Главная страница
qrcode

Вопрос Что такое ум Ума нет! В природе этого качества физически не существует. Ум


НазваниеВопрос Что такое ум Ума нет! В природе этого качества физически не существует. Ум
АнкорSOZNANIE.doc
Дата12.02.2019
Размер2.09 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSOZNANIE.doc
ТипДокументы
#55620
страница3 из 17
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Модель сознания

Известно, что никакая модель, никакое информирование не дает истинных знаний. Поэтому, если бы было достаточно сказать, что сознание – это сознание, не нужно было бы и этой модели. Ум всегда требует максимальной детализации и информирования. И если человеку удается понять что-либо посредством логических выводов, он, как правило, отказывается от практического исследования. Можно сказать, что информирование – воровство знаний. Ум стремится к постижению истины без ее истинного постижения. Но ум может оказать существенную помощь, перестроившись с контроля на позволение.

Нам известны такие случаи, когда ум не знает, когда он учится чему-то. В начале обучения мы бдительны, мы осознаны. Например, когда мы учимся плавать или когда учимся водить машину, мы очень бдительны – жизнь в опасности. В подобных ситуациях жизнь делает нас осознанными. На дороге, в воде есть опасность, поэтому мы нервничаем, опасно совершить ошибку, это дорого может стоить. Но когда мы научились вождению, эта осознанность нам больше не нужна, роботизированная часть нашего ума берет верх. Когда мы научились чему-то, управление человеком переводится из разрешенного сознательного в подавленное сознательное, туда, где находятся все обусловленности и автоматизмы.

Но именно в ситуации обучения мы имеем возможность ощутить вкус осознанности, момент соприкосновения с реальностью через сознание. Нужно лишь увидеть это, сохранить это как жажду, как похмелье и далее приумножать.

Ум – робот, биокомпьютер, не способный управлять человеком, это не его функция. Ум – слуга, инструмент. Он необходим для осуществления функций тела-ума. Он нужен там, где он нужен и может быть использован, а не везде, где только возможно по его разумению. Но вездесущий ум стал хозяином, ограничив человека эмоциональной, психологической и физиологической сферой существования. Именно поэтому мы ищем свое место за пределами ума, именно поэтому мы ищем пространство не-ума, пространство, которое подскажет кто «Я» есть истинно?.

«Ум очень хитер – он всегда может найти способ остаться тем же. Он всегда может найти способ остаться прежним. Он всегда может найти новые одежды и спрятаться за ними; он может найти прекрасные объяснения.



Остерегайтесь! Ум это не простое явление, он сложен, тонок, очень обманчив. Если вы постараетесь поймать его, вы будете в затруднении. Если вы выставляете его через переднюю дверь, он вернется с черного хода. Если вы хотите контролировать и подавлять его, он начнет действовать со стороны вашего бессознательного – что гораздо более опасно, потому что он будет по-прежнему управлять вами, хотя теперь вы совершенно не будете осознавать его контроля. Враг больше не видим, вот и все, но враг здесь. И когда враг невидим, он более опасен.

Как они (мысли) тонки, и как обманчивы! Задача в том, чтобы успокоить их... Поэтому помните, их не нужно подавлять, их не нужно ловить. Задача в том, чтобы успокоить их, и, управляя ими, найти счастье.

Именно успокаивая их, человек становится управляющим, но не наоборот: управляя ими, вы не успокоите их. Помните этот процесс: он кажется похожим, но это не так. Он очень отличается; фактически, он диаметрально противоположен. Сначала вы должны успокоить мысли, сначала утихомирьте их.

А чтобы успокоить их, нужно просто наблюдать, в молчании, без суждений, не говоря, что это хорошо, а это плохо. В то мгновение, когда вы говорите, что что-то хорошо или плохо, вы прыгаете в болото. Ум уже схватил вас, вы уже пойманы». (Ошо, "Дхаммапада – Путь Будды").

Модель сознания (см. рисунок) содержит: разрешенное и подавленное сознательное, а также бессознательное. Вертикальное положение схемы выбрано не случайно, потому что истинный рост сознания, его трансформация – это всегда рост по вертикали. Всякое улучшение не является ростом, а лишь способом обретения большей значимости и своего места в социальной среде.

Природа заботится о человеке и обеспечивает его всем необходимым, в том числе и сознательным умом где-то до 13 – 14 летнего возраста, а дальше – это уже дело рук самого человека. Но если до всего руки как-то еще доходят, то до роста сознания – нет. Этот путь, путь в бессознательное, принципиально отличен от привычного, общедоступного, обусловленного сферой сознательного.

Все, что связано с достижениями в различных областях жизни и деятельности человека, так или иначе обусловлено сферой сознательного, а точнее сказать тем, что называется сознательным умом.

Ум сознательно стремится завладеть миром, он неустанно расширяет свои пространства, добывая обо всем информацию, ибо во все времена она имела наивысшую цену, иногда даже превышающую цену самого человека.

Информация – это знание ума, это его собственность, она позволяет ему выживать, но она не имеет никакой ценности, и даже становится препятствием, когда речь идет о поиске, росте сознания. Информация – продукт ума, она всегда – прошлое и никогда – настоящее. Настоящее для ума – слуга прошлого. Конечно, процесс познания связан с постижением нового, но настоящее в нем направлено на обслуживание прошлого и будущего.

Всякая работа с информацией, связано ли это с образованием или с уникальным научным творчеством – изобретениями и открытиями, не может расцениваться как расширение сферы сознания. Всякое расширение ума обусловлено. Ум сам планирует и осуществляет свое совершенствование.

Все, что принимает ум, он принимает в обусловленности, в штампах. Ум всегда видит то, что видит и никогда больше. Ум не предназначен для того, чтобы видеть процесс, течение, он видит только свершившийся факт. Жизнь не подвержена восприятию и передаче ее умом, она вне ума, она всегда в настоящем моменте, в здесь-и-сейчас. Ум же всегда в прошлом.

«Почему так происходит? Почему вы живете в прошлом? Потому что ум это не что иное, как накопление прошлого. Ум – это память: все, что вы сделали, все, о чем вы мечтали, все, что вы хотели сделать и не смогли, все, что вы воображали в прошлом, есть ваш ум. Ум – это мертвая сущность. Если вы смотрите через ум, вы никогда не найдете настоящего, потому что настоящее – есть жизнь, а жизнь никогда не может быть достигнута через что-то мертвое. До жизни нельзя дотронуться через смерть.

Ум мертв. Ум подобен пыли, собирающейся на зеркале. Чем больше пыли собирается, тем меньше зеркало похоже на зеркало. А если пыли собралось много, как это и происходит с вами, тогда зеркало вообще ничего не отражает.

Все собирают пыль. И вы не только собираете, вы привязаны к этому, вы думаете, что это сокровище. Прошлое ушло, почему вы цепляетесь за него? Вы не можете с ним ничего сделать. Вы не можете вернуться, вы не можете переделать его. Почему вы цепляетесь за него? Это не сокровище. И если вы привязаны к прошлому и думаете, что это сокровище, конечно же, ваш ум захочет прожить его вновь и вновь в будущем. Ваше будущее не может быть ни чем иным как вашим измененным прошлым – немножко улучшенным, немного более известным; ум может лишь проецировать известное, то, что вы знаете». (Ошо, "Йога – альфа и омега").

Познание истины жизни – это тотальное проживание жизни, ощущение ее в каждом мгновении без остатка, до конца. Это не расширение сферы своего интеллекта, сферы ума, это расширение сферы не-ума. Рост сознания, сферы не-ума – это не накопление знаний, это присутствие в процессе познания. Рост сознания – это обретение своего более тонкого, более полного присутствия во всем осознанно.

Только то, что позволяет человеку соприкоснуться с реальностью, может служить его инструментом познания истины. Ум не может быть таким инструментом, интеллектуальный центр не может быть таким инструментом. Таким инструментом может быть только чистое пробуждающееся непрерывно трансформирующееся Сознание.

Причиной, по которой рост сознания становится трудным для нас, является то, что мы одновременно, создавая новое пространство сознания за счет бессознательного, вынуждены использовать его же, как фундамент, как основу для его дальнейшего роста.

Чувствительность, впечатлительность, любовь – это то, что всегда в настоящем, переживание всегда здесь. И если его не пропускать, задержаться в нем, возможно соприкосновение с жизнью.

Очень важно самому разобраться в том, что ум – это лишь модель чувствований, ощущений, любви, ум – это их интерпретация. На самом деле именно ум сделал нас нечувствительными. Мы лишь думаем, что чувствуем. Активность ума, его инициатива заняли место восприимчивости и чувствительности.

Жить осознанно в чувствительности и восприимчивости – это процесс не столько активности, усилий и сверхусилий, сколько сверхнеусилий. Сверхусилия, связанные с концентрацией разделенного внимания, самовспоминанием, самонаблюдением, готовят лишь почву и закладывают семена, которые способны прорасти только в условиях сверхнеусилий. Иначе семя откажется прорастать до тех пор, пока оно не увидит свой собственный росток.

Рождение нового качества человека всегда связано с растождествлением, отбрасыванием старого, смертью содержимого ума, всего, что накоплено и находится в сознательном и бессознательном. Не может семя прорасти, оставаясь целым, оно должно умереть. Рост сознания – это всегда полное и беспристрастное растворение всех привязанностей и обусловленностей, откуда бы они не исходили и что бы они не несли. С этим грузом придется расставаться.

Когда я говорю "расставаться", я имею в виду, что не привязанности и обусловленности должны управлять нами, а мы ими. В этом состоит рост сознания, в этом заключается обретение мудрости. Можно стать безразличным, но это не рост в осознанности, это отрицание, отречение, бегство, подавление. Все, что подавлено, обязательно всплывает и с этим снова приходится что-то делать. Нужно стать не безразличным, а беспристрастным – трансформировать комплекс, обусловленность или привязанность, то есть выйти за пределы зоны их действия. А зона их действия всегда находится в пределах ума, эго.

Реальное расширение сознательного невозможно, пока существует подавленное сознательное. Все, что становится осознанным из сферы подавленного сознательного, может быть легко отброшено. Именно в этом весь секрет катарсиса: выносится что-то из сферы подавленного сознательного, из тьмы его сырого и зловонного подвала на свет божий.

Похожее случается в психоанализе, но чаще в трасперсональной терапии. Именно похожее, потому что психотерапия позволяет человеку очень быстро стать более "осознанным", но только в пределах сознательного. "Осознание" сферы подавленного сознательного в пределах сознательного связано с принятием новой правды, новой концепции. Поэтому, видимо, стали столь привлекательными новые методы "просветления" под названием НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Они, в прямом смысле слова, предлагают сознательному "новую", более живучую, объективно добытую правду взамен "старой", которая исчерпала свой ресурс. Программирование может осуществляться, как на контролируемом уровне сознания, так и на неконтролируемом уровне сознания, то есть в бессознательном. Таким образом подавленное сознательное теперь расширяется еще и за счет бессознательного. Формируется новая сфера бессознательного – подавленное бессознательное, что по-настоящему имеет опасность в сравнении с подавленным сознательным.

Подавленное сознательное известно, но не пускается наружу, подавленное бессознательное неизвестно. То есть нет предмета для работы, для осознания. Человек программируется до уровня механизма. Притупляются чувства, эмоции, страдания, страхи и т. д. Достигается истинная цель научно-технического прогресса – глобальная роботизация. Воистину человеку удается создать биологического робота – из самого себя. Надежда занять место пилота в неуправляемом трансконтинентальном лайнере рушится окончательно. Позволит ли разумность человека победить себя бессознательности или все-таки осознанность возобладает – проблема предстоящего столетия.

Медитационная техника Ошо:«Глядение в зеркало»
«Если вы тренируетесь быть менее сознательным, ум никогда не сможет встретиться с бессознательным. В самом деле, вы станете неспособным к встрече с ним. Те, кто принимают наркотики или алкоголь, тренируют свой ум быть совершенно бессознательным. Когда вы засыпаете или вас загипнотизировали, или вы гипнотизируете, вы теряете сознательность. Есть много путей, позволяющих вам быть более бессознательным, известных как религиозные практики. Все, что создает скуку, создает бессознательность.

Есть много способов помочь вам встретиться с «бессознательным». Я предлагаю вам простое упражнение, которое поможет вам встретиться с ним.

Вечером, прежде чем идти спать, закройте дверь своей комнаты и установите перед собой большое зеркало. В комнате должно быть совершенно темно. Теперь установите небольшой огонь сбоку от зеркала так, чтобы пламя не отражалось в зеркале. В зеркале должно отражаться только ваше лицо, но не пламя.

Глядите непрерывно в ваши глаза, отраженные зеркалом. Не мигайте. Опыт должен продолжаться сорок минут, и после двух или трех дней вы сможете смотреть, не мигая, не мигая в течение всех сорока минут. Даже если на глаза наворачиваются слезы, не обращайте внимания. Но все же не мигайте и продолжайте глядеть в глаза.

После двух-трех дней упражнений вы сможете наблюдать очень странное явление: ваше лицо начнет принимать новые формы. Возможно, вы будете испуганы. Лицо в зеркале начнет меняться. Иногда вы будете видеть совсем чужое лицо – вы никогда не знали, что ваше лицо может быть таким. Но все лица, которые вы увидите, принадлежат вам.Это взрывается бессознательный ум. Эти лица, эти маски – ваши. И иногда вы сможете даже увидеть лицо, принадлежащее вам в прошлой жизни.

После недели постоянных занятий – сорокаминутного глядения каждый вечер – ваше лицо будет непрерывным потоком форм. Множество лиц будет появляться и исчезать постоянно. После трех недель занятий вы не сможете вспомнить, какое из этих лиц ваше. Вы не сможете вспомнить собственное лицо, потому что появлялось и исчезало так много лиц.

Если вы будете продолжать, то однажды, после трех недель упражнений, случится очень странная вещь: в зеркале вдруг не будет лица! Зеркало будет пусто! Вы глядите в пустоту, там не будет никакого лица.

Вот момент! Закройте глаза и смотрите внутрь и вы встретите «бессознательное». Вы будете обнаженным, совершенно обнаженным – как вы есть. Все обманы падут.

Вот это – реальность, но общество создало так много оболочек, чтобы вы не сознавали ее. И как только вы узнали себя в своей наготе, вы стали другим человеком. Теперь вы знаете, что вы такое. До тех пор, пока вы не узнали, что вы есть, вы не можете преобразиться. Преобразовать можно только эту обнаженную реальность. И тогда, в самом деле, одна только воля к преобразованию осуществит это преобразование.

Такие, как вы есть, вы не можете преобразоваться. Вы можете заменить одно ложное лицо другим: вор может стать монахом, преступник может стать святым, но это не подлинное преобразование. Преображение означает стать тем, что вы есть в действительности» (Ошо, "Оранжевая книга").


Знание и Познание

Человек всегда знает, что он знает. И в этом главная проблема его невежества. Если бы он знал свое незнание, он был бы осознан, просветлен.

Знания нет, как нет памяти, нет прошлого, нет будущего, нет веры. Все это есть в прошлом, и будущее тоже, так, как мы знаем о нем. То будущее, которое мы не знаем, – его нет, оно будет как настоящее. Любое знание – это то, что уже случилось, это то, что уже произошло. Знание – всегда прошлое и никогда – настоящее. Жить в знании – быть в прошлом.

Жизнь всегда есть теперь. Быть присутствующим в этом, значит жить в непрерывно меняющемся процессе познания нового, которое никогда нельзя познать. Пожалуй, нет более сильного стимула, чем познание нового, существующего лишь мгновение, один единственный миг.

"...Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь!"

Новое – это творчество, это вдохновение, это впечатление, новое – это жизнь. Только в творчестве есть возможность узнать себя, потому что в творчестве мы живы, в творчестве мы есть! В творчестве больше шансов не пропустить жизнь, "задержаться" в самом центре ее интенсивности. Только так можно осуществить истинное познание. Всякое другое познание – это обретение знания, усвоение информации, причем, не важно как, путем постижения объективного(научного) знания(«истины») или в результате накопления собственного опыта. Опыт – не критерий жизни, опыт – критерий выживания.

Обычно человек, будучи бессознательным к себе, довольствуется лишь знанием, познание для него не доступно, он не соприкасается с жизнью напрямую, не осознает свою реальность исключительно по причине его бессознательности. На это есть объективные обстоятельства. Все, что происходит с человеком непосредственно и опосредованно, передается ему через, так называемых, "посланников".

Известно, что мир мы воспринимаем через соответствующие рецепторы органов чувств, при помощи наших сенсорных систем. Каждая сенсорная система имеет название по тому виду сенсорной информации, для восприятия которой она приспособлена: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная, о положении тела в пространстве и т.п.

Сенсорная система начинает действовать тогда, когда какой-нибудь раздражитель воспринимается чувствительными нейронами – первичными сенсорными рецепторами (первый "посланник"), которые связаны с центральной нервной системой (второй "посланник") соответствующими нервными импульсами.

Обработанные центральной нервной системой импульсы передаются в мозг (третий "посланник") в соответствующий воспринимающий центр, ответственный за данный вид ощущений, где они проходят предварительную обработку. В дальнейшем, полученные таким образом данные обобщаются и обрабатываются специально организованной в пределах мозга программой. Эта программа и есть наш ум (четвертый "посланник"). Ум – это система вывода знаний, которая позволяет сформировать новые знания посредством умозаключений, рассуждений и других ассоциативных связей. Понятно, что сами рассуждения и умозаключения не являются еще пониманием. Понимание – это результат работы ума. В некоторый момент времени, когда рассуждения приводят нас к уразумению происходящего, наступает понимание, осознание ситуации, то есть включается со-знание. Можно сказать, что это и есть момент получения сознанием знания.

Момент, когда происходит непосредственно осознание в уме, у всех наступает по-разному. Это зависит от гибкости сенсорной системы и чувствительности человека, от способностей ума и жизненного опыта, а также от интуиции. Что касается интуиции, то у социально ориентированного человека она срабатывает, как правило, на бессознательном уровне, и говорить об осознанном понимании не стоит. Интуитивное понимание всегда непосредственно и происходит в виде догадки. Правда, если человеку удается в интуиции быть осознанным, тогда она становится прямым способом познания.

Информация, полученная умом, зависит от того, что передал ему мозг, мозг вынужден "верить" нервам, нервы – первичным рецепторам, то есть, нет возможности иметь знания непосредственно, напрямую. На самое быстрое восприятие происходящего и осознание самой простой ситуации требуется время. Пока что-то проходит от первичных рецепторов к уму и постигается им или распознается, момент, в который произошло соприкосновение с реальностью, уходит, то есть, приходит новое ощущение, новое восприятие и уже этому новому нужно уделить внимание, хотя еще и не покончено со старым.

Кроме того, каждый из "посланников" имеет ограниченные возможности, то есть, свой диапазон действия. Глаз – свой, ухо – свой, ум тоже имеет свой диапазон. Мы как бы выхватываем части из целого. А как по частям узнать целое? Их соединение, суммирование не поможет. По фрагментам невозможно сформировать целое. Кроме того, что бы и как бы мы не измеряли, всегда что-то пропускается. По крайней мере, чтобы по частям сформировать целое, это целое нужно знать заранее, иначе, мы не будем иметь правила, по которому части можно было бы объединить и восстановить недостающее. А, если мы целое знаем заранее, есть ли смысл возиться с частями?

Итак, человеку доступна лишь возможность обретения знания. Можно сказать, что именно поэтому он живет только в прошлом или будущем, в будущем, как проекции прошлого. Но реальная жизнь – это не проекция, не след, это течение, непрерывное изменение, это сменяющие друг друга мгновения настоящего момента, в котором есть только настоящее, и "я есть" только сейчас. И это "я есть только сейчас" является случающимся познанием через присутствие, непосредственное, экзистенциальное соприкосновение с реальностью, как с самим собой. Человек имеет нереализованную возможность быть в моменте, быть этим моментом, моментом здесь-и-сейчас.

Что же может сделать человека присутствующим в данном месте и в данное мгновение?

Сознание! Сознание, то есть, то, что фиксирует человека, как осознающего, понимающего, видящего и знающего, где бы он не находился: в настоящем, прошлом или будущем. Сознание – единственное качество человека, которое способно проверить любое знание на истинность. Сознание может "выйти" и посмотреть то, что дают первичные рецепторы, нервы, мозг и ум. Сознание способно воспринимать знание без вывода, напрямую. Оно видит происходящее в его абсолютной реальности и подлинности. Сознание способно видеть все таким, как оно есть, потому что оно и есть все мировое знание. Сознание – это фильтр с бесконечной полосой пропускания в отличие от любого из "посланников", которые ограничены своим диапазоном действия.

Хорошо, но если сознание способно выйти и посмотреть на жизнь непосредственно, в чем же тогда проблема?

Проблема в том, что сознание социально обусловленного человека не может осуществить такой маневр, оно не способно выйти за пределы ума и функционировать автономно. Оно связано с умом "питающей его пуповиной" по причине бессознательности человека к себе. Такое сознание сформировано в пределах ума и является его сознательной частью. То есть, сознание, которое имеет каждый человек – это лишь сознательная часть его ума. То сознание, которое способно "выйти и посмотреть", – отсутствует, его нужно открыть, вырастить себя, как сознание не в пределах ума, а за его пределами. Сознание – это не то, что внутри нас, это то, что вне нас. Сознание – это Дух, которым питается наша душа, соединяющая нас друг с другом и всем Миром.

Любые методы воздействия на сознание человека, включая НЛП, всегда останутся ограниченными той частью сознания, которое есть, то есть, сознательной частью ума. Если воздействие происходит на неконтролируемом уровне сознания, оно его (сознания) не касается, то есть, воздействию подвергается подсознание. В этом случае создается еще большее препятствие для расширения сознания. Подсознание нужно не загружать, а освобождать от всякого хлама, в том числе и преднамеренного. Воздействие на подсознание не более полезно, чем использование человека в качестве подопытного кролика. В результате сам человек становится еще более бессознательным.

Конечно, нужно использовать всевозможные условия для роста сознания, его расширения. Но пока не реализуются желания познать внешнее и внутреннее, стать открытым к истинному знанию невозможно. Только, будучи присутствующим, чувствительным, тонким, тихим и молчаливым, человек становится способным слышать нечто, что приходит из запредельного. Чтобы быть более осознанным, нужно стать более чувствительным в своих ощущениях.

Мы знаем только о внешних чувствах, но у каждого чувства есть два измерения. Глаза, например, могут смотреть не только вовне, но и вовнутрь. Это их вторая функция. Уши могут слышать все, что происходит снаружи так же, как и то, что происходит внутри. Это их другое измерение.

Каждый орган чувств одновременно и внешний, и внутренний, но мы используем их только в одном качестве. Мы закрепощены в этом. Мы совсем забыли, что те же органы чувств могут быть использованы как для достижения внешнего, так и для достижения внутреннего. Человек способен открыть для себя новый мир, используя скрытые измерения чувств. Внутренний мир так же безграничен, как и внешний. Но сам человек находится ровно посередине между внутренним и внешним, точнее сказать, он вне и того и другого.

Наши органы чувств используются на самом примитивном, самом простом, самом грубом и поверхностном уровне отражения реальной действительности. Может быть поэтому человек вынужден заменять свою чувствительность искусственными "органами" – научными приборами; разрабатывать научные методы познания, заменяя себя объективным знанием. Объективные знания, накопленные за последнее столетие, стали настолько значимы и непогрешимы, что человек потерялся в них. Стало истиной: объективное – правда, субъективное – ложь.

Чтобы открыть себя, найти себя, человеку необходимо повернуться к своей субъективности, вспомнить, что он есть, проявиться в своих ощущениях к своей чувствительности. Но как? Видеть все собственными глазами, с помощью "посланников", не представляется возможным... Но многое становится возможным, благодаря скрытым измерениям чувств.

Наука постоянно стремится к расширению возможностей объективного знания. Сейчас, благодаря научно техническому прогрессу, научным технологиям, человек может очень далеко заглянуть во внешнее пространство, расширяя возможности внешних органов чувств... Сила глаз и уха значительно увеличилась благодаря научному методу. Улавливаются сигналы с немыслимых расстояний. Стал доступным микромир.

То же самое возможно и для внутренних чувств. Благодаря Медитации, Йоге, Тантре – внутренним технологиям – увеличивается восприимчивость чувств, чувствительность. И когда это происходит, открывается многое. Если внутренние чувства востребованы, если внутренние чувства живы, если человек узнал их применение, он способен сонастроить себя с истинным знанием.

Сначала от веры (то есть, от способа объективного познания действительности) нужно вернуться к "посланникам", к внутренним чувствам, то есть субъективному мировосприятию. Но при этом понимать: с кем мы имеем дело и что нам нужно. Есть два препятствия: ум и ощущения. Да, именно ощущения! С умом понятно. Если мы будем двигаться, используя ум традиционным способом, ситуацию не изменить, так как существует постоянная опасность "расширения сознания" за счет постоянно меняющегося информирования ума, накопления знаний и опыта, оставаясь на том же уровне сознания. Ясно, нужно развивать чувствительность и двигаться через ощущения, настроения, впечатления, оставаясь в их присутствии, а не в присутствии суждения о них.

Но путь поиска все более ощутимых ситуаций, все более острых ощущений также не может привести к расширению сознания. Нужно искать не ощущений, а большей чувствительности, становясь все более тонким в своих чувствах, ибо все более проявленные ощущения, более острые ощущения неизбежно ведут к загрублению чувствительности, в еще большую бессознательность – иллюзию и нереальность жизни.

Только через свое присутствие, делая его более тонким, более глубоким ощущением, тонкой чувствительностью, есть возможность двигаться к источнику всех знаний. Главное – это понять, когда мы становимся осознающими.

Как правило, происходит так, что фиксируясь на том или ином действии, мы становимся осознающими лишь после его завершения. Если действием был гнев или ревность, например, мы осознаем их, когда они уходят, то есть позже, когда голова остыла и пыл прошел. Хотя теперь это для дела не имеет значения, уже ничего нельзя изменить, то, что сделано, не может быть отменено, но это имеет значение для дела формирования сознания.

Поэтому первое, что нужно – это стать осознающим, пока происходит действие. Чтобы стать осознающим в самом действии, необходимо научится быть осознанным сразу по его завершению. Например, если вы гневались и гнев ушел, а вы стали осознающим, зафиксируйте этот момент. В следующий раз осознавайте свои действия как можно раньше – сразу в то же мгновение, когда действие заканчивается. Но и это еще не все: станьте осознающим точно в середине действия – когда оно происходит, управляйте процессом.

Второй шаг еще труднее, ибо нужно пойти еще глубже. Второй шаг: вспоминание перед действием. Этот шаг можно назвать шагом растождествления с умом, мыслью. Здесь делается попытка проконтролировать третьего и четвертого "посланников", то есть мозг и ум. Когда действие еще не случилось, когда оно еще только мысль. Оно еще не выражено, но становится мыслью в уме, как скрытая возможность, которая может стать действием в любой момент.

Здесь нужна чуть более тонкая, более острая, неуловимая осознанность – заметить мысль, когда она только возникает. Это может быть сделано, но только когда преодолен первый барьер, потому что мысль не так заметна, как действие. Все же этой заметности достаточно, чтобы ее увидеть; просто нужно немного попрактиковаться.

Прежде нужно научиться быть безмолвным и уметь слушать. Нужно почувствовать, что тысячи невысказанных и неуместных мыслей, нереализованных желаний и бессмысленных мечтаний, как мухи, кружат вокруг нас. Мы постоянно находимся в этой жужжащей толчее.

Нужно научиться хранить молчание и просто сидеть в этом базаре собственных мыслей. Человеческий ум – это величайший в мире базар: столько идей, столько мыслей, столько мечтаний, столько желаний. Нужно просто сидеть в центре этого базара и смотреть, смотреть... Это требует некоторого терпения, невозможно предсказать, когда базар остановится, но это обязательно случится. Это зависит от того, сколько лет мы хранили этот базар, сколько наших жизней там содержится, а главное – какую поддержку мы ему оказываем прямо сейчас и хватит ли терпения на то, чтобы сидеть тихо в этой сумасшедшей толпе, сводящей с ума и дергающей со всех сторон.

Сидя молча, нужно научиться наблюдать свои мысли. Нужно просто смотреть на все, что происходит с мыслью – как она возникает, как она остается, живет и как она покидает нас. Сначала она становится гостем и затем, когда приходит время, покидает нас. Много мыслей приходят и уходят. Человек – хозяин дома, куда многие мысли приходят и потом уходят. Нужно просто наблюдать, сначала простые мысли, а потом трудные, но не наоборот.

Если удастся быть немного терпеливым и принимать все, чтобы ни случилось, то вскоре придет осознание нового качества своего бытия: все, что происходит, происходит вокруг нас. Это не происходит у нас внутри, это что-то внешнее, не внутреннее. Ум становится чем-то внешним.

«Если мысль двигается в вашем уме, просто наблюдайте ее – и внезапно вы увидите, что мысль здесь, вы здесь, а моста нет. Не наблюдайте – и вы отождествляетесь с мыслью, вы становитесь ею; наблюдайте – вы не она. Ум владеет вами, потому что вы забыли, как смотреть. Научитесь этому.

Просто смотрите на цветок розы, наблюдайте ее; или на звезды, или на людей, проходящих по дороге, сядьте на обочине и смотрите. А потом медленно-медленно закройте ваши глаза и взгляните на внутреннее "дорожное движение" – тысячи мыслей, желаний, мечтаний проходят мимо. Здесь всегда "час пик". Просто посмотрите, как кто-то смотрит на реку, текущую мимо, сидя на берегу. Просто наблюдайте – и, наблюдая, вы станете осознавать, что вы не есть это.

Ум существует, отождествляясь с этим. Не-ум существует, не-отождествляясь с этим. Тогда кто вы? Вы – осознанность. Вы – то созерцание, то – свидетельствование, вы – то чистое наблюдение, то – зеркалоподобное состояние, что отражает все, но никогда не становится отождествленным ни с чем» (Ошо, "Книга мудрости").

И третье, что нужно сделать – это овладеть процессом, результатом которого является действие, перед тем, как это становится мыслью. Перед тем, как нечто становится мыслью, оно является ощущением. Сначала приходит ощущение, затем появляется мысль, а затем случается действие. Перед тем, как приходит мысль, мы ощущаем. Если нам удается наблюдать мысль, значит мы можем наблюдать ощущение, то, что передается мозгу первичными рецепторами с помощью нервной системы.

Очень трудно осознавать, что каждая мысль производится определенным ощущением. Если ощущения нет, мысль не появится. Ощущение влечет мысль, мысль влечет действие.

Поймать определенное ощущение – сделать почти невозможное. Иногда приходится наблюдать, например, беспричинное беспокойство или опечаленность. Нет причины печалиться и нет мысли, вызывающей печаль, а печаль уже здесь как основное ощущение. Это означает, что ощущение стремится выйти наружу.

Если удастся осознавать мысль, в конце концов удастся осознавать тонкие нюансы ощущений. Только тогда можно сказать, что "я" и есть это свидетельствование, осознание.

«Действие дальше всего от существа, затем идет мысль, а затем ощущение. И за ощущением... То, что как раз скрыто за ощущением и есть ваше существо. Это существо есть всеобщее. Это существо есть цель всех медитирующих, цель всех тех, кто молится – назовите это Бог, Атма, самость, не-самость, как бы вы ни захотели назвать это – это есть цель. Но эти три препятствия необходимо преодолеть». (Ошо, "Книга мудрости").

Быть осознанным – это быть в центре циклона, который находится вокруг нас. Вся наша периферия – это и есть циклон, это то, где находится обусловленный человек, осознанный лишь в пределах сознательной части своего ума. Познавать, становиться осознанным – это уходить ближе к центру, туда, где нет связанности с тем, что есть тело, с тем, что есть ум, с тем, что есть чувствование, ощущение, впечатление и даже с тем, что есть осознание.

Быть в центре – это стать другим слышащим, стать другим видящим, стать другим чувствующим и ощущающим. Из центра обычные глаза способны найти истину повсюду, они способны повсюду найти красоту, глаза способны видеть там, где раньше были слепы.

Не только глаза, но чувства приобретают потрясающие способности. Уши теперь слышат, а не только слушают. Слышание и слушание идут вместе. Чтобы слышать, за ушами должно располагаться молчание осознания. Там, где нет должной тишины осознания, за ушами располагается толпа мыслей; там нет молчания, поэтому вы можете лишь слушать, но не можете слышать.

Вы слышите что-то другое, потому что эта толпа все время спутывает то, что вы слышите. Это изменение, редактирование, добавление: так создается, интерпретируется все то, что дано быть услышанным. Поэтому слушать и слышать – это разное.

Слышание возможно, когда уши наполнены пространством молчания; когда человек всего лишь созерцатель, наблюдатель, свидетель. Тогда в мельчайших вещах можно услышать величайшую музыку, которую не создаст ни один композитор: в ветре, играющем ветвями сосны. Можно увидеть красоту в таких вещах, которые не волновали раньше.

Наполненность молчанием позволяет по-новому ощущать запахи. Не только глаза способны видеть человека. Когда внутреннее пространство доступно всем чувствам, начинаешь ощущать и запах другого человека. Запах о многом может сказать, по запаху можно определить, реален человек или нет; если он лжет, вы немедленно почувствуете это по запаху. Может быть поэтому люди всеми доступными средствами пытаются скрыть свой истинный запах, используя различную парфюмерию.

Когда все чувства осознанны, тогда мы – наше существо – впервые начинает ощущать существование ото всех окон и ото всех ворот, открытых теперь уже навстречу существованию.

А как же объективная информация, она что, не нужна совсем?

Нужна как способ, как возможность с ней расстаться. Объективная информация помогает формировать сознательную часть ума, открывая все большую возможность видения мира, пусть и не своими глазами, но хотя бы через знание о нем. Это знание не что иное, как дополнительный стимул познания. Если человек начинает осознавать, что у него есть шанс попробовать жизнь на свой вкус, он в конце концов откажется от слов и прочих виртуальных реальностей, какие бы они сладкие ни были. Сколько ни говори о впечатлениях и ощущениях радости, она не наступит, пока не почувствуешь ее сам. Поэтому, если помнить, что есть объективное знание и что значит познание, для поиска этого оказывается достаточно.

Если начать познавать жизнь, осознанность постепенно начнет расти. И с ростом осознанности постепенно приходит ощущение, что "я" – не тело. "Я" – в теле, но "я" – не тело. Когда осознанность растет все больше, то начинаешь чувствовать, что ты – не ум; у тебя есть ум, но ты – не сам ум.

Постепенно можно подойти к самому своему центру, а этот центр и есть сама осознанность, то есть наше истинное сознание, с высоты которого человек может созерцать свой ум, свои чувства, мысли, тело, боль, радость, удовольствие, – все.

Можно сказать, что истинное "Я" – это созерцатель, не отождествленный с тем, что созерцаешь. Этот созерцатель не перестает созерцать даже тогда, когда человек спит.

«В тот день, когда вы почувствуете созерцателя в вашем сне, в тот день вы познаете: теперь смерть не что иное, как долгий сон». (Ошо, "Библия Раджниша").
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом