Главная страница

Добротина. ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения. Занятие начало сочинения


Скачать 57.5 Kb.
НазваниеЗанятие начало сочинения
АнкорДобротина. ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения.doc
Дата02.05.2018
Размер57.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДобротина. ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения.doc
ТипДокументы
#40166
Каталогid95302636

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: 4c236fbb269a70a5504b5304d119fd64_154152_1533438619.gif, Пояснение к НИКО. 8 кл. Литература.docx, konkurs.jpg, 8_kl_Literatura.pdf, Добротина. ЗАНЯТИЕ 7. Формулировка проблемы.doc, Добротина. ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения.doc, Добротина. ЗАНЯТИЕ 5. Языковые нормы. Выразител...doc, КТП Литература 7 кл. В.Ф. Чертов. ФГОС.docx, Programma_kursa_Lit_5-9_kl_k_uch_G_S_Merkina_M_Russkoe_slovo_201, КТП Литература 6 кл. В.Ф. Чертов. ФГОС.docx и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы


Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения

ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения

Как-то к Брехту пришёл молодой человек и сказал:

- У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно - я не знаю, как начать.

Брехт улыбнулся и посоветовал:

- Очень просто. Начните с... левого угла на чистом листе бумаги.

В языке существуют выражения, свидетельствующие о том, что роль начала в любом деле очень велика, например: «Доброе начало пол­дела сделало».

Именно по началу книги мы порой решаем, читать её или нет. И начало вашего сочинения должно быть удачным, настраивающим эксперта, читающего вашу работу, примерно так: «И это ещё толь­ко начало!»

Следует заметить, что начинать сочинение вы можете только тогда, когда определите проблему текста и поймёте, о чём именно вы будете писать. О формулировке проблемы речь впереди, но и при выполнении заданий этого урока мы будем оперировать понятиями: проблема, идея текста.

Как же определить проблему, поднимаемую автором текста? И как начать своё сочинение?

Будем помнить о том, что основная проблема, идея текста, как пра­вило, если называется, то называется неоднократно, автор возвраща­ется к ней снова и снова.

Это может быть:

  • простой повтор;

  • повтор с развитием сюжета;

  • структурный параллелизм изложения;

  • повтор с антитезой.


ТРЕНИРУЕМСЯ!
Прочитаем текст, с которым нам предстоит работать. Внимание: чита­ем с остановками, выделяя ключевые слова текста:

(1) Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, яко­бы выражающим особенную сущность нашего национального харак­тера. (2) На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубоко­мысленно философствуют политтехнологи... (3) У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4) Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интел­лектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (6) Почему? (7) Кто виноват?

Вы заметили, что автор использует буквальный повтор вопроса в 1 и 7-м предложениях, а ещё в 3-м предложении указан автор этого вопроса. Можно сформулировать проблему, о которой рассуждает автор, так: «В чём причина того, что в богатой природными ресурса­ми и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности?»

(8) Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глуб­же, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни эко­номические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9) Она в нашем неуваже­нии к человеку. (10) Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13) Что из того обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших уважаемых поли­тиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделённые от реальности толс­той стеной макроэкономических соображений, не видите микро­скопическую клетку общественного организма - живого человека.

(17)Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые две­ри, равнодушное «Ждите, нам некогда» - всё это симптомы са­мой страшной социальной болезни - пренебрежения к человеку. (18)О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы судь­боносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функ­ции. (20) А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружаю­щих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.
Вы, конечно, не могли пройти мимо 9 и 10-го предложений - имен­но в них сформулирована авторская позиция: причина бедности, неустроенности России - в неуважении к человеку. Если вниматель­но перечитать этот фрагмент, то выстраивается ряд синонимов: неуважение, пренебрежение, равнодушие, невнимание, унижение, оскорбление... Выход автор видит в том, чтобы сделать человека высшей ценностью (предложение 10).
(21) Не нужно призывов! (22) Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, что­бы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров...

(24)Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя унижен­ным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность тру­да, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?». (По В. Тимофееву)

Продолжение автором мысли о возможном решении проблемы: не разговорами, а реальными делами помочь человеку почувствовать себя человеком (предложения 21-23).

После того, как внимательно прочитан текст, определена проблема, даже авторская позиция, можно продумывать начало работы.

С чего начать?

  • С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса.

  • С обращения к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

  • Используя именительный темы.

  • Используя попарное соединение однородных членов.

  • Вопросно-ответное единство (задать вопрос и дать ответ на него).

  • Используя риторический вопрос.

  • С помощью пословиц, поговорок, высказываний.

Важно: не отрывайтесь от текста, используйте предложения из него, но не злоупотребляйте цитатами.

Предлагаем варианты того, как можно начать сочинение по данно­му тексту.

С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса

В наше время особенно остро стоит проблема неуважения к лич­ности человека. Автор с волнением говорит «о симптомах самой страшной социальной болезни нашего времени - пренебрежения к человеку». (Предложение 17)

Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убе ждениям

Не будем кривить душой - ну не знаем ничего о личности автора, значит, этот вариант не используем.

Использование стилистических фигур:

Именительный темы

Обыкновенный человек. Что стоит за данным понятием?

Русский национальный характер.

«Микроскопическая клетка общественного организма». Удивитель­но, но именно так говорит автор текста о жизни обыкновенного че­ловека. (Предложение 16)

Попарное соединение однородных членов Огромная территория и природные ресурсы, экономические рефор­мы и гуманистические призывы... Может ли всё это стоить больше, чем счастье и благосостояние обыкновенного человека? (Предло­жения 4, 8)

Вопрос и ответ на него

В чём причина того, что большая часть населения огромной и бога­той природными ресурсами страны прозябает в бедности? В. Тимо­феев считает, что проблема кроется «в нашем неуважении к чело­веку». (Предложение 9)

Риторический вопрос

Надо ли думать о счастье и удобстве человека, когда строятся дома или в космос запускают очередную ракету?

Кто виноват? Над этим «бессмысленным», по мнению автора текста, вопросом задумываюсь и я.

С помощью пословиц, поговорок, высказываний

«Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга!... Человек! Это звучит гор­до!» - восклицал герой пьесы М. Горького, написанной в начале XX века. Мысль о том, что надо уважать человека, осознавалась даже обитателями «дна жизни». Изменилось ли что-то спустя сто лет?

Автор вспоминает героев Достоевского, говоря о том, что человек не должен чувствовать себя униженным и оскорблённым. (Предло­жение 24)
Итак, начало сочинения может быть разным. Потренируйтесь в на­писании разных вариантов начала, выполняя домашнее задание этого урока.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 6

1) Прочитайте текст Ю. Бондарева, сделайте его разметку (выделите ключевые слова, определите проблему, о которой рассуждает автор, постарайтесь увидеть авторскую позицию).

2) Продумайте и запишите различные варианты вступления для сочи­нения по данному тексту.

Текст

(1) Почему мы снова пишем о Второй мировой войне? (2) Не потому, наверное, что слабость рода людского - боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. (3) Нет, мы помним о войне потому, что человек - величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его - это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей.

(4) Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возмож­ность своей смерти, а осознав её, познать неповторимую ценность са­мого себя и ценность других. (5) В этой слабости его величие и созна­ние собственной нужности на земле. (6) В то же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой тайной, - осознав ценность жизни, перестаёт бояться смерти и, умирая во имя убеж­дений и веры, сеет зёрна добра, которые могут или не могут стать колосьями мгновенно. (7) В этом духовная основа каждого подвига. (8) Тогда смерть человека на войне, и не только на войне, - это жизнь его во всём, что мы называем будущим. (9) Отними у людей пульс самопожертвования, эту вспышку высокого духа, - и люди сильных Убеждений проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. (10) Опасность смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия - в этом я вижу проблему борьбы, жизни и смерти. (11) И здесь уже все кон­фликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть кото­рой , наверное, всё же в том, чтобы оставить после себя след на земле. (12) Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на Котором можно поскользнуться, другие - яркий и ровный свет най­денной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утверждённой в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством. (Юрий Бондарев. Моим читателям)


перейти в каталог файлов
связь с админом