игры в их становлении 200 Социальная природа ролевой игры дошкольника 202 Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника 204 Значение игры для развития произвольности 206

6 Содержание Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте 207 Виды игр и другие формы деятельности дошкольника 209 Глава 2. Познавательная сфера дошкольника 214 Особенности представлений дошкольника о мире 214 Феномен эгоцентрической речи 217
Опосредствованность познавательных процессов ребенка 220 Взаимосвязь различных форм мышления ребенка 224 Глава 3. Воображение дошкольника 230 Общая характеристика детского воображения 230 Формы проявления воображения дошкольника 233 Методы формирования воображения и этапы его развития 236 Функции воображения дошкольника 238 Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 243
Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми. 243 Особенности общения дошкольников со сверстниками 247 Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 249 Дифференциация детей в детском коллективе 252 Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте 259 Становление личностных механизмов поведения 259 Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте 263 Становление этических инстанций и социальных чувств 270 Развитие самосознания и самооценки дошкольника 277 Глава 6. Кризис семи лети проблема готовности ребенка к школе 284 Основные симптомы кризиса семи лет 284 Психологические новообразования кризиса семи лет 286 Проблема готовности к школьному обучению 290 Рекомендуемая литература 296 Ж ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1 Предмет и задачи детской психологии Детская психология — наука о душе ребенка ПСИХОЛОГИЯ — наука о душе. Уже в этом привычном для каждого психолога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на получение четких, объективных, рациональных знаний о мире. Научное исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, независимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность полученных результатов. Это означает, что предмет научного исследования должен быть измеряемым, объективным (то есть восприниматься извне) и разложимым на составные части. Но такие методы невозможно приложить к душе, поскольку ее нельзя увидеть, измерить и представить как объект, совершенно независящий от самого исследователя. Душа человека в принципе ненаблюдаема и неизмерима. В тоже время нельзя усомниться в истинности и объективности ее существования. Каждый человек знает о силе и реальности собственных желаний, воспоминаний, переживаний, страстей и многих других душевных явлений, которые, несмотря на свою невидимость, являются вполне объективно существующими и производят множество вполне ощутимых и внешне воспринимаемых форм поведения и изменений в окружающем предметном мире. Можно суверенностью сказать, что наши мысли, чувства, отношения не менее реальны, чем другие объективно существующие предметы и процессы окружающего мира. Но первые существуют не в окружающем, а во внутреннем, душевном мире человека и поэтому требуют совершенно других методов и подходов, чем те, которые используются в естественных науках, изучающих явления внешнего мира физике, химии, биологии и др. Конечно, можно и человека рассматривать как предмет физики или биологии. При этом мы будем изучать не душевные явления, а строение и функционирование организма человека. Психологию же интересуют именно внутренние, душевные явления, недоступные непосредственному наблюдению, но вполне реальные и чрезвычайно важные для жизни каждого человека. Очевидно, что понять, выявить и изучить эти явления чрезвычайно трудно. Еще труднее изучать душу ребенка. Если о психической жизни взрослого человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по Глава 1. Предмет и задачи детской психологии
9 анализу своих переживаний и состояний, то душу ребенка почувствовать и понять практически невозможно. В тоже время нельзя сомневаться, что уже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю психическую жизнь он чего-то хочет, из-за чего-то сильно расстраивается, что-то придумывает, что-то говорит и пр. Все это мы без труда можем наблюдать в поведении детей. Но наблюдать мы можем только внешние проявления, только поведение ребенка его действия, выразительные движения, высказывания и пр. Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния. Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, другое дело — плач от обиды, третье — если он плачет, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого, четвертое — если у него не получается то, что он задумали т. д. Каждый раз одно и тоже действие в нашем случае плач) будет означать совершенно разные переживания ребенка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выражение, — главная и трудная задача детского психолога. Это трудно потому, что ребенок непохож на взрослого, у него все по-другому. Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может контролировать себя, не может решать поставленные задачи, рассуждать, выполнять свои обещания и пр. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем его отношение к миру, его переживания и поступки. Ведь специфические особенности ребенка заключаются не в том, что он хуже взрослого мыслит и воспринимает мира в том, что он качественно по-другому относится к окружающему и к самому себе. Можно перечислить многое, что дети могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться враз ных персонажей, страдать из-за судьбы незнакомого котенка, плакать или визжать от радости от происходящего на сцене и пр. Все это обычно недоступно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, чего дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, то есть специфику их внутренней, душевной жизни. Понятия роста и развития Основная специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии.

10 Часть I. Введение в детскую психологию Причем чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии — понятия роста и развития. Рост — это количественное изменение или усовершенствование того, что уже есть какой-либо конкретной функции или качества. Прибавляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше действий с предметами, больше слови пр. Это явления роста, то есть количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, то есть к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется. В отличие от этого развитие характеризуется качественными изменениями, возникновением психических новообразований Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно скользил по ним взглядом, а сегодня тянется к ними постоянно требует новые предметы. Или раньше ребенок не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни ив отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, то есть изменилась структура его психических процессов. Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Нив каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дает факты, характеризующие детское развитие Этими фактами и оперирует детская психология. Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3-4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят неслучайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии. Глава 1. Предмет и задачи детской психологии
11 Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии Ее основная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе. Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, то есть науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая зрелость и старость, то детская занимается только ранними возрастами (от 0 до 7 лет, когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно. Чем же определяется это развитие Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и человеческих условий воспитания ребенка. Что дает ребенку природа Для ответа на этот вопрос следовало бы провести эксперимент, в котором дети с первых дней жизни растут в условиях изоляции от взрослых не слышат их речи, не видят других людей, не пользуются обычными для человека предметами. Если бы в таких условиях дети развивались примерно также, как ив окружении людей, то психические способности ребенка можно было бы считать врожденными, заложенными самой природой. Понятно, что ни один ученый и ни один родитель не позволят провести с человеческим ребенком такой рискованный эксперимент. Однако в истории человечества подобные опыты были. В частности, широко известны истории детей, выросших вне человеческого общества, которые были найдены в логове животных и воспитаны ими. Их называют «дети-Маугли» по аналогии с героем знаменитого романа Кип­
линга. Так, например, вначале века индийский ученый Рид Синх увидел, как волчица выводит на прогулку своих волчат, среди которых оказались две девочки — одна примерно шести, другая — полутора лет. Синх увез девочек с собой и попытался их воспитывать. Оказалось, что эти дети были лишены всех без исключения специфически человеческих форм поведения. Они передвигались на четырех конечностях, ели сырое мясо, вели ночной образ жизни, выли но ночам, пытались скрыться или огрызались при виде людей. Словом, они значительно больше были похожи на волчат, чем на человеческих детей. Младшая из них — Амала — умерла через год, не выдержав человеческих условий жизни. Старшая — Камала —

12 Часть i. Введение в детскую психологию прожила до 15 лет. За девять лет ее удалось с большим трудом обучить прямохождению и некоторым гигиеническим навыкам. Но совершенно невозможным для нее оказалось полноценное психическое развитие. Она таки не смогла думать, чувствовать и говорить по-человечески, а осталась существом с типично волчьими повадками. А что если ребенку не навязывать никаких условий жизни и никакого воспитания Сможет ли он тогда развиваться по-человечески? Ответ на этот вопрос дают наблюдения за детьми, выросшими в условиях гос-

питализма. Это явление характеризуется изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве. Вовремя войн часты случаи, когда дети разлучаются со своими матерями и воспитываются в специальных детских приютах. Так, немецкий психолог Р. Шпиц описал детей одного приюта, которые в возрасте трех месяцев были разлучены со своими матерями. Уход, питание, гигиенические условия в этом учреждении были типичными для всех хорошо поставленных заведений такого рода. Однако у всех детей произошла резкая задержка не только психического, но и физического развития. В течение двух лет погибло около половины детей. Оставшиеся в живых в 3-4 года были неспособны к самостоятельному передвижению каким-либо способом, не умели сидеть без поддержки, не могли есть ложкой и одеваться, не реагировали на окружающих. Итак, дети, оставшиеся впервые месяцы жизни вообще без внимания взрослых, несмотря на нормальное питание и физический уход, либо просто не выживают, либо перестают развиваться и остаются в эмбриональном состоянии. Это может свидетельствовать о том, что наличие человеческого мозга — далеко не главное условие человеческого развития Недостаточно родиться человеком, чтобы стать им Ребенок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием. И если эти условия звериные — волчьи, собачьи, обезьяньи, ребенок вырастает зверем соответствующего вида. Если же новорожденный остается один на один с внешним миром, без воспитывающей среды он просто не выживает и не развивается. Человеческая психика не возникает без особых, культурных условий жизни. Она не заложена в мозге или в организме ребенка. В тоже время установлено, что такая особая внутренняя, душевная жизнь возможна только у представителей Homo sapiens
и никакое животное ни при каких условиях не может стать человеком. В науке неоднократно делались попытки развить у животных качества, присущие только людям. Так, например, отечественный зоопсихолог Ладыгина-Коте воспитывала в своей семье маленького шимпанзе от полутора до четырех лет. Обезь-
Глава 1. Предмет и задачи детской психологии
13 янку учили пользоваться вещами, играть с игрушками, разговаривать и относились к ней вполне по-человечески. Но результаты оказались весьма скромными. Шимпанзе с трудом научился некоторым человеческим навыкам (держать карандаш или веник, стучать молотком и пр) Но совершенно недоступным для него оказался смысл человеческих действий водя карандашом по бумаге, он не мог нарисовать что-нибудь осмысленное, подметая полон перекладывал мусор из одного места в другое и пр. У него отсутствовала какая-либо тенденция к усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке. Эти данные говорят о том, что без человеческого мозга не могут возникнуть те качества психики, которые присущи только людям. Специфика развития человеческого ребенка Что же получается Вроде бы никаких природных предпосылок к человеческому развитию урожденного у людей ребенка нет, ив тоже время только дитя Homo sapiens
может стать человеком. Значит, все- таки есть в нашем организме что-то, что позволяет ему столь быстро и успешно усвоить все формы собственно человеческого поведения, научиться думать, чувствовать, управлять собой. Да, есть. Как ни странно, главным преимуществом ребенка оказывается его врожденная беспомощность, его неспособность к каким-либо определенным формам поведения. Чрезвычайная пластичность человеческого мозга — одна из главных его особенностей, обеспечивающих психическое развитие. У животных большая часть мозгового вещества уже занята к моменту рождения — в нем закреплены врожденные формы поведения — инстинкты. Мозг ребенка открыт для нового опыта и готов принять то, что дает ему жизнь и воспитание. Ученые доказали, что у животных процесс формирования мозга в основном заканчивается к моменту рождения, ау человека этот процесс продолжается
7 - 8 лет после рождения и зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Эти условия непросто заполняют чистые страницы мозга, но влияют и на само его строение. Поэтому первые, детские годы имеют столь важное, кардинальное значение для становления человека. Мозг человека практически не изменился со времен наших далеких предков, живших несколько десятков тысяч лет тому назад. В тоже время человечество за эти годы сделало гигантский путь в своем развитии. Это стало возможным потому, что развитие человека происходит принципиально по-другому, чем развитие живых существ в животном мире. В животном мире определенные формы поведения передаются по наследству, также как и строение организма, или же приобретаются

14 Часть I. Введение в детскую психологию в процессе индивидуального опыта отдельной особи. У человека же свойственные ему формы деятельности и психические качества передаются другим путем — путем присвоения культурно-исторического опыта. Каждое новое поколение стоит на плечах всей предшествующей истории человечества. Оно приходит не в природный мира в мир культуры, в котором есть музыка и компьютеры, дома и машины, науки и литература и многое другое. Есть и представления о том, как должны развиваться дети и какими они должны стать к зрелому возрасту. Всего этого сам ребенок никогда не изобретет, но он должен овладеть этим в процессе своего человеческого развития. В этом и заключается культурное или социальное наследование. Развитие беспомощного существа, которым является новорожденный младенец, его превращение в полноценного субъекта культуры, имеющего свой внутренний, душевный мири составляет основной предмет детской психологии. Детство как социокультурный феномен Исторически понятие детства связывается нес биологическим состоянием незрелости, ас определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности. Исследовать историю детства достаточно трудно, так как в этой области невозможно проводить наблюдения, а памятники культуры, имеющие отношение к детям, крайне бедны. Уникальный интерес в этом отношении представляют работы французского демографа и историка Ф. Ариеса, который попытался восстановить историю детства на материале произведений изобразительного искусства. Его исследования показали, что вплоть до XIII века художники вообще не обращались к образам детей. В живописи XIII века изображения детей встречаются лишь в религиозных сюжетах (ангелы, младенец Иисус, изображения реальных детей при этом отсутствуют. По-видимому, в этот период детство считалось периодом малоценными быстро проходящим. Этому, по мнению Ариеса, способствовала демографическая ситуация того времени — высокая рождаемость и высокая детская смертность обусловливали общее безразличное и несерьезное отношение к детям. Признаком преодоления такого безразличия служит появление в XIV веке портретов умерших детей, которое говорит о том, что смерть ребенка начинает восприниматься как тяжелая утрата, а не как обычное явление. Преодоление полного равнодушия к детям, если судить по истории живописи, происходит лишь в XVII веке, когда впервые на портретах появляются изображения реальных детей. Как правило, это портреты цесаревичей и влиятельных особ в детском возрасте. Таким образом, по Глава 1. Предмет и задачи детской психологии
15 данным Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI ив веке. Одним из интересных признаков изменения отношения к детям является изменение детской одежды. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали во взрослый костюм. Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда. Характерно, что мальчиков и девочек 2-4 лет одевали в одинаковые детские платьица. Этот тип детского костюма просуществовал вплоть до начала XX века.
Нетересно, что в тех общественных сословиях, где нет больших различий между работой взрослых и детей (как например, в крестьянских семьях до революции, детей одевают во взрослую одежду (разумеется, меньших размеров. Исследования Ф. Ариеса начинаются со средневековья, поскольку лишь в это время появляются изображения детей в живописи. Однако забота о детях и их воспитание, разумеется, были всегда. Представить особенности воспитания древних народов позволяют описания быта и жизни примитивных племен, сохранившихся до наших дней. Одно из таких описаний содержится в записках Дугласа Локвуда о его путешествии в пустыню Гибсона (Западная Австралия) и о встречах с аборигенами племени пинтуби. До 1957 года большинство людей этого племени не видели белого человека, их контакты с соседними племенами были сильно ограничены, в результате чего в этом племени во многом сохранились культура и образ жизни людей каменного века. Вся жизнь этих людей проходит в пустыне и сосредоточена на поиске воды и пищи. Сильные и выносливые женщины племени пинтуби участвуют в этих поисках наравне с мужчинами. Они могут часами идти по пустыне с тяжелым грузом на голове. Детей они рожают лежа на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имеют никаких представлений о гигиене и даже не знают причин деторождения. У них нет никакой утвари, кроме кувшинов на голове. Когда Локвуд предложил им зеркальце и расческу, они не смогли воспользоваться ими по назначению, а изображение в зеркале вызвало удивление и страх. Локвуд описывает, как девочка 2-3 лет вовремя еды засовывала себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса маленькой гуаны, которые сама испекла на горячем песке. Ее младшая сестра сидела рядом и расправлялась с банкой тушенки (из запасов экспедиции, вытаскивая мясо пальчиками. Еще одно наблюдение маленькая девочка, еще не умеющая ходить, устроила для себя отдельный костерчики, наклонив голову, раздувала угли, чтобы огонь разгорелся и согрел ее. Она была без одежды, ей наверняка было холодно, но она не плакала. Локвуд отмечает, что хотя в лагере было трое маленьких детей, они ни разу не слышали детского плача. Свидетельства раннего взросления детей можно обнаружить во многих источниках. Так, в литературе XIX века много примеров отсутствия

16 Часть I. Введение в детскую психологию детства у пролетариев. Дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, и почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста рабочий день продолжался 14-16 часов. Вспомним известный персонаж стихотворения Н. Некрасова Мужичок с ноготок, который в шесть лет считает себя полноправным мужиком. Эти и многие другие материалы позволили выдающемуся отечественному психологу Даниилу Борисовичу Эльконину выдвинуть положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, если основным способом добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях, когда ребенок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости для специальной подготовки к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось невозможными было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство все более удлинялось. Такое удлинение детства происходило непутем надстраивания новых периодов, а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, что приводит к сдвигу во времени вверх периода включения во взрослую жизнь. ДБ. Эль кони н блестяще раскрыл характер такого вклинивания нового периода на примере возникновения сюжетно-ро- левой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным. Вопросы об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества чрезвычайно важны для понимания психологии современного ребенка. Следует помнить, что тип воспитания, который мы наблюдаем в настоящее время, — это всего лишь один из возможных и далеко не единственный. Место детской психологии в системе смежных наук Изучение психического развития ребенка возможно только при наличии определенных предельно общих представлений о том, что такое человек ив чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления дает царица наук — философия. Можно напомнить, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась Глава 1. Предмет и задачи детской психологии
17 в самостоятельную область знания и сама разделилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каждый психолог, пытающийся изучать человека, сознательно или бессознательно, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэтому философия или философская антропология является фундаментом психологии вообще и детской психологии в частности. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философии, конкретно и детально разрабатываются в детской психологии. Многие известные отечественные философы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др) постоянно обращались к материалам детской психологии и использовали их в создании своих концепций. Поэтому можно сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на философию, ас другой — дает ей необходимый эмпирический материал. Человек развивается не только с момента зачатия, он развивается также в процессе истории человечества. Психология современного человека коренным образом отличается от человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества (филогенезом занимаются другие науки — история, культурология, антропология. Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза. Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу. Так, за последние десятилетия с появлением новых информационных технологий существенно изменились условия взросления детей и их психология. Вместе стем онтогенез имеет свои глубоко специфические закономерности, независящие от социокультурного развития. Качественные изменения в психической жизни (то есть развитие) происходят не только в детстве, а напр от я жени и всего онтогенеза. Ив жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятельности. Все эти изменения имеют свои психологические механизмы и закономерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины — психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психология имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффективно психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология во многом строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии. В свою очередь, детская психология использует закономерности педагогический институт БИБЛИОТЕКА Часть I. Введение в детскую психологию психического развития человека, полученные в психологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 долети стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком на протяжении детства. Детская психология во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ребенка, как деятельность, сознание, самосознание, личность и других, стало возможным благодаря тому, что они были определены и описаны в общей психологии. Вместе стем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без анализа их происхождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней одновременно существуют в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом здесь все только начинается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм психической жизни взрослого человека. Вместе стем детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология, педагогика и практическая детская психология. Предметом педагогической психологии является разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей. Вместе стем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка сего обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, таки педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психология являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связан-
Ш 1 4 Глава 1. Предмет и задачи детской психологии
19 ную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей. Трудно переоценить значение детской психологии для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, в детском саду, в различных учебно-воспитатель­
ных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения. В последнее время все более широкое распространение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входит диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с трудными детьми и их родителями. Главной и необходимой основой для этой профессии является знание детской психологии. Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, проводить диагностику психического развитии отдельных детей ивы бирать адекватные и эффективные методы коррекции. Резюме Детская психология — это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Детство — период наиболее интенсивного и эффективного развития человека. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребенка, как смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого, рост ребенка является процессом количественных накоплений, то есть увеличением того же качества. Психическое развитие ребенка человека отличается от развития детенышей животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка.

20 Часть 1. Введение в детскую психологию Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой — она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии. Вопросы и задания

1. Что изучает детская психология и каков ее главный предмет
2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних возрастов
3. Что дает ребенку природа В чем главное отличие человеческого мозга от мозга животных
4. Чем отличается развитие ребенка от его роста
5. Каково главное условие человеческого развития
6. В чем главное отличие в развитии ребенка и детенышей животного
7. С какими науками связана детская психология Что дают ей философия, психология развития и общая психология
8. Зачем воспитателю или практическому психологу нужно знать детскую психологию xiHH
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

перейти в каталог файлов


связь с админом