Главная страница
qrcode

Словарь по обществознанию_Петрунин Ю.Ю, Панов М.И.. Учебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю


НазваниеУчебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю
АнкорСловарь по обществознанию Петрунин Ю.Ю, Панов М.И..pdf
Дата24.11.2018
Размер3.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSlovar_po_obschestvoznaniyu_Petrunin_Yu_Yu_Panov_M_I.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#48806
страница5 из 66
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

==33== раздел

философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников науки) с. как гносеологической категорией, раскрывающей вопрос об источниках познания, о существовании объективной истины. М, по словам Ленина, есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В данном определении М. выступает субстанцией лишь водном смысле для своего существования она не нуждается нив чем, кроме себя. Второй аспект понимания М. в марксизме — натурфилософский, М. выступает в качестве первоосновы. Проблема генетического порождения М, субстанции всего существующего, проблема структурности мира заявлена в марксизме как проблема материального единства мира. Данный аспект теории М. в марксизме преимущественно был развит Ф. Энгельсом. М. выражает себя в своих атрибутах — неотъемлемых свойствах (пространстве, времени, движении. Сих помощью мир приобретает структурные характеристики. Конкретизацией данного подхода явилось учение об основных формах существования и движения М, созданное
Энгельсом и развитое отечественными приверженцами марксизма (Б. Кедров. Наличие в марксизме двух форм понимания категории М. обнаруживает его внутреннюю противоречивость. Механицизм — мировоззренческо-методологическая позиция, трактующая механическое движение в качестве единственного объективного основания бытия. В познании М. предстает как методологический редукционизм, объясняющий многообразие форм движения механическими законами. М. абсолютизирует механические закономерности, рассматривая их в качестве смыслообразующего принципа бытия и мышления. Возникнув в атомистических учениях античности, наибольшего развития М. достигает в Западной Европе Нового времени, опираясь на успехи механики (Г. Галилей, И. Ньютон, П. Лаплас. М. в качестве механической системы, машины рассматривает мир (X. Вольф), общество (Т. Гоббс), человека (Ж. Ламетри), мышление (Р. Декарт, Г. Бюхнер, Я. Молешотт, Е. Дюринг). М. отрицает качественное своеобразие жизни, истории, познания, внутреннего мира человека. М. — отражение исторической ограниченности конкретно-научного знания и философии. В истории философии М. в наибольшей мере проявился в метафизическом материализме, представлявшем механику в качестве единственно научного метода и идеала познания, что становится основной причи-
==34== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников ной непоследовательности и кризиса метафизического материализма в эпоху научных революций. Рассматривая механические законы как бсобую силу, организующую пассивную материю, материализм переходит на позиции деизма. Критика М. осуществлялась в пантеизме, трансформизме, диалектическом идеализме. Догматизм механистической философии является теоретическим обоснованием тоталитаризма и деспотизма, наиболее реакционных методов в политическом управлении и воспитании. С развитием науки и социальной практики сфера действия М. существенно ограничивается, однако принципиальное преодоление Ми агностицизма стало возможным в материалистической диалектике.
Натурализм
(лат. naturalis — естественный) — философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего периода ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII—XIX вв. Согласно Н, природа является единственным предельным принципом объяснения всего существующего, обращение к природе — основа решения всех философских проблем. Для натуралистического подхода характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных законов природы. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм -— сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует смысл, ориентация на человека, скрытая благая цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха покоримся природе как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку. ' В теории познания Н. проявляется в Постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено исключается, как правило, ценностный подход в познании.
==35== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников В области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявления определяющих природных факторов развития общества неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика, в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам биологической эволюции
(социал-дарвинизм, эволюционизм, в рассмотрении социальных изменений как результатов возрастания или уменьшения энергии социальный энергетизм. В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных природных качеств инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки. В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма В эстетике Н. проявляется в принципе подражания природе во всех подробностях в отказе от ценностной интерпретации изображаемого. Вместе стем различных представителей Н. не только многое объединяет, но и разделяет. Понятие природа очень широко и многозначно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер, Д. Писарев), а могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять форму как пантеизма и гилозоизма (Б. Спиноза, Дж. Бруно), таки материализма (П. Гольбах, Ж. Ламетри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию (Ж.-
Ж. Руссо), Понятие природы, центральное понятие Н, несет в себе скрытую оппозицию иному, это соотносительное понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досокра-тиков, где природа — это гармоническое целое, одушевленный космос, вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. Единое в нем противопоставлено многому — частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного
— Богу теизма. В новое время Н. сливается с механицизмом
==36== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников главная оппозиция здесь — противопоставление естественности как следования природе, где действуют разумные законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В XIX в, Н. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в России. Природа понимается преимущественно как живая природа, естественность, органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта природа противопоставляется искусственному — механическому, мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. Философия жизни попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии жизнь. Натурфилософия построение завершенной системы природы, претендующей на исчерпывающее объяснение всех природных феноменов. Для Н. характерно умозрительное выведение частных представлений из априорно заданных всеобщих принципов. Сам термин натурфилософия (philosophia naturalis) впервые употребил Сенека в I в. Самые ранние натурфилософские построения можно обнаружить в учениях греческих философов. Вместе стем в наследии древних много разрозненных специальных гипотез, которые никак не укладываются в образ Ни являются, скорее, «протонаучными». К ним относятся, например, гипотезы
Анаксимандра о происхождении града из замерзшей воды, о происхождении радуги, о природе затмений, о происхождении человека. Натурфилософские построения можно обнаружить в наследии Дж. Бруно, Парацельса, Г. Галилея, И. Ньютона, Ф.
Шеллинга, И. Гете, Г. Гегеля. Н. в виде целых систем или отдельных компонентов систем долго оставалась основной формой осмысления природы. Критическое отношение к Н. уже в XVIII в. высказывал И. Кант. В XX в. негативное отношение к Н. стало необходимым аспектом любой философской концепции. Представители некоторых философских направлений экзистенциализма, прагматизма) считают, что философия вообще не должна заниматься изучением безжизненного мира объектов. Её основной предмет — человек. Представители неореализма, критической онтологии, эмерджентной эволюции, холизма, марксизма считают, что Н. неверно подходили к познанию природы, пренебрегая данными естественных науки подменяя их своими собственными спекуляциями. Единственная задача философии — исследовать инструменты познания природы.
==37== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников В основе конкретных натурфилософских систем лежит особый натурфилософский стиль мышления, основанный на особом понимании специфики философии, соотношения философии и специальных наук. В рамках этого стиля мышления философия рассматривается как высший тип любого теоретического знания, обладает абсолютной достоверностью. Предполагается, что научное знание однородно философские постулаты содержат в себе вскрытом виде все богатство знаний о природе, необходимо только развернуть его, соблюдая правила логического вывода. Развитие экспериментального естествознания вело к постоянному столкновению натурфилософских идей и результатов научных исследований. Например, Гегель в своей Философии природы отрицает ньютоновское учение о световом спектре, критикует атомизм, идеи эволюции. В настоящее время Н. как системосозидание отошла в прошлое натурфилософский стиль мышления до сих пор проявляет себя не только в области познания природы, но ив изучении социальных явлений.
О
бщественный
договор
— социально-философская теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. К необходимости подобного соглашения люди пришли, осознав невозможность обеспечить свои естественные права и безопасность вне государства. Представления о договорных отношениях, лежащих в основе совместной жизни, содержатся уже в воззрениях народов древних Индии, Китая, Японии, Греции. Учение Од. опирается на идеи свободного соглашений индивидов по поводу совместной жизни в обществе и на идеи естественного права (присущего самой природе человека, которое, в свою очередь, основано на божественной справедливости, по-своему преломившейся в сознании людей. Например, в античной философии морали общепринятые воззрения на справедливость и выступали в качестве основы права. Нравственные регулятивы, лежащие в основе естественного права, выражены в максимах Ничего сверх меры, Не делай сам того, что ты порицаешь в других (Фалес).
Концептуализация теории Од. начинается с итальянского мыслителя Г. Гроция (1583-1645) — одного из ранних творцов юридического мировоззрения Нового времени. Государство им определяется как совершенный союз свободных людей, заключенный ради
==38== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников соблюдения права и общей пользы. Сам принцип договора диктуется естественным правом, ибо, замечает Гроций, необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок соблюдения взаимных обязательств. В этой связи Гроций приводит высказывания ряда авторов (Аристотеля, Цицерона, Сенеки,
Плутарха, Тертул-лиана и др) о роли согласованного общего мнения в деле решения социальных проблем в связи с осуществлением естественного права каждым. Специальное внимание Гроций уделяет вопросу оправе подданных сопротивляться действиям власти, противным естественному праву и божественным заповедям. Взгляды Гроция о естественном праве и государстве как союзе, создаваемом ради соблюдения права, использовались и развивались Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсоном и другими мыслителями для обоснования идей о неотчуждаемых естественных правах и свободах личности, оправе подданных свергнуть несправедливое правительство, об Од. как проявлении суверенитета народа, о конституционно-правовом оформлении государства и ограничении его власти, о господстве права и закона в условиях правового государства. У Т. Гоббса естественное право человека оказывается причиной состояния войны всех против всех, ибо каждый в отсутствие общей власти имеет право на всё. В этом и состоит, согласно Гоббсу, суть естественного права и естественной свободы. Гарантировать мири безопасность может лишь власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть может быть установлена лишь путем сосредоточения всей силы водном человеке или собрании людей, сводящих все воли участников договора в единую волю. Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, стем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты. Образование государства знаменует переход всего общества от естественного состояния к гражданскому, государственному. У власти есть предел среди неотчуждаемых прав человека Гоббс называет право сопротивления тем, ктр пося-i ает на его жизнь и здоровье никакой договор не может осязать человека обвинять себя и сознаваться в предъявляемом обвинении, воздерживаться от пищи, отказываться пользоваться водой, воздухом, лекарствами и другими необходимыми для жизни вещами. Для Дж. Локка естественное состояние не противоречит гражданскому. Естественное состояние общества содержит в себе внутренние
==39== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников регулятивы. Более того, на законах природы основываются и все гражданские законы. Лишь неудобства естественного состояния, связанные стем, что человек должен быть одновременно и судьей, и законодателем, и исполнителем закона, вызвали Од. к жизни. Од. не заключается с соседними государствами, поэтому отношения сними регулируются на основании естественного права, опираются на благоразумие и мудрость. Иная интерпретация Од. обнаруживается у Ж.-Ж. Руссо в трактате Об общественном договоре. Од. дает государству неограниченную власть над всеми его членами как участниками соглашения. Эта власть, направляемая общей волей, есть единый, неделимей, неотчуждаемый суверенитет народа. Для Руссо Од это не договор каждого с каждым, как считал Гоббс. Од это договор между каждыми сувереном. У Гоббса обязательства берут на себя в основном подданные. У Руссо обязательства взаимные. Кроме того, суверен —- особая, условная фигура, он носитель об- щейзоли, коллективного интереса. Так, по мнению Руссо, народ посредством суверена сам осуществляет свою власть в обществе. Для Гоббса Од. нерушим и вечен, Руссо считает возможным его расторгнуть или пересмотреть. Теория Од. повлияла на представления Канта, Фихте оправе и государстве. Вместе стем уже в XIX в. возникает критика этой теории. Оппозиция естественное — искусственное, реализующаяся в целом в теориях Од, рассматривающих гражданское общество как совокупность атомизированных индивидов, держащихся вместе силой государственного принуждения, прдвергается сомнению. Общество имеет свои законы, Считал О. Конт, независимо от условных соглашений, договоров между людьми. Государство — лишь часть сложного механизма социальной регуляции. Теория Од. оказала влияние на современные концепции меняющегося естественного права человека, статус которого в постиндустриальном обществе определяется функционально-ролевыми отношениями по соглашению. Теория Од. в настоящее время не является основным теоретическим принципом объяснения государственно-правовых отношений. Однако нравственный пафос, ей присущий, не утратил практического значения и сейчас. Общество универсальная форма человеческой жизнедеятельности. О. является предметом исследования целого ряда наук философии, социологии, истории, социальной психологии, киберне-
==40== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников тики, семиотики и т. д. Существует несколько уровней исследования О изучение всеобщих свойств организации человеческих вза- имобтношений, изучение конкретных типов О, изучение отдельных социальных организмов. В рамках философского исследования О. решаются общие для всех разделов философского знания проблемы выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности. Вместе стем О. — специфический предмет философского анализа. Дело в том, что, выясняя границы и возможности человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира — таких как религия, искусство, нравственность, — исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, те. О. как определенную целостность. Так, решая вопрос о характере детерминированности, например, произведения искусства, мы уже устанавливаем его место внутри социального целого. Исследуя природу власти, мы прежде всего рассматриваем власть как способ регуляции системы совместных человеческих действий. Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное
— все эти противопоставления, традиционно являющиеся предметом философского рассмотрения, одновременно оказываются сторонами сложного, многоаспектного и многоуровневого социального целого как субъективно-объективного единства. О. как целостная система многоаспектное, «многоизмеримое» образование невозможно построить исчерпывающую теоретическую модель О. исходя из какого-то одного его измерения. Более того, такие попытки ведут к неизбежному упрощению и искажению социальных процессов. Можно обратиться к социальной динамике, попытаться определить причины социальных изменений, их направленность, выделить этапы социальных изменений. Можно рассматривать социальную статику — рассмотреть структуру О, закономерности его функционирования. Подход к О. как структурно- функциональному единству также может быть различным. О. можно исследовать как совокупное человеческое существование, как сумму индивидов, объединенных в определенные группы семью, коллектив, партию, класс, нацию) и связанных более или менее осознанными узами (традицией, родством, экономическими интересами, идейными устремлениями.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

перейти в каталог файлов


связь с админом