Главная страница
qrcode

Урока Поэзия периода Великой Отечественной войны


Скачать 68.47 Kb.
НазваниеУрока Поэзия периода Великой Отечественной войны
Дата20.05.2020
Размер68.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла000016d1-afe4cc69.docx
ТипУрок
#69631
Каталог

перейти в каталог файлов


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Суджанский сельскохозяйственный техникум»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

открытого урока
«Поэзия периода Великой Отечественной войны»
Подготовила преподаватель
Гурманова Марина Владимировна

Суджа 2015

Аннотация

Методическая разработка «Поэзия периода Великой Отечественной войны» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны. Автор исходит из того, что программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения обучающихся с миром искусства слова.
В представленном сценарии отражена история литературы (в частности, поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.

Методическая разработка сопровождается презентацией.

Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам СПО.

Оглавление.

Аннотация………………………………… 2

Оглавление……………………………….. 3

Введение………………………………….. 4

Основная часть…………………………… 5- 11

Литература………………………………… 12

Приложения презентация 1, музыкальные записи

Введение.

Воспитание патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В нынешнее время не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота через различные формы работы.

Мною была использована форма литературно- музыкальной гостиной.

Цель представленной разработки - д
Задача - пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. А возникший резонанс поможет ребенку проявить, выразить это чувство — одно из самых благородных в человеке, нельзя заставить любить Отечество, любовь надо воспитывать.

Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и студента.

Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых». Перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения Руси, России, Советского Союза, Российской Федерации, независимо от того каким было или есть государство. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы.

Поэзия периода ВОВ

Цели:

- знакомство с поэзией и поэтами периода ВОВ;

- сформировать представление о взаимовлиянии литературы и исторических событий;

- формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
Оборудование:

ноутбук

проекционный экран;

презентация «Поэзия периода Великой Отечественной войны»

музыкальная подборка
Оформление аудитории: Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых пойдет речь в гостиной; Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет»; телевизор и ноутбук
План урока
Вступительное слово учителя. Введение темы урока. Определение целей урока учащимися.
  • Актуализация знаний обучающихся.
  • Слова ведущих о начале ВОВ.
  • Сценка-танец вальс.
  • Чтение стихотворений.
  • Анализ поэзии периода ВОВ.
  • Показ и чтение слайдов презентации «Поэзия ВОВ»
  • Показ роликов «Девушки на войне» из фильма «А зори здесь тихие…»
  • Закрепление материала. Представление синквейна. Самостоятельная работа обучающихся.
  • Рефлексия. Заключительное слово учителя.
  • Дифференцированное домашнее задание.
    Сценарий


    Вступительное слово учителя

    Ведущий 1

    Об окопах и траншеях, об атаках и контратаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Для нас война – история. К сожалению, в соседнем государстве это реальность. Поэтому забыть, что страшные годы Великой Отечественной войны являются историей нашей Родины, мы не имеем права. Наши прадеды тоже, как и люди на Украине, жили мирно, не ожидая, что фашизм ворвется в их дома.

    У каждого из вас была

    Своя семья, своя забота,

    Своя привычная работа

    И мир привычного тепла.

    Наш сад был вишнями богат,

    был чистым добрый летний вечер…

    А. Полторацкий.
    Целеполагание:
    Из вышесказанного определите, о чем мы сегодня будем говорить. Какие цели преследуем достигнуть на уроке? Что мы должны выяснить, исследовать?
    Показ слайда 1,2
    2.Актуализация знаний учащихся

    ВЕДУЩИЙ (1)
    Послушаем песню тех лет. «Если завтра война» Л. Утесов.

    ВЕДУЩИЙ (2):
    ЧТЕЦ-ЮНОША:


    Что завтра будет первый



    Звучит музыка «Довоенного вальса» в исполнении Светланы Сургановой.
    (Звучит музыка вальса, пара студентов танцует вальс)ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:
    Казалось, было холодно цветам,

    И от росы они слегка поблекли.

    Зарю, что шла по травам и кустам,

    Обшарили немецкие бинокли.

    Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

    И пограничник протянул к ним руки.

    А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

    Влезали в танки, закрывали люки.

    Такою все дышало тишиной,

    Что вся земля еще спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Всего каких – то пять минут осталось!

    С.Щипачев. 22 июня 1941года.
    За кулисами в репродукторе раздается голос диктора.
    ЧТЕЦ-ЮНОША:
    (Раздаются звуки колокола – набата в за­писи. Танцую­щие замирают, а затем уходят со сцены.)
    ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:

    Однако дед-звонарь




    Мужчин будил, как встарь,





    Приказывал и звал на бой






    П. М. Булушев. ВЕДУЩИЙ (3): Показ слайдов 3,4 (запись слайда 4)
    Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа – вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.


    ВЕДУЩИЙ (2): Показ слайда 5,6 «Родина - Мать зовет!»
    (Тихо, затем с нарастанием звучит песня "Священная война ", муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.)ВЕДУЩИЙ (3) :
    Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.
    Показ слайда 7 Поэты военной порыВЕДУЩИЙ (1)
    ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:







    ВЕДУЩИЙ (2):
    Показ слайда 8
    ЧТЕЦ-ЮНОША:
    В свои семнадцать лет

    Я встал в солдатский строй.

    У всех шинелей серый цвет,

    У всех – один покрой.

    У всех товарищей – солдат

    И в роте, и в полку –

    Противогаз, да автомат,

    Да фляга на боку…

    Я думал, что не устою,

    Что не перенесу,

    Что затеряюсь я в строю,

    Как дерево в лесу.

    Льют бесконечные дожди,

    И вся земля – в грязи.

    А ты, солдат, вставай, иди,

    На животе ползи…

    К. "И вот в свои семнадцать лет..."
    Показ слайда 9

    ВЕДУЩИЙ (3):
    ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:
    Нам лечь, где лечь,

    И там не встать, где лечь.



    И, задохнувшись «Интернационалом»,

    Упасть лицом на высохшие травы.

    И уж не встать, и не попасть в анналы,

    И даже близким славы не сыскать.

    П. Д. Коган.
    ВЕДУЩИЙ (3): (держа в ру­ках письмо-треугольник)
    ЧТЕЦ-ЮНОША: "Мне хо­
    "3-го был бой, а 4-го — день рождения. Я шел и думал, что ос
    ВЕДУЩИЙ (2):

    (Звучит песня "Дороги", муз. К. Новикова, сл. Л. Ошанина.)
    ВЕДУЩИЙ (3): Показ и чтение слайда 10

    ЧТЕЦ-ЮНОША:








    Весом хлеба в месячный паек.

    М. В. Кульчицкий. "Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!..". 1942Показ слайда 11

    ВЕДУЩИЙ (3): Показ слайда 12
    ВЕДУЩИЙ (3)










    Что написаны криво на ложе винтовок;

    Это – в жизни короткой последний рассвет

    Над разрытой землей. И лишь как завершенье –

    Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

    Беззаветная гибель на поле сраженья. 1942.

    Показ слайда 13 Кто же лирический герой в стихотворениях о войне?
    ВЕДУЩИЙ (2)Стихи А. Суркова, посвященные Софье Кревс, много раз были переписаны в такие заветные тетради. Они станут песней, символом тоски по любимым. Звучит песня в исполнении М. Леонидова «Бьется в тесной печурке огонь..»
    Бьется в тесной печурке огонь.

    На поленьях смола, как слеза,

    И поет мне в землянке гармонь

    Про улыбку твою и глаза.

    Про тебя мне шептали кусты

    В белоснежных полях' под Москвой.

    Я хочу, чтобы слышала ты,

    Как тоскует мой голос живой.

    Ты сейчас далеко-далеко.

    Между нами снега и снега.

    До тебя мне дойти нелегко.

    А до смерти - четыре шага.

    Пой, гармоника, вьюге назло.

    Заплутавшее счастье зови.

    Мне в холодной землянке тепло

    От моей негасимой любви.

    Алексей Сурков 1941г.
    ВЕДУЩИЙ (2):
    Показ слайда 14
    ВЕДУЩИЙ (1) (учитель): - (Показ слайда 15) Это стихотворение написал Константин Симонов в 1941 году:
    Жди меня, и я вернусь.

    Только очень жди.

    Жди, когда наводят грусть

    Желтые дожди,

    Жди, когда снега метут,

    Жди, когда жара,

    Жди, когда других не ждут,

    Позабыв вчера.

    Жди, когда из дальних мест

    Писем не придет,

    Жди, когда уж надоест

    Всем, кто вместе ждет.

    Жди меня, и я вернусь,

    Не желай добра

    Всем, кто знает наизусть,

    Что забыть пора.

    Пусть поверят сын и мать

    В то, что нет меня,

    Пусть друзья устанут ждать,

    Сядут у огня,

    Выпьют горькое вино

    На помин души...

    Жди. И с ними заодно

    Выпить не спеши.

    Жди меня, и я вернусь

    Всем смертям назло.

    Кто не ждал меня, тот пусть

    Скажет:- Повезло.-

    Не понять неждавшим им,

    Как среди огня

    Ожиданием своим

    Ты спасла меня.

    Как я выжил, будем знать

    Только мы с тобой,

    Просто ты умела ждать,

    Как никто другой.
    ВЕДУЩИЙ (2):Показ слайда 16) Звучит стихотворение Симонова «Убей его!»ВЕДУЩИЙ (3):
    Показ слайда 17

    ЧТЕЦ-ЮНОША: Давид Самойлов




    Не убила пулей шальною.

    Я судил по людям, по душам

    И по правде, и по замаху.





    Хорошо, что случилось с нами,

    А не с теми, кто помоложе.

    Д. С. Самойлов.
    ВЕДУЩИЙ (3):
    ЧТЕЦ-ЮНОША:


    Где извещенья похоронные


    Как это было! Как совпало —

    Война, беда, мечта и юность!






    Д. С. Самойлов. "Сороковые, роковые...". 1961
    Показ слайда 18

    ВЕДУЩИЙ (2):
    Показ хроники «На всю оставшуюся жизнь» (начало)
    Показ слайда 19

    ВЕДУЩИЙ (3):ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:
    Мы знаем, что ныне лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах,

    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,

    Не горько остаться без крова,

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,

    И внукам дадим, и от плена спасем

    Навеки.

    Показ слайда 20

    ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:



    не страшно,


    ВЕДУЩИЙ (2):ВЕДУЩИЙ (3):
    «Зинка»

    1. Мы легли у разбитой ели,

    Ждем, когда же начнет светлеть.

    Под шинелью вдвоем теплее

    На продрогшей, сырой земле.
    - Знаешь, Юлька, я против грусти,

    Но сегодня она не в счет.

    Дома, в яблочном захолустье,

    Мама, мамка моя живет…
    У тебя есть друзья, любимый.

    У меня лишь она одна.

    Пахнет в хате квашней и дымом,

    За порогом бурлит весна…

    Показ слайда 21

    2. С каждым днем становилось горше.

    Шли без митингов и замен.

    В окруженье попал под Оршей

    Наш потрепанный батальон.
    Зинка нас повела в атаку.

    Мы пробились по черной ржи,

    По воронкам и буеракам,

    Через смертные рубежи.
    Мы не ждали посмертной славы,

    Мы со славой хотели жить.

    Почему же в бинтах кровавых

    Светлокосый солдат лежит?
    Ее тело своей шинелью

    Укрывала я, зубы сжав.

    Белорусские хаты пели

    О рязанских глухих садах.
    3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

    Но сегодня она не в счет.

    Дома, в яблочном захолустье

    Мама, мамка твоя живет.
    У меня есть друзья, любимый,

    У нее ты была одна.

    Пахнет в хате квашней и дымом,

    За порогом бурлит весна.
    И старушка в цветастом платье

    У иконы свечу зажгла

    Я не знаю, как написать ей,

    Чтоб она тебя не ждала.
    Показ слайда 22 как фон
    Звучит стихотворение С. Гудзенко «Нас не нужно жалеть» в исполнении В. Высоцкого

    Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

    Мы пред нашим комбатом как перед господом Богом чисты.

    На живых порыжели от крови и глины шинели,

    На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

    Расцвели и опали… Проходит четвёрная осень.

    Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят,

    Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,

    Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

    Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели…

    Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

    Тот поймёт эту правду – она к нам в окопы и щели

    Приходила посмотреть ворчливым охриплым баском.

    Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

    Эту взятую с боем суровую правду солдат,

    И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

    И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.

    Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

    Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты.

    Нас не нужно жалеть: ведь и мы никого б не жалели,

    Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты…

    С. Гудзенко
    ВЕДУЩИЙ (2):Девушка 1. Однажды после боя я увидела в лесу фиалки, не удержалась и нарвала букетик. Нарвала и привязала их к штыку. Пришла в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня на винтовке. А он начал меня ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…» Ему было странно, как это в такой обстановке можно думать о цветах.
    Девушка 2. А у нас командир понимающий был, берёг нас, заботился. Под Москвой – отступление, самое страшное время, а он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтобы вы были красивыми…» - и представляете, привёз. Мы сделали завивки, покрасились и такие счастливые в бой пошли…
    Показ слайда 22 (продолжается)

    ВЕДУЩИЙ (3):ЧТЕЦ-ЮНОША:РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ...
    ...Да разве об этом расскажешь-

    В какие ты годы жила!

    Какая безмерная тяжесть

    На женские плечи легла!..

    В то утро простился с тобою

    Твой муж, или брат, или сын,

    И ты со своею судьбою

    Осталась один на один.

    Один на один со слезами,

    С несжатыми в поле хлебами

    Ты встретила эту войну.

    И все - без конца и без счета -

    Печали, труды и заботы

    Пришлись на тебя на одну.

    Одной тебе - волей-неволей,

    А надо повсюду поспеть;

    Одна ты и дома и в поле,

    Одной тебе плакать и петь.

    ВЕДУЩИЙ (2): Показ слайда 22.(Звучит песня в исполнении Натальи Подольской "В лесу прифрон­товом", муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.)
    Показ слайда 23,24
    ВЕДУЩИЙ (3):




























    М. Д. Максимов. Баллада о часах. 1943Кадры хроники «На безымянной высоте»

    ВЕДУЩИЙ (1):
    Показ слайда 25
    ВЕДУЩИЙ (2): Показ слайда 26
    ВЕДУЩИЙ (3):
    чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей и пусть вопрос: достойны ли мы памяти павших – всегда будет волновать нас, Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны. Показ
    слайда 27.
    ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:
    А может нам о них забыть?

    Опять война,

    Опять блокада…

    Я слышу иногда:

    «Не надо,

    Не надо раны бередить».

    Ведь это правда, что устали

    Мы от рассказов о войне,

    И о войне мы пролистали

    Стихов достаточно вполне.

    И может показаться:

    Правы и убедительны слова.

    Но даже если это правда,

    Такая правда –

    не права!

    Я не напрасно беспокоюсь,

    Чтоб не забылась та война:

    Ведь эта память – наша совесть.

    Она

    Как сила нам нужна»

    Ю. Ворошилов.

    Показ 6 ролика

    Показ слайда 28

    3. Закрепление материала. Представление синквейна. Самостоятельная работа обучающихся.

    Ваша задача - составить синквейн - продолжить предложение: «Поэзия периода Великой Отечественной войны – это…..»

    4. Рефлексия. Подведение итогов.

    - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

    - Как изменяется тональность литературы в период ВОВ? (от легкомысленности до ответственности за всю страну)

    Выставление оценок

    5. Домашнее задание (дифференцированное).

    Рекомендованная литература:

    Алексей Сурков «Землянка»

    Бьется в тесной печурке огонь.

    На поленьях смола, как слеза,

    И поет мне в землянке гармонь

    Про улыбку твою и глаза.

    Про тебя мне шептали кусты

    В белоснежных полях под Москвой,

    Я хочу, чтобы слышала ты,

    Как тоскует мой голос живой.

    Ты сейчас далеко-далеко.

    Между нами снега и снега.

    До тебя мне дойти нелегко,

    А до смерти - четыре шага.

    Пой, гармоника, вьюге назло.

    Заплутавшее счастье зови.

    Мне в холодной землянке тепло

    От моей негасимой любви. 1941г.
    Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка»


    Языковые средства
    Примеры
    Олицетворения



    Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь
    Лексический повтор

    Сравнение

    В холодной землянке – от твоей негасимой любви


  • связь с админом