Главная страница
qrcode

Вопрос Что такое ум Ума нет! В природе этого качества физически не существует. Ум


НазваниеВопрос Что такое ум Ума нет! В природе этого качества физически не существует. Ум
АнкорSOZNANIE.doc
Дата12.02.2019
Размер2.09 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSOZNANIE.doc
ТипДокументы
#55620
страница8 из 17
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

Эго – это не реальность, это лишь идея, иллюзия "я". Это не часть нашего бытия. Когда рождается ребенок, у него нет эго, он не приносит его в мир. Эго есть что-то, чему он учится, эго – не часть генетики.

Чтобы отбросить эго, нужно понять его природу, природу его появления. Гордон Альпорт определил семь дверей, через которые мы обретаем эго. Если удастся понять, что эго есть лишь наша тень, оно начинает исчезать само по себе.

Первой дверью он называет "телесное я".

Человек не рождается с чувством "я". Ребенок в чреве матери не имеет чувства "я". Пока ребенок не покинет чрева, пока он не начнет сам дышать, он не узнает, что он отделен.

У только что родившегося ребенка уходят месяцы на то, чтобы осознать, что есть различие между его внешним и внутренним. Постепенно, через все более сложное обучение и постоянные тренировки, в нем развивается понимание различия между тем, что у него внутри и тем, что снаружи.

Когда ребенок чувствует голод, он чувствует, что голод приходит изнутри. А когда его кормят, он чувствует, что пища приходит снаружи. Так он узнает, что есть вещи, приходящие снаружи, и есть вещи, приходящие изнутри. У него возникает идея о внешнем и о внутреннем. Но, реально, он пока еще не отличает внешнее от внутреннего. Для него внешнее – это часть внутреннего, а внутреннее – это часть внешнего. Это как небо внутри вашего дома и небо снаружи, это не два различных неба, это одно небо. Так же обстоит дело и с тем, что мы считаем внешним и внутренним – это не два, это две части одной и той же энергии, две стороны одной и той же монеты. Но ребенок входит в жизнь и начинает обучаться путям эго – разделению на внешнее и внутреннее.

Вторая дверь – это образ себя или самоотождествление. Иногда ребенок голоден, он злится, иногда он сыт и у него хорошее настроение, иногда он хочет спать, а иногда пробуждается – все продолжает меняться. Один день светлый и прекрасный, другой темный и мрачный. Но вот он встает перед зеркалом, и видит внутри зеркала маленького ребенка, он пытается поймать его, потому что он думает, что там есть тоже ребенок. Если он не может поймать его, тогда он идет и смотрит за зеркало – может быть ребенок прячется там? Постепенно он узнает, что отражается именно он. И затем он начинает чувствовать какое-то постоянство, какую-то длительность: вчера было то же лицо и сегодня это то же лицо. Когда дети первый раз смотрят в зеркало, оно радует их. Они никогда не покидают его. Они опять и опять идут в спальню, чтобы посмотреть, кто они.

Ребенок запоминает свое имя, понимает, что его отражение в зеркале принадлежит ему, он верит, что чувствование "я" или себя существует изо дня в день, несмотря на перемены. Все продолжает меняться. Остается лишь свой образ. У эго есть другая дверь, через которую оно входит – образ себя.

Третья дверь – это гордость – то, что позволяет ребенку оценить себя, определить своюзначимость, возникающую в результате того, что он учится делать все сам – исследовать и создавать. Когда ребенок чему-то учится – например, он выучил слово "мама", тогда он продолжает повторять "мама, мама" целый день. Он не упускает ни единой возможности использовать это слово – потому что это дает ему гордость: "Я тоже могу что-то сделать! Я могу говорить! Я могу переносить вещи отсюда туда!"

Родители бывают очень озабоченными, когда ребенок начинает таскать вещи. Они находятся в недоумении, почему, например, он взял тарелку и понес ее из одного места в другое. Они не понимают, что ребенок совершенно не интересуется тарелкой. Для него это полная ерунда. Его интересует другое – он может носить вещи.

Если он что-нибудь находит, он становится исследователем, спрашивающим. Он наслаждается тем, что он делает что-то, потому что это открывает третью дверь для эго гордость. Он чувствует гордость, потому что он может делать. И это делание привносит эго.

Четвертая дверь – это «Мое», само-продление ребенка, его владение, обладание чем-нибудь. Ребенок начинает говорить: "Моя игрушка, моя мама, мой велосипед, моя школа". Он начинает создавать "мое". "Мое" становится его ключевым словом. Если вы берете его игрушку – его не очень интересует она; он более интересуется тем, что "Игрушка моя, вы не можете взять ее!" "Мое" дает чувство меня, "меня" создает "я".

Но эти двери не только для детей, они остаются такими и для взрослого человека. Когда вы говорите "моя фирма", вы поступаете по-детски, когда вы говорите "моя жена", вы ведете себя как ребенок. Когда вы говорите "моя диссертация", вы ведете себя по-детски. Все это очень детский подход. Но если вы будете более внимательными к себе, то обнаружите, что это сопровождает вас всю вашу жизнь. Вы очень интересуетесь своим именем. Мое имя! Это кажется чем-то имеющим огромную ценность. А в имени ничего нет. Вы так долго жили с этим именем и на нем накопилось столько пыли, что пришло время сделать генеральную уборку. Вот почему меняется имя – чтобы вы могли увидеть свое прошлое, свое "не-я", чтобы вы смогли понять, что оно произвольно, и его можно менять каждый день.

Пятая дверь – это внешний образ себя, имидж. Это относится к тому, как ребенок видит себя через взаимодействие с родителями, через наказания и похвалы. Он учится поддерживать определенный имидж – хороший или плохой.

Ребенок всегда смотрит на то, как родители реагируют на него – хвалят его или наказывают. Если он чувствует наказание, он думает: "Я сделал что-то не так, я плохой". Если он делает что-то хорошее, и его хвалят, он думает: "Я хороший, меня ценят". Поэтому он пытается делать все больше и больше хорошего, так, чтобы его ценили. Или, если родители его ругают, считают его "плохим", он реагирует и бунтует, он говорит: "Хорошо, тогда я вам покажу, кто я такой". И он делает так, чтобы его присутствие чувствовалось. Так появляются "хорошие" и "плохие" люди.

Шестое – это "я" как причина. Ребенок учится путям причинно-следственных связей – логике, аргументации. Он учится тому, что он может сам решать какие-то проблемы. Причины дают великую поддержку его эго – вот почему люди спорят, вот почему образованные люди думают что они кто-то. Если у вас высшее образование, вы окончили университет или что-то, у вас научная степень – вы доктор философии или математики – вы показываете это, предъявляете свое свидетельство. Почему? – потому что вы показываете, что вы стали разумным человеком, хорошо образованным, закончившим престижное учебное заведение, где были лучшие профессора. Ум становится великой поддержкой.

И, седьмое – это ворота постоянной борьбы за жизнь: цели, амбиции, становления. Забота о будущем, мечты и появление долгосрочных целей – это последняя стадия эго, когда человек начинает думать о том, что делать в мире, как оставить след в истории, оставить свою подпись на песках времени. Стать великим поэтом? Стать известным политиком? Стать ученым или заработать кучу денег? Жизнь так быстро бежит, так быстро ускользает из рук, нужно спешить, нужно поспевать за ней, иначе ею будут управлять другие и о вас никто никогда не узнает.

Ум – промежуточный уровень сознания

Сознание ума
Если мы говорим, что все есть сознание, то и ум тоже есть сознание, сознание на уровне ума, промежуточный уровень сознания.

Какова роль ума в транссознании? Известно, что основным свойством ума является его информированность. Информированность, как используемость информации, с одной стороны, с целью обретения нового знания, как предубеждения, как веры, навыка, совета или умения выживать, используя для этого чужой, а иногда и свой опыт, с другой стороны, более важной, с целью истинного ПОЗНАНИЯ, то есть собственного проживания тех ситуаций и обстоятельств жизни, о которых ум лишь информируется. Познание, как тотальное проживание всего, что с нами случается, как свой собственный опыт, ведет нас к реальному постижению жизни, истинной осознанности и расширению возможностей осознаваемого мировосприятия. Только знаний, просто информированности недостаточно, это лишь создает большую разделенность, озабоченность и необходимость постоянного контроля со стороны ума за всякого рода действиями и собственным поведением.

Процесс познания или роста сознания, как результат его трансформации, можно изобразить графически (см. рис.1). В качестве критерия, характеризующего функцию транссознания, выберем зависимость ОСОЗНАННОСТИ или ИНФОРМИРОВАННОСТИ, когда она заменяет осознанность объективным знанием, от ПОЗНАВАЕМОСТИ. Степень ОСОЗНАННОСТИ, в свою очередь, определяет уровень сознания, а степень ИНФОРМИРОВАННОСТИ – уровень интеллектуальных способностей ума, его умность, которая большинству заменяет осознанность. Чем выше ОСОЗНАННОСТЬ, тем выше уровень сознания. До тех пор, пока ОСОЗНАННОСТЬ определяется пределами сознательной части ума, она зависит от времени, которое затрачивает человек на восприятие и осознание всего, с чем он соприкасается.

Чем выше ОСОЗНАННОСТЬ, тем человек быстрее воспринимает происходящее, тем он точнее реагирует или отвечает на внешние или внутренние раздражители, тем быстрее он живет, тем выше его темп ЖИЗНИ, тем он ближе к собственному ВРЕМЕНИ ее(жизни) осуществления.
ОСОЗНАННОСТЬ = 1/ВРЕМЯ ВОСПРИЯТИЯ МИРА
Понятно, что ребенку нужно больше времени, чтобы оценить ситуацию и сориентироваться в ней; и совсем другое дело – взрослый, имеющий больший опыт и навыки жизни, и затрачивающий на то же самое гораздо меньше времени. То есть, его темп жизни выше.

Если вы присмотритесь к происходящему с вами, то заметите, что в разное время, время течет по-разному, иногда все происходит очень быстро, а иногда секунда тянется вечно. Когда вы живете в настоящем моменте, времени нет, но, когда вы в ностальгическом прошлом или мечтаете о будущем, а, особенно, когда вы ждете, и от этого зависит ваша жизнь, время растягивается до бесконечности. Темп жизни становится максимальным.

Как только ОСОЗНАННОСТЬ выходит за пределы ума, говорить о ее зависимости от времени восприятия и осознания умом происходящего не имеет смысла, потому что все теперь воспринимается напрямую и никакой обработки информации не ведется, никакого понимания и осознания ума не требуется.


На рисунке 1 показана качественная зависимость ОСОЗНАННОСТИ (ИНФОРМИРОВАННОСТИ) от ПОЗНАВАЕМОСТИ, которая в свою очередь, зависит от того, как мы воспринимаем мир. Либо мы его воспринимаем осознанно, либо нет. В случае неосознаваемого восприятия, когда за нас работает наш ум – это может быть его подсознание, вызывая к действию накопленный опыт жизни – знания, стереотипы поведения, а может быть и сознательная часть ума, когда эмоции или действию предшествует решение ума, ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, как функция от ПОЗНАВАЕМОСТИ изменяется по экспоненте (1).

Качественно это можно объяснить тем, что подлинное незнание, невинность ребенка должна быть утеряна, потому что ребенок не осознает свою красоту, свое богатство, свое великолепие. Он не узнает, какого ценного сокровища ему предстоит лишиться, пока он не начнет размышлять. Ребенок хочет научиться мыслить как можно скорее, поскольку повсюду вокруг себя видит людей, которые могут думать лучше, они более красноречивы. Ребенок хочет знать, потому что знание абсолютно необходимо для удовлетворения любой амбиции.

С того момента, когда ребенок осознает, что мышление, знание является самым существенным средством для того, чтобы быть кем-то в мире, кем-то особенным, с именем и репутацией, – тут же он начинает учиться как можно быстрее и трансформирует свое сознание и свою энергию в мысли, в память, в воображение или, по-другому – в ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, – не ведая, что теряет самую драгоценную свою природу, – чистое бодрствующее трансформирующееся сознание.

Чем большим знанием мы владеем, тем меньший прирост ИНФОРМИРОВАННОСТИ мы имеем. Начиная с некоторого минимально необходимого уровня ПОЗНАВАЕМОСТИ (уровень насыщения информацией – Пн), ИНФОРМИРОВАННОСТЬ существенно уже не растет, а на некотором минимально допустимом уровне – Пmin, она совсем останавливается. Это значение ИНФОРМИРОВАННОСТИ определят максимально допустимый уровень знания, которым может овладеть конкретный человек благодаря мышлению, памяти, воображению.

Все объективные знания, в том числе и накопленный опыт жизни, работают за нас под именем нашего сознания, хотя сознание при этом еще спит, а что действительно работает, так это сознательная часть ума. Даже когда ум, как биокомпьютер, использует все свои возможности, то и в этом случае мы неосознанны, мы бессознательны, поскольку вынуждены доверять лишь информации, которую получаем по сенсорным каналам органов чувств, как бы полно и достоверно она не обрабатывалась, и как бы полно и достоверно она не отражала объективно и научно доказанную истину жизни. Она всегда будет оставаться всего лишь отражением этой истины. Только субъективно, до конца, до конца не во времени, а по сути, сущностно, не будучи схваченная мышлением, осознанно прожитая истина дает истинные знания, которые не нуждаются ни в какой информированности, ни в каком хранении объективного и субъективного опыта, что ведет к знанию не-ума и истинной осознанности. Только тогда объективное знание перестает иметь свою силу.

С другой стороны, если бы в идеале ПОЗНАВАЕМОСТЬ воспринималась на фоне осознанного мировосприятия, то есть, если бы ребенку удалось сохранить связь с самим собой, сохранить свою чистоту и свежесть взгляда на мир, оставаясь не во власти ума, не во власти объективного знания, которое он обретает в процессе познания мира, а проживать все случающееся с ним полностью, до конца, тотально в чистом бодрствующем трансформирующемся сознании, то через некоторое время, в момент, примерно соответствующий на рисунке точке Пmin, произошел бы "взрыв", трансформация ОСОЗНАННОСТИ ума в ОСОЗНАВАЕМОСТЬ не-ума, трансформация знания в трансзнание.

Фигура в виде листа растения, образованная двумя пересекающимися кривыми 1 и 2, является качественной графической моделью ума. С одной стороны, ум ограничен в своих возможностях максимально допустимым объемом информации или знанием, которое он может усвоить, с другой стороны, минимально необходимыми для жизни человека возможностями ума, но при этом максимальной осознанностью – чистым бодрствующим трансформирующимся сознанием.

Ум – дверь в транссознание
Ум – носитель знания. Знание не имеет прямого доступа, оно появляется не сразу, оно проходит определенный путь. Знание проходит через многих посредников, поэтому оно ненадежно. Если говорить о прямом мировосприятии, больше подходит слово познание. Познание – прямое, оно непосредственно, оно происходит без посредников.

Ум можно сравнить с посланником, с вестником, который приходит и сообщает нам что-то. Но сам посланник не знает, он только несет знание, он понимает его так, как понимает. Когда ум получал эти знания, он мог что-то упустить или, напротив, добавить или забыть, или просто солгать. Его послание – информация о том, что есть нечто, подлежащее познанию. Знание, которое получает ум, передается по эстафете. Сначала в дело включаются рецепторы органов чувств, затем нервная система, потом мозг и наконец ум, который осознает полученную им информацию и доставляет ее нам, как знание. Ум – это инструмент, наш биокомпьютер. Мы вынуждены доверять уму, потому что у нас нет прямого доступа к знанию. Доверие уму – это импульс, энергия, которая отправляет нас в поиск истинного знания.

Ум – это начало познания трансцендентного знания, знания не-ума – трансзнания. Ум – это то качество, та сила, тот уровень сознания, который позволяет нам осознать необходимость освобождения от ума, обрести свободу и силу не-ума. Именно потому, что есть ум, мы говорим о расширении сознания, трансформации сознания ума в сознание не-ума, мы говорим о транссознании. И это единственная естественная функция ума.

Власть ума, верховенство ума для человека неестественно. Власть – это бремя, это вынужденная мера. Власть нужна там, где нет жизни, нет гармонии, нет любви. Власть сознания оставляет шанс к возрождению, к освобождению жизненной энергии. Но власть бессознательности ведет к еще большей бессознательности, и этот шанс становится все более нереализуемым практически. И тогда приходит смерть, а с ней новое рождение и все начинается сначала. Власть ума не нужна там, где есть жизнь, там, где есть любовь и понимание. Но она всегда есть там, где нет силы жить, будучи присутствующим и ответственным в своей осознанности. И мы не вольны быть вне власти ума, мы можем лишь позволить ей осуществиться до конца, используя ее трансформационные возможности.

Ум – это форма сознания, проявляющаяся в мышлении – внутреннем течении мыслей, как результата собственного проживания жизненных ситуаций, а не как толпы блуждающих мыслей, между которыми не возникает никакой внутренней связи, которые лишены корней, лишены связующей их нити, как бусины малы, рассыпанные по полу, потому что эти мысли не ваши, они накоплены, заимствованы. Мысль материальна, она живет своей собственной жизнью. Мы постоянно распространяем свои мысли вокруг себя. Когда, например, человек умирает, все его безумные мысли высвобождаются тот час же и начинают искать прибежище в ком-то другом. И если вы рядом с умирающим, вам становится не по себе, вы сильнее ощущаете страдание, его мысли цепляются за вас.

Мышление – это ассоциированный поток собственных мыслей, в котором нет места чужим. Человек мышления не заимствует мысли, в этом нет необходимости. Если смотреть на жизнь открыто, с полным доверием и пониманием, если видеть даже самой темной ночью, что утро обязательно наступит, вы будете способны к мышлению.

Мы неосознанны, потому что движимы мыслью, а не по тому, что способны мыслить. Неосознанность определяется не мышлением, а зависимостью от мысли. Поэтому наша жизнь случайна, не определена, мы зависимы от многих ее обстоятельств. Если, например, вам встречается другой человек и ваша жизнь круто меняется, это значит, что в вас что-то входит, вы становитесь зависимым от чужего влияния, от всего, что происходит вокруг. Это не мышление, это состояние отсутствия мышления, потому что еще нет никакого центра, который может мыслить. Мышлению можно научиться только самому. У другого мы можем научится мыслям, но не мышлению. Мышление – это качество нашего внутреннего бытия.

Что означает мышление? Мышлением мы поддерживаем свое собственное сознание. Мы встречаем мир, оставаясь бдительными и осознанными. Возникает отклик – ответ, мы предстаем перед жизнью во всей своей ответственности. Это мышление. Человек мышления использует свое сознание каждый раз, когда возникает проблема. Он использует свое свежее сознание, он просто слушает себя, слушает мир и возникает ответ. Мышление не является частью памяти, это чистый отклик на происходящее.

Действуя из самой сути, мы действуем тотально, а тотальное действие не оставляет памяти, психологической памяти. Память остается в уме, но нет психологической зависимости. Когда действие полностью закончено, мы свободны от него. Но для того, чтобы действие было закончено, нужно исходить из самой своей сущности, из не-знания, из трансзнания.

Развитие способности к мышлению приближает ум к той точке, в которой энергия думания трансформируется в энергию осознания. Мышление – не новая форма сознания. Правильное мышление – это процесс отражения, процесс познания, который ведет к не-мысли, к не-уму. Правильное мышление ведет к собственному постижению, к проблеску, когда нет уже необходимости верить. Это становится истинным знанием – трансзнанием. Теперь мы не верим, мы знаем, что это есть. После такого проблеска начинается настоящий поиск.

Правильное мышление ведет к правильному отражению, правильное отражение ведет к состоянию блаженства, состояние блаженства ведет к чувству истинного бытия.

Но для этого нужно сделать многое, хотя это никогда не происходит постепенно. Нужно много делать, делать и делать... и однажды, внезапно, наступит момент, когда ум достигнет не-ума. Внезапно все мысли и беспокойства испаряются, процесс мышления останавливается и остается только не-ум, происходит внезапный поворот внутрь к своему существу, к своему истинному бытию. Но когда это случается, это случается целиком, тотально. Ум-хозяин исчезает. Человек становится его хозяином. Только теперь можно говорить об истинном пребывании в мире, но не раньше, чем появится способность изменять сознания по собственному желанию. Только теперь появляется свобода не-ума.

Ум только инструмент, только посланник, который проявляется в зависимости от того, насколько в нем развиты его интеллектуальные и мыслительные способности. Для того, чтобы понять принцип действия ума, необходимо заглянуть в его основу. Первые признаки ума проявляются уже на инстинктивном уровне, то есть в самой вашей природе.

Инстинктивный ум управляет инстинктивными функциями человека. В отличие от ума более высокого уровня, инстинктивный ум формируется еще в утробе матери, начиная с момента зачатия. Так что в момент рождения он уже высоко развит и составляет примерно 75% от его общего потенциала. В процессе роста человека инстинктивный ум развивается в основном качественно.

У новорожденного ум, в том смысле, как мы его знаем, еще не сформирован, его интеллектуальные функции находятся в зачаточном состоянии, так как ум, интеллект человека является результатом социальных отношений. Не имея еще возможности мыслить, ребенок сохраняет присущее ему замечательное качество – спонтанно отличать истинное от ложного в очень широком диапазоне всего, что доступно его непосредственному опыту.

Можно сказать, что в этот момент сознание ребенка еще находится в непосредственной связи с его природой, точнее его сознание и его природа – это не два разных его состояния, это еще одно. Это точка в Океане Сознания, состояние его чистого бодрствующего трансформирующегося сознания, которое никогда не покидает человека, в каком бы состоянии сознания он не находился.

Инстинктивный ум – это "пред-ум", потому что он присутствует в очень маленьком, подобном животному ребенке. Отсюда невинность и привлекательность детей, их красота и свобода. Ребенок совершенно свободен и счастлив быть тем, кто он есть. Он – само очарование. Но это очарование должно быть потеряно, оно не может остаться навсегда, потому что оно бессознательно, потому что оно не было заработано, потому что это – естественный дар, ребенок находится в совершенном забвении. Он не может держаться за это. Человек не может держаться за то, что он не осознает. Это должно быть потеряно. Чтобы достигнуть нужно потерять. Ребенку нужно будет войти в мир подлости, извращения. Ребенку придется обрести хитрость ума, и тогда он поймет, что он потерял что-то – что-то очень ценное.

Но это можно узнать только когда это потеряно. Другого пути нет. Только тогда возникает интерес к себе, только начинается поиск. Чтобы узнать, что такое океан, рыба должна быть выброшена из него. Именно с началом этого узнавания начинается ваш рост в сознании, его трансформация. Транссознание есть не что иное, как поиск потерянного детства, потерянного рая. Каждый несет это в себе, где-то глубоко внутри. Может быть, не очень сознательно, но она функционирует как бессознательный субстрат, напоминая, что что-то было потеряно, что-то было забыто, что-то было, чего больше нет; что-то потеряно, и вы начинаете искать это.

Благодаря инстинктивному уму ребенок находиться в своеобразном примитивном единстве со всем существованием. Он еще не отделен, он – не остров, он – континент. Поэтому ребенок очень интеллигентен, его интеллигентность не интеллектуальна, она чисто инстинктивна. Ребенок функционирует очень разумно, но не интеллектуально. Разумность, которую проявляет ребенок, естественна, он не выучил ее. Это часть мудрости его тела, это унаследовано.

Инстинктивный ум не дает представления о плохом и хорошем, поэтому никогда нет никакого конфликта. Ребенок чист в своих помыслах, его желания непосредственны, он не противоречив, он всегда правдив по отношению к моменту. Для него все естественно, он невинен. Его невинность привлекательна, но она не очень глубокая. Есть невинность, но в ней нет медитативности. Она поверхностна, одномоментна, временна, текуча.

Ребенок ближе к животному, чем к человеку.

Инстинктивный ум – это связь между человеком и животным. Ребенок живет во внутреннем хаосе. Он не имеет представления о том, что он собирается делать. У него нет будущего, он не несет никакого прошлого; он живет полностью в настоящем. Но оттого, что он живет полностью в настоящем и бессознательно, его жизнь не может иметь дисциплины, порядка. Она хаотична, анархична. Это первый этап человека, первый этап ума.

Рано или поздно, когда ребенок вырастает, он теряет это, но не до конца, что-то остается в нем, как субстрат, который напоминает ему о потерянном рае и заставляет его искать. Только трансформация сознания, только медитация может положить этому конец. Это можно потерять до конца только тогда, когда медитация пошла очень глубоко, когда медитация трансформировала существо человеческого сознания до конца. Инстинктивный ум никогда полностью не уходит до тех пор, пока человек не станет Буддой или Христом, не станет полностью осознанным.

До трех лет ребенок сохраняет свою естественную невинность, которая с рождением ума должна быть утрачена, потому что ребенок не осознает свою красоту, свое богатство. Он не узнает какого великолепия он должен лишиться, пока не начнет размышлять, пока не родится ум – мыслящий реактивный ум. (см. рис. 3).

Реактивный ум – низший уровень сознания обучающегося ума, у которого мышление находится в зачаточном состоянии, знания накапливаются в основном за счет запоминания чужих мыслей – результатов чужого опыта, то есть уже известных о мире сведений. Воспринимаемая реальность "осознается" посредством прямой идентификации информации, хранящейся в памяти ума с "картинками" мира, поступающими по сенсорным каналам органов чувств. В процессе реактивного мировосприятия мышление, как процесс вывода новых знаний, отсутствует, все решается на уровне веры и имеющихся в памяти сведений: образов и примитивных моделей объектов внешнего и внутреннего мира, усвоенных правил поведения и установок, которые человек получает в процессе воспитания и неосознанного общения со средой его обитания. Работает, так называемое, разрешенное сознательное сознательной части ума.

В основе реактивного знания лежат программы, позволяющие реализовывать желания ума и пристрастия эмоциональных и физиологических потребностей. Пристрастие приносит с собой страх невыполнения определенного желания, ревнивое чувство, что кто-то может перехватить ваш источник удовольствия; злобу, когда вас кто-то опережает; цинизм, если вам постоянно чего-то не хватает; паранойю в случае постоянной угрозы; скуку, если вы не приближаетесь к удовлетворению своих потребностей; беспокойство, если вы не имеете постоянного источника удовлетворения своих пристрастий; тревожность, если вы обеспокоены самим фактом того, что обеспокоены; несчастье, если внешний мир не дает вам того, к чему вы имеете пристрастие. Обуреваемый пристрастиями человек, не может иметь шансов на счастливую, радостную и осознанную жизнь в любви и свободе. Зрелость ума определяется пониманием не только природы пристрастий, но и природы запрограммированности на пристрастие, природы реактивного ума.

Рациональный ум позволяет выводить новое знание, как результат мышления, размышления, используя свой собственный опыт жизни. Так человек учится сам жить, не его учат, передавая чужой опыт, а он сам учится, развивая опыт положительного, рационального мышления. Благодаря рациональному мышлению мы учимся отвечать на происходящее, не реагируя стандартно, по программе, а будучи ответственными за принятое решение. Это позволяет проходить необуславливающую адаптацию в различных жизненных ситуациях. Рациональное мышление позволяет быть осознанным в мире субъектно-объектных отношений, а также состояний тела и частично ума – за счет использования "двух" голов, что дает возможность осуществлять самоанализ, перепросматривая события прошлого.

В пределах рационального ума достаточны сильны и остаются еще функционирующими программы, реализующие желания ума и пристрастия эмоциональных и физиологических потребностей.

Интегральный ум – уровень сознания или осознания, позволяющий выводить новое знание (мудрость) в результате проживания жизненных ситуаций тотально, до конца, когда не остается нереализованных потребностей: желаний, намерений и мотивов. Знания этого уровня ума – это интегрированный опыт, в основе которого еще лежат объективные знания, как результат собственного переживания испособности ума к положительному мышлению, к обобщению и объединению информации. Интегральное мышление – последняя цитадель неосознаваемого сознания. Покорив этот рубеж, человек обретает знание не-ума, сознание за пределами ума.

Программы интегрального ума – высокоразвитые адаптивные модели, где уже достаточно полно учтены основные жизненные противоречия: неопределенность, изменчивость и многовариантность мира.

Удовлетворяя свою потребность в знаниях, как истинную жажду жизни, мы делаем это почти всегда бессознательно, потому что намерения и мотивы жизни ограничены утилитарными потребностями и пристрастиями, которые находятся под контролем программ ума. Мы остаемся во власти ума. Но иногда он сдает свои позиции, и у нас появляется возможность заглянуть в мир без ума. Однако же быть без ума – это быть в меньшей, а не большей осознанности, быть в меньшем, а не большем сознании. Жизнь требует быть осознанным, и мы снова возвращаемся в ум, и он снова становится нашим хозяином. Бывает так, что сила знаний сама себя отрицает. Все что имело значение, становится незначимым, и тогда сила обусловленности и зависимости от ума теряет свою власть, мы расслабляемся и снова оказываемся без ума. Но и в этом мы долго не задерживаемся и снова возвращаемся в ум. И только иногда, очень редко, наша природа позволяет себе полное освобождение от ума с сохранением осознанности, уже без возвращения к власти ума. Жизнь проживается тотально, ничего не остается на потом, человек становится истинно осознанным и присутствующим.

Но это очень редкое и почти всегда случайное явление. Парадоксально, но это так. Человек реализуется случайно. Он не может и не хочет осознанно повлиять на этот процесс, он не верит, что это можно сделать. А если верит, то делает, и, конечно же, ничего не получается, потому что ОН(человек) остается, как эта вера, как знания, потому что главенствует ум. Выйти из ума в пределах ума нельзя. Именно поэтому все предпринимаемые наукой и официальной религией попытки сделать человека более осознанным ни к чему еще не привели и не приведут.

Наука, официально принятая религия – это всего лишь способ подменить осознанность, вложенное в вас природой Знание(сознание), объективным, заимствованным знанием, верой. Они смогут в этом преуспеть только в одном случае, если сами себя отвергнут, если случится их истинное отрицание. Но тогда это станет наукой трансцендентного знания, а такая наука уже есть – это медитация, транссознание.

Транссознание – это способ осознанно повлиять на процесс трансформации сознания, это возможность использовать новую методологию трансформационного роста сознания, что позволяет сделать себя независимым от ума, будучи осознанным и включенным во все сферы жизнедеятельности человека.

На рисунке 2 приведена схема, которая показывает разницу между хаотическим, случайным процессом освобождения сознания (кривая 3), и тем, что дает транссознание, как технология трансформационного роста сознания, как технология обретения состояния не-ума, состояния разобусловленности и растождествленности с мыслями ума (кривая 1).

Если человек попадает в состояние медитации, в транссознание, в состояние не-ума, он теряет себя как знания, как бессознательность. Он теряется как человек. Теперь ничто уже не может отвлечь вас от своего истинного существа. Нет большей силы, чем сила не-ума. Никакая обусловленность не может в нем возникнуть. Не-ум – это совершенно чистое небо, без малейшего облачка.

Транссознание говорит, что, если вы в силах отказаться от философствующего себя – значит, у вас есть надежда на спасение. В тот миг, когда вы отказываетесь от философствования, вы становитесь невинными как ребенок, вы становитесь незнающими. Но это не значит, что Транссознание настаивает на невежестве. Незнание – не то же са­мое, что невежество. Незнание – это состояние невинности, когда вас нет ни как знания, ни как невежества, вы вышли за пределы обоих этих состоя­ний.

Невежественен тот, кто игнорирует знание. Невежественен тот, кто все время игно­рирует что-то важное. Но не может быть ничего более важного, чем вы сами. Таким образом, знающий человек представляет собой самого невежественного человека, потому что он много знает обо всем, но он совершенно не знает самого себя.

Ученые – это парализованные уроды, которые находятся полно­стью в своих головах. Они забыли все, кроме слов. Их существование полностью переместилось в мир образов и представлений. Оно целиком иллюзорно. Все, что у них есть – это их знания. Ученые – это знатоки по части знаний. Они собирают замечательные теории и строят из них прекрасные модели, целые системы моделей. Но это единственное, чем они занимаются. В сущности же они ничего не знают, обманываясь, будто им что-то известно.

Верующий человек также переполнен знаниями, знаниями о Боге, но не ведает о том, кто он такой и что есть сознание, заключенное в нем. Он не ведает, что такое вера, заключенная в нем. Его вера ничто иное, как его знания о Боге.

Поэтому очень трудно вытащить ученого и еще труднее верующего фанатика из его иллюзорного существования. Они полностью живут в сво­их словах, которые они повторяют как заклинания, поддерживая, таким образом, свою веру. Ученый верит в науку, религиозный адепт в Бога.

Создается такое впечатление, что они забыли о том, что в реальности существует все, кроме слов. Они абсолютно глухи и абсолютно слепы. Они не видят, не слышат, не чувствуют. Они не слы­шат, что им говорят. У них есть свои представления, и эти люди настолько плотно напичканы мыслями, в них так много слоев слов, что реальность не может пробиться к ним.

Слова – это слова. Вы не в силах увидеть и прочувствовать их. Единственно, что могут слова – это взрастить в вас очень крепкое эго. Поэтому самое сильное эго у тех, кто много знает.

Опасайтесь затеряться в философии и религии, если вы действи­тельно хотите узнать, что такое Истина. Остерегайтесь стано­виться верующим, верующим ученым, верующим христианином, иудеем, мусульманином, верующим адептом любой религиозной конфессии, потому что все это способы быть глухим, слепым и бесчувственным.

Знающий, верующий человек невежественен, потому что он игнорирует самое главное в жизни, то есть игнорирует самого себя. Он все время занимается несущественным. Он невежественен, то есть, полон знаний, и все же абсолютно ни в чем не смыслит.

Транссознание настоятельно советует обретать состояние незнания. Незнание означает, что человек ни невежественен, ни знающ. То есть он не обладает знаниями, потому что не интересуется простой информа­цией, но он и не невежда, потому что не уходит от знания. Такой человек не может игнорировать самый главный поиск – свое сознание. Он не игнорирует собственное Бытие, Себя Сознание.

У незнания есть своя красота. Оно подобно чистому зеркалу или чистой глади аб­солютно спокойного ночного озера, в котором отражаются звезды, луна, в ее свете при­брежные кусты и деревья. Состояние незнания – это высшая точка в эволю­ции человека. В этом месте человек заканчивается и начинается чистое Знание, чистое оСознание.

Знания вкладывают в ум после физического рождения. Знание, со-Знание всегда присутствует, как знает сердце о том, как ему биться, как зна­ет семя о том, как ему прорасти, как знает цветок о том, как ему рас­пуститься, как знает рыба о том, как ей плавать, как знает птица о том, как летать. И это совсем не ин­формация о чем-то. Здесь есть существенная, принципиальная разница. Нужно всегда помнить о различии между знания­ми и знанием, сознанием.

Состояние незнания – это в действительности состояние сознания, отражающее в себе существование в его истин­ном свете, когда все знания и все невежество исчезли. Знания приоб­ретаются после рождения, а сознание приходит вместе с вами, вы есть ничто иное как сознание. Чем больше знаний вы набираетесь, тем активнее вы закрываетесь в сознании, по­тому что его затуманивает информация. Знания подобны пыли, а сознание подобно зеркалу.

Сердце сознания – настоящий миг, мгновение. Знания же всегда из прошлого. Знания означают память. То есть знания означают, что вы узнали что-то, пережили что-то и накопили свой опыт. Сознание всегда в настоящем и из настоящего.

Когда вы слишком крепко цепляетесь за знания, вы теряете осознание, потому что вы не можете быть в настоящем, знания тут же отправляют вас в прошлое. Из прошлого осознание невозможно. Чтобы вернуться к осознанию, в вашу природу, вам придется перестать цепляться за знания. Знания приобретены, они вам навязаны, а сознание – это ваша природа. Сознание всегда сейчас. И если сердце сознания – это настоящий миг, то сердце на­стоящего мига – это ничто.

Сердце настоящего ми­га – это ноль, ничто. Когда ума больше нет, когда нет вас как знания, вы – ничто, ноль, шунья. Тогда все окружающее вас, все внутри и вовне вас, уже по­знано вами, но не как информация, а совсем иначе. Так солнце знает, как ему нужно светить, ребенок в материнском чреве знает, как ему расти, вы знаете, как вам дышать, сердце знает, как ему биться. Это совсем иное знание, оно заключено внутри вас и пребывает в вечности, как в глубине мгновения. Оно не приобретается, оно естественно присуще вам.

Знания подменяют сознание. Что происходит, когда у вас появляются знания? Вы забываете себя как сознание. У вас есть знания, и вы забываете сознание. Но именно сознание – дверь в божественное, а знания – это препятствие на пути в божественное. Знания полезны для мир­ских дел. Да, они сделают вас более производительным, более искусным в том или ином вашем практическом деле. Вы можете стать хорошим инженером, вы можете стать профессором в своей области. Вы сможете больше зарабатывать благодаря знаниям.

Нет ничего плохого в пользовании знаниями, но не позволяйте знаниям становиться препятствием на пути к божественному, на пути к Истине. Не знания должны руководить вами, а вы ими. Но вы не сможете выйти за пределы знания, если вы есть знания. Вы можете распоряжаться знаниями из знания, но это ничего не меняет, вы по-прежнему остаетесь их заложником. Единственным настоящим вашим знанием может быть только состояние незнания. В вас знания подменили сознание, и вы забыли себя как сознание. Нужно просто вспомнить себя в незнании, себя как сознание, поскольку вы всего лишь позабыли его.

Мастер призван помочь вам вспомнить себя в осознании. Общество учит вас знаниям, Мастер разучивает вас. Все общественные институты занимаются созданием знаний, созданием все больше­го количества знаний, они навязывают вам знания. Мастера действует противоположно: ему нужно освободить вас от всего, что сделало с вами общество. Его дело в основе своей антиобщественно, и здесь ничего не поделаешь. Мастер всегда будет антиобщественным.

Вам нужно исчезнуть, раствориться как знания, вам нужно от­ключиться как ум, поскольку осознание – это не что иное, как самовспоми­нание, как оживление глубинной памяти вашего сознания. Когда вы встречаете Истину, когда вы встречаете Мастера, когда вы видите Истину Его Бытия, в вас тотчас может возникнуть отклик, в котором узнается Истина. На это не потребуется даже мгновения, вы не думаете о том, истинно это или нет. Этот отклик – не мышление, поскольку мышлению требуется время.

Когда вы слышите, видите или ощущаете Истину, когда вы чувствуете присутствие Истины, когда вы начинаете взаимодейство­вать с Ней, что-то в вас тотчас же узнает Ее, причем без всякого объяснения, без какого-либо суждения, анализа или аргументации. Не то, чтобы вы приняли что-то или поверили во что-то – вы именно вспомнили, вспомнили себя самого. Таков фундаментальный подход Транссознания.


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом