Главная страница
qrcode

Словарь по обществознанию_Петрунин Ю.Ю, Панов М.И.. Учебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю


НазваниеУчебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю
АнкорСловарь по обществознанию Петрунин Ю.Ю, Панов М.И..pdf
Дата24.11.2018
Размер3.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSlovar_po_obschestvoznaniyu_Petrunin_Yu_Yu_Panov_M_I.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#48806
страница7 из 66
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   66

==49== раздел

философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Рациональность характеристика любого процесса природного, социального, ментального) как разумно упорядоченного. В прошлом Р. являлась характеристикой не только человеческой деятельности, но и бытия в целом, была онтологической категорией. Начиная с Нового времени проблема Рее основных видов решалась в рамках проблемы соотношения рассудка и разума. У истоков учения о рассудке и разуме стояли Аристотель, Н. Кузанский, И. Кант, Г. Гегель. Рассудок расчленяет, регистрирует, описывает видимое, следуя правилам, объясняет и предсказывает. Рассудок «инструментален», он имеет дело с конечными обусловленным, он не обращается к началами концам. Рассудок оперирует понятиями в пределах заданного образца, нормы. Рассудок — целевыполняющая деятельность. Разум — это поиск единства в правилах, форма теоретического осознания познавательной деятельности. Разум задает нормы, правила, выясняет их последние основания, определяет цель познания. Разум истолковывает, оценивает, пытается понять. Разум задает основные регулятивы познавательной деятельности, он ценностно ориентирован. Проблема соотношения рассудка и разума не выводит Р. за пределы познания. Для классической философии проблема Р. — это проблема соотношения философии и науки. Проблема Р. вычленяется из общей гносеологической проблематики в связи с обнаружением расхождения разума и бытия, отсутствия единых принципов познавательной деятельности на "все времена и для всех народов. Обращение к проблеме Р. заключает в себе вопросы Как возможен разум, Каковы формы и границы его действия В современной философии проблема Р. выходит за пределы теории познания Р. становится характеристикой все видов человеческой деятельности. Р. как разумно обоснованная деятельность имеет несколько значений. Р. в сфере научного познания — это степень
«фундированности», обоснованности знания она предполагает наличие безусловных критериев позволяющих отличить знание от незнания, науку от ненауки, истину от лжи. Под Р. иногда понимают степень согласованности целей и средств познания, метода и теории. Р. рассматривают и как способность объяснения, сведения неизвестного к известному.
Революция
(лат. revolutio — переворот) — качественное преобразование общественной жизни, способ прогрессивного социального развития, переходный этап от одного уровня развития к другому.
==50== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников
P. — основное понятие в историческом материализме, посредством которого исследуются причины, механизм и движущие силы перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Тип социальной Р. определяется характером противоречий, сложившихся в экономической, политической, идеологической сферах общества, спецификой классовой борьбы. Экономической основой Р. является противоречие способа производства материальных благ между производительными силами и производственными отношениями. В процессе Р. разрушаются господствующие производственные отношения, тормозящие развитие общества, и создаются новые производственные отношения, соответствующие характеру утверждающихся производительных сил, возникают новые классы и классовые отношения. Тип социальной Р. определяется характером устанавливающихся производственных отношений. Таким образом, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая социальные Р. В процессе Р. (кроме социалистической) изменялся характер частной собственности, в социалистической Р. частная собственность упраздняется, устанавливается общественная собственность, на основе которой существенно перестраиваются социальная структура общества и общественные отношения, уничтожаются классовый антагонизм и его основа — классовая эксплуатация. Социалистической Р. завершается этап антагонистического развития общества, коммунистическая формация создается в сознательной планомерной деятельности людей. В социальных Р. разрешаются не только экономические противоречия, но и противоречия во всех областях общественной жизни как внутри государства, таки между государствами, Чем более развиты общественные отношения, тем более широкие социальные слои принимают участие в революционных движениях. Р. представляет собой высшую точку классовой борьбы между прогрессивными классами (носителями новых, прогрессивных отношений) и реакционными социально-политическими силами. Р. осуществляются как мирными, таки насильственными способами вооруженное восстание, гражданская война. Основным признаком любой Р. является вопрос о государственной власти, которая становится основным инструментом социальных преобразований. Входе пролетарской Р. устанавливается государство диктатуры пролетариата, его целью является построение коммунистического бесклассового общества, в котором социальные эволюции перестанут быть, по словам Маркса, политическими Р.
==51== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Социальное содержание, тип, историческое значение социальной Р. определяются разрешаемыми экономическими противоречиями, классовой природой ее движущих сил, формами их организации наличие политической партии, программы преобразований, характером установленной власти.
Римский
клуб
— международная неправительственная организация, созданная в 1968 г. группой ученых во главе с А.
Печчеи, итальянским промышленником и общественным деятелем. Цель Р. к. — осмысление проблем современного мира в их совокупности, подготовка рекомендаций правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами. Р. к. хорошо известен благодаря докладам, подготовленным высококвалифицированными специалистами из разных стран. Первый доклад Р. к. назывался Пределы роста. Только ограничение использования невозобновимых ресурсов, офаничение рождаемости, нулевой рост производства могут спасти человечество, считает автор доклада Д. Медоуз. Второй доклад, Человечество на перепутье М. Месаровича и Э. Пестеля, концепцию нулевого роста заменил концепцией органического роста. Мир подобен живому организму, в котором каждый регион должен выполнять свою функцию, а весь планетарный организм требует глобального управления. В третьем докладе — Перестройка международного порядка Я. Тинбергена выдвинута идея нового экономического порядка как основы решения глобальных проблем. Через 25 лет после основания Р. кв г, принимается декларация, в которой заявлено о перспективах нового Ренессанса в Европе, где стал возможен переход от пограничных барьеров к экономической и политической интеграции. Авторы декларации убеждены, что человечество находится на ранней стадии формирования нового мирового сообщества. Происходит глобальная революция в,масштабах планеты, о чем свидетельствуют рост численности населения в южных странах, нарушение климатического баланса, проблемы с продуктами питания, истощение природных, прежде всего энергетических, ресурсов, противоречия в области технического развития, существенные изменения в идеологической области. Эта революция не имеет идеологического основания. Она — результат беспрецедентного совпадения социальных, экономических, технических, культурных, этических факторов, а также геостратегических сотрясений поверхности Земли. Взаимодействие
==52== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников перечисленных факторов, их совпадение способно привести человечество к совершенно неожиданным результатам.
Русская
идея
— понятие, введенное Вл. Соловьёвым в 1888 г. Содержание понятия Р. и представляет собой философско- религиозно-политический сйнтез, который необходим в качестве базиса для решения проблемы определения смысла существования России во всемирной истории. Для
Соловьёва были неприемлемы социально-религиозные, национально-политические идеи русского мессианизма славянофилов, представителей России прошлого сторонников официозной России настоящего и нигилистов, выдвигающих проекты беспочвенного будущего России. Он выдвинул идею религиозно-творческого, культурно-политического лидерства России в истории. Понятие Р. и, считал Соловьёв, должно быть освобождено от христианско-национального партикуляризма. Р. и. — это противопоставление христианства социального в широком смысле
— христианству политизированному. Истинное христианство для
Соловьёва есть синтез всех религий. Если для христианина роковой необходимостью является быть существом моральным, то и для любого народа истинной национальной идеей становится выполнение органической функции в общей жизни человечества. Смысл существования наций не лежит в них самих, нов человечестве. Соловьёв сжимает всю социально-политическую проблематику национальной жизни до социального организма как морального существа, смысл существования которого подчинен сверхличному человечеству как живому телу Христа. Решение национального вопроса неотделимо от философско-религиозной концепции Соловьёва. Путь к человечеству требует соответствующей организации самой Церкви, которая должна быть кафолической, вселенской. Критикуя обособленность христианских конфессий,
Соловьёв выделяет три принципа вселенской Церкви традиция предание, авторитет, свобода. Принцип традиции типичен для Православной Церкви, авторитета или власти — для Римско- католической, свободы — для Протестантской. Все Церкви являются отклонением от полноты христианства, и только вселенская Церковь во главе с Первосвященником может объединить эти принципы воедино, а все человечество — в единый всеобщий богочело- веческий организм. Человеческий элемент в этом единстве находит свое коллективное выражение в форме христианского государства.
==53== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Упрекая русскую Церковь в забвении своего общественного призвания,
Соловьёв продолжает верить в универсальное предназначение русского царя. Проповедуя союз Верховного Первосвященника со светской властью, Соловьёв считает, что так появится вселенская третья и последняя империя — после Константина и Карла Великого. В теократическом синтезе важнейшим элементом являются пророки, которые творят свободно и вдохновенно социально важное, прогрессивное. Преображение мира, приближающегося к свободной теократии, является и целью и средством. Главным в богословско-философском синтезе
Соловьёва становится творчество, цельная эстетика как настоящее орудие Грядущего Бога. Из религиозного философа, взявшегося наметить контуры будущего интернационального общества как идеала совершенного единства, вселенского братства,
Соловьёв превращается в эстетика-художника, вдохновенного поэта, вводящего все существующее в формы красоты идеального универсального общества, тождественного Царству Божию — цели истории, достижимой лишь за временными рамками истории. Своеобразие Русской Национальной Идеи
Соловьёва состоит в том, что она у него перерастает этнические, племенные, национальные рамки ив конечном счете, становится сверхнациональной идеей «всечеловечества». В дальнейшем Р. и. выходит за рамки религиозно-эстетического синтеза, заданного Соловьёвым. В работах Е. Трубецкого, Вяч.
Иванова, В. Розанова, Л. Карсавина, И. Ильина, Н. Бердяева Р. и. становится религиозно-философским символом христианского универсализма и русской духовности, внятной всем веками всем народам. Наконец, понятие Р. и все чаще используется для обозначения вполне определенных, исторически конкретных культурных, политических, экономических, эстетических, нравственных тенденций в развитии и функционировании национальной культуры. Реально они проявляют себя как назревшие проблемы социальной жизни, как болевые точки соприкосновения общества и государства, нравственности и права, личности и общества, национального и общечеловеческого. В этом смысле Р. и. как философема национальной жизни не сводится ник религиозно- эсхатологическому аспекту, ник мессианскому призванию России, ник специфике национального характера. Р. и. — это попытка дать окончательный ответ начисто русские, идущие из глубины веков вопросы кто виноват и что делать в проектах будущей, более органичной человеку повседневности, в государственно- политической, социаль-
==54== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников но-правовой, экономической, культурно-эстетической и религиозной сферах жизни. Те или иные аспекты Р. и, корни которой лежат в XIX в, проявляются в реальных социальных реформах, политологических конструкциях, перестройке государственных структур современной российской действительности. На этом пути Р. и. окончательно утрачивает свое философское содержание. Размываясь в потоке сегодняшних проблем общества, она становится мифологемой, субъективно призванной компенсировать постоянные катаклизмы национальной жизни, зачастую отливаясь при этом в формы антирациональной болезненной исключительности. Свобода деятельность, не обусловленная внешними по отношению к субъекту деятельности причинами. К пониманию Св философии существуют различные подходы. С позиций онтологического подхода С. рассматривается как основополагающий, субстанциональный принцип. Так понимаемая С. определяет возникновение мира, его сущность, место человека в мире. В рамках гносеологического подхода к проблеме С. исследуются возможности и границы осознания человеком своей собственной деятельности, анализируется проблема соотношения средств и целей деятельности, проблема предпосылок целеполагания. Этико-психологический подход рассматривает С. как С. волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею (властвовать. В рамках социологического подхода С. сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. На ранних этапах развития человеческой мысли (например, в Древней Греции) С. чаще всего рассматривалась как возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. Этот этап в пониманий С. отличает нерасчленен-ное единство различных принципов ее трактовки. В философско-религиозной традиции Средних веков С. — это неотъемлемая характеристика Бога, это способность творения мира из ничего, направляемая доброй волей. Человек, как образ и подобие Божие, в определенных пределах наделен этой способностью. Интерпретация Св христианской средневековой философии была фундаментальной для понимания человека, его деятельности, взаимоотношений с Богом, людьми, природой. Люби Бога и делай что хочешь — это положение Августина Блаженного во многом явилось определяющим для последующего обсуждения проблемы С.
==55== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников На этом этапе развития философской мысли нарушается единство онтологического, гносеологического, этического подходов к пониманию С. Появляется разрыв между С. действия и возможностью его осознания, между С. Божественного творения и человеческой творческой деятельностью. Это противоречие в концентрированном виде выражено в споре между номинализмом и реализмом Божественное творение мира рассматривалось либо как осуществляемое по разуму, на основе Божественного плана, либо как происходящее непроизвольно, спёнтанно, исходя из нерационали-зируемой воли Божией. В эпоху Просвещения понятие С. превращается в проявление естественных законов, освобожденных от препятствий, которые чинило им неразумное человеческое сообщество. С другой стороны, С. как характеристика индивидуального действия оказывается иллюзией, основанной на незнании человеком всех обстоятельств своей деятельности. Онтологический и гносеологический подходы к С. существуют как бы сами по себе. В немецкой философии XIX в. онтологический и гносеологический подходы к понятию С. сливаются в понятии С. как абсолютной духовной силы, творящей силой разума и познающей себя при помощи человека — продукта и носителя своей творческой деятельности. Для многих представителей философии XX в. С. субстанциональна. С. неотделима от понятия человеческое существование (Сартр). С. как деятельность человека перед лицом Ничто и как самопроявление Ничто в человеческой жизни рассматривается М.
Хайдеггером. В философии Н. Бердяева С. — это основа мира, рождающая и человека и Бога. С. многолика, это может быть и укрощенная Богом, благая Си злая, безблагодатная, разрушительная С. Без обращения к понятию С. невозможно исследовать специфику человеческих взаимоотношений с миром. С. — это тот мостик, который связывает различные стороны изначально конфликтной человеческой природы, соединяет особым образом существование человека и его сущность. С, свободное действие — это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Попытка представить абсолютно свободное, ничем и никем не определяемое действие сталкивается с парадоксами. Даже если мы говорим о Творце мира, то свободно созданный в акте творчества из ничего мир превращается в обстоятельства, в нечто внешнее, с чем надо считаться даже Творцу.
==56== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Когда же речь идет о человеке, то его жизнь неотделима от внешних обстоятельств. Но эти обстоятельства разнообразны, они предоставляют различные возможности действия человеку, который совершает выбор. За совершением конкретного поступка, за выбором конкретного способа действий стоит выбор, истоки которого коренятся в самой человеческой природе, — выбор ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом. Мы свободны по принуждению, — писал X. Ортега-и-Гасет.
Помимо вышеуказанного первого понимания С. как самодетерминированности существует и второе понимание С. как способности к выбору одного из двух типов детерминации, обусловленности собственного поведения. Человек или подчиняется голосу природы, голосу собственных страстей, желаний, голосу инстинкта самосохранения, или решается идти по пути детерминированности себя чем-то находящимся за пределами природного и социального мира —- высшими ценностями истины, добра, красоты, по пути сверхчеловеческого, трансцендентного. Э.
Фромм считает, что такая форма С. — это необходимый промежуточный этап становления человека. Наилучший и наихудший из людей не стоят перед выбором, они уже выбрали один — добро, другой — зло. Выбор существует для незрелого человека, для среднего, для того, кто еще колеблется. Детерминация трансцендентным, сверхчеловеческим требует постоянного личного усилия, это особый тип детерминации, устанавливаемый для себя самим человеком и независящий от внешних обстоятельств. Это телеологическая детерминация, подчиняющаяся цели, избранной человеком, а не закону причинности. Это С, понимаемая как необходимость себя, необходимость быть человеком, «невластным богом в условиях не мною созданных и не мне подчиняющихся обстоятельств. Таким образом, третий смысл С. — это необходимость для человека, который уже встал на путь следования образу человеческому, постоянно, сознательно выбирать только добро, истину это розна- тельное усилие по поддержанию в себе человеческого. С. принимает форму высшей ценности человеческого бытия, воплощение которой становится основной целью человека — смыслом его жизни. Существует еще один, четвертый смысл С. — это С. как авторство, С, как бы принявшая в себя выбор со всеми его последствиями в материальном мире и проявляющаяся тем самым как ответственность. Свободный человек — автор самого себя, он ставит подпись под каждым своим поступком.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   66

перейти в каталог файлов


связь с админом