Главная страница

[Медкниги]Крашенинникова Ю.А. Неформальное здравоохранение. Социографические очерки. Власов Василий Викторович Крашенинникова, Юлия Александровна. Неформальное здравоохранение. Социографические очерки. М страна Оз, 2016. 456 с. Isbn монография


Скачать 4.35 Mb.
НазваниеВласов Василий Викторович Крашенинникова, Юлия Александровна. Неформальное здравоохранение. Социографические очерки. М страна Оз, 2016. 456 с. Isbn монография
Анкор[Медкниги]Крашенинникова Ю.А. Неформальное здравоохранение. Социографические очерки.pdf
Дата14.06.2017
Размер4.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMedknigi_Krasheninnikova_Yu_A_Neformalnoe_zdravookhranenie_Sotsi
оригинальный pdf просмотр
ТипМонография
#23689
страница1 из 32
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

НеформальНое
здравоохраНеНие
Социографические очерки [5] Юлия Крашенинникова
Страна Оз
Москва Фонд поддержки социальных исследований
«Хамовники»

УДК
ББК
К78 615.89(470+571)
53.59(2Рос)
К78
Монография базируется на результатах исследования, выполненного при поддержке Фонда Хамовники (проект № 2013 001). Издание подготовлено на средства Фонда поддержки социальных исследований Хамовники (проект Научный редактор кандидат философских наук, ординарный профессор, заведующий кафедрой местного самоуправления Национального исследовательского университета Высшая школа экономики
Кордонский Симон Гдальевич
Научный рецензент доктор медицинских наук, профессор факультета социальных наук Национального исследовательского университета
Высшая школа экономики Власов Василий Викторович
Крашенинникова, Юлия Александровна.
Неформальное здравоохранение. Социографические очерки. — М Страна Оз, 2016. —
456 с. — ISBN Монография посвящена экономическим агентам, которые подменяют или дополняют собой официальную систему здравоохранения в современной России, обслуживая альтернативные практики поддержания здоровья. Детализированное описание их деятельности дано на основе анализа открытых источников, а также наблюдений и интервью, полученных входе полевого исследования в Пермском краев году. В том числе рассматриваются рынки сетевого маркетинга и выездной торговли товарами для здоровья скрытые социальные функции аптек услуги целителей и врачей альтернативной медицины собирательство и производство целебных даров природы в личных хозяйствах практики участия религиозных организаций в решении проблем со здоровьем распространение информации для самолечения в массмедиа. Книга адресована широкому кругу читателей — специалистов в области управления здравоохранением, представителей социальных наука также всех интересующихся проблемами охраны здоровья и неформальной экономики в России.
УДК 615.89(470+571)
ББК Рос 978-5-906139-06-1
© Юлия Крашенинникова, 2016
© Екатерина Трушина, макет, дизайн, Позиция автора является независимой и может не совпадать с позицией фонда и его учредителя.
РаСПРОСТРаНЕНиЕ ОСУщЕСТВляЕТСя БЕСПлаТНО.

Содержание
Предисловие.......................................................................................................................... От автора ............................................................................................................................... Благодарности ......................................................................................................................11
ГлАВА 1. ЗАдАчи и иНСтрумеНты СоциоГрАфии «НеформАльНоГо
ЗдрАВоохрАНеНия»
1.1. Постановка проблемы .................................................................................................13 1.2. Модель описания ........................................................................................................ 24 1.3. Факторы развития неформального здравоохранения ........................................56
ГлАВА 2. АГеНты НА рыНКАх тоВАроВ для ЗдороВья ..............................................75 2.1. Мы как Галилео — нас жгут на костре, а мы продвигаем БаДы»: сетевой маркетинг товаров для здоровья .................................................................81 2.2. Скрытые функции института здравоохранения случай аптек ..........................114 2.3. Современные коробейники выездная и разносная торговля товарами для здоровья ...............................................................................................................135
ГлАВА 3. ЗА ЗдороВьем В оГород, В леС и НА бАЗАр:
добычА и продАжА дАроВ природы ...................................................................151
ГлАВА 4. теНеВАя и реСпеКтАбельНАя АльтерНАтиВНАя медициНА: от ЗНАхАрей до «КомплемеНтАрНых» СпециАлиСтоВ ...............................178 4.1. «Какую-то Вангу вспоминают, будут вспоминать и меня целители ................179 4.2. Пограничная зона амбивалентный статус, проблемы признания и теневые практики специалистов комплементарной и альтернативной медицины ...................................................................................208 4.3. Все болезни от нервов психотерапия как альтернатива ортодоксальной медицине ....................................................................................................................267
ГлАВА 5. релиГиоЗНые иНСтитуты: ЗАботА о ЗдороВье и Коммерция НА болеЗНях ...................................................................................................................279 5.1. Религиозная ситуация в России ив местах проведения полевых работ ............283 5.2. Отношение религиозных организаций к официальной и альтернативной медицине ....................................................................................298 5.3. арсенал лечения религиозные обряды, ритуалы и практики для решения проблем со здоровьем ........................................................................314
Содержание. Социальное служение как форма участия религий в поддержании здоровья населения ................................................................ 338 5.5. Религиозные объединения на рынках товаров для здоровья ...................... 356
ГлАВА 6. КАрКАС «НеформАльНоГо ЗдрАВоохрАНеНия»:
рыНКи иНформАции .......................................................................................... 367 6.1. Массмедиа .......................................................................................................... 370 6.2. информационные посредники ........................................................................ Послесловие ............................................................................................................... Приложения ............................................................................................................... Список литературы и источников ........................................................................... Список сокращений .................................................................................................. Об авторе ......................................................................................................... ...........453
В зеркале реальности
Медицина более других областей человеческой деятельности окружена ореолом закрытости. Здесь царит взаимопризнание профессионалов. Само понятие профессионализма в классическом, английском значении относится лишь к врачам, юристами священникам. Отсюда проистекает не только основание для снобизма, но и известная отстраненность врачей от проблем прочих в их бытовом по- нимании.
С другой стороны, совсем недавно по меркам истории (всего каких-то 120—130 лет назад) профессиональная медицина была недоступна для большинства людей. Некоторая часть населения даже сегодня в России, в Бразилии или в других странах БРиКС, и тем более за его нижними пределами, имеет ограниченный доступ к ней. Одновременно проблемы здоровья, точнее страданий, связанных стем, что люди понимают как болезни, насущны и ежедневны. Существует постоянный мощный поток идей и практик решения этих проблем, который частично перекрывает поле компетенций, присвоенное профессиональной медициной. именно неудовлетворенная потребность в помощи, а отнюдь не самонадеянность или невежество определяет ситуацию, в которой все разбираются в медицине».
В России из-за формализаторства советской власти ограничения на самолечение и взаимопомощь были, пожалуй, суровы как нигде. Поэтому таким заметным после 1988 года стал расцвет в информаци-
Предисловие

ПредиСловие онном поле публикаций разного рода лечебников, а также публичных практик, невообразимых под контролем коммунистов.
Исследование неформального здравоохранения представляет собой систематическое качественное изучение практики взглядов, которые имеют отношение к проблемам здоровья, ноне находятся целиком в поле медицины, институализированной российским государством. Можно ожидать, что в профессиональном медицинском сообществе и среди специалистов, занимающихся общественным здоровьем, найдутся те, кто воспримет эту книгу настороженно. Во-первых, потому что методы качественной социологии не распространены в дисциплинарном поле медицины и здравоохранения. Во-вторых, потому что нарисованная автором картина может рассматриваться как неприглядное изображение реальности в зеркале малопонятного метода. Действительно, лишь в последние годы руководство профильного министерства вынуждено было признать недоступность профессиональной медицинской помощи в деревнях России и озаботиться организацией само- и взаимопомощи в домохозяйствах.
Большим достоинством книги является систематизация практик деятельности разных акторов в сфере помощи при проблемах со здоровьем. Взгляд на их методы и выбранный подход к классификации порой парадоксальны и оценочны, но представлены автором достаточно убедительно. Также ясно изложены и результаты эмпирических наблюдений. Думаю, что эта работа будет полезной не только специалистам по общественному здоровью, но и студентам, изучающим государственное управление и администрирование в здравоохранении. я надеюсь также, что исследование поможет сделать шаг к совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения, которое в части традиционной медицины крайне неудовлетворительно.
Василий Власов, доктор медицинских наук, профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики
Замысел этой книги возник из поисков ответа на тривиальный, казалось бы, вопрос как и с чьей помощью россияне сегодня борются с болезнями и поддерживают свое здоровье вне системы здравоохранения Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и национальное законодательство дают предельно широкие определения понятия система здравоохранения. Они включают все аспекты социальной жизни, связанные со здоровьем человека. Однако в публичной и обыденной речи это понятие чаще используется для обозначения институтов медико-санитарной помощи населению, находящихся в сфере публичного управления. именно поэтому систему здравоохранения можно реформировать, развивать или модернизировать с помощью регуляторных мер и бюджетного финансирования.
Если говорить о системе здравоохранения во втором, узком, значении (и именно его я буду использовать в этой книге, то очевидно, что за ее рамками существует множество замещающих или дополняющих ее практик здравоохранительного поведения и обслуживающих их экономических агентов. Понять, насколько масштабной является эта сфера и как она устроена, можно лишь после рутинной социографиче-
1 Например, на сайте ВОЗ говорится Система здравоохранения охватывает все организации, институты и ресурсы, предназначенные для выполнения действий, основной целью которых является улучшение здоровья. Многие национальные системы здравоохранения включают государственный, частный, традиционный и неофициальный сектора (источник от автора
от автора ской работы, направленной на обнаружение, структурирование и феноменологическое описание элементов этого многообразия.
Такие здравоохранительные практики составляют часть повседневной жизни обычного человека. Каждый может поделиться здесь своим личным опытом. Однако об этой сфере в целом мы знаем мало. Для официальной статистики охрана здоровья населения сводится к деятельности сети лечебно-профилактических, фармацевтических и физкультурно-оздоровительных организаций. Поэтому то, что находится за их рамками, она не фиксирует. В отечественных социальных науках уделяется внимание отдельным институтами практикам, замещающим систему здравоохранения в современной России, таким как знахарство и деятельность врачей альтернативной медицины. Нов целом данная сфера слабо изучена и весьма фрагментарно описана.
Социография, включающая наблюдение и фиксацию простых фактов и их взаимосвязей, полезна тогда, когда она предшествует теоретическим построениям, предваряя рассуждения о габитусе или трансакционных издержках применительно к российским реалиям. В этом смысле ее результаты служат опорой для научной проблема- тизации и построения объясняющих концепций, а также для разработки управленческих решений. Она формирует также необходимую почву для сравнительных исследований. Как мы увидим на примере альтернативных практик поддержания здоровья, полученная картина действительности может существенно расходиться с доминирующими в общественном сознании представлениями обустройстве и масштабах этих практик. Эти соображения дают ответ на вопрос, зачем вообще с нуля приступать к описанию тех социальных явлений, к которым научное сообщество и государство не проявляют особого интереса Среди работ, посвященных различным социальным практикам поддержания здоровья вне системы здравоохранения в современной России, самый распространенный жанр — фольклорно-этнографические и антропологические исследования магических обрядов и народной медицины народов, проживающих на территории нашей страны. В этом направлении работают сотрудники института этнологии и антропологии РаН, а также многие этнографы в разных российских регионах например 45; 85; 90; 99]. Отдельные работы посвящены вопросам социального статуса специалистов альтернативной медицины и процессов профессионализации их деятельности например 18; 38; 69; 70; 72; 73; 74; 86]. Также необходимо отметить социологические исследования, в которых рассматривается отношение населения и медиков-профессионалов к практикам альтернативной медицины в различные периоды постсоветской истории [106; 111; 119].
от автора
Такая описательная работа заведомо имеет междисциплинарный характер. Ее сложно отнести к определенной научной дисциплине, поскольку каждая из них (в нашем случае социология медицины, экономическая социология, медицинская антропология, экономика и управление здравоохранением) предписывает изучать реальность в соответствии с определенными методологическими подходами и видит в жизни лишь то, что соответствует ее терминологии. Скажем, отечественная социология медицины чаще всего исследует поведение участников системы здравоохранения (врачей, пациентов) исходя из представления о конвенциональной медицине как о норме. При таком фокусе альтернативные практики поддержания здоровья выглядят девиациями, следствиями проблем официальной медицины. Медицинская антропология оперирует понятием медицинская система, что позволяет рассматривать западную биомедицину водном ряду с другими подходами к здоровью, построенными на разных культурных моделях. Это дает возможность изучать деятельность специалистов альтернативной медицины в современных обществах, не настраиваясь заведомо критически. Но медицинская система в таком понимании дуалистична: в ней всегда есть пациент и врачеватель [51]. В силу этого обслуживающая здравоохранительное поведение людей инфраструктура (аптеки, компании сетевого маркетинга и т. д) исключается из предмета анализа, хотя она также влияет на здоровье населения.
Настоящая книга представляет собой серию социографических очерков. Они посвящены агентам, которые обслуживают альтернативные практики поддержания здоровья, заменяют или дополняют официальную систему здравоохранения.
В основу публикации положены материалы пилотного проекта по описанию феноменов неформального здравоохранения, реализованного в Пермском краев году. Вместе со мной в полевых работах принимали участие около десяти человек, и когда я в тексте книги пишу мы, я имею ввиду нашу исследовательскую группу, костяк которой составили слушатели Пермского филиала Высшей школы экономики. Мы опирались на методику, разработанную и применяемую в эмпирических исследованиях местной жизни под руководством С. Г. Кордонского на базе лаборатории муниципального управления
НиУ ВШЭ Этот проект продолжает серию исследований институтов и практик поддержания здоровья в современной России, состоявшихся в 2010—2012 годах при поддержке Фонда Хамовники [79]. Конечной их целью является формирование более широкого, чем общераспро-
от автора страненное в сфере государственного управления ив российском публичном поле, представления о том, каким образом обеспечивается здоровье в нашей стране. Как и предыдущие работы, эта исходит из необходимости прийти к пониманию той социальной среды, в которой существует и от которой зависит государственная система здравоохранения в России.
В структуре книги выделяются две части. Первая глава содержит некоторые обобщения и размышления о предмете описания в целом. Она объясняет, что такое неформальное здравоохранение, и предлагает методику описания феноменов в этой сфере. В ней также излагаются предположения о причинах, стимулирующих их развитие. Последующие главы посвящены отдельным феноменам неформального здравоохранения, систематизированным в зависимости от основного продукта, который предлагается потребителю промышленные товары, дары природы, лечебно-диагностические услуги, идеи и ин- формация.
Книга была задумана как серия очерков, а не энциклопедия. Выбранный формат фокусирует внимание на наиболее интересных агентах неформального здравоохранения, ноне дает всеобъемлющей и детальной картины этой сферы. Деятельность одних агентов раскрыта более полно, чем других, а какие-то вообще отдельно не рассматриваются, хотя они были зафиксированы входе полевых работ
3
Последнее замечание касается времени, о котором идет речь в публикации. За исключением специально оговоренных случаев, в тексте описывается ситуация на момент проведения полевых работ. То есть когда речь идет о настоящем времени, подразумевается 2013 год. Это важно иметь ввиду, так как данная сфера чувствительна к внешним воздействиям, таким как экономическая ситуация и эволюция законодательства, и для читателя некоторые приводимые факты могут уже быть в прошлом.
Август, 2015
3 В частности, в книгу не вошел блок, посвященный авторским системами оздоровительным учениям, включая восточные практики (йога, цигун и др. Это связано главным образом с ограничениями по объему и срокам выхода настоящего издания. Сама по себе деятельность таких сетевых структур, безусловно, вносит свой вклад в поддержание здоровья населения и заслуживает отдельного внимания исследователей Работа над этой книгой приносила мне большое удовольствие, и я искренне благодарна всем тем, без кого она не появилась бы на свет.
Прежде всего я бы хотела поблагодарить участников полевых работ в Прикамье, которые вместе со мной занимались сбором эмпирического материала. Это ОМ. Макарова, а. а. Масленников, Ми. Окунева, М. О. Цевилева, а. Р. ягудина, Д. В. Субботин, Д. л. Сюзев, НС. Опарин, Е. В. Шуралева, а. а. Шаврин и а. Е. Колонуто. Многие замечательные свидетельства деятельности агентов неформального здравоохранения, представленные в книге, собраны их усилиями. их дневники наблюдений и расшифровки интервью стали для меня бесценной базой для аналитической работы.
Деятельность нашей исследовательской группы была бы невозможной без организационного таланта и непосредственного участия Ел. Зуевой, руководителя магистерской программы Государственное и муниципальное управление Пермского филиала НиУ ВШЭ.
Возможностью написать и издать книгу я полностью обязана гранту Фонда поддержки социальных исследований Хамовники, который профинансировал также проведение полевых работ. Выражаю глубокую признательность учредителю фонда аи. Клячину за внимание к проблематике исследования. Отдельные слова благодарности научному руководителю фонда С. Г. Кордонскому и директору фонда Ч. Э. Бейшеналиевой за моральную поддержку и максимально комфортные условия работы над рукописью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов
связь с админом