Главная страница
qrcode

Учреждение об


НазваниеУчреждение об
Дата12.02.2020
Размер2.45 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРабочая тетрадь генетика.docx
ТипУчебное пособие
#67804
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5
«АВИЦЕННА»

ЖОҒАРЫМЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» БІЛІМ МЕКЕМЕСІ




УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ «АВИЦЕННА»

Рабочая тетрадь предназначена для закрепления знаний и приобретения навыков в решении задач дисциплины "Основы медицинской генетики".
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для самостоятельной работы студентов по дисциплине

"ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ"

Направление подготовки: специальность 0301000 «Лечебное дело»,

квалификация 0301013 "Фельдшер"

Курс 2 семестр 2

Пояснительная записка
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта послесреднего образования по специальности 0301000 «Лечебное дело», квалификации 0301013 "Фельдшер" и соответствует требованиям рабочей программы дисциплины "Основы медицинской генетики".

Рабочая тетрадь содержит задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в ходе самоподготовки на практических занятиях.

Состоит из 9 разделов, отражающих темы дисциплины.

Уважаемые студенты!

Данная «Рабочая тетрадь» предназначена для самостоятельной работы при подготовке к занятиям во внеаудиторное время и в процессе самоподготовки на практических занятиях. Приступая к выполнению заданий, Вам необходимо ознакомиться с теоретическим материалом и изучить учебную литературу. Задания выполняются непосредственно в рабочей тетради, разборчиво. Система заданий в тетради усложняется по мере того, как вы накапливаете и расширяете свои знания. Если то или иное задание с первого раза не получается, не следует отступать, ещё раз обратитесь к учебнику, к лекционному курсу, к дополнительной литературе и найдите необходимый материал. Наиболее трудные задания могут быть выполнены с помощью преподавателя.

Рабочая тетрадь облегчает работу на практических занятиях, позволяет экономить время, более глубоко изучить учебный материал и оценить уровень собственных знаний и умений.
Желаем удачи!


ПРАВИЛА
РАБОТЫ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ

1. Выполнение заданий в рабочей тетради осуществляется в процессе самостоятельной подготовки студента.
2. Прежде всего, внимательно ознакомьтесь с конкретным заданием к данной теме, не спешите тут же выполнять, продумайте его.
3. При выполнении заданий, содержащих вопрос, ответ вписывайте в специально оставленное место четко и аккуратно.
4. Помните, что при проверке тетради будет оцениваться правильность и аккуратность ведения записей!
5. В конце рабочей тетради приложен список используемой литературы и интернет ресурсов, который вы можете использовать в процессе самостоятельной работы.


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ



Название темы
Оценка
Роспись преподавателя


















































1. Цитологические основы наследственности

2. Биохимические основы наследственности

3. Закономерности наследования признаков . Взаимодействие генов. Наследование свойств крови

4. Генеалогический метод изучения наследственности. Составление родословной

5. Методы изучения наследственности человека в целом. Генетика пола. Тельца Барра.

6. Виды изменчивости и мутаций у человека.

7. Наследственность и патология. Наследственные болезни.

8. Диагностика и профилактика наследственных болезней.

Медико-генетическое консультирование

9. Зачёт

Практическое занятие №1.

ТЕМА: ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Цель практического занятия:
- повторить и отметить особенности строения животной клетки;

- изучить морфологию хромосом человека;

- сделать элементарное описание кариотипа;

- познакомиться хромосомными картами.
После изучения темы студент должен знать:

- строение эукариотической клетки;

- строение, функции и типы хромосом человека,

- кариотип человека в норме;

- биологическую роль митоза и мейоза.
После изучения темы студент должен уметь:

- дать морфофункциональную характеристику эукариотической клетки;

- определять пол человека по сочетанию половых хромосом;

- делать анализ кариограмм;

- определять кариотип по набору хромосом;

- пользоваться терминами по теме.
Задание 1.

Инструктаж: Пользуясь рисунком, повторите строение животной клетки.

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.____________________________

5.____________________________

6.____________________________

7.____________________________

8.____________________________

9.____________________________

10.___________________________



Задание 2.

Инструктаж:Установить соответствие между одной цифрой и одной буквой

1
Цитоплазма
А
Особое состояние хромосом в интерфазе

в деспирализованном виде
2
Органоиды
Б
Набор хромосом соматической клетки, характеризующийся количеством, строением и набором генов
3
Хромосомы
В
Спирализованный хроматин

4
Хроматин
Г
Гиалоплазма с погруженными в нее органоидами
5
Идиограмм

Д
Активный хроматин
6
Кариотип
Е
Систематизированный

кариотип




Ж

Пассивный хроматин




З
Постоянные дифференцированные участки цитоплазмы, имеющие определенное строение и выполняющие определенную функцию

1- ______________ 2 - _______________ 3 - ______________

4 - _____________ 5 -________________ 6 - ______________

Задание 3.Типы хромосом человека

Инструктаж: Обозначить на рисунке

1 - Первичная перетяжка А Метацетрическая хромосома

2 - Короткое плечо Б - Субметацентрическая хромосома

3 - Длинное плечо В - Акроцентрическая хромосома

4 - Вторичная перетяжка Г - Хромосома, имеющая спутник

5 - Спутник
Задание 3.

Инструктаж: Указать фазы митоза

а) .......................... б)....................... в)........................ г)...........................
На какой стадии происходит обмен наследственной информации?

Ответ:........................................................
Задание 4.

Инструктаж: Заполнить таблицу

Клетки человека
Набор хромосом

Типы деления
Сперматозоиды





Соматические клетки





Стареющие клетки





Кожный эпителий







Задание 5.

Инструктаж: Определить пол

Пол ..................................., так как сочетание половых хромосом .......................
Задание 6.

Инструктаж: Выполните тест.

1. Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют:

А) конъюгацией

Б) опылением

В) оплодотворением

Г) кроссинговером
2. Какую функцию выполняет в клетке хромосома:

А) фотосинтеза

Б) биосинтеза белка

В) фагоцитоза

Г) носителя наследственной информации
3. Главным компонентом ядра являются:

А) рибосомы

Б) хромосомы

В) митохондрии

Г) хлоропласты
4. В результате оплодотворения образуется зигота, в которой:

А) набор хромосом гаплоидный

Б) имеется одна половая хромосома

В) отсутствуют аутосомы

Г) объединяется наследственная информация родителей
5. Из молекулы ДНК и белка состоит:

А) микротрубочка

Б) плазматическая мембрана

В) ядрышко

Г) хромосома
6. Дочерние хроматиды становятся хромосомами после:

А) разделения соединяющей их центромеры

Б) выстраивания хромосом в экваториальной плоскости клетки

В) обмена участками между гомологичными хромосомами

Г) спаривания гомологичных хроматид
7. Хроматиды – это:

А) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

Б) участки хромосомы в неделящейся клетке

В) кольцевые молекулы ДНК

Г) две цепи одной молекулы ДНК

8. Из одной молекулы нуклеиновой кислоты в соединении с белками состоит:

А) хлоропласт

Б) хромосома

В) ген

Г) митохондрия
9. Сколько хромосом содержится в соматических клетках человека:

А) 26

Б) 36

В) 46

Г) 56
10. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате:

А) мейоза

Б) митоза

В) оплодотворения

Г) конъюгации
11. Центромера - это участок:

А) бактериальной молекулы ДНК

Б) хромосомы эукариот

В) молекулы ДНК эукариот

Г) хромосомы прокариот
12. Наследственная информация в половых клетках расположена в:

А) рибосомах

Б) хромосомах

В) митохондриях

Г) лизосомах
13. В ядре оплодотворенной яйцеклетки животного содержится 16 хромосом, а в ядре клетки его печени:

А) 4 хромосомы

Б) 8 хромосом

В) 16 хромосом

Г) 32 хромосомы
14. Какие органические вещества входят в состав хромосом:

А) белок и ДНК

Б) АТФ и тРНК

В) АТФ и глюкоза

Г) РНК и липиды

15. Зигота отличается от гаметы:

А) наличием клеточного центра

Б) наличием ядра

В) набором хромосом

Г) наличием митохондрий
16. В результате оплодотворения образуется зигота, в которой:

А) набор хромосом гаплоидный

Б) имеются два ядра

В) отсутствуют гомологичные хромосомы

Г) объединяется наследственная информация родителей
17. Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке выполняют?

А) центриоли

Б) хромосомы

В) лизосомы

Г) комплекс Гольджи

Задание 7.

Инструктаж: Подготовьте реферативные сообщения /электронные презентации/ на одну из предложенных тем:

1.Химическая организация клетки.

2. Организация биосинтеза в клетке.

3. Регуляция клеточного цикла.

4. Старение и гибель клеток.

5. Роль амитоза в формировании патологии организма.

Практическое занятие №2.

ТЕМА: БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Цель практического занятия:


После изучения темы студент должен знать:

- особенности строения и функции молекул ДНК и РНК;

- понятие гена, структуру генов;

- этапы биосинтеза белка;

- генетический код и его свойства.

После изучения темы студент должен уметь:

- пользоваться терминами;

- применять принцип комплементарности;

- пользоваться таблицей генетического кода.
Задание 1. Дописать предложения:
Ген – это _________________________________________________________;
Нуклеотид – это______________________________________________________________;
Транскрпиция – это________________________________________________;
Трансляция – это___________________________________________________;
Редупликация – это_______________________________________________.

1. Участок некроза кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек, подвергающийся давлению в условиях истощения организма или нарушения трофики

2. Нарушение КОС из-за избытка кислых продуктов

3. Некроз тканей, возникающий в результате острого нарушения кровообращения в них.

4. Снижение уровня ионов калия в крови

5. Образования в полых органах или выводных протоках в следствие нарушения минерального обмена.

Задание № 13

Решите задачу

У больного желчнокаменная болезнь, осложненная желтухой и печёночно-почечной недостаточностью.

Нарушение обмена какого пигмента имеет место?

…….…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………

Каков патогенез желтухи?

…….…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………

…….…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………

…….…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………


ОЦЕНКА: _________ /ФИО/ подпись//________________________________
Замечания: _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом