Главная страница
qrcode

Словарь по обществознанию_Петрунин Ю.Ю, Панов М.И.. Учебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю


НазваниеУчебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю
АнкорСловарь по обществознанию Петрунин Ю.Ю, Панов М.И..pdf
Дата24.11.2018
Размер3.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSlovar_po_obschestvoznaniyu_Petrunin_Yu_Yu_Panov_M_I.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#48806
страница14 из 66
Каталог
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   66

==104== раздел

культурология только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Другой в «3. п н. — это любой человек, ближний и дальний, знакомый и незнакомый. «3. п н. вскрытой форме содержит представления о равенстве всех людей. Но равенство это не принижает людей, не делает их одинаковыми. Это равенство в свободе, равенство возможностей бесконечного совершенствования, равенство в тех человеческих качествах, которые индивид считает наилучшими равенство перед теми нормами поведения, которые оптимальны для каждого человека.
«3. п н. предполагает возможность для каждого из нас встать на место другого человека як себе могу отнестись, как к другому, к другому — как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда — другая формулировка «3. п н Люби ближнего, как самого себя. «3. п н. требует отношения к другому человеку, как к себе, в перспективе совершенства, те. как к цели, но никогда — как к средству.
«3. п н. в качестве основы нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов. Т. Гоббс считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве. Дж. Локк не считал «3. п н. врожденным человеку, напротив, в его основе лежит естественное равенство людей, осознав которое в форМе «3. п н, люди приходят к состоянию общественной добродетели. И. Кант критически оценивал традиционные формулировки «3. п н. По его мнению, «3. п н. в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать на позиции эгоизма (Яне мешаю вам жить, не мешайте жить и мне. Традиционно «3. п н. включало в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие желания, страсти, по мнению Канта, делают его рабом природы и полностью выводят за пределы мира нравственного — мира свободы. Однако категорический императив Канта — центральное понятие его этического учения — есть философски уточненное «3. п н поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поведения.
==105== раздел культурология только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Индивидуализм мировоззренческая программа, провозглашающая в качестве высшей ценности интересы индивида, форма осознания индивидуальности. И. проявляется в отношениях человека к человеку, индивида к обществу и государству, к социальной группе. Оценки социальной значимости и философского смысла И. разнообразии. И. рассматривается как позиция индивида, отделяющая его от массового, стадного поведения, от социального конформизма. И. часто противопоставляется этатизму, поглощению жизни индивида, его интересов интересами Государства. И. может рассматриваться как расширение чувства обладания, как право собственности на самого себя (М. Штирнер). Существует интерпретация И. как осознанного стремления предприимчивого, энергичного индивида к личному успеху. И. как необщительность, стремление к уединению оценивается в качестве необходимой предпосылки творческой деятельности (И. Кант. Противоречивость оценок И. определяется противоречивостью самого И. как типа мировоззрения. Принципы индивидуалистического мировоззрения сложились не сразу, поэтому об античном И. или И. средневековой культуры можно говорить условно, опираясь на расширительную трактовку И. Расширительное толкование И. отождествляет его с признанием относительной автономности индивида. Так, античный И. есть форма ослабления родовых и групповых связей, реализуемая посредством признания связей индивида с космическим целым. Индивидуалистические мотивы в средневековом мышлении связаны с обоснованием личной свободы человека и его ответственности перед Богом. В гуманистическом И. эпохи Возрождения находит выражение идея деятельно-конструктивной природы человека. Содержание Ив узком смысле определяется тремя постулатами. Первый постулат И. — рассмотрение общества не как сложной системы социальных отношений, но как совокупного человеческого существования, коллектива, собрания индивидов. Второй постулат предполагает антропологический подход к человеку. Сущность человека рассматривается как совокупность определенных качеств, изначально ему присущих, отданных ему в безраздельное владение, неотчуждаемых. Третий постулат предполагает полное несовпадение законов жизни общества и законов жизни личности. Эти три постулата И, взятые в сопоставлении, обнаруживают свою противоречивость, чем и определяется неустойчивость И. как мировоззрения, многообразие его форм.
==106== раздел культурология только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Если индивид — лишь набор определенных качеств, которыми он обладает, а общество — совокупное «индивидное» существование, то между индивидом и обществом не должно быть пропасти. Ничто не должно стоять между ними, кроме самого обладания, в котором сосредоточены устрещения человека к автономному, свободному существованию. Постепенно уступки обществу приводят к чувству утраты, собственность индивида поглощается более сильным коллективным партнером — обществом. Человек стремится вернуть свое утраченное Я двумя способами либо путем законного выкупа, либо — насилием, грабежом, подчинением себе человеческого сообщества. Так возникают две формы И мещанский (обывательский) и бунтарский. Для первого характерно стремление договориться с обществом-коллективом, выкупить себя за отчуждение части своих прав. Бунтарский индивидуалист не торгуется с обществом, а стремится подчинить его себе, превратить в проекцию Я. Обе формы И. носят универсальный характер, могут проявляться в любую историческую эпоху. Однако они имеют свою историческую родину. Мещанский И. наиболее законченную форму обретает в эпоху Просвещения. Г. Зиммель назвал его количественным И. Количественный И. — это И. равных (одинаковых) в правовом и нравственном отношениях обособленных индивидов. И. бунтарский ярче всего был выражен в философии эпохи Возрождения, в немецком романтизме, в ницшеанстве. Г. Зйммель назвал этот И. качественным, воплощающим в себе мировоззренческое кредо творческой личности. Мировоззренческая установка Ив широком смысле характерна для любого общества с достаточно высокой степенью социальной дифференцированности и является необходимой предпосылкой социальной коммуникации. Распространение Ив узком смысле — свидетельство неэффективности функционирования наличной системы социальных связей, несбалансированности частей социального целого. Искусство — духовно-практическая деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. И. есть ядро эстетической культуры, которая, в свою очередь, включает в себя эстетические ценности, эстетические потребности и способности (эстетическое восприятие, эстетический вкуси эстетический идеал, деятельность по их освоению и воплощению, эстетическое воспитание.
==107== раздел культурология только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Эстетическая деятельность может быть внехудожественной. Эстетические аспекты присутствуют в деятельности ученого, социально-преобразовательной деятельности, в быту, в спорте и т. п. И. — это специализированная эстетическая деятельность. Она существует для реализации эстетических ценностей, максимально активизирует эстетические переживания. И. концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. В отличие от эстетического переживания, которое может присутствовать в любом виде деятельности, сопровождать ее, И. моделирует особую реальность — Художественную, в которой эстетическое освоение мира заключено в особую рамку, отгорожено от целесообразно- утилитарных видов деятельности. В истории человеческой культуры издавна сосуществовали, сталкиваясь, а порой и переплетаясь, взгляды на И. как на подражание природе (мимезис), интерцретация И. как творческого самовыражения, знаково-символическая концепция. То или иное понимание сущности И. неотделимо от понимания мира, природы человека и взглядов на общество. В зависимости от понимания сущности И. определяются его функции и происхождение. Понимание И. как подражания действительности, ее отражения возникает в античности и остается популярным вплоть до XX в. Для Платона И. — это подражание миру чувственных вещей. Царство идей может стать предметом созерцания только мыслителя, художник создает тени теней. Поэтому художественное произведение обманчиво, препятствует познанию истины, хотя и заразительно. Для Аристотеля И. также основывается на подражательной способности. Подражание — это, по существу, познавательная способность. И. как подражательная деятельность включает также моменты удовольствия, которое основывается на радости узнавания. И. говорит о возможном, о том, что могло бы случиться, Поэтому И. не погрязает в воспроизведении частностей и этим превосходит описательность истории. Аристотелю принадлежит разработка понятия катарсиса, очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания
— особой формы познания. И. обязательно включает элемент удовольствия, воспитывает, расширяет познавательный кругозор. Этот взгляд на И. был очень популярен в античности ив более позднее время. По словам Плутарха, переход от незнания к знанию труден, подобен резкому переходу от тьмы к свету. И. необходимо как низшее звено в познании. Основное назначение И. —
==108== раздел культурология только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников воспитание ума Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых — поэты. Отношение к И. как к подражанию природе — лучшему мастеру форм — характерно для эпохи Возрождения. Воспроизведение природы и лучшего ее творения — человека — основная задача И, достижение внешнего правдоподобия оказывается сферой приложения специального знания — анатомии, математики, статистики. Деятели художественной культуры Возрождения ориентировались на идеал, выверенный с помощью точного знания. С другой стороны, художественная культура Возрождения — это культура признания безграничности творческого развития человека, его совершенствования она стирала грани между телесными духовным, внешнее делала равноценным внутреннему. Человеческий взгляд на мир — линейная перспектива в живописи становится преобладающим. Так рождается иллюзионизм — удвоение реальности, в котором закрепляется абсолютность человеческой субъективности. В XVII в. теоретик эпохи классицизма Н. Буало также исходит из принципа подражания природе. Однако Буало, опираясь на идеи французского рационалиста Р. Декарта, его программу очищения разума от страстей, выдвигает идею подражания природе не в ее чувственно-вещных характеристиках, но природе как постигаемой разумом структуре. Критерием красоты оказывается ясность, выявляемая только разумом. Особая модель человека Нового времени, согласно которой познавательная способность тождественна сущности человека, определяет и воспитательное назначение ИВ век Просвещения основное назначение И. и его сущность также определяются его познавательной функцией. Художник ничего не изобретает, однако он наделен более острым зрением, нежели обычный человек, который не может самостоятельно увидеть истинное положение вещей, Познавая, И. морализирует, становится школой нравственности, воспитывает гражданина. Познавательная природа Ив эпоху Просвещения становится основой выполнения И. не только морально-воспитательной, но и идеологической функции
— приговора о явлениях жизни. Для сторонников теории самовыражения И. является безграничной сферой проявления ничем неограниченной активности. Представители немецкого романтизма рассматривали Ив качестве внутреннего шифра души художника. Музыкант, — писал Новалис,
— изымает существо своего искусства из самого себя, и никакое подозрение, что он подражает кому-то, не может коснуться его.
==109== раздел культурология только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Эмоциональная перегруженность так понимаемого И. делает его естественным средством заражения читателя, зрителя эмоциями автора. И. с этой точки зрения превращается в исповедь. По мнению Л. Толстого, И. опирается на единство душевного опыта людей Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства. А другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.
Знаково-символическая концепция рассматривает И. не в привычной системе человек — мирно либо как абсолютно замкнутую, автономную систему деятельности, либо как форму связи человека с чем-то запредельным, с Богом. История подхода к И. как к знаково- символической системе — это его современная история. Однако ив прошлом существовал подход к И. как к деятельности, результаты которой открывают нам дорогу виной, потусторонний мир. Особенности иконописи как элемента художественно-эстетической культуры можно понять только в рамках символической концепции И. На иконе как целостном религиозно-эстетическом символе за явным постоянно угадывается тайное — письмена Бога. Современное Ив котором отсутствуют строгие правила, каноны, символика которого далека от религиозной, тем не менее чаще всего функционирует в рамках знаково-символической концепции. По мнению современного испанского мыслителя X. Ортеги-и-Гасе-та, И. идет по пути дегуманизации, те. изживания слишком человеческого содержания индивидуальной ограниченности, субъективной пристрастности, самонадеянного стремления художника-творца к самовыражению. Лишь когда художник поймет, считает Ортега-и-Гасет, что его задача —- конструирование выдуманного мира, а не исповедь и не проповедь, он станет подлинно свободным, сможет с помощью И. совершить невозможное
— изменить наше видение мира, изменив с помощью метафоры наши переживания. Такой инструмент И, как метафора особый художественный прием, связанный с перенесением свойств одного предмета на другой) — игрушка, которую оставил человеку Бог, — позволяет постичь то, что находятся слишком далеко от нас, до чего мы не можем дотянуться с помощью понятий. Метафора — это своеобразная удочка по уловлению разнообразных сторон бытия, это «мыслеобраз». С помощью метафоры мы становимся способными разрушить иллюзионизм, воспроизведение привычного образа реальности.
==110== раздел культурология только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников По поводу происхождения И. существует ряд теорий. Сторонники
биологизаторской концепции, выдвинутой еще Ч. Дарвином, усматривают исток Ив потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя. К биологизаторской концепции И. с известными оговорками можно отнести и психоаналитическую теорию 3. Фрейда. И. возникает из аффективных конфликтов психики И. — форма вытеснения и видоизменения влечений человека использование энергии элементарных влечений для более высоких целей. Игровая теория Г. Спенсер, Г. Аллен, К. Гросс и др) причины возникновения И. усматривает в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей. В рамках магической теории И. оказывается формой различных видов магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека. Г. Плеханов, сторонник трудовой теории, считал, что И. — дитя труда, а не игры полезные качества предметов затем становятся объектом художественного наслаждения. Трудовой процесс, магические действия, игра, манипуляции по привораживанию сексуального-партнера в мифологическом мышлении первобытного человека составляли единое целое. Миф для первобытного человека был универсальной формой жизни и мысли, необходимой формой освоения окружающего. Все четыре версии происхождения И. можно назвать лишь абсолютизацией универсальной синкретической
(нерасчлененной) формы архаической человеческой деятельности — мифа Мифу присущи те особенности, которые можно обнаружить в современном художественном произведении эмоциональная насыщенность, образность, вариативность, ценностная окращенность, отсутствие субъект-объектной противопоставленности. Однако если современное художественное произведение окрашено личностно-смысловым отношением, то праискусство ориентировано на коллективную значимость. Так, в изображении фигур, столь часто встречающихся в архаической культуре, гиперболизированы плодоносные функции женщины, имеющие коллективно-родовую значимость. Образность первобытного И. не носила метафорический, переносный характера имела значение символа, онтологически (бытий-но) связанного с символизируемым. Символ в рамках мифологического мышления — не изображение или обозначение вещи, но сама вещь. Прекрасные обобщенные изображения животных на стенах
==111== раздел культурология только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников древних пещер — это не любование движением в чистом виде, это овладение животным через создание изобразительного символа движения. Наконец, совмещение, казалось бы, несовместимых признаков водном изображении, появление, например, множества ногу животного или изображение человека с головой животного — то, что мы назвали бы свободной игрой фантазии, — есть воплощение принципа «оборотничества» мифа, превращаемости всего во всё. Подводя итоги, можно утверждать, что И. не тождественно мифу, но выросло из универсальных структур мифологического освоения действительности, содержащего в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельные моменты. И. до сих пор несет в себе элементы мифологического мышления невозможно понять И, не учитывая его сходства с мифом. Проблема функций И. тесно связана с представлениями о сущности И, его происхождении, направлении его эволюции. Если ограничиться простым перечислением функций, то можно назвать следующие эстетическая функция, познавательная, коммуникативная, гедонистическая функция наслаждения, эвристическая творческая,
катарсическая очищающая,
социально-организующая, воспитательная, игровая, компенсаторная По поводу содержания функций И, соотношения различных функций между собой до сих пор ведутся споры. Если И. есть сгущение, концентрация эстетического отношения к действительности, осуществляемая с помощью моделирования особой художественной реальности, иллюзорного мира, который не претендует на подлинность, то эстетическая функция И. будет не первой среди равных, но основной, определяя особенности проявления других функций. Эстетическое воздействие И. выражается, по словам крупнейшего отечественного психолога Л. Выготского, в отсроченной реакции, опосредованной сложной работой мысли. Катарсическое воздействие художественного произведения и выражает собственно его эстетическую сущность. И. очищает нашу душу, просветляет, видоизменяет наши эмоции с помощью сострадания ц страха, как писал еще Аристотель. Парадоксальность художественно- эстетической эмоции стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям. Ив своей эстетическо- катарсической функции просветляет, очищает эмоции путем расширения их предмета. И. обращает человека к самопознанию, преображая фальшивые театральные слезы в настоящие. Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников характер. Оно воздействует на нашу познавательную способность в целом, а не способствует познанию конкретных явлений, оно интенсифицирует нашу внутреннюю жизнь, ноне формирует отдельные поведенческие навыки, Эстетические эмоции есть сигналы пробуждения в нас способности к творчеству, жажды осмысленной, свободной жизни. Поэтому жесткое разделение познавательной, воспитательной, игровой функций И. не имеет смысла, можно говорить лишь о различных модусах, способах функционирования Ив нашей жизни. Ислам, или мусульманство, — одна из трех мировых религий. Возник в VII в. Его основатель Мухаммад (Мухаммед, Магомет —
570—632) родился в Мекке. Его родители принадлежали к племени курайшитов, занимавших в Мекке господствующее положение хранителей древнего святилища Кааба (буквально куб) — каменное полое здание, в одну из стен которого вмонтирован черный метеорит — основной предмет культового поклонения. И хотя род Му-хаммада (именовавшийся по имени его прадеда
Хашима) был очень известными благородным, но семья — крайне бедной. Его отец Аб-даллах умер еще до рождения сына, мать Амина
— когда мальчику было шесть лета еще через два года Мухаммад потеряли деда Абд аль-Мутталиба. Очень часто пишут, что смерть близких людей отразилась на характере Мухаммада: именно этим объясняли его религиозные переживания и склонность к уединению. С восьми лет Му-хаммад воспитывался в семье дяди со стороны отца
— Абу Талиба. И. (буквально предание себя Богу) представляет собой синтез верований аравийских племени заимствований из иудаизма и христианства неслучайно поэтому многие ведущие персонажи Ветхого и Нового Заветов представлены ив Коране с чуть-чуть измененными именами. В самом общем виде И. — это вера в единого, всемогущего, милостивого Бога (Аллаха) и Мухаммада, который является его посланником и пророком, а также — вера в Божественное предопределение, загробную жизнь, воскресение из мертвых, воздаяние за добрые дела в раю и аду. Сущность вероучения содержится в устоях (или, каких иначе называют — столпах, которые вместе с указанным выше (те. вера в единого Аллаха и его пророка) составляют основу И. как мировоззрения и образа жизни. Эти столпы таковы. Молитва со строго регламентированными молитвенными позами и движениями должна сопровождаться также строго определенными
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   66

перейти в каталог файлов


связь с админом