Главная страница

Урок Повторение. Нумерация чисел


Скачать 2.96 Mb.
НазваниеУрок Повторение. Нумерация чисел
Анкорpourochka_matematika.doc
Дата02.09.2018
Размер2.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpourochka_matematika.doc
ТипУрок
#45041
страница1 из 38
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Урок 1. Повторение. Нумерация чисел

Цели: повторить сведения об образовании трехзначных чисел и их разрядном составе; развивать умения находить числа в на­туральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «по­следующие числа», сравнивать их; учить рассуждать и логически мыслить.

Планируемыерезультаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете, числа, последующие и преды­дущие для данных; работать по плану; анализировать свои дей­ствия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошиб­ки с помощью учителя.
Ход урока

I.Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности к уроку.)

II. Актуализация знаний

Устный счет

- Сосчитайте мишек.

- Сколько мишек вы насчитали? (10.)

- Число 10 называют десятком. Для отправки в магазины на фабрике мишек сложили в коробки по 10 штук в каждую. Сколько десятков мишек в каждой коробке? (1 десяток.)

- В двух коробках? (2 десятка.)

- Сколько это мишек? (20.)

- Сосчитайте мишек в коробках. (10, 20, 30, 40,... 100.)

- Как по-другому можно назвать число 100? (1 сотня.)

- В каждый из близлежащих городов отправили по 1 сотне ми­шек. Сколько мишек отправили в 2 города? (2сотни, или 200.)

- В 3 города? (3 сотни, или 300.)

- Сосчитайте сотнями, сколько мишек отправили в 10 горо­дов. (100, 200, 300, 400,... 1000.)

- В городах мишек развезли по магазинам. В «Детский мир» привезли 4 коробки и еще 2 мишки. А в магазин «Капитошка» — 2 коробки и еще 4 мишки. Сколько мишек привезли в каждый магазин? (42 и 24.)

- Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? (42 . 4десяткаи 2единицы, 242десяткаи 4единицы.)

- Какие разряды есть в этих числах? (Разряддесятковиразрядединиц.)

III. Самоопределение к деятельности

- Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Что мы будем делать на уроке математики? (Встав­лятьпропущенныечислаизнакивравенстваинеравенства, работатьвпарах, выполнятьзаданияповышеннойсложно­сти, проверятьсебя, оцениватьсвоиуспехи.)

- Прочитайте на с. 3 название первого раздела. Чему мы дол­жны научиться?

- Что мы уже умеем делать? (Представлятьчиславвидераз­рядныхслагаемых, применятьалгоритмыписьменныхвычис­ленийит. д.)

- Почему же авторы учебника написали, что мы этому на­учимся? (Мыбудемучитьсярешатьболеетрудныепримеры.)

- Прочитайте тему сегодняшнего урока на с. 4, рассмотри­те рисунки и подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.

(На этом и на последующих уроках, чтобы помочь учащимся сформулировать задачи урока, учитель может записывать на доске слова-помощники или вывешивать соответствующий плакат.)

НАУЧИТЬСЯ...

ПОВТОРИТЬ...

УЗНАТЬ... ВСПОМНИТЬ...

- Сформулируйте задачи урока. (Научитьсячитатьтрехзнач­ныечислаиопределятьвнихразряды, повторитьсчетчиселдо 100, вспомнитьспособырешенияизученныхвидовзадач.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Найдите значок «Начало урока». Прочитайте текст рядом с красной чертой.

- Как вы поняли, что такое числовой ряд? (Числа, записанныевтомпорядке, вкоторомониназываютсяприсчете. Первоечисло 1. Каждоеследующеебольшена 1.)

- Что такое десяток? (10 единиц.)

- Что такое сотня? (10 десятков.)

- Что такое тысяча? {10сотен.)

1 (с. 4).

- Прочитайте.

- Кто может записать это число? (Желающий ученик записывает на доске.)

- Кто записал бы так же?

- У кого другой вариант записи? Докажите.

2(с. 4). (Коллективное выполнение по цепочке.)

- Что значит «предшествует числу» и «за числом следует»? Как вы это понимаете?

(Продолжение работы по цепочке: первый ученик называет число, второй - предыдущее число, третий— следующее и т. д. Класс проверяет. В случае ошибки учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

3(с.4).

- Как называются единицы первого разряда? (Единицы.)

- Второго разряда? (Десятки.)

- Третьего разряда? (Сотни.) (Чтение чисел, записанных в таблице.)

- Что показывает ноль в записи числа? (Отсутствиеединицданногоразряда.)

- Какой разряд отсутствует в каждом числе? (206 - десятки, 840-единицы, 400-десяткииединицы, 590 - единицы.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

1(ч.1,с.З).

- Прочитайте числа.

- Назовите самое маленькое число. (719.)

- Назовите самое большое число. (779.)

- Как вы определили? (Сравниватьначинаемссотен. Сотенвезде 7.Сравниваемдесятки. Меньшевсегодесятковвчисле 719, абольшевсеговчисле 779.)

- Запишите числа в порядке увеличения.

- Прочитайте, в каком порядке вы записали числа. (719, 729, 739, 749, 759, 769, 779.)

- По какому правилу записаны числа? (Каждоеследующеечислона 1 десятокбольшепредыдущего.)

- Какие три числа вы запишете дальше? (789, 799, 809.)

2(с.З).

- Заполните таблицу. Как удобнее прибавить число 3?(+1, +2.)

- Сколько сотен, десятков и единиц в каждом числе?

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (Махирукаминасебя.)

Закачалось деревцо. (Наклоны.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

4 (с. 5).

(Фронтальная работа с объяснением способа решения.)

Решение

999 + 1 = 1000, так как запись «+ 1» означает, что нужно на­звать следующее число, за числом 999 идет число 1000.

900 — 1 = 899, так как запись «— 1» означает, что нужно назвать предыдущее число. Перед числом 900 стоит число 899.

570 + 30 - 330

570 4- 30 = 600

600 - 330 = 600 - 300 - 30 = 300 - 30 = 270 И т. д.

5 (с. 5).

- Прочитайте.

- Как вы понимаете задачу?

- Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или сделать схематический чертеж? (Сделатьсхематическийчертеж.)

9 м. ?
19 чел.

Решение: 19 - 9 = 10 (д.).

Ответ: в классе 10 девочек.

- Что значит «составить задачи, обратные данной»?

- Составьте и решите задачи, обратные данной.
? 10 д. 9 м. 10 д.

19 чел. ?

Решение: 9 + 10 = 19 (чел.).

Решение: 19 - 10 - 9 (м.).

8 (с. 5). (Самостоятельное выполнение).

Проверка. Два ученика, ре­шивших задачу разными способами, записывают решение на до­ске и объясняют способ решения.)

Решение

Первыйспособ: 180 - (52 + 28) = 10 (с.).

Второйспособ: 180 - 52 - 28 = 10 (с.).

Ответ: ученику осталось прочитать 10 страниц.

- Кто из ребят решил задачу верно? (Обаспособаверны.)

7 (с. 5). (Самостоятельное выполнение).

Самопроверка по образцу, самооценка.)

10 (с. 5). (Самостоятельное выполнение.)

Решение: С = Б + 400 г, М = С + 300 г, М = Б + 700 г.

Ответ: мишка тяжелее белочки на 700 г.

VII. Рефлексия

1.Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 5). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 396 < 936, 529 < 592, 748 < 848.

2.Математический диктант

(Учитель читает предложения, учащиеся записывают только числа.)

  1. В году 365 сут.

  2. В одной неделе 168 ч.

  3. В июне 720 ч.

  4. Первый космонавт Земли Ю. Гагарин был в космосе 108 мин.

  5. Космонавт Светлана Савицкая пробыла в открытом космо­се, за пределами станции 215 мин.

(Проверка по образцу на доске.)

- Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоя­тельных и контрольных работ1: самостоятельная работа 1 (с. 4, 5).)

VIII. Подведение итогов урока

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- С какими заданиями вы легко справились?

- Над чем вам нужно еще поработать?

Домашнее задание Учебник: № 6, 9 (с. 5).

Урок 2. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях; совершен­ствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемыерезультаты: учащиеся научатся читать и запи­сывать трехзначные числа; находить значения выражений в не­сколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходи­мости исправлять ошибки с помощью учителя.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логические задачи

  • Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?

Решение:

34- 18 = 16 (кг) - весит половина молока;

18-16 = 2 (кг).

Ответ: пустой бидон весит 2 кг.

  • Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть?

(Боря начертил треугольники, которые имели общую вершину.)

2.Индивидуальная работа у доски

- Запиши числа цифрами.

Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.

- Уменьши каждое число на 7, запиши ниже.

- Вычисли.

562 - 60 760 - 600 950 - 1 769 + 10

462 + 48 600 - 35 788 - 89 652 - 37

3.Выполнение задания в рабочей тетради

3(с.3).

(Индивидуальная работа.)

4.Устный счет

- Сосчитайте от 397 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.

- Прочитайте числа. 342,402, 360, 900, 540.

- Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?

- Сколько всего десятков в каждом числе? (342 34десятка, 402 40 десятков, 360 36 десятков, 900 90 десятков, 54054десятка.)

- Сколько всего сотен в каждом числе? (342 3 сотни, 402 4 сотни, 360 3 сотни, 900 9 сотен, 540 5 сотен.)

- Прочитайте числа в порядке возрастания. (342, 360, 402, 540, 900.)

- Прочитайте числа в порядке убывания. (900,540,402,360,342.)

- Какое число может быть лишним? Почему? (342 нетну­лей, 402 всуммецифрынесоставляют 9, 900 естьтолькоодинразрядсотни.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

- Какие действия вы выполняли при решений примеров? (Сложениеивычитание.)

- Какими знаками они обозначаются? («+» и «».)

- Назовите знаки действий, которые использованы в следую­щих выражениях.

200:5-4•2

(200:5-4) • 2

200: (5-4) •2

(Три ученика выходят к доске и решают примеры.)

200:5-4•2 = 32

(200 : 5 - 4) • 2 = 72

200: (5-4) •2 = 400

- Сравните примеры. Чем они похожи? (Одинаковыечислаизнаки.)

- Чем отличаются? {По-разномурасставленыскобки, значит, порядокдействийиответытожебудутразными.)

- Сформулируйте задачи урока. (Повторитьто, чтонамиз­вестнообарифметическихдействияхсложенияивычитания, вспомнитьправилаопорядкевыполнениядействийввыраже­ниях, научитьсянаходитьзначениявыражений, содержащихнесколькодействий.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.

- Что такое числовое выражение? (Числа, соединенныезнакамиарифметическихдействий.)

- Какие правила порядка выполнения действий вы знаете? (Первоедействиевыполняютвскобках, затемумножениеилиделение, апотомсложениеивычитаниепопорядку.)

- Как выполняются действия, если скобок несколько пар? (Попорядкувкаждыхскобках, азатемпоправилам.)

11 (с. 6).

(Фронтальная работа.)

12 (с. 6).

(Первый столбик — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Два ученика рабо­тают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

13 (с. 6).

- Прочитайте задачу.

- Кто понял, как ее решать? Запишите решение задачи вы­ражением.

(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим рисунком.)

(Проверка, самооценка.)

Решение: 50 + 5 • 8 = 90 (руб.).

Ответ: у Нины было 90 руб.

14 (с. 6).

- Прочитайте задачу.

- Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах? (Сколькоместводномвагоне.)

- Как узнать, сколько мест в одном вагоне? (120:2.)

- Запишите решение задачи выражением.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

18 (с . 7). (Устное выполнение.)

- Прочитайте задачу.

- Объясните, что обозначают выражения.

(Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что обозна­чают выражения, необходимо составить таблицу.)

МассаКоличествоОбщая массаодного пакетапакетовсемянАстры5 г?250 гГвоздики8 г?240 гРешение:

  1. 250 : 5 — узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр;

  2. 240 : 8 — узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик;

  3. 250:5 + 240: 8 — узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.

- Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус». (Насколькопакетовссеменамиаструпаковалибольше, чемпакетовссеменамигвоздик 7)

- Запишите решение этой задачи. (250:5 240:8 = 20 (п.).)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

перейти в каталог файлов
связь с админом