Главная страница

ОАК-Биохимия-Мазок крови Балахна 05.12.17г.pdf Идеальная химия.fb2 _Рами Блект, Алхимия общения.pdf Коэльо. Алхимик.fb2 Химия Ув. Органическая химия. Практикум. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки
АнкорОАК-Биохимия-Мазок крови Балахна 05.12.17г.pdf Идеальная химия.fb2 _Рами Блект, Алхимия общения.pdf Коэльо. Алхимик.fb2 Химия Ув
Дата24.12.2017
Размер1.97 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОрганическая химия. Практикум.doc
ТипУчебное пособие
#35317
страница1 из 8
Каталогid39670563

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Экзамен. Хим.doc, Органическая химия. Практикум.doc.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8



Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского


Органическая химия

Практикум
(часть 1)
Учебное пособие для студентов,

обучающихся по направлению подготовки

бакалавров 020100.62 «Химия»

Изд-во Омск

ОмГУ им. Ф.М.Достоевского 2013

УДК 547

ББК 24.2

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией и

ученым советом химического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Рецензенты

доктор химических наук И.В. Кулаков

Органическая химия. Практикум (часть 1) : практикум (для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 020100.62 «Химия») : в 2 ч. / [сост. А.К. Гаркушенко, Г.П. Сагитуллина, А.С. Фисюк]. – Омск : Изд-во ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2013.
Лабораторные работы практикума, содержащие методики синтеза органических соединений различных классов, отражают теоретический материал первой части лекционной программы курса Пособие содержит программу первой части курса органической химии (5 семестр), вопросы для подготовки к коллоквиумам и экзамену; типовые задачи и примеры контрольных работ по темам курса. Учебное пособие предназначено для студентов химического факультета направления подготовки бакалавров 020100.62 «Химия».

Содержание

Введение…………………………………………………….………………………………..




Глава 1. Техника безопасной работы в органическом практикуме…........................




Глава 2. Лабораторные работы…………….……...……………………………………...




Методические указания по выполнению и оформлению лабораторных работ………….




Основные методы выделения и очистки органических соединений………………...




Лабораторная работа №1. Ректификация при атмосферном давлении………………...




Лабораторная работа №2. Фракционная перегонка при пониженном давлении……...




Лабораторная работа №3. Перекристаллизация органического вещества……………..




Лабораторная работа №4. Тонкослойная хроматография………………………………




Методы синтеза органических соединений……………………………………………..




Лабораторная работа №5. Циклогексен………………………………………………….




Лабораторная работа №6. Дибромстирол………………………………………………..




Лабораторная работа №7. Сульфаниловая кислота……………………………………...




Лабораторная работа №8. 2,4,6-Триброманилин………………………………………...




Лабораторная работа №9. Орто- и пара-нитротолуолы…………………………………




Лабораторная работа №10. Бромэтан…………………………………………………….




Лабораторная работа №11. Ди-н-бутиловый эфир………………………………………




Лабораторная работа №12. Диоксан……………………………………………………...




Лабораторная работа №13. Бутилнитрит………………………………………………...




Лабораторная работа №14. Ацетон……………………………………………………….




Лабораторная работа №15. Пропаналь…………………………………………………...




Лабораторная работа №16. Адипиновая кислота………………………………………..




Глава 3. Типовые задачи для семинарских занятий и примеры вариантов контрольных работ……………………………....................................................................




Тема 1. Классификация и номенклатура органических соединений……………………..




Тема 2. Взаимное влияние атомов в молекуле и электронные эффекты…………………




Тема 3. Кислотность и основность органических соединений……………………………




Тема 4. Изомерия органических соединений………………………………………………




Тема 5. Предельные углеводороды. Алканы……………………………………………….




Тема 6. Непредельные углеводороды. Алкены…………………………………………….




Тема 7. Непредельные углеводороды. Диены……………………………………………...




Тема 8. Непредельные углеводороды. Алкины…………………………………………….




Тема 9. Предельные углеводороды. Циклоалканы………………………………………...




Тема 10. Ароматические углеводороды…………………………………………………….




Тема 11. Основы стереохимии………………………………………………………………




Тема 12. Галогенпроизводные углеводородов. Реакции нуклеофильного замещения и элиминирования…………………….......................................................................................




Тема 13. Металлорганические соединения………………………………………………...




Тема 14. Спирты и фенолы………………………………………………………………….




Тема 15. Простые эфиры, оксираны………………………………………………………...




Типовые варианты контрольных работ…………………………………………………….




Глава 4. Методические материалы........…………………………………........................




Программа первого полугодия лекционного курса органической химии ......…………...




Вопросы для подготовки к коллоквиумам…………………………………………………




Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………………………..




Рейтинговая система…………………………………………………………………………




Приложение………………………………………………………………………………….




Список рекомендуемой литературы……………………………………………………..




Введение

Учебное пособие является руководством по выполнению лабораторных работ по синтезу органических соединений различных классов и подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Органическая химия» для студентов химического факультета специальности 020101.65 и направления 020100.62 «Химия». Основная задача учебного пособия – способствовать закреплению у студентов теоретических знаний по изучаемому курсу и овладение основными приемами и методами экспериментальной работы по органическому синтезу. В процессе выполнения лабораторных работ студенты обретают навыки работы с химическим оборудованием, выполнения синтеза органических соединений своими руками и их идентификации.

Практикум состоит из четырех глав, приложения и списка рекомендуемой литературы. В первой главе излагается техника безопасной работы в лаборатории органической химии. Вторая глава состоит из двух разделов: основные методы выделения и очистки органических соединений; методы синтеза органических соединений, которым предшествуют методические указания по выполнению и оформлению лабораторных работ. Лабораторные работы практикума, содержащие методики синтеза органических соединений различных классов, отражают теоретический материал первой части лекционной программы курса. Выбор методик синтезов для включения в пособие проводилось с учетом финансовых и технических возможностей органического практикума химического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Третья глава содержит типовые задачи для семинарских занятий и примеры вариантов контрольных работ по темам лекционного курса. В практикум включены программа курса органической химии лекционного курса, вопросы для подготовки к коллоквиумам и экзамену – это содержание четвертой главы практикума.
Глава 1. Техника безопасной работы в органическом практикуме

Химическая лаборатория – это место повышенной опасности! Работая в практикуме органической химии необходимо знать правила техники безопасности и меры предупреждения и предотвращения несчастных случаев, уметь оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим.

1. Общие положения.

  • Запрещается допускать студентов к работе в лаборатории без ознакомления с инструкцией по технике безопасности.

  • Проведение инструктажа фиксируется личными подписями инструктируемых и датой в журнале проведения инструктажа.

  • Студенты, нарушившие правила техники безопасности должны пройти внеочередной инструктаж.

2. Общие правила работы в лаборатории органической химии.

  • В лаборатории необходимо находиться только в застегнутом хлопчатобумажном халате с длинными рукавами, длина халата должна быть ниже колен. При себе должно быть небольшое полотенце для рук и одноразовые резиновые перчатки.

  • Все работы в лаборатории должны выполняться только в защитных очках, а при работе с вакуумом обязательно использоваться защитный экран!

  • Студенты не должны в практикуме носить контактные линзы, только очки. Некоторые едкие и токсичные вещества легко адсорбируются на поверхности контактных линз. Это может вызвать болезненные ощущения или покраснение глаз.

  • При работе в лаборатории необходимо соблюдать тишину, чистоту, аккуратность, быть внимательным, стремиться к тому, чтобы вещества не попадали на кожу, не трогать руками лицо и глаза, после работы тщательно вымыть руки.

  • В процессе работы необходимо использовать только чистую химическую посуду.

  • Химические реагенты и приготовленные растворы должны обязательно храниться в посуде, снабженной этикеткой.

  • Нельзя наклоняться над сосудом с нагревающейся жидкостью, направлять отверстие таких сосудов на себя и других работающих.

  • При отгонке растворителей и других работах, связанных с нагреванием при атмосферном давлении, не допускается работа в герметически закрытых сосудах. Нагревание замкнутой системы любого типа может привести к взрыву в результате резкого повышения давления паров в системе.

  • Категорически запрещается оставлять действующие приборы без наблюдения!

  • Все работы в лаборатории проводятся при работающей вытяжной вентиляции.

  • Запрещается выливать в раковины остатки экологически опасных реагентов и любые органические вещества. Для утилизации этих соединений имеются специальные склянки в вытяжных шкафах.

  • В лаборатории категорически запрещается курить, слушать музыку, пить и принимать пищу.

Работа с ядовитыми и едкими веществами

  • Необходимо иметь в лаборатории предохранительные маски, защитные очки и противогазы.

  • Все работы с ядовитыми и горючими газами и парами следует проводить в вытяжном шкафу, не заглядывать внутрь шкафа. Приборы, содержащие ядовитые или агрессивные пары, разбирать под тягой. Выносить части приборов из-под тяги только после соответствующей обработке. Приступая к работе с хлором, бромом и другими летучими ядовитыми веществами, предупреждать об этом работающих рядом; не загромождать путь срочной эвакуации из лаборатории на случай выброса в атмосферу ядовитых веществ.

Работа с бромом

Бром вызывает крайне болезненные, долго и трудно заживающие ожоги. Пары брома тяжелее воздуха и стекают вниз. При работе с ним:

  • следует остерегаться вдыхать пары, беречь глаза и руки от возможного ожога парами;

  • при наливании и переливании брома надевать резиновые перчатки (помнить о том, что резиновые перчатки достаточно быстро разъедаются бромом и являются лишь временной мерой защиты);

  • учитывать, что бром ни в коем случае не должен попадать на алюминиевых поверхности: при попадании брома в алюминиевую баню возможно самовозгорание.

  • кран капельной воронки необходимо предварительно испытать на герметичность с помощью эфира, тщательно удалить смазку с крана и шлифа и смазать их фосфорной кислотой.

Работа с ртутью

  • Ртуть и ее соединения весьма ядовиты. Все работы со ртутью следует проводить над ванночкой для предотвращения ее разливания на столе или полу.

  • Основной причиной разлива большого количества ртути в лаборатории органического синтеза является разрушение ртутных манометров. Поэтому категорически запрещается резко впускать атмосферный воздух в приборы, соединенные с такими манометрами. Однако основными источниками загрязнения лаборатории ртутью являются разбитые термометры. Поэтому категорически запрещается нагревать такие термометры до температур, выходящих за пределы измерительной шкалы.

  • При попадании ртути в лабораторное помещение необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю. Разлитую ртуть следует собирать с помощью медных пластинок, обработанных азотной кислотой. Щели столов или пола, в которые могла попасть ртуть, засыпать порошком серы или обработать раствором хлорида железа (III).

Работа с кислотами и едкими веществами

  • Концентрированные кислоты, ангидриды и галогенангидриды кислот, аммиак и амины переливать только через воронку и в вытяжном шкафу.

  • При разбавлении концентрированной серной кислоты вливать кислоту небольшими порциями в воду и осторожно перемешивать.

  • При растворении концентрированной серной кислоты, при приготовлении хромовой смеси, при смешивании концентрированных растворов щелочей использовать только химическую посуду из термостойкого стекла (сильный разогрев!).

Работа с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами

  • Не держать ЛВЖ вблизи огня или вблизи нагревательных приборов.

  • Не нагревать ЛВЖ на открытом огне, близи от огня или же в открытых сосудах. При кипячении и перегонке использовать эффективные холодильники, для нагревания – водяные бани, колбонагреватели или специальные электроплитки с закрытой спиралью.

  • Не хранить ЛВЖ в тонкостенной посуде с плотно закрытой пробкой.

Работа с металлическим натрием

  • Проводится только под наблюдением преподавателя или лаборанта!

  • Натрий хранят в хорошо закрывающихся банках под слоем инертного высококипящего растворителя.

  • Натрий берут пинцетом или щипцами. Резать и взвешивать натрий следует только под слоем инертного растворителя. При добавлении натрия в реакционный сосуд уже взвешенные и нарезанные кусочки быстро по одному промакивают фильтровальной бумагой. Каждый следующий кусочек вынимают из растворителя и промакивают только после того, как предыдущий помещен в реакционный сосуд.

  • При проведении реакций с натрием обратные холодильник используют с осторожностью, так как конденсирующаяся снаружи влага при извлечении холодильника или при использовании негерметичных шлифов может попасть в реакционную смесь. Кроме того, плохо закрепленные водяные шланги могут быть сорваны напором воды.

  • Обрезки натрия складывают в специально предназначенную для них емкость. Небольшие количества натрия обезвреживают изопропанолом.

  • В случае возгорания натрий следует тушить песком или углекислотными огнетушителями. Химические пенные или бромэтиловые огнетушители использовать категорически нельзя.

3. Первая помощь при ожогах, отравлениях и других несчастных случаях

  • В случае любого, даже незначительного на первый взгляд происшествия немедленно поставить в известность преподавателя.

  • При легких термических ожогах пораженное место обмыть струей холодной воды, протереть спиртом, а затем смазать глицерином.

  • При ожогах бромом пораженное место тщательно обмыть струей холодной воды, а затем 10%-ным раствором тиосульфата натрия. После вдыхания паров брома следует вдыхать разбавленный раствор аммиака и выйти на свежий воздух.

  • При ожогах концентрированными растворами кислот обмыть обожженное место струей холодной воды, а затем 3%-ным раствором соды. При попадании кислоты в глаза промыть под струей холодной воды в течение 5 минут и обратиться к врачу.

  • При ожогах концентрированными растворами щелочей обмыть кожу струей холодной воды, а затем 1%-ным раствором борной кислоты. Аммиак и амины почти не действуют на кожу, однако при попадании в глаза могут вызвать их сильное поражение.

  • При случайном попадании реактивов внутрь организма немедленно выпить не менее стакана воды и поставить в известность преподавателя.

  • При порезах в первую очередь необходимо удалить из раны осколки стекла, края раны дезинфицировать 3%-ным спиртовым раствором йода, а затем наложить стерильную повязку. При сильных кровотечениях следует наложить жгут выше раны и вызвать врача.

4. Противопожарные мероприятия

  • В случае воспламенения горючей жидкости следует перекрыть газовые краны, отключить щитки электропитания, затем прикрыть пламя асбестовым полотенцем, засыпать его песком или воспользоваться углекислотным огнетушителем. Растворимые в воде ЛВЖ (спирт, ацетон), если воспламенилось небольшое их количество, можно тушить водой.

  • При воспламенении нерастворимого в воде вещества (эфир, бензол, гексан) воду применять для тушения нельзя – это может вызвать увеличение площади горения. В этом случае очаг возгорания необходимо засыпать песком или воспользоваться углекислотным огентушителем.

  • В случае возгорания одежды следует быстро отойти от очага возгорания и лечь на пол и постараться сбить пламя.

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом