Главная страница
qrcode

Словарь по обществознанию_Петрунин Ю.Ю, Панов М.И.. Учебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю


НазваниеУчебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю
АнкорСловарь по обществознанию Петрунин Ю.Ю, Панов М.И..pdf
Дата24.11.2018
Размер3.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSlovar_po_obschestvoznaniyu_Petrunin_Yu_Yu_Panov_M_I.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#48806
страница6 из 66
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

==41== раздел

философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников О. можно исследовать и как иерархизированную систему закономерностей различного типа (экономических, политических, социальных, духовных, которые складываются и функционируют, не проходя через сознание людей. Так, узник совести, как правило, не интересуется причинами возникновения совести, она для него, как и для большинства людей, — загадка мироздания (И. Кант. Такой подход часто называют институциональным социальный институт — система устойчивых, постоянно воспроизводящихся связей между людьми, как правило, организационно оформленных. Другие исследователи несколько по- иному формулируют сущность данного аспекта исследования, выделяя в качестве основной единицы исследования сферу общественной жизни. О. может также изучаться как система общих структур человеческой деятельности, те. как совокупность целей, норм, функций, образцов, технологий, принципов, правил. В истории социально-философской мысли сложились два подхода к пониманию О. Один из них К. Поппер назвал методологическим психологизмом или методологическим индивидуализмом. О. в рамках такого подхода рассматривается как продукт человеческой природы. Человеческий индивид сего страстями, желаниями оказывается первичным по отношению к О. Жизнь О. определяют человеческие интересы, правильно или неверно понятые, воплощенные в планы, программы. О. в этом случае рассматривается лишь как совокупное человеческое существование соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое (Дж. Милль). Такой подход развивается в работах философов Просвещения в основном в рамках теории общественного договора. Такая теория признает существование досоциальной личности. Во втором случае О. рассматривается как некая целостность, как организм, работа которого не зависит оттого, насколько осознаются принципы функционирования его отдельных органов. Такую позицию часто называют холизмом (греч. hobs — целый. Холистическая концепция О. развивалась в рамках эволюционизма Г. Спенсера, идеи холизма присутствуют в теории американского социолога и философа Т.
Парсонса. Попытка объединить эти два подхода была предпринята в марксизме, в концепции М. Вебера.
Парадигма
(греч. paradeigma — пример, образец) — в широком смысле — модель любого вида человеческой деятельности, при-
==42== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников нятая в качестве образца. В древности термин П использовался для характеристики идей — образцов создания мира. Термин стал широко использоваться в современной философии и методологии науки для характеристики эталонов научного исследования после опубликования Т. Куном в 1962 г. книги Структура научных революций. Вместе стем смысл понятия П неоднозначен и допускает возможность различных интерпретаций. П. может называться господствующая в данное время в конкретной отрасли знания научная теория П. может быть совокупность общепринятых методов исследования, критериев выбора теории. П. все чаще называют комплекс идей философского характера, составляющий устойчивый мировоззренческий фон эпохи. Любой из названных подходов предполагает признание П. в качестве образца определенной группой людей или обществом в целом. Персонализм от лат. persona — личность) — направление в современной философии, рассматривающее личность как высшую ценность культуры, а мир — как проявление личностной творческой ак-i ивности. Вначале в. возникает в России (Н. Бердяев, Л. Шестов, И. Лосский), в США издается журнал «Personalist» (Б. Боун, Дж. Ройс, У. Хокинг, Э. Брайтмен). Во Франции в е гг. XX в. в журнале «Esprit» проблематику П. разрабатывают Э. Мунье, Ж.
Лакруа, П. Рикер, П. Ландсберг. Оригинальная позиция заявлена в работах М. Бубера. Возникновение П. стало мировоззренческой реакцией на кризис репрессивной (монологической) по отношению к личности культуры XX в. П. отрицает прагматическое (частичное) отношение к человеку, рассматривая личность как особого рода целостность и высшую культурную ценность. Современный П. представляет собой сложную ассимиляцию заимствований из экзистенциалистской и психоаналитической философии, марксизма, христианской антропологии, является продолжением гуманистической традиции классической философии.
Персоналистская гносеология в основном разрабатывается в американском П, французский П. сосредоточенна теоретическом и практическом решении социальных задач, русский — на этической проблематике. В самоопределении П. предстает как преодоление классического рационализма и иррационализма, как новый тип философствования. Предметом и единственной сферой компетенции философии П. считает исследование личностного существования, раскрытие тайны творческой субъективности. В качестве социальной программы
==43== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников выдвигается тотальное развитие человека на основе нового истолкования его бытия. Основным объяснительным принципом становится категория общение, задающая не субъект-объектную, а субъект-субъектную структуру отношения человека к миру. С этой точки зрения, центральное понятие личность трактуется как уникальная целостность, критерий и цель человеческой истории. Творчество является образующим принципом и способом бытия личности. Уникальность и целостность духовного личностного опыта становятся условием и методом подлинного понимания мира как целостности. Природа и общество в таком случае не противостоят личности как чуждые и внешние объекты, а раскрываются в своей полноте и уникальности посредством диалога. Прагматизм и установка научной деятельности на анонимность и созерцательность задают объективно-безличностный тип отношения человека к миру, субъективность в науке рассматривается как произвол, в силу чего личность не только не востребована, но является препятствием в познании истины. Сциентистская абсолютизация безличностной коммуникации — реальная угроза для самого существования личности. Одинокий, бездушный конформист, неспособный противостоять машинной тирании, — продукт тотальной стандартизации. Разобщенность, самодостаточность, эгоизм и индивидуализм являются превращенной, неистинной формой бытия человека в мире. Персо-нальность — открытое бытие, а творчество
— единственный способ вовлеченности человека в бытие, реальным результатом которого является не саморазрушение, а самосозидание человека. В самооценке П. предстает как единственная действительная альтернатива технократизму. Основой смыслопорождения во всех сферах деятельности является религиозный опыт общения с абсолютной Личностью, с Богом. Бог — мера подлинности коммуникации, в которой и посредством которой реально осуществляется не только бытие человеческой личности, но и бытие Личности Божественной. Бог открывается в персоналистской коммуникации, в диалоге. Диалог рассматривается как путь выхода из ситуации тотального отчуждения, как способ установления глубинных связей между индивидом и бытием. В нравственном пространстве диалога остро встает проблема ответственности человека за свои поступки. В социальной философии П. диалог становится не только основой критики как капитализма, таки социализма, в равной степени подавляющих личность, но и методом построения нового со-
==44== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников циума, основанного на приоритете личностных духовных ценностей. Внутренней самоцелью истории человечества является развитие личностного начала. История — сфера творческой самореализации личности, ее свободы и полноты бытия. В традиционной философии история предстает как анонимный процесс, не затрагивающий глубинных измерений человека. Особая миссия возлагается на религию, которая должна выйти из теологической самоизоляции и стать ведущей конструктивной силой построения свободного сообщества свободных личностей. Именно религия, опираясь на содействие социальных институтов и структур, способна реально изменить мотивацию человеческого поведения. Безрелигиозного содержания общественные организации являются ложными богами, деятельность которых лишь усиливает процессы отчуждения. Любая форма коллективности стандартизирует внутренний мир человека, уничтожает его оригинальность и уникальность. Бегство от свободы — специфическая болезнь современного общества. Кризис человека рассматривается как проявление общего кризиса буржуазного общества. Индивидуализм буржуазной личности есть нечто иное, как утрата человеком личностного начала. Однако и социализм не имеет перспективы в качестве реальной альтернативы выхода из кризиса. Подлинное Я личности — за пределами индивидуализма и коллективизма. Смыслом и целью персоналистской революции является установление личностной коммуникации, полноты отношений Як Ты.
Коммуникция, пережитая как личносткый опыт связи Я и Ты в Мы, предстает как высшая ценность и норма Персонали-стского Универсума, общности людей, связанных братской любовью. Любовь трактуется как ответственность Я перед Ты, как единственный способ решения основной культурной задачи, нравственного совершенствования личности. В силу этого подлинным учением о личности является этика, которая должна быть не нормативной, тиранической, а учением о творческих ценностях и творческой энергии человека. Ее задачей становится борьба против окончательной социализации человека, подавляющей свободу духа и совести. Цель жизни личности есть не самосохранение, как у индивидуума, а самовозрастание и самоопределение, осуществляемые в процессе творчества. Платонизм совокупность учений, основывающихся на философии Платона. Отличительным признаком П. является признание
==45== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников противопоставления чувственного и идеального миров. Различные интерпретации П. пронизывают всю европейскую метафизику. В узком смщсле П. — направление позднеантичной философии IV в. дон. э. — начала III в. н. эВ послеплатоновской Академии последователи и ученики Платона существенным образом реформировали теорию его идей (Севсипп, Ксенократ), интересы исследователей концентрируются на логической и этической проблематике. В скептической Академии (Аркесилай) принципом философии становится воздержание от суждений, а основной задачей — внут-рифилософская борьба с догматизмом (прежде всего стоиков. Во II в. н. э. предпринимаются попытки школьной организации П. (Никомах Геразский), возвращение к логически реконструированному и откомментированному Платону. Это способствовало распространению и усвоению, но и искажению подлинного учения Платона. Следствием популяризации П. становится сакрализация образа Платона. Средний П. вступает в борьбу за приоритетное право представлять греческую мудрость вообще. Была создана система дисциплин, сакрализованных текстов для систематического школьного усвоения. Но концентрация всех видов научной, духовной и религиозной деятельности была осуществлена в неоплатонизме. В античности П. представлен также в неопифагореизме, гностицизме, герметизме. В средние века ив Новое время П. существует как модификации неоплатонизма.
Прогресс
(лат. progressus — успех, движение вперед) — тип развития, для которого характерно движение от простого к более сложному, от менее совершенного к более совершенному. Понятие П. применяется в качестве понимания и оценки состояния системы в целом, ее подсистем и отдельных элементов. Противоположностью П. является регресс. Хотя понятие П. применяется и к природным процессам, подлинной реальностью прогрессивного развития является история. Именно сточки зрения П. история может быть понята как единый, целостный всемирный процесс, обоснованный всеобщими законами. Различие трактовок этих законов определяет характер противоречий между основными концепциями исторического П. Любая концепция П. основывается на понимании времени как линейного процесса, направленного из прошлого в будущее. В наиболее последовательном виде линейная концепция времени пред-
==46== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников ставлена в христианской религии и теологии (Августин Блаженный. Без этого представления невозможно было создание христианской утопии о будущем каждого индивида и человечества в целом. В эпоху Возрождения и Нового времени христианская трактовка времени утрачивает чисто религиозный смысли становится философским обоснованием эволюционистских концепций в науке и философии истории. Мир стал рассматриваться как процесс реализации объективных причинно-следственных связей, движение которых вызвано первой причиной. Позднее линейная концепция времени проявляется в телеологических Концепциях истории, в явном или неявном виде ставящих вопрос о ее цели и смысле и, как следствие, оконце истории. Наиболее показательным в этом отношении является позитивистский закон трех стадий О. Конта, который считал его универсальным законом, проявляющимся во всех феноменах социальной и духовной жизни. Движение от теологической к метафизической, а затем к позитивной стадии демонстрирует ритмику данного закона, достижение позитивной стадии в этом движении предстает конечной целью и завершением развития. Другой философ, позитивист Г. Спенсер рассматривал развитие общества по аналогии с биологической эволюцией. Общественная эволюция предстает как движение от простого, однородного гомогенного) состояния к дифференцированной, сложной гетерогенной) стадии. Развитие осуществляется через дифференциацию социальных органов (институтов, усложнение взаимосвязей между ними, через нарушение и восстановление равновесия общественного организма. Конечным состоянием системы будет такое состояние общества, в котором установится гармония общественных и личных интересов. Однако такое состояние общества, скорее, является идеалом, постулируемой целью, чем закономерным следствием предшествующего состояния, те. социальная гармония и свобода невыводимы из со- циопсихических свойств и характеристик. Сточки зрения отвергаемых позитивизмом метафизических концепций, именно свобода является своеобразной субстанцией, а следовательно, и законом общественного развития. Критерием П. становится степень реализации свободы в обществе. В философии истории Гегеля исторический процесс предстает как развертывание Абсолюта в исторических событиях, как шествие мирового духа, избирающего тех или иных индивидов (исторических личностей) или народы (исторические нации) в качестве своих агентов. Каждые
==47== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников эпоха и народ обретают исторический смысл лишь в контексте исторической целостности, исторические народы и личности являются средством для цели мирового разума. Гегелевская концепция мировой истории была подвергнута резкой критике Марксом. Однако исторический материализм Маркса во многом воспроизвел основополагающие принципы гегелевской концепции. Это прежде всего идея единства исторического процесса и идея П. Хотя двигателем истории у Маркса являются материальные потребности людей, для удовлетворения которых они должны в совместной деятельности производить предметы потребления, тем не менее целью исторического развития является установление царства свободы, а предшествующие ступени рассматриваются как предыстория ив качестве таковой не обладают самостоятельной ценностью и значимостью. Этапы исторического развития у Маркса
(общественно-экономические формации) закономерно сменяют друг друга в результате классовой борьбы, целью которой являются собственность на средства производства и политическое доминирование в обществе. Прогрессивность формации определяется уровнем развития производительных сил общества и характером производственных отношений. На определенном этапе истории появляется класс — пролетариат — с особой исторической миссией именно ему надлежит подготовить скачок из царства необходимости в царство свободы. Таким образом, свобода и у Маркса становится мерой и оценкой развитости, прогрессивности общества. Теории П. (несмотря на схематизм и некоторую отдаленность от реальных исторических событий) являются мощным мировоззренческим обоснованием революционных преобразований в обществе. Однако утопизм прогрессистских концепций является метафизическим обоснованием и легитимацией насилия в обществе. Сточки зрения прекрасного будущего, любое настоящее теряет свою ценность и получает негативную оценку Будущее является мерой прогрессивности любого общественного явления. Резкую критику марксистской и гегелевской философии истории предпринял К. Поппер в знаменитой работе Открытое общество и его враги, в которой он оценил попытки выявить исторические законы прогрессивного развития как исторические пророчества. Своеобразной мировоззренческой и теоретической реакцией на распространенность и авторитет лрогрессистских теорий стала альтернативная прогрессизму релятивистская концепция культурной
==48== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников самобытности О. Шпенглера, разрушившая фундаментальные основы теории исторического П. — европоцентризм и всемирность истории. Эта концепция становится эффективным способом осознания современной исторической ситуации (массового общества) как заката культуры, перерождения культуры в цивилизацию. Творческий потенциал, самобытность и уникальность каждой культуры, по мнению Шпенглера, утрачиваются с ее перерождением в цивилизацию. Концепции линейной прогрессивной всемирной истории противостоит теория локальных, замкнутых культур. Сточки зрения английского историка и социолога А. Тойнби, человечество представляет собой совокупность отдельных цивилизаций, различающихся устойчивыми типами мышления и чувствования, что прежде всего проявляется в религии. Культура представляет собой творческое ядро каждой цивилизации, творцом ценностей которой является культурная элита. Эти ценности являются уникальным способом, продуктом и результатом цивилизационного продуктивного ответа данного общества на исторический вызов. Локальные цивилизации тем не менее, по утверждению
Тойнби, не абсолютно разделены, и человечество может объединиться на основе религиозного синтеза. Идея объединения человечества также обсуждается в современной русской философии. Академик Н. Моисеев прогнозирует будущее объединение человечества, появление цивилизации с коллективным общепланетарным разумом как ответ на глобальные вызовы истории.
Прогрессистские концепции придают истории человечества целостный характер. Однако телеологизм и неизбежный финализм являются наиболее уязвимыми их сторонами, демонстрирующими их теоретическую противоречивость. Но кроме того, про^рессизм вызывает справедливую критику с моральной точки зрения. Утопизм, неизбежный спутник прогрессистских теорий, рассматривает любое состояние общества как средство для будущего, человек, как и человечество настоящего, теряет свой собственный смысл. Общество превращается в материал для социальных революционных экспериментов. Кроме того, возникает большая проблема с определением критериев П. Повышение стабильности, гарантированности, защищенности человеческого бытия противоречит исходной прогрессистскои установке — абсолютной изменчивости. Идея П. наиболее адекватно отражала мировоззренческую и научную ситуацию XVIII—XIX вв. В современном обществе она требует существенных корректировок.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

перейти в каталог файлов


связь с админом