Главная страница
qrcode

Словарь по обществознанию_Петрунин Ю.Ю, Панов М.И.. Учебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю


НазваниеУчебное пособие для абитуриентов вузов Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др Под ред. Ю. Ю
АнкорСловарь по обществознанию Петрунин Ю.Ю, Панов М.И..pdf
Дата24.11.2018
Размер3.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSlovar_po_obschestvoznaniyu_Petrunin_Yu_Yu_Panov_M_I.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#48806
страница9 из 66
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   66

==65== раздел

философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников Новый оттенок в понимание С. вносит религия С. — это Провидение Божие. В этой интерпретации С. сохраняет свои свойства непознаваемости, предопределенности как отсутствия бесконтрольности человеческих действий. Вместе стем С- предопределение, напоминая человеку о неподвластности ему оснований собственной жизни, позволяет ему надеяться, укрепляет веру в осмысленный порядок всего существующего. Исчезает идея враждебности мира человеку. Божия воля ценностно окрашена, направлена к благой цели. Провидение не исключает человеческой активности. Более того, только благодаря своим активным действиям в мире человек может узнать замысел Бога о нем. С. имеет еще одно значение она может выступать в качестве замысла человека о самом себе. Так понимаемая С. — синоним связности, завершенности человеческой жизни. Все указанные оттенки понятия Сесть необходимое символическое выражение отношений человека с миром в их предельном выражении как борьбы с небытием, хаосом, Ничто. Представления о С. неотделимы от мироощущения свободной, активной, творческой личности. По словам М. Бубера, все сбудется не так, как он (человек) решил но то, что сбудется, сбудется тогда, когда он решится. В современной философии проблема С. получила развитие в рамках философии жизни. О. Шпенглер рассматривал отношения индивидуальной Си С. культуры для Г. Зиммеля понятие С, как и понятие свободы, стали центральными категориями, с помощью которых человек находит себя в жизненном потоке. Противоположные позиции в понимании С. выражены в концепциях фатализма и волюнтаризма. Схоластика тип религиозной философии, возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием к формально-логическим аспектам философствования, его отрыву от опыта. Схоласты считали, что любое знание может быть дано и обосновано Библией с помощью строгих логических рассуждений. С. отличают утонченная культура доказательств, стройность теоретических построений, четкость терминов и определений. С другой стороны, поскольку результаты любых философских рассуждений определены заранее догматикой христианской религии, С. часто обвиняли в догматизме, консервативности, в предопределенности ее выводов богословием знаменитый средневековый тезис философия — служанка богословия.
==66== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников
Телеология
(от греч. telos —- результат, завершение, цель и
logos — слово, учение) — ученир о цели и целесообразности. Согласно данному учению, кроме каузальной (от лат. causa — причина) связи, когда причина предшествует следствию во времени и логически (как, например, короткое замыкание — пожару, плохое воспитание — вредным привычкам, ошибочная экономическая политика — кризису, существует и целевая, или телеологическая, причина, которая направляет процесс к некой заранее существующей цели. Если первый вид причинности отвечает на вопрос почему, то второй — на вопрос для чего, ради какой цели. Как писал Платон, Сократ оказался на пиру в доме своих друзей не потому, что его ноги, сгибаясь и разгибаясь, привели его туда, а потому, что он сознательно стремился встретиться сними. Различают внешний и внутренний телеологизм. Согласно первому воззрению, в природе и обществе существует внешняя целесообразность, в конечном счете, установленная Богом. Согласно второй точке зрения, целесообразность присуща самим природным вещам. Современные кибернетические и биологические представления объясняют телеологические связи через понятия обратной связи и программы. Труд — целесообразная материальная общественная орудийная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе Т. человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе Т. природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Т. представляет собой как способ отчуждения человека от природы, таки форму связи человеческого общества с природой. В историческом материализме Т. рассматривается как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как клеточка всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект Т) с помощью созданных им орудий Т. преобразует предмет Т. в необходимый ему Продукт. Продукт Т. обусловлен спецификой предмета (материала, уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт Т. существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс Т, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости Т являются орудия Т. В них
==67== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения Т. Кроме того, в процессе Т. возникают особые отношения между людьми — производственные отношения. Поскольку Т. — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах ее организации. Таким организующими контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий Т. и производственных отношений. Эти характеристики Т. существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Марксу и Энгельсу рассмотреть Т. в качестве своеобразного творца человеческой истории, создать трудовую гипотезу происхождения человека и общества
(антро- посоциогенез). Проблема возникновения человека, мыслящего, говорящего, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах Диалектика природы, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностями обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом Т. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования ее неспециализированных навыков, для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать по мерке любого вида (Маркс. Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий Т. Производство орудий Т. — процесс коллективный, который является его важнейшим определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда
==68== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников не изготавливают орудия Т. с помощью орудий Т. Даже самые примитивные орудия Т. закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные схемы деятельности. В орудиях Тих форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия Т. заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы Т. В процессе обучения овладение орудиями Т. становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия Т. были первыми предметными, материальными абстракциями, что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и потребность что-то сказать друг другу, и предмет разговора, те. появилось, что сказать другому. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру — это и стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природно- биологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса Т, в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Т. становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе Т. формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни — к обществу. Язык непросто фиксирует (для запоминания) определенные смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом возникает новая, надбиологическая, протосоциальная целостность. Т. связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создает как ее субъекта и творца, те. как общественного человека. ВТ. и посредством Т. удовлетворяются все
==69== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников потребности человека. Т. становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. ВТ. совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в Т. создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект Т. — человек. В этом плане с полным основанием можно сказать Труд создал человека. Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целями тем самым господствует над ней. В развитии форм Тот примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободно- творческих нашел свое отражение процесс прогрессивного развития человечества. Хотя трудовая гипотеза объясняет многие аспекты антропо- социогенеза, современными учеными, в том числе и отечественными, она признается недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретенных признаков. Эта ситуация стимулирует ученых к поиску новых версий возникновения человека.
Философия
(от греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействия сними его преобразования. Ф. возникает в VII-VI вв. дон. э. в Древней Греции и на Востоке — в Индии и Китае. Для греческого философа Платона Ф. —- это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривает в Ф. лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень Ф. в удивлении, а предмет ее в исследовании первых начали причин. Ф. - это единственно свободная наука, она одна существует ради самой себя. Рядом суверенностью в высоком предназначении Ф, с убежденностью в ее привилегированном положении в духовной жизни общества всегда бытовало сомнение в ее возможностях центр философских размышлений переносился тов сферу науки, тов область нравственности порой Ф. оказывалась неотличима от поэзии. Классическим примером отождествления Ф. с универсальной наукой о мироздании является философия природы Гегеля. Гегель считал, что его Ф. может диктовать свои выводы специальным наукам, оцени-
==70== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников вать их достижения, в ряде случаев полностью их заменять. Так, он отрицал идеи эволюции в биологии, отвергал атомизм, критиковал оптику, заново ввел учение о четырех земных элементах (вода, воздух, огонь, земля. Другие философы не пытались подменять Ф.
— весь уже сложившийся массив естественных, точных и гуманитарных наук. Ф, сих точки зрения, может стать координатором, посредником между различными областями научного знания, формой обобщения результатов научного исследования. Эта точка зрения характерна для философов-позитивистов — О. Конта, Г. Спенсера, В. Вундта и др. Марксизм хотя и ограничил претензии Ф. в качестве науки наук, но все же определил ее как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Под беспощадным светом кантовской Критики чистого разума Ф. утратила ореол универсальной науки. Дальнейший критический анализ особенностей философского мышления показал, что Ф. не укладывается в общепринятый образ науки вообще. В XX в. Ф. часто выводят заграницы познавательной деятельности ученого. А. Камю рассматривает Ф. как форму решения человеком своих глубоко личных проблем Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Испанский философ М. Унамуно писал Философия значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора. Противоречивость оценок Ф. неслучайна, она связана с внутренней противоречивостью самого предмета Ф. Философские положения невозможно не только верифицировать, подтвердить на опыте, но и фальсифицировать, опровергнуть. Ф. равнодушна к отдельным фактам. Исходные положения философских учений формулируются с помощью предельно общих понятий (материя, бытие, дух, свобода, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории более общей теории попросту не существует. Несовместима с привычным образом науки и заметная личная пристрастность авторов. Не согласуются с представлениями о Ф. как строгой науке и вечные споры о ее предмете, постоянное обращение к собственной истории. Создается впечатление, что Ф. реализует метафору вечного возвращения каждый философ лишь добавляет к существующей разноголосице в решении вечных проблем еще один вариант решения. Невозможно выстроить
==71== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно однозначно определить степень продвижения Ф. в решении вечных проблем, Одновременное сосуществование множества философских систем также ставит под сомнение возможность говорить о Ф. как о науке. Существует множество односторонних взглядов на предмет и специфику Ф. Исторически первая форма упрощенного понимания предмета Ф. — односторонний онтологизм, или натурфилософский стиль мышления. Ф. рассматривается как наука наук, диктующая другим наукам пути исследования, а порой и предвосхищающая их выводы. Односторонний социологизм — еще одна попытка лишить философское знание автономного существования. Сторонники такого подхода не останавливаются на выявлении социальных корней и функций философской концепции, некоторые из них пытаются саму логику движения философской мысли вывести из социальной ангажированности мыслителя. Взгляды основоположников марксизма можно классифицировать как умеренный социологизм, допускающий относительную автономность в движении философского знания. Для сторонников позитивизма характерен методологизм. Ф. лишается права на существование в качестве универсальной науки, но продолжает функционировать в качестве особой аналитической деятельности, проясняющей содержание понятий и правила пользования ими. Иногда в понимании специфики Ф. преобладает психологизм, Ф. рассматривается как выражение индивидуальной позиции автора концепции. Порой предмет Ф. сводится к учению о ценностях, начинает преобладать аксиологизм в понимании предмета Ф. Все формы редукционизма в оценке статуса Ф, те. сведения ее сущности к чему-то иному, более простому односторонний онтологизм, методологизм, социологизм, психологизм, аксиологизм, всепоглощающий критицизм и безудержный утопизм — можно разделить на две группы. Ф. рассматривается то как знание о сущем, о том, что есть, то — как нормативная дисциплина, как знание о должном. В первом случае Ф. сближается с наукой. Во втором — с мудростью, религией, идеологией, искусством. Ф. — относительно автономная сфера теоретического знания, отличная от специальных наук, но и несводимая к практическому, нормативному разуму — к морали, идеологии, религии. Ф. — это жизненный разум, это выражение высшей потребности разума как части жизни обосновать свое собственное существование. Фи-
==72== раздел философия только для ознакомления PDF- версия специально для MirKnig.com
Электронная версия книги подготовлена для открытой библиотеки учебников лософ не обращается к прорицаниям, не прислушивается к авторитетам, не ждет откровения, он знает только то, что ничего не знает. Это знание о собственном незнании сообщает человеку особое величие, превращая его в божественное животное, отягощенное грузом проблем, — писал X. Ортега-и-Гасет. Ф. имеет дело с понятиями всеобщего, которые ведут себя особым образом. Каждая философская школа, каждый мыслитель находят свой угол зрения, обусловленный обстоятельствами отдельной человеческой жизни и особенностями исторической эпохи. В каждую эпоху свобода облачается в новые одежды — то предстает в облике античного стоика, бесстрастием противостоящего абсурду жизни, то поселяется в духовных проповедях средневекового мистика, то стремится вообще избавиться от стесняющих ее культурных одежд, став идеалом естественного человека просветителей. Каждая философская категория, имеющая качество всеобщности, заключает в себе бесконечный ряд, серии смыслов. Ограниченность человеческой познавательной способности не позволяет воплотить эту бесконечность в одной-единственнои, совершенной, абсолютно- истинной концепции. Глубина всеобщего реализуется в Ф. через многообразие философских школ, концепций, точек зрения. Ф. — это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей. Ф. — не бесстрастный регистратор всего происходящего во Вселенной, сущего, но и не комиссия по выработке однозначных предписаний, должного. Ф. разворачивает перед человеком лишь возможный спектр форм и направлений деятельности. Ф, следовательно, имеет дело с особой реальностью — миром возможного. Богатство всех возможных связей внутри противоречивой целостности человек и мири составляет предмет размышлений философа. Мыслить о возможном — это единственно корректный способ помыслить вечность. Ф. реализует своими собственными средствами жизненную задачу человека — онтологическую жажду, стремление быть вечно, не умирать, поэтому умножает возможные миры, постояннб расширяет пространство возможного. Рисуя возможные миры, философ при этом руководствуется несобственной прихотливой фантазией, он черпает вдохновение из реальности сущего и нормативного мира должного. Поэтому Ф. можно назвать, квинтэссенцией культуры. Бытие Ф. противоречиво. Ф. вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия и сама же своим критицизмом
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   66

перейти в каталог файлов


связь с админом