Главная страница
qrcode

Добротина. ЗАНЯТИЕ 4. Синтаксис. Пунктуация. Занятие синтаксис. Пунктуация


НазваниеЗанятие синтаксис. Пунктуация
АнкорДобротина. ЗАНЯТИЕ 4. Синтаксис. Пунктуация.doc
Дата12.04.2018
Размер128 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДобротина. ЗАНЯТИЕ 4. Синтаксис. Пунктуация.doc
ТипДокументы
#39598
Каталог

Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения

ЗАНЯТИЕ 4. Синтаксис. Пунктуация

Расстановку знаков препинания можно сравнить с танцем: особый рисунок движений (обособлений, второстепенных чле­нов...), ритм музыки (ритм предложения). Гармония! Посмо­трите, как всего лишь в одном предложении можно использо­вать ВСЕ знаки препинания:

«Это... ты?!» - удивлённо воскликнул отец (я не предупреждал его о приезде: было некогда); но через минуту он говорил уже спокойно, без волнения.

Без верно расставленных запятых не только текст предложе­ния из задания тестовой части, но и текст вашего сочинения будет просто несуразным набором слов. Главное - не торопи­тесь. Считайте: «И раз, и два, и три...». Вы должны не только логикой определять обособление, но и чувствовать его. Под­чёркивайте, выделяйте цветом - «танцуйте» в том стиле, в ка­ком привыкли.

Синтаксису в экзаменационной работе посвящён ряд заданий. Для их выполнения потребуются умения видеть связь между словами в предложении и выделять словосочетания, находить грамматическую основу предложения, устанавливать связь между частями сложного предложения; эти же умения необходимы для выполнения заданий по пунктуации.
В блок «Синтаксис. Пунктуация» входят следующие тестовые задания:


Позиция

задания

Что проверяется

Примерные формулировки заданий

А6

Синтаксические нормы

В каком предложении прида­точную часть сложноподчи­нённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

А9

Предложение. Граммати­ческая основа предложе­ния. Подлежащее и ска­зуемое как главные члены предложения

Какое сочетание слов является грамматической основой в ... предложении текста?

А10

Синтаксический анализ предложения (обобщение)

Укажите верную характеристику ... предложения текста

А20

Пунктуация в простом и сложном предложениях

Укажите правильное объясне­ние постановки запятой или её отсутствия в предложении

А21

Знаки препинания в предло­жениях при обособленных членах предложения (опре­деления, обстоятельства)

В каком варианте ответа пра­вильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А22

Знаки препинания в пред­ложениях со словами и конструкциями, грамма­тически не связанными с членами предложения

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

А23

Знаки препинания в прос­том осложнённом предло­жении (однородные члены предложения)

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)

А24

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Как объяснить постановку двоеточия (тире) в данном предложении?

А25

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

В каком варианте отве­та правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А26

Знаки препинания в слож­ном предложении с союз­ной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В3

Словосочетание

Из предложения ... выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ (УПРАВЛЕНИЕ)

В4

Предложение. Граммати­ческая (предикативная) основа предложения, под­лежащее и сказуемое как главные члены предложе­ния. Двусоставные и одно­составные предложения

Среди предложений... найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5

Осложнённое простое предложение

Среди предложений ... найдите предложение с обособленным согласован­ным распространённым приложением (определени­ем, обстоятельством). Напишите номер этого пред­ложения

В6

Сложное предложение

Среди предложений ... найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения.

Как показывает практика, самым сложным является задание на определение грамматической основы - А9. А это именно то задание, умение решать которое позволяет справиться с другими.

СПРАВОЧНЫЙ материал

Подлежащее может быть выражено:

1) существительным в именительном падеже - самый распро­странённый случай. Не забудьте, что имена собственные - тоже существительные: Бабушкин положил книгу, Марме­ладовы жили;

2) местоимением в именительном падеже. Не забудьте: относитель­ное местоимение который и отрицательное никто тоже могут быть подлежащими: Я вернулся в город, который был неузнава­ем; Никто не знал о событии,

3) инфинитивом: Сдать экзамен - наша задача;

4) цельным словосочетанием - если оно есть субъект действия: Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу;

5) прилагательным, причастием, перешедшими в разряд сущест­вительных: Больной беседовал с врачом;

6) наречием: Светлое завтра обязательно наступит;

7) числительным: Семь - частое число в сказках.


Сказуемое может быть выражено:

  1. глаголом в любой форме;

  2. двумя глаголами, один из которых - инфинитив (составное гла­гольное сказуемое): Я решил изучать английский язык;

  3. существительным (в составе именного сказуемого): Каждый ребё­нок - талант;

  4. фразеологизмом - если есть спрягаемая глагольная форма: Нас долго водили за нос;

  5. числительным (в составе именного сказуемого): Дважды два - че­тыре.

  6. кратким прилагательным или причастием (в составе именного ска­зуемого): Проход открыт; Он рад встрече; Даль туманна;

  7. словами категории состояния: В лесу было тихо.


ЗАДАНИЕ А9. Предложение, грамматическая основа предложения

Какие слова являются грамматической основой в предложении?

Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

  1. информация для обработки;

  2. информация должна;

  3. информация должна быть преобразована;

  4. информация преобразована.

Найти подлежащее легко: имя существительное в начальной фор­ме (в форме именительного падежа) только одно, оно же является и субъектом действия - это слово информация.

Сложность возникает при определении сказуемого. В первом ва­рианте ответа в качестве сказуемого предлагается существительное в родительном падеже с предлогом (для обработки). Ответ неверен.

Во втором - остаётся непонятным: кому и что должна информа­ция? В четвёртом - как преобразована информация? В этих случаях не совсем понятны лексические составляющие значения сказуемого. Ответ: 3.

ТРЕНИРУЕМСЯ!

Какие слова не являются грамматической основой в одной из ча­стей сложного предложения текста?

  1. что приводит (предложение 3);

  2. оно повысилось (предложение 4);

  3. нет движения (предложение 4);

  4. это приводит (предложение 5).

(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа на плане­те. (4) Такой тревожный рост содержания С02 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5 раз, но даже и на Юж­ном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но за­держивает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.
Анализ вариантов ответа позволяет исключить ответ 3: слово «нет» может быть сказуемым в безличном предложении (там, где быть не может подлежащего). Слово «движения» здесь является дополне­нием (нет - чего? - движения).
Ещё один пример:

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. календарь был, (предложение 2);

  2. он короче (предложение 3);

  3. каждые четыре года добавлялся (предложение 4);

  4. «биссектум» назывался (предложение 5).

(2) Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3) В этом календаре (его называют юлианским ка­лендарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4) Чтобы прибли­зить среднюю продолжительность календарного года к длительно­сти тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день.

В Древнем Риме он назывался «биссектум» - «второй шестой», от­куда и пошло наше выражение «високосный год», (б) ...средняя про­должительность года по юлианскому календарю даже несколько уве­личилась по сравнению с тропическим.

Проанализируем предлагаемые варианты ответа:

В первом варианте глагол был явно недостаточен для сказуемого, это лишь вспомогательный глагол в составном сказуемом был создан.

В третьем варианте ответа приведены слова, явно не являющиеся грамматической основой, - каждые четыре года (это обстоятельство времени, основа - день добавлялся).

В четвёртом варианте ответа тоже кроется подвох. Именно местоиме­ние он (он - календарь) является подлежащим, основа - он назывался.

Проверяем 2-й вариант: сказуемое выражено сравнительной степе­нью прилагательного (в составе именного сказуемого: он короче - пропущен глагол-связка есть, он был короче, он будет короче).


ЗАДАНИЕ А20. Пунктуация в простом и сложном предложениях

Союз И может соединять как однородные члены предложения, так и предикативные части сложного предложения. Самое глав­ное здесь умение, как ни странно, это умение считать: считать однородные члены, считать грамматические основы. Прямо как в танцах: «и раз, и два, и три...»

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсут­ствия в предложении:

Язык - это основа национальной памяти ( ) и его надо беречь.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Всегда начинаем с определения грамматической основы: язык - ос­нова, надо беречь. Нас не должно смущать отсутствие подлежащего во втором (односоставном безличном) предложении. Союз И здесь - в сложном предложении, запятая нужна.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсут­ствия в предложении:

Величественное море к вечеру совсем утихло ( ) и только изредка глухо вздыхало.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Грамматическая основа: море утихло и вздыхало. Основа одна, но два сказуемых, соединённых одиночным союзом И. Запятая не нужна.


ЗАДАНИЕ В3 Словосочетание

Типичная формулировка задания: Из предложения ... выпи­шите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ (УПРАВЛЕНИЕ).


СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Словосочетание - соединение двух самостоятельных слов, связан­ных подчинительной связью (согласование, управление, примыкание).

Согласование (изменение главного слова влечёт за собой измене­ние зависимого): хороший денёк.

Управление (зависимое слово, являясь изменяемой частью речи, стоит в определённом падеже): говорил (о чём?) о цветах.

Примыкание (зависимое слово является неизменяемой частью речи:

инфинитивом, наречием, деепричастием): говорил (как?) вдохновенно.

Не являются словосочетаниями:

  1. сочетания самостоятельного слова со служебным: перед ним, около дома;

  2. сочетания слов в составе фразеологизма: бить баклуши, ломать голову;

  3. подлежащие и сказуемые: пришла весна, день хорош;

  4. составные словоформы: более светлый, будет смеяться.


ТРЕНИРУЕМСЯ!
Выпишем из предложения по одному примеру на каждый вид связи:

Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живёт в его душе: не было бы нашего сознания, не было бы и красоты.

Согласование (изменение главного слова влечёт за собой измене­ние зависимого): нашего сознания (изменим главное слово - созна­ние: наше сознание, нашим сознанием).

Управление (зависимое слово, являясь изменяемой частью речи, стоит в определённом падеже): открывается (кем?) человеком.

Примыкание (зависимое слово является неизменяемой частью речи: инфинитивом, наречием, деепричастием): существует независимо.
ЗАДАНИЕВ 4. Грамматическая основа предложения

Двусоставные и односоставные предложения

Среди предложений 6-14 найдите сложные предложения, в состав которых входит(-ят) односоставное(-ые) безличное(-ые). Напишите номера этих сложных предложений.

(6) Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, под­ставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (7) Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (8) А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом. (9) На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказы­вал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись. (10) Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и лёгкие сны! (11) Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тём­ной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежи­ми стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13) Потом пришла осень, листья по­желтели, и в комнате стало тихо, грустно. (14) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.
Рассуждаем:

Задание осложняется ещё и тем, что надо найти предложение (пред­ложения) в достаточно большом фрагменте текста.
Алгоритм действий:
1. Отсекаем те предложения, которые не отвечают условию о слож­ных предложениях, - в этом случае простые предложения: 6, 7, 8.
Анализируем оставшиеся предложения:

(9) На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои корот­кие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись. (10) Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и лёгкие сны! (11) Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тёмной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, све­жими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощуще­нием счастливого пробуждения. (13) Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно. (14) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.

2. Вспоминаем особенность односоставных безличных предложе­ний: подлежащего (субъекта, действующего лица) нет и быть не может. Сказуемое может быть выражено словами категории со­стояния: в нашем случае - стало тихо, грустно (13-е предложе­ние), глаголом в безличной форме: в нашем случае - снилось (11-е предложение). Многих смущает местоимение мне - понятно же, кому снилось, значит, есть подлежащее. Это ошибка: вспоминаем, что подлежащее может быть выражено существительным (местои­мением) в именительном падеже.

Для того чтобы вспомнить особенности односоставных предло­жений, посмотрите на схему-рисунок:

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Глагольные

Именные



Назывные



1. Определённо­-личные 2. Неопределённо-личные


3. Обобщённо-­личные

Нет и не может быть лица… - 4. Безличные







ТРЕНИРУЕМСЯ!
1. Укажите номер определённо-личного предложения (части предложения).

1) Смотри, 2) как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

(Ф. И. Тютчев)

2. Укажите номер неопределённо-личного предложения (части предложения)

  1. Многие ничего о нем не слышали.

  2. На уроке нам все подробно объяснили.

  3. Всю неделю шли беспрестанные дожди.

  4. Любим встречать рассвет у реки.

3. Укажите номер обобщённо-личного предложения (части предложения)

  1. Лбом стену не прошибёшь.

  2. Расскажешь мне об этом завтра.

  3. Все знают об этом.

  4. Мне дали морскую раковину.

4. Укажите номер (номера) безличного предложения (части предложения)

  1. Но что нам делать с розовой зарёй

  2. Над холодеющими небесами,

  3. Где тишина и неземной покой,

  4. Что делать нам с бессмертными стихами?

  5. Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

  6. Мгновение бежит неудержимо,

  7. И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

(Н.С. Гумилёв)

5. Укажите номер назывного предложения (части предложения)

  1. Учись у них - у дуба, у берёзы.

  2. Кругом зима. 3) Жестокая пора!

4) Напрасные на них застыли слёзы,

5) И треснула, сжимаяся, кора.

(А. А. Фет)

6. Укажите номер определённо-личного предложения (части предложения)

1) Сегодня, 2) я вижу, особенно грустен твой взгляд,

3) И руки особенно тонки, колени обняв.

4) Послушай: 5) далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

(Н. С. Гумилёв)

КЛЮЧИ:

1, 2-2, 3-1, 4-1, 3, 4, 5-3, 6-4.
А теперь - комментарий:

1. Укажите номер определённо-личного предложения (части предложения)

Смотри - можем подставить местоимение «ты», глагол в форме 2-го лица повелительного наклонения.

2. Укажите номер неопределённо-личного предложения (части предложения)

На уроке нам все подробно объяснили - главный акцент - на дей­ствии, важно, что работа сделана, а кто объяснил - мы, вы или они - не так важно.

3. Укажите номер обобщённо-личного предложения (части предложения)

Лбом стену не прошибёшь - данное действие мыслится как обра­щённое не к конкретному лицу, глагол в форме 2-го лица един­ственного числа.

4. Укажите номер (номера) безличного предложения (части предложения)

Но что нам делать с розовой зарёй,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать - все сказуемые выражены глаголами в форме инфинитива.

5. Укажите номер назывного предложения (части предложения)

Кругом зима - обратите внимание, это двусоставное неполное предложение (есть обстоятельство места, которое относится к про­пущенному сказуемому)

Жестокая пора! - только подлежащее и относящееся к нему опре­деление.

6. Укажите номер определённо-личного предложения (части предложения)

Послушай - глагол в форме повелительного наклонения, можем подставить местоимение «ты».


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4

1) В3. Словосочетание

(1) Легко писать письма, когда на каждое письмо получаешь ответ. (2) Прочитаешь - словно поговоришь. (3) Зацепишься за какую-нибудь реплику в ответе, за какое-нибудь возражение, и глядишь - разбе­жался на новое письмо (4) Да разве только письма! (5) Литература, всё человеческое искусство - это как игра в теннис, извините за упро­щённое сравнение, (б) Чтобы теннисист хорошо играл, нужна хоро­шая подача со стороны партнёра. (7) Если же спортсмен посылает от себя превосходные мячи, а в ответ ничего не получает, то никакой игры не получится. (8) Играть в теннис одному практически нельзя. (9) Точно так же без ощущения читателя, слушателя, зрителя, без ощу­щения целого народа, ради которого берётся перо или кисть, настоя­щего искусства быть не может. (По В. Солоухину)

1) Выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование.

2) Выпишите из первого предложения словосочетание со связью управление.

3) Выпишите из первого предложения словосочетание со связью примыкание.

4) Выпишите из текста словосочетание, в котором главное слово - наречие.

5) Выпишите из предложенных сочетаний слов те, которые не яв­ляются словосочетаниями: словно поговоришь, зацепишься за реплику, игра в теннис, перо или кисть, ничего не получает.
2) Задание от автора

Тринадцать предложений - тринадцать заданий.

Пусть «чёртова дюжина» станет удачей!
1) Римский философ Сенека в самом начале нашей эры, (1) раз­мышляя о времени, (2) в одном из писем к Луцилию, (3) которые, (4) впрочем, (5) можно адресовать и всем молодым людям наше­го времени, (6) писал: 2) «Все у нас чужое, (7) одно лишь время наше. 3) Только время, (8) ускользающее и текущее, (9) дала нам во владение природа... 4) Не упускай ни часу. 5) Удержишь в руках сегодняшний день - (10) меньше будешь зависеть от завтрашнего. 6) Не то, (11) пока будешь откладывать, (12) и жизнь промчится». 7) Эти размышления пришли к нему в те самые годы, (13) когда пределы скоростей можно было связывать со всадником да ле­тящей стрелой. 8) И не было на горизонте даже отдельных при­знаков грядущей научно-технической революции или хотя бы ин­формационного бума. 9) Но проблема времени, (14) безусловно, (15) уже была. 10) За два тысячелетия, (16) что прошли с тех пор, (17) мы твёрдо убедились, (18) что время - (19) это деньги. 11) Но в отличие от дензнаков, (20) время нельзя дать в долг или вернуть. 12) Знаем и о его свойствах, (21) порой весьма странных. 13) Если любой школьник вам скажет, (22) что сорок пять минут урока по­рой тянутся целую вечность, (23) то пожившие люди утверждают, (24) будто они не замечают, (25) как пролетают целые годы, (2) б и объяснить это современная наука не в состоянии.

В1. Укажите способ образования слова СВЯЗЫВАТЬ (предложение 7).

В2. Из 13-го предложения выпишите все союзы.

В3. Укажите тип связи в словосочетании ПОРОЙ ТЯНУТСЯ (предло­жение 13).

В4. Среди предложений 5-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Укажите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.

Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания

  1. в сложносочинённом предложении;

  2. в сложноподчинённом предложении;

  3. в сложном бессоюзном предложении;

  4. при обособленных определениях;

  5. при обособленных обстоятельствах;

  6. при обособленных дополнениях;

  7. при вводных словах;

  8. между подлежащим и сказуемым.

3) Задание «Копилка аргументов»

Подумайте, какие произведения художественной (публицистиче­ской, научной) литературы вспоминаются, когда вам предлагают для размышления тезис: В чём сила и слабость русского характера?

1. Перечислите произведения художественной (публицистиче­ской, научной) литературы (обязательно укажите название произ­ведения и его автора), примеры из которых могли бы стать аргу­ментом для данного тезиса, - не менее 2 произведений.

2. Сформулируйте и запишите свой аргумент, опираясь на указан­ные вами источники.



перейти в каталог файлов


связь с админом