Главная страница

Экзамен. Хим. Вопросы к экзамену по курсу Русский язык и кр


Скачать 42.5 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по курсу Русский язык и кр
АнкорЭкзамен. Хим.doc
Дата24.12.2017
Размер42.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭкзамен. Хим.doc
ТипВопросы к экзамену
#35318
Каталогid39670563

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Экзамен. Хим.doc, Органическая химия. Практикум.doc.
Показать все связанные файлы

Вопросы к экзамену по курсу «Русский язык и КР»
Вопросы, требующие развёрнутого ответа (первый вопрос экзаменационного билета)


  1. Расскажите о происхождении русского языка. Влияние старославянского языка на формирование русского литературного языка (что представляет собой старославянский язык, создатели славянской письменности, почему литературный язык XVIII века называли «славяно-русским» языком?).

  2. Русский язык XVIII - XIX вв. Роль М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина в создании русского литературного языка. Споры «карамзинистов» и «шишковистов». Деятельность Вольного Российского собрания. Почему XIX век называют «серебряным веком русской словесности и русского языка»?

  3. Русский язык ХХ века. Каковы особенности русского языка советского периода?

  4. Русский язык ХХ века. Какие явления характерны для русского языка конца ХХ века?

  5. Раскройте значение термина «язык». Докажите системность языка.

  6. Что изучает семиотика? Дайте определение «знака». Назовите типы знаков, их функции, свойства.

  7. Формы существования языка. Функции языка.

  8. Речь как реализация языка. Соотношение языка и речи. Разновидности речи.

  9. Разновидности речи. Особенности устной и письменной речи, монологической и диалогической. Функционально-смысловые типы речи. Функциональные разновидности.

  10. Функциональные разновидности речи. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи? Дайте определения понятиям «функциональный стиль» и «жанр». Как связаны эти понятия? Назовите основной жанр письменной научной речи.


Теория, знание которой проверяется в тестовой форме (второй вопрос экзаменационного билета)


  • Значение термина «культура речи» (КР). Три аспекта культуры речи (КР).

  • Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Литературный язык, его признаки. Понятие кодификации. Система норм современного русского литературного языка.

  • Орфоэпические нормы в узком и широком понимании термина. Акцентология. Особенности и функции русского ударения.

  • Лексические нормы. Понятие лексической сочетаемости. Проблема выбора слова. Полисемия. Омонимия. Паронимия. Синонимия. Речевая избыточность: многословие, тавтология, плеоназм. Речевая недостаточность. Фразеология.

  • Грамматические нормы: морфологические нормы и синтаксические нормы. Категория рода, числа, падежа имен существительных. Степени сравнения имен прилагательных. Глагольные формы. Образование причастий и деепричастий. Ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм.


Теория, знание которой необходимо для выполнения практического задания (третий вопрос экзаменационного билета)


  • Жанры письменной научной речи. Аннотация, ее структура, языковое оформление.

  • Жанры письменной научной речи. Реферирование научной статьи.

  • Стилистика русского языка: языковые особенности письменной научной речи.


Литература


  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и Культура речи. Ростов-на-Дону, 2001.

  2. Русский язык и Культура речи: Учебник/ Под. ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

  3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000.

  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

  5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы (любое издание).

  6. Современный словарь иностранных слов (любое издание).


Образец выполнения задания по Стилистике.

Доказать принадлежность данного фрагмента текста научному стилю.

Научный стиль
1) Что же следует понимать под языковой личностью? 2) Каково в самом общем виде содержание этого понятия? 3) В решении этого вопроса надо, очевидно, исходить из понимания современной наукой личности вообще. 4) В психологии личность трактуется как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальным и физическим окружением, условиями. 5) В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. 6) В итоге получается, что и по определению, и по сложившейся исследовательской практике при изучении личности и её описании в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т.е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности. 7) Последние могут, конечно, быть объектом изучения психолога, но как бы сами по себе, в отвлечении от человека, вне личности … 8) Он попадает в поле зрения исследователя личности только в том случае, если речь идёт о втором для неё языке … 9)Следовательно, языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру ступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) её изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в её картине мира, в её тезаурусе (из книги Ю.Н. Караулова « Русский язык и языковая личность», с 35-36).
Данный фрагмент текста принадлежит научному стилю. В тексте используется научная терминология: личность, языковая личность, картина мира, психология, интеллект, биологические побуждения, мотивационные предрасположения, когнитивный, индивид, тезаурус. Использованием терминов, специальных понятий достигается точность научной речи.

Общенаучная лексика: понятие, вопрос, наука, исследователь, организация, ценности, аспект, объект, уровень, смысл, способ, практика, процесс, деятельность, иерархия.

Отглагольные (абстрактные) существительные: содержание, решение, понимание, взаимодействие, побуждение, окружение, реагирование, изучение, отвлечение, выявление, установление, описание.

Вводные конструкции, создающие логичность научной речи: очевидно, конечно, следовательно.

Использование сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных также способствует созданию логичности и доказательности научного текста. Например, придаточное определительное (4), придаточное условия (8), обстоятельственное (9), изъяснительное (6).

Предложения, осложнённые однородными членами (4,5,6,7,9): между побуждениями и окружением, условиями; и социальным и физическим; стиль или способ; и по определению, и по практике; при изучении и описании; его характеристики и воля; интеллект и способности; смыслов и ценностей; в её картине мира, в её тезаурусе.

Отвлечённость и обобщённость научной речи достигается использованием безличных и обобщённо-личных конструкций: следует понимать; надо исходить; в итоге получается.

Для научного стиля характерно также использование конструкций родительного падежа, например, содержание понятия, решение вопроса, понимание личности, организация предрасположений, в процессе деятельности, стиль жизни индивида, способ реагирования, при изучении личности, в центре внимания, объект изучения психолога, объект анализа, поле зрения исследователя личности, по ту сторону языка, уровень изучения, установление иерархии смыслов и ценностей.


Образец аннотации (объем 0,5 стр.)

Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. – М.: Наука, 1989. – С. 44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.

Цель автора – рассмотреть пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Статья состоит из трех разделов.

Статья адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов философии, политологии высших учебных заведений.
Образец реферирования (1 стр.)

Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. – М.: Наука, 1989. – С. 44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.

Цель автора – рассмотреть пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Статья состоит из трех разделов.

В первом разделе формулируется (дается определение) (излагается) …

Второй раздел содержит (аргументацию)(описание)(анализ)(обзор) …

В конце статьи автор приходит к выводу, что …(делает вывод о том, что …)
перейти в каталог файлов
связь с админом