Главная страница
qrcode

Вопрос Что такое ум Ума нет! В природе этого качества физически не существует. Ум


НазваниеВопрос Что такое ум Ума нет! В природе этого качества физически не существует. Ум
АнкорSOZNANIE.doc
Дата12.02.2019
Размер2.09 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSOZNANIE.doc
ТипДокументы
#55620
страница4 из 17
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Техники осознания

Начните расслабляться. Начните с периферии – оттуда, где мы сейчас, а мы можем начинать лишь оттуда, где мы сейчас. Расслабьте периферию своего существа – расслабьте свое тело, расслабьте свое поведение, расслабьте свои действия. Ходите расслабленно, ешьте расслабленно, говорите, слушайте расслабленно. Замедлите каждый процесс. Не торопитесь и не спешите. Двигайтесь так, будто бы вся вечность доступна вам – фактически, она действительно доступна. Мы здесь с самого начала, и мы будем здесь до самого конца, если только есть начало и конец. Фактически, начала и конца нет. Мы всегда были здесь и будем здесь всегда. Формы постоянно меняются, но не вещество; одежды постоянно меняются, но не душа.

Напряжение означает спешку, страх, сомнение. Напряжение означает постоянное усилие защититься, сохраниться, быть в безопасности. Напряжение означает приготовление к завтрашнему дню, к следующей жизни – вы боитесь, что завтра вы не сможете иметь дело с реальностью, вы должны подготовиться. Напряжение означает прошлое, которое вы не прожили полностью, а лишь кое-как миновали; оно висит на вас, оно преследует вас как похмелье.

Помните одну основную вещь о жизни: любое переживание, которое не было прожито, будет висеть на вас, будет настаивать: «Закончи меня! Проживи меня! Заверши меня!». Каждому опыту свойственно это качество, тенденция стремиться к завершенности, законченности. Законченный, он испаряется; незаконченный, он продолжается, он мучает вас, он преследует вас, он надоедает вам, он привлекает ваше внимание. Он говорит: «Что ты собираешься делать со мной? Я все еще не закончен – заверши меня!»

Все ваше прошлое висит на вас, и ничто не закончено – потому что ничто не было по-настоящему прожито, все было кое-как обойдено, прожито частично, с середины на половину, спустя рукава. В нем не было ни интенсивности, ни страсти. Вы двигались, как сомнамбула, как лунатик. Поэтому это прошлое висит, и будущее вызывает страх. И между прошлым и будущем раздавлено ваше настоящее, единственная реальность.

Вам придется начать расслабляться с периферии. Первый шаг – расслабьте свое тело. Помните о том, чтобы как можно чаще смотреть на свое тело: носите ли вы какие-нибудь постоянные напряжения – в шее, в голове, в ногах. Постоянно расслабляйте их. Просто пойдите в эту часть тела, убедите ее, скажите ей с любовью: «Расслабься!»

И вы будете удивлены: если вы приближаетесь к любой части своего тела, она слушается вас, она следует – это ваше тело. Попросите его расслабиться, скажите ему: «Тебе нечего бояться. Не бойся. Я здесь, чтобы позаботиться о тебе – расслабься». Постепенно вы научитесь этому искусству. Тело станет расслабленным.

Тогда предпримите следующий шаг, немного глубже; попросите ум расслабиться. И если слушается тело, слушается и ум, но вы не можете начать с ума – вы должны начать с самого начала. Вы не можете начинать с середины. Многие люди начинают с ума и проигрывают; они проигрывают, потому что они начинают с ошибочного места. Все нужно делать в правильном порядке.

Если вы становитесь способны по своей воле расслаблять тело, тогда вы будете способны помочь добровольно расслабиться и уму. Ум это более сложное явление. Как только вы приобрели уверенность, что тело слушается вас, вы приобретете новое доверие к себе. Теперь вы знаете, что это возможно. Если это возможно с телом, возможно с умом, тогда это возможно и с сердцем. И лишь тогда, когда вы сделали эти три шага, вы можете сделать четвертый. Теперь вы можете проникнуть в глубочайшее ядро своего существа, которое за пределами тела, ума и сердца: в сам центр вашего существования. И тогда вы сможете расслабить и его.

И это расслабление, несомненно, принесет величайшую радость из всех возможных, высший экстаз, приятие. Вы будете полны блаженства и наслаждения. Ваша жизнь приобретет качество танца.

Все существование танцует, исключая человека. Все существование находится в очень расслабленном движении; конечно, движение есть, но оно очень расслаблено. Деревья растут, птицы щебечут и реки текут, движутся звезды: все движется расслабленным образом. Нет спешки, нет торопливости, нет беспокойства и нет напрасной траты времени. Все, кроме человека. Человек пал жертвой собственного ума.

Человек может возвыситься над богами и пасть ниже животных. Человек есть лестница от нижайшего к высочайшему.

Начните с тела, и тогда, постепенно, идите глубже. И не начинайте с чего-то другого, пока вы не разобрались с первичным. Если ваше тело напряжено, не начинайте с ума. Ждите. Работайте над телом. И простые мелочи очень вам помогут.

Вы ходите в определенном темпе; это стало привычным, автоматическим. Теперь попробуйте ходить медленно. Будда обычно говорил своим ученикам: «Ходите очень медленно, делайте каждый шаг очень сознательно». Если вы делаете каждый шаг очень сознательно, вы неизбежно будете идти медленно. Если вы бежите, торопитесь, вы забудете об этом. Поэтому Будда ходит очень медленно.

Просто попробуйте ходить медленно, и вы будете удивлены – новое качество осознанности начинает происходить в вашем теле. Ешьте медленно, и вы будете удивлены – это великое расслабление. Делайте все медленно... просто для того, чтобы изменить старый образец, чтобы оставить свои прежние привычки.

Сначала тело должно стать совершенно расслабленным, как у маленького ребенка, и только тогда приступайте к уму. Двигайтесь научно: сначала простое, потом более сложное, потом еще более сложное. И лишь тогда вы можете расслабиться в глубочайшем ядре». (Ошо, "Дхаммапада – Путь Будды").

А вот история, которую рассказывал Ошо.

«В тот день, когда Будда собирался умереть, он собрал всех своих учеников, всех своих санньясинов, и сказал им: «Последний день настал, моя лодка прибыла, и я должен покинуть вас. Это было прекрасным путешествием, прекрасным единением. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, вы можете задать их, потому что физически я больше не буду доступен для вас».

Великая тишина охватила учеников, великая грусть. А Будда рассмеялся и сказал: «Не грустите, потому что это то, чему я учил вас вновь и вновь – все, что начинается, кончается. Сейчас позвольте мне научить вас и посредством моей смерти. Так же, как я учил вас посредством моей жизни, позвольте мне научить вас и посредством моей смерти».

Никто не мог осмелиться задать вопрос. Всю свою жизнь они задавали тысячи и тысячи вопросов, но сейчас был не тот момент, чтобы спрашивать что-то; они были не в настроении, они плакали и рыдали.

Итак, Будда сказал: «До свидания. Если у вас нет никаких вопросов, я ухожу».

Он сел под деревом с закрытыми глазами и исчез из тела. В буддистской традиции это называется «первой медитацией» – исчезнуть из тела. Это означает растождествлять себя с телом, узнать тотально и абсолютно: «Я не тело».

В вашем уме должен был возникнуть вопрос: разве прежде будда не знал этого? Он знал это прежде, но такой человек как Будда тогда должен был создать какой-то способ, так, чтобы только его малая часть оставалась связанной с телом. Иначе, он бы умер задолго до этого – на двадцать два года раньше, чем он умер. Он бы умер в тот день, когда случилось его просветление. Из сострадания он создал желание, желание помочь людям. Это желание, и оно держит вас прикрепленными к телу.

Он создал желание помочь людям. «Всем, что я узнал, я должен поделиться». Если вы хотите поделиться, вам нужно будет использовать ум и тело. Эта маленькая часть оставалась прикрепленной.

Сейчас он обрезает даже этот маленький корень в теле, он становится растождествленным с телом. Первая медитация завершена, тело оставлено. тогда вторая медитация: ум отброшен. Он отбросил ум задолго до этого, он был отброшен как хозяин, но как слуга он все-таки использовался. Теперь он не нужен даже и как слуга, он полностью отброшен, тотально отброшен.

И тогда третья медитация: он отбросил свое сердце. До сих пор оно было нужным, он функционировал через свое сердце; иначе сострадание было бы невозможным. Он был сердцем; сейчас он отсоединился от сердца.

Когда эти три медитации завершены, происходит четвертая медитация. Он больше не человек, не форма, не волна. Он исчезает в океане. Он становится тем, чем был всегда, он становится тем, кем был сорок два года назад, но ему как-то удавалось отложить это ради того, чтобы помочь людям.

Его смерть – это колоссальный эксперимент в медитации. И говорят, что многие, кто присутствовал, просто видел его, движущегося очень медленно... Сначала они увидели, что тела больше нет, что-то случилось, жизненность исчезает из тела. Тело было там, но как статуя. Те, кто были более восприимчивыми, более медитативными, немедленно увидели, что ум был отброшен, и внутри не было ума. Те, кто были еще более восприимчивыми, могли видеть, что с сердцем было покончено. А те, кто был действительно на грани становления буддой, видя исчезающего Будду, тоже исчезли». (Ошо, "Книга Мудрости").

Осознание тела
Многим еще только предстоит узнать свое тело... То тело, которое мы ощущаем, является лишь верхним слоем других тел, более тонких. Можно сказать, что это тело – кожа других тел. Если человек познает свои тонкие тела, он познает свои новые возможности, свою новую силу жизни. Иногда во сне или во время медитации происходит так, что более тонкое тело покидает физическое. Медитирующий начинает осознавать, что он будто бы парит над землей. В глубокой медитации тонкое тело может подняться вверх, взлететь.

За вторым – тонким телом – следуют еще более тонкие тела; всего их семь. Все они принадлежат семи различным планам нашего бытия. Чем глубже человек входит в свою сущность, тем яснее он начинает осознавать, что это тело не последнее. Но встреча со вторым телом может произойти только в том случае, если первое станет чистым. Когда второе тело чисто, мы начинаем осознавать третье, затем четвертое и так до седьмого.

Свое тонкое тело можно узнать через пост. Но к посту нужно подходить правильно. Когда человек постится, первое тело перестает работать над пищеварением и начинает выбрасывать мертвые клетки, токсины, – происходит очищение. Пост – это метод очищения – не нужно ничего делать – достаточно пить как можно больше воды и отдыхать, тело само очистится. Чтобы сделать пост более продолжительным, не достаточно его формального соблюдения, нужно быть очень чувствительным к телу. Иногда пост приносит вред. Если во время поста вы чувствуете, что становитесь более слабым, если в теле возникает тонкая дрожь – это больше не очищение. Нужно остановиться. Когда пост помогает телу – появляется больше энергии, больше жизненности.

Пост нужен только в том случае, если вы неправильно питаетесь. Если вы питаетесь правильно, пост не нужен. Человек естественно должен быть вегетарианцем, потому что все его тело создано для вегетарианской пищи. Если он ест не вегетарианскую пищу, тело становится отягощенным. Ошо говорит "...если вы действительно хотите двигаться в глубокую медитацию, вашему телу нужно быть невесомым, естественным, парящим".

Тело становится грязным не только от физической пищи, но и психической. Ум и тело это не два разных явления. Тело-ум – это психосоматическое явление. Тело – это грубая часть ума, а ум – тонкая часть тела. Они взаимосвязаны. Подавленное умом всегда отражается в теле. В теле есть место, где подавления накапливаются – это желудок. Другого пространства просто не существует. В желудке подавляется все: плач, слезы, гнев, грусть, секс, любовь и даже смех. Из-за подавления человек не может глубоко дышать, его дыхание становится поверхностным. Если дышать глубоко, то все подавленные раны начнут высвобождать свою энергию.

Глубокое ритмическое дыхание имеет огромное значение. Через глубокое дыхание – глубокий вдох и выдох – желудок выбрасывает все, что он несет. На выдохе желудок освобождается. Когда вы двигаетесь, делаете "Ребалансинг" или просто массаж, дышите глубоко. Делайте глубокий вдох носом и шумный, продолжительный выдох ртом. Часто во время глубокого массажа тела, человек начинает злиться, плакать, смеяться, кричать безо всякой на то причины – высвобождаются подавленные эмоции. Всегда нужно акцентировать свое внимание на выдохе, чтобы все то, что безо всякой надобности хранится в желудке, было выброшено.

Очищенное тело становится более гибким, сильным и молодым, оно становится более жидким, более текучим, его покидают блоки. Тело это оркестр.

«Тантра учит уважению и любви к телу. Тантра учит глядеть на тело, как на величайшее создание Бога. Тантра – это религия тела. Конечно, она поднимается выше, но никогда не покидает тела; тело – ее основа.

Тело – это начало, и первое, чему надо научиться, – это уважать свое тело, любить его. Но оно должно быть очищено от многих подавлений. Телу необходим великий катарсис. На протяжении длительного времени тело подвергалось отравлению, потому что мы всегда были против него; мы подавляли его многими способами. Наше тело существует на минимуме, вот почему оно беспокоит, вот почему мы несчастны. Мы отождествлены с этими подавлениями настолько, что они стали привычкой для нас. А когда беспокойства на время оставляют нас, мы начинаем волноваться и спрашивать себя: "Что случилось?"

Тантра говорит: "Блаженство возможно, только если вы существуете в оптимуме, но не до этого. Блаженство возможно, только если вы живете интенсивно. Как вы можете жить интенсивно, если вы против вашего тела? Вы всегда безразличны. Огонь угас. Огонь гасили в течение веков. Он должен быть зажжен вновь".

Тантра говорит: "Очистите тело прежде всего от всех подавлений. Дайте возможность энергии тела течь, устраните препятствия. Очень трудно встретить человека, у которого нет блоков, очень трудно встретить человека, у которого нет скованности. Ослабьте эту скованность – напряжение блокирует вашу энергию; ее течение невозможно при этом напряжении. Почему все так скованны? Почему вы не можете расслабиться? Видели ли вы кошку спящую, дремлющую днем? Как просто и как красиво расслабляется кошка. Не можете ли и вы так же расслабиться? Вы вскакиваете и ворочаетесь в постели, вы не можете расслабиться. А красота расслабления кошки состоит в том, что она расслабляется полностью, оставаясь полностью бдительной. Небольшое движение в комнате и она откроет свои глаза, она подпрыгнет и будет готова. Она не просто спит. Сон кошки – это нечто, чему надо учиться; человек забыл это".

Тантра говорит: "Учитесь у кошек – тому, как они спят, тому как они расслабляются, как ненапряженно живут. И весь животный мир живет ненапряженно. Человек должен научиться этому, потому что он был введен в неправильное состояние. Человек был неправильно запрограммирован.

С самого детства вы были запрограммированы на скованность. Вы не дышите... из страха. Люди не дышат, потому что боятся сексуальности, потому что, когда вы глубоко дышите, ваше дыхание направляется прямо в сексуальный центр и, достигая, массирует его изнутри, возбуждает его. Поскольку вас учили, что секс опасен, каждый ребенок начинает дышать поверхностно – поднимая только грудь. Дыхание никогда не опускается ниже, так как, если оно опустится, неожиданно возникает возбуждение: возникнет сексуальность и вместе с ней возникает страх. В тот момент, когда вы делаете глубокий вдох, сексуальная энергия освобождается. Сексуальная энергия должна быть освобождена. Она должна омывать все ваше существо. Тогда ваше тело станет оргазмическим. Но вы боитесь дышать, так боитесь, что почти половина легких наполнена углекислым газом...

В легких шесть тысяч альвеол и обычно три тысячи никогда не очищаются, они всегда остаются заполненными углекислым газом. Вот почему вы скучны, вот почему вы не выглядите бодрым, вот почему вам трудно дается осознанность. Не случайно то, что и Йога и Тантра учат глубокому дыханию, пранаяме, чтобы освободить ваши легкие от углекислого газа. Углекислый газ не предназначен для вас – он должен постоянно выбрасываться, вы должны дышать новым свежим воздухом, вы должны вдыхать больше кислорода. Кислород создаст ваш внутренний огонь, кислород заставит вас гореть. Но кислород также разогреет вашу сексуальность. Поэтому только Тантра может позволить вам настоящее глубокое дыхание – даже Йога не может позволить вам настоящего глубокого дыхания. Йога так же позволяет вам дышать на уровне пупка – не ниже, не пересекая центр хары, не пересекая свадхистану, так как, если вы пересечете свадхистану, вы попадете в муладхару.

Только Тантра разрешает вам полное существование и полный поток энергии. Тантра дает вам безусловную свободу, кем бы вы не были, и кем бы вы не могли стать. Тантра не ставит вам никаких границ; она не определяет вас, она просто дает вам полную свободу. Надо понять, что вы полностью свободны, тогда многое станет возможным.

Вот мое наблюдение: сексуально подавленные люди становятся неинтеллигентными. Только весьма и весьма сексуально живые люди интеллигентны. Поэтому идея, что секс – это грех, должно быть, разрушила интеллект – причем очень сильно разрушила его. Когда вы действительно находитесь в потоке энергии и ваша сексуальность не находится с вами в борьбе и конфликте, когда вы сотрудничаете с ней, ваш ум будет функционировать оптимальным образом. Вы будете умны, бодры, жизнерадостны.

Вы должны по-дружески относится к своему телу, говорит Тантра. Вы когда-нибудь прикасаетесь к своему собственному телу?

Вы когда-нибудь ощущаете свое собственное тело, или вы заключены в него, как в нечто мертвое? Вот что происходит: люди почти заморожены; они несут свое тело как гроб. Он тяжел, он громоздок, он не помогает вам общаться с реальностью. Если вы позволите электричеству тела двигаться от пальцев ног до головы, если вы дадите полную свободу своей энергии, биоэнергии – вы станете рекой и вы совсем не будете чувствовать своего тела. Вы будете ощущать себя почти бестелесным. Это не борьба с телом, вы станете бестелесным. Когда вы боретесь с телом, оно становится бременем. А неся свое тело как бремя, вы никогда не приблизитесь к Богу.

Тело должно стать невесомым, так чтобы вы могли почти парить над землей – таков путь Тантры. Вы так невесомы, что отсутствует гравитация, вы можете просто летать. Но это проистекает из большого приятия. Будет очень трудно признать свое тело. Вы всегда осуждаете его, вы всегда находите в нем недостатки. Вы никогда не цените его, вы никогда не любите его, а потом вы хотите чуда: что кто-то придет и полюбит ваше тело. Если вы сами не можете любить его, то как же вы найдете кого-нибудь еще, кто полюбит ваше тело? Если вы сами не можете любить его, никто не станет любить ваше тело, потому что ваша вибрация будет отпугивать людей.

Вы влюбляетесь в человека, который любит самого себя, и никогда не бывает иначе. Первая любовь должна быть к себе – только из этого центра появляются все другие виды любви. Вы не любите свое тело. Вы скрываете его тысячей и одним способом. Вы скрываете запах вашего тела, вы скрываете свое тело под одеждой, вы скрываете свое тело под украшениями. Вы пытаетесь создать некую красоту, которой вам постоянно недостает, и при каждой подобной попытке вы становитесь искусственным». (Ошо, "Видение Тантры").

Осознание чувств, ощущений, эмоций

Чувства, ощущения и эмоции определяются через впечатления, которые вы получаете: радость, восторг, удовольствие, горе, страх, ощущение вкуса или запаха, ощущение партнера. Впечатление может быть приятным или нет, приятным в том или ином смысле – по цвету, запаху, вкусу, состоянию тела и т.д.

Ощущения могут быть индифферентными, то есть ни теплыми, ни холодными, ни приятными, ни неприятными.

Чувства, эмоции, не могут быть индифферентными.

«Чувства – это ваши двери к восприятию, чувства – это окна в реальность. Что такое ваш глаз? Что такое ваши уши? Что такое ваш нос? Окна в реальность, окна к Богу. Если вы правильно глядите, вы увидите Бога везде. Поэтому глаза не должны быть закрытыми, они должны быть открытыми правильно; глаза не должны быть разрушенными. Уши не должны быть разрушенными, поскольку все звуки божественны.

Эти птицы поют мантры. Эти деревья читают проповеди в молчании. Все звуки принадлежат Ему и все формы принадлежат Ему. Поэтому, если вы не обладаете чувствительностью, то как вы узнаете Бога? И вы должны ходить в церковь, в храм, чтобы найти Его.., а Он есть везде. ... Но для Его восприятия вам нужны чистые чувства, очищенные чувства.

Поэтому Тантра учит, что чувства – это двери восприятия. Они были притуплены. Вы должны избавиться от этого притупления, ваши чувства должны быть очищены. Ваши чувства подобны зеркалу, которое потускнело, так как покрылось толстым слоем пыли. Пыль надо удалить.

Посмотрите на подход Тантры ко всему сущему. Другие говорят: «Притупите ваши чувства, убейте ваш вкус!» А Тантра говорит: «Вкушайте Бога в каждом вкусе!» Другие говорят: «Убейте вашу способность к прикосновению!» А Тантра говорит: «Растворитесь полностью в вашем прикосновении, потому что все, к чему вы прикасаетесь – божественно!» Это совершенно противоположно тому, чему учат, так называемые, религии. Это радикальная революция – от самых корней.

Прикасайтесь, вдыхайте, пробуйте, смотрите, слушайте так много, как только это возможно. Вы должны выучить язык, так как общество одурачило вас: оно заставило вас забыть. Каждый ребенок рождается с прекрасными чувствами. Понаблюдайте за ребенком. Когда он смотрит на что-либо, он полностью поглощен этим. Когда он играет со своими игрушками, он полностью поглощен. Когда он смотрит, он становится только глазами. Посмотрите на глаза ребенка. Когда он слушает, он становится только ушами. Когда он ест что-то, он только здесь – на языке. Он становится только вкусом. Посмотрите на ребенка, жующего яблоко. С каким смаком! С какой энергией! С каким наслаждением! Посмотрите на ребенка, бегущего за бабочкой в саду... он так поглощен, что если бы здесь был Бог, то и он не смог бы так бежать. Такое потрясающее состояние медитации – и без каких-либо усилий. Посмотрите на ребенка, собирающего морские раковины на берегу так, как если бы он собирал бриллианты. Все представляет ценность, если все чувства живы. Все ясно, когда чувства живы.

Позднее в своей жизни тот же самый ребенок будет смотреть на реальность так, как если бы она была скрыта за темными стеклами. Много копоти и пыли собралось на стекле, и вы скрыты за ним, и вы смотрите через него. Из-за этого все выглядит скучным и мертвым. Вы смотрите на дерево, и дерево выглядит скучным, потому что скучны ваши глаза. Вы слушаете песню, но она не привлекает, потому что ваши уши скучны.

Вернитесь к языку, забытому вами. Когда у вас есть время, больше отдавайтесь чувствам. В процессе еды – не просто ешьте, пытайтесь снова научиться забытому языку вкуса. Попробуйте хлеб, почувствуйте его структуру. Ощущайте с открытыми глазами, ощущайте с закрытыми глазами. Когда жуете – пережевывайте его, вы пережевываете Бога. Помните это! Будет неуважением плохо прожевать, не почувствовать хорошо его вкус. Пусть это будет молитва, и в вас начнет зарождаться новое сознание. Вы научитесь алхимии Тантры.

Чаще прикасайтесь к людям. Мы стали слишком осторожными. Если кто-либо говорит с вами и подходит слишком близко, вы пытаетесь отойти. Мы защищаем свою территорию. Мы не прикасаемся сами и не позволяем другим прикасаться; мы не держим друг друга за руки, мы не обнимаем друг друга. Мы не наслаждаемся существованием друг друга.

Подойдите к дереву, прикоснитесь к нему. Прикоснитесь к скале. Пойдите к реке, пусть она течет через ваши пальцы. Почувствуйте это! Плывите и вновь почувствуйте воду так, как ее чувствует рыба. Не упускайте ни малейшей возможности оживить ваши чувства. В течение дня – у вас тысяча и одна такая возможность. Для этого не нужно выделять какое-то отдельное время. Весь день – это тренировка чувствительности. Используйте все возможности. Находясь под душем, используйте возможность – почувствуйте прикосновение падающей на вас воды. Лягте на землю обнаженным, почувствуйте землю. Лягте на берегу – почувствуйте песок. Прислушайтесь к звукам песка, прислушайтесь к звукам моря. Используйте каждую возможность – только тогда вы снова сможете изучить язык чувств. А Тантра может быть понята только тогда, когда живо ваше тело, ваши чувства чувствуют.

Освободите ваши чувства от привычек: привычки – одна из коренных причин скуки. Найдите новые пути деятельности. Изобретите новые способы любви. Люди очень боятся этого...

Найдите новые способы получения ощущений. Каждый опыт должен проводиться с большой чувствительностью. Когда вы занимаетесь любовью с мужчиной или женщиной, сделайте это большим празднованием. И каждый раз вносите в нее новое творческое начало. Иногда потанцуйте, прежде чем заняться любовью. Иногда помолитесь, прежде чем заняться любовью. Иногда сделайте пробежку в лесу, а потом уже займитесь любовью. Иногда поплавайте, а затем займитесь любовью. Тогда каждый опыт любви будет рождать все большую и большую чувственность, и любовь никогда не станет унылой и скучной.

Находите новые способы изучения друг друга. Не фиксируйте себя на рутине. Вся рутина – антижизненна: рутина находится на службе у смерти. И вы всегда можете изобретать – нет пределов изобретению. Иногда небольшое изменение приносит огромную пользу. Вы всегда едите за столом, временами просто ходите на лужайку, сидите и ешьте там. И вы будете чрезвычайно удивлены: это совершенно другое ощущение. Запах свеже постриженной травы, скачущие вокруг и поющие птицы, и свежий воздух, и солнечные лучи, и ощущение влажной травы под вами. Это совершенно другое ощущение, как если бы вы сидели на стуле и ели за столом; это совершенно иной опыт: все составляющие различны.

Попробуйте как-нибудь поесть обнаженным, и вы будете изумлены. Всего лишь небольшое изменение – ничего особенного, вы сидите обнаженным – но у вас будет совершенно иной опыт, поскольку к нему будет прибавлено нечто новое. Если вы едите ложкой и вилкой, то как-нибудь попробуйте поесть руками, и у вас будут другие ощущения; ваше прикосновение придаст еде некоторую новую теплоту. Ложка – мертвая вещь: когда вы едите ложкой или вилкой, вы отдалены. Тот же страх прикоснуться к чему-либо – даже к еде нельзя прикасаться Вы не ощутите даже структуры, прикосновения, ощущения еды. Пища имеет не только вкус, но и ощущение.

На Западе проведено много опытов по тому факту, что если мы чем-то наслаждаемся, есть многое, чего мы не осознаем, что формирует наши ощущения. Например, закройте глаза, заткните нос, а затем съешьте лук. Попросите кого-нибудь дать его вам, когда вы не знаете, что он дает – луковицу или яблоко. И вам будет трудно различить их, если ваши глаза и нос полностью закрыты, вслепую. Для вас будет невозможным решить, лук это пли яблоко, потому что вкус – это не только вкус; пятьдесят процентов его приходит из носа. И многое приходит из глаз. Это не только вкус; все органы чувств принимают участие в его формировании. Когда вы едите руками, ваше прикосновение тоже участвует в этом. Еда будет вкуснее. Она будет более человечной, более естественной.

Находите новые способы во всем. Пусть это будет одной из ваших садхан. Тантра говорит: Если вы можете каждый день находить новые способы, ваша жизнь будет оставаться волнующим приключением. Вам никогда не будет скучно. Скучный человеку – нерелигиозный человек. Вы всегда должны быть любознательными, вы всегда должны находиться на грани поиска неизвестного и незнакомого. Ваши глаза останутся ясными, и ваши чувства останутся ясными, так как, когда вы находитесь на грани поиска, исследования, нахождения, изучения, вы не можете стать скучным, вы не можете стать глупыми.

Психологи говорят, что глупость начинает проявляться в семь лет. Она начинает появляться приблизительно в четырехлетнем возрасте, но к семи годам становится весьма и весьма очевидной. Дети становятся глупыми к семи годам. Фактически, к семи годам ребенок получает пятьдесят процентов всех знаний, которые он приобретает в жизни. Если он проживет до семидесяти лет, тогда в оставшиеся шестьдесят три года он узнает только пятьдесят процентов – остальные пятьдесят он уже знает. Что происходит? Он становится тупым, он перестает учиться. Если говорить в терминах интеллектуальности, с возраста семи лет ребенок начинает стареть. Физически он постареет много позже – начиная с возраста тридцати пяти лет его здоровье начнет ухудшаться – но что касается ума, то он уже пришел в упадок.

Вы будете удивлены, узнав, что ваш ментальный возраст, средний ментальный возраст – двенадцать лет. Люди не поднимаются выше этого, они остаются на этом уровне. Вот почему в мире так много детскости. Попробуйте оскорбить человека шестидесятилетнего возраста, и через несколько секунд он будет вести себя как двенадцатилетний ребенок. И он будет вести себя так, что вам будет трудно поверить, что такой взрослый человек может вести себя настолько по-детски. Люди всегда готовы отступить назад. Их ментальный возраст скрыт прямо под поверхностным слоем. Только заденьте его немного, и ментальный возраст даст себя знать. Их физический возраст не имеет большого значения. Люди умирают, оставаясь детьми; они никогда не вырастают.

Тантра говорит: Изучайте новые способы делать вещи, и становитесь как можно более свободными от привычек. И Тантра говорит: никому не подражайте, иначе ваши чувства будут скучными. Не подражайте. Находите свои собственные способы для действия. Оставляйте свою собственную подпись под тем, что вы делаете.

Только вчера вечером санньясинка, возвращавшаяся домой, говорила, что любовь между ней и ее мужем исчезла. Теперь они остаются вместе только ради детей. Я посоветовал ей медитировать, быть с мужем дружелюбной. Если любовь исчезла, не все исчезло; дружба еще возможна. Будьте дружелюбными. А она сказала: «Это трудно. Когда чашка разбита, она разбита».

Я сказал ей, что она наверное не слышала о том, что в Японии люди Дзен сначала покупают чашку в супермаркете, приносят ее домой, разбивают ее, затем склеивают осколки, чтобы она стала особенной и приобрела индивидуальность. В противном случае это только вещь, купленная на рынке. И если к вам приходит друг и вы угощаете его чаем из обычной чашки и блюдца, это плохо; это безобразно, это не уважительно. Поэтому они приносят новую чашку и разбивают ее. Конечно, в мире нет другой точно такой же чашки – и быть не может. Склеенная, она имеет некоторую индивидуальность, подпись. А когда люди Дзен приходят друг к другу в дом или монастырь, они не просто пьют чай. Сначала они будут оценивать чашку, они будут смотреть на нее. То, как она была соединена – это произведение искусства – то, как она разбилась на осколки и была собрана вновь.

Женщина поняла и рассмеялась. Она сказала: «Тогда это возможно».

Придавая вещам индивидуальность, не будьте просто подражателем. Подражать – значит упускать жизнь». (Ошо, "Видение Тантры").

Осознание ума
Третье, что говорит Тантра: "Во-первых, тело должно быть очищено от подавлений. Во-вторых, чувства должны быть оживлены снова. Третье, ум должен избавиться от невротических раздумий, навязчивых раздумий и должен найти путь к тишине. Расслабляйтесь, когда это возможно. Отбрасывайте свой ум в сторону тогда, когда это возможно".

Сейчас вы скажете: "Легко сказать, но как отбросить ум в сторону? Он все продолжает и продолжает". Есть такой способ. Тантра говорит: "Наблюдайте за этими тремя видами осознанности. Осознанность номер один: дайте уму свободу, пусть он будет наполнен мыслями, вы просто беспристрастно наблюдайте. Не нужно беспокоиться о нем – просто наблюдайте. Просто будьте наблюдательны, и постепенно вы увидите, что у вас начинают появляться периоды тишины. Далее, осознанность номер два: когда вы будете знать о появлении этих периодов, тогда осознайте наблюдателя. Теперь наблюдайте за наблюдателем, и тогда придут новые периоды тишины – наблюдатель начнет исчезать подобно мыслям. В один прекрасный момент мыслящий тоже начнет исчезать. Наступит настоящая тишина С третьим знанием уходит и объективное, и субъективное; вы выходите за пределы».(Ошо, "Видение Тантры").
Желания ума

«Во-первых, желание само по себе – это Бог. Желание без какого-либо объекта, желание, не обращенное ни на какую-либо цель, немотивированное желание – Бог. Энергия, называемая желанием, это та же самая энергия, что и Бог.

Желание означает огромное стремление, великую жажду расширится, стать огромным, стать таким громадным, как небо.

В ваших обычных желаниях есть одна основная особенность. На самом деле человек, стремящийся иметь все больше и больше денег, стремится не к деньгам, а к расширению, потому что деньги могут помочь ему расшириться. У вас может быть большой дом, большой сад, вы можете иметь то, иметь это – больше будет ваша территория, больше будет ваша свобода. С большим количеством денег у вас будет больше возможности выбора. Если вы проникните глубже в свое бессознательное, вы будете удивлены, найдя, что стремление к деньгам в действительности это желание расшириться.

Так же и в случае всех остальных желаний. Люди стремятся к большей власти, большей славе, более долгой жизни, более крепкому здоровью, но что они ищут в этом? В точности то же самое – они хотят быть больше.

Но все объекты желаний рано или поздно разочаровывают. Однажды появляются деньги, и все же расширения не происходит; у вас, может быть, появилась большая свобода выбора, но она не приносит удовлетворения. Желание было желанием бесконечного, а деньги не приносят бесконечного.

Если вы внимательно посмотрите, то деньги, власть, престиж – ничто не приносит удовлетворения. Напротив, они делают вас еще более недовольным.

Но само по себе желание не является ложным. Желание денег, желание власти, желание престижа – являются ложными желаниями из-за того, что ложными являются объекты желания – деньги, власть, престиж. У вас может быть меч, которым можно убить и можно спасти. Это не делает меч чем-то ложным. Яд может убивать, но яд также может быть и лекарством. В умелых руках яд – нектар, в неумелых – нектар – это яд.

Желание должно быть очищено и транcформировано, потому что это ваша энергия, у вас нет никакой другой энергии. Как трансформировать желание? Есть один способ, очень обычный, посредственный способ – сменить объект. Вы не идете за деньгами, а начинаете двигаться к Богу. Вы потерпели поражение с деньгами – становитесь религиозным, идете в церковь, в храм, в мечеть. Теперь ваше желание обретает новый объект под названием Бог, который так же иллюзорен, как и объект под названием деньги, даже более иллюзорен, так как, что вы знаете о Боге? Деньги, по крайней мере, что-то видимое, объективное, вы познали это, вы видели это. Что вы знаете о Боге? Бог остается лишь словом, если не было опыта. Бог остается пустым словом, пока вы не наполните его неким содержанием посредством собственного экзистенциального опыта.

Люди, разочаровавшись в мирских желаниях, сменяют объект, они начинают создавать потусторонние объекты: небеса, рай и все радости небес. Но все это тот же самый трюк, ум вас вновь обманывает. Это не путь разумного человека, это путь глупца.

Разумный человек останавливает желание объектов. Он делает свое желание свободным от всех объектов. Он начинает переживать свое желание в его чистоте, момент за моментом. Он наполнен желанием, переполнен энергией. Его обычная жизнь становится такой страстной, такой интенсивной, что все, чего бы он н коснулся, трансформируется. Обычный металл становится золотом, а засохшее дерево вновь расцветает.

Желание – это ваша жизнь, ваше дыхание, ваше биение сердца; желание – это ваше существо. Подлинная трансформация случается, когда человек лишается не желания, а объектов желания.

Что означает просветление? Оно означает просто то, что желание освобождается от всех объектов. Оно становится чистой любовью, чистым состраданием, чистой жизнью. И эта чистая жизнь полна поразительной красоты и экстаза, в этой чистой жизни вы достигли бесконечности.

Желание мало, потому что вы ограничили его малыми объектами, желание мало, потому что вы желаете малого. Увидев это, люди переключаются на большие объекты, но большие объекты – такие же малые объекты; как бы велики они не были, они имеют ограничения.

Для обычного человека желания существуют лишь в пределах его ума. Ум обладает только маленьким проблеском желания, только мерцающим проблеском желания. Ум не знает ничего о желании; ум знает лишь о желании того или иного объекта – желании денег, желании власти, желании престижа, желании секса. Когда больше нет объектов, желание перестает быть частью ума, тогда желание пребывает вне ума, тогда желание – лишь обычная энергия.

Ум не отделен от вашего тела, он внутри вашего тела. Вы отделены от обоих – и от тела, и от ума. Но и ваше тело, и ваш ум – это одна и та же энергия. Тело – видимый ум, ум – невидимое тело. Тело – внешний ум, ум – внутреннее тело.

Поэтому секс – не только физическое явление. Оно гораздо больше – мозговое, скорее психологическое, чем физическое явление. Фактически, секс приводится в действие не вашей физиологией, а вашей психологией. Физиология ей содействует, но глубинный секс выходит из вашего внутреннего тела во внешнее.

Вы можете не осознавать, что в вас происходит, но посмотрите: секс начинается в голове, в уме. Он также появляется и в теле, ведь тело и ум не разделимы.

И ум и тело сексуальны. Тело произошло из секса, ум все время страстно желает объектов, следовательно и он сексуален. Но они могут быть очищены...». (Ошо. Книга мудрости).

Растождествление с объектами желания нужно начинать, когда точно определен сам объект. Если вы поняли, что есть желание, наблюдайте его, переносите свое внимание на состояние, которое возникает в результате.

Просто отметьте внутри, что возникло желание, а когда оно исчезнет, снова отметьте, что это желание исчезло, вы почувствуете дистанцию между собой и желанием, между собой и мыслью.

С чем бы вы ни растождествлялись, помните о том, что между вами и объектом растождествления всегда должно быть расстояние, иначе растождествления не случится.

Когда будут достигнуты эти три вещи:

- тело, очищенное от подавлений;

- чувства, освобожденные от притупления;

- ум, освобожденный от навязчивого мышления, вам откроется видение, свободное от всех иллюзий – это и есть видение Тантры.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом