Главная страница
qrcode

pdf - Басов Н.Ф. (ред.) - Основы социальной работы (2007). Высшее профессиональное образование


НазваниеВысшее профессиональное образование
Анкорpdf - Басов Н.Ф. (ред.) - Основы социальной работы (2007).pdf
Дата29.05.2018
Размер7.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpdf_-_Basov_N_F__red__-_Osnovy_sotsialnoy_raboty_2007.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#41120
страница1 из 22
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Под редакцией Н.Ф.Басова
Допущено
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности Социальная педагогика»
3-е издание,исправленное
ACADEMIA
Москва
Издательский центр Академия
2007

УДК 364(075.8) Б Б К я Авторы Н. Ф Басов — введение, гл. 6, 7, 11; В М Б а сова гл. 5 (в соавт. с Ж АЗах ар о -
вой 14; СВ .Бойцова

— гл. 8; ОН Б ессонова
— гл. 10, 12, 15, 16, 17, 18; Ж А .Захарова
— гл. 5 (в соавт. с В М Басовой АН К равченко
(в соавт. с В. М. Басовой — гл. 14;
Б.В.Куприянов
— гл. 1, 2, 4; А В К учина
— гл. 3; ОБ. Скрябина
— гл. 9, 19; АИ. Тимонин
— гл. 21, 22; И. С.Шемет
— гл. 13, Рецензенты кафедра социальной педагогики и социальной работы Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого завкафедрой доктор педагогических наук, профессор В. А.
Фокин); доктор философских наук, профессор, завкафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Костромского филиала Российского государственного гуманитарного университета С .К.Булдаков; доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета МИР ож ков
Основы социальной работы : учеб. пособие для студ. высш.
0-753 учеб. заведений / Н Ф Басов, В.М .Басова, ОН Б ессо­
нова и др. ; под ред. Н. Ф. Басова. — е изд, испр. — М. : Издательский центр Академия, 2007. — 288 с В пособии рассматривается социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность, представлены ее ведущие направления (помощь семье, молодежи, престарелым, безработным, мигрантам, характеризуются основные методы, а также технологии социальной работы.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Социальная педагогика. Может быть полезно всем, кто интересуется проблемами социальной работы и педагогики.
УДК 364(075.8) Б Б К 65.272я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра Академия, и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается Басов Н Ф ., Басова В.М., Бессонова ОН. и др, 2004
© Образовательно-издательский центр Академия, 2004
ISBN 5-7695-3666-7
© Оформление. Издательский центр Академия, 2007

ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебное пособие знакомит студентов с важнейшими понятиями, теоретическими проблемами, а также направлениями, методами и технологиями социальной работы с целью формирования у будущих специалистов системы профессиональные знаний.
Пособие состоит из четырех разделов и включает в себя главы, непосредственно связанные с программой учебного курса Основы социальной работы. В пособии рассматриваются основы теории социальной деятельности, разъясняются ее сущность и цели, предмет и объект, принципы и методы реализации.
В подготовке специалиста особое место отводится пониманию того, какую помощь социальный работник должен оказывать людям. Объектом профессиональной деятельности социального работника является клиент, те. конкретный человек или группа людей. Клиент служит также объектом познания социального работника, который призван вникать в личностную проблему, выявлять ее истоки, учитывать субъективный характер и т.д. (раздел В пособии раскрываются основные направления социальной работы, особенности помощи семье, молодежи и детям, престарелыми одиноким, безработным, мигрантами другим группам населения России, которые нуждаются в социальной защите (раздел Большое внимание уделяется методам социальной работы, рассматриваются коммуникативная техника, правовой инструментарий, медико-социальные, социально-психологические и социаль­
но-педагогические методы (раздел Эффективность функционирования социальных работников во многом зависит от овладения способами практического взаимодействия с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальные услугах. Поэтому внимание будущих специалистов акцентируется на анализе технологий социальной работы, в числе которых — диагностика, адаптация, реабилитация, опека и попечительство, консультирование, прогноз, инновации (раздел IV). Отбор включенныгх в учебное пособие технологий определен требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.
В конце каждого раздела имеются вопросы для самопроверки, а также рекомендуемая литература для углубленной самостоятельной работы. Учебное пособие поможет будущим специалистам в подготовке к практическим занятиям, зачетами экзаменам, в написании докладов, рефератов и т.д. Существенную помощь оно окажет также работникам социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.
В учебном пособии были использованы материалы работ известных специалистов в области социальной работы и педагогики
Е.И.Холостовой, А.В.М удрика, ВАН икитина, М .В.Ф ирсова,
И.Г.Зайныш ева, В.И. Курбатова, В.Д.Альперовича, ПДП авлен- ка, В.А.Фокина, МИ. Рожкова и многих других.
Надеемся, что издание данного пособия будет способствовать совершенствованию системы подготовки социальных педагогов на более высокой профессиональной основе.
Авторы будут признательны за все замечания, конкретные предложения и пожелания в адрес предлагаемого учебного пособия
РАЗДЕЛО СН О ВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Г ЛАВА СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§ 1. Современные подходы к пониманию сущности социальной работы
Разнообразие трактовок понятия социальная работа наиболее ярко отражается в определении объекта.
Объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью таких понятий, как личная проблема, недостатки, трудная жизненная ситуация. Общность подходов к проблеме объекта может быть интерпретирована следующим образом. Жизнедеятельность (социальное функционирование) конкретного человека или группы, социальной категории осуществляется в процессе реализации тех или иных потребностей данного объекта. Именно в этой связи человек, группа, сообщество вступают в определенные отношения с окружающей средой. Трудная жизненная ситуация возникает тогда, когда жизнедеятельность нарушается. В этом случае объект не может удовлетворить собственные потребности из-за разрыва взаимосвязи с социальной средой. Разрыв этой взаимосвязи приводит к недостатку ресурсов для удовлетворения потребностей. Ресурсы — это средства, которые используются в случае необходимости, источник будущего действия, внутренняя возможность, те. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила — внутренняя или внеш­
няя.
Воздействие субъекта социальной работы на объект традиционно характеризуется термином помощь, что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как вмешательство в процесс активизации ресурса, управление его использованием.
Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование, реализация потребностей, обеспечение необходимого уровня жизни, реализация прав, компенсация недостатков. Следовательно, социальная работа — это управление использованием ресурсов человека, семьи или общности, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ресурсы объекта социальной работы могут быть условно дифференцированы как внутренние (непосредственно принадлежащие объекту, внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные (результат взаимодействия объекта и общества).
В нутре н ни ере сур с ы включают в себя физические возможности, способности и уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, материальные возможности, временной потенциал.
Физические возможности (физический ресурс) рассматриваются применительно к индивиду или группам лиц, объединяемым на основе данного признака. Они проявляются в состоянии здоровья характере функционирования основных систем организма, выносливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми поэтому признаку считаются следующие категории граждан дети, пожилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может происходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т. п. В современном мире наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни. Они могут приводить к преждевременному разрушению физического ресурса.
Одной из самых распространенных социальных проблем во всем мире быша и остается бедность — низкий имущественный статус недостаток материального ресурса. Имущественный статус включает в себя материальное положение семьи в целом и предполагает соотнесение доходов, получаемых ее членами, с расходами. Весьма показательна в этом плане структура расходов семьи. Доминирование в расходах трат на продукты питания и товары первой необходимости свидетельствует о низком имущественном статусе.
Способности
традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность в какой-либо деятельности. Каждый человек имеет врожденные задатки, от которых зависит возможность развития его способностей. Динамика развития способностей в начальный период жизни обусловлена обстоятельствами социализации человека, нов определенный момент начинает зависеть от его жизненной позиции.
Жизненная позиция, самоотношение,
— это субъективное отношение к себе, собственным возможностями перспективам. В плане социальной работы недостатками в состоянии такого ресурса, как жизненная позиция, являются свойства регулятивной сферы, со­
циально-психологический инфантилизм и иждивенчество.
Освоенный социальный опыт и здравый смысл Индивидуальный опыт трактуется как самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний знаний, умений и навыков способов общения, мышления и деятельности стереотипов поведения интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок. Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, а приобретение его происходит в социальных институтах. Необходимый объем социального опыта обеспечивается богатством жизненного пути. Освоение социального опыта тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать решения, адекватные ситуации.
Временной потенциал — весьма существенное средство удовлетворения потребностей. Он может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затратна непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней — образование, на поддержание гигиенических условий существования семьи. Динамика данного ресурса специфична, так как максимальный временной потенциал может быть обнаружен у детей и пенсионеров.
В не ш ни ере сур с ы — это финансовые, организационные, кадровые возможности субъекта помощи, те. учреждения, способного или призванного оказывать требуемую помощь. Финансовые ресурсы которыми являются фонды общественного потребления, предназначены для социального обеспечения нуждающихся, включают бюджет (федеральный, субъекта федерации, местный, выделенный на реализацию социальной политики, средства общественных объединений, частных лиц и т.п. Оснащенность материальной базы социальных учреждений означает наличие необходимых помещений, транспорта, специального оборудования. Организационные ресурсы — это государственные, конфессиональные, общественные, совместные программы социальной помощи различным категориям населения. К организационным ресурсам социальной работы можно отнести структурированность деловых отношений в рамках тех или иных организаций, занимающихся помощью населению. Кадровые ресурсы профессиональной социальной работы — это возможности специалистов, работа которых оплачивается из общественных и государственных фондов. Кадровые ресурсы социальной работы выражаются в уровне компетентности решения профессиональных задач специалистами (степень развития способностей и опыта профессиональной деятельности. В качестве ресурса можно рассматривать личностный ресурс субъектов неформальной помощи родителей, друзей, знакомых, соседей и т. п.
К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус
Мудрик А. В Социальная педагогика Учеб. для студ. педвузов Под ред.
В.А.Сластенина. — е изд, испр. и доп. — МС Правовой статус — это положение, занимаемое объектом социальной работы в системе правовых отношений. Согласно Гражданскому кодексу РФ возможны три варианта правового статуса отсутствие дееспособности, частичная дееспособность, полная дееспособность. Дееспособность — способность своими действиями или без­

действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их На примере личности можно проследить, как изменяется правовой статус в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) — имеется у несовершеннолетних (с 14 долети отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет. В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие.
Социальный статус можно определить как общественное отражение (зеркало, иногда кривое) внутренних ресурсов. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, ас другой — открывает непосредственный доступ к использованию ими внешних ресурсов.
0бъективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий социальный статус — в трудоспособном возрасте чем престижней сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека. Поэтому наиболее высокий статус в современном обществе имеют высокопоставленные государственные чиновники, представители крупного бизнеса, широко известные представители культуры и искусства и т. д.
Социальный статус имеет исторические, этнокультурные корни (во многом определяется социальными традициями, мифами, предрассудками и заблуждениями, складывается стихийно. Так, в сегодняшних условиях практически невозможно найти сферы общественной жизни, в которых женщина реально уступала бы мужчине, однако социальный статус мужчин в целом значительно выше.
Таким образом, социальная работа как управление процессом использования ресурсов может быть направлена на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних ресурсов. Если внутренний потенциал индивида, семьи или сообщества достаточен для реализации основного массива потребностей, необходимость в социальной работе отпадает. В противном случае возникает востребованность в использовании внешних ресурсов.
Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Приведем пример низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст данной категории преимущества на рынке труда. Смежные ресурсы в целях соблюдения социальной справедливости должны быть уравновешены. В случаях высокого социального статуса достаточен обыга- ный правовой статус, специальный правовой статус (социальные гарантии) необходим при низком социальном статусе.
Специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциалом у детей. Развитие цивилизации привело к формированию особого института родительства как правого и социального представительства интересов ребенка — индивида не только слабого физически, но и не обладающего необходимым опытом, уровнем развития способностей и т. д. Поэтому утрата ребенком своеобразного социального и правового посредника (родителя) создает трудную жизненную ситуацию, называемую сиротством 2. Институциональные особенности социальной работы

Исходя из понимания социального института как исторически сложившейся, устойчивой формы организации совместной деятельности людей, следует выделить формализованные и неформальные группы институтов, осуществляющих различные виды помощи.
К формализованным институтам относятся как специально для этой цели предназначенные, таки реализующие функцию помощи наряду с другими. Часть формализованных институтов социальной помощи и защиты были созданы государством социальное обслуживание населения, образование, пенитенциарная система, армия, здравоохранение, система организации свободного времени.
Центральное место среди перечисленных институтов занимает социальное обслуживание (система социальных служб. Согласно закону Об основах социального обслуживания населения (1995) государственная система социальных служб состоит из предприятий и учреждений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации. Законодательством предусмотрено осуществление социального обслуживания также предприятиями и учреждениями иных форм собственности, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Особое место в государственной системе социальной работы занимают федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Образование, здравоохранение, учреждения культуры также решают задачи социальной помощи разным категориям населения. Так, например, органы опеки и попечительства, призванные защищать права детей, помогать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, входят в состав органов управления образованием. Образовательные учреждения различного типа оказывают социальную помощь детям, подростками молодежи, обучающимся в них, те. предоставляя образовательные услуги, школа, лицей, колледж, вуз, учреждение дополнительного образования фактически занимаются предоставлением и социальных услуг. В здравоохранении ив сфере культуры и досуга также происходит сочетание профильных и социальных услуг.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом