Главная страница
qrcode

Словарь по обществознанию_Петрунин Ю.Ю, Панов М.И.. Учебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю


НазваниеУчебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю
АнкорСловарь по обществознанию Петрунин Ю.Ю, Панов М.И..pdf
Дата24.11.2018
Размер3.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSlovar_po_obschestvoznaniyu_Petrunin_Yu_Yu_Panov_M_I.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#48806
страница4 из 66
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

Классовая
борьба
— антагонистические отношения между классами с несовместимыми интересами, в которых выражено основное противоречие, характерное для эксплуататорских общественно-экономических формаций. Теория К. б. в марксизме становится методом исследования причини движущих сил исторического развития, способом обоснования необходимости перехода к социализму и путей перехода к нему, определения тактики и стратегии пролетариата в пролетарской революции и установлении государства диктатуры пролетариата. В марксистской теории многообразие конкретных форм К. б. было обобщено, что позволило свести индивидуальное к социально-всеобщему, обнаружить закономерность в истории. К. б. обладает своими особенностями в каждой общественно-экономической формации, что объясняется характером способа производства, своеобразием классовой структуры общества. Наибольшего развития К. б. достигает в капиталистическом обществе между двумя основными классами — пролетариатом и
==26== раздел

философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников буржуазией. В отличие от эксплуатируемых классов докапиталистических обществ, пролетариат является наиболее организованным классом, который под руководством коммунистической партии последовательно ведет борьбу за свои интернациональные интересы во всех сферах общественной жизни экономической, политической и идеологической. Интенсивность этой борьбы зависит от развитости и организованности пролетариата. В процессе экономической борьбы пролетариат стремится удовлетворить свои экономические требования, повысить цену рабочей силы, улучшить условия труда. В экономической борьбе создаются первое формы организации пролетариата — профсоюзы. Экономическая борьба не позволяет удовлетворить коренные интересы угнетенных классов, которые, в конечном счете, могут быть удовлетворены только политическими преобразованиями, заменой-диктатуры буржуазии диктатурой пролетариата. Политическая борьба пролетариата, более развитая форма К. б, поскольку она ведется не в локальном масштабе, рабочими одного предприятия против собственных хозяева приобретает общеклассовый характер, осуществляется всем классом пролетариата против всего класса буржуазии. Входе этой борьбы формируется пролетарское классовое самосознание, создается пролетарская теория классовой борьбы, осознаются социальные задачи пролетарской борьбы и историческая мис£ия пролетариата. Формой организации пролетариата в политической борьбе является коммунистическая партия, которая ведет организационно- практическую работу с пролетарскими массами. Идеологами коммунистической партии создается теория К. б, определяются ее цели и средства, осуществляется борьба с буржуазной идеологией за сознание пролетариата. Основные положения о К. б. были сформулированы Марксом и Энгельсом, развиты в работах В. Ленина ив программных документах коммунистических партий. Теория К. б. в марксизме — основополагающий принцип построения и объяснения истории, универсализм которого подвергается критике не только в западной, но ив отечественной философии. Марксистов упрекают в редукции многообразия культурных мотиваций к классовому, в конечном счете, экономическому интересу, в утопизме. Однако марксистский анализ К. б. и выводы о неизбежности пролетарской революции основаны на опыте капитализма классического буржуазного общества Западной Европы
XIX в. Мировая цивилизация не тождественна западной цивилизации, в истории существуют многообразные пути развития общества
==27== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников и различающиеся способы решения социальных противоречий. Теоретической и идеологической альтернативой учения о К. б. являются концепции классового сотрудничества, теория конфликта. Мальтузианство направление общественной мысли, объясняющее все социальные проблемы перенаселенностью планеты. Название получило по имени его основателя. Томас Роберт
Мальтус (1766—1834) — английский мыслитель, экономист, священник. Стал широко известен благодаря сочинению Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода.
Мальтус сформулировал надысторический закон народонаселения, согласно которому рост населения происходит в геометрической прогрессии, в то время как средства существования увеличиваются в арифметической, что создает основу для классовых противоречий и социальных проблем (нищета, голод, преступность, войны. Причина перенаселения и недостатка средств существования, по Мальтусу, коренится в абдолютных и вечных законах природы, а также в чрезмерной плодовитости бедняков. Пытаясь обосновать тезис, согласно которому возможности производства продовольствия ограничены, Мальтус ссылался на закон убывающего плодородия почвы. Мальтус выступал против правительственной помощи беднякам, которая, по его мнению, лишь обостряет проблему перенаселения. Концепция М. со временем претерпела определенную эволюцию. Его позднейшей модификацией стала неомальтузианство, усматривающее трагедию будущего человечества в мировом кризисе перенаселения, следствием чего уже являются разрушение окружающей среды и экологический кризис. В связи с этим представители неомальтузианства (У. Томпсон, Г. Ражо, Э. Ист и др) призывают к сокращению рождаемости с целью добиться «оцти-мума населения, к отказу от индустриализации и преобразования хозяйства развивающихся стран. Марксизм теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации. Теоретическими источниками М. являются немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Основная цель М.
— борьба против капитализма, свершение социалистической револю-
==28== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников ции, установление диктатуры пролетариата, необходимой для построения коммунизма. Программным документом М. стал Манифест Коммунистической партии Маркса и Энгельса, основными задачами которого были разработка научного пролетарского мировоззрения, программы, стратегии и тактики революционной борьбы пролетариата. М. состоит из трех органически взаимосвязанных частей диалектического и исторического материализма марксистская философия, политической экономии и научного коммунизма. Марксистская философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, теоретическое обоснование пролетарского мировоззрения. Марксистская политическая экономия возникла как результат диалектико-материалистического анализа капиталистической экономики, что позволило Марксу в работе Капитал раскрыть суть капиталистической эксплуатации, доказать неизбежность гибели капиталистического общественного устройства и перехода к более высокой коммунистической формации. Важнейшей движущей силой прогрессивного общественного развития является борьба классов, а способом перехода от одной общественно-экономической формации к другой — социальная революция. Марксистская теория научного коммунизма исследует закономерности перехода к коммунистическому обществу, который осуществляется посредством пролетарской революции, установления диктатуры пролетариата, строительства общества, гармонически сочетающего свободу общества и свободу индивида. Борьба за построение коммунизма осуществляется под руководством коммунистической партии, организующей революционную практику пролетариата на основе научной теории общественного развития. Своеобразной идеологической реакцией на распространение М. в рабочем движении стал ревизионизм. В философии ревизионизм стремился заменить диалектический материализм субъектибным идеализмом, в области политической экономии в качестве альтернативы М. создается теория организованного капитализма, доказывающая органическое единство капитализма и социализма и отрицающая необходимость социалистической революции. На этой основе отрицается диктатура пролетариата и развивается идея классового сотрудничества и гармонии классовых интересов. Ревизионистские идеи ослабляют революционную борьбу пролетариата, вносят раскол в рабочее движение. Дальнейшее развитие (ленинский этап, ленинизм) М. получил в трудах В. Ленина, который применил основные положения М. для
==29== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников анализа капитализма на его высшей и последней стадии — стадии империализма. Работы Ленина стали теоретическим обоснованием программы свершения пролетарской революции и построения социализма в России. М. развивался в соответствии с практикой строительства социализма в странах социалистического лагеря в программных документах коммунистических партий, мирового коммунистического движения, в трудах теоретиков и идеологов коммунизма. С распадом мировой системы социализма и Советского Союза идеи М, хотя и утратили свою идеологическую монополию, в модернизированной форме остаются идейно-теоретической основой деятельности коммунистических партий.
Материализм
(лат. materialis —- вещественный) — одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. М. субстанцией, первоосновой всего существующего считает материю — независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, телесную. М. считает, что материя вечна, является источником многообразия и единства всего существующего. Законы материального мира распространяются навесь мир, в том числе на общество и человека. В области теории познания материалисты стоят на позициях сенсуализма. Как правило, материалистам свойствен социальный и гносеологический оптимизм, вера в возможности науки и преобразовательную деятельность человека. Термин М введен Г. Лейбницем. М. имеет различные формы. Исторически первой формой М. является наивный М, отождествляющий материю с каким-то видом вещества (водой, воздухом, огнем и т. п. Первые греческие натурфилософы (Фалес,
Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл) были яркими представителями этой формы М. Для Лейбница наиболее яркой формой выражения наивного М. был античный атомизм. В XVIII в. был широко распространен механистический М, основное свойство материи усматривающий в протяженности (Дж. Толанд, П. Гольбах, Ж. Ламетри). В середине XIX в. возникает так называемый вульгарный М, сводящий все мыслительные процессы к материальной основе (К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер). Фогт считал, что мозг также выделяет мысль, как печень — желчь. Для
Молешотта химические процессы были универсальной основой объяснения духовной сферы. Причина рабства — употребление растительной пищи некоторыми народами Юга. Классовые различия
Бюхнер объяснял природой наследственности. Упрощенно понимал духовную жизнь человека
==30== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников и русский ученый В. Бехтерев. В особую форму можно выделить естественнонаучный, или стихийный, М, до конца неосознанную мировоззренческую установку исследователя, предполагающую уверенность в объективном существовании природных закономерностей ив способности человека познать эти закономерности. В XIX в. возникает марксистская материалистическая школа, диалектический и исторический М, который стал ведущим материалистическим направлением в XX в. Марксистский М. избегает упрощенного понимания материи, не сводит ее к определенному виду вещества или к определенным свойствам вещества признает бесконечное разнообразие материальных форм. Свойство развития, изменения органически присуще материи. Высшей формой развития материи является возникновение человека как общественного существа. Сознание нельзя свести к его материальному носителю — мозгу, сознание — производное общества, его продукт и необходимое условие функционирования. Процесс познания рассматривается в диалектическом М. как результат отражения объективного мира в сознании человека. Ряд трудностей, возникающих в связи с попытками решить в рамках М. проблему свободы и ответственности, проблему генезиса и качественного своеобразия человеческого сознания, проблему социального прогресса, приводят М. к необходимости привлечения дополнительных посылок, философских принципов, разрабатываемых в других философских направлениях. Так, возникает деизм — обращение к понятию Бога при объяснении возникновения мира, гилозоизм — учение о всеобщей оживленности материи, помогающее понять возникновение живой природы из неживой, пантеизм, растворяющий Бога в природе. М, как правило, тяготеет к атеизму, сознательной критике религиозных учений. Вместе стем богословы, религиозно ориентированные философы считают философский М. необходимым этапом духовного развития человечества. Человек, писал Вл.
Соловьёв, не есть только разумно-свободная личность. Он есть также существо чувственное и материальное. Материальное начало в человеке связывает его со всей природой и ее творцом — Богом. Человек должен полюбить свою материальную природу, только признание прав материи в этом мире освободит человека от материального рабства. По словам современного православного богослова Антония Сурож-ского, христианство — единственный М, который отводит материи достойное место в мире, верит в ее бездонные возможности ведь
==31== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников этот материальный мир оказался способным вместить самого Бога. Для верующего обязательно настанет время, когда материальное обновится, преобразится, соединится с духовным, когда возникнут новое небо и новая земля, где все будет пронизано Божеством. Материя (лат. materia — вещество) — предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории идеальное. В категории М. заключены представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Представления о М. в основном развивались в рамках материализма, но к данному понятию обращались и представители иных философских направлений. В античности решение проблемы субстанции осуществлялось в рамках натурфилософского подхода. Натурфилософия ставила задачу выявления единого закона, управляющего эмпирически удостоверенным многообразием какого-то фрагмента бытия, при этом менялся только уровень обобщений. По этой же причине М. изначально сближалась с веществом. Так, Фалес считал первоосновой воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь,
Демокрит — единые неделимые частицы. В модернизированной форме эти взгляды просуществовали вплоть до XIX—XX вв. Идеи, сходные с позицией Фа-леса, развивал в XVII в. Р. Бойль, а в XIX в.
— Л. Мечников, автор океанической концепции. А. Лавуазье в
XVIII в. вслед за Анак-сименом называл субстанцией воздух кислород, взгляды
Анакси-мандра относительно апейрона неопределенного вещества) нашли свое развитие в натурфилософском истолковании единой теории поля. Первые материалисты столкнулись с рядом трудностей при отождествлении Ми вещества. М. должна определять все вещи и одновременно существовать независимо от них, иначе ее нельзя назвать первоосновой. Поэтому появились умозрительные понятия
«праводы», «праогня», непохожих на обычные воду и огонь и недоступных для чувственного восприятия. Понятие М. также должно объяснять изменчивость и многообразие видимого мира. Для решения этой проблемы древние одушевили и оживили М, придав тем самым ей внутренний динамизм. Поэтому М. первых философов — это нерасчлененное субстанциональное единство, объединяющее свойства М. как материала, из которого создано все окружающее, и М. как источника всех изменений в мире, структурности мира.
==32== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников В более поздних концепциях единое субстанциональное единство распадается. У Платона М. — некий универсальный материал, чистая возможность, вещественность без каких-либо конкретных свойств. В процессе миротворения участвуют наряду с материей идеи, мировая душа, Единое. Аристотель не только отвел М. единственную функцию — быть материалом он утверждал, что источник движения и многообразия в мире кроется в форме, слитой с М. Поскольку отдельная вещь имеет в себе (в рамках уже созданного многообразия) основу для самостоятельного существования, она названа Аристотелем субстанцией (в смысле независимого существования, содержащего в себе свои собственные предпосылки. Философия при помощи Аристотеля освободилась от необходимости выводить существование каждой вещи из единого первоначала дело философии — найти общий принцип этого порождения. Трудности, связанные с пониманием вещественного характера М, субстанции, привели представителей новоевропейской философии к модернизации представлений о М. Для них Муже неконкретный вид вещества, но лишь свойства вещей, обладающие все теми же традиционными признаками субстанциональности непроницаемостью, протяженностью, весом, перемещением, формой. Субстратом, носителем этих свойств чаще выступают атомы. Р. Декарт вообще снял проблему субстрата, отождествив Мс ее единственным свойством — протяженностью Природа материи. состоит не в том, что это вещь твердая, весомая, окрашенная или каким-либо иным способом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что она есть субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину. Такое понимание М. сохранилось ив более позднее время Д. Менделеев, например, основной характеристикой М. считал весомость. М. в представлении философов нового времени лишена энергетического потенциала, порождающей силы правещества древних. Она ничем не движет, из нее ничто не может возникнуть это абстракция, отделенные в мышлении от мира его общие характеристики. Вместе стем категория М. в новоевропейском мышлении позволяет философу сказать, что фундаментальные субстанциональные свойства мира идеально прилажены к моим познавательным способностям. Мир открыт для познающего субъекта. Таким образом началась гносеологизация понятая МВ рамках марксистской философии процесс гносеологизации понятия М. завершился. В. Ленин считал, что непозволительно смешивать учение о строении материи (чем занимаются специальные
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

перейти в каталог файлов


связь с админом