Главная страница
qrcode

Удк 614. 253 (07) ббк 87. 751. 1я7 б 63 Биоэтика Учебное пособие. Ставрополь Стгму, 2014. 146 с. Составители


НазваниеУдк 614. 253 (07) ббк 87. 751. 1я7 б 63 Биоэтика Учебное пособие. Ставрополь Стгму, 2014. 146 с. Составители
Дата12.01.2020
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла1_BIOETIKA_UChEBNOE_POSOBIE_vers_24-06-14.doc
ТипУчебное пособие
#67464
страница1 из 20
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

УДК 614.253 (07)

ББК 87.751.1я7

Б 63


Биоэтика: Учебное пособие. – Ставрополь: СтГМУ, 2014. – 146 с.


Составители: к.ф.н., доцент С.Р. Агирбов,

к.ф.н., старший преподаватель П.А. Гончаров

Пособие включает учебные материалы для семинарских занятий: пояснительную записку, содержание компетенций, перечень необходимых навыков и умений, содержание разделов. Планы и содержание семинарских занятий, основные понятия, темы докладов и проектных работ, основную и дополнительную литературу.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей.


Рецензенты: зав.кафедрой философии и этнологии СКФУ,

д.ф.н., профессор С.Ю. Иванова
зав.кафедрой педагогики, психологии и специальных

дисциплин СтГМУ,

д.п.н., профессор М.И. Плугина

УДК 614.253 (07)

ББК 87.751.1я7

Б 63


Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ


Курс «Биоэтика», являясь важной частью гуманитарной подготовки студентов, наряду с другими курсами призван обеспечить полноту базовых гуманитарных знаний, а также восполнить нравственно-мировоззренческий вакуум современного образования.

Основополагающие положения биоэтики составили основание для сформировавшегося в последние годы нового международно-признанного этического стандарта медицинской науки и практики, нашедшего свое выражение в документах международного права, многих национальных законодательствах (включая российское законодательство в области совершенствования здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.

В основных разделах современной биоэтики, философских проблемах и методах их исследования – овладение базовыми принципами и приемами научного познания; введение в круг философских проблем биоэтики, связанных с областью будущей профессиональной деятельности медиков, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами по этике и биоэтике. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков морально-нравственного восприятия и аксиологической оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать своё собственное видение биоэтических проблем и способов их разрешения.

Основная концепция преподавания биоэтики предполагает последовательное движение от общих философских понятий этики, истории медицинской этики к практическим этическим проблемам, которые ставит перед врачом современная медицина. Особое внимание уделяется профилизации проблем биоэтики в педиатрии.

Представление учебной дисциплины «Биоэтика» в виде логически завершенных элементов содержания дает основание для определения темы курса. Структурирование содержания этой учебной дисциплины является также необходимым условием для функционирования рейтинговой системы.

Наличие компьютерной контрольной тестовой программы, соответствующей выделяемым модулям, способствуют повышению и унифицированию контроля знаний. Оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию (зачёт). Посещение занятий и лекций, указанных в расписании, является обязательным для студентов всех курсов. К зачету допускаются студенты, выполнившие полностью учебную программу.

Самостоятельная работа студентов включает изучение методических пособий, материалов, работу в Интернете с нормативно-правовыми актами, что, в конечном итоге, дает возможность формировать соответствующие умения и навыки и в дальнейшем является фундаментом для принятия нормированных решений в правовом поле здравоохранения. Активное использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих технологий способствуют формированию умений обучающихся использовать современные инновационные образовательные программы.
1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель – формирование у студента представления о специфике биоэтики как философии и науки выживания человечества.

Задачи:
повысить восприимчивость студентов к этической проблематике; обучить искусству этического анализа;
  • ознакомить студентов с возрастающим потоком литературы по предмету;
  • помочь студентам лучше понять моральные ценности (профессиональные, личные, своих пациентов);
  • научить регулировать и разрешать этические конфликты. Сформировать представление о методах и способах урегулирования, разрешения и предупреждения этических конфликтов.

    2. Место дисциплины в структуре ООП:

    Дисциплина «Биоэтика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
    специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;
  • является предшествующей для изучения дисциплин: правоведение; педагогика, психология и дисциплин профессионального цикла.

    3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

    способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

    способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, самосовершенствованию (ОК-2);

    способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, ответственному участию в политической жизни, овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

    способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов; толерантности (ОК-5);

    способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

    способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1).

    В результате изучения дисциплины студент должен

    Знать:
    основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;
  • права и моральные обязательства современного врача;
  • юридические и моральные права пациентов;
  • ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике,
  • содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.
    Уметь:
    формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;
  • использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.
    Владеть:
    навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание,
  • приемами ведения дискуссии и полемики,
  • навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.
    Демонстрировать:
    способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.

      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

      РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ И БИОЭТИКИ
      Биоэтика как философская парадигма выживания. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики. Этика цивилизованного человечества. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков перед людьми. Социально-философское осмысление проблемы смысла жизни и смерти человека. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной медицине. Философия благоговения перед жизнью. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной области.

      Основные правила и принципы биоэтики. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов.

      Основополагающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» 1996 года. Биоэтическая инфраструктура.
      СЕМИНАР № 1. БИОЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПАРАДИГМА ВЫЖИВАНИЯ
      План семинарского занятия:

      1. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики;

      2. Этика цивилизованного человечества;

      3. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики;

      4. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков перед людьми.
      Темы докладов:

      1. Гуманность как историко-философская категория;

      2. Цивилизация – «смерть культуры» или основа существования современного общества;

      3. Морально-этические проблемы современной науки;

      4. Профессиональная этика и медицинская практика.
      Основные понятия темы (выписать определения в тетрадь):

      мораль, нравственность, этика, потребности, мотивы, интересы, ценности, нравственная культура, гуманизм, профессионализм, наука, философия, врачебная практика, вежливость.
      Пояснительная записка к семинару № 1





      .

      Современная техногенная цивилизация с её потребительской индустрией должна быть заменена новой цивилизацией – информационно-экологической (ноосферной) с её общечеловеческими ценностями, которые обеспечивали бы достойное существование человечества. Речь идет о формировании и обосновании новых принципов человеческого бытия, новых идеалов человеческой деятельности, перспектив развития человека и общества. В реализации этих императивов исключительная роль принадлежит философии, биоэтике и медицинской этике.

      Ноосферное общество должно обеспечить подлинную коэволюцию природы и общества, выживание человека и биосферы. Ноосферная парадигма предполагает преобладание и главенство интеллекта не отдельной личности, а социального интеллекта. Становление ноосферы и ноосферной картины мира возможно благодаря применению нетрадиционных методов и признания важности учета таких аспектов как интеллектуализация, гуманизация, информатизация, экологизация и аксиологизация социального прогресса.

      Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики
      Гуманизм (лат. homo – человек, humanus – человеческий, humanitas - человечность) – это философия и идеология, прославляющие человеколюбие, утверждающие приоритет человека в мире природы и общества людей. Это система взглядов и позиций, согласно которой человек признаётся высшей ценностью как личность, демиург (греч. demiurgos - мастер) мира культуры. Ещё Цицерон (106-43 гг. до н.э.) справедливо называл гуманизм высшим проявлением культурного и нравственного развития людей. Наиболее широкую известность и распространение он получил в эпоху Возрождения и эпоху Нового времени, когда философская мысль повернулась лицом к познанию феномена человека и его творческой роли в жизни и деятельности людей. И сегодня философия гуманизма остаётся наиболее «продвинутой» идеей во всех сферах человеческого бытия. Она выступает в научной этике философской субстанцией (лат. substantia - сущность, лежащее в основе), указывающей на смысловой оттенок всех форм и видов осознанных человеческих действий как поступков, нацеленных на становление и сохранение в человеке интеллектуально-нравственных качеств и его духовное возвышение.

      Этика в её традиционном понимании есть самобытное учение об идеях, принципах, нормах и правилах функционирования морали и нравственности в различных сферах и областях общественной жизни людей. Поэтому предметом этики было и остаётся философское осмысление морально-нравственной мысли и практики поведения человека. Понятие «этика» происходит от древнегреческого слова etos, которое означало совместное жилище и одновременно всеобщие правила, порождённые совместным проживанием и деятельностью. Этимология самого термина «этика» показывает, что её предметом является общественное практическое поведение людей, а также нормы, обеспечивающие условия сплочения людей, преодоления врождённого животного индивидуализма и агрессии. По мере духовного развития людей к этому первоначальному смыслу добавляется много нового. Люди стремились создать гуманную этику жизни, чтобы использовать все проявления человечности в образе их жизни, такие как: муки совести, сострадание, сочувствие, и при этом: стремление к человеческому достоинству, чести и готовности жертвовать собой во имя сохранения рода.

      Гуманные идеи и принципы этики всегда, начиная с античности и до наших дней, интересовали философов, учёных и медиков. Гуманность морали и нравственности рассматривалась ими через призму смысловых и сущностных проблем жизни, через осознание метафизической уникальности человеческого бытия, где он «в известном смысле всё» (М. Шелер). Человек – это самое удивительное природно-социальное явление на Земле. Он разумен, обладает творческим потенциалом, силой воли, чувством любви и совестью. По мнению философов человек живёт не только в мире естественной природы, а и в мире искусственно сотворённой культуры, организованном в соответствии с идеями и принципами гуманной философии жизни. Он социально-культурно деятелен и, в принципе, нравственно ответственен за всё им содеянное. Уникальные свойства человека заложены в нём самой природой. Однако они проявляются только в результате активного общественного воздействия на мир и себя. Человека ведь надо всему научить: ходить, есть, пить, по-человечески говорить, слушать и слышать других людей, логично думать и критично мыслить.

      Древнегреческий философ Платон (427- 347 гг. до н.э.) считал, что поистине человеком может быть только тот, кто в мыслях и чувствах своих, и в поведении своём следует повелению совести и идеи принесения людям блага и направляется ими. В современном русском языке под этикой понимают философскую науку о поведении, морали и нравственности. Этика изучает их место и роль в системе различных форм и видов общественного сознания. Она осмысливает природу и моральное состояние общения людей в конкретном обществе. Этика изучает и развитие нравственности как особой внутренней установки самой личности на общественные и индивидуальные формы бытия. Она философски оценивает и конструирует гуманную идеологию морально-нравственного поведения людей и, прежде всего, молодёжи. Тем самым этика как философская дисциплина формулирует гуманные парадигмы и принципы и предлагает морально-нравственные идеалы для прикладной этики.

      Гуманизм как субстанция морали и нравственности должен служить не только облагораживанию общественного общения между людьми, но и созданию всех необходимых условий для обеспечения безопасности людей и их счастливой жизни. Для этого есть всё необходимое. Но, пожалуй, самое главное, что появилось сегодня – это более свободный выбор личного образа жизни и деятельности. Но это обстоятельство требует более щепетильного отношения и к себе, и к людям. Современный человек имеет полное право радоваться жизни и не мешать деятельности других людей. И именно на это нацелена современная гуманная этическая школа и её новое направление – биоэтика. Она учит всех людей, особенно специалистов, жить и радоваться жизни и при этом ни в коем случае не поступаться совестью как нравственным критерием человеческой гуманистической составляющей личности. Поэтому в центре внимания государств, всех общественных организаций и, прежде всего медиков, постоянно будут священные гуманистические параметры –совесть, долг, ответственность, честь и многое другое.

          1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

        перейти в каталог файлов


  • связь с админом